условием развития предприятия, так как эффективное использование в производстве знаний, инноваций и творческих способностей становится главным фактором экономического роста.
Использованные источники:
1. Беляева С.С., Роль человеческого капитала в развитии предприятия, Журнал «Креативная экономика» № 10 (22) за 2008г.
2.Дятлов С.А., Основы теории человеческого капитала. - СПб.: СПбУЭФ,1994г. - 156с.
3.Маршалл А. Принципы экономической науки. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1993г. - 832с.
4. Ткачева Е.Н. Управление инновационным потенциалом виртуальных организаций в сфере человеческого капитала / Научно-правовое обеспечение развития инновационной экономики и модернизации промышленной политики России. Материалы международной научно-практической конференции. - Краснодар: издательство Южного института менеджмента, 2012. - С. 302-309.
5. Ткачева Е.Н. Исследование человеческого капитала как актива виртуальных организаций Южного федерального округа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Экономика». - Майкоп: издательство АГУ, 2011. - № 1 (73). - С. 36-41.
6. Ткачева Е.Н. Персонал в виртуальных организациях: особенности управления в информационной экономике / Социально-экономический ежегодник. - Краснодар: издательство Южного института менеджмента, 2009. - С. 145-148.
Вологжанина А. С. студент 3 курса факультет «Экономика» Солодовникова У.Н.
доцент кафедра экономики Югорский государственный университет Россия, г. Ханты-Мансийск АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ Г. ХАНТЫ-
МАНСИЙСКА
Аннотация. В статье проведен анализ налога на имущество физических лиц г.Ханты-Мансийска. Выявлена роль налога на имущество физических лиц в формировании бюджета муниципального образования г. Ханты-Мансийска.
Annotation. The article analyzes the tax on property of individuals Khanty-Mansiysk. The role of the property tax of physical persons in the formation of the budget of the municipality of Khanty-Mansiysk.
Ключевые слова: местные налоги, местный бюджет, налог на
имущество физических лиц.
Keywords: local taxes, local budgets, property tax of individuals.
Налог на имущество физических лиц вводится в действие муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. 100% платежей имущественного налога подлежит зачислению в местные бюджеты. Налог на имущество уплачивают физические, которые обладают правом собственности на имущество, которое в свою очередь признается объектом налогообложения. Сначала необходимо рассмотреть количество налогоплательщиков (физических лиц) в Ханты-Мансийске для расчета налоговой базы на 1 налогоплательщика.
Таблица 1
Количество налогоплательщиков в Ханты-Мансийске
Показатели 2012 2013 2014 Отклонение
Количество налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых органов, единиц 22 954 23 026 21 197 -1 757
Источник: Федеральная налоговая служба
В 2012 году количество налогоплательщиков (физических лиц) составило 22 954 единицы. В 2013 году количество рассматриваемой категории налогоплательщиков увеличилось на 72 единицы и составило 23 026 единиц. В 2014 году количество налогоплательщиков составило 21 197 единиц, что на 1 829 единиц (7,94%) меньше, чем в 2013 году и на 1 757 единиц (7,64%) меньше, чем в 2012 году.
Таким образом, количество налогоплательщиков в Ханты-Мансийске с 2012 года по 2013 увеличилось на 72 единицы, а с 2012 года по 2014 количество налогоплательщиков сократилось на 1 757 единиц.
После того, как было рассмотрено количество налогоплательщиков, необходимо проанализировать количество строений, помещений и сооружений физических лиц в Ханты-Мансийске, чтобы в дальнейшем рассчитать налоговую базу по данным строениям, помещениям и сооружениям.
Таблица 2
Анализ количества строений, помещений и сооружений физических
лиц в Ханты-Мансийске
Показатели 2012 2013 2014 Отклоне ние
Ед. Доля, % Ед. Доля, % Ед. Доля, %
Количество строений, помещений и сооружений, по которым налог предъявлен к уплате, единиц 24 490 100 24 427 100 25 066 100 576
Источник: Федеральная налоговая служба
В 2012 году количество строений, помещений и сооружений, по которым налогоплательщикам предъявлен налог к уплате, составило 24 490 единиц. В 2013 году количество строений, помещений и сооружений уменьшилось на 63 единицы и составило 24 427 единиц. В 2014 году количество строений, помещений и сооружений составило 25 066 единиц, что на 639 единиц (2,62%) больше, чем в 2013 году и на 576 единиц (2,35%) больше, чем в 2012 году.
Таким образом, количество строений, помещений и сооружений, в отношении которых налогоплательщикам (физическим лицам) был исчислен налог за анализируемый период выросло на 576 единиц.
