Научная статья на тему 'Развитие социально-информационной компетентности педагогов в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования'

Развитие социально-информационной компетентности педагогов в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / CONTINUING EDUCATION / PRESCHOOL EDUCATION / PRIMARY GENERAL EDUCATION / CONTINUITY / SOCIAL AND INFORMATION COMPETENCE OF TEACHERS / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / CRITERIA FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIAL AND INFORMATION COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Наталья Анатольевна, Санникова Лилия Наилевна, Юревич Светлана Николаевна, Левшина Наталия Ивановна

Проблема преемственности одна из самых сложных и, вместе с тем, недостаточно исследованных проблем отечественного образования. Решение данной проблемы ученые связывают с разработкой целевых, содержательных и организационных аспектов преемственности, что наилучшим образом демонстрирует введение федеральных государственных образовательных стандартов на всех уровнях общего образования. Однако, по мнению авторов статьи, недостаточное внимание уделяется вопросам преемственности в подготовке педагогов в процессе формирования и развития их профессиональной компетентности в вузовском и поствузовском образовании. Рассмотрены теоретико-методологические и методико-практические аспекты развития социально-информационной компетентности педагогов в аспекте преемственности в период детства. Выявлены сущность и содержание данной компетентности педагогов, рассмотрены ее уровни и критерии оценки, методы и средства, формы, этапы, а также предложен комплекс организационно-педагогических условий ее эффективного развития. На основе разработанных анкет и диагностических заданий авторами проведено исследование развития социально-информационной компетентности педагогов, работающих в муниципальных дошкольных образовательных организациях и начальном общем образовании г. Магнитогорска. Результаты исследования доказывают эффективность реализуемых организационно-педагогических условий развития социально-информационной компетентности педагогов в аспекте преемственности в период детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Наталья Анатольевна, Санникова Лилия Наилевна, Юревич Светлана Николаевна, Левшина Наталия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of social and information competence of teachers in the aspect of continuity of preschool and primary general education

The problem of continuity is one of the most difficult and, at the same time, insufficiently studied problems of national education. Scientists connect this problem with the development of targeted, substantive and organizational aspects of continuity, which is best demonstrated by the introduction of federal state educational standards at all levels of general education. However, according to the authors of the article, insufficient attention is paid to issues of continuity in the training of teachers in the process of the formation and development of their professional competence in high school and postgraduate education. Theoretical, methodological and methodological and practical aspects of the development of social and information competence of teachers in the aspect of continuity in the childhood period are considered. The essence and content of this competence of teachers are revealed, its levels and evaluation criteria, methods and means, forms, stages are considered, and a complex of organizational and pedagogical conditions for its effective development is proposed. On the basis of the developed questionnaires and diagnostic tasks, the authors conducted a study of the development of social-information competence of teachers working in municipal pre-school educational organizations and the initial general education of Magnitogorsk. The results of the study prove the effectiveness of organizational and pedagogical conditions for the development of social and information competence of teachers in terms of continuity in the childhood period.

Текст научной работы на тему «Развитие социально-информационной компетентности педагогов в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-05/ Дата публикации: 31.10.2019 УДК 377.8 (373.29)

Н. А. Степанова, Л. Н. Санникова, С. Н. Юревич, Н. И. Левшина

Развитие социально-информационной компетентности педагогов в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования

Проблема преемственности - одна из самых сложных и, вместе с тем, недостаточно исследованных проблем отечественного образования. Решение данной проблемы ученые связывают с разработкой целевых, содержательных и организационных аспектов преемственности, что наилучшим образом демонстрирует введение федеральных государственных образовательных стандартов на всех уровнях общего образования. Однако, по мнению авторов статьи, недостаточное внимание уделяется вопросам преемственности в подготовке педагогов в процессе формирования и развития их профессиональной компетентности в вузовском и поствузовском образовании. Рассмотрены теоретико-методологические и методико-практические аспекты развития социально-информационной компетентности педагогов в аспекте преемственности в период детства. Выявлены сущность и содержание данной компетентности педагогов, рассмотрены ее уровни и критерии оценки, методы и средства, формы, этапы, а также предложен комплекс организационно-педагогических условий ее эффективного развития. На основе разработанных анкет и диагностических заданий авторами проведено исследование развития социально-информационной компетентности педагогов, работающих в муниципальных дошкольных образовательных организациях и начальном общем образовании г. Магнитогорска. Результаты исследования доказывают эффективность реализуемых организационно-педагогических условий развития социально-информационной компетентности педагогов в аспекте преемственности в период детства.

