Научная статья на тему 'АНАЛИЗ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ НА ПРИМЕРЕ ПАО «АЭРОФЛОТ-РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ»'

АНАЛИЗ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ НА ПРИМЕРЕ ПАО «АЭРОФЛОТ-РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2063
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОФЛОТ / АВИАКОМПАНИЯ / PR / PR-ТЕХНОЛОГИИ / ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ / ФУНКЦИИ / ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ / PR-СТРАТЕГИИ / PR-ПРОГРАММЫ / PR-ПЛАН / МАРКЕТИНГ / ПРОДВИЖЕНИЕ / РЕКЛАМА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИМИДЖ / РЕПУТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Майорова К.А.

PR-технологии активно используются отделами по связям с общественностью российских авиакомпаний. В данной работе был проведен анализ PR-деятельности одной из лучших авиакомпаний нашей страны - авиакомпании ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии», выявлены основные стратегические направления и особенности развития сервиса авиакомпании, проанализировано влияние сервиса на ее имидж, успешность продвижения авиакомпании в социальных сетях. Предложены рекомендации для повышения качества PR-деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PR-ACTIVITIES OF COMPANIES USING THE EXAMPLE PJSC «AEROFLOT-RUSSIAN AIRLINES»

PR technologies are actively used by public relations departments of Russian airlines. In this work, an analysis of the PR activities of one of the best airlines in our country - PJSC «Aeroflot - Russian Airlines», revealed the main strategic directions and features of the development of the airline's service, analyzed the impact of the service on its image, the success of promoting the airline on social networks. Recommendations have been proposed to improve the quality of PR activities.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ НА ПРИМЕРЕ ПАО «АЭРОФЛОТ-РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ»»

АНАЛИЗ РЯ-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ НА ПРИМЕРЕ ПАО «АЭРОФЛОТ-РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ»

К.А. Майорова, студент

Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия, г. Казань)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-5-2-101-113

Аннотация. PR-технологии активно используются отделами по связям с общественностью российских авиакомпаний. В данной работе был проведен анализ PR-деятельности одной из лучших авиакомпаний нашей страны - авиакомпании ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии», выявлены основные стратегические направления и особенности развития сервиса авиакомпании, проанализировано влияние сервиса на ее имидж, успешность продвижения авиакомпании в социальных сетях. Предложены рекомендации для повышения качества PR-деятельности.

Ключевые слова: Аэрофлот, авиакомпания, PR, PR-технологии, цели, задачи, функции, паблик рилейшнз, PR-стратегии, PR-программы, PR-план, маркетинг, продвижение, реклама, социальные сети, имидж, репутация.

Реализация РЯ-деятельности

ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии».

«Аэрофлот», основанный 17 марта 1923 года на базе Российского Общества Добровольного воздушного флота - «Добро-лет» [1], является одной из старейших авиакомпаний нашей планеты и одним из наиболее узнаваемых российских брендов.

С момента основания в истории компании происходили знаменательные события. Так в 1956-1958 годах только «Аэрофлот» эксплуатировал на тот момент единственный в мире реактивный пассажирский самолет «Ту-104». Также «Аэрофлот» первым в мире начал эксплуатировать на регулярных авиалиниях самые большие пассажирские турбовинтовые самолеты «Ту-114» (1959 г.), сверхзвуковые пассажирские самолеты «ТУ-144» (1977 г.).

В 1989 году «Аэрофлот» стал участником международной ассоциации 1АТА (Международной ассоциации воздушного транспорта). В 1992 году компания получила статус акционерного общества, а в 1996 году - публичного акционерного общества.

В состав группы Группы «Аэрофлот» входят авиакомпании ПАО «Аэрофлот -российские авиалинии» (доля в пассажиропотоке Группы за 2021 год составила

46,7%), АО «Авиакомпания «Россия» (доля в пассажиропотоке Группы за 2021 год составила 21,7%) и ООО «Авиакомпания «Победа» (доля в пассажиропотоке Группы за 2021 год составила 31,5%) [2].

