Научная статья на тему 'Механизм обеспечения конкурентоспособности оптовых организаций'

Механизм обеспечения конкурентоспособности оптовых организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
333
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОПТОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СОКОНКУРЕНЦИЯ / БЕНЧМАРКИНГ / АНАЛИЗ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / MECHANISM / COMPETITIVENESS / WHOLESALE ORGANIZATION / MANAGEMENT / COMPETITION / BENCHMARKING / DATA ENVIRONMENT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шовхалов Шамиль Ахъядович, Соловьева Наталья Александровна

Обеспечение конкурентоспособности оптовых организаций цель менеджмента любого хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики. Для наиболее эффективного решения поставленной задачи требуется создать механизм управления, адаптированный к реалиям сегодняшнего дня. Авторы данной статьи сделали попытку наполнить новым содержанием его элементы, включающие цель, концепцию, задачи, принципы, алгоритм и методический инструментарий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanism ensuring the competitiveness of the wholesale organizations

To provide the competitiveness of the wholesale organizations is the purpose of any managing subject in conditions of free market economy. It's necessary to create the management mechanism adapted to nowadays reality for the most effective solution of the problem considered. The authors of the present article have attempted to add some new contents to its elements, including the purpose, concept, problems, principles, algorithm and methodical toolkit.

Текст научной работы на тему «Механизм обеспечения конкурентоспособности оптовых организаций»

УДК 658.86:339.137.2

Ш. А. Шовхалов, Н. А. Соловьева

Механизм обеспечения конкурентоспособности оптовых организаций

Обеспечение конкурентоспособности оптовых организаций - цель менеджмента любого хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики. Для наиболее эффективного решения поставленной задачи требуется создать механизм управления, адаптированный к реалиям сегодняшнего дня. Авторы данной статьи сделали попытку наполнить новым содержанием его элементы, включающие цель, концепцию, задачи, принципы, алгоритм и методический инструментарий.

To provide the competitiveness of the wholesale organizations is the purpose of any managing subject in conditions of free market economy. It's necessary to create the management mechanism adapted to nowadays reality for the most effective solution of the problem considered. The authors of the present article have attempted to add some new contents to its elements, including the purpose, concept, problems, principles, algorithm and methodical toolkit.

Ключевые слова: механизм, конкурентоспособность, оптовая организация, соконкуренция, бенчмаркинг, анализ среды функционирования.

Key words: mechanism, competitiveness, wholesale organization,

management, competition, benchmarking, data environment analysis.

Функционирование коммерческих организаций, особенно в условиях посткризисного состояния российской экономики, обусловливает необходимость повышения уровня их конкурентоспособности на основе формирования и развития конкурентных преимуществ. К последним относятся более высокие достижения в различных направлениях предпринимательской деятельности по сравнению с достижениями конкурентов, возникающие за счет применения хозяйствующими субъектами эксклюзивного подхода к решению стратегических и тактических задач.

Несмотря на колоссальный вклад различных ученых в разработку и совершенствование вопросов, связанных с конкурентоспособностью организации, все еще существуют проблемы, касающиеся понятийного аппарата, совокупности факторов, влияющих на конкурентоспособность, методических подходов к её оценке, инструментов её повышения в современных условиях хозяйствования.

Наименьшее число разработок в области конкурентоспособности коммерческих организаций относится к оптовой торговле, не-

смотря на то, что она всегда была и остается важным звеном экономики России в целом и сферы услуг в частности. Указанное выше наглядно демонстрирует динамика оптовой и розничной торговли в России за 2000-2010 гг. в табл. 1 с использованием данных Федеральной службы государственной статистики РФ.

Таблица 1

Оборот оптовой и розничной торговли в целом по России

за 2000-2010 гг.

Год Оптовый товарооборот, млрд руб. Розничный товарооборот, млрд руб. Коэффициент соотношения оптовой и розничной торговли Темп роста оптовой торговли в процентах к предыдущему году, %

2000 4256,8 2352 1,81 144,5

2001 5507,8 3070 1,79 129,4

2002 6819,2 3765 1,81 123,8

2003 8887,7 4530 1,96 130,3

2004 11422,9 5642 2,02 128,5

2005 15626,0 7041 2,22 136,8

2006 19921,8 8712 2,29 127,5

2007 24015,6 10869 2,21 120,6

2008 31136,4 13915 2,24 129,7

2009 28072,9 14603 1,92 90,2

2010 30656,8 16436 1,87 109,2

Данные табл. 1 показывают, что объем оптовой торговли в рассматриваемом периоде увеличивался с каждым годом, кроме по-слекризисного периода. В 2008 г. оборот оптовой торговли составил 31136,4 млрд руб., т. е. увеличился по сравнению с 2007 г. на 3,3 %. При этом масштабы деятельности оптового звена превышали масштабы розничной торговли практически в каждом рассматриваемом периоде, что наглядно демонстрирует значение коэффициента соотношения объемов оптовой и розничной торговли. Однако в 20092010 гг. наблюдалось снижение рассматриваемого показателя, что отчетливо показывает влияние кризиса на изучаемую сферу деятельности. Это в еще большей степени повышает актуальность изучаемой темы, связанной с решением проблемы обеспечения конкурентоспособности оптовых организаций.