Ключевые слова: непрерывное образование, дошкольное образование, начальное общее образование, преемственность, социально-информационная компетентность педагогов, информационно-коммуникационные технологии, организационно-педагогические условия, критерии развития социально-информационной компетентности

Ссылка для цитирования:

Степанова Н. А., Санникова Л. Н., Юревич С. Н., Левшина Н. И. Развитие социально-информационной компетентности педагогов в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 468481. сМ: 10.32744/р$е.2019.5.33

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-05/ Accepted: 12 August 2019 Published: 31 October 2019

N. A. Stepanova, L. N. Sannikova, S. N. Yurevich, N. I. Levshina

Development of social and information competence of teachers in the aspect of continuity of preschool and primary general education

The problem of continuity is one of the most difficult and, at the same time, insufficiently studied problems of national education. Scientists connect this problem with the development of targeted, substantive and organizational aspects of continuity, which is best demonstrated by the introduction of federal state educational standards at all levels of general education. However, according to the authors of the article, insufficient attention is paid to issues of continuity in the training of teachers in the process of the formation and development of their professional competence in high school and postgraduate education. Theoretical, methodological and methodological and practical aspects of the development of social and information competence of teachers in the aspect of continuity in the childhood period are considered. The essence and content of this competence of teachers are revealed, its levels and evaluation criteria, methods and means, forms, stages are considered, and a complex of organizational and pedagogical conditions for its effective development is proposed. On the basis of the developed questionnaires and diagnostic tasks, the authors conducted a study of the development of social-information competence of teachers working in municipal pre-school educational organizations and the initial general education of Magnitogorsk. The results of the study prove the effectiveness of organizational and pedagogical conditions for the development of social and information competence of teachers in terms of continuity in the childhood period.

Key words: continuing education, preschool education, primary general education, continuity, social and information competence of teachers, information and communication technologies, organizational and pedagogical conditions, criteria for the development of social and information competence

For Reference:

Stepanova, N. A., Sannikova, L. N., Yurevich, S. N., & Levshina, N. I. (2019). Development of social and information competence of teachers in the aspect of continuity of preschool and primary general education. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 41 (5), 468-481. doi: 10.32744/pse.2019.5.33

_Введение

Одним из ведущих принципов государственной образовательной политики Российской Федерации на современном этапе выступает «обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека». Данный принцип провозглашен в ключевом документе, регламентирующем процесс образования в нашей стране - в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 3) [14]. Суть этого нормативного положения отражает международную концепцию «образование в течение жизни» (Lifelong Learning — LLL). Политико-правовые основы концепции «образования в течение жизни» были заложены в актах ЮНЕСКО и Совета Европы. Эта идея также получила свое развитие в нормативно-правовых документах, принятых в рамках Болонского процесса. Обозначенный принцип направляет государственную политику и законодательство в сфере образования в России на обеспечение права на непрерывное образование в течение всей жизни.

Вопросы непрерывного образования также затронуты в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г., утвержденной распоряжением правительства РФ от 17.11.2008 [4]. В качестве стратегической цели государственной политики в области образования в соответствии с Концепцией выступает повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Так, в качестве основного направления развития образования, выделенного в Концепции, обозначено формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ.

Все сказанное актуализирует проблему преемственности различных уровней образования. Вопросы преемственности на различных ступенях образовательной системы рассмотрены в исследованиях таких ученых как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Ш.И. Ганелик, A.B. Запорожец, Я.Л. Коломинский, Я.А. Коменский, Н.К. Крупская, B.C. Кузин, A.A. Люблинская, А.П. Усова и др. Необходимость соблюдения принципа преемственности рассматривалась в трудах Ю.К. Бабанского, Н.И, Болдырева, Н.К. Гончарова, MA. Данилова, Б.П. Есипова, Р.Б. Стеркиной.

