Научная статья на тему 'К вопросу о выявлении проблем преемственности дошкольного и начального общего образования'

К вопросу о выявлении проблем преемственности дошкольного и начального общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
преемственность дошкольного и начального общего образования / задачи преемственности дошкольного и начального общего образования / проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования / региональный проект / continuity between preschool and primary general education / tasks of continuity between preschool and primary general education / problems of continuity between preschool and primary general education / regional project

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Людмила Николаевна Бабинцева

Введение. Статья посвящена выявлению проблем преемственности дошкольного и начального общего образования в Иркутской области. Описан способ решения проблем преемственности дошкольного и начального общего образования в Иркутской области. Методы исследования: для выявления актуальных проблем преемственности дошкольного и начального общего образования был составлен опросник. Результаты исследования. По результатам опросника были выявлены основные проблемы преемственности начального и дошкольного образования в образовательных организациях Иркутской области. Заключение. Анализ опроса, проведённого среди педагогов дошкольных образовательных организаций и начальной школы, показал, что основными проблемами преемственности дошкольного и начального общего образования являются следующие: недостаточная компетентность родителей в вопросах подготовки к переходу из детского сада в школу; психологическая неготовность родителей (тревожность) к переходу ребёнка из детского сада в школу; отсутствие взаимодействия между педагогами школы и детского сада по вопросам преемственности и другие проблемы, связанные непосредственно с деятельностью дошкольных и общеобразовательных организаций по вопросам преемственности. Кроме того, была выявлена тенденция перекладывания проблем, связанных с преемственностью дошкольного и начального общего образования, педагогами и управленческим персоналом дошкольных и общеобразовательных организаций друг на друга. Для решения проблем преемственности дошкольного и начального образования в Иркутской области разработан региональный проект «Региональная школа менторов “Преемственность дошкольного и начального общего образования: от идеи к практике”».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Людмила Николаевна Бабинцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identifi cation of Problems of Continuity between Preschool and Primary General Education

Introduction. The article is devoted to the identifi cation of problems of continuity between preschool and primary general education in Irkutsk region. The method of solving the problems of continuity between preschool and primary general education in Irkutsk region is described. Methods. A questionnaire was compiled to identify the relevant problems of continuity between preschool and primary general education. Results. Based on the results of the questionnaire, the main problems of continuity between primary and preschool education in educational organizations of Irkutsk region have been identifi ed. Conclusion. The analysis of the survey conducted among teachers of preschool educational institutions and primary schools showed that the main problems of continuity between preschool and primary general education are the following: insuffi cient competence of parents in preparing for the transition from kindergarten to school; psychological unpreparedness of parents (anxiety) for the transition of a child from kindergarten to school; lack of interaction between school and kindergarten teachers on continuity issues; and other problems directly related to the activities of preschool and general education organizations on continuity issues. In addition, a tendency to shift the problems of continuity between preschool and primary general education by teachers and management personnel of preschool and general education institutions to each other was revealed. To solve the problems of continuity between preschool and primary education, a regional project “Regional School of Mentors “Continuity between preschool and primary general education: from idea to practice” has been developed.

Текст научной работы на тему «К вопросу о выявлении проблем преемственности дошкольного и начального общего образования»

УДК 159.9+373.2

Б01: 10.32343/2409-5052-2023-17-2-218-226

Научная статья

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

К вопросу о выявлении проблем преемственности дошкольного и начального общего образования

Л. Н. Бабинцева

Институт развития образования Иркутской области, г. Иркутск lyu-kolmynina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5480-3771

Аннотация.

Введение. Статья посвящена выявлению проблем преемственности дошкольного и начального общего образования в Иркутской области. Описан способ решения проблем преемственности дошкольного и начального общего образования в Иркутской области.

Методы исследования: для выявления актуальных проблем преемственности дошкольного и начального общего образования был составлен опросник. Результаты исследования. По результатам опросника были выявлены основные проблемы преемственности начального и дошкольного образования в образовательных организациях Иркутской области.

Заключение. Анализ опроса, проведённого среди педагогов дошкольных образовательных организаций и начальной школы, показал, что основными проблемами преемственности дошкольного и начального общего образования являются следующие: недостаточная компетентность родителей в вопросах

подготовки к переходу из детского сада в школу; психологическая неготовность родителей (тревожность) к переходу ребёнка из детского сада в школу; отсутствие взаимодействия между педагогами школы и детского сада по вопросам преемственности и другие проблемы, связанные непосредственно с деятельностью дошкольных и общеобразовательных организаций по вопросам преемственности. Кроме того, была выявлена тенденция перекладывания проблем, связанных с преемственностью дошкольного и начального общего образования, педагогами и управленческим персоналом дошкольных и общеобразовательных организаций друг на друга. Для решения проблем преемственности дошкольного и начального образования в Иркутской области разработан региональный проект «Региональная школа менторов "Преемственность дошкольного и начального общего образования: от идеи к практике "».