В 2022 году ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» пятый год подряд являлось лидером рейтинга независимой консалтинговой компании Brand Finance, удерживая звание самого сильного авиационного бренда в мире. В 2021 году ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» победило в ключевой номинации мирового этапа World Travel Awards 2021 - «Лидирующий авиационный бренд», а также одержало победу на европейском этапе World Travel Awards 2021 в номинации «Лидирующий авиационный бренд Европы».

Группа «Аэрофлот» входит в число крупнейших авиационных холдингов мира. По итогам 2021 года Группа входила в топ-20 авиаперевозчиков в мире по пассажиропотоку.

По состоянию на 28 февраля 2023 года парк воздушных судов ПАО «Аэрофлот» насчитывал 180 авиалайнеров - самолеты семейства Airbus А320 (64 самолета), А321 (36 самолетов), А330 (12 самолетов), А350 (7 самолетов), Boeing 737-800 (37 самолетов), Boeing 777-300ER (22 самолета), а

также отечественные воздушные суда Superjet 100 (2 самолета).

За 2022 год авиакомпания ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» отдельно перевезла 20,5 миллионов пассажиров, а Группа «Аэрофлот» в целом -40,7 миллионов пассажиров.

С каждым годом количество перевезенных пассажиров ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» только увеличивается, что обусловлено собственной маркетинговой стратегией, в основе которой лежит предоставление услуг воздушного транспорта, которые соответствуют мировым стандартам. Компания стремится предоставлять качественный безопасный сервис, включая удобное и высокочастотное расписание для прямых и стыковочных полетов с использованием молодого и эффективного авиапарка, что повышает лояльность клиентов и подчеркивает свои конкурентные преимущества.

Основной целью PR-деятельности ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии»

является создание положительного имиджа в глазах, как нынешних потребителей, так и потенциальных.

ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» в своей организационной структуре имеет отдел по связям с общественностью, который выполняет РЯ-деятельность в компании. Сотрудники вышеуказанного отдела имеют знания и компетенции, как в связях с общественностью, так и в авиационной промышленности. Это является важным, поскольку сотрудники в каждом отделе должны квалифицированно разбираться не только в своей специализации, но и в особенностях функционирования всей компании в целом.

ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» применяет различные РЯ-инструменты в своей деятельности.

Так компания имеет свой фирменный стиль. Рассмотрим его элементы.

1. Логотип и фирменный знак ПАО «Аэрофлот» представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Логотип и фирменный знак ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии»

Логотип и фирменный знак являются официальными для ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии». В 2003 году, после проведения ребрендинга (комплекса мероприятий по изменению составляющих: логотипа, слогана, визуального оформления), логотип претерпел некоторые изменения, однако сохранил узнаваемые черты - серп и молот. Дополнили логотип авиакомпании изображение российского флага и стилизованная «улыбка». Таким образом, в настоящее время логотип и знак авиакомпании окрашены в фирменные цвета, используется графический элемент «ФЛАГ» и обводка.

В тех случаях, когда нет возможности воспроизвести данный логотип на белом фоне (1a), используется его выворотное изображение (1Ь). В этом случае логотип окрашивается в белый цвет, а фон - в фирменный цвет. Обводка графического элемента «ФЛАГ» отсутствует.

Все составляющие логотипа взаимосвязаны между собой и гармонично сочетаются друг с другом.

2. ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» имеет свои фирменные цвета, представленные на рисунке 2.

Panh ne Warm Gray 2

Рис. 2. Основные и вспомогательные цвета ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии»

Все фирменные цвета компания условно делит на основные, вторичные, вторичные нейтральные.

При работе с составляющими фирменного стиля необходимо использовать только приведенные фирменные цвета.