Следует заметить, что диссертационные изыскания, как правило, освещают вопросы преемственности в рамках того или иного учебного предмета: математики (И.А. Попова, Р.Х. Руга, П. Сагымбекова и др.), родного языка (Г.Х. Бурангулова, Л.А. Калмыкова), природоведения (Т.А. Ковальчук, В.Д. Лысенко), рисования (Р.И. Афанасьева); различных сторон воспитания: трудового (Л.П. Дашковская), эстетического (А.И. Аронина), нравственного (О.В. Ткаченко).

На наш взгляд, все еще недостаточное внимание уделяется вопросам преемственности в процессе формирования и развития профессиональной компетентности педагогов в вузовском и поствузовском образовании. Значимым видом профессиональной компетентности педагогов дошкольного и начального образования выступает социально-информационная компетентность как интегративное качество личности специалиста, характеризующее способность педагогов использовать в своей практической

профессиональной деятельности современные информационные и коммуникационные технологии, творчески осмысливать информацию, создавать на её основе собственный продукт, размещать его в информационной среде, что позволяет всем участникам процесса преемственности дошкольного и начального школьного образования (родителям, педагогам, администрации и т.д.) вырабатывать единое образовательное пространство развития дошкольников и младших школьников [9].

Наше исследование выявило противоречие между необходимостью педагогов активно использовать информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе для решения проблем преемственности дошкольного и начального образования и недостаточным уровнем развития их социально-информационной компетентности в аспекте преемственности.

Данное противоречие позволило сформулировать проблему нашего исследования - при каких организационно-педагогических условиях процесс развития социально-информационной компетентности педагогов в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования будет наиболее эффективным?

Таким образом, задачей настоящей статьи стало теоретическое обоснование и экспериментальное исследование комплекса организационно-педагогических условий развития социально-информационной компетентности педагогов в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования.

Анализ источников

В основу нашего исследования положен системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию всех участников образовательных отношений.

Проблема преемственности между смежными звеньями системы образования всегда была одной из центральных проблем отечественной педагогики. В современной педагогической литературе накоплен значительный материал по проблемам преемственности между образовательными звеньями (Б.С. Гершунский, С.М. Годник и другие) [10].

Некоторые исследователи характеризуют преемственность в формах и методах обучения. Нередко высказываются суждения, что «преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реали-зовываться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, психолога школы и т.д.» [11].

Как показывает практика, реализация всех аспектов преемственности возможна только специалистами, обладающими высоким уровнем профессиональной компетентности [1]. Исследование профессиональной компетентности педагога — одно из ведущих направлений деятельности целого ряда ученых (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Т.И. Шамова и другие).

В педагогической науке понятие «профессиональная компетентность» рассматривается как «совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; ком-

плекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; направление профессионализации...» [6, с. 9].

В контексте выделенного понятия «компетентность» рассмотрим понятие «социально - информационная компетентность». Актуальность данного понятия обусловлена тем, что стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий оказало существенное социальное влияние на жизнь человека и его профессиональную деятельность [3].

Социально-информационная компетентность педагога понимается нами как «ин-тегративное качество личности специалиста, характеризующее способность педагога использовать в своей практической профессиональной деятельности современные информационные и коммуникационные технологии, творчески осмысливать информацию, создавать на её основе собственный продукт, размещать его в информационной среде, что позволяет всем участникам процесса преемственности дошкольного и начального школьного образования (родители, педагоги, администрация и т.д.) вырабатывать единое образовательное пространство развития дошкольников и младших школьников» [9].

Структурно данный вид профессиональной компетентности включает в себя следующие компоненты: когнитивный, технологический, мотивационно-ценностный, креативный [9].

Рассмотрим каждый из обозначенных компонентов:

1) когнитивный: знание основ информатики и информационных технологий, используемых в профессиональной деятельности; знание социальных возможностей информационно-коммуникационных технологий; знание норм, регламентирующих использование интеллектуальной деятельности;

2) технологический: умение работать с различными источниками информации, большими объемами информации, владение способами её обработки и доставки; умение моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе - собственную индивидуальную деятельность;

3) мотивационно-ценностный: творческое развитие и самореализация личности, понимание значимости информатизации образования и вопросов преемственности;

4) креативный: творческое осмысление информации, создание на её основе с помощью инструментальных средств информационно-коммуникационных технологий собственного продукта, обеспечивающего преемственность, и его размещение в информационной среде [9].

