Научная статья на тему 'Анализ правоприминительной деятельности таможенных органов Российской Федерации по рассмотрению дел об административных правонарушениях'

Анализ правоприминительной деятельности таможенных органов Российской Федерации по рассмотрению дел об административных правонарушениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1527
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правоприминение / таможенные органы / административные правонарушения / нарушение таможенных правил / анализ данных / law enforcement / customs authorities / administrative offenses / customs offence / data analysis

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мимрак Ярослав Андреевич

Посвящено статистическому анализу структуры практики по делам об административных правонарушениях, возбужденных таможенными органами Российской Федерации в 2018–2020 гг. Выделены особенности правоприминения. Сделан вывод об улучшении качественных и количественных характеристик структуры дел об административных правонарушениях. Результаты исследования могут быть полезны должностным лицам таможенных органов при совершенствовании мер контроля деятельности участников внешнеэкономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мимрак Ярослав Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the Law Enforcement Activities of the Customs Authorities of the Russian Federation on the Consideration of Cases of Administrative Offenses

The article is devoted to the statistical analysis of the structure of practice in cases of admini­strative offenses initiated by the customs authorities of the Russian Federation in 2018–2020. The special aspects of law enforcement are highlighted. The conclusion is made about the improvement of the qualitative and quantitative characteristics of the structure of cases of administrative offenses. The results of the study may be useful to customs officials in improving the measures of control over the activities of foreign trade operators.

Текст научной работы на тему «Анализ правоприминительной деятельности таможенных органов Российской Федерации по рассмотрению дел об административных правонарушениях»

УДК 342.95

DOI 10.24412/cl-36450-2021-1-158-163

Я. А. МИМРАК

Анализ правоприминительной деятельности таможенных органов Российской Федерации по рассмотрению дел об административных правонарушениях

Посвящено статистическому анализу структуры практики по делам об административных правонарушениях, возбужденных таможенными органами Российской Федерации в 2018-2020 гг. Выделены особенности правоприминения. Сделан вывод об улучшении качественных и количественных характеристик структуры дел об административных правонарушениях. Результаты исследования могут быть полезны должностным лицам таможенных органов при совершенствовании мер контроля деятельности участников внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: правоприминение, таможенные органы, административные правонарушения, нарушение таможенных правил, анализ данных.

Ya. A. MIMRAK

Analysis of the Law Enforcement Activities of the Customs Authorities of the Russian Federation on the Consideration of Cases of Administrative Offenses

The article is devoted to the statistical analysis of the structure of practice in cases of administrative offenses initiated by the customs authorities of the Russian Federation in 20182020. The special aspects of law enforcement are highlighted. The conclusion is made about the improvement of the qualitative and quantitative characteristics of the structure of cases of administrative offenses. The results of the study may be useful to customs officials in improving the measures of control over the activities of foreign trade operators.

Keywords: law enforcement, customs authorities, administrative offenses, customs offence, data analysis.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела в Российской Федерации, является Федеральная таможенная служба (ФТС России). При осуществлении своих задач и функций ФТС России руководствуется международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, федеральными законами, актами Президента России и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минфина России, нормативными актами Центробанка и Положением о Федеральной таможенной

МИМРАК Ярослав Андреевич, студент юридического факультета Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

Научные руководители: Чепурная Ирина Владимировна, канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Владивостокского филиала Российской таможенной академии; Ниязова Марина Валентиновна, канд. экон. наук, доцент, начальник научно-исследовательского отдела Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

службе [2], осуществляя правоприменение в рамках таможенных правоотношений в том числе в форме правоохранительной деятельности.

Правоохранительная деятельность таможенных органов нацелена на выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений (далее - АП), отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, в рамках которой таможенные органы являются органами дознания и (или) следствия, ведут оперативно-розыскную деятельность и рассмотрение дел об АП. Дознание по уголовным делам производится на основании ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) [7] по преступлениям, например, в сфере уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица (части 1 и 2 ст. 194 УПК РФ), контрабанды наличных денежных средств или денежных инструментов (ч. 1 ст. 200.1 УПК РФ) и алкогольной продукции или табачных изделий (ч. 1 ст. 200.2 УПК РФ). Полномочия таможенных органов по рассмотрению дел об АП закреплена в статьях 23.8, 28.3 и в других Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) [1].

