Научная статья на тему 'Анализ практик объединения школ и детских садов (на примере Московской области)'

Анализ практик объединения школ и детских садов (на примере Московской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преемственность / детский сад / школа / образовательный комплекс / управление образовательным комплексом / continuity / kindergarten / school / educational complex / educational complex management

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Довженко Кристина Валерьевна

Актуальность. Развитие образования – это одна из важнейших задач государственной деятельности. Государство уделяет большое внимание реформированию и улучшению системы образования. Реализуемый на протяжении последних 25 лет комплекс реформ в сфере российского образования формирует новые подходы к повышению качества и конкурентоспособности системы российского образования (Просвиркин, 2018). Одним из направлений образовательных реформ является создание условий для преемственности дошкольного и начального общего образования. Объединение школ и детских садов в единые образовательные комплексы в Московской области началось в 2020 году (Богусловский, Кармаев, Ким, 2021) и продлится до 2030 года. Целью исследования является характеристика представлений директоров, прошедших объединение школ и детских садов в единые образовательные комплексы, о результатах и условиях объединения. Методы. Глубинное полуструктурированное интервью директоров образовательных комплексов Московской области. Ход исследования. Выборку составили директора комплексов Московской области, включающих дошкольные образовательные организации. Опыт объединения от 1 до 4 лет, среди них 8 женщин и 2 мужчины (Д1 – Д10), возраст: 39–61 год (средний возраст: 51 год). Результаты. Показано, что респонденты в качестве результатов видят облегчение адаптации детей к первому классу, повышение качества и доступности образования, облегчение коммуникации и взаимодействия воспитателей детских садов и педагогов начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Довженко Кристина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the practices of combining schools and kindergartens (using the example of the Moscow region)

Relevance. The development of education is one of the most important tasks of state activity. The State pays great attention to the reform and improvement of the education system. The set of reforms in the Russian education implemented over the past 25 years is forming new approaches to improving the quality and competitiveness of the Russian education system (Prosvirkin, 2018). One of the directions of educational reforms is to create conditions for the continuity of preschool and primary general education. The combining of schools and kindergartens into unified educational complexes in the Moscow region began in 2020 (Boguslovsky, Karmaev, Kim, 2021) and will last until 2030. The aim of the study is to characterize the ideas of directors who have gone through the combining of schools and kindergartens into unified educational complexes about the results and conditions of combining. Methods. The study used an in-depth semi-structured interviews with the directors of educational complexes in the Moscow region. Sample. The sample consisted of directors of complexes in the Moscow region, including preschool educational organizations with association experience from 1 to 4 years. Among them 8 women and 2 men (D1 – D10), age: 39-61 years (average age: 51 years). Results. The article shows that respondents see as results of the combining easier adaptation of children to first grade, improving the quality and accessibility of education, facilitating communication and interaction between kindergarten educators and primary school teachers.

Текст научной работы на тему «Анализ практик объединения школ и детских садов (на примере Московской области)»

������ ������� ����������� ����

� ������� ����� (�� �������

���������� �������)

�.�. ��������1,2.

1 ������������ ����������������� ����������� ������� ����� ����������, ������,

���������� ���������

2 ������������ ����������� ���������� ���������, ������, ���������� ���������

. dovzhenko-kv@edu.gov.ru

������

������������. �������� ����������� � ��� ���� �� ��������� ����� ��������������� ������������.

����������� ������� ������� �������� �������������� � ��������� ������� �����������.

����������� �� ���������� ��������� 25 ��� �������� ������ � ����� ����������� �����������

��������� ����� ������� � ��������� �������� � ��������������������� �������

����������� ����������� (����������, 2018). ����� �� ����������� ��������������� ������ ��������

�������� ������� ��� ��������������� ����������� � ���������� ������ �����������.

����������� ���� � ������� ����� � ������ ��������������� ��������� � ���������� �������

�������� � 2020 ���� (������������, �������, ���, 2021) � ��������� �� 2030 ����.

����� ������������ �������� �������������� ������������� ����������, ��������� �����������

���� � ������� ����� � ������ ��������������� ���������, � ����������� � �������� �����������.

������. ��������� ��������������������� �������� ���������� ��������������� ����������

���������� �������.

��� ������������. ������� ��������� ��������� ���������� ���������� �������, ����������

���������� ��������������� �����������. ���� ����������� �� 1 �� 4 ���, ����� ��� 8 ������

� 2 ������� (�1 � �10), �������: 39�61 ��� (������� �������: 51 ���).

����������. ��������, ��� ����������� � �������� ����������� ����� ���������� ��������� �����

� ������� ������, ��������� �������� � ����������� �����������, ���������� ������������

� �������������� ������������ ������� ����� � ��������� ��������� �����.

