Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВА МВД РОССИИ'

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВА МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТ-КРИМИНАЛИСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Досова А. В., Гринченко С. В.

Статья посвящена вопросам переподготовки и повышения квалификации сотрудников экспертно-криминалистических подразделений МВД России. В работе дан анализ наиболее значимых факторов, влияющих на качество и эффективность обучения слушателей. Внесены предложения по регулированию нормативно-правовой базы, регламентирующей механизм передачи изымаемых из незаконного оборота таких специфичных объектов криминалистического исследования, как огнестрельное, газовое и пневматическое оружие, бланки документов и поддельные денежные билеты, и передачи их на специализированные кафедры вузов. Основные тезисы, изложенные в статье, подкреплены статистическими данными, основанными на результатах анкетирования слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Досова А. В., Гринченко С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВА МВД РОССИИ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

А. В. Досова, С. В. Гринченко

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ

ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

НА ФАКУЛЬТЕТЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВА МВД РОССИИ

Статья посвящена вопросам переподготовки и повышения квалификации сотрудников экспертно-криминалистических подразделений МВД России. В работе дан анализ наиболее значимых факторов, влияющих на качество и эффективность обучения слушателей. Внесены предложения по регулированию нормативно-правовой базы, регламентирующей механизм передачи изымаемых из незаконного оборота таких специфичных объектов криминалистического исследования, как огнестрельное, газовое и пневматическое оружие, бланки документов и поддельные денежные билеты, и передачи их на специализированные кафедры вузов. Основные тезисы, изложенные в статье, подкреплены статистическими данными, основанными на результатах анкетирования слушателей.

Ключевые слова: эксперт-криминалист, профессиональная подготовка, повышение квалификации.

A. V. Dosova, S. V. Grinchenko

ANALYSIS OF FORENSIC EXPERTS' RETRAINING PRACTICE

AT THE ADVANCED TRAINING DEPARTMENT

OF THE VOLGOGRAD ACADEMY OF THE MINISTRY OF INTERIOR OF RUSSIA

The article is devoted to the problems of retraining and advanced training of forensic experts of the Ministry of Interior of Russia. In the article the analysis of the most important factors influencing quality and efficiency of training is made. The authors make proposals on regulation of legal framework regulating the mechanism of transferring such specific objects of forensic examination seized from illegal trafficking as firearms, gas spray guns, air guns, document forms, and counterfeit banknotes to the specialized chairs of higher educational institutions. The main ideas stated in the article are sustained by statistical data based on the results of the trainees' questionnaire survey.

Keywords: forensic expert, professional training, advanced training.

Успешная борьба с преступностью в значительной степени зависит от качества предварительного расследования и судебного разбирательства, полного и умелого использования достижений криминалистики. Важная роль в этом процессе отводится экспертно-криминалисти-ческим подразделениям МВД России, сотрудники которых осуществляют осмотры мест происшествий в качестве специалистов и выполняют экспертные исследования вещественных доказательств. От уровня их подготовки напрямую зависят объем и качество информации, получаемой как в ходе ОМП, так и при производстве

экспертиз и исследований.

В настоящее время подготовку экспертов-криминалистов для ОВД осуществляют: Московский университет МВД России, Саратовский юридический институт МВД России, Волгоградская академия МВД России и Санкт-Петербургский университет МВД России.

В вышеуказанных вузах будущие сотрудники экспертно-криминалистических служб получают право на производство семи традиционных криминалистических экспертиз. Выпускникам выдается диплом о высшем судебно-экспертном и среднем юридическом образовании. Ежегодно

вузы МВД России осуществляют выпуск около 300 экспертов высшей квалификации. Вместе с тем значительная часть выпускников экспертных факультетов работают не по специальности, и поэтому в экспертных подразделениях по-прежнему ощущается нехватка кадров. Одним из эффективных и перспективных путей решения этой проблемы является подготовка экспертов-криминалистов из числа лиц, уже имеющих, как правило, высшее образование. Данное суждение нашло свое отражение в концепции профессиональной подготовки экспертов-криминалистов органов внутренних дел России [1].

Одним из подразделений, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку экспертов-криминалистов, является кафедра основ экспертно-криминалистической деятельности (ОЭКД) факультета повышения квалифика-

В настоящее время кафедра ОЭКД осуществляет обучение слушателей по четырем видам криминалистических экспертиз: судебно-трасо-логическая, судебно-баллистическая, судебно-по-

ции Волгоградской академии МВД России.

В период с 2003 по 2009 г. кафедрой подготовлено более 2 000 специалистов для ОВД, других министерств и ведомств. Преподавательский состав кафедры проводит переподготовку и повышение квалификации экспертов как на базе ВА МВД России, так и с выездом в практические органы (учреждения). Так, за последние шесть с половиной лет количество сотрудников ЭКП (по федеральным округам), прошедших переподготовку на кафедре ОЭКД, распределилось следующим образом: Центральный — 21 %, Северо-Западный — 18 %, Северо-Кавказский — 4 %, Приволжский — 12 %, Южный — 12 %, Уральский — 11 %, Сибирский — 14 %, Дальневосточный — 7 % (см. диаграмму).