3. К корпоративным шрифтам ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» относятся: Flight C Regular Cyrillic, Flight C Italic Cyrillic, Flight C Bold Cyrillic, Flight C Bold Italic Cyrillic, Myriad Pro Cyrillic,

Myriad Pro Italic Cyrillic, Myriad Pro Bold Cyrillic, Myriad Pro Bold Italic Cyrillic, Times New Roman Cyrillic, Times New Roman Bold Cyrillic, Arial Cyrillic, Arial Bold Cyrillic.

4. Анализируя фирменные стиль ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии», необходимо отметить особую раскраску (ливрею) самолетов, приведенную на рисунке 3.

Рис. 3. Схема раскраски самолетов ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии»

5. Еще одним немаловажным элементом фирменного стиля ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» является оформление их деловой документации (визитные карточки, фирменные бланки, конверты). На рисунке 4 представлен макет бланка письма Генерального директора. Логотип

ПАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» располагается в левой верхней части бланка. Ниже находится надпись «ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР» и адресный блок. Весь текст написан фирменными шрифтами компании.

Рис. 4. Макет бланка письма генерального директора ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии»

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» с особой внимательностью относится к созданию своего фирменного стиля, поэтому и является узнаваемым среди общественности и создает в ее глазах позитивный имидж.

ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» также использует и другие РЯ-инструменты в процессе своей деятельности. Авиакомпания взаимодействует с крупными национальными и региональными средствами массовой информации, проводит пресс-конференции, занимается организацией пресс-туров, публикуют интервью и пресс-релизы. Такие действия позволяют ей поддерживать свой имидж и

распространять информацию о себе широкой общественности.

15 октября 2004 года ПАО «Аэрофлот» запустил имиджевую рекламную компанию «Искренне Ваш, Аэрофлот!». Для данной кампании организация задействовала федеральное телевидение и наружную рекламу (билборды).

Слоган «Искренне Ваш, Аэрофлот!» точно передает концепцию бренда авиакомпании, в основе которой - забота о пассажире. В создании слогана активное участие приняли пассажиры ПАО «Аэрофлот», которые присылали на корпоративный сайт свои варианты.

Также в ходе данной компании был представлен измененный логотип ПАО «Аэрофлот», который стал содержать

дополнительные графические элементы -развевающийся российский флаг, символизирующий национальную принадлежность авиакомпании, а также и стилизованную «улыбку», как символ радушия, открытости и гостеприимства. Таким образом, традиционные элементы аэрофло-товского стиля - узнаваемые во всем мире «крылья» и надпись «АЭРОФЛОТ» получили новое смысловое наполнение.

Искренняя «улыбка», как проявление положительного эмоционального опыта, полученного пассажиром от общения с авиакомпанией и отражающая концепцию общения с пассажирами, и была положена в основу запускаемой рекламной кампании.

Помимо визуальных изменений ПАО «Аэрофлот» усовершенствовал бортовой сервис и оформление салонов воздушных судов, сменились форма бортпроводников, оформление офисов продаж и билетов, рекламные материалы.

В сопровождении с данной рекламно-имиджевой кампанией было создано три телевизионной рекламы:

1. «Вкуснее, потому что от души». Данный рекламный ролик был направлен на сообщение аудитории об улучшении питания на борту самолетов «Аэрофлот»;

2. «Уютнее, потому что от души». В этой рекламе акцент был направлен на результаты улучшение сервиса компании, обеспечение надежности и комфортности перелета;

3. «Роднее, потому что от души». Рекламный ролик был направлен на акцентировании внимания доброжелательности и уважении к потребителям.

Наряду с этим шла и по сей день продолжается работа по усовершенствованию сервисов авиакомпании. Сотрудников ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» учат применять индивидуальный подход к своим клиентам, относиться к ним с уважением и как к желанным гостям.

Таким образом, проводя рекламные кампании, а также многочисленные акции для имеющихся и потенциальных пассажиров, ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» стремится сохранить и укре-

пить свои позиции, а также повысить свою долю, как на внутреннем, так и на внешнем рынке авиаперевозок.