�������������. ������� ������ ������������� �������� ������������ � �������� ����������

������ ������������ ������������ �������, ������� ������������ ��������������� ��������

��������� ����������� ��� ���, ������� ��������� �������������� �� �������� ���������

� ��������� ������������ ��� ���������� ������������ � ���������� ���������

������� ������.

��� �����������: ��������, �.�. (2024). ������ ������� ����������� ���� � ������� ����� (��

������� ���������� �������). �����������

���������� �����������, 122(2), 60�68. https://doi.

org/10.24412/2782-4519-2024-2122-60-68

� ��������, �.�., 2024

���������: 14.03.2024.

������� � ����������:

18.04.2024.

�������� �����:

���������������,

������� ���, �����,

���������������

��������, ����������

���������������

����������

������� ������ / Research Article

https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-2122-60-68

��� / UDC 159.9.075, 159.922.8

��������

�������� ����������� � ��� ���� ��

��������� ����� ���������������

������������. ����������� ���������

������������ ������� �� ��������,

� ���������

�� ������������ ���������

����������, ������ � �������������

(��������, �������, 2019). ������

������� �� ������� ����������� ���������

������������ �������� ��������������

� ��������� ������� ��������������

����������� (�����������

����� �� 29.12.2012 �273-�� (���. ��

25.12.2023) ��� ����������� � ����������

����������. ����������� �� ����������

��������� 25 ��� �������� ������

� ����� ����������� �����������

��������� ����� ������� � ���������

�������� � ���������������������

������� ����������� �����������

(����������, 2018).

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

60

Analysis of the practices of combining

schools and kindergartens (using the example

of the Moscow region)

Kristina V. Dovzhenko1,2.

1 National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russian Federation

2 Ministry of Education of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

. dovzhenko-kv@edu.gov.ru

Abstract

Relevance. The development of education is one of the most important tasks of state activity. The

State pays great attention to the reform and improvement of the education system. The set of reforms

in the Russian education implemented over the past 25 years is forming new approaches to improving

the quality and competitiveness of the Russian education system (Prosvirkin, 2018). One of the

directions of educational reforms is to create conditions for the continuity of preschool and primary

general education. The combining of schools and kindergartens into unified educational complexes in

the Moscow region began in 2020 (Boguslovsky, Karmaev, Kim, 2021) and will last until 2030.

The aim of the study is to characterize the ideas of directors who have gone through the combining

of schools and kindergartens into unified educational complexes about the results and conditions

of combining.

Methods. The study used an in-depth semi-structured interviews with the directors of educational

complexes in the Moscow region.

Sample. The sample consisted of directors of complexes in the Moscow region, including preschool

educational organizations with association experience from 1 to 4 years. Among them

8 women and 2 men (D1 � D10), age: 39-61 years (average age: 51 years).

Results. The article shows that respondents see as results of the combining easier adaptation of

children to first grade, improving the quality and accessibility of education, facilitating communication

and interaction between kindergarten educators and primary school teachers.

Acknowledgments. I would like to express my special gratitude to the scientific supervisor �

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Anastasia Nisskaya, researcher at the Center for Research on Modern Childhood, Associate Professor

of the Department of Educational Programs at the Institute of Education of the National

Research University Higher School of Economics, for significant comments and important recommendations

during the research and design of this scientific article.

For citation: Dovzhenko, K.V. (2024). Analysis of the practices of combining schools and kindergartens

(using the example of the Moscow region). Preschool Education Today, 18(2), 60�68 (in Russ.). https://doi.

org/10.24412/2782-4519-2024-2122-60-68

� Dovzhenko, K.V., 2024

Received: 14.03.2024.

Accepted: 18.04.2024.

Keywords:

continuity, kindergarten,

school, educational

complex, educational

complex management

����� �� ����������� ������ ����� ���������������

������ �������� �������� ������� ���

��������������� ����������� � ���������� ������

�����������. ����������� ���� � �������

�����

� ������ ��������������� ��������� � ����������

������� �������� � 2020 ���� (������������, �������,

���, 2018) � ��������� �� 2030 ���� (�������������

������������� ���������� �������, 2021).

������������ � ����� ����������� ���� � �������

����� � ��������������� ��������� ����� ��������

����������� � ������� ���������� ���������������

����������. ������������ �������� ����� �������,

��������� � �������� ������� ����������� � �����

���������� ����������� (������ ����������� ������,

2013) � ���������� ������ ����������� (������

����������� ������, 2021) � ������ ����������������

������� ���������� � ��������, ����������

����������� �������� ������ � ��������������

� ��������� �����, �������� � �����������. ���������

����������� �������� ����� ���������� ������������

�������� � ������� ���������, � ����� ������������

���������� ������������� �����������. ���������

������� ������� ������� ��������� �������

� ������������� � ����������� ���� � ������� �����

� ������ ��������������� ���������.

