УДК 37.026.8
К.П. Леонтьев
АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИИ И НАВЫКОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В статье проведён анализ современной практики формирования умений и навыков управленческой деятельности у курсантов в процессе обучения в военно-учебном заведении. Выявлены недостатки в образовательном процессе, касающиеся формирования управленческих умений и навыков в организационном, содержательном и методическом плане.
Ключевые слова: управленческая деятельность, умения и навыки, образовательный процесс, военно-учебное заведение, подготовка курсантов.
K. Leontev
ANALYSIS OF PRACTICE THE FORMATION CADETS SKILLS OF MANAGEMENT ACTIVITY AT MILITARY INSTITUTIONS NOWADAYS
The article presents the analysis of modern practice offormation cadets skills of management activity in course of training at military institutions and the gaps of educational process concerning formations of management skills in the organizational, substantial and methodical plan.
Keywords: management activity, skills, educational process, military institution, cadets training.
Анализ современной практики формирования умений и навыков управленческой деятельности у курсантов на различных этапах развития военного образования позволяет изучить её особенности в современных условиях.
В результате было установлено, что в последние годы в военно-учебных заведениях наметилась тенденция к переосмыслению содержания, организации и методики формирования у курсантов умений и навыков управленческой деятельности. В связи с этим ведётся активная работа по совершенствованию обучения курсантов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
Анализ существующих методов формирования готовности к профессиональной деятельности курсантов показывает, что такое проектирование осуществляется, в основном, в соответствии с методикой, предлагаемой Министерством образования РФ.
Определение содержания учебного плана в вузе, согласно этой методике, начинается с выбора специальности выпускника и соответствующего ей базового учебного плана (образовательной программы), рекомендованного учебно-методическим объединением. После этого в базовый план могут быть внесены изменения и дополнения в рамках академических свобод вуза, также устанавливаемых государственным образовательным стандартом. Очевидно, что от того, как разработаны образовательные программы, зависит качество учебных планов в самих вузах. На деле же всю эту работу выполняют сами высшие военно-учебные заведения.
Организация образовательного процесса по формированию управленческих умений и навыков в вузах находится в прямой зависимости от разрабатываемых квалификационных требований к специальностям, по которым происходит обучение в соответствующих учебных заведениях [1]. Настоящие квалификационные требования к подготовке выпускников являются нормативным документом, дополняющим государственный образовательный стандарт. Они служат основой для разработки учебного плана и программ по соответствующей специальности.
По окончании военно-учебного заведения курсанты должны соответствовать квалификационным требованиям, заложенным в дополнениях к государственным образовательным стандартам. Срок обучения в настоящее время составляет пять лет, что по объёму отведённого учебного времени даёт право по окончании обучения присвоить квалификацию «специалист в области управ- 47
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2012'2
ления» (с дополнением по профилю вуза). Требования к выпускникам были сформулированы с помощью категорий:
«иметь представление» - обучающийся способен идентифицировать объект, дать его описание, сформулировать характерные свойства;
«знать ... и уметь использовать» - обучающийся способен сформулировать закон, определение, описать события, и уметь использовать эти знания для решения задач соответствующей сферы деятельности;
«владеть» - способность без дополнительного справочного материала выполнять необходимые действия, переносить свои знания в другую сферу деятельности, решать нестандартные задачи;
«иметь опыт (навык)» - предполагается обязательное наличие опыта (необходимых навыков) в проведении практических действий.
В соответствии с общими требованиями к военно-профессиональной подготовленности военный специалист должен отвечать следующим требованиям:
иметь целостное представление о военной службе, содержании и специфике выполняемых им задач, процессах и явлениях, протекающих в воинских коллективах;
обладать знаниями и навыками управленческой деятельности в объёме должностных обязанностей;
быть способным самостоятельно приобретать новые знания, доводить их до уровня технологических решений и практических действий в области управления;
обладать высокой нравственностью, духовной и военной культурой, развитым чувством патриотизма, чести и достоинства офицера и др.
Уровень квалификации выпускника военного вуза позволяет ему работать вне военной системы в сферах управления, производства, образования, науки на должностях, требующих специальной подготовки в области управления. Исходя из этого, в дополнениях к государственному образовательному стандарту напрямую заложены требования к выпускнику военно-учебного заведения как к управленцу.
Однако при анализе государственных образовательных стандартов, дополнений к ним, общих требований к государственным служащим не удалось обнаружить квалификационных требований, удовлетворяющих целям формирования управленческих умений и навыков у современных специалистов. В настоящее время ни в одном военно-учебном заведении в прямой постановке не стоит вопрос формирования у курсантов умений и навыков управленческой деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОСТ ВПО) даёт лишь общие требования, что специалист должен знать и уметь. В квалификационных требованиях отсутствует понятие формирования у курсантов управленческих умений и навыков. В то же время этот вопрос рассматривается в контексте общей подготовки курсантов к управленческой деятельности.