17 марта 2023 года ПАО «Аэрофлот» отмечает юбилей в честь 100-летия со дня основания компании. Праздничные мероприятия в честь векового юбилея авиакомпании будут проводиться в течение всего 2023 года. Всех пассажиров-участников программы лояльности «Аэрофлот Бонус» каждый месяц в течение года будут ждать специальные акции и предложения, а 17 марта 2023 года, в день 100-летия авиакомпании, совершив полет самолетами авиакомпании с 00:00 до 23:59 17.03.2023 по местному времени, пассажиры получили тройные мили.

Также, в честь своего юбилея, 20 марта 2023 года ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» выполнил первый ретрорейс по маршруту Москва — Сочи - Москва. Всего с марта 2023 года по декабрь 2023 года авиакомпанией запланировано осуществление семи ретрорейсов по знаковым российским направлениям. Пассажиры получат незабываемые впечатления, погрузившись в атмосферу авиапутешествий 7080-х годов прошлого века. Их особенность заключается в том, что бортпроводники будут одеты в советскую форму, а на борту будет предлагаться специальное ретро-меню, например, лимонады «Дюшес», «Тархун», «Буратино», карамель «Взлетная». Также для организации еды для рейсов в бизнес-классе были привлечены шеф-повара 100 ресторанов России. Помимо этого, всем пассажирам этих ретро-рейсов будут выдаваться памятные сувениры.

Информация о ретрорейсах будет анонсироваться на официальном сайте авиакомпании и на ее страницах в социальных сетях.

ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» в честь своего праздника не забыло поменять и логотип на своем корпоративном сайте, в котором было добавлено число 100 и подпись: «100 ЛЕТ СОЗДАВАЯ БУДУЩЕЕ». Юбилейный логотип приведен на рисунке 5.

Cj

100 ЛЕТ СОЗДАВАЯ БУДУЩЕЕ

Рис. 5. Юбилейный логотип ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии»

Исходя из этого, ПАО «Аэрофлот -российские авиалинии» на своем примере показывает, как можно применять PR-деятельность в честь крупных праздников для привлечения внимания к компании со стороны общественности.

Ранее, еще одна успешная рекламно-имиджевая кампания ПАО «Аэрофлот», была запущена в 2012 году. Тогда «Аэрофлот» взаимодействовал с международным агентством M&C Saatchi Group (Великобритания), которое сняло авиакомпании два рекламных ролика:

- «Ваш комфорт на высоте» - ролик для русскоязычной аудитории, который был представлен на официальной странице социальной сети «Аэрофлот»;

- «The sky... Our Masterpiece» («Небо...Наш шедевр») - рекламный ролик, ориентированный на зарубежную аудиторию.

Данная рекламно-имиджевая компания показывает, ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» стремиться влиять на общественность и его лояльность не только на российском рынке, но и на международном.

Еще одним PR-инструментом, используемым ПАО «Аэрофлот - российские

авиалинии», является проведение различных акций. Так компания ежегодно проводит акцию «По местам боевой славы». Она заключается в предоставлении ветеранам-участникам Великой Отечественной войны возможность бесплатного перелета. Также ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» на протяжении уже нескольких лет принимает участие в акции «Мили милосердия». Ее целью является помощь тяжелобольным детям. Так в ходе данной акции участники программы «Аэрофлот Бонус» могут перечислять бонусные мили на счета благотворительных организаций, которые участвуют в этой акции. В результате эти мили используются для перевозки тяжелобольных детей.

Проведение и участие в таких акциях создает в глазах общественности положительный имидж о компании и повышает лояльность клиентов.

В качестве современных инструментов РЯ-деятельности ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» активно использует интернет-ресурсы для продвижения своего бренда. Так в таблице 1 приведены страницы авиакомпании в сети Интернет и ссылки на них.