��� ���������� ����������� ������������

� ������ �� ����������������� ������ ���� ���������

��������� ��������������������� ��������

���������� ��������������� ����������

���������� �������.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

61

�������� ������ �����������

�����������

������������ ����������� ���� � ������� �����

��� ��������� ��������������� ����������� �������������

��� � 1970-� ���� ������ �������,

��� �.�. ��������, �.�. �������. � ���� ����� �����

�.�. �������� ������������� ���������������

����������� � ���������� ����������� ��� ����������

������ (��������, 1989). ������ �����

��������, ��� �� ����� ��������������� ���������

������� ��, ��� ������������ ������ ���������������:

������������ �����������, ��� �������

�������� ��������� �������� �����, � �� ����������

�����������, ������ ������� � ������.

���������� ����������� ����������� �������

������������ ����� ��������� ������ ��� �������������.

��� �� ������������ �������� �������������

������. ������������ ����� � ����������

������������ ����������� ���� � �������

����� ������ ������������� ��� ���. ���, �������

������������ ����������� ����������� ����

� ������� ����� � ������ ��������������� ���������

������������ �.�. ����� � �.�. �������.

�� ����������� ������������ ������ ������ �

��������� �������. ����������� ���� � �������

����� �������������� ��������� �����������

������������� �����������: �������� ���������������

������, ������������� � ��� �����

����� ��������. ���������� �������� �����������,

������� ���������� � ���, ��� ������� �� ���������

����� �������. ������������ ����������

(��������) �������� ����������� ������ ��������

���������� ������� ���������������� ��������

(����� � ���). ����� ��������, ���������� ��

������ ��������� ������ ����� (����� 30), ���������

� 8,4% � 2013 ���� �� 5,3% � 2015 ����. ���

���� ���� ���������� ����������� � 3,7% �� 1,9%�.

����� ����������� ���� � ������� ����� �

��������������� ��������� ���� �������� ����������

���������� ��������� ����, �������

����������� ������ �������, ��������� �����

����� ��������������� �����������, ������� �����������

��� ����������������� ����� ��������������,

� ����� �������� ������� ��������������

� ���������� ������������� � ��������,

�������� �������������� ���������� ���������������

����������� ��� ���� ���������� ����������������

�������� (�����, �������, 2021).

������ ������ � ����� ������ ���������� ����� �

�������� � ������ ����� ������������ � �������

�.�. ��������� (��������, 2012), �.�. ������������

(�����������, 2000), �.�. ������� (�������,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2019), �.�. �������� (�������, 2002), �.�. ��������

(�������, 2016) � ��.

�������� ���������� ��������������� ����������

��������������� ������ ������� �������������

���������������. ������ � ��� ��������������

��������� �������� ��� �������,

��� ����� ���� ��������� ������ ����. ����������

�������� ���������� ���������������

���������� ��������������� �.�. ����������,

�.�. �������� � �.�. ���������, ������� ��������,

��� ��� ��������� �������� � ����������������

�������� ���������������� ���������

���������� ���������� ������������ � �����������������������

�������������� �������,

��������� ������ �������������� � �������������

������ � �������:

� ������������ ����������� ������� ����������

��������������� ������������;

� ���������� �������� � ����������� ������

������������ ��������������� �����������;

� ���������� ���������� � ���������

��������������� �����������;

� ���������� ������������� � ����������

������ ��������������� �����������;

� ������������ � �������� ��������������

� �����������-����������� ���� ���������������

�����������;

� ���������� ���������� � ������� �������������;

� ���������� ��������� �������������

� ������ (��������, �������, ��������, 2022).

����� ������� ������������ ���������� ���������������

���������� ���� ���������

�.�. ��������� � �.�. ���������. ������ ��������,

��� ��� ������������ ���������������� ����������������

��������� ���������� ���������

������ ������������������ � ������� ����������,

��� ��������� ��������� ����������� �����������

�������������, ������� �������� ������

� ����������� �������, � ��� ����� � �������������

�������� (���������, ��������, 2023).

����������� ������ ������� ����������� ������

�����������, ������������� � ����������������

� ����������, � ���� �������, �������� � �������

�������� ��� � ������ ��������� ������������

�������, ��� � � ������ ����� ����������������

���������.

� �������� ���������� �������� �������������

����������� ���� � ������� ����� �������������

�������� ���������-�������������.

������ ��������������, �������������� ���

����������� ������������ ���������������� ���������,

������ ���������� ������� �� ��������

����������� �����������. ���������� ����������

��� �������� ������ ������������� �����������

���� � ������� ����� ����� �������� �� ����������

��������: ������ ������ ��������� ��

��������� ���������� ����� ���������� ����������������

���������, � ������ ������ � ��� ����������

������������ ��� ����� ����������� ����

� ������ ��������������� ����������� �� ����

�����. ����� ����, ���������� ����������� ���������

������������� �������������� �����,

����� ��� ��������� ���������, ����������� ���������

������������ � ��� ����� (������������,

�������, ���, 2021).

