Научная статья на тему 'Аукционы на выполнение строительно-монтажных работ: оптимизация управленческих решений'

Аукционы на выполнение строительно-монтажных работ: оптимизация управленческих решений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирничный В.Ю., Кадцын Р.А.

Сложившаяся на сегодня система проведения аукционов на выполнение строительно-монтажных работ, по мысли авторов, не имеет под собой проработанных экономических решений, что ведет к росту мошенничества в данной сфере и угрозе срыва государственных контрактов. Особую роль играют недооценка значимости и недофинансирование отдельных статей прямых и непрямых затрат в структуре сметной стоимости проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кирничный В.Ю., Кадцын Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аукционы на выполнение строительно-монтажных работ: оптимизация управленческих решений»

Сложившаяся на сегодня система проведения аукционов на выполнение строительно-монтажных работ, по мысли авторов, не имеет под собой проработанных экономических решений, что ведет к росту мошенничества в данной сфере и угрозе срыва государственных контрактов. Особую роль играют недооценка значимости и недофинансирование отдельных статей прямых и непрямых затрат в структуре сметной стоимости проекта.

Аукционы на выполнение строительно-монтажных работ: оптимизация управленческих решений

В. Ю. КИРНИЧНЫЙ,

доктор экономических наук,

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, Р. А. КАДЦЫН,

начальник группы заказчика-застройщика Бюджетного учреждения Омской области «Центр проектно-сметного обслуживания и материально-технического обеспечения», Омск

E-mail: romanark@mail.ru

В настоящее время в Российской Федерации реализуется комплекс мер по борьбе с коррупцией. Так, был разработан и введен в действие федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В этом документе описана процедура определения организации для заключения государственных контрактов на поставку материалов и оказание различных услуг, в том числе на выполнение строительно-монтажных работ.

В последние годы значительно возросли расходы государства на нужды строительства. При этом освоение государственных средств осуществляется строго в соответствии с федеральным законодательством. Однако практика показывает, что действующая на сегодняшний день законодательная нормативно-правовая база не является совершенной. Фактически

единственный критерий при проведении аукциона на выполнение строительно-монтажных работ - самая низкая предложенная цена. При этом нивелируются иные качественные характеристики участников аукциона: наличие материальной базы, стабильность работы организации, история её участия в предыдущих аукционах, кадровый состав и т.п.

Этим несовершенством законодательства нередко пользуются участники строительного рынка, занимающиеся мошенничеством: участник аукциона намеренно снижает цену лота с наибольшей стоимостью с целью заключения контракта и последующего получения аванса. После чего авансовые средства либо используются в качестве бесплатного кредита в течение нескольких месяцев, а затем возвращаются заказчику, либо выводятся, и начинается долгий и бесперспективный для бюджетной организации процесс их поиска.

Принимая во внимание тот факт, что срок реализации большинства госконтрактов - один финансовый год, мошенническая организация не успевает попасть в поле зрения фискальных структур. Таким образом, до заключения госконтракта данная структура может проявить себя единственным способом - уровнем снижения цены на аукционе.

В практике проведения аукционов встречаются и иные уловки, к которым прибегают предприниматели с целью максимизировать прибыль: предварительный сговор между участниками аукциона относительно того или иного лота, поиск изъянов в контракте с целью увеличения прибыли за счёт дополнительных работ и т.п.1

Вместе с тем серьёзные участники строительного рынка в большинстве своем также не имеют четко отработанного экономического механизма определения максимально допустимого снижения цены при участии в аукционе. Как правило, они занижают стоимость некоторых видов либо лимитированных и непрямых затрат, либо прямых затрат. При этом совокупное влияние данных факторов на возможное снижение цены лота практически никогда не принимается во внимание.

1 Симановский А. М. Проблемы в практике проведения подрядных торгов // Экономика строительства. 2002. № 10. С. 31-39.

148

ЭКО

Снижая стоимость за счёт лимитированных и некоторых видов непрямых затрат, подрядчик фактически урезает себя в фонде развития предприятия, в оплате труда обслуживающего персонала (в том числе - штата управления), в возможности содержания материальной базы, без которой невозможно полноценное существование организации и т.д.

Данный вид издержек может восприниматься некоторыми предпринимателями как несущественный, поскольку примерная структура сметной стоимости такова: прямые затраты -65-80%, накладные расходы - 12-20%, сметная прибыль -8-11%, лимитированные затраты - до 15%2. Вместе с тем лимитированные и непрямые затраты, а также последствия их недофинансирования могут существенно сказаться на прибыльности сделки (таблица).