Таблица 1. Маркетинговые коммуникации ПАО «Аэрофлот»

Официальный сайт авиакомпании https ://www.aeroflot.ru/ru-ru

ВКонтакте https://vk.com/aeroflot

Канал YouTube https://www.youtube.com/user/AeroflotRussia/videos

Канал Rutube https://rutube.ru/channel/25273838/

Яндекс.Дзен https://dzen.ru/aeroflot official

Telegram-канал https://t.me/aeroflot official

Электронная почта presscentr@aeroflot.ru

Исходя из приведенных выше данных, можно сделать вывод о том, что ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» поддерживает связь со своей аудиторией на многих Интернет-ресурсах. В своих социальных сетях компания публикует различные новости, интересные факты о своей организации, актуальную информацию, а также держит обратную связь с их читателями.

Также стоит отдельно отметить официальный сайт ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» [3]. Он наполнен всей необходимой информацией о компании, имеет удобную для пользователей навигацию. Оформлен в фирменных цветах «Аэрофлот». Сайт имеет отдельные страницы с такими корпоративными материалами, как календари, корпоративные видеоролики, музыка. Также во вкладке корпоративной философии представлена миссия, ценности, видения компании и кодекс корпоративной этики ПАО «Аэрофлот».

При загрузке страниц официального сайта авиакомпании появляется анимация в виде белого самолета, летящего по кругу на синем фоне. ПАО «Аэрофлот» регулярно обновляет информационное наполнение своего сайта, а также настраивает контекстную, баннерную и таргетированную рекламу. Удобный, простой и лаконичный сайт компании уже с первых минут создает в глазах пользователей позитивный имидж об организации, так как показывает, что компания не только предоставляет качественный сервис, но и заботится о всех составляющих компонентах организации, с которыми взаимодействуют потребители.

Активная деятельность авиакомпании в сети Интернет позволяет компании анализировать мнение общественности о ней, собирать статистические данные, а также

быстро решать возникающие у клиентов вопросы и проблемы.

Также у ПАО «Аэрофлот» есть собственное мобильное приложение для iOS, Android, Huawei, где клиенты могут подобрать подходящие рейсы, запланировать маршрут, ознакомиться с основной информации о компании и почитать актуальные новости.

В качестве еще одного PR-инструмента ПАО «Аэрофлот» выпускает собственные корпоративные журналы:

- журнал «Аэрофлот». Его электронная версия представлена на официальном сайте ПАО «Аэрофлот» как на русском, так и на английском языках;

- журнал для детей «Аэрофлот Юниор»;

- «Аэрофлот Premium» - бортовой журнал для пассажиров бизнес-класса;

- «Аэрофлот Style» - журнал, ориентированный предпочтительно на женскую аудиторию, который включает разделы: мода, красота, украшения, стиль жизни, люди;

- «Аэрофлот World federal» - журнал об интересных новостях мира.

Таким образом, ПАО «Аэрофлот» для привлечения и удержания своих клиентов ежемесячно выпускает большое количество корпоративных журналов. Также компания размещает на страницах своих журналов информацию о благотворительные проекты и программе «Аэрофлот Бонус», что позволяет читателям составить об авиакомпании положительный образ как социально-ответственной организации.

Проанализировав PR-деятельность ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» можно прийти к выводу, что компания активно занимается продвижением своего бренда, использует различные инструменты и постоянно совершенствует эту деятельность, что позволяет создавать конку-

рентные преимущества. Компания постоянно взаимодействует с аудиторией, как через печатные издания, так и через интернет-ресурсы. В глазах общественности ПАО «Аэрофлот» представляется как успешная компания, которая ежедневно поддерживает позитивную репутацию.

Оценка эффективности PR-деятельности ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии».

PR-деятельность, как и любая другая деятельность организации, поддается оценке для определения эффективности и качества реализации PR-кампаний.

Оценка эффективности PR-

деятельности напрямую связана с анализом репутации компании.