черковедческая и технико-кримина-листическая экспертиза документов.

За анализируемый период допуск на право производства судебно-трасологической экспер-

Сведения о количестве сотрудников экспертных подразделений (по федеральным округам), прошедших переподготовку на кафедре ОЭКД факультета повышения квалификации ВА МВД России в период с 2003 по 2009 гг.

328; 14%

266; 11%

98; 4%

144; 7%

278; 12%

483; 21%

287; 12%

413; 18%

11 центральный Н северо-западный ЁЭ приволжский В северо-кавказский Ш уральский □ сибирский

южный □ дальневосточный

тизы получили 27,1 % от общего числа слушателей, прошедших переподготовку, судебно-бал-листической — 23,0 %, судебно-почерковед-

Специфика получения допусков на право производства экспертиз на факультете повышения квалификации заключается в некоторых особенностях организации учебного процесса, который характеризуется, прежде всего, высокой интенсивностью обучения. В течение 32 рабочих дней в соответствии с учебными планами проводится более 200 ч занятий всех видов (т. е. до 10 часов в день). По каждой дисциплине предусмотрено проведение от 6 до 8 учебных экспертиз и исследований.

В связи с этим огромную роль играет субъек-

ческой — 30,0 %, технико-криминалистической экспертизы документов — 19,9 % (см. диаграмму).

тивный фактор: готовность и возможность усвоения контингентом слушателей большого объема информации в краткий период времени. Очевидно, что эффективность обучения зависит от уровня подготовки обучаемых, в том числе их базового образования.

В ходе проведенного анкетирования слушателей (за период 2007—2009 гг.) установлено, что подавляющее большинство прибывающих на учебу, имеют высшее образование — 77 % (в т. ч. высшее юридическое — 34 %, высшее экономическое — 3 %, высшее медицинское —

Сведения о количестве сотрудников экспертных подразделений прошедших переподготовку (по курсам дисциплин) на кафедре ОЭКД факультета повышения квалификации ВА МВД России в период с 2003 по 2009 гг.

0 Судебно-баллистическая О Судебно-трасологическая

И Судебно-почерковедческая □ Технико-криминалистическая экспертиза документов

2003-04 2004-05 2005-06 2006-07 2007-08 2008-09 2009-10 учебный год учебный год учебный год учебный год учебный год учебный год учебный год

3 %, высшее военное — 1 %, высшее педагогическое — 6 %, высшее техническое — 16 %, другое — 37 %), неоконченное высшее — 3 %,

средне-специальное и средне-техническое — 20 % (см. диаграммы).

Вид базового образования сотрудников экспертных подразделений, проходивших переподготовку на кафедре ОЭКД факультета повышения квалификации ВА МВД России. в период с 2003 по 2009 гг.

20%

3%

77%

0 Высшее И Неоконченное-высшее ЕЗ Среднее

Специализация высшего образования, сотрудников экспертных подразделений, проходивших переподготовку на кафедре ОЭКД факультета повышения квалификации ВА МВД России в 2003-2009 гг.

3%

В Высшее-юридическое Н Высшее-техническое □ Высшее-экономическое В Высшее-медицинское И Высшее-педагогическое Ш Высшее-военное 0 Другое

Практика преподавания экспертных дисциплин показала, что к числу важных факторов, оказывающих влияние на восприятие изучаемого материала, относятся стаж работы в экспертных подразделениях и наличие у обучаемых допусков на право производства отдельных видов судебных экспертиз.

В настоящее время в экспертно-кримина-листической службе наблюдается значительное «омоложение» кадров, в результате чего стаж большинства сотрудников не превышает трех лет, о чем свидетельствуют и результаты анкетирования, проведенного на кафедре. Около 46 % сотрудников ЭКП, проходящих переподготовку на базе ФПК, имеют стаж экспертной работы от 1 года до 3 лет. Вместе с тем 6,5 % обучаемых имеют стаж до 1 года, из них более половины без допусков на право производства каких-либо видов экспертиз.

Несомненно, что выбор специализации в первую очередь обусловлен нехваткой специалистов конкретного направления. Однако для оптимизации учебного процесса, на наш взгляд, обучаемые должны иметь хотя бы первоначальную подготовку, организуемую на базе направляющего экспертного подразделения, которая должна включать допуск к осмотрам мест происшествий, а также производству тех видов исследований, которые находятся в компетенции ЭКК базовых подразделений (например, дактилоскопическая экспертиза, экспертиза холодного и метательного оружия).

Следовательно, в целях качественной подготовки специалистов для экспертно-кримина-листических подразделений органов внутренних дел России необходимо более тщательное внимание уделять отбору лиц, направляемых для переподготовки и повышения квалификации, с учетом содержания и уровня квалификации, уровня развития профессиональной и психологической заинтересованности в восприятии повышенного уровня (объема) знаний, умений и навыков.