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

62

�.�. ������ �������� ����� �������� �������������,

��� �������������� ����� ���������������

������������ �������� ���� � �����,

�������� �� ��, ��� ������ ������ �������� ������

������ ���� � ����������� �������������

��������������� ����������� � ���������� ������

����������� (������, 2024).

�.�. ������� ������������� �������� ��������������

����������. ����� ��������: �������

������������� ��������� ����������, ���������

�������� ������������� ���������� ���������,

��������� ������� ��� ���������� ����� �������������

��� ������ � �������� ������������ (�������,

2015).

����������� ���� � ������� ����� ���������

���������� ������� ������� � 2020 ����. ���������������,

������ ��������������� ��������� �

��� ��� ����� ���������� ����� �������� ��� �������������

��������������� ������� � ��������

��������� �������� ���������� ���������, ������

�� ������� � �������� ����� ����� ����� �� �������������

(����������� �����) ���������������

����������:

� �������� ���������������� ����� ����������

��������������� ����������;

� ���������� �������� ��� �������� �

������������ ��������� � ���������� ���� � �����;

� �������� ���������: ���������� �����������

��������������� �����������, � ���

����� �������������� ����������, � ����� �������

����������������� ��������������

������ � ��.

�� ��������� ��������������� �������������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�����, ��� � ��������� ����� �� ������������

������ ���������, ����� ������ ����������

��������������� ���������� ���� �� ��������

����������� � ��� ����������� � ���������� ���������������

���������, � ����� � ��� ������ �����������������

������: ������� �������������

� ����������� � �������� ����������� � �������������

�����������, ������� ���� �����������

���� � ������� �����?�.

���� ���������� ��������������� �����������,

��������� ����������� ���� � ������� �����,

������������ ������ ������� �������. ����������,

�������������� ������ ����������

��������������� ���������� ���������� �������

����� ������ ������������ ��������, �� ������

� ���� ������������� � ����������� �������

��������, ��������� ������ ���� ����� ��������

��� ����������� ��������������� ���������� �

������ �������� ������.

�� ������ ������� ������ �.�. �����,

�.�. �������, �.�. �������, �.�. ����������,

�.�. ����������, �.�. ������, �.�. ���������,

�.�. �������, �.�. ������� ���� �����������

�������� ������������� ����������� ���� � �������

�����, ������� ����� � ������ ���, �������������

� �������������.

���� �������� ����, ����������� ��������

������������� ���������� �� ����� �����������

���� � ������� ����� � ���������������

���������.

� ����� ����� ��������� ���� �������� ���������:

� ������� � �������� ����������� ������������

� ������ ��������� �����������, � ���

����� �� ����������� ����� ��� � ���;

� ������� ����������� � �����������������

�������� ������������� � ��������, �������

����� ������� �� ������ ����������� �������

� �����, ���������, �������, � ����� ��������,

�������������, ������������, �������������

���������� � ���������������� �������������;

� ���������������� ������ ���������� ���������;

� ����������� ���������-�������������

�����������;

� ������������� ������ ���������������

����������;

� ���������� ��������������� ����������.

���������� �������� ��������� ���������������

������������� ���������� � �����������

� �������� �����������, ����� ���� �������������

�������� ����� � ������ �������������� �����

���������� ��������.

����� ������������ ������� ��� �������� �

���������� �������: � ������������ �������

������� ������������, ����������� ��������������

�� ����������� ������� ������� � ������������.

������� ��������� ��������� ����������,

� ������� ������� ���� ���������� ���������������

�����������. ��������������� ���������

��������� � ������� ���������� �������,

� ��� �����: �. ��������, �. ���������, �. �������,

�. ��������������, �. ��������. ���� �����������

���������� �� 1 �� 4 ���. ���������-���������������

�������������� �������: 8 ������

� 2 ������� (�1 � �10), �������: 39�61 ��� (�������

�������: 51 ���). ������������ ��������

���� �� 2022�2023 ������� ���: 8 ���� ��������

�����, 2 ����� �� ����� � ���-������� (�������

���� ���������� ������� �� 2022�2023 �������

���. ����� �������� �����).

������� ��������� ���������� ����������

���� ������������ ������, ����������� �����������

���������� ������������ �������� �������������

����������� ���� � ������� �����

� ������������� ���������� ���������������

���������� �� �����������.