Репутация может быть оценена через следующие критерии:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- объективные критерии, связанные с оценкой качества сервиса, способностью привлекать квалифицированные кадры, финансовой стабильности организации;

- субъективные критерии, позволяющие оценить репутацию через убеждения и

Как видно из таблицы 2.2.1 ПАО «Аэрофлот» в 2022 году занял первое место по количеству упоминаний в СМИ, что свидетельствует о том, что авиакомпания активно и эффективно использует СМИ в качестве PR-инструмента. При этом отрыв ПАО «Аэрофлот» от ближай-

мнения о компании аудитории, социальную значимость организации, через то, как общественность воспринимает имидж компании.

И именно для поддержания положительной репутации организации стараются провести успешную PR-деятельность, а для определения ее эффективности необходимо анализировать качество использования PR-инструментов.

Для оценки эффективности PR-деятельности авиакомпании

ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» можно использовать такой подход, как анализ медиа-покрытия. В ходе него анализируется количество упоминаний компании в СМИ за определенный период времени, заметности и охвата. Для анализа было взято пять первых компаний по рейтингу и два последних года: 2021 и 2022, для оценки динамики изменения показателя.

Рейтинг по количеству упоминаний в СМИ разных авиакомпаний РФ представлен в таблице 2.

ших конкурентов огромен. Так отрыв с располагающейся на второй сточке авиакомпанией ОАО АК «Уральские Авиалинии» составил 118 498 упоминаний.

Следующим следует рассмотреть индекс заметности за 2021 и 2022 годы, представленный в таблице 3.

Таблица 2. Рейтинг количества упоминаний авиакомпаний РФ в СМИ

№ Наименование Упоминание в СМИ, 2021 год Упоминание в СМИ, 2022 год Изменение, %

1 ПАО «Аэрофлот» 154 929 158 431 2,3

2 ОАО АК «Уральские Авиалинии» 41 277 39 933 -3,3

3 ООО «Глобус» (S7 Airlines) 52 911 37 302 -29,5

4 АО «РЕД Вингс» (Red Wings) 25 110 33 211 32,3

5 ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» 32 464 30 834 -5,0

Таблица 3. Рейтинг авиакомпаний по коэффициенту заметности

№ Наименование Упоминание в СМИ, 2021 год Упоминание в СМИ, 2022 год Изменение, %

1 ПАО «Аэрофлот» 25 989 517 29 698 168 14,27

2 ОАО АК «Уральские Авиалинии» 5 892 051 7 651 004 29,85

3 ООО «Глобус» (S7 Airlines) 8 555 574 6 236 602 -27,10

4 ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» 6381332 5 347 203 -16,21

5 АО «РЕД Вингс» (Red Wings) 3 632 853 5 313 350 46,26

Проанализировав данный рейтинг коэффициента заметности, можно сделать вывод, что первым в рейтинге за 2022 год также стоит ПАО «Аэрофлот», который снова с большим отрывом выделяется среди авиакомпаний конкурентов. Коэффициент заметности показывает качественные характеристики присутствия в медиаполе и учитывает влиятельности СМИ и роль компании в публикации.

Как видно из таблицы 2.2.3 ПАО «Аэрофлот» (ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии») в рейтинге за 2022 год по охвату аудитории прочно стоит на первом месте. Данный показатель показывает, какое количество человек имели контакт с РЯ-материалом в СМИ за определенный период времени. Используемая метрика дает большое количество информации, поскольку можно оценить непосредственно количество людей, взаимодействующих с материалом.

Еще одним важным показателем PR-деятельности компаний является охват аудитории в социальных медиа - Social Media Outreach (SMO). Это количество пользователей, которые потенциально могут увидеть сообщение компании. Представляет собой сумму аудиторий всех сообщений в базе или выборке из базы, исходя из числа подписчиков разместивших контент страниц. Эти данные представлены в таблице 4.

Также для оценки эффективности РЯ-деятельности ПАО «Аэрофлот» можно использовать подход анализа социальных сетей, в которых присутствует рассматриваемая в данной работе авиакомпания, поскольку ПАО «Аэрофлот» активно использует их для продвижения своего бренда. Так для этого следует оценить количество подписчиков в социальных сетях ПАО «Аэрофлот», которые проанализированы, структурированы и были впоследствии сведены в таблицу 5.