Рассмотрим общую схему социально-информационной компетентности педагогов (см. рис. 1), на основе которой планируется построение дальнейшей работы по ее развитию.

Когнитивный Технологический Креативный

Рисунок 1 Схема компонентов социально-информационной компетентности

педагогов

Из рисунка 1 видно, что работу следует начинать с развития когнитивного компонента, от которого в прямой зависимости находится технологический и креативный компоненты. Мотивационно-ценностный компонент здесь служит ключевым катализатором всей работы над развитием социально-информационной компетентности.

Нами был предложен комплекс организационно-педагогических условий развития социально-информационной компетентности педагогов.

1. Организация курсов повышения квалификации по развитию информационно-коммуникационной компетентности педагогов в аспекте преемственности в период детства. Большинство педагогов образовательных организаций (70%) за период 2017-2018 учебном году уже получили удостоверение о повышении квалификации в рамках развития информационно-коммуникационной компетентности на курсах повышения квалификации на базе Южно-Уральского Регионального центра Интернет образования при Магнитогорском государственном техническом университете. В 2018-2019 учебном году планируется доведение данного показателя до 100%, то есть охват всех педагогов курсовой подготовкой [15].

2. Использование проектного метода в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования. Ведущее место среди методов, используемых педагогами, принадлежит сегодня проектированию [2, с. 22]. Особое значение приобретает проектная деятельность в аспекте преемственности в образовании. В нашей работе использование метода проектов способствовало формированию у педагогов ценностного отношения к решению вопросов преемственности средствами информационно-коммуникационных технологий [5].

Так, особую популярность получил проект «Школа счастливых первоклассников» (апрель-май 2018 г.), который был ориентирован на формирование психологической готовности детей к обучению в школе и просвещения родителей в данном вопросе [8; 12; 16]. С целью активизации родителей в совместных с педагогами проектах успешно реализовывались следующие: «Мир глазами ребенка», «Театральный калейдоскоп», «Олимпийские сказки вместе с мамой», литературная конференция «Капелька» и другие.

Таким образом, в образовательных организациях проекты разрабатывают педагоги в соответствии с заявленной темой. Данные проекты впоследствии объединяются в общий проект учреждений смежных уровней образования. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Результатом могут быть поделки (игрушки, книги и другое) или мероприятия (спектакли, концерты и другое).

3. Создание творческих групп педагогов дошкольного и начального образования по реализации ИКТ в аспекте преемственности в период детства.

Творческие группы были созданы на базе ресурсного центра, исследующего проблемы преемственности дошкольного и начального образования.

К задачам ресурсного центра относят:

• изучение и удовлетворение информационных и образовательных потребностей субъектов в сфере дошкольного образования, в частности, изучение вопросов преемственности;

• обеспечение информационной поддержки педагогов в вопросах преемственности содержания образования, в овладении новыми технологиями, средствами и формами работы с воспитанниками;

• оказание персональной методической помощи педагогам в построении инди-

видуальной образовательной траектории развития социально-информационной компетентности;

• подготовка методических, аналитических и проектных материалов, диссемина-ция имеющегося положительного опыта по проблеме преемственности, внедрение накопленных ресурсов в практику дошкольных учреждений [15].

Основными темами практических занятий стали: «Систематизация информации»; «Систематизация мультимедиа ресурсов по возрастам и образовательным областям»; «Анализ деятельности творческой группы».

Для освоения содержания данных тем использовались практические занятия информационного и проблемного характера, техника «мозгового штурма», психолого-педагогические тренинги, составление портфолио, аннотация периодических изданий, электронные презентации, разбор конкретных ситуаций, использование поиска информации по информационным системам, составление практических рекомендаций, взаимопроверка результатов деятельности, работа в малых группах (анализ ФГОС дошкольного и начального общего образования [7; 13] и др.), обсуждение дискуссионных вопросов и проблем в управлении процессом преемственности; проведение мини-конференций, деловых игр, защит презентаций.

В ходе этих занятий были подготовлены проекты мультимедиа сопровождения для родительских собраний на темы: «Что в портфеле у первоклассника», «Режим дня ученика», «Читаем вместе», «Теперь мы первоклашки», «Сто вопросов для учителя».

Результатом совместной деятельности стали родительские уголки и памятки по проблемам адаптации первоклассников, банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе педагогов дошкольного и начального общего образования.