� ����� ������ �� ������������ �����������������

������ � ����������� � �������� ������������

������������� ����������, ���������

����������� ���� � ������� �����, ����

��������� ��������� ���������� ������������

������.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

63

����������

������ �������� �������, ��� ������������ ���

���������� ���� ���������� �������������.

��������� ������, ����������� �������������

� ��������, ����� ���������:

1. ��������� ��������, ����������� �����������

� ��������� ����� ��� �������� � ������

�����.

2. �������� �������������� ������.

3. ���������� ��������������� ����������.

��������� ���� ��������� �������� �����������

� ��������� ����� ��� �������� � ������

�����, ��������� ��������������� ����������

�������� ��������� (������ ������������ �������������

�������� ���������� ���������������

����������):

� ��������� ������ ���������� ����� � �������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������: ��������������� � ��������� ���-

�� ��������� ���� ����� ���������, ��� ������ �

������, ����� ��������� ������, ������� ���-

��, ��������� ������� (�2, ���� ������ � ������������

����������� 5 ���);

� ���������� ������ ��������������� ����������

������� ������������ �����: �������-

����� ����������� ������� ����� � ������

��������, ����, ��������, � ������� ������ 1�

2 10-� ������ ����������, �� � ������ ������-

��������� ��������� 10-� ������� ���������� 6� (

�9, ���� ������ � ��������������� �����������

3 ����);

� ��������� ���������� � �������������

����� ����� ����������� �� ���� ������� �����

������ ������� �������� (������������� �������):

����� ����� �������� ����������� � ����������

������������. ����������� ���������������

� ������ �������������� ���������������� �

����� ����� ������� �������� (�2, ���� ������

� ��������������� ����������� 5 ���);

� ������������� ���������� ����� �� �������

� ��������� � �������� ���������� ����������

���������� �����: ����� ���������

� ����������, ���������. ��������, � ���� ����

80% ����� �������� ����������� � ����������-

��� ����������� (�2, ���� ������ � ���������������

����������� 5 ���);

� ����������� �����������: ��������

������������ �������� ������������ �������-

��� �� ���� ���������������� ��������� ���-

������ �����������, ��� ��� �����������, ���

� ��� ���������� ������������ (�1, ���� ������

� ��������������� ����������� 1 ���);

� ������� ��� �������� ���������� � �����������

��������� ����� ����� � ���������������

����������� ��� ������� ��� ������������

������������ ����� � ����� �����������:

���������� � ���, ��� ����� ����� �����������-

�� � ��������������� ���������� � �������

���������� �����, ������� �� ������ ���������-

����� � ��������� � �������� ��� �� ����� ����-

������ ���������, ����������� ���� � �������

����� ��� �������� ������� (�6, ���� ������

� ��������������� ����������� 3 ����).

������ ���������� ����������� �� ���� ��������

�������������� ������ ��������� ��������

��������� �������, �� ������� �������������

�������� ��������� ���������������

����������:

� ���������������� �������� ��������������

������: ��������� ������ ��������� � ��-

������� �����, ���������� � ������� �������.

���� ������� �������� �������� � �������

���������� �� �������, ��� � ���� ������� ����

����������� ������� ����������� �������

(�2, ���� ������ � ��������������� �����������

5 ���);

� ���������� ��������������� ����������

����� �����������: �������� ���������� ���-

������������ �������������� ����� ��������,

����������� ��� ������, ����� �������������

���� � ������ ������� ��� ������������ � ��-

������� �������� ���� ������� � ������������-

��� ��������� (�3, ���� ������ � ���������������

����������� 3 ����);

� ������������ ��������� ��������� � ������������

�������� �����������: ���������� ��-

���������� ��� ������������, ������� � ������

������� ��������� � ������ �����: ������, ����-

�� � ������� (�2, ���� ������ � ������������-

��� ����������� 5 ���). ������������ � ������

��������������� �������� ������������� ���-

����������� ���������� ���������� ������

(�9, ���� ������ � ��������������� �����������

3 ����);

� ���������� ��������� ����������� � ����������

�����������: ������������� �����-

���, ��������, ��, ��� ��������� ������� ��-

������������� ����������� � �����������

���������� ��������� ����������� � ������-

���� �����������. ���� ������������ � ����-

������ ��������� �������, �������� ���������

������� ������� � ������� ����, �����������

�������� � �����, ��� ����������� �� �������-

����� ������������� ������ (�8, ���� ������

� ��������������� ����������� 2 ����).

