УДК 378
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ К ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Л. И. Борейко, А. Ф. Караваев
Отмечается, что в системе практической подготовки отсутствует ее важное звено — специальная учебная дисциплина по формированию базовых умений и навыков, а именно учебная практика. Обосновывается необходимость введения дисциплины «Учебная практика», которая имеет целью введение курсантов в профессиональную реальность посредством формирования основ профессионального мастерства в условиях учебно-воспитательного процесса в вузе в период, предшествующий проведению производственных видов практики.
Ключевые слова: модель, профессиограмма, готов-ность,практика,практическая подготовка, выпускники.
Современная вузовская педагогика использует богатый опыт советской системы высшего профессионального образования, так как проводимые в то время научные исследования были нацелены на поиск путей совершенствования сферы практической подготовки студентов, достижение ими профессионального мастерства и профессиональной готовности к производственной деятельности. Однако основные вопросы теории и практики вузовского образования по внедрению сквозной практики, разработке модели специалиста, определению квалификационных требований к выпускнику в силу действия перестроечных процессов остаются нерешенными.
Динамика социального запроса в системе общественных отношений «вуз — выпускник — рынок труда» актуализировала значимость профессиональной готовности выпускника. Явление конкуренции и понятие конкурентоспособности стали стержневыми в развитии рыночных отношений в сфере труда. Производственной сфере нужен специалист в «готовом виде»: знающий, умеющий, опытный, а не выпускник института с дипломом о высшем образовании, которого нужно «доводить» до уровня специалиста, что требует дополнительных затрат от предприятия, в чем оно, естественно, не заинтересовано.
Образовательный процесс в высшем учебном заведении предусматривает осуществление теоретической и практической подготовки студентов путем освоения ими программ учебных дисциплин в соответствии с учебным планом и согласно государственному образовательному стандарту по избранной специальности, включающему также и основные квалификационные требования к выпускнику.
Задача вуза по подготовке специалиста, вооруженного необходимыми знаниями, умениями и навыками, обладающего способностью и готовностью осуществлять профессиональную деятельность, решается преимущественно в части, относящейся к области теоретической подготовки. Обеспечение готовности выпускника эффективно осуществлять профессиональную
деятельность как задача практической подготовки является хронически отстающим звеном в образовательной системе вуза.
Проблема низкого уровня профессиональной практической подготовленности выпускников к производственной деятельности обусловлена рядом серьезных причин: динамичностью социального запроса, недостаточной лабильностью образовательного процесса в вузе, отсутствием концепции профессиональной готовности выпускника вуза.
Система практической подготовки студентов в вузе ориентирована на достижение ими профессионального мастерства и предусматривает формирование профессиональных умений, навыков на практических занятиях, а также опыта практической деятельности в условиях производственной практики. Таким образом, профессиональная практическая подготовка включает несколько этапов: формирование элементарных умений и навыков, затем вариативных навыков, творческих умений; и далее: освоение отдельных видов профессиональной деятельности, овладение основами профессиональной деятельности в целом, приобретение опыта профессиональной деятельности на репродуктивном уровне, достижение профессионального мастерства, профессионализма.
Если профессиональное мастерство определяется критерием эффективности профессиональной деятельности, осуществляемой в стандартных, типичных условиях, то понятие профессионализма связано с критерием профессионального творчества, способностью к творческим решениям, принимаемым в нестандартных условиях, созданию и решению принципиально новых производственных ситуаций.
Границы задачи вуза по осуществлению практической подготовки будущего специалиста, его профессиональной готовности очерчиваются рамками достижения им профессионального мастерства и связанного с ним индивидуального стиля профессиональной деятельности, совокупно с развитием его творческих способностей, как базы, необходимой для достижения им профессионализма самостоятельно, уже в условиях трудовой деятельности.
В целях нивелирования недостатков профессионально-практической подготовленности выпускников вновь актуализируется необходимость введения института наставничества. С качеством профессиональной подготовки выпускников связан еще один немаловажный вопрос — оценка деятельности высшего образовательного учреждения, достижение им авторитета и престижа.
Исследование причин слабой профессиональной практической подготовки выпускников побудило авторов обратить внимание на процесс практической подготовки как на самостоятельную отрасль в образовательной системе вуза. Существующая система практической подготовки складывается из следующих звеньев: практические занятия, учения, ознакомительная практика в органах внутренних дел, практика по профилю специальности, преддипломная практика.
В результате анализа существующей системы обнаруживается парадоксальный факт: в системе практической подготовки отсутствует ее базовое звено — специальная учебная дисциплина по формированию базовых умений и навыков, а именно учебная практика. Таким образом, минуя этап формирования элементарных умений и навыков, курсанты от практических занятий переходят к обучению в естественных условиях производственной деятельности.
Учебная практика имеет целью введение курсантов в профессиональную реальность посредством формирования основ профессионального мастерства в условиях учебно-воспитательного процесса в вузе. Целенаправленное формирование базовых умений, профессиональной техники и опыта репродуктивной деятельности является необходимым этапом профессиональной практической подготовки курсантов в период, предшествующий проведению производственных видов практики.
Учебная практика является самостоятельной учебной дисциплиной и необходимым видом профессионального обучения, она решает задачи формирования базовой профессионально-практической подготовки и обеспечения подготовительного этапа к практике по профилю специальности на 3 курсе и к преддипломной практике на 5 курсе.
Совершенствование системы практической подготовки курсантов путем введения учебной практики сопряжено с проведением таких сложных и объемных научных исследований, как разработка профессиограммы специальности и модели специалиста, имеющих большую не только практическую, но и социальную значимость.
Концепция профессиональной готовности выпускника определяет принципы, методы и средства ее анализа и оценки, актуализируя необходимость разработки в этих целях научно обоснованной системы ее критериев. Рейтинговая система оценки уровня профессиональной подготовленности курсантов вне разработки профессиограммы и модели специалиста не обеспечивает объективность в определении степени профессиональной готовности выпускника.
Концепция профессиональной готовности выпускника служит базой образовательного процесса вуза, является научно обоснованной системой практической подготовки путем разработки ее теоретических основ, систематизации видов практической подготовки, оценочных критериев достигнутого курсантами уровня сформированности профессиональных умений и навыков, опыта практической деятельности, а также введения учебной практики.
Разработка концептуальных основ профессиональной готовности выпускника имеет целью унификацию критериев ее оценки в программах практики, приведение их в соответствие с требованиями к практической подготовке в профессиограмме, модели специалиста и государственном образовательном стандарте по специальности.
Потребность в современной модели профессиональной готовности выпускника вуза к осуществлению производственной деятельности ориентирует прежде всего на разработку конструктивной модели системы профессионально-практической подготовки с опорой на сквозную практику, нормы для каждого этапа, ориентиры для совершенствования.