Ключевые слова: преемственность дошкольного и начального общего образования; задачи преемственности дошкольного и начального общего образования; проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования; региональный проект

© Л. Н. Бабинцева, 2023

218 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 218-226

Для цитирования: Бабинцева Л. Н. К вопросу о выявлении проблем преемственности дошкольного и начального общего образования // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2. C. 218-226. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-218-226

Identification of Problems of Continuity between Preschool and Primary General

Education

Original article

Lyudmila N. Babintseva

Institute of Education Development of Irkutsk region, Irkutsk lyu-kolmynina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5480-3771

Abstract. Introduction. The article is devoted to the identification ofproblems of continuity between preschool and primary general education in Irkutsk region. The method of solving the problems of continuity between preschool and primary general education in Irkutsk region is described.

Methods. A questionnaire was compiled to identify the relevant problems of continuity between preschool and primary general education.

Results. Based on the results of the questionnaire, the main problems of continuity between primary and preschool education in educational organizations of Irkutsk region have been identified.

Conclusion. The analysis of the survey conducted among teachers ofpreschool educational institutions and primary schools showed that the main problems of continuity between preschool and primary general education are the following: insufficient competence of parents in preparing for the transition from kindergarten to school; psychological unpreparedness of parents (anxiety) for the transition of a child from kindergarten to school; lack of interaction between school and kindergarten teachers on continuity issues; and other problems directly related to the activities of preschool and general education organizations on continuity issues. In addition, a tendency to shift the problems of continuity between preschool and primary general education by teachers and management personnel of preschool and general education institutions to each other was revealed. To solve the problems of continuity between preschool and primary education, a regional project "Regional School of Mentors "Continuity between preschool and primary general education: from idea to practice" has been developed.

Keywords: continuity between preschool and primary general education; tasks of continuity between preschool and primary general education; problems of continuity between preschool and primary general education; regional project

For citation: Babintseva L.N. Identification of Problems of Continuity between Preschool and Primary General Education. Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2023; 17 (2):218-226. (In Russ.). DOI: 10.32343/2409-5052-2023-17-2-218-226

Введение

Проблема преемственности дошкольного и начального общего образования не является новой. Многоаспектность теории и практики образования подтверждается исследованиями педагогов-классиков и современных исследователей данной проблемы [1; 2; 3; 4; 5; 6]. Нами преемственность понимается как единая линия непрерывного образования ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте. В этом смысле преемственность доктора педагогических наук Н. Ф. Виноградова объясняет, как

SECTION "PSYCHOLOGICAL SCIENCES"

219

«определение общих и специфических целей образования и построение единой содержательной линии, которая обеспечивает эффективное поступательное развитие ребёнка и его успешный переход на следующий уровень образования» [7, с. 3]. Кроме того, Н. Ф. Виноградова говорит в этом смысле «о связи и согласованности целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации» [7, с. 3]. При построении преемственности между дошкольным и начальным общим образованием необходимо:

- придерживаться единой содержательной линии программ, обеспечивающей эффективное развитие, обучение и воспитание детей;

- согласовать между собой все компоненты методической работы;

- создать необходимые условия, которые обеспечат детям психологически комфортный переход из детского сада в школу [6].

Интерес государства к развитию современного дошкольного образования определён стратегическими документами, в которых отражены основы преемственности дошкольного и начального общего образования [8; 9; 10].

Несмотря на достаточную изученность данной проблемы, вопросы преемственности дошкольного и начального общего образования для Иркутской области до сих пор остаются актуальными. В связи с тем, что известные положения в психологии и педагогике в отношении преемственности в настоящее время не нашли должного применения в педагогической практике, педагоги дошкольного и начального общего образования зачастую вопросы преемственности решают отдельно друг от друга. А указанная проблема успешно решается «только при тесном взаимодействии детского сада и школы» (Д. Б. Эльконин) [6, с. 22].

Цель исследования: выявление проблем преемственности дошкольного и начального общего образования в Иркутской области.