������ ����� � ��������� ���������� ������������

�������� ���������� ���������������

����������. ��������� ��������������� ����������

�������� ���������:

� ������ � ����� ����������� ���������������

��������, �������� ��������� ������������

�����: ������ ��������� ������,

��������� ������� � ������������ ��������, �

����������� �������� ������� ������������

(�6, ���� ������ � ��������������� �����������

3 ����);

� ��������� ��������������� ���� � �����

�� ���� ���������� ������ �������� � ������������:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������� �������������� ���������,

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

64

����������� � �������� �������� ��� ������

������������ �����, ��������������� ������

���������� � �����, � ������������� � � �����-

�����. �������������� ����������� � ���, ���

����������� �������� � ����� � �������, � ��-

����������, ����������� ��������� ����� ����-

���� ����� ������� (�4, ���� ������ � ���������������

����������� 3 ����);

� ���������� ��������� �����������, � ���

����� ��������, ���� ��������: ����������� ��-

������ ������ � ������. �������� ��������

�����������: �������� � ����, ����� ������,

��������. ������� �������� ��������� �����-

��������� ����������� (�5, ���� ������ � ���������������

����������� 1 ���);

� ������� �������������� ����� � �������������

�������������: �������� ���������

������� � �������� ����, ����� � ���������

������� �������. ��������� ������������ ��-

����� ������ (�5, ���� ������ � ���������������

����������� 1 ���);

� �������������� � ���������������� ��������

�������������� ������ ��������: �����-

��������� ������, ���������� �� �����������

��� ������ ������������, ����������, ������-

������ � ������� ��������������� ���������

(�7, ���� ������ � ��������������� �����������

2 ����);

� ������������ ����������� ��������������

���������: ������� ���������� ���-

�� ����������� ���������� ���������. ����

������ ���� 5 �����, �� ��� ���������� �

������ ����������. ������ �� ����������

����������� �������� ����������� �������-

�� �� �������������� ������, ������� ����-

���� ��� 5 ���������� ����������. ��� � ����

�����������, ������� ������� ���� �����-

������. � ��� �������� ��������� ����� � 1

����������� ���������, ������� �������� 2

������ (�10, ���� ������ � ���������������

����������� 3 ����);

� ��������� ���������� �������� ��� ���������:

��� �����������, ��� ����, ����� ����-

�������� ������� � ����������� ����������,

��������� ����������� ��������� ������� ��-

�������� ��������: ������� ������� �� ��������

����, �������� � ���������� ����������. ���-

�� ����������� ��������� ���� �����������

��������� (�6, ���� ������ � ���������������

����������� 3 ����).

������

�� ��������� ����������� �������� � ������

� ���, ��� ������������� ���������� ������������

����������� ���� � ������� ����� ��������

� ����:

� ����������� ����������� ������� � ��������������

����������;

� ���� �������� ������������ � ������� ������

��� ��������������, ��� � �� ������ ������

� ������;

� ������ � ����� ����������� ���������������

��������, �������� ��������� ������������

����� ��� ����������� ��������� �������� �����������

�����;

� ��������� ��������������� ���� � ����� ��

���� ���������� ������ �������� � ������������;

� ��������� ����������� � �������� �����������

����� ������� �������������� ��������� ���������

����� � ������������ ����������� ���������;

� ������������� ����� ������ ����� � �����

������� ���������� ����������� ��������

������� �������������� ��������, �����������

�������� ��������������� ���������� �����������

������ �����, ��� � ���� ������� ��������

����������� ������������� �����������.

������� ��������, ��� � ��������� ���������������

���������� ���� �������� ��������

�������� ����� ������� ����������� ����������������

�������� �� ������� �������������� ����������

� ���������� ����� ����������. ������,

�������� �� ��������� ���������������, �������������

�������� ��� ������������ ���������

�������� ������������ ��������� � ����� �������������

�������� ������� ��� �������������� ����������

�� ���� ���������� ������ ����� � �����,

���, ����������, ����� ���������� ��� ����������

��������� � ��������� ������� �������.

������������ ������������

� �������� ��������� ������ �� ������ ������������

������������ ��� ������������ ����������

��������������� ���������� ����������� ���������

������ ���� ���������� ����������������

��������. ������ � ��� ��� ���������� �������������

������� ������������ �������� ���� ��������,

��� ����� �� �������� �������� �����������

�� ����������� � ����� ������������ ����������

�� ������������� �������� ������������ ����������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������������ ������ ���������� � ������

������� ���������������� ��������� � ������������

����������� ����� ���������������

��������� ����������� � ���������� �����������.

������������ ���������������� �������

� ��������������� ���������� �� ������ �������

�� �������������� � ���������� ���� ������ �������

� �������������� ��������. ����������

���������� �������������� �������, ������� ���������,

�������� ��������� ������������� ������,

�� �� ����� �������� ��������� ���������������

����� ����������� ����� ����������������

��������.

�����������

� �������� ��������� ���������� ������������

��������� ��������� ������ ������� ������������.