Одним из существенных факторов, гарантирующих последовательное и научное привитие

слушателям знаний, умений и навыков, отвечающих общепедагогическим требованиям профессиональной подготовки экспертов-криминалистов, является методологическое обеспечение учебного процесса.

Учебный процесс на кафедре осуществляется по примерным учебным программам и учебно-тематическим планам, утвержденным ДКО и ЭКЦ МВД России, и рабочим программам учебных дисциплин, сформированных на кафедре, на основе педагогического опыта, самостоятельного дидактического освоения соврем е н н ы х экспертных технологий, адаптированных к подготовке кадров для практических органов. Данные документы постоянно совершенствуются и отражают современное состояние теории и практики судебной экспертизы.

Важное влияние на эффективность обучения слушателей оказывает состояние материально-технической базы, включающее как создание нормальных социально-бытовых условий обучающимся, так и организацию комплекса учебных помещений, укомплектование оборудованием, аппаратурой, отвечающей виду, формам, уровню, целям и задачам обучения.

Авторы разделяют точку зрения Н. В. Макеевой [2], о том, что в силу особенностей подготовки кадров экспертов-криминалистов образовательным учреждениям, готовящим их, необходима специальная часть материального обеспечения, которая включает в себя:

— учебные объекты экспертно-криминалисти-ческой деятельности (объекты экспертизы, элементы вещной обстановки места происшествия и т. п.);

— учебные уголовные дела, документы су-дебно-следственной и экспертно-криминалисти-че ско й деятельности (протоколы осмотра места происшествия, заключения экспертов и проч.);

— наличие учебных полигонов, наиболее пол-н о им итирующих обстановку объекта криминалистического исследования

В результате передислокации кафедры ОЭКД в 2008 г. (объект № 2 по ул. Коммунистической, 36)

существенно расширились учебные площади. Это позволило создать баллистический и трасо-логический комплексы, включающие полигоны, имитирующие вещную обстановку места происшествия, для отработки практических навыков слушателей.

Вместе с тем существует ряд проблем, связанных с вопросами материально-технического обеспечения, выходящими за пределы компетенции вузов МВД России. Так, например, следует признать наличие дисбаланса материальной базы практических экспертных подразделений и вузов МВД России. Главным образом, это касается такого аспекта, как материальная часть огнестрельного оружия, изучаемого слушателями в режиме учебной дисциплины «Криминалистическая экспертиза оружия и следов его при-менениия». Используемые в ходе обучения образцы огнестрельного оружия — это конструкции вчерашнего дня, которые в настоящее время не являются приоритетными в практических экспертных исследованиях.

Логичным решением проблемы было бы пополнение используемого в учебных целях фонда огнестрельного оружия необходимыми образцами и моделями огнестрельного оружия, накапливаемого в хозяйственных отделах ГУВД, УВД и предназначенного для уничтожения. Однако непреодолимым препятствием для передачи такого оружия на баланс специализированных кафедр вузов МВД России в настоящее время является отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы. В связи с этим реализация механизма передачи конкретного экземпляра

огнестрельного оружия организационно сложна и громоздка и требует значительных временных затрат, а в ряде случаев невозможна.

Для выхода из создавшейся ситуации, на наш взгляд, руководству ЭКЦ МВД России и кафедр вузов, осуществляющих подготовку экспертов-баллистов, необходимо обратиться в соответствующие органы с обоснованным предложением о подготовке и принятии нормативно-правовых документов, регламентирующих передачу оружия, изъятого из незаконного оборота на баланс в отделения вооружения вузов МВД, для использования его в учебном процессе.

Следует отметить, что вышеобозначенная проблема относится и к обеспечению дисциплины «Технико-криминалистическая экспертиза документов» учебными объектами, соответствующими современным реалиям экспертной практики. В частности, речь идет о бланках документов, наиболее часто встречаемых в судеб-но-следственной практике при расследовании уголовных дел, например технические паспорта на транспортные средства и поддельные денежные билеты, изымаемые из незаконного оборота.

В статье проанализированы и затронуты лишь отдельные проблемные вопросы переподготовки экспертов-криминалистов на ФПК ВА МВД России, решение которых, по мнению авторов, будет способствовать повышению профессиональных качеств сотрудников ЭКП МВД России, что , в свою очередь, позитивно отразится на качестве и сроках раскрытия и расследования преступлений.

Список библиографических ссылок

1. Грузевич В. А., Комиссаров А. Ю., Скоморохов А. Г. и др. Концепция профессиональной подготовки экспертов-криминалистов органов внутренних дел России // Экспертная практика. 1993. № 35.

2. Макеева Н. В. Проблемы подготовки кадров экспертов для органов внутренних дел // Судебная экспертиза. 2001.

© А. В. Досова, С. В. Гринченко, 2010

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.