При этом под конкурентоспособностью оптовой организации авторы понимают её сравнительную способность к увеличению доли

конкретного оптового рынка на основе удовлетворения спроса заинтересованных субъектов и к повышению эффективности хозяйствования путем сохранения имеющихся, а также создания новых конкурентных преимуществ, характерных для данной сферы услуг.

В отличие от ранее известных данное понимание сущности рассматриваемого понятия определяет индикаторы проявления конкурентоспособности оптовых организаций как количественного (доля оптового рынка), так и качественного характера (эффективность хозяйственно-финансовой деятельности) и пути её повышения в виде сохранения и приумножения специфических конкурентных преимуществ. На взгляд авторов, следует обозначить функции оптовой торговли.

1. Приобретение товаров у компаний-производителей с последующей их доставкой и хранением.

Большинство производственных организаций нуждаются в услугах оптовых организаций, так как использование их складских и транспортных возможностей выгоднее, чем создание собственной снабженческой и сбытовой сетей. Оптовые компании занимаются хранением товара, сокращая, тем самым, затраты и риски не только поставщиков, но и покупателей. Это позволяет производителю, в первую очередь, направлять усилия на развитие собственного производства, а не на организацию торговли.

2. Поиск поставщиков для розничных и других организаций.

Благодаря тому, что розничная компания заключает договор с

посредником, а не с каждым производителем в отдельности, происходит экономия на трансакционных издержках. Безусловно, что связи должны быть малозвенными и исключать дополнительных контрагентов, которые усложняют товародвижение, так как это может привести к завышению цены на товар.

3. Финансирование розничного звена.

Оптовые организации финансируют розничное звено, оплачивая большие партии товаров. При этом неоспоримым фактом является то обстоятельство, что розничные организации предпочитают приобретать весь перечень товаров у одной оптовой организации, а не по частям у разных производителей, которым выгодно реализовывать продукцию большими партиями.

4. Формирование торгового ассортимента.

Собирая распыленные товарные ресурсы отдельных производителей, оптовый хозяйствующий субъект формирует товарный ассортимент и снабжает розничную торговую организацию в соответствии с требованиями и особенностями локального рынка.

5. Минимизация уровня затрат на всех этапах доведения товара от производителей до розничных и других организаций.

Концентрация товаров в оптовой торговле и равномерное поступление их в розничное звено способно снизить время пребывания товаров в сфере обращения и высвободить значительные материальные, денежные и трудовые ресурсы. В итоге, оптовые хозяйствующие субъекты способны повышать звенность товародвижения.

Важно отметить, что роль оптового звена заключается в реализации обозначенных выше функций.

С целью эффективного решения проблемы обеспечения конкурентоспособности оптовых организаций авторы сделали попытку создать механизм его управления, адаптированный к реалиям сегодняшнего дня.

Целью механизма управления процессом обеспечения конкурентоспособности оптовых организаций, по мнению авторов, является выявление внутренних резервов организации для сохранения имеющихся, а также создание новых конкурентных преимуществ.

В основу реализации поставленной цели в условиях интеграции России в мировую экономику предполагается заложить теорию А. М. Бранденбургера (Гарвардский университет) и Б. Дж. Ней-лбаффа (Йельский университет) — «Оо-ореШюп». [2] В российской экономической литературе понятие «сю-юреШюп» все чаще используется как «соконкуренция». Данный вопрос затрагивался такими отечественными экономистами, как: Ю. Б. Рубин [4], А. П. Панкрухин [6], И. Д. Котляров [3], Д. Д. Богданов [1] и др.

Такой подход может стать мощным катализатором повышения конкурентоспособности отечественных хозяйствующих субъектов, поскольку позволяет сэкономить ресурсы и улучшить качество обслуживания за счёт взаимодействия участников рынка в тех направлениях, в которых интересы организаций совпадают, при сохранении конкурентной борьбы. Например, разработка единого этического кодекса, создание отраслевой ассоциации, лоббирование интересов в органах власти, противодействие организациям, продающих товары-субституты, создание единых стандартов обслуживания потребителей и т. д. [3].