Проанализируем налоговую базу по физическим лицам, а так же налоговую базу в расчете на 1 физическое лицо. Это необходимо в дальнейшем для расчета суммы налога.
Таблица 3
Анализ динамики налоговой базы по налогу на имущество физических лиц_
Показатели 2012 2013 2014 Отклонение
Налоговая база, тыс.руб. 7 062 404 7 321 769 8 089 219 1 026 815
Налоговая база на 1 физическое лицо, тыс.руб. 307,68 317,98 381,62 73,94
Источник: Федеральная налоговая служба
Инвентаризационная стоимость строений, помещений и сооружений физических лиц в 2012 году составила 7 062 404 тыс.руб. В 2013 году налоговая база составила 7 321 769 тыс.руб., что на 259 365 тыс.руб. (3,67%) больше, чем в 2012 году. В 2014 году инвентаризационная стоимость выросла на 767 450 тыс.руб. (10,48%) по сравнению с 2013 годом и на 1 026 815 тыс.руб. (14,54%) по сравнению с 2012 годом.
В 2012 году налоговая база на 1 физическое лицо составила 307,68
тыс.руб. В 2013 году налоговая база увеличилась на 10,3 тыс.руб. (3,35%) по сравнению с 2012 годом и составила 317,98 тыс.руб. Налоговая база на 1 физическое лицо в 2014 году составила 381,62 тыс.руб., что на 63,64 тыс.руб. (20,01%) больше, чем в 2013 году и на 73,94 тыс.руб. (24,03%) больше, чем в 2012 году.
Рассмотрев количество строений, сооружений и помещений, а также налоговую базу по физическим лицам, можно проанализировать сумму налога, подлежащую в бюджет Ханты-Мансийска.
Таблица 4
Начисление по налогу на имущество физических лиц_
Показатели 2012 2013 2014 Отклонение
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, тыс.руб. 13 809 14 182 16 018 2 209
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет с 1 физического лица, тыс.руб. 0,60 0,62 0,76 0,16
Источник: Федеральная налоговая служба
В 2012 году сумма налога, подлежащая в бюджет, составила 13 809 тыс.руб. В 2013 году сумма налога увеличилась на 373 тыс.руб. (2,7%) по сравнению с 2012 годом и составила 14 182 тыс.руб. В 2014 году сумма налога, которая подлежит уплате в бюджет, составила 16 018 тыс.руб., что на 1 836 тыс.руб. (12,95%) больше, чем в 2013 году и на 2 209 тыс.руб. (16%) больше, чем в 2012 году.
В 2012 году сумма налога, подлежащая уплате в бюджет с 1 физического лица, составила 0,60 тыс.руб. В 2013 году сумма увеличилась на 0,02 тыс.руб. (3,33%), по сравнению с 2012 годом и составила 0,62 тыс.руб. В 2014 году сумма налога, которая подлежит уплате в бюджет, составила 0,76 тыс.руб., что на 0,14 тыс.руб. (22,58%) больше, чем в 2013 году и на 0,16 тыс.руб. (26,67%) больше, чем в 2012 году.
При анализе количества налогоплательщиков были рассмотрены налогоплательщики, которым были предоставлены налоговые льготы. Поэтому будет целесообразно проанализировать сумму налога на имущество физических лиц, которая не поступила в бюджет Ханты-Мансийска из-за применения налоговых льгот. Итак, проведем анализ выпавших сумм налога на имущество физических лиц.
Таблица 5
Анализ суммы налога, которая не поступила в бюджет в связи с _предоставлением налоговых льгот_
Показатель 2012 2013 2014 Отклонение
Тыс.руб. Темп Тыс.руб. 0/ гроста, % Темп Тыс.руб. 0/ гроста, %
Общая сумма налога, не поступившая в бюджет ХМАО-Югры, тыс.руб. 7 280 6 347 8732 1 452
Источник: Федеральная налоговая служба
В 2012 году общая сумма налога, которая не поступила в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот и в связи с применением налогоплательщиками специальных налоговых режимов, составила 7 280 тыс.руб. выпавшая сумма в 2013 году уменьшилась на 933 тыс.руб. и составила 6 347 тыс.руб. В 2014 выпавшая сумма составила 8 732 тыс.руб., что на 2 385 тыс.руб. больше, чем в 2013 году и на 1 452 тыс.руб. больше, чем в 2012 году.