Таблица 4. Рейтинг авиакомпаний по охвату аудитории

№ Наименование Упоминание в СМИ, 2021 год Упоминание в СМИ, 2022 год Изменение, %

1 ПАО «Аэрофлот» (Группа «Аэрофлот») 398 789 381 447 386 739 12,19

2 ООО «Глобус» (S7 Airlines) 251 184 773 266 761 210 6,20

3 ООО «Авиакомпания «Победа» (Группа «Аэрофлот») 225 803 438 212 740 060 -5,79

4 ОАО АК «Уральские Авиалинии» 243 787 833 206 749 825 -15,19

5 АО «РЕД Вингс» (Red Wings) 166 836 292 193 520 353 15,99

Таблица 5. Количество подписчиков в социальных сетях ПАО «Аэрофлот» по состоя-

нию на 01.04.2023 г.

Название социальной сети Количество подписчиков, тыс. человек

ВКонтакте 596,6

Канал YouTube 30,8

Канал Rutube 0,081

Яндекс.Дзен 5,6

Telegram-канал 127,9

Таким образом, самой популярной социальной сетью среди аудитории ПАО «Аэрофлот» является сеть «ВКонтак-те». Авиакомпания ежедневно дополняет ее интересными новостями, видеороликами и фотографиями, проводит различные конкурсы среди подписчиков. Аудитория, в свою очередь, активно ставит лайки на посты и комментирует записи сообщества.

Следующей по популярности идет кроссплатформенная система «Telegram». На сегодняшний день это является самой часто используемой людьми социальной сетью. 20 июня 2022 года «Telegram» сообщил о достижении 700 миллионов активных пользователей в месяц. Аудитория системы подписывается на различные каналы известных персон и компаний для отслеживания интересных новостей. Так и авиакомпания ПАО «Аэрофлот» активно ведет свой канал в «Telegram», где публикует новости, информацию о проводимых акциях, осуществляет интерактивы с участием подписчиков.

Анализ контента социальных сетей авиакомпании ПАО «Аэрофлот» показал, что в социальных медиа она стремится ознакомить нынешних и потенциальных клиентов с достижениями своей организации, ее реализуемыми программами, принятыми ценностями. Так благодаря этому авиакомпания наглядно может показать результаты своей деятельности, выстроить гармоничные отношения с общественностью и в результате чего создавать, поддерживать и развивать хорошую репутацию.

В настоящее время ПАО «Аэрофлот -российские авиалинии» определяет стратегию устремления в будущее путем внедрения инноваций и цифровизации. Так авиакомпания активно развивает свою онлайн-деятельность, онлайн-продажи, создает

мобильные приложения, внедряет цифровые решения.

Заключение.

Изучив эффективность PR-деятельности ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии», можно дать следующие рекомендации по ее улучшению.

1. Авиакомпании следует уделять большее внимание к проведению специальных тренингов для своего персонала. Клиенты, которые пользуются услугами ПАО «Аэрофлот», прежде всего, контактируют с представителями авиакомпании в аэропортах, бортпроводниками и с персоналом службы поддержки. Именно поэтому они играют важную роль, ведь сотрудники составляют стойкое первое впечатление обо всей компании. Проводя различные виды обучения, авиакомпания может совершенствовать методы общения сотрудников с клиентами и предоставления услуг, что позволит оставлять позитивный имидж у клиентов.

2. Улучшение коммуникаций между текущими и потенциальными клиентами. Несмотря на то, что авиакомпания активно ведет свои социальные сети и официальный сайт, ПАО «Аэрофлот» стоит уделять особое влияние службе поддержки клиентов. Компания является достаточно крупной, поэтому необходимо улучшить скорость обратной связи на вопросы и проблемы клиентов.