Регулирование механизма управления процессом обеспечения конкурентоспособности оптовых организаций должно быть основано на ряде принципов. В их число авторы предлагают включить как общеизвестные (системность, комплексность, единство теории и практики, объективность, эффективность, изменяемость, абдукция), так и специфические, необходимые для системного решения проблемы. К последним относятся: сопоставимость, имманентность, аллоцентризм, инновационность, интерактивность, социальная ориентация.

Сопоставимость предполагает, что сравниваемые субъекты должны относиться к одной информационной области (отрасли, региона, страны). Необходимость использования данного принципа в процессе управления исходит из авторского определения конкурентоспособности оптовых организаций, где содержится упоминание о «конкретном рынке».

Имманентность означает, что конкурентоспособность хозяйствующего субъекта может быть оценена только в рамках группы предприятий, так как «ни размеры предприятия, ни число сотрудников, ни величина прибыли, ни скорость оборота капитала, ни производительность труда, ни привлекательность схемы организации бизнеса... не могут быть признаками конкурентоспособности участников рынка. Они могут рассматриваться в контексте конкурентоспособности лишь в процессе сопоставлений и соизмерений аналогичных параметров деятельности конкурентов» [7].

Аллоцентризм предполагает рассмотрение управленческих действий конкурентов как ответную реакцию на действия игроков рынка. В основе данного принципа лежит теория игр применительно к стратегии ведения бизнеса. Под игрой в данном контексте понимается некий процесс, в котором принимают участие две и более сторон, борющихся за реализацию своих интересов. Инновационность является установкой, которая должна соответствовать реалиям выстраиваемой инновационной экономики страны на ближайшую перспективу. Вследствие данного принципа необходимо ориентироваться на использование передового методического инструментария. Интерактивность предполагает организацию системы, при которой цель достигается взаимодействием элементов системы. В данном случае подразумевается, что повышение конкурентоспособности страны может быть достигнуто только при соконкуренции игроков рынка. Социальная ориентация как принцип диктует и актуализирует вопрос не только повышения конкурентоспособности одного конкретного хозяйствующего субъекта, но и конкурентоспособности рынка в целом, на котором организация функционирует, тем самым обеспечивая социальный эффект.

Охарактеризовав авторские принципы механизма обеспечения конкурентоспособности оптовых организаций, необходимо выделить (табл. 2) основные этапы его реализации и задачи, решаемые в рамках каждого из них. Для решения указанных в табл. 2 задач используется как общеизвестный, так и специфический методический инструментарий. Обратимся в данной статье к последнему. В ходе оценки сложившейся ситуации актуально использовать инновационную методику «Data envelopment analysis» [8], которая в России получила название «Анализ среды функционирования» (АСФ). В основу метода положено построение

некой границы эффективности как эталона для обеспечения конкурентоспособности оптовой организации в исследуемой совокупности: чем ближе хозяйствующий субъект к границе

эффективности в многомерном пространстве входных и выходных параметров, тем более конкурентоспособным он признается. Несмотря на тот факт, что применяемый математический аппарат и программные средства при моделировании достаточно сложны, достигается архиважная цель - повышается точность оценки конкурентоспособности оптовых организаций.

Таблица 2

Этапы и задачи реализации механизма обеспечения конкурентоспособности оптовых организаций

Этапы алгоритма Решаемые задачи

1. Формирование входных данных 1.1. Выбор рынка. 1.2. Определение его основных участников

2. Оценка сложившейся ситуации 2.1. Оценка емкости рынка. 2.2. Оценка конкурентоспособности оптовой организации

3. Выявление путей решения проблемы 3.1. Выявление конкурентных преимуществ. 3.2. Выявление конкурентных недостатков

4. Управление решением проблемы 4.1. Разработка и реализация управленческих решений, направленных на сохранение имеющихся конкурентных преимуществ. 4.2. Разработка и реализация управленческих решений, направленных на создание новых конкурентных преимуществ. 4.3. Мониторинг процесса управления

Очевидными достоинствами АСФ является то, что она устраняет необходимость:

• построения строгой аналитической формы функции для выявления положения конкурентов относительно друг друга;

• расчета среднеотраслевых или нормативных значений показателей;

• определения ограничений на функциональную форму зависимости между входами и выходами, так как полученная граница эффективности - кусочно-линейная;

• применения каких-либо весов и стандартов при проведении оценки.

В качестве научного вклада следует выделить установление авторами входов (затраты на реализацию, общая численность работников, объем складской площади, валюта баланса) и выходов АСФ (выручка от продажи товаров, прибыль от продаж, чистая прибыль) на базе установленных нами требований.