Вузовская практика свидетельствует, что особого внимания к процессу формирования умений и навыков управления деятельностью военнослужащих и воинских коллективов не уделяется, хотя интерес к данной проблеме существует. Вопросы формирования умений и навыков управления в прямой или косвенной постановке ставились в ходе образовательного процесса вуза. Поэтому в целях изучения практики формирования управленческих умений и навыков необходимо рассмотреть педагогический процесс подготовки курсантов к управленческой деятельности.
Формирование у курсантов управленческих умений и навыков в ходе образовательного процесса осуществляется на основе социального заказа и в соответствии с требованиями ФГОСТ ВПО и квалификационных характеристик военного специалиста.
В настоящее время в военных вузах управленческая подготовка является определяющей в образовательном процессе. Большинство кафедр преподают свои дисциплины в управленческом контексте. При построении учебных программ подготовки специалистов-управленцев было принято во внимание, что подготовка руководителей должна соответствовать потребностям войсковой практики. Практика показывает, что военнослужащие одновременно включены в разнообразные системы: служебно-функциональную, военно-политическую, военно-социальную, где им отводится специфическая роль. Соответственно офицеру-выпускнику приходится осуществлять управленческую деятельность в различных системах, выполняя также такие функции, как военно-педагогическую и военного специалиста [3].
Это обусловливает подготовку офицеров в трёх основных направлениях: как управленцев, педагогов и военных специалистов. Вследствие чего общая структура подготовки специалистов включает в себя управленческую, педагогическую и специальную подготовку.
Формирование управленческих умений и навыков является неотъемлемой частью общего педагогического процесса подготовки специалистов и органически входит в него [2]. В настоящее время формирование управленческих умений и навыков представляет собой целенаправленный педагогический процесс, включающий в себя взаимосвязанную деятельность командования, преподавательского состава и обучаемых по последовательному формированию у курсантов умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение задач управления, способности организовать деятельность своих подчинённых. Исходя из этого и построены программы учебных дисциплин.
Анализ вузовской практики показывает, что содержанием процесса формирования умений и навыков выступает та управленческая деятельность, к которой готовят курсантов в вузе. При этом процесс обучения в большей степени направлен на организацию работы в подчинённых подразделениях, нежели на формирование непосредственно умений и навыков управления деятельностью военнослужащих и подразделения. Овладение ею осуществляется в ходе целостного педагогического процесса развития личности курсанта, формирования знаний, умений и навыков, профессионально важных для этой деятельности качеств.
Проблемы формирования у курсантов управленческих умений и навыков решаются практически всеми кафедрами при преподавании учебных дисциплин. При этом программы построены с учётом, чтобы учебные дисциплины охватывали соответствующую сферу управленческой деятельности. Формирование умений и навыков происходит в двух направлениях. Первое обеспечивает формирование общеуправленческих, а второе - специальных умений и навыков.
Подготовку курсантов к управленческой деятельности, формирование общих и специальных управленческих умений и навыков осуществляют общегуманитарные дисциплины: философия, социология, педагогика, психология, политология и др. Блок специальных (тактика, техническая и тактико-специальная и др.) способствует закреплению и совершенствованию общеуправленческих умений и навыков. Педагогический процесс по формированию у курсантов управленческих умений и навыков построен в совокупности общих дисциплин, каждая из которых решает задачи подготовки курсантов к управленческой деятельности в определённой сфере, а также формированию специальных навыков и умений.
В то же время, несмотря на общую цель, каждая дисциплина решает задачу формирования управленческих умений и навыков самостоятельно. Налицо отсутствие межпредметных связей между учебными дисциплинами, что значительно снижает эффективность процесса формирования управленческих умений и навыков у курсантов военных вузов.
Формирование управленческих умений и навыков происходит в едином образовательном процессе военного вуза, состоящего из десяти семестров. При этом задача формирования заключается в том, что после изучения теоретического материала курсант на практическом занятии дол- 49
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2012'2
жен закрепить и полученные знания и сформировать у себя требуемые умения и навыки. При этом отдельные этапы процесса обучения обозначены лишь временными рамками семестров и учебных программ.
Анализ вузовской практики показывает, что учебные занятия построены по классическому варианту: лекция - практическое занятие - семинар или лекция - самостоятельная работа - индивидуальное собеседование. Лекционные занятия призваны обеспечить формирование у курсантов необходимых знаний, а также формирование концептуальных представлений о месте и роли управления в их профессиональной деятельности. В ходе практических занятий у курсантов формируются экспонирующие умения и навыки управления военнослужащими и воинскими коллективами.
Непосредственная отработка специальных навыков и умений, доведение их до уровня репродуктивных, а в отдельных случаях и до частично-поисковых, достигается в ходе групповых упражнений и семинаров, в ходе которых решаются различные проблемные задачи, моделируется будущая деятельность, и вырабатываются способы реализации управленческих решений. В конце четвёртого курса с курсантами проводится войсковая стажировка, где они исполняют роли различных должностных лиц в части. В ходе войсковой стажировки в условиях реальной деятельности происходит отработка различных вопросов, в том числе и управления. Практическая направленность занятий позволяет определить уровень знаний, сформированности умений и навыков, а также выявить все недочёты в системе подготовки курсантов. При этом сами курсанты могут оценить уровень своей обученности, а также имеют возможность применить полученные знания, умения и навыки на практике.