������ ������ ���������� ���, ��� ��T

H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

65

����� ������������ ��� ���������� ����������

���������������������� �������� �� ��������

���������. �� ���������� �������� ���� ��������

��������� ��������������� ����������,

�������, ������ �����, ����� ���������� ����

���������� ��������������� ����������. ��

��������� �����������, � ������ ����������

������������ �� ������ ����������� ������

������ � ���������� ����������� �����������

���� � ������� ����� � ������ ���������������

���������, � ����� �� ��������, ��������

�����������.

������ ���������� ������������ ������������ �

��� �� ����������� ������� � ����� ������ ������

����, �����������, �������� ���������� �������,

� ������� ������������� ����� � ������. ����������

��������������� � ���, ��� ������������ ����

������������ �� ����� ������ ������������� ��������

��� ���� ����, ��������� �����������

� ������ ��������������� ���������.

������ ����������

������������, �.�., �������, �.�., ���, �.�. (2021). ������������ ������ � �������� ���������������

���������� �����������. �������� ������������ �����������. 4. URL: https://

cyberleninka.ru/article/n/regionalnyy-podhod-v-sozdanii-obrazovatelnyh-kompleksov-podmoskovya

(���� ��������� 01.01.2024)

��������, �.�. (2012). ��� ��� � ���������� � �����. ��������� �����: ���� �� � �����.

10. 306.

�����, �., �������, �. � ���� ������� ������� ���� � ������. ����������� ������.

URL: https://ioe.hse.ru/news/195604938.html (���� ��������� 05.01.2024 ����).

�����������, �.�. (2000). ����������� ������� � ���������� ��������������� �����

���������� � ��������� �������� ������� �����������. ��������� �����. 1. 107.

���������, �.�., ��������, �.�. (2023). ������� ������������ ���������� ������� ����������

��������������� ����������. ������� ���������������� �����������-����������������

������������. 1. 21� 28.

�������, �.�., ��������, �.�., ����������, �.�. (2015). ���������� ����������: ������� �������.

�����-���������: ���. 235.

������, �.�. ��������������� ����������� � ���������� �����������: ��������� ������ ��������

��������������. ����������� ������. URL: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/280/280eeef

82a44ea077d911891897459c1.pdf?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.

ru&utm_referrer=yandex.ru (���� ��������� 10.01.2024).

�������, �.�. (2016). ��������������� ���������� � �����. ������: ��� �������������. 143.

�������, �.�. (2002). ������������� ����������: ������ ������. ��������: ���������������.

247.

��������, �.�., �������, �.�., ��������, �.�. (2022). ���������� ������� ���������� ���������������

������������ � �������� ������������ ������� ��������������� ����������

(�� ������� ������������ ��������������� ���������� ���������� �������). ������� ������

��������������� �����. 10. 333.

�������, �.�. (2019). �������� �������� � �������� � �����. ����� �������������

������� ���������� �����, ����������� ��������������� ���������������� ����������, ��������������

��������� � ��������������� �����������. ����������� ���������� ������-

�����. 1. 91.

��������, �.�., �������, �.�. (2019). �� �������� � ������������ �������� ���������.

������: ������ �����. 165.

������������� ������������� ���������� ������� �� 16.02.2021 �96/6 �� ������������� ���������

������������ ������� ���������� ������� � �������� ��������� � ���������������

��������� ���������� ������� ������������ ������������ �� 2020�2025 �����. URL: https://

mo.mosreg.ru/download/ document/9236259 (���� ���������: 01.01.2024).

������ ����������� ������ �� 17.10.2013 �155 ��� ���������� ������������ ����������������

���������������� ��������� ����������� ������������. ���������� ������. 265,

25.11.2013.

������ �������������� ������ �� 31.05.2021 �286 ��� ����������� ������������ ����������������

���������������� ��������� ���������� ������ ������������ (���������������� � �������

������ 05.07.2021 N 64100). ����������� ��������-������ �������� ���������� http://pravo.

gov.ru, 05.07.2021.

����������, �.�. (2018). ���������� ��������������� � ������� ������������ �����������.

�������. �� ��������� ��. ��. �-��. ���. ���� �� ����. 13.00.01. ������. 306.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

66

������� ���� ���������� ������� �� 2022�2023 ������� ���. ����� �������� �����. �����������

������, ��� �������: ������� ���� ���������� ������� �� 2022�2023 ������� ���. ����� ��������

����� (���� ��������� 01.02.2024).

����������� ����� �� 29.12.2012 �273-�� (���. �� 25.12.2023) ��� ����������� � ���������� ���������

� (� ���. � ���., �����. � ���� � 01.04.2024). ���������� ������. 303, 31.12.2012.

����������, �.�. (2020). ������� � �������������� ������ ���������� ����������������

���������������� ����������� ������ ������ ������������ ������ ������. ������: ������

�����.

��������, �.�. (1989). ��������� ��������������� �����. ������. 560.

