Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ'

АНАЛИЗ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ КОНКУРЕНЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликов М.И.

Статья посвящена анализу отечественного и зарубежного опыта, на его основе проведено уточнение понятий «конкурентоспособность» и «конкурентные преимущества» для организаций оптовой торговли. Полученные результаты позволяют полнее раскрыть суть экономических категорий в области конкурентоспособности и создать предпосылки для более эффективного управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CONCEPTUAL APPARATUS FOR THE COMPETITIVENESS OF THE ORGANIZATION OF WHOLESALE TRADE

The article is devoted to analysis of domestic and foreign experience on the basis of clarification of the terms "competitiveness" and "competitive advantage" for organizations of wholesale trade. The obtained results allow to better reveal the essence of economic categories in the field of competitiveness and create preconditions for more effective management.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ»

9.Дмитриева О.В. Парламент и политическая культура в Англии второй половины XVI-начала XVIIb.: дис. ... канд. истор. наук. М., 2011.

УДК 330

Куликов М.И.

магистрант 2 курс, факультет «Экономический» Набережночелнинский институт Казанский (Приволжский) федеральный университет Российская Федерация, г. Набережные Челны АНАЛИЗ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВОЙ

ТОРГОВЛИ

Kulikov M.I.

Graduate student ANALYSIS OF THE CONCEPTUAL APPARATUS FOR THE COMPETITIVENESS OF THE ORGANIZATION OF WHOLESALE

TRADE

Аннотация: Статья посвящена анализу отечественного и зарубежного опыта, на его основе проведено уточнение понятий «конкурентоспособность» и «конкурентные преимущества» для организаций оптовой торговли. Полученные результаты позволяют полнее раскрыть суть экономических категорий в области конкурентоспособности и создать предпосылки для более эффективного управления

Annotation: The article is devoted to analysis of domestic and foreign experience on the basis of clarification of the terms "competitiveness" and "competitive advantage" for organizations of wholesale trade. The obtained results allow to better reveal the essence of economic categories in the field of competitiveness and create preconditions for more effective management.

Ключевые слова: понятийный аппарат конкуренции, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, оптовая торговля.

Key words: conceptual apparatus, competition, competitiveness, competitive advantages, wholesale trade.

Основной особенностью современной рыночной экономики можно считать её непрерывное движение всех её потоков: информационных, товарных, денежных. При всем это в данном потоке сохраняется определенная саморегулируемость, которая выражается в конкуренции. Именно конкуренция обеспечивает стабильность и рост рынка, можно сказать, является главным механизмом развития современной экономики.

В научно литературе понятие конкуренция подразумевает под собой соперничество людей, групп или организация в достижение сходных целей, наилучших результатов в определенной общественной сфере. Это столкновение неизбежно между субъектами рыночной экономики, так как порождается следующими объективными условиями:

- наличие множества равноправных рыночных субъектов;

- полная экономическая обособленность каждого из них;

- зависимость рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;

- противоборство за удовлетворение покупательского спроса [6].

Таким образом, конкуренция — это неотъемлемое свойство рынка,

которое для участников рыночных отношений носит объективно принудительный характер, заставляет экономить ресурсы, предоставлять своим клиентам всевозможные услуги, в том числе кредитовать их и т.д. Она дает экономике мощный стимул к развитию и стоит обществу минимальных затрат.

Стоит отметить, что между понятиями конкуренция и конкурентоспособность имеется диалектическая связь - одно вытекает из другого. В данный момент четкого определения терминология области конкурентоспособности не имеет. Основой для определения понятий в любой области является их систематизация. Главным признаком систематизации в рассматриваемой области, по мнению некоторых исследователей, является объект оценки конкурентоспособности, по которому различают:

- конкурентоспособность товара (услуги);

- конкурентоспособность организации;

- конкурентоспособность отрасли;

- конкурентоспособность страны [10, с. 10-11].

Перед тем как перейти к уточнению определения конкурентоспособности для организаций оптовой торговли, необходимо дать общее определение понятия «конкурентоспособность организации».