Вопросы правоохранительной деятельности входят в компетенцию таможенных органов разного уровня. Например, в дальневосточном регионе правоохранительную функцию выполняет Дальневосточная оперативная таможня (ДВОТ), являясь главной на Дальнем Востоке России по организации и осуществлению таможенными органами борьбы с контрабандой и иными правонарушениями в сфере таможенного дела. ДВОТ осуществляет оперативно-розыскную деятельность, обеспечивает организацию, руководство и контроль деятельности по указанным направлениям в таможнях и на таможенных постах подведомственных Дальневосточному таможенному управлению.

Анализ результатов правоприменительной деятельности таможенных органов способствует выявлению наиболее часто встречающихся нарушений таможенного законодательства и позволяет выработать эффективные предложения по совершенствованию мер контроля деятельности участников внешнеэкономической деятельности. Это обстоятельство определяет актуальность выбранной темы исследования. Цель исследования - выявление особенностей правоприминения в таможенных органах Российской Федерации на примере производства по делам об АП.

Анализ данных ФТС России о правоохранительной деятельности таможенных органов за 2018-2020 гг. свидетельствует о преобладании дел об АП. Их доля в 2018 г. составила 98,6 %, в 2019 г. - 98,7 % и в 2020 г. - 98,2 %.

Официальные данные таможенных органов об АП публикуются по возбужденным делам (в разрезе категорий лиц, в отношении которых возбуждено производство, и составу нарушений, закрепленных в статьях КоАП РФ), по вынесенным постановлениям о назначении наказания (в разрезе должностных лиц таможенных органов и судов и уполномоченных органов), по исполненным постановлениям (в разрезе административных штрафов и переданного в уполномоченные органы имущества). Анализ структуры дел об АП в сфере таможенных правоотношений, за 2018-2020 гг. представлен в таблице.

Из таблицы следует, что динамика количества возбужденных дел неровная и после роста в 2018-2019 гг. наблюдается снижение в 2020 г. Уменьшение общего количества дел об АП связано с установлением ограничительных мер,

направленных на снижение риска распространения новой коронавирусной инфекции (СOVID-19), которые спровоцировали резкое падение пассажиропотока; продлением ЕЭК сроков временного ввоза транспортных средств для личного пользования на таможенную территорию ЕАЭС; либерализацией валютного законодательства, а также введением временных запретов на проведение проверок соблюдения валютного законодательства; либерализацией правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС [6, с. 63].

Структура дел об административных правонарушениях, возбужденных таможенными органами, за 2018-2020 гг. [3-5]

№ п/п Год

Показатель 2018 2019 2020

ед. % ед. % ед. %

1 Общее число возбужденных дел, 143 148 100 150 968 100 114 547 100

2 в т. ч. в отношении

- юридических лиц - физических лиц - должностных лиц 74 781 49 150 12 894 52.2 34.3 9,1 72 816 57 528 14 228 48,2 38,1 9,4 64 194 29 054 14 209 56,0 25,4 12,4

- лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица 6 147 4,3 6 137 4,1 6 798 5,9

3 в т. ч. предусмотренных гл. 16 КоАП РФ, всего из них 73 464 51,3 87 020 57,4 64 194 56,0

- по ст. 16.2 32 212 22,5 38 320 25,4 25 316 22,1

- по ст. 16.3 14 026 9,8 19 022 12,6 10 692 9,3

- по ст. 19.7.13 44 036 30,8 37 255 24,7 33 357 29,1

- по ст. 15.25 13 939 9,7 14 722 9,8 8 220 7,2

- по другим статьям КоАП РФ 11 709 8,2 26 175 17,3 8 776 7,7

4 Вынесено постановлений о назначении

наказания, всего 142 536 100 148 066 100 113 200 100

из них

- должностными лицами таможенных 113 624 79,7 117 805 79,6 92 929 82,1

органов - судом и уполномоченными органами 28 912 20,3 30 261 20,4 20 271 17,9

5 Исполнено постановлений 73 602 51,6 92 384 62,4 73 448 64,9

6 Взыскано административных штрафов, млрд руб. 1,7 2,3 2,1

7 Передано в уполномоченные органы имущество общей стоимостью, млрд руб. 12,3 9,7 9,4