3. Внедрение инноваций. Для поддержания лидирующих позиций на рынке и привлечения внимание новых клиентов, ПАО «Аэрофлот» следует внедрять новые технологии, которые позволят повысить удобство использования его услуг потребителями.

4. Использование креативных технологий в процессе создания новостей. В современном мире, когда аудитории уже не

так интересно просто читать посты или смотреть видеоролики, следует внедрять различные креативные технологии, чтобы люди заинтересовывались в новостях, публикуемых компаниями. Так, например, интерактивный контент с использованием дополненной или виртуальной реальности в РЯ-деятельности позволит авиакомпании выделиться среди конкурентов и удивить аудиторию.

5. Организация собственных выставок, семинаров. ПАО «Аэрофлот» для привлечения внимания к своему бренду следует проводить самостоятельные проекты в разных городах России и других странах, которые были бы посвящены авиационной тематике. Такие мероприятия привлекали бы большое внимание со стороны аудитории, поскольку это очень увлекательно. Людям, не знающим специфику авиационной работы, было бы интересно ознакомиться с базовыми вещами. На таких мероприятиях компания может рассказывать историю своего создания, а также освещать методы, с помощью которых она смогла обрести такие большие масштабы.

6. Авиакомпании необходимо строго следить за техническим состоянием своего авиационного парка. Поскольку безопасность авиаперевозок является одной из

важнейших ценностей компании ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» и эта репутация зарабатывалась десятилетиями.

Таким образом, исходя из вышеприведенной информации, можно сделать вывод о том, что ПАО «Аэрофлот» довольно эффективно осуществляет свою РЯ-деятельность, это подтверждается результатами ее оценки и конкурентоустойчиво-стью компании. Авиакомпания активно использует современные РЯ-инструменты, которые включают социальные сети и он-лайн-деятельность.

Однако современный мир меняется каждый день, поэтому компании необходимо подстраиваться под новые реалии и внедрять новые методы, приемы и технологии РЯ-деятельности. Поскольку, если организация будет готова быстро адаптироваться под новые условия, то она будет сохранять лидирующие позиции на рынке, поддерживать свой имидж в глазах общественности и иметь конкурентные преимущества. В результате чего это будет способствовать компании расширить свою деятельность, как на российском рынке, так и на зарубежных, а также увеличить количественные показатели своей деятельности.

Библиографический список

1. Хроника событий - 1923-1939 год // Официальный сайт ПАО «Аэрофлот». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.aeroflot.ru/m-т/аЬои1/аегойо1;_1;оёау/аегоАо1;_к181;огу/1923_1939/ (дата обращения: 02.04.2023).

2. Годовой отчет ПАО «Аэрофлот» за 2021 год // Официальный сайт ПАО «Аэрофлот». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ir.aeroflot.ru/flleadmin/user_upload/flles/rus/common_info/gosa_doc_2022/Aeroflot_AR 21_RUS_book_web.pdf/ (дата обращения: 02.04.2023).

3. Официальный сайт ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» // Официальный сайт ПАО «Аэрофлот». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.aeroflot.ru/ru-ru/ (дата обращения: 02.04.2023).

ANALYSIS OF PR-ACTIVITIES OF COMPANIES USING THE EXAMPLE PJSC «AEROFLOT-RUSSIAN AIRLINES»

K.A. Mayorova, Student

Kazan (Volga region) Federal University

(Russia, Kazan)

Abstract. PR technologies are actively used by public relations departments of Russian airlines. In this work, an analysis of the PR activities of one of the best airlines in our country -PJSC «Aeroflot - Russian Airlines», revealed the main strategic directions and features of the development of the airline's service, analyzed the impact of the service on its image, the success of promoting the airline on social networks. Recommendations have been proposed to improve the quality of PR activities.

Keywords: Aeroflot, airline, PR, PR-technologies, goals, tasks, functions, public relations, PR-strategy, PR-programs, PR-plan, marketing, promotion, advertising, social media, image, reputation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.