Таким образом, можно сделать следующие выводы, количество налогоплательщиков по налогу в анализируемом периоде уменьшилось на 1 757 единиц. Количество строений, сооружений и помещений 576 единиц за три года. С 2012 по 2014 года сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, увеличилась на 2 209 тыс.руб. В связи с предоставлением льгот налогоплательщикам за анализируемый период не поступило в бюджет Ханты-Мансийска 8 730 тыс.руб., что на 1 624 тыс.руб. больше, чем в 2012 году.
Для того, чтобы оценить роль налога на имущество физических лиц в формировании бюджета Ханты-Мансийска, необходимо провести анализ налоговых поступлений в местный бюджет и найти удельный вес налога на имущество физических лиц в общей сумме.
Таблица 6
Поступление налога на имущество физических лиц в бюджет Ханты-Мансийска
2012 2013 2014
Показатель тыс. руб. Доля, % тыс. руб. Доля, % тыс. руб. Доля, %
Налоговые поступления, тыс.руб. 3 098 148,77 100 3 314 674,2 100 2 789 276,2 100
в том числе:
Налог на доходы физических лиц, тыс.руб. 2 789 567, 3 80,63 2 678 589,9 80,81 2 284 4 24,7 81,9
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, тыс.руб. - - - - 33 087, 4 1,18
Налоги на совокупный доход, тыс.руб. 361 332, 64 10,44 350 358, 0 10,57 359 89 8,5 12,90
Налог на имущество физических лиц, тыс.руб. 9 332,53 0,27 13 674,3 0,41 13 543, 3 0,48
Транспортный налог, тыс.руб. 145 624,1 5 4,20 137 206,70 4,14 - -
Государственная пошлина, сборы, тыс.руб. 18 831,88 0,54 22 188,3 0,00 25 371, 8 0,91
Земельный налог, тыс.руб. 134 657,27 3,89 112 465, 81 0,67 72 930, 40 2,61
Задолженность и
перерасчёты по отменённым налогам, 135,64 0,004 191,2 3,39 20,1 0,001
тыс.руб
Источник: АИС «Мониторинг Югра»
Итак, налог на имущество физических лиц занимает в формировании налоговых доходов местного бюджета от 0,2 до 0,5%. В 2012 году его доля составила 0,27%. В 2013 году доля налога на имущество физических лиц увеличилась на 0,14%, по сравнению с 2012 годом и составила 0,41%. В 2014 году доля налога на имущество физических лиц составила 0,48%, что на 0,07% больше, чем в 2013 году и на 0,21% больше, чем в 2012 году.
16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
Налог на имущество физических лиц,
тыс.руб.
■Поступление налога на имущество физических лиц, тыс.руб.
2012 2013 2014
Рисунок 1 - Поступление налога на имущество физических лиц в бюджет Ханты-Мансийска в период с 2012 по 2014 года
Таким образом, поступление налога на имущество имеет скачкообразную форму, так как в 2013 году поступления увеличиваются, по сравнению с 2012 годом, а в 2014 году поступления уменьшаются
относительно 2013 года. Рост поступлений налога может быть связан с увеличением налоговой базы.
Итак, можно сделать вывод о том, что налог на имущество физических лиц играет не первостепенную роль в формировании бюджета г.Ханты-Мансийска. Его доля в бюджете находится в диапазоне 0,27 - 0,48%.
Для того, чтобы увеличить долю налога на имущество физических лиц в бюджете Ханты-Мансийска возможны такие мероприятия как:
1) повышение налоговой нагрузки на среднего налогоплательщика;
2) ограничение предоставления налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц;
3) применение прогрессивных налоговых ставок на нежилую и элитную недвижимость;
4) принятие мер, направленных на обложение налогом ранее неучтенных и неоцененных объектов.
Использованные источники:
1. Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2010. - 224с.
2. Грязновой А.Г. Финансы: учебник М.: Финансы и статистика, 2010. - 504с.
3. Поляка Г.Б.- Финансы: учебник.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 607с.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. №2 117-ФЗ. - М.: ТК Велби, 2014.-544с.
ВологинаЖ.Ю., к.биол.н.
доцент Сакаева А.А. студент 4 курса
факультет информационных технологий и управления Башкирский государственный аграрный университет
Россия, г. Уфа
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматривается система оказания государственной социальной помощи населению в Российской Федерации, обозначаются основные проблемы данной системы, а также предлагаются пути решения данных проблем.
Ключевые слова: социальная помощь, социальная политика, социальное государство.
Понятие государственной социальной помощи населению напрямую связано с оказанием различных социальных услуг незащищенным слоям населения, а также реализацией государственных социальных программ, направленных на улучшение жизни определенных слоев населения.
Российская Федерация впервые провозгласила себе социальным