В настоящее время итоговым результатом успешности обучения выступают государственные экзамены. Анализ практики показывает, что в подавляющем большинстве курсанты успешно сдают выпускные экзамены, о чём говорит значительное число обучаемых, получивших диплом с отличием. Но в то же время военно-учебное заведение остаётся как бы наедине со своими проблемами, так как после очередного выпуска связь с курсантами прерывается. Отзывы на выпускников из войск не поступают, что не позволяет оценить успешность процесса обучения. Поэтому при обучении курсантов остаётся ориентироваться только на квалификационные характеристики и готовить абстрактных специалистов. В итоге, налицо нарушение в практике педагогического процесса, заключающееся в отсутствии обратной связи.
Анализ показывает, что в настоящее время существующая система оценки при подготовке специалистов уже не оправдывает себя. Современный специалист должен обладать не только суммой знаний, умений и навыков, но и возможностью их развивать и совершенствовать. Решение задач стандартным набором приёмов и средств, часто взятых из практического опыта, лишает курсантов возможности развить своё творческое мышление. Этому, как правило, способствует низкая мотивация занятий, снижение к ним интереса. На занятиях, в основном, реализуются теории: ассоциативно-рефлекторная, поэтапного формирования умственных действий, а также частично-проблемного обучения. Несмотря на широкую известность проблемно-деятельностного обучения, оно до сих пор не вошло в практику подготовки курсантов в полном объёме. Используются только его отдельные части: постановка проблемных задач, реализация решений, но главное - задействование творческого потенциала курсантов, выход на качественно новый уровень мышления до сих пор остаются нереализованными.
При появлении новых, нестандартных ситуаций возникают значительные трудности, особенно когда трудно или невозможно применить уже сформированные умения и навыки. Налицо отсутствие механизма перевода сформированных образований на уровень творчества и рефлексии.
Этому способствует малое задействование активных форм обучения, в которых курсант переходит с позиции объекта на позицию субъекта обучения и становится полноправным участником педагогического процесса. Именно в этом случае происходит изменение как ролевых позиций, так и мотивации курсантов.
Анализ вузовской практики также показывает, что уровень сформированности управленческих умений и навыков, как правило, выходит на репродуктивный, реже - на частично-поисковый уровень. Построение педагогического процесса, целеполагание и постановка задач осуществляются таким образом, что наличие у курсанта определённых умений и навыков (как правило, экспонирующих и репродуктивных) уже расценивается как достигнутый результат. Задачи же совершенствования управленческих умений и навыков до уровня частично-поисковых и творческих, как правило, не ставятся. Анализ управленческой подготовки курсантов показывает, что, к сожалению, формирование частично-поисковых и творческих управленческих умений и навыков в настоящее время при существующей системе обучения затруднено, и возможно лишь при индивидуализации обучения, опоре на личность курсанта.
Таким образом, анализ вузовской практики позволяет сделать вывод, что наряду с достаточно высоким содержанием и организацией управленческой подготовки имеются следующие недостатки, касающиеся процесса формирования управленческих умений и навыков в организационном, содержательном и методическом плане:
проводимые практические занятия не обеспечивают эффективного формирования у курсантов управленческих умений и навыков;
существующие формы и методы обучения способствуют формированию, как правило, экспонирующих и репродуктивных умений и навыков;
при подготовке курсантов недостаточно учитываются их индивидуально-психологические качества и практически не учитывается их личный опыт, в результате чего снижаются мотивация курсантов и возможности образовательного процесса;
взаимодействие между преподавателем и курсантами требует дальнейшего совершенствования;
недостатки в организации методической, воспитательной и научной работы снижают потенциальные возможности военного вуза по формированию у курсантов управленческих навыков и умений.
В то же время необходимо отметить, что учебные планы и программы военных вузов обладают большим потенциалом и значительным управленческим содержанием. Однако они не всегда используются рационально, целеустремлённо и творчески, что способствует недостаточному уровню сформированности у курсантов умений и навыков управленческой деятельности.
Недостатки в подготовке выпускников, замечания в адрес их подготовленности к управленческой деятельности в войсках свидетельствуют о том, что военные вузы имеют резервы в содержании, методике и организации этого процесса. Они предоставляют возможность осуществить опытно-экспериментальную работу по внедрению целевой педагогической программы совершенствования процесса формирования у курсантов умений и навыков управленческой деятельности.
Литература
1. Ковалев Г.Н. Совершенствование военно-педагогической подготовки курсантов авиационных вузов: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002.
2. Руденко Ю.С. Развитие теории и практики обучения слушателей и курсантов высших военно-учебных заведений: Дис... д-ра пед. наук. - М., 2001.
3. Синкевич Ю.С. Формирование у слушателей военных вузов навыков и умений управления воспитательной деятельностью офицеров части: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005.