Материалы и методы

Кафедрой начального и дошкольного образования Института развития образования Иркутской области (ГАУ ДПО ИРО) в 2022 году был проведён опрос по выявлению проблем преемственности дошкольного и начального общего образования. Опросник состоял из 4 вопросов, два из которых направлены на выявление проблем преемственности (один закрытый вопрос, второй открытый вопрос). Варианты ответов к закрытому вопросу опросника были сформулированы по результатам проведения цикла проектировочных семинаров в образовательных организациях Иркутской области, направленных на выявление проблем реализации программы преемственности дошкольного и начального общего образования, с которыми сталкиваются педагоги в условиях конкретной образовательной организации.

Эмпирическая база исследования

В опросе приняли участие 848 педагогических и руководящих работников образовательных организаций Иркутской области, из них:

1. Представители общеобразовательных организаций (начальная школа) - 466 человек (55 %).

2. Представители дошкольных образовательных организаций - 382 человека (45 %).

Категории должностей, занимаемых респондентами:

1) педагогические работники - 685 человек (80,8 %), из них: 281 человек - представители дошкольных образовательных организаций; 404 человека - общеобразовательных организаций (начальная школа);

2) заместители руководителя - 96 человек (11,3 %), из них: 51 - представители дошкольных образовательных организаций; 45 - общеобразовательных организаций (начальная школа);

220 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 218-226

3) руководители - 67 человек (7,9 %), из них: 50 - представители дошкольных образовательных организаций; 17 - общеобразовательных организаций.

Результаты исследования

В результате опроса были выявлены следующие проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в Иркутской области.

Ответы на закрытый вопрос: «Назовите проблему в реализации преемственности дошкольного и начального общего образования, с которой вы сталкиваетесь на практике», - позволили получить следующие результаты:

1. Недостаточную компетентность родителей в вопросах подготовки к переходу от детского сада в школу отметили 495 человек (58,3 %), из них: 203 - представители дошкольных образовательный организаций; 292 - общеобразовательных организаций (начальная школа).

2. Психологическая неготовность родителей (тревожность) к переходу ребёнка от детского сада к школе отмечена 404 участниками опроса (47,6 %), из них: 167 - представители дошкольных образовательных организаций; 237 - общеобразовательных организаций (начальная школа).

3. Отсутствие взаимодействия между педагогами школы и детского сада по вопросам преемственности указали 391 участник (46,1 %), из них: 159 участников из дошкольных образовательных организаций; 232 - из общеобразовательных организаций (начальная школа).

4. Разное понимание образовательных результатов выпускника-дошкольника у педагогов и родителей отметили 270 человек (31,8%), из них: 132 - это работники дошкольных образовательных организаций; 138 - общеобразовательных организаций (начальная школа).

5. Разное понимание образовательных результатов выпускника-дошкольника у педагогов детского сада и начальной школы - таков был ответ 254 человек (29,9 %), из них: 109 - работники дошкольных образовательных организаций; 145 - общеобразовательных организаций (начальная школа).

6. Педагогами детского сада уделяется недостаточное внимание методам и приёмам, направленным на плавный переход детей из детского сада в школу, - отметили 155 человек (18,2 %), из них: 15 - представители дошкольных образовательных организаций; 140 - общеобразовательных организаций (начальная школа).

7. Не созданы условия в предметной среде в школе для плавного перехода к обучению из дошкольной организации в школу - указали 150 человек (17,6 %), из них: 71 - из дошкольных образовательных организаций; 79 - из общеобразовательных организаций (начальная школа).

8. Недостаточное внимание к проблеме преемственности дошкольного и начального общего образования на управленческом уровне в образовательной организации отметили 140 человек (16,5 %), из них: 46 - работники дошкольных образовательных организаций; 94 - общеобразовательных организаций (начальная школа).

9. Недостаточная компетентность педагогов в выстраивании единой линии реализации содержания образовательных программ от дошкольного образования к школе была отмечена 135 участниками опроса (15,9 %), из них: 76 - представители дошкольных образовательных организаций; 59 - общеобразовательных организаций (начальная школа).

10. Не созданы условия в предметной среде детского сада для плавного перехода к обучению из детского сада в школу - такую проблему указали 134 человека (15,8 %), из них: 37 - из дошкольных образовательных организаций; 97 - из общеобразовательных организаций (начальная школа).