Остается относительно стабильной в 2018-2020 гг. структура возбуждаемых дел, при этом доля дел в отношении юридических лиц преобладает. На втором месте - дела в отношении физических лиц, хотя их доля снижается в сторону дел, возбужденных в отношении должностных лиц. Также остается стабильной доля вынесенных постановлений о назначении наказания (преобладают постановления должностных лиц таможенных органов). По составу преобладают правонарушения, указанные в статьях главы 16 КоАП рФ (нарушение таможенных правил, преимущественно связанные с недекларированием либо недостоверным

декларированием товаров (ст. 16.2) и с несоблюдением запретов и (или) ограничений на ввоз (вывоз) товаров на (с) таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую федерацию (ст. 16.3)). Наблюдается рост доли постановлений о назначении наказаний, вынесенных должностными лицами таможенных органов, а также исполнения по вынесенным постановлениям о назначении наказания.

Далее остановимся подробнее на характеристике дел об АП, возбужденных таможенными органами по годам.

По данным показателей правоохранительной деятельности ФТС России [5], в 2018 г. дел об АП в отношении юридических лиц возбуждено 52,2 %, физических лиц - 34,3 %, должностных лиц - 9,1 %, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - 4,3 %. Наибольшее количество дел возбуждено в связи с нарушениями, предусмотренными гл. 16 КоАП РФ - 51,3 %, из них за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров (ст. 16.2 КоАП РФ) - 22,5 %, несоблюдение запретов или ограничений на ввоз/вывоз товаров (ст. 16.3 КоАП РФ) - 9,8 %. По составам, не относящимся к нарушениям таможенных правил, наибольшее количество дел об АП возбуждено за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров (ст. 19.7.13 КоАП РФ) - 30,7 % и нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (ст. 15.25 КоАП РФ) - 9,7 %.

В 2019 г. появилась информация о числе дел, возбужденных электронными таможнями, доля которых составила 0,9 %. Всего за год таможенными органами возбуждено дел об АП в отношении юридических лиц 48,2 %, физических лиц -38,1 %, должностных лиц - 9,4 %, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - 4,1 % [4]. 57,4 % всех дел возбуждено в связи с нарушениями, предусмотренными гл. 16 КоАП РФ, среди которых по ст. 16.2 - 25,4 % и ст. 16.3 - 12,6 %. Выросла доля других составов нарушений: по ст. 19.7.13 КоАП РФ - 24,7 %, ст. 15.25 КоАП РФ - 9,8 %, прочие - 17,3 %.

Данные ФТС России за 2020 год [3] свидетельствуют о росте доли дел, возбужденных электронными таможнями, до 2,0 %. Анализ структуры общего количества возбужденных дел показал увеличение дел в отношении юридических лиц до 56 %, должностных лиц до 12,4 % и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, до 6 %, и снижении дел физических лиц до 25,4 %. Сократилась доля дел в связи с нарушениями, предусмотренными главой 16 КоАП РФ до 56,0 %, из них по ст. 16.2 - 22 % и ст. 16.3 - 9,3 %. Увеличилась число дел по несвязанным с нарушением таможенных правил, в том числе по 19.7.13 КоАП РФ их доля составила 29 %, по ст. 15.25 КоАП РФ - 7,1 %.

Анализ товарной структуры АП выявил традиционные группы товаров в качестве предмета АП. Так, в 2018 г. преобладали валюта, табак, продукция растительного происхождения, текстильные материалы и изделия, древесина и изделия из нее, а также алкогольная продукция. Основу правонарушений в 2019 г. составили продукция растительного происхождения, табак, алкогольная продукция, валюта, а также текстильные материалы. В 2020 г. такими товарами стали древесина и изделия из нее, продукция растительного происхождения, валюта, табак,

а также текстильные изделия. Таким образом, чаще всего предметами правонарушений в исследуемом периоде становились валюта, табак, продукция растительного происхождения и текстиль.