Таким образом, снижение лимитированных затрат и накладных расходов позволяет предпринимателю, участвующему в проведении аукциона, уменьшать стоимость работ. Но при этом необходимо принимать во внимание возможные увеличение сроков производства работ и обеспечение технологического процесса машинами и механизмами. При невыполнении этих условий может возникнуть угроза срыва заключенного контракта.

Уменьшая стоимость работы за счёт прямых затрат, подрядчик снижает возможность привлечения высококвалифицированной рабочей силы, уменьшает свою прибыль от продажи материалов в монтаже, зачастую идя на нарушения и заменяя материал, указанный в проекте, на менее качественный, а также пытается снизить расход материала в ущерб качеству.

Так, при производстве работ по выполнению высококачественной штукатурки цементно-известковым раствором по камню стен требуется средний разряд рабочих - 4,2. Если же при этом встречаются прорезные русты, то средний разряд работников должен быть не ниже 5,0. На практике очень редко подрядчики приглашают специалистов такого разряда, поскольку платить им приходится значительно больше, чем неквалифицированным работникам из стран ближнего зарубежья.

Безболезненно для организации можно снизить стоимость строительных работ за счет материалов, используя следующие факторы:

- наработанные отношения с поставщиками (приобретать материалы по более низким ценам);

2 Ардзинов В. Д. Ценообразование и составление смет в строительстве. СПб.: Питер, 2008; Александров В. Т. Ценообразование в строительстве: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2001.

Снижение стоимости работ за счет лимитированных и некоторых видов непрямых затрат

Некоторые виды расходов Последствия недофинансирования

Накладные расходы Административно-хозяйственные Отсутствие основной и дополнительной зарплаты у административно-хозяйственного персонала приводит к снижению уровня менеджмента на предприятии, росту хищений ответственными лицами и последующему росту себестоимости строительной продукции

Обслуживание работников строительства Невозможность создания комфортных условий на строительной площадке снижает производительность труда, приводит к повышению травматизма при производстве работ

Организация работ на строительных площадках Использование временных (нетитульных) сооружений без последующего начисления амортизации, невозможность своевременного проведения ремонта оборудования и инвентаря

Прочие накладные расходы Невозможно увеличивать количество потенциальных заказчиков путём проведения рекламных мероприятий

Сметная прибыль Развитие производственной базы Физический и моральный износ основных средств предприятия, технологическое и производственное отставание организации от современных требований

Социальная сфера предприятия Сложности в решении кадровых вопросов, невозможность стимулирования при производстве работ

Зимние удорожания Дополнительные затраты на эксплуатацию строительных машин Эксплуатация механизмов в зимний период приводит к их преждевременному износу и требует более частого технического обслуживания, которое будет осуществляться за счёт прибыли подрядчика

Повышенный расход строительных материалов Дополнительный расход материалов может компенсироваться только за счёт прибыли подрядной организации

Удорожание производственного процесса Работы по утеплению строительных материалов, а также снижение производительности труда и связанное с этим увеличение сроков производства работ компенсируется за счёт прибыли подрядчика

150

ЭКО

Некоторые виды расходов Последствия недофинансирования

Временные здания и сооружения Использование временных механизмов и оборудования для обеспечения производственных процессов на строительной площадке Невозможно выставить заказчику счета для компенсации амортизационных отчислений за использованное оборудование. Происходит некомпенсируемый износ основных фондов подрядчика

Оборачиваемость повторно используемых материалов Износ повторно используемых материалов в процессе эксплуатации может оказаться выше предусмотренного нормативами

Непредвиденные затраты Возмещение стоимости работ и затрат, возникших при уточнении проектных решений или условий строительства Покрытие не предусмотренных первоначально затрат осуществляется за счёт прибыли подрядной организации, значительно снижая доходность сделки

Источник: Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве //МДС 81-33.2004. М., 2004; Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве // МДС 81-25.2001. М., 2001; Сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время: Сборник // ГСН 81-05-02-2001. М., 2001; Сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений: Сборник // ГСН 81-05-01-2001. М., 2001; Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ //МДС 81-35.2004. М., 2004.

- собственную производственную базу, позволяющую использовать при работе свою продукцию (стеновые блоки, изделия из древесины и т.п.);

- большие складские запасы, сформировавшиеся до повышения цен на строительные материалы.

Замена материалов, указанных в проектной документации, выставленной на аукцион, по закону № 94-ФЗ допустима в пределах 10%. В противном случае возможно расторжение заключенного контракта.

На основании вышесказанного представляется очевидной необходимость разработки и внедрения в практику комплекса экономических решений, которые позволят предпринимателям, участвующим в аукционах на выполнение строительно-монтажных работ, оперативно и точно определять максимально возможное снижение цены каждого лота. Это положительно отразится на ходе работ на бюджетных объектах и будет способствовать развитию строительной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.