© 2011 г.
М.В. Беспалов
анализ практики применения в строительной отрасли
федерального закона ОТ 21.07.2005 № 94-фз « О размещении зАКАзОв на поставки товаров, выполнение
РАБОТ, оказание УСЛУГ ДЛя
государственных и муниципальных нужд» на примере тамбовской области
Беспалов Михаил Владимирович - доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, к.э.н.
(E-mail: [email protected])
Аннотация. В статье анализируется практика применения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ), согласно которому все закупки государственные учреждения должны проводить через аукционы на открытых электронных площадках, если стоимость контракта превышает 100 тыс. руб. При этом из-за острой конкуренции в области строительных услуг номинальная цена государственных контрактов на аукционах значительно снижается. Анализ положительных и отрицательных моментов от снижения номинальных цен на строительные услуги и причин их возникновения - тема статьи.
Ключевые слова: нормативная смета, прибыль, строительная продукция, аукцион.
Основная цель Закона № 94-ФЗ - это эффективное противодействие коррупции и достижение здоровой конкуренции в сфере государственных закупок и, как следствие, экономии бюджетных средств. При этом в реальности в результате применения Закона № 94-ФЗ происходит возрастание конкуренции на государственных аукционах. В связи с подрядным голоданием в условиях экономического кризиса, когда происходит дозированный выплеск строительных работ на электронные площадки, количеству участников, желающих получить тот или иной объем, приходиться только удивляться. И как следствие, скидка, полученная заказчиком услуг на аукционе, не поддается экономическому обоснованию, скидки в результате жесткой конкурентной борьбы порой достигают 60% от номинальной цены торгуемой услуги.
Приведем пример электронных аукционов за март-апрель 2011 года в Тамбовской области (таблица 1). Из таблицы видно количество участников и процент скидки от заявленной цены на аукционе. К сожалению, невозможно точно определить количество организаций, допущенных к аукциону, но по порядковым номерам торгующихся можно примерно понять количество участвующих.
Таблица 1
Электронные аукционы в сфере строительных работ в марте- апреле 2011 года
в Тамбовской области
№ п/п Наименование предмета электронного аукциона Электронная площадка Примерное количество участников Номинальная цена контракта Про- цент сни- же- ния Итог
1 Выполнение работ по капитальному ремонту здания Мичуринского районного суда Тамбовской области, расположенного по адресу: Тамбовская область, г Мичуринск, ул. Красная, 75. www.sberbank-ast.ru 25 4 247 713,0 46,6 2 269 635,82
2 Выполнение подрядных (строительных) работ по объекту: «Капитальный ремонт здания МДОУ детского сада комбинированного вида № 71 «Незабудка» (оплата 2012-2013) www.roseltorg.ru 19 8 391 093,00 24,8 6 306 044,54
3 Выполнение строительномонтажных работ для проведения текущего ремонта актового зала учебного корпуса www.roseltorg.ru 7 656 433,00 51,4 318 979,25
4 Выполнение работ по демонтажу (сносу), изготовлению и монтажу ограждения www.roseltorg.ru 7 725 544,00 41,9 421 372,28
5 Выполнение работ по изготовлению и монтажу 142 метров ограждения www.roseltorg.ru 7 409 266,00 26,8 299 553,67
При таких значительных снижениях заявляемой цены возникает вопрос: сколько же составляет реальная прибыль строительных организаций при условии выигрыша услуги по номинальной цене. Ведь ценообразование и сметное нормирование строительной продукции должно соответствовать нормативно-правовой базе, разработанной под руководством Госстроя России и Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, обязательной для всех предприятий и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов.
Основой действующей системы ценообразования и сметного нормирования служит Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации (СП 81-01-94), который включает в себя структуру сметных нормативов, порядок определения сметной стоимости строительства и т.д. Кроме СП 81-01-94, разработаны и рекомендованы к применению на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации». Вышеуказанные документы конкретизируются дополнительной нормативно-методической литературой по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве.
Ведь цена на строительную продукцию обеспечивает подрядчику возврат затрат в процессе строительного производства в полном объеме и прибыль в объеме нормы, а инвестору (заказчику) определяет объемы капитальных вложений на строительство объекта. Так может ли прибыль строительной компании быть ниже нормы (заложенной сметой)? Ведь сметная норма - это совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных и других работ. А вот главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.
При этом сметная прибыль - это не что иное как сумма средств, необходимая для покрытия отдельных (общих) расходов строительно-монтажных организаций на развитие производства, социальной сферы и материального стимулирования. Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции а, следовательно, строго регулируется (и не может быть произвольной).
Исходя из определения сметной нормы, мы видим, что это минимально необходимое и достаточное количество ресурсов для выполнения соответствующего вида работ. Таким образом, получая скидка на подрядных торгах в 60% от номинальной стоимости, означает, что в государственных нормах, используемых для составления смет, закладываемая прибыль составляет 60%.
Приведем примеры нормативной сметной прибыли лишь некоторых нормативных единичных расценок, применяемых при капитальном ремонте с применением средств государственного бюджета (таблица 2), а также примеры фактической прибыли тех же единичных нормативных расценок, при капитальном ремонте с применением средств государственного бюджета (таблица 3) (данная прибыль показана без уплаты налогов).