Среди приоритетных линий работы творческой группы стало использование ИКТ в оформлении мероприятий (мультимедиа-презентации как декорации для театральных постановок). В процессе работы данных групп происходило творческое осмысление ими информации и создание собственного продукта с помощью информационных технологий.

_Материалы и методы исследования

Экспериментальная работа была организована в 2017-2019 гг. в 15 дошкольных образовательных организациях и в 5 учреждениях начального общего образования города Магнитогорска Челябинской области. В эксперименте приняли участие 375 педагогов.

Целью экспериментальной работы было выявление уровня развития социально-информационной компетентности педагогов и апробация организационно-педагогических условий развития социально-информационной компетентности педагогов в аспекте преемственности в период детства.

На первом этапе был проведён констатирующий эксперимент. Цель констатирующего эксперимента состояла в определении уровня развития социально-информационной компетентности педагогов.

Для исследования когнитивного компонента педагогам были предложены анкета, диагностические задания, направленные на выявление уровня осведомленности об информационно-коммуникационных технологиях, используемых в профессиональной деятельности в процессе преемственности.

Ниже приведены разработанные нами вопросы анкет в соответствии с критериями изучения социально-информационной компетентности педагогов в аспекте преемственности в период детства: когнитивным; технологическим; мотивационно-цен-ностным, креативным.

Критерий 1. Когнитивный.

1.1. Какими компьютерными программами Вы пользуетесь в своей профессиональной деятельности, в том числе для решения вопросов преемственности?

1.2. Какая компьютерная программа может использоваться для создания презентаций по вопросам преемственности?

1.3. Какая программа позволяет сделать видеосюжет для совместной образовательной деятельности?

1.4. Как называется программа, необходимая для ведения табеля посещаемости детей, а также для ведения мониторинга их развития?

1.5. Как называется программа, необходимая для набора и форматирования текста?

1.6. Используете ли Вы для подбора материала возможности сетей Интернета?

1.7. Какие поисковые системы Вы знаете?

1.8. Какие программы помогают защитить компьютер от вирусов? Назовите их.

Критерий 2. Технологический.

2.1. Создать с помощью ИКТ собственный продукт (на выбор: консультацию для родителей, конспект совместной образовательной деятельности).

Критерий 3. Мотивационно-ценностный.

3.1. Вызывает ли у Вас интерес проблема информатизации образования?

3.2. Как Вы считаете, нужны ли ИКТ в профессиональной деятельности?

3.3. Возможно ли с помощью информационных технологий решение проблемы преемственности дошкольного и начального образования?

3.4. Хотели бы Вы повысить свой уровень социально-информационной компетентности?

3.5. Считаете ли Вы целесообразным ведение документации с помощью ИКТ?

3.6. Считаете ли Вы работу в сети интернет полезной для своей профессиональной деятельности?

3.7. Вы владеете всеми компьютерными программами, необходимыми для профессиональной деятельности? Если нет, какими бы хотели овладеть?

Критерий 4. Креативный.

4.1. На основе полученной информации создать собственный проект на заданную тему с помощью ИКТ. Примерные темы для проектов: «В школу с радостью пойдем», «Что в портфеле у первоклассника», «Быть здоровыми хотим», «В стране почемучек». Допускается создание проекта на собственную тему.

Креативный компонент оценивался заданиями, направленными на выявление умения творчески осмысливать информацию, создавать на ее основе собственный продукт и представлять данный продукт аудитории.

_Результаты исследования

В целях выявления уровня развития технологического компонента педагоги выполняли диагностические задания, направленные на выявление необходимых умений, связанных с поиском, преобразованием и трансляцией информации.

В процессе констатирующего эксперимента посредством нашего общения с педагогами, их анкетирования и выполнения ими определенных диагностических заданий мы выяснили, что у педагогов дошкольного и начального общего образования наблюдается положительная мотивация к освоению и использованию информационно-коммуникационных технологий, они осознают значение и роль информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности. Вместе с тем педагоги демонстрируют недостаточно полные представления об основных видах информационно-коммуникационных технологий, основных компьютерных программах, используемых в образовательной деятельности и их возможностями в решении вопросов преемственности. Со многими компьютерными программами педагоги не знакомы или знакомы поверхностно. Также недостаточны умения педагогов работать с различными источниками информации, ограничено владение способами ее обработки. Наблюдаются сложности в работе с редактором Movie Maker (при создании клипов), в использовании ИКТ в оформлении мероприятий (создание мультимедиа-презентаций); у педагогов были выявлены трудности в использовании ИКТ в работе с родителями воспитанников ДОУ и обучающихся начальной школы.