Проблема определения понятия «конкурентоспособность организации» возникла в центре внимания российской экономической науки и практика хозяйствования только в постсоветский период. В настоящее время, несмотря на значительный прогресс в этой области, нет четко стандартизированного понятийного аппарата. Подобная ситуация объясняется рядом причин:

- кажущаяся, на первый взгляд, очевидность содержания категории;

- конкурентоспособности, а также ее близость к категории эффективности;

- многоаспектность проблемы (исследования ведут специалисты по маркетингу, управлению качеством, товароведению, менеджменту, макро- и микроэкономике), которая требует синтеза накопленного большого научного и прикладного материала;

- низкий уровень практической применимости теоретических подходов. Рыночные отношения в России стали складываться относительно недавно и их развитие происходило экспериментальным путем, без глубокого теоретического осмысления полученных результатов, поэтому какое-то время не было практической потребности в изучении данной категории, хотя со временем ситуация изменилась [2, 7, 12].

В данный момент не существует общепринятого определения понятия «конкурентоспособность организаций», поэтому каждый из авторов предлагает свое определение данного понятия.

Так, например, Азоев Г.Л. [1, с. 62] определяет конкурентоспособность фирмы как ее способность и возможность эффективно распоряжаться собственными и заемными ресурсами в условиях конкурентного рынка и как результат ее конкурентных преимуществ по всему спектру проблем управления компанией.

В то же время Беляевский И.К. [2, с. 61] указывает на то, что «конкурентоспособность фирмы определяется ее потенциалом, достаточным, чтобы удержать или расширить занимаемую ею долю рынка в условиях конкурентной борьбы... Потенциал фирмы — комплекс ее возможностей и достижений, обеспечивающих конкурентное преимущество на рынке и достижение поставленных стратегических целей, который складывается из следующих элементов: 1) доли, занимаемой фирмой на рынке; 2) производственных и торгово-сбытовых мощностей; 3) товарных ресурсов, качества и конкурентоспособности товара; 4) финансово-кредитных ресурсов; 5) трудового потенциала и эффективности труда; 6) товарооборота и его ассортимента; 7) прибыли и рентабельности; 8) уровня сервиса; 9) наличия известных дистрибьюторов и т.д.».

Голубков Е.П. [8, с. 27-28] предлагает определять конкурентоспособность организации как совокупность 16-ти факторов результативности ее деятельности (имидж, концепция продукта, качество продукта, уровень диверсификации видов бизнеса, суммарная рыночная доля главных видов бизнеса, мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, мощность производственной базы и др.), которые он детализирует и дополняет за счет факторов конкурентоспособности продукции и эффективности маркетинговой деятельности.

В работе Зулькарнаева И.У. и Ильясова Л.Р. [9, с. 18-19] предлагается рассматривать конкурентоспособность организации как совокупность факторов, которые можно разбить на три группы:

- цели, которые ставит перед собой организация;

- ресурсы, которыми располагает организация;

факторы внешней среды.

Но мнению Хасби Д. [43; с. 73] конкурентоспособность организации определяется качеством продукции, относительной ее ценой, продвижением продукции на рынки, мощностью сбытовой сети.

Другая точки зрения, представленная ученым Коно Т. [12, с. 18], выражается в рассмотрении конкурентоспособности организации как совокупности характеристик, включающих в себя:

- захваченную организацией доли рынка;

- способность организации к производству, сбыту и развитию;

- способность высшего звена руководства реализовать поставленные

цели.

Белоусов В.Л. [4, с. 109-110] возможные критерии конкурентоспособности организации группирует по таким элементам как продукт, цена, доведение продукта до потребителя и его продвижение, а также учитывает деловую активность и эффективность деятельности организации.

Несколько иной точки зрения придерживается Богомолова И.П. [7, с. 115], которая определяет понятие «конкурентоспособность объекта» как состояние, характеризующее реальную или потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников.

Экономист М.О. Ермолов [12, с. 19—20] под конкурентоспособностью организации понимает «... относительную характеристику, отражающую отличие процесса развития данного производителя от производителя -конкурента как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности».