Таблица 2
Нормативная прибыль при единичной расценке ТЕР по г. Тамбову в 1-м квартале 2011 г.
без учета налоговых платежей (руб.)
Наимено- вание расценки Ед. изм. Наименование расценки при УСН При ОСН
Всего Прямые за- траты Накладные расходы Смет- ная при- быль Сметная прибыль, % Всего Прямые затраты Накладные расходы Сметная прибыль Сметная прибыль, %
Плитка стеновая м2 804,76 674,96 84,37 45,43 5,65 863,29 724,05 90,51 48,73 5,65
Штукатурка стен м2 201,19 123,31 51,92 25,96 12,90 215,82 132,28 55,70 27,85 12,90
Покраска стен м2 136,29 116,82 12,98 6,49 4,76 146,20 125,32 13,92 6,96 4,76
Кладка кирпичная м3 4 036,80 3 459,20 350,46 227,15 5,63 4 330,38 3 710,76 375,95 243,67 5,63
Таблица 3
Фактическая прибыль при единичной расценке ТЕР по г. Тамбову в 1-м квартале 2011 г.
без учета налоговых платежей
Наимено- вание расценки Ед. изм. Наименование расценки при УСН При ОСН
Всего З/п Мате- риалы Накл. расходы Смет- ная при- быль При- быль, % Всего З/п Мате- риалы Накл. рас- ходы Смет- ная при- быль При- быль, %
Плитка стеновая м2 804,76 300 380 84,37 40,39 5,02 863,29 300 380 84,37 98,92 11,46
Штукатурка стен м2 201,19 100 40 51,92 9,27 4,61 215,82 100 40 51,92 23,9 11,07
Покраска стен м2 136,29 70 43 12,98 10,31 7,56 146,20 70 43 12,98 20,22 13,83
Кладка кирпичная м3 4 036,80 800 2 900 350,46 -13,68 -0,34 4 330,40 800 2900 350,46 279,92 6,46
Как видно из таблиц, нормативная сметная прибыль и фактическая прибыль от нормативной единичной расценки отличаются, но ни в том, ни в другом случае не превышают 15% даже при условии применения разных систем налогообложения. Но не нужно забывать и о том что в данном примере не учтена налоговая база, которая обязательна для оплаты любой организацией, тем более что налоговая часть от ФОТ в 2011 году значительно увеличилась, а, следовательно, чистый заработок предприятия окажется еще ниже, чем прибыль, показанная в таблицах.
Так почему аукционы со скидкой в 60% считают состоявшимися и на кого ляжет нагрузка, связанная с покрытием необоснованной скидки? Кто в итоге окажется без оплаты и какого качества будет предоставляемая услуга? Будет ли отторгованная услуга поставлена в срок? Конечно, большинство из этих вопросов можно отнести и к услуге, выигранной за номинал, но нельзя не согласиться с тем, что подобное понижения является лакмусовой бумажкой для определения некачественной услуги, и как следствие, бездарно потраченных государственных средств.
Так экономит ли Государство на подрядных торгах? Статистика неумолимо говорит: «Да, да еще как!». И качество вроде соответствует. Но какой руководитель государственного учреждения заявит о том, что все не так, и что подрядчик выполнил работы не качественно и откажется подписывать акты выполненных работ а, следовательно, деньги на конец года останутся не освоенными. Гораздо проще ведь будет найти компромиссный вариант с подрядчиком.
Более того, после зимнего периода в строительном секторе остро стоит вопрос подрядного голодания и, следуя нормам Закона № 94-ФЗ государство спекулирует на нехватке строительных подрядов, в таких условиях многие организации вынуждены брать подряды ниже себестоимости, выстраивая свою структуру по принципу пирамиды. Эти организации уже давным-давно забыли, что такое сметная прибыль, и сами, находясь в ужасном положении, не дают другим компаниям брать работы по адекватной цене.
В целом нормы Закона № 94-ФЗ уже сейчас приводят к локальным авариям капитально отремонтированных объектов, в создавшихся условиях подрядные организации вынуждены экономить буквально на всем, в том числе и на безопасности. Кроме того, организация после выполнения подрядных работ должна иметь резервный фонд для гарантийного обслуживания отремонтированных объектов и оперативного принятия мер в случае аварии, таких фондов у большинства организаций просто нет, а прибыль часто расходуется на содержание минимально необходимого персонала, и текущих платежей для функционирования компании в зимний период.
Также отметим, что в ст.1 Закона № 94-ФЗ написано, что целью данного закона является предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Но как тогда понимать условия размещения заказа в некоторых информационных картах аукциона, когда обеспечение исполнения контракта предусмотрено в 5% от номинальной стоимости заказа, а порядок оплаты за выполненные работы производится в течение двух месяцев со дня подписания актов выполненных работ, с пометкой «возможна отсрочка платежа до двух лет». Так кто из участников аукциона получит деньги в срок, а кто должен задуматься о том, что деньги за выполненные работы не получит в течение двух лет, это еще при том, что предоплата условиями контракта не предусмотрена.
Таким образом, Закон № 94-ФЗ борясь с коррупцией, фактически может привести к деградации строительного сектора и созданию нового после ипотечного строительного кризиса.