Для выявления путей решения проблемы в рамках третьего этапа механизма обеспечения конкурентоспособности оптовых организаций эффективно использовать бенчмаркинг [5], позволяющий изучить и внедрить передовой опыт конкурентов путем сравнения по конкретным показателям их функционирования с деятельностью анализируемой организации, учитывая особенности каждой.

В России, судя по результатам обзора экономической литературы и опроса практических работников, бенчмаркинг как инструмент конкурентоспособности не получил должного распространения, несмотря на то, что по данному вопросу в конце XX в. были опубликованы переводы трудов зарубежных ученых и практиков, и с 1996 г. появились разработки таких российских исследователей, как Г. Л. Багаев, А. К. Казанцев, И. А. Аренков и др.

Необходимо отметить, что с точки зрения эффективности данный инструмент актуален, так как использование чужого опыта представляет собой самый надежный способ внедрения изменений, поскольку не требуется изобретения нового, а требуется лишь применение уже достигнутого, что даже психологически положительно сказывается на деятельности, когда организация знает, что данный путь пройден эффективно.

Реализация бенчмаркинга базируется на системе показателей, определяющих уровень конкурентоспособности оптовых организаций.

В результате опроса экспертов и математической обработки их мнений в табл. 3 нами были выделены шесть групп наиболее существенных показателей конкурентоспособности оптовой организации.

Таблица 3

Показатели конкурентоспособности оптовых организаций

Группа Показатели

1. Взаимоотношения с поставщиками и покупателями Рациональность операционной работы с покупателями и поставщиками, рациональность сбытовой политики, уровень затрат на реализацию

2. Организационноуправленческая деятельность Рациональность стратегического управления, работы руководства, корпоративной культуры, управленческого учета, мониторинга рынка, системы планирования

3. Маркетинговая деятельность Доля рынка, репутация на рынке, рациональность ценовой политики, рекламной деятельности, инновационной политики, средний уровень торговой надбавки, уровень затрат на рекламу

Продолжение табл. 3

4. Кадровая деятельность Состояние условий труда, уровень квалификации персонала, рациональность системы стимулирования, производительность персонала в целом и на складе

5. Хозяйственная деятельность Доля складского оборота в выручке от продажи товаров, скорость обращения товарных запасов, рациональность марочно-ассортиментной деятельности, коэффициент полезно используемой площади склада, нагрузка на 1 м2 складской площади и ёмкость на 1 м3 складской площади

6. Финансовая деятельность Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами, коэффициент автономии, коэффициент текущей ликвидности, скорость обращения активов, рентабельность активов, рентабельность продаж по прибыли от продаж

Управление решением проблемы основывается на процессноориентированном подходе, в ходе которого разрабатываются и реализуются процессы по сохранению имеющихся и созданию новых конкурентных преимуществ.

Создание преимуществ предполагает устранение имеющихся у оптовой организации недостатков на основе:

• создания абсолютно новых конкурентных преимуществ в оптовых организациях за счет изменения числа контрагентов или взаимоотношений с ними; объемов деятельности за счет расширения ассортимента или его сужения до узкоспециализированного.

• создания преимуществ на основе изучения опыта работы конкурентов, которое представляется возможным осуществить на базе бенчмаркинга, копируя сквозь призму конкретной оптовой организации те положительные элементы, которые присутствуют в деятельности конкурентов.

Сохранение конкурентных преимуществ подразумевает их усиление по сравнению с конкурентами.

Практика показала, что не существует единых управленческих решений для всех организаций, так как каждая из них уникальна в своем роде, а значит, и процесс выработки решений специфичен. Однако автором был сформирован единый алгоритм реализации организационно-управленческих процессов в отношении решаемых задач по созданию и приумножению конкурентных преимуществ, что предполагает необходимость:

• определения достоверности проведенного сравнительного анализа;

• систематизации данных о реальных преимуществах и недостатках;

• выявления качества собственных преимуществ и глубины имеющихся недостатков;

• разработки конкретных мероприятий по обеспечению конкурентоспособности оптовых организаций.

Разработанная методика обеспечения конкурентоспособности оптовых организаций была апробирована при проведении исследований ряда рынков оптовой торговли Красноярского края. В качестве преимуществ предлагаемого механизма автор выделяет следующие аспекты:

• ориентация на повышение конкурентоспособности не только конкретной организаций, но и рынка в целом;

• выявление позиций основных игроков на рынке на начальной стадии механизма обеспечения конкурентоспособности;

• наличие возможности выявления большего числа преимуществ и недостатков по сравнению с другими методиками;

• возможность использования в любой сфере оптовой торговли.

Представляется, что организационно-методический аппарат,

положенный в основу формирования механизма обеспечения конкурентоспособности оптовых организаций, отвечает реалиям выстраиваемой инновационной экономики страны на ближайшую перспективу.

Список литературы

1. