Научная статья на тему 'ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ'

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПАНДЕМИЯ / ПОСЛЕПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / АНАЛИЗ МНЕНИЙ / ПЕДАГОГИ / СТУДЕНТЫ / РОДИТЕЛИ / ДОШКОЛЬНИКИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Измайлова Рания Геннадьевна, Тимохина Татьяна Васильевна, Шейнова Татьяна Геннадьевна

Современное развитие педагогической науки требует постоянного совершенствования качественного непрерывного образования, одним из аспектов которого является единство и обеспечение его преемственности на различных ступенях. Целью настоящего исследования является изучение мнения студентов, родителей первоклассников и практикующих педагогов о преемственности начального и дошкольного образования. Исследование осуществлено на базе факультета начального образования Государственного гуманитарно-технологического университета с февраля по май 2021 года, в котором приняли участие 512 студентов с 1 по 5 курсов, 342 родителя первоклассников школ Московской области, и 211 практикующих педагогов (воспитатели подготовительных групп и учителя начальных классов), всего - 1065 респондентов. В качестве методов исследования выступили: анализ научно-педагогической литературы по теме исследования, анкетирование, семантический анализ. Полученные в ходе исследования результаты показали, что необходимость преемственности начального и дошкольного образования полностью или не в полной мере поддерживают 84% респондентов. 63% отметили сложность перехода к другим формам обучения. В направлениях преемственности для 78% респондентов оказались наиболее важными знание стандартов и готовность к использованию дистанционных форм. Необходимость специальной подготовки педагогов отметили 98% анкетируемых. Полученные данные позволили выявить проблемные поля в осуществлении преемственности дошкольного и начального образования, в том числе, в периоды пандемий и послепандемийные периоды; необходимости специальной подготовки педагогов. Семантический анализ позволил выделить наиболее часто встречаются фразы, связанные с определением преемственности дошкольного и начального общего образования и переходом на дистанционные формы. В заключение сделан вывод о необходимости повышенного внимания к вопросам преемственности начального общего и дошкольного образования, специальной подготовке будущих педагогов к разноплановой работе в данной области, в том числе, в период пандемий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Измайлова Рания Геннадьевна, Тимохина Татьяна Васильевна, Шейнова Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY OF PRIMARY GENERAL AND PRESCHOOL EDUCATION DURING THE PANDEMIC: SURVEY RESULTS

The modern development of pedagogical science requires constant improvement of high-quality continuous education, one of the aspects of which is the unity and provision of its continuity at various levels. The purpose of this research is to study the opinions of students, parents of first graders and practicing teachers on the continuity of primary and preschool education. The study was carried out on the basis of the Faculty of Primary Education of the State Humanitarian and Technological University in the period from February to May 2021. It was attended by 512 students of 1 to 5 course years, 342 parents of first-graders from schools in the Moscow region, and 211 practicing teachers (teachers of preparatory groups and primary school teachers), a total of 1065 respondents. The analysis of scientific and pedagogical literature on the topic of research, questioning, semantic analysis were used as research methods. The results obtained in the course of the study showed that the need for the continuity of primary and preschool education is fully or not fully supported by 84% of the respondents. 63% noted the difficulty of transition to other forms of education. In the areas of succession, the knowledge of standards and readiness to use remote forms were the most important for 78% of respondents. The need for special training for teachers was noted by 98% of the respondents. The data obtained made it possible to identify problem areas in the implementation of the continuity of preschool and primary education, including during pandemics and post-pandemic periods as well as the need for special training for teachers. A semantic analysis made it possible to identify the most common phrases related to the definition of the continuity of preschool and primary general education and the transition to distance forms. The conclusion was made about the need for increased attention to the issues of continuity of primary general and preschool education, special training of future teachers for diverse work in this area, including during pandemics.

Текст научной работы на тему «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-01/ Дата публикации: 28.02.2022 УДК 373.2, ; 373.3

Р. Г. Измайлова, Т. В. Тимохинд, Т. Г. Шейнова

Преемственность начального общего и дошкольного образования в период пандемии: результаты анкетирования

Современное развитие педагогической науки требует постоянного совершенствования качественного непрерывного образования, одним из аспектов которого является единство и обеспечение его преемственности на различных ступенях.

Целью настоящего исследования является изучение мнения студентов, родителей первоклассников и практикующих педагогов о преемственности начального и дошкольного образования.

Исследование осуществлено на базе факультета начального образования Государственного гуманитарно-технологического университета с февраля по май 2021 года, в котором приняли участие 512 студентов с 1 по 5 курсов, 342 родителя первоклассников школ Московской области, и 211 практикующих педагогов (воспитатели подготовительных групп и учителя начальных классов), всего - 1065 респондентов. В качестве методов исследования выступили: анализ научно-педагогической литературы по теме исследования, анкетирование, семантический анализ.

Полученные в ходе исследования результаты показали, что необходимость преемственности начального и дошкольного образования полностью или не в полной мере поддерживают 84% респондентов. 63% отметили сложность перехода к другим формам обучения. В направлениях преемственности для 78% респондентов оказались наиболее важными знание стандартов и готовность к использованию дистанционных форм. Необходимость специальной подготовки педагогов отметили 98% анкетируемых. Полученные данные позволили выявить проблемные поля в осуществлении преемственности дошкольного и начального образования, в том числе, в периоды пандемий и послепандемийные периоды; необходимости специальной подготовки педагогов. Семантический анализ позволил выделить наиболее часто встречаются фразы, связанные с определением преемственности дошкольного и начального общего образования и переходом на дистанционные формы.

В заключение сделан вывод о необходимости повышенного внимания к вопросам преемственности начального общего и дошкольного образования, специальной подготовке будущих педагогов к разноплановой работе в данной области, в том числе, в период пандемий.

Ключевые слова: начальное образование, дошкольное образование, пандемия, послепандемийный период, преемственность, анализ мнений, педагоги, студенты, родители, дошкольники, младшие школьники

Ссылка для цитирования:

Измайлова Р. Г., Тимохина Т. В., Шейнова Т. Г. Преемственность начального общего и дошкольного образования в период пандемии: результаты анкетирования // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 252-265. 10.32744^.2022.1.16

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-01/ Accepted: 8 October 2021 Published: 28 February 2022

R. G. IZMAILOVA, T. V. TlMOKHINA, T. G. SHEINOVA

Continuity of primary general and preschool education during the pandemic: survey results

The modern development of pedagogical science requires constant improvement of high-quality continuous education, one of the aspects of which is the unity and provision of its continuity at various levels.

The purpose of this research is to study the opinions of students, parents of first graders and practicing teachers on the continuity of primary and preschool education.

The study was carried out on the basis of the Faculty of Primary Education of the State Humanitarian and Technological University in the period from February to May 2021. It was attended by 512 students of 1 to 5 course years, 342 parents of first-graders from schools in the Moscow region, and 211 practicing teachers (teachers of preparatory groups and primary school teachers), a total of 1065 respondents. The analysis of scientific and pedagogical literature on the topic of research, questioning, semantic analysis were used as research methods.

The results obtained in the course of the study showed that the need for the continuity of primary and preschool education is fully or not fully supported by 84% of the respondents. 63% noted the difficulty of transition to other forms of education. In the areas of succession, the knowledge of standards and readiness to use remote forms were the most important for 78% of respondents. The need for special training for teachers was noted by 98% of the respondents. The data obtained made it possible to identify problem areas in the implementation of the continuity of preschool and primary education, including during pandemics and post-pandemic periods as well as the need for special training for teachers. A semantic analysis made it possible to identify the most common phrases related to the definition of the continuity of preschool and primary general education and the transition to distance forms.

The conclusion was made about the need for increased attention to the issues of continuity of primary general and preschool education, special training of future teachers for diverse work in this area, including during pandemics.

Keywords: primary education, preschool education, pandemic, post-pandemic period, continuity, opinion analysis, teachers, students, parents, preschoolers, younger schoolchildren

For Reference:

Izmailova, R. G., Timokhina, T. V., & Sheinova, T. G. (2022). Continuity of primary general and preschool education during the pandemic: survey results. Perspektivy nauki i obrazovania -Perspectives of Science and Education, 55 (1), 252-265. doi: 10.32744/pse.2022.1.16

_Введение

ОНЕСКО, как специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, рассматривает вопросы преемственности в образовании в широкой формулировке непрерывности во времени, пространстве, по применяемым методам обучения. Преемственность в образовании направлена на гармонизацию развития личности, к конечном итоге ведущую к общественному развитию.

В данной связи О.А. Бычкова в монографии отмечает, что для характеристики непрерывного образования в зарубежных научных исследованиях используются термины: «продолжающееся образование» (continuing education, continuous education), «обучение через всю жизнь» (life-long education) и др. [1].

Основой успешного осуществления процесса преемственности в рамках рассматриваемой темы выступают целевые ориентиры, способствующие формированию предпосылок к школьному обучению уже в условиях старших групп дошкольного об-разования.Они направлены на соблюдение структур образовательных программ, условий их реализации, результативности.

Преемственность в образовательной системе России отражена в принятых стандартах. ФГОС ДО [2], наряду с сохранением уникальности и самоценности детства, содержит целевые ориентиры, способствующие «...формированию предпосылок к учебной деятельности на этапе заверения дошкольного образования» [2, с. 29]. ФГОС НОО [3], в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает «... преемственность программ дошкольного, начального общего и основного общего образования» [3, с. 1].

Работа педагогов в период пандемии COVID-19 и послепандемийный период существенно отличается от деятельности в периоды отсутствия ограничений. Выполнение стандартов предусматривает четкое следование с использованием целенаправленности и планомерности, несмотря на различные неблагоприятные условия.

Преемственность, непрерывность (или прерывность) образования в последние годы за рубежом все чаще рассматривается с позиций социокультурной теории развития (N. Babic [4]), E. Wood и N. Bennett [5] считают обеспечение качественного дошкольного образования важным фактором повышения образовательных стандартов. Авторы отмечают, что педагоги сталкиваются с проблемами в создании условий, которые могли бы обеспечить эффективные модели продвижения и преемственности. Ряд российских ученых рассматривают непрерывное образование в рамках различных подходов. Так, интегративный подход как основу преемственности дошкольного и начального школьного уровней общего образования всесторонне изучается в монографии К.А. Обуховой [6]. С позиций личностного, здоровьесберегающего, деятельност-ного подходов рассуждают о преемственности Н.Н. Яковлева [7], М.С. Кузикова [8].

В научном сообществе широко разрабатываются различные направления развития преемственности в начальном и дошкольном образовании: формы обеспечения, моделирования и прогнозирования (Е.С. Косолапова [9], В.В. Бондаренко [10], G. W. Ladd [11]). O. Polat & E. A. Yavuz [12] рассматривают дошкольный опыт как потенциальный ключ школьной готовности. Авторы связывают продолжительность посещения детских садов в Турции с самооценкой ребенка готовности к школьному обучению. S. R. Nath [13] изучает возможности дошкольного образования в повышении компетент-

ности обучающихся на всей территории Бангладеш. В системе дошкольного образования Греции A. Gregoriadis, M. Papandreou & M. Birbili [14] выделяют системные недостатки, противоречия во взглядах педагогов в связи с кризисом последних лет.

Гарантийность качественного образования и его соблюдение рассматривают в своих исследованиях Л.Н. Лаврова [15], D. Orazgalikyzy [18] и др. Участие родителей в процессе непрерывного образования и их роль к поддержке детей разрабатываются B.A. Cunningham [19], Л.П. Заковинько [20]. Различные аспекты практической деятельности по обеспечению непрерывности образования исследуются А.Н. Горькановой [21], В.В Гукасовой [22], Р.Г. Измайловой [23] и др. Выявлению проблем преемственности в образовании и описанию путей их решения посвящены работы Т.А. Токаревой [24], М.Х. Хакимовой [25], Gül Özüdogru [28].

С началом пандемии 2019 года в педагогической науке активно разрабатываются направления, связанные с решением проблем преподавания (Г.С.Н.Ш. Васкес [26]); спецификой перехода на дистанционные формы обучения и организации исследований в период пандемии (Th. Toch [27], Th. Snoussi [29], A. Farouk Radwan [28] и др.).

В результате анализа научной литературы были выделены основные направления преемственности, позволяющие современным педагогам более мобильно и гибко переключиться на дистанционные формы:

• ознакомление с современными научными исследованиями по данной теме, обсуждение их вариативности в условиях дистанционного образования с учетом особенности региона, в котором находится образовательная организация;

• выявление различных направлений преемственности начального общего и дошкольного образования в периоды пандемий и послепандемийное время;

• трансляция собственного передового педагогического опыта;

• взаимодействие с коллегами, работающими в данном направлении;

• прогнозирование рисков и проблем, связанных с осуществлением преемственности с введением дистанционного образования;

• практико-ориентированное определение вариантов решения проблем, связанных с преемственностью начального и дошкольного образованияв периоды пандемий.

В свете вышесказанного был определен научный инструментарий настоящей статьи.

Объектом исследования является преемственность начального общего и дошкольного образования.

Предмет исследования - преемственность начального общего и дошкольного образования в условиях в условиях ограничений, связанных с пандемией COVID-19.

Целью проведенного исследования является изучение по различным параметрам мнений о преемственности начального общего и дошкольного образования в период пандемии и послепандемийный период.

В представленной работе был реализован следующий дизайн исследования: анализ научной литературы; выявление основных параметров преемственности, позволяющих определить её уровень на ступенях начального и дошкольного образования; проведение анкетирования среди студентов, родителей первоклассников и практикующих педагогов дошкольных образовательных организаций и школ; анализ результатов анкетирования с применением методов математической статистики; семантический анализ полученных текстов; формулирование выводов и рекомендаций.

_Материалы и методы

Исследование было проведено на базе ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» с февраля по май 2021 года. На первом его этапе были выявлены основные параметры преемственности начального и дошкольного образования. В соответствии с выделенными параметрами была составлена анкета, целью которой являлось определение мнения студентов, родителей первоклассников и практикующих педагогов о различных аспектах преемственности на ступенях начального и дошкольного образования. Текст анкеты представлен в таблице 1.

Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы по теме, анкетирование, обобщение, группировка, сравнение, семантический анализ.

Анализ научно-педагогической литературы показал актуальность исследуемого вопроса и глубину его предметного поля. В соответствии с выделенными в результате анализа основными направлениями профессиональной подготовки, были определены вопросы анкеты, представленной в таблице 1.

Таблица 1

Анкета «Мнения о преемственности начального общего и дошкольного образования в период пандемии COVID-19 и в послепандемийный период»

1. Считаете ли Вы необходимым обеспечение преемственности начального общего и дошкольного образования в период пандемии СОУЮ-19 и в послепандемийный период?

Да, считаю.

Можно ее обеспечить не по всем параметрам.

Нет, не считаю.

2. Оцените быстроту и легкость перехода к другим формам обучения в период пандемии СОУЮ-19.

Быстро и легко.

На среднем уровне. Не быстро, но и без особых трудностей.

Медленно, с преодолением трудностей.

3. Какое направление преемственности начального и дошкольного образования в период пандемии СОУЮ-19 и в послепандемийный период Вы считаете наиболее важным?

Психолого-педагогическое сопровождение детей.

Готовность к школьному обучению.

Преемственность программ дошкольного образования и УМК начальной школы.

Знание педагогами стандартов, их готовность к осуществлению преемственности с использованием дистанционных форм.

4. Перечислите некоторые проблемы, с которыми Вам удалось столкнуться в период перехода на новые образовательные формы в связи с пандемией.

5. В Вашем понимании проблемы, возникающие в осуществлении преемственности начального общего и дошкольного образования в период пандемии и в послепандемийный период заключаются в...

6. Нужна ли специальная подготовка педагогов по вопросам преемственности начального общего и дошкольного образования в период пандемии и в послепандемийный период?

Да, нужна.

Нет, не нужна.

7. В Вашем понимании преемственность начального общего и дошкольного образования в период пандемии и в послепандемийный период это.

Анкетирование было осуществлено с февраля по май 2021 года на базе факультета начального образования Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет», образовательных организаций Московской области. В анкетировании приняли участие 512 студентов с 1 по 5 курсов, 342 родителя первоклассников школ Московской области, и 211 практикующих педагогов (воспитатели подготовительных групп и учителя начальных классов), всего - 1065 респондентов.

Учитывая, что контенгент участников опроса неоднородный, к анкетированию разных категорий респондентов был осуществлен различный подход. Так, перед проведением анкетирования для родителей первоклассников был проведен небольшой лекторий с пояснением термина «преемственность». Родителям (законным представителям) детей было раскрыто данное понятие с использованием терминов, не являющихся научными. С родительской общественностью состоялись беседы о том, как проходили занятия с детьми в период вынужденной изоляции, какая помощь им оказывалась.

Обработка анкетных данных была произведена с помощью математических методов (1, 2, 3, 6 вопросы) и с помощью семантического анализа (4 и 7 вопросы).

_Результаты

На первый вопрос: «Считаете ли Вы необходимым обеспечение преемственности начального общего и дошкольного образования в период пандемии COVID-19 и в послепандемийный период?»; 54% (575 чел.) респондентов ответили: «Да, считаю»; 30% (319 чел.) респондентов считает, что можно ее обеспечить не по всем параметрам; 16%, основу которых составляют студенты первых курсов очной и заочной форм обучения, ответили отрицательно. Результаты представлены в виде диаграммы (см. рис. 1).

54%

30%

^| 16%

да по некоторым параметрам нет

Рисунок 1 Распределение ответов на вопрос о необходимости обеспечения преемственности начального общего и дошкольного образования

Полученные результаты говорят о понимании всеми респондентами необходимости преемственности, несмотря на трудности, связанные с периодом пандемии COVID-19 и в послепандемийный период и на неоднородность групп (студенты, родители, педагоги).

Быстроту и легкость в ответе на второй вопрос при переходе к другим формам обучения в период пандемии COVID-19, не отметил ни один респондент. Этот факт гово-

рит о том, что всем категориям опрашиваемых пришлось прилагать попределенные усилия для организации образовательного процесса.

На среднем уровне, без особых трудностей справились с задачей в работе с дошкольниками и младшими школьниками 37% анкетируемых (397 человека), 289 (большинством) из которых явились студенты вуза, 102 родителя первоклассников и 6 педагогов (4 из которых - воспитатели и 2 - учителя начальных классов).

63% (671 человек) отметили сложности в «быстроте и легкости перехода к другим формам обучения в период пандемии COVID-19», 223 студента с первого по пятый курсы, 240 родителей первоклассников и 205 практикующих педагогов испытывали трудности в переходе на дистанционные формы, сложности в межгрупповом взаимодействии с родителями, коллегами, дискомфорт, связанный с вынужденным пребыванием в домашних условиях.

Более наглядно результаты отражены на рисунке 2.

В3%

37%

0%

Быстро и легко На среднем уровне Медленно

Рисунок 2 Распределение ответов на вопрос о быстроте перехода к другим формам

обучения в период пандемии COVID-19

На третий вопрос «Какое направление преемственности начального и дошкольного образования в период пандемии COVID-19 и в послепандемийный период Вы считаете наиболее важным?», респондентам предлагалось выбрать только 1 вариант ответа.

Лишь 9% (95 чел.) из всех респондентов в качестве наиболее важного выбрали психолого-педагогическое сопровождение детей. Знание педагогами стандартов, их готовность к осуществлению преемственности с использованием дистанционных форм 39% (415 чел.); готовность к школьному обучению считают приоритетным 39% (417 чел.). 13% опрошенных (138 чел.), в основном из числа педагогов начальной школы, определяют как наиболее важное направление преемственность программ дошкольного образования и УМК начальной школы (447 чел.). Результаты представлены в диаграмме на рисунке 3.

З-нание педагогам.и ФГОС

Преемственность программ

Готовность к школьному обучению

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Псино-лого-п еда готическое со провождение детей

13% и

ш

39%

ш

39%

1

Рисунок 3 Распределение ответов на вопрос о наиболее важном направлении преемственности начального и дошкольного образования

На шестой вопрос «Нужна ли специальная подготовка педагогов по вопросам преемственности начального общего и дошкольного образования в период пандемии и в послепандемийный период?», ответы на который также подвергались статистической обработке, подавляющее большинство респондентов - 98% (1043 чел.) ответило утвердительно; лишь 2% (22 чел.) респондентов, основу которых составили родители (законные представители) первоклассников и студенты заочной формы обучения, не посчитали необходимым наличие специальной подготовки. Результаты также представлены в виде диаграммы на рисунке 4.

33%

2%

да нет

Рисунок 4 Распределение ответов на вопрос о необходимости специальной подготовки педагогов по вопросам преемственности начального общего и

дошкольного образования

Ответы на четвертый, пятый и седьмой вопросы были проанализированы с помощью метода семантического анализа [32]. На вопрос: «Перечислите некоторые проблемы, с которыми Вам удалось столкнуться в период перехода на новые обазо-вательные формы в связи с пандемией» в результате семантического анализа были получены данные, отраженные в таблице 2.

Таблица 2

Результаты семантичекого анализа ответов на 4-й вопрос

Фраза/слово Количество Частота, %

Нет опыта 619 5,82

Техническая неграмотность 493 4,63

Проблема нахождения рядом 487 4,58

Необходимость дистанционного обучения 348 3, 27

Неумение общаться с детьми в новом формате 309 2,91

Таблица 3 Результаты семантичекого анализа ответов на 5-й вопрос

Фраза/слово Количество Частота, %

Недостатках образовательной системы 3918 4.76

Неумении педагогов 2276 3.17

Проблема образования 2254 3.17

Дистанционное обучение 2143 3.17

Отсутствие обучения родителей 2120 3.17 / 6.35

Нежелание родителей 2099 3.17

Преемственность программ 2078 3.17

Готовность к проблемам, связанным с пандемией 2052 3.17 / 6.35

При ответе на вопрос: «В Вашем понимании проблемы, возникающие в осуществлении преемственности начального общего и дошкольного образования в период пандемии и в послепандемийный период заключаются в...» респонденты ответили исходя из личного опыта и понимания проблемы. Причем ответы студентов, родителей и педагогов существенно различались (см. табл. 3).

Наиболее часто встречались фразы, связанные с недостатками в образовательной системе и проблемами образования. В широком смысле большинство респондентов связали проблемы, возникающие в осуществлении преемственности в образовании с глобальными проблемами, связанными с пандемией и отсутствием готовности к работе в ее период. Многие респонденты, включая студентов, родителей и педагогов, связали преемственность с опытом и знаниями педагогов, их готовности к трансформации своей работы в данном направлении. Также было замечено нежелание родителей (законных представителей) заниматься с детьми с использованием дистанционных форм. Среди проблем, возникающих в осуществлении преемственности начального и дошкольного образования была также выделена проблема преемственности программ.

В результате семантического анализа ответов на вопрос: «В Вашем понимании преемственность начального общего и дошкольного образования в период пандемии и в послепандемийный период это.» были получены результаты, отраженные в таблице 4.

Таблица 4

Результаты семантичекого анализа ответов на 7-й вопрос

Фраза/слово Количество Частота, %

Проблема 4007 4.76

Требует решения 2979 3.17

Процесс 2561 3.17

Связь 2369 3.17

Взаимосвязь 2238 3.17 / 6.35

Слаженная работа 2125 3.17

Адаптация к школе 2093 3.17

Подготовка 2074 3.17 / 6.35

Плавный переход 2034 3.17

Семантический анализ данной фразы показал наиболее часто встречающиеся слова, которые в первую очередь связаны с определением преемственности дошкольного и начального общего как проблемы современного образования, требующей решения. Респондентами была отмечена необходимость взаимосвязанной и слаженной работы педагогов дошкольных образовательных организаций и школ. Ряд студентов и педагогов связали преемственность с адаптацией к школе и необходимым уровнем подготовки к ней, плавностью перехода от дошкольного к школьному образованию.

_Обсуждение результатов

С распространением пандемии COVID-19 возникла необходимость перестроения системы работы в послепандемийный период, которая широко обсуждается в научных кругах как в России, так и за рубежом.

Преемственность начального и дошкольного образования в период пандемии COVID-19 послепандемийный период рассматривается современными исследователями в свете различных подходов.

Полученные в ходе анкетирования данные согласуются с результатами исследований других авторов. Мы согласны с автором N. ВаЫс [4], результаты исследования которой подтвердили «.способность детей действовать в с соответствии с ожиданиями родителей, педагогов дошкольных образовательных организаций и учителей» [4, с. 1597], которые можно экстраполировать на период пандемии.

Мы согласны также с авторами исследования о современных организационно-педагогических формах обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования Е. С. Косолаповой, З. Б. Ефловой [9].

Полученные нами данные согласуются с мнением авторов В. В. Бондаренко, Э. А. Шацких [10] в плане обеспечения организационно-педагогических форм преемственности дошкольного и начального общего образования; G. W. Ladd [11] в вопросах прогнозирования траекторий успеваемости в различных условиях; Г. С. Н. Ш. Васкес, Р. А. Лосада в рассмотрении проблем образования и методов их решения во время пандемии COVID-19 в Латинской Америке [23].

Заключение

Педагогическая наука и практика на современном этапе требуют совершенствования непрерывного образования, одним из аспектов которого является обеспечение его преемственности на ступени перехода от дошкольного к начальному общему образованию в период пандемий и послепандемийный период. Основные документы, обеспечивающие преемственность начального общего и дошкольного образования, широко обсуждаются в научных кругах на различных уровнях.

Исследование, проведенное на базе факультета начального образования Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» среди 1176 респондентов показало их обеспокоенность обеспечением преемственности начального общего и дошкольного образования в период пандемии COVID-19 и в послепандемийный период. На вопрос о наиболее важном направлении преемственности в период пандемии и в послепандемийный период большинство опрошенных выделили направление преемственности программ дошкольного образования и УМК начальной школы. На вопрос о необходимости специальной подготовки педагогов по вопросам преемственности подавляющее большинство будущих педагогов ответило утвердительно.

Семантический анализ, позволивший выделить наиболее часто встречаются фразы, связанные с определением преемственности дошкольного и начального общего образования, показал озабоченность респонденттов и интерпретацию преемственности в первую очередь, как недостаток, требующий повышенного внимания и разреше-

ния в образовательной системе. Респондентами отмечена необходимость слаженной работы педагогов, внимание к обучающимся в адаптационный к школе период, обеспечение необходимого уровня подготовки на выходе из дошкольной образовательной организации.

В связи с вышесказанным следует уделять повышенное внимание вопросам преемственности начального общего и дошкольного образования в период пандемии COVID-19 и в послепандемийный период.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бычкова О.А. Преемственность уровней образования в условиях внедрения федеральных государственных стандартов дошкольного, общего и высшего образования : монография Петрозаводск : ПетрГУ, 2015. Ч.1. 212 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155. URL:https://pravobraz.ru/ federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 23.08.2021).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 (в редакции приказов Минобрнауки от 31.05.2021 № 286. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202107050028 (дата обращения: 20.08.2021).

4. Babic N. 2017. Continuity and discontinuity in education: example of transition from preschool to school // Early Child Development and Care. 2017. Vol. 187, No. 10, pp. 1596-1609, DOI: 10.1080/03004430.2017.1301935

5. Wood E. & Bennett N. Progression and Continuity in Early Childhood Education: Tensions and contradictions. International Journal of Early Years Education. 1999. Vol. 7, No 1, pp. 5-16 doi: 10.1080/0966976990070101

6. Обухова К.А. Интегративный подход как основа преемственности дошкольного и начального школьного уровней общего образования : коллективная монография // Интеграция образовательных и предметных областей дошкольного и начального общего образования. Шадринск , 2019. С. 39-67.

7. Яковлева Н.Н. Преемственность дошкольного и начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при реализации ФГОС // Вестник педагогических инноваций. 2019. № 2 (54). С. 74-79.

8. Кузикова М.С. Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС // Преемственность в образовании. 2019. № 23(10). С. 98-108.

9. Косолапова Е.С., Ефлова З.Б. Современные организационно-педагогические формы обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества. Материалы VIII международной научной конференции. 2018. С. 291-296.

10. Бондаренко В.В., Шацких Э.А. К вопросу о реализации модели преемственности в работе дошкольного и начального образования // Научные исследования: ключевые проблемы инновационной деятельности в системе образования Донецкой Народной Республики. 2017. С. 194-199.

11. Ladd G. W. Continuity and Change in Early School Engagement: Predictive of Children's Achievement Trajectories From First to Eighth Grade? // Journal of Educational Psychology. 2009. Vol. 101. Issue 1. Pp. 190-206. URL: https://www.researchgate.net/publication/232236847_Continuity_and_Change_in_Early_School_Engagement_ Predictive_of_Children's_Achievement_Trajectories_From_First_to_Eighth_Grade.

12. Polat O. & Yavuz E. A. The Relationship Between the Duration of Preschool Education and Primary School Readiness // Childhood Education. 2016. Vol. 92, No. 5, pp. 396-404. DOI: 10.1080/00094056.2016.1226115

13. Nath S. R. Capability of Preschool Education in Enhancing Primary School Competencies in Bangladesh, Journal of Research in Childhood Education, 2022, vol. 36, no. 1, pp. 14-30. DOI: 10.1080/02568543.2020.1838976

14. Gregoriadis A., Papandreou M. & Birbili M. Continuing professional development in the Greek early childhood education system, Early Years, 2018, vol. 38, no. 3, pp. 271-285. DOI: 10.1080/09575146.2016.1265486

15. Лаврова Л.Н. Преемственность дошкольного и начального общего образования как одно из условий обеспечения качества дошкольного образования // Образование детей дошкольного и младшего школьного возраста: диалог наук о детстве. Сборник научных статей по результатам Всероссийской научной конференции с международным участием, посвящённой 100-летию Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина и 40-летию кафедры дошкольного и специального образования. 2019. С. 204-212.

16. Мажаренко С.В., Сердюкова В.И. Качество образовательных результатов в системе преемственности дошкольного и начального уровней образования // Наука и образование в современном мире: методология, теория и практика. материалы II Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2020. С. 146-151.

17. Шемета Е.Ю. Качество дошкольного образования как одно из условий преемственности дошкольного и начального общего образования // Преемственность дошкольного и начального общего образования: современный взгляд в условиях реализации ФГОС. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. 2019. С. 233-235.

18. Orazgalikyzy D. Continuity of Education in Preschools and Schools as a Condition of a Childs Education // New America, 2017, vol. 64, issue 4, pp. 301-315. Available at: https://www.oecd.org/publications/starting-strong-v-9789264276253-en.htm.

19. Cunningham B.A. An Ethnographic Examination of Factors Associated with Parent Involvement in the Home Component of a Preschool // Early Childhood Special Education, 1985, vol. 5, pp. 2-19. Available at: https://files. eric.ed.gov/fulltext/ED302968.pdf.

20. Заковинько Л.П., Игнатенко А.А., Верба Т.А. Реализация преемственности дошкольного и начального общего образования посредством развития партнерского взаимодействия с родителями // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Материалы всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием. 2019. С. 35-40.

21. Горьканова А.Н. Практика преемственности дошкольного и начального образования // Дошкольное и начальное школьное образование - развивающее и развивающееся. 2019. № 1. С. 36-39.

22. Гукасова В.В., Митренг Т.М. Вопросы преемственности дошкольного и начального образования // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения. Материалы II Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвященной 110-летию Иркутского педагогического института. 2019. С. 88-93.

23. Измайлова Р. Г., Шейнова Т. Г., Тимохина Т. В. Использование коллективных видов деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Перспективы науки и образования.

2020. № 5 (47). С. 199-211. doi: 10.32744/pse.2020.5.14

24. Токарева Т.А. Проблемы организации совместной образовательной деятельности старших дошкольников при реализации преемственности дошкольного и начального общего образования // Актуальные проблемы начального общего образования: теория и практика. Материалы III Международной научно-практической конференции. 2019. С. 242-246.

25. Хакимова М.Х. Проблемы обеспечения преемственности дошкольного и начального образования при формировании математических понятий у учащихся // Collection of scientific articles LX International correspondence scientific and practical conference. 2020. С. 69-71.

26. Васкес Г.С.Н.Ш., Лосада Р.А Реальные проблемы и методы их решения в системе образования в Латинской Америке во время пандемии (COVID-19). // Наука. Образование. Культура. Актуальные проблемы и практика решения (федеральный и региональный аспекты). Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 99-104.

27. Toch Th. The Dos and Don'ts of Distance Learning in a Pandemic // Education Next. 2012, Vol 21. Issue 3. Available at: https://www.educationnext.org/dos-and-donts-distance-learning-pandemic-coronavirus-covid-19/

28. Ozüdogru G. Problems faced in distance education during Covid-19 Pandemic // Participatory Educational Research.

2021, Vol. Issue 4. pp. 321-333. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1300914.pdf

29. Snoussi, Th., Radwan, A. F. Distance E-Learning (DEL) and Communication Studies During Covid-19 // Pandemic Utopía y Praxis Latinoamericana. 2020. Vol. 25. Issue10. pp. 253-270. Available at: https://www.redalyc.org/ jatsRepo/279/27964799027/html

30. Hopewell Th. V. Risks Associated With The Choice To Teach Online // Online Journal of Distance Learning Administration.2021, Volume XV. Issue V. Available at: https://www.westga.edu/~distance/ojdla/winter154/ hopewell154.html

31. Tomyuk O. N., Dyachkova M. A., & Shutaleva A. V. Issues of modeling smart personality - human image of the digital age. Economic consultant, 2020, vol. 31, no. 3, pp. 115-124. doi: 10.46224/ecoc.2020.3.8

32. N. B., Tomyuk O. N., & Dyachkova M. A. Educational segment of modern media market: features and trends in digitalization. Economic consultant, 2020, vol. 30 (2), pp. 48-61. doi: 10.46224/ecoc.2020.2.5

33. Advego - биржа контента №1. Семантический анализ текста. URL: https://advego.com/text/seo/ (дата обращения: 11.09.2021).

REFERENCES_

1. Bychkova O.A. Continuity of levels of education in the conditions of introduction of federal state standards of preschool, general and higher education : monograph Petrozavodsk, PetrSU Publ., 2015. Part 1. 212 p.

2. Federal State Educational Standard for Preschool Education. Approved by the order of the Ministry of Education of the Russian Federation from October 17, 2013 № 1155. Available at: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (accessed 23 August 2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Federal State Educational Standard of Elementary General Education. Approved by the order of the Ministry of Education of the Russian Federation on October 6, 2009 № 373 (as amended by orders of the Ministry of Education and Science from 31.05.2021 № 286. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202107050028 (accessed 23 August 2021).

4. Babic N. Continuity and discontinuity in education: example of transition from preschool to school. Early Child Development and Care, 2017, vol. 187, no. 10, pp. 1596-1609. DOI: 10.1080/03004430.2017.1301935

5. Wood E. & Bennett N. Progression and Continuity in Early Childhood Education: Tensions and contradictions. International Journal of Early Years Education, 1999, vol. 7, no. 1, pp. 5-16. DOI: 10.1080/096697699007010101.

6. Obukhova K.A. Integrative approach as a basis for the continuity of preschool and primary school levels of general education : a collective monograph. Integration of educational and subject areas of preschool and primary general education. Shadrinsk, 2019. pp. 39-67.

7. Yakovleva N.N. The continuity of preschool and primary general education of students with disabilities in the implementation of the FSES. Bulletin of Pedagogical Innovations, 2019, vol. 54, no. 2, pp. 74-79.

8. Kuzikova M.S. The continuity of preschool and primary education in the framework of the FSES. Continuity in education, 2019, no. 23(10), pp. 98-108.

9. Kosolapova E.S., Eflova Z.B. Modern organizational-pedagogical forms of continuity of preschool and primary general education. Education as a factor in the development of intellectual and moral potential of personality and modern society. Materials of the VIII international scientific conference, 2018, pp. 291-296.

10. Bondarenko V.V., Shatskikh E.A. On the implementation of the model of continuity in the work of preschool and primary education. Scientific research: key problems of innovation in the system of education of the Donetsk People's Republic, 2017, pp. 194-199.

11. Ladd G. W. Continuity and Change in Early School Engagement: Predictive of Children's Achievement Trajectories From First to Eighth Grade? Journal of Educational Psychology, 2009, vol. 101, issue 1, pp. 190-206. Available at: https://www.researchgate.net/publication/232236847_Continuity_and_Change_in_Early_School_Engagement_ Predictive_of_Children's_Achievement_Trajectories_From_First_to_Eighth_Grade.

12. Polat O. & Yavuz E. A. The Relationship Between the Duration of Preschool Education and Primary School Readiness. Childhood Education, 2016, vol. 92, no. 5, pp. 396-404. DOI: 10.1080/00094056.2016.1226115

13. Nath S. R. Capability of Preschool Education in Enhancing Primary School Competencies in Bangladesh. Journal of Research in Childhood Education, 2022, vol. 36, no. 1, pp. 14-30. DOI: 10.1080/02568543.2020.1838976

14. Gregoriadis A., Papandreou M. & Birbili M. Continuing professional development in the Greek early childhood education system. Early Years, 2018, vol. 38, no. 3, pp. 271-285. DOI: 10.1080/09575146.2016.1265486

15. Lavrova L.N. Continuity of preschool and primary general education as one of the conditions to ensure the quality of preschool education. Education of children of preschool and primary school age: Dialogue of Childhood Sciences. Collection of scientific articles on the results of the All-Russian scientific conference with international participation, dedicated to the 100th anniversary of Elets State University named after I.A. Bunin and the 40th anniversary of the department of preschool and special education, 2019, pp. 204-212.

16. Mazharenko S.V., Serdyukova V.I. Quality of educational results in the system of continuity of preschool and primary levels of education. Science and education in the modern world: methodology, theory and practice. materials II International scientific and practical conference. Cheboksary, 2020. pp. 146-151.