11. Педагогами школы уделяется недостаточное внимание методам и приёмам, на-

SECTION "PSYCHOLOGICAL SCIENCES"

221

правленным на плавный переход детей из детского сада в школу, - указали 98 респондентов (11,5 %), из них: 69 - представители дошкольных образовательных организаций; 29 - общеобразовательных организаций (начальная школа).

Участвовавшие в опросе педагоги и руководители называли и другие проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования (ответ на открытый вопрос опросника).

Педагогами дошкольных образовательных организаций были выделены следующие проблемы преемственности:

1. Отсутствие единой программы на всех уровнях образования.

2. Выбор программы обучения, недостаточное использование игровой деятельности при переходе детей в школу.

3. Отсутствие общего, согласованного плана взаимодействия между учителем и воспитателем.

4. Использование детским садом других методов и приёмов, например, это гибкое планирование по запросам детей. Школа применяет совершенно другие методы и требования. Для реализации программы преемственности нужны единые методы.

5. Непонимание необходимости взаимодействия школы с дошкольными образовательными учреждениями.

6. Разное понимание родителями роли педагога при подготовке ребёнка к школе, а также при адаптации уже в самой школе. Отсутствие желания также со стороны большинства родителей оказывать помощь, проявлять интерес к решению данной проблемы.

7. Отсутствие тесного контакта между воспитателем и будущим педагогом первоклассника.

8. Отсутствие заинтересованности педагогов начальной школы в проектах, реализуемых в ДОУ с воспитанниками, в направлениях работы ДОУ, отсутствие совместного плана работы.

9. Недостаточное количество времени, чтобы заниматься этим вопросом, так как большая загруженность бумажной работой, научно-практической, научно-методической деятельностью не позволяют учителям побывать в детском саду и пообщаться с педагогами.

10. Отсутствие проектов совместной деятельности детского сада и школы по обеспечению преемственности.

11. Отсутствие совместного со школой планирования мероприятий по различным направлениям.

Учителями начальных классов были выделены следующие проблемы преемственности:

1. Отсутствие в школах диагностики готовности детей к школе.

2. Отсутствие индивидуальной помощи детям со слабыми образовательными способностями на уровне ДО. Отсутствие рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) для нуждающихся детей (в 1 классе тратится много времени для выявления потребности в обучении по АООП).

3. Отсутствие занятий на уровне дошкольного образования для подготовки к начальному общему образованию.

4. Недостаточная подготовка выпускника детского сада к обучению в школе: у дошкольников совершенно не сформированы умения и навыки соблюдения правил поведения, общения, нет тех знаний с данной сфере, которыми должен овладеть ребёнок до поступления в школу.

5. Формальное отношение педагогов детского сада к достижению образовательных результатов выпускниками-дошкольниками.

6. Автономный стиль работы, без учёта требований детских садов и школы.

222 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 218-226

7. Недостаточное внимание педагогов детского сада, уделяемое знакомству детей с окружающим миром и детской литературой (сказки, загадки, потешки).

8. Слабая подготовка к школе: дети плохо знают буквы и цифры, обладают недостаточным набором знаний об окружающем мире.

9. Некомпетентность воспитателей детского сада.

10. Отсутствие единой выстроенной линии в образовательной программе дошкольного образования и начальной школы. Необходимы единые требования для перехода детей из дошкольного обучения в начальную школу.

11. Отсутствие в школе условий для выполнения режима дня младших школьников, особенно 1 класса.

12. Недопонимание между работниками школы и работниками дошкольного образования.

13. Отсутствие сотрудничества психологов школ и детских садов по проблеме преемственности.

14. Недостаточное количество совместных мероприятий дошкольного и начального общего образования - круглых столов, конференций, РМО.

15. Отсутствие приглашений работников дошкольных учреждений для посещения уроков в начальной школе.

16. Неуравновешенное эмоциональное состояние родителей.

17. Педагогическая некомпетентность родителей.

18. Формирование родителями выученной беспомощности дошкольников: низкий уровень навыков самообслуживания, саморегуляции.

19. Педагогическая безграмотность родителей, перекладывание ответственности на учителей и воспитателей.

20. Непонимание родителями значимости дошкольного образования и необходимой подготовки ребёнка к обучению в школе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Отсутствие механизма согласования целей и принципов различных учреждений образования, что требует согласования целей на дошкольном и начальном школьном уровнях.

Выводы

Из представленных ответов видно, что основными проблемами преемственности дошкольного и начального общего образования респонденты, участвовавшие в опросе, называют недостаточную компетентность родителей в вопросах подготовки к переходу от детского сада в школу и психологическую неготовность родителей (тревожность) к переходу ребёнка от детского сада к школе, по сути, перекладывая ответственность на родителей (законных представителей) обучающихся. И только после этого указывают на проблему отсутствия взаимодействия между педагогами школы и детского сада по вопросам преемственности и другие проблемы, связанные непосредственно с деятельностью дошкольных и общеобразовательных организаций по вопросам преемственности. Кроме того, была выявлена тенденция перекладывания проблем преемственности дошкольного и начального общего образования педагогами и управленческим персоналом дошкольных и общеобразовательных организаций друг на друга.

В связи в выявленными проблемами преемственности дошкольного и начального общего образования в Иркутской области кафедрой начального и дошкольного образования Институтом развития образования Иркутской области был разработан региональный проект «Региональная школа менторов "Преемственность дошкольного и начального общего образования: от идеи к практике"», который направлен на их решение за счёт повышения уровня профессионального мастерства участников проекта в вопросах преемственности дошкольного и начального общего образования и «взращивания» эффективных практик.

Важным этапом решения проблем преемственности дошкольного и начального

SECTION "PSYCHOLOGICAL SCIENCES"

223

общего образования является не только выявление, проектирование практик преемственности дошкольного и начального общего образования и их внедрение, но и организация учебно-методического сопровождения педагогов в теоретических вопросах преемственности дошкольного и начального общего образования. В связи с чем в рамках проекта планируется сопровождение двух параллельных базовых процессов:

- становление профессиональных компетенций менторов проекта;

- разработка, внедрение практик преемственности дошкольного и начального общего образования и масштабирование эффективных практик преемственности дошкольного и начального общего образования.

Новизна проекта заключается в создании условий для роста как самих менторов, так и для практик преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях открытого образовательного пространства по тем направлениям деятельности, которые актуальны для отдельных менторских групп.

Целью проекта является создание условий для разработки, внедрения и масштабирования эффективных практик преемственности дошкольного и начального общего образования Иркутской области.

Задачами реализации проекта являются:

- создание инициативных менторских групп из числа педагогических и управленских команд дошкольных и общеобразовательных организаций Иркутской области;

- проведение цикла образовательных событий по проектированию практик преемственности дошкольного и начального общего образования внутри менторских групп и по развитию наставнической компетенции менторов для эффективного масштабирования продуктивного опыта в профессиональном поле региона и сопровождения практик, находящихся в стадии становления;

- организация сопровождения внедрения практик преемственности дошкольного и начального общего образования менторскими группами;

- проведение профессионально-общественной экспертизы с целью выявления эффективных практик преемственности дошкольного и начального образования;

- организация сопровождения масштабирования эффективных практик преемственности дошкольного и начального общего образования на территории Иркутской области.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Список источников

1. Баранова Г. А. Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС: пути решения // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство, 2002. № 1. С. 89-91.

2. Глебова Г. Ф., Соломахина Т. А. Проблемы и особенности коммуникативного развития детей в контексте преемственности дошкольного и начального общего образования // Приоритетные научные направления: от теории к практике : сб. мат-лов XXXIX Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 30 мая 2017 г.), 2017. С. 66-75.

3. Грабовская О. С. Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях их стандартизации и вариативности // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. : сб. статей V Междунар. науч.-практ. конф. (Саратов, 14 ноября 2020 г.). Саратов : Цифровая наука, 2020. С. 148-154.

4. Гришина Г. Н. Актуальные проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования // Вестник Московского государственного областного гумани-

224 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 218-226

тарного института. 2012. № 2. С. 7-11.

5. Просвиркин В. Н. Технология преемственности в системе непрерывного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. М., 2009. 40 с.

6. Мельникова А. Г., Голд Е. А. Преемственность дошкольного образовательного учреждения и начальной школы в условиях применения ФГОС // Педагогика сегодня: проблемы и решения: мат-лы V Междунар. науч. конф. СПб. : Свое издательство, 2019. С. 20-22

7. Глебова Г. Ф. Преемственность дошкольного, начального и среднего (полного) образования: проблемы и опыт проектирования [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: Х1Х век. 2016. № 3 (15). URL : https://lll21.petrsu.ru/journal/article. php?id=3204 (дата обращения: 23.10.2022). DOI: 10.15393/j5.art.2016.3204

8. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2021 г. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=lilffrz 0q963553701 (дата обращения: 12.01.2023).

9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId =442993&ysclid=lilfivzddu460646534 (дата обращения: 22.02.2023).