Результаты констатирующего эксперимента представлены на рисунке 2.

80

■ Высокий ■ Средний ■ Низкий

Рисунок 2 Результаты констатирующего эксперимента (в %)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все это позволило сделать вывод о достаточно сформированной положительной мотивации педагогов к использованию информационных технологий в образовательном процессе, их желании повышать свой уровень социально-информационной компетентности (75% от числа испытуемых имеют высокий уровень развития моти-вационно-ценностного компонента) и о недостаточном уровне развития всех других компонентов (когнитивного (40%), технологического (57%) и креативного (55%)). На втором этапе - в формирующем эксперименте - была проведена реализация комплекса организационно-педагогических условий развития социально-информационной компетентности педагогов. По итогам этой реализации в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования в феврале 2019 года осуществлялся контрольный этап эксперимента.

В процессе нашего повторного общения с педагогами, их анкетирования и применения диагностических заданий мы выяснили, что наиболее высокий уровень исследуемых показателей социально-информационной компетентности снова продемонстрировал мотивационно-ценностный компонент - 91% от числа испытуемых. Для оценки нами использовались те же методы исследования, те же уровни и критерии развития социально-информационной компетентности педагогов, которые мы применяли до внедрения организационно-педагогических условий. Характеристика результатов контрольного этапа эксперимента наглядно представлена на рис. 3.

100

■ Высокий ■ Средний ■ Низкий Рисунок 3 Характеристика результатов контрольного этапа эксперимента (в %)

Достаточно высокие уровни развития (62%, 57% и 54%) показали когнитивный, технологический и креативный компоненты соответственно.

Следует также отметить, что педагоги более уверенно отвечали на вопросы анкет и с большим интересом отнеслись к выполнению диагностических заданий.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что проведенная работа по внедрению организационно-педагогических условий способствовала развитию каждого компонента социально-информационной компетентности педагогов, содействовала творческому осмыслению вопросов преемственности и решению их средствами информационных технологий.

Полученные нами данные свидетельствуют об эффективности предлагаемых условий развития социально-информационной компетентности педагогов в аспекте преемственности в период детства.

_Обсуждение результатов исследования

Осознавая важность решения проблемы преемственности, нам хотелось бы обсудить достигнутые положительные моменты в реализации условий развития социально-информационной компетентности педагогов.

Принцип преемственности дошкольного и начального школьного образования может выступать ведущим принципом в развитии социально-информационной компетентности педагогов в аспекте преемственности в период детства.

Для развития социально-информационной компетентности педагогов могут использоваться следующие методы:

• активные методы обучения: консультации, деловые и дидактические игры, анализ существующих информационных продуктов и др.;

• методы мотивации деятельности: поощрение, создание ситуации успеха, выполнение творческих заданий, использование метода проектов, психолого-педагогические тренинги и др.;

К средствам развития социально-информационной компетентности педагогов можно отнести следующие:

• информационные: интернет, литература;

• диагностические: анкеты, тесты, опросники, диагностические компьютерные программы;

• средства прямого реагирования: творческие задания, упражнения, схемы.

Процесс развития социально-информационной компетентности можно осуществлять в следующих формах:

• консультации, круглые столы, семинары;

• работа в творческих группах;

• мастер-классы.

Организация развития социально-информационной компетентности педагогов предполагает выделение следующих этапов:

• ориентирующий этап, направленный на выявление уровня социально-информационной компетентности педагогов в аспекте преемственности дошкольного и начально общего образования;

• активно-действенный этап - реализация организационно-педагогических условий развития социально-информационной компетентности педагогов в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования;

• обобщающий этап - осмысление результатов исследования.

Заключение

Значительным фактором в организации единого образовательного пространства преемственности является понимание руководителями учреждений и педагогами того, что компьютер и Интернет - это средства, которые дают эффект лишь в том случае, если они используются в образовательных организациях как инструменты. Тогда меняется содержание и организация учебно-воспитательного процесса, а также его результаты.