17. Shemeta E. Yu. Quality of preschool education as one of the conditions of continuity of preschool and primary general education. Continuity of preschool and primary general education: a modern view in the implementation of the FGOS. Materials of the Interregional scientific-practical conference. 2019, pp. 233-235.

18. Orazgalikyzy D. Continuity of Education in Preschools and Schools as a Condition of a Childs Education. New America, 2017, vol. 64, issue 4, pp. 301-315. Available at: https://www.oecd.org/publications/starting-strong-v-9789264276253-en.htm.

19. Cunningham B.A. An Ethnographic Examination of Factors Associated with Parent Involvement in the Home Component of a Preschool. Early Childhood Special Education, 1985, vol. 5, pp. 2-19. Available at: https://files.eric. ed.gov/fulltext/ED302968.pdf.

20. Zakovinko L.P., Ignatenko A.A., Verba T.A. The realization of continuity of preschool and primary general education through the development of partnerships with parents. Actual problems of modern education: experience and innovations. Materials of the All-Russian scientific-practical conference with remote and international participation.

2019, pp. 35-40.

21. Gorkanova A.N. Practice of continuity of preschool and primary education. Preschool and primary school education - developing, 2019, no. 1, pp. 36-39.

22. Gukasova V.V., Mitreng T.M. Issues of continuity of preschool and primary education. Elementary general education: issues of development, methodological and personnel support. Materials of the II All-Russian scientific and methodological conference with international participation, dedicated to the 110th anniversary of the Irkutsk Pedagogical Institute. 2019, pp. 88-93.

23. Izmailova R. G., Sheinova T. G., Timokhina T. V. The use of collective activities in the development of speech of children of senior preschool and primary school age. Perspectives of science and education, 2020, no. 5 (47), pp. 199-211. DOI: 10.32744/pse.2020.5.14

24. Tokareva T. A. Problems of organizing joint educational activities of senior preschool children in the implementation of the continuity of preschool and primary general education. Actual problems of primary general education: theory and practice. Materials of the III International scientific-practical conference, 2019, pp. 242-246.

25. Khakimova M.Kh. Problems of ensuring the continuity of preschool and primary education in the formation of mathematical concepts in students. Collection of scientific articles LX International correspondence scientific and practical conference, 2020, pp. 69-71.

26. Vasquez G.S.N.S., Lozada R.A. Real problems and methods of their solution in the educational system in Latin America during the pandemic (COVID-19). Science. Education. Culture. Actual problems and the practice of solutions (federal and regional aspects). Materials of XIII All-Russian scientific-practical conference, 2020, pp. 99-104.

27. Toch Th. The Dos and Don'ts of Distance Learning in a Pandemic. Education Next, 2012, vol 21, Issue 3. Available at: https://www.educationnext.org/dos-and-donts-distance-learning-pandemic-coronavirus-covid-19/.

28. Ozüdogru G. Problems faced in distance education during Covid-19 Pandemic. Participatory Educational Research, 2021, vol. Issue 4. pp. 321-333. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1300914.pdf.

29. Snoussi, Th., Radwan, A. F. Distance E-Learning (DEL) and Communication Studies During Covid-19. Pandemic Utopía y Praxis Latinoamericana, 2020, vol. 25, issue 10, pp. 253-270. Available at: https://www.redalyc.org/ jatsRepo/279/27964799027/html.

30. Hopewell Th. V. Risks Associated With The Choice To Teach Online. Online Journal of Distance Learning Administration, 2021, volume XV, issue V. Available at: https://www.westga.edu/~distance/ojdla/winter154/hopewell154.html.

31. Tomyuk O. N., Dyachkova M. A., & Shutaleva A. V. Issues of modeling smart personality - human image of the digital age. Economic consultant, 2020, vol. 31, no. 3, pp. 115-124. doi: 10.46224/ecoc.2020.3.8

32. Kyrillova N. B., Tomyuk O. N., & Dyachkova M. A. Educational segment of modern media market: features and trends in digitalization. Economic consultant, 2020, vol. 30 (2), pp. 48-61. doi: 10.46224/ecoc.2020.2.5

33. Advego - content exchange №1. Semantic analysis of text. Available at: https://advego.com/text/seo/ (accessed 11.09.2021).

Информация об авторах Измайлова Рания Геннадьевна

(Россия, Московская область, г.о. Орехово-Зуево) Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики начального и дошкольного образования Государственный гуманитарно-технологический университет E-mail: kafedra.pedfak@mail.ru

Тимохина Татьяна Васильевна

(Россия, Московская область, г.о. Орехово-Зуево) Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Государственный гуманитарно-технологический университет E-mail: timohina.tv@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-1255-5073)

Шейнова Татьяна Геннадьевна

(Россия, Московская область, г.о. Орехово-Зуево) Доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Государственный гуманитарно-технологический университет E-mail: sheinova@yandex.ru

Information about the authors

Rania G. Izmailova

(Russia, Moscow Region, Orekhovo-Zuevo) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Head of the Department of Theory and Methods of Primary and Preschool Education State Humanitarian and Technological University E-mail: kafedra.pedfak@mail.ru

Tatyana V. Timokhina

(Russia, Moscow Region, Orekhovo-Zuevo) Associate Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Theory and Methods of Primary and Preschool Education State Humanitarian and Technological University E-mail: timohina.tv@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-1255-5073)

Tatyana G. Sheinova

(Russia, Moscow region, Orekhovo-Zuyevo) Associate Professor, PhD In Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methods of Primary and Preschool Education State Humanitarian and Technological University E-mail: sheinova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.