References

Boguslavsky, M.V., Karmaev, A.A., Kim, S.V. (2021). Regional approach to the creation of educational

complexes in the Moscow region. Problems of modern education. 4. Access code: https://cyberleninka.

ru/article/n/regionalnyy-podhod-v-sozdanii-obrazovatelnyh-kompleksov-podmoskovya (access

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

date 01/01/2024)

Borodina, G.V. (2012). Once again about readiness for school. Primary school: plus before and after.

10. 306.

Bysik, N., Pinskaya, M. What the merger of schools in Moscow led to. Electronic resource, access

code: https://ioe.hse.ru/news/195604938.html (access date 01/05/2024).

Chernichenko, A.A. (2020). Conditions and management techniques for achieving effective

operating modes by territorial educational complexes of the city of Moscow. Moscow: Higher

School Publ.

Elkonin, D.B. (1989). Selected psychological works. Moscow. 560.

Embroidered, E.N., Timokhina, T.V. (2023). Conditions for the effective application of educational

complex management methods. Bulletin of the State Humanitarian and Technological University.

1. 21�28.

Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ (as amended on December 25, 2023) �On Education in

the Russian Federation� (as amended and supplemented, entered into force on April 1, 2024). Rossiyskaya

Gazeta. 303, 12/31/2012.

Galenko, V.P., Strakhova, O.A., Faibushevich, S.I. (2015). Personnel management: textbook.

St. Petersburg: VESH Publ. 235.

Guseva, N.A. Continuity of preschool and primary education: components of the success of a future

first-grader. Electronic resource. Access mode: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/280/280eeef8

2a44ea077d911891897459c1.pdf?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.

ru&utm_referrer=yandex.ru (access date 01/10/2024).

Gutkina, N.I. (2016). Psychological readiness for school. Moscow: NPO Obrazovanie Publ. 143.

Ivanova, O.P. (2002). Integration effectiveness: assessment methods. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat

Publ. 247.

Nikolaev, M.V., Shataeva, O.V., Filatova, A.V. (2022). Topical issues of managing an educational

organization in the process of forming large educational complexes (using the example of the formation

of educational complexes in the Moscow region). Scientific journal �Management Accounting�.

10. 333.

Nisskaya, A.K. (2019). The problem of transition to schooling. Review of international practices in

preparing children, organizing the continuity of educational content, interaction between parents and educational

organizations. Preschool Education Today. 1. 91.

Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated October 17, 2013 No. 155 �On the establishment

of a federal state educational standard for preschool education�. Rossiyskaya Gazeta, 265,

11/25/2013.

Order of the Ministry of Education of Russia dated 05/31/2021 N 286 �On approval of the federal

state educational standard of primary general education� (Registered with the Ministry of Justice

of Russia 07/05/2021 N 64100). Official Internet portal of legal information http://pravo.gov.ru,

07/05/2021.

Platonov, K.K., Adaskin, B.I. (2019). About the study and formation of the student�s personality.

Moscow: Higher School Publ. 165.

Prosvirkin, V.N. (2018). Technology of continuity in the system of continuous education. Author�s

abstract. for academic competition Art. Doctor ped. sciences in special 13.00.01. Moscow. 306.

Rating of schools in the Moscow region for the 2022-2023 academic year. Green zone schools. Electronic

resource, access code: Rating of schools in the Moscow region for the 2022-2023 academic year. Schools in

the �green zone� (date of access: 02/01/2024).

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

67

Resolution of the Government of the Moscow Region dated 02.16.2021 No. 96/6 �On the distribution

of budgetary allocations from the budget of the Moscow Region and amendments to the state program

of the Moscow Region �Education of the Moscow Region� for 2020�2025.� URL: https://mo.mosreg.ru/

download/document/9236259 (access date: 01/01/2024).

Vinogradova, N.F. (2000). Modern approaches to the implementation of continuity between preschool

and primary levels of the education system. Primary school. 1. 107.

���������� �� ������

�������� ���������� ��������, ������� ������������ ��������� ����������� ������������

� ��������� ����������� ��� ���; ������� �������� ������ �������� � ����������

������� ����������� �������� �������� ���������� ������������ �������� ������

����������� ��������� ��������� ���������� ��������� ������������ ����������� ����������

���������, ������, ���������� ���������, dovzhenko-kv@edu.gov.ru, https://orcid.

org/0009-0008-1542-2640

About the author

Kristina V. Dovzhenko, student of the master�s program �Educational Management� at the

Institute of Education of the National Research University Higher School of Economics; Leading

Advisor to the Department for Development and Integration of the Education System of the

Donetsk People�s Republic to the Department for Development of Education in certain Russian

Regions, Ministry of Education of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, dovzhenko-

kv@edu.gov.ru, https://orcid.org/ 0009-0008-1542-2640

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.