В целях развития социально-информационной компетентности педагогов в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования предлагаем следующие организационно-педагогические условия:

• организация курсов повышения квалификации по развитию информационно-коммуникационной компетентности педагогов в аспекте преемственности в период детства;

• использование проектного метода в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования;

• создание творческих групп среди педагогов по реализации ИКТ в аспекте преемственности в период детства. В заключении необходимо подчеркнуть, что основой развития социально-информационной компетентности педагогов являются не столько материальные ресурсы, сколько сообщество, мощная мотивация всех участников, наличие лидеров. «Опыт многих успешных инициатив демонстрирует, что их проще реализовывать при разделении на более мелкие проекты с конкретными временными рамками. Скорые результаты позволяют поддерживать мотивацию различных участников. Серьезную роль играет и постоянное расширение круга участников» [15]. В организации работы над развитием социально-информационной компетентности есть возможность опереться на педагогов, которые имеют высокий уровень развития данной компетентности, что позволяет делегировать полномочия и охватить наибольшее количество педагогов.

Таким образом, реализация преемственности дошкольного и начального образования будет обеспечена, если сформирована компетентность педагога в различных сферах педагогической деятельности и направлениях развития ребенка. В рамках данного научного изыскания предложен пример формирования социально-информационной компетентности педагогов в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования через комплекс организационно-педагогических условий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алдашева А.А. Профессиональная компетентность: понятие и структуры // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. №4. С.121-128.

2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. М., 2000. С. 26.

3. Гулякин Д.В. О формировании социально-информационной компетентности выпускника вуза / Д. В. Гулякин // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2009. № 4, ч. 2. С. 254-257.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527 (дата обращения: 20.08.2019)

5. Кожина А.Л. Формирование информационно-коммуникационной компетентности педагогов как одна из форм повышения качества образования [Электронный ресурс] // Дошколенок.ру / http://dohcolonoc.ru/ (дата обращения: 20.08.2019)

6. Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. № 1 (35). С. 8 - 15.

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html (дата обращения: 20.08.2019)

8. Ращикулина Е.Н., Кизилова С.А. Аксиологический подход в социогуманитарном исследовании ответственного родительства // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 1. С. 101-107.

9. Rashchikulina E.N., Stepanova N.A., Tuguleva G.V., Ilyina G.V. Students' Training for the Realization of the Principle of Continuity in the Development of Children's Cognitive Abilities // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Т. 9. № 37. P. 102-174.

10. Сабельникова С. ФГТ и ФГОС: решение проблемы преемственности [Электронный ресурс] // Учительская газета. URL: http://www.ug.ru/archive/48701 (дата обращения: 20.08.2019)

11. Stepanova N.A., Sannikova L.N., Levshina N.I., Yurevich S.N., Ilyina G.V. Methodological Performance Evaluation by Teachers in Preschool Educational Intitutions // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). Volume 6, Issue 2, August 2018. P.67-80.

12. Stepanova N.A., Sannikova L.N., Levshina N.I., Yurevich S.N., Chernobrovkin V.A. Parental Evaluation of Preschool Education Quality: Is It a Problem or an Opportunity? Man in India. 2017. Т. 97. № 5. С. 171-185.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010. 31 с.

14. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный

ресурс]. URL: httpy/минобрнауки.рф (дата обращения: 20.08.2019)

15. Юревич С. Н., Левшина Н. И., Санникова Л. Н., Степанова Н. А. Научно-методическое обеспечение процесса управления ресурсным центром на базе дошкольных образовательных организаций // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 254-264. doi: 10.32744/pse.2018.6.28

16. Юревич С. Н. Повышение педагогической культуры родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2016. Т. 2. С. 206-209.

REFERENCES

1. Aldasheva A. A. Professional competence: the concept and structure of the Adygei state University. Series 3: Pedagogy and psychology, 2012, no. 4, pp. 121-128. (in Russ.)

2. Bychkov A. Method of projects in a modern school. Moscow, 2000. P. 26. (in Russ.)

3. Gulyakin D. V. on the formation of social and information competence of the University graduate. Bulletin of the Pyatigorsk state linguistic University, 2009, no. 4, part 2, pp. 254-257. (in Russ.)

4. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation until 2020 [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.EN/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c6692 8fa27e527 (accessed 20 August 2019) (in Russ.)

5. Kozhina L. Formation of information and communication competence of teachers as one of the forms of improving the quality of education [Electronic resource]. Preschool.ru. Available at: http://dohcolonoc.ru/ (accessed 20 August 2019) (in Russ.)

6. May the model of professional competence of the teacher of preschool education. Management of preschool educational institution, 2007, no. 1 (35), pp. 8 - 15. (in Russ.)

7. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation (Ministry of education and science of Russia) of October 17, 2013 N 1155 Moscow "about the approval of the Federal state educational standard of preschool education" [Electronic resource]. Available at: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (accessed 20 August 2019) (in Russ.)

8. Rushikulya E. N., Kizilova, S. A. the Axiological approach in social research responsible parenthood. Humanities and education research, 2017, vol. 1, no. 1, pp. 101-107. (in Russ.)

9. Rashchikulina E. N., Stepanova N. A., Tuguleva G. V., Ilyina G. V. Students' Training for the Realization of the Principle of Continuity in the Development of Children's Cognitive Abilities. Indian Journal of Science and Technology, 2016, vol. 9, no. 37, pp. 102-174.

10. Kuptsov V. Ph., Nikolenko S. FGT and FGOS: a solution to the problem of continuity [Electronic resource]. Teachers ' newspaper. Available at: http://www.ug.ru/archive/48701 (accessed 20 August 2019) (in Russ.)

11. Stepanova N. A., Sannikova L. N., Levshina N. I., Yurevich S. N., Ilyina G. V. Methodological Performance Evaluation by Teachers in Preschool Educational Intitutions. International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE), 2018, volume 6, issue 2, August, pp. 67-80.

12. Stepanova N. A., Sannikova L. N., Levshina N. I., Yurevich S. N., Chernobrovkin V. A. Parental Evaluation of Preschool Education Quality: Is It a Problem or an Opportunity? Man in India, 2017, vol. 97, no. 5, pp. 171-185.

13. Federal state educational standard of primary General education / Ministry of education and science of the Russian Federation. Moscow, Education Publ., 2010. 31 p. (in Russ.)

14. Federal law of December 29, 2012 № 273-FZ" on education in the Russian Federation " [Electronic resource]. Available at: http://MMHo6pHayKM.p$ (accessed 20 August 2019) (in Russ.)

15. Yurevich S. N., Levshina N. I., Sannikova L. N., Stepanova N. Scientific and methodological support of the process of management of the resource center on the basis of pre-school educational organizations. Perspectives of science and education, 2018, no. 6 (36), pp. 254-264. doi: 10.32744/pse.2018.6.28 (in Russ.)

16. Yurevich S. N. Improving the pedagogical culture of parents on the spiritual and moral education of preschool children. Actual problems of modern science, technology and education, 2016, vol. 2, pp. 206-209. (in Russ.)

Информация об авторах Степанова Наталья Анатольевна

(Россия, г. Магнитогорск) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального

образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: natstep77@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-0454-4729

Information about the authors Natalia A. Stepanova

(Russia, Magnitogorsk) Assistant professor, PhD in Pedagogical Sciences, Head of the Department of Preschool and Vocational Education

Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: natstep77@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-0454-4729

Санникова Лилия Наилевна

(Россия, г. Магнитогорск) Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой дошкольного и специального образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: sannikov_kb@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-0736-1960

Liliya N. Sannikova

(Russia, Magnitogorsk) Assistant professor, PhD in Pedagogical Sciences, Head of the Department of Preschool and Vocational Education

Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: sannikov_kb@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-0736-1960

Юревич Светлана Николаевна

(Россия, г. Магнитогорск) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального

образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: yurevich_sn@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-6239-870x

Svetlana N. Yurevich

(Russia, Magnitogorsk) Assistant professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department Preschool and Vocational Education Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: yurevich_sn@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-6239-870x

Левшина Наталия Ивановна

(Россия, г. Магнитогорск) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального

образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: levni60@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-4224-2959

Nataliya I. Levshina

(Russia, Magnitogorsk) Assistant professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department Preschool and Vocational Education Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: levni60@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-4224-2959

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.