Немалую роль при анализе правоприменения в таможенных органах играет показатель, отражающий количество дел, по которым прекращено производство, и исполненных постановлений. Например, если в 2018-2020 гг. значение первого показателя не превышало 2,0 % и сокращается, то второго - возросло с 51,6 до 64,9 %. Таким образом, наметилась тенденция улучшения качественных характеристик осуществления административного производства таможенных органов.

В 2020 году ФТС России проводилась комплексная работа, направленная, в первую очередь, на соблюдение прав лиц при развитии процессов взаимодействия электронных таможен с таможнями фактического контроля, а также на систему работы в условиях распространения новой коронавирусной инфекции и принимаемых в этой связи руководством страны и регионов мер. В рамках этой работы составлены и направлены в таможенные органы письма, содержащие: рекомендации по обеспечению бесперебойной работы в центральном электронном посте и на таможенном посте фактического контроля при выявлении АП; анализ оптимальных практик при организации работы электронных таможен, центральных электронных постов и таможенных органов фактического контроля; указания по осуществлению производства по делам об АП в условиях пандемии корона-вирусной инфекции и введенных мер по его нераспространению; рекомендации по вопросам возбуждения дел об АП в связи с непредставлением или несвоевременным представлением в таможенный орган статистических форм, либо представлением статистических форм, содержащих недостоверные сведения; разъяснения по вопросам уголовной и административной ответственности; разъяснения о продлении ЕЭК сроков временного ввоза транспортных средств для личного пользования на таможенную территорию ЕАЭС и условиях привлечения лиц к административной ответственности с учетом данного решения ЕЭК; разъяснения по вопросам административной ответственности за нарушения валютного законодательства в связи с вступлением в силу федерального закона от 01.04.2020 № 72-ФЗ «О внесении изменений в статьи 15.25 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Принятые меры позволили сохранить качество производства по делам об АП в таможенных органах и обеспечить максимально возможное соблюдение прав лиц в условиях неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в стране.

Обобщая, отметим следующие результаты исследования.

Статистический анализ структуры практики таможенных органов по делам об АП позволяет выделить особенности правоприминения в этой области правоохранительной деятельности.

В 2018-2020 гг. для структуры административного делопроизводства таможенных органов свойственна относительная стабильность. Выявлено, что самые распространенные нарушения - правонарушения со стороны юридических лиц, по факту непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров и недекларирования либо недостоверного декларирования товаров. Чаще всего постановления о назначении наказания выносят должностные лица таможенных органов. Улучшаются

качественные характеристики структуры административного производства таможенных органов за счет снижения доли дел, по которым прекращено производство, и роста исполненных постановлений. Наиболее часто предметами правонарушений становились валюта, табак, продукция растительного происхождения и текстиль.

Улучшение структуры делопроизводства и снижение количества дел об АП может указывать на достижение цели административного наказания, закрепленной в ст. 3.1. КоАП РФ «Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами». Основная цель административного наказания существует не только в теории науки административного права, но и достаточно эффективно реализуется на практике. Однако снижение количества дел об АП также связанно с эпидемиологической ситуацией в 2020 г., а именно с принятием ограничительных мер по предупреждению распространения коронавирсуной инфекции.

Список литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.04.2021). URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 20.04.2021).

2. Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 23.04.2021 № 636. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.04.2021).

3. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 2020 год. URL: https://customs.gov.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/informacziya-upravleniya-tamozhennyx-rassledovanij-i-doznaniya/ document/265853?print=1 (дата обращения: 20.04.2021).

4. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 2019 год. URL: https://customs.gov.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/informacziya-upravleniya-tamozhennyx-rassledovanij-i-doznaniya/ document/224608?print=1 (дата обращения: 20.04.2021).

5. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 2018 год. URL: https://customs.gov.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/informacziya-upravleniya-tamozhennyx-rassledovanij-i-doznaniya/ document/171637?print=1 (дата обращения: 20.04.2021).

6. Таможенная служба Российской Федерации в 2020 году // Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 20.04.2021).

7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 05.04.2021, с изм. от 13.04.2021). URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 20.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.