10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 № 286. URL: https://normativ.kontur.ru/ document?moduleId=1&documentId=445216&ysclid=lilfmpnw 13 569499212 (дата обращения: 11.03.2023).

References

1. Baranova G. A. Problemy preemstvennosti doshkolnogo i nachalnogo obshhego obra-zovaniya v usloviyakh realizatsii FGOS: puti resheniya [Problems of continuity of preschool and primary general education in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard: solutions]. Vestnik GOUDPO TO «IPKi PPRO TO» [Journal of State Educational Institution of Additional Education of Tula region Institute for Continuing Education and Professional Retraining of Educators of Tula region]. Tulskoe obrazovatelnoe prostranstvo, 2002, no.1, pp. 89-91. (in Russian).

2. Glebova G. F., Solomakhina T. A. Problems of continuity and peculiarities of children's communicative development in the context of continuity of preschool and primary general education. Prioritetnye nauchnye napravleniya: ot teorii kpraktike. sbornik materi-alov XXXIX Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Priority Scientific Directions: from Theory to Practice: Proceedings of the XXXIX International Scientific-Practical Conference.]. Novosibirsk, 2017, pp. 66-75. (in Russian).

3. Grabovskaya O. S. Problems of continuity of preschool and primary general education in terms of their standardization and variability. Novye impulsy razvitiya: voprosy naychnikh issledovaniy: Sbornik statey VMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [New impulses of development: issues of scientific research. Proceedings of the V International Scientific-Practical Conference]. Saratov, Tsifrovaya nauka Publ., 2020, pp. 148-154. (in Russian).

4. Grishina G. N. Aktualnye problemy preemstvennosti doshkolnogo i nachalnogo obsh-hego obrazovaniya [Actual problems of continuity of preschool and primary general education]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo gumanitarnogo institute [Bulletin of the Moscow State Regional Institute for the Humanities], 2012, no.2, pp. 7-11. (in Russian).

SECTION "PSYCHOLOGICAL SCIENCES"

225

5. Melnikova A. G., Gold E. A. Continuity of preschool educational institutions and primary schools in the context of the application of the Federal State Educational Standard]. Pedagogika segodnya: problemy i resheniya: materialy V Mezhdunar. nauch. konf. [Pedagogy Today: Problems and Solutions: Proceedings of the V International Scientific Conference.]. Saint Petersburg, Svoe izdatelstvo Publ., 2019, pp.20-22. (in Russian).

6. Prosvirkin V N. Tekhnologiyapreemstvennosti v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Dokt. Diss. [Technology of continuity in the system of continuing education. Doct. Diss.]. Moscow, 2009, 40 p.

7. Glebova G. F. Preemstvennost doshkolnogo, nachalnogo i srednego (polnogo) obrazovaniya: problemy i opyt proektirovaniya [Continuity of preschool, primary and secondary (full) education: problems and design experience]. Nepreryvnoe obrazovanie: XIX vek [Continuing Education: XIX century], 2016, no.3 (15). Available at: https://lll21.petrsu.ru/ journal/article.php?id=3204 (Accessed: 23 October 2022). DOI: 10.15393/j5.art.2016.3204 (in Russian)

8. Federal Law dated December 29, 2012 No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation" with amendments and additions dated December 30, 2021. Available at: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=lilffrz0q963553701 (Accessed: 12 January 2023).

9. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated October 17, 2013 No. 1155 "On approval of the Federal State Educational Standard ofpreschool education". Available at: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=442993&ys-clid=lilfivzddu460646534 (Accessed: 22 February 2023).

10. Order of the Ministry of Education of Russia dated May 31, 2021 No. 286.

"On approval of the Federal State Educational Standard of primary general education." Available at: https://normativ.kontur.ru/

document?moduleId= 1&documentId=445216&y sclid=lilfmpnw 13 569499212 (Accessed: 11 March 2023).

Людмила Николаевна Бабинцева

кандидат психологических наук, заведующий кафедрой начального и дошкольного образования

Институт развития образования Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красно-казачья, 10А

тел.: +7 (3952)500904

Lyudmila N. Babintseva

Candidate of Sciences (Psychology), Head of the Department of Primary and Preschool Education

Institute for the Development of Education of Irkutsk Region

10A Krasnokazachya St, Irkutsk, Rus-sia,664007

Tel.: +7 (3952)500904

Статья поступила в редакцию 29.05.2023, одобрена после рецензирования 21.06.2023, принята к публикации 21.06.2023.

226 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 218-226

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.