Такие известные зарубежные авторы как А.Томпсон-мл. и А.Стрикланд отожествляют конкурентоспособность организации (компании) с ключевыми факторами ее успеха, такими как: 1) качество и характеристики продукции; 2) репутация (имидж); 3) производственные мощности; 4) использование технологий; 5) дилерская сеть и возможности распространения; 6) инновационные возможности; 7) финансовые ресурсы; 8) издержки по сравнению с конкурентами; 9) обслуживание клиентов.

При этом экономисты исследовательской организации «Юропиен менеджмент форум» из г. Женева [12, с. 18] предлагают следующее определение: «Конкурентоспособность, организации — это реальная и потенциальная способность компаний, а также имеющихся у них для этого возможностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов».

Среди российских экономистов также есть приверженцы подобного определения понятия «конкурентоспособность организации». Так, например, Э. Б. Фигурнов и Ю. Ю. Донец [11, с. 92] главной составляющей конкурентоспособности определяют эффективность использования производственного потенциала, т.е. способность организации наращивать конкурентоспособность своей продукции более быстрыми темпами, чем могут конкуренты.

Можно заметить, что многие исследователи определяют понятие конкурентоспособности организации в рамки одной из ее сторон и фактически подводят данное понятие к понятию конкурентоспособности продукции. Данную ситуацию нельзя считать верной, так как конкурентоспособность организации является многомерным свойством данной организации, на которое оказывают различные факторы. Их можно разделить на внутренние факторы: финансовое положение организации;

эффективность коммерческой деятельности; эффективность организации сбыта и продвижения товаров (услуг) на рынке; конкурентоспособность товаров (услуг). А так же внешние: экономическая среда; социальная сфера; правовые ограничения; политический климат; международное положение.

Так же можно уточнить, что трактовать конкурентоспособность как совокупность ресурсов в расположение организации не является верным. Лишь в сочетание с эффективным менеджментов, ресурсный потенциал начинает определят её конкурентоспособность. Поэтому организация может быть конкурентоспособной только в том случае, если способна осуществить приращение своих преимуществ над конкурентом и это положительно оценивается рынком, отражаясь в ее экономических показателях.

Таким образом, конкурентоспособность организации, вне зависимости от сферы ее деятельности, является интегральной характеристикой, для оценки которой целесообразно выделить следующие составные элементы:

1) конкурентоспособность предложения;

■ конкурентоспособность располагаемых ресурсов;

■ конкурентоспособность менеджмента организации;

■ конкурентоспособность предпринимательской идеи.

В настоящее время отсутствует общепринятое определение понятия «конкурентоспособность организации». В большинстве работ по исследованию вопросов конкурентоспособности, как у отечественных, так и у зарубежных авторов основное внимание акцентируется на сфере материального производства. Вопросы конкурентоспособности организаций сферы товарного обращения и, прежде всего, организаций оптовой торговли изучены пока недостаточно.

Специфика конкурентоспособности организаций сферы товарного обращения в сравнении с организациями сферы материального производства заключается в том, что у последних существует более «жесткая» связь конкурентоспособности организации с ее предложением на рынке. Проявляется это, в первую очередь, по отношению к такому параметру предложения как предлагаемый товарный ассортимент и уровень цен на него. Например, промышленной организации гораздо сложнее, в отличие от организации сферы товарного обращения, провести какие-либо изменения по предлагаемому товарному ассортименту и уровню цен на него, так как для этого потребуется разработать новый продукт, изменить технологию производства, закупить необходимое дополнительное оборудование, провести переобучение рабочих и т.д. Проведение подобных мероприятий потребует большого количества времени, серьезных организационных усилий и значительных финансовых средств. Если, например, организация сферы товарного обращения решила частично или полностью изменить предлагаемый товарный ассортимент, то для этого потребуется лишь выбрать альтернативного поставщика, связаться с ним и заказать необходимое количество товара.

Становится очевидным, что организациям сферы материального производства труднее повысить уровень конкурентоспособности предложения за счет улучшения предлагаемого товарного ассортимента и снижения цен на него в сравнении с организациями сферы товарного обращения. Это делает значимость данного параметра в сфере материального производства более весомой для конкурентоспособности, чем в сфере товарного обращения.

Анализируя специфику конкурентоспособности организаций розничной и оптовой торговли, следует заключить, что она проявляется в разности географических границ рынка. У розничной торговой организации существует более жесткая локальная закрепленность предложения, которая определяется пределами пешеходной доступности торговой точки. Ее предложение будет конкурентоспособно только в пределах данной территории и, соответственно, сама организация будет конкурентоспособна только на данной территории. Не исключение здесь и торговые сети, которые могут быть конкурентоспособны только в пределах определенной территории, на которой есть их торговая точка. География работы организаций оптовой торговли практически ничем не ограничена. Например, если торговая база оптовой организации находится на территории Нижегородской области, то она может работать не только с нижегородскими клиентами, но и с клиентами Дальнего Востока, Калининградской области и т.д.

Очень важно при анализе конкурентоспособность организации любых сфер деятельности, учитывать их специфику. Это в дальнейшем позволит более точно и полно сформулировать определение данного понятия применительно к различным сферам деятельности.

На основе проведенных исследований предлагается уточнить понятие конкурентоспособности для организаций оптовой торговли следующим образом: «Конкурентоспособность организации оптовой торговли — это ее способность выработать и преобразовать предпринимательскую идею и располагаемые ресурсы (финансовые, материальные, трудовые и информационные) в конкурентные преимущества на оптовом рынке с целью сохранения или обеспечения роста прибыли и стоимости организации».

Следовательно, в основе конкурентоспособности организаций сферы услуг оптовой торговли, как и любой другой сферы деятельности, лежат конкурентные преимущества, которые необходимо создавать, поддерживать и максимально использовать. Если организация не располагает необходимым количеством конкурентных преимуществ соответствующего качеств, то она не может быть конкурентоспособной на рынке. Управлять конкурентными преимуществами, как и любым другим объектом, можно только при наличии, полного представления об этой категории. Поэтому существует объективная необходимость в выявлении, классификации и определении особенностей всех конкурентных преимуществ, которыми

могут потенциально располагать организации оптовой торговли и это представляет собой одну из задач исследования.

Использованные источники:

1.Азоев, Г. JT. Конкурентные преимущества фирмы / Г.Л. Азоев, А.П. Челенков. - М.: Новости, 2000. - 256 с.

2.Алещенко, В.В. Теоретико-методологические вопросы конкурентоспособности экономической системы / В.В. Алещенко // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - №1'. - С. 106-112.

3.Баумгартен, Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции / Л.В. Баумгартен // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - №4. - С. 72-85.

4.Белоусов, В.Л. Оценка конкурентоспособности фирмы (на примере ООО «Каскад») / В.Л. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом. — 2005. -№6. - С. 109-119.

5.Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие для вузов / И.К. Беляевский. - М.: Финансы и статистика, 2004. - З20 с.

6.Бобров, Н. Конкурентная борьба / Н. Бобров // Маркетинг. - 2003. - №5.-С. 24-28.

7.Богомолова, И.П. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов / И.П. Богомолова, Е. В. Хохлов // Маркетинг в России и за рубежом. — 2005. - №1. - С. 113-119.

8.Голубков, Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. — №2. — С.27-43.

9.Зулькарнаев, И.У. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий / И.У. Зулькарнаев, Л.Р. Ильясова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. — №4. — С. 17— 27.

10.Лифиц, И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг / И.М. Лифиц. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 335 с.

11.Мансуров, P.E. Об экономической сущности понятий «конкурентоспособность предприятия» и «управление конкурентоспособностью предприятия» / P.E. Мансуров // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - №2. -С. 91-94.

12.Миронов, М.Г. Ваша конкурентоспособность / М.Г. Миронов. — М.: Альфа-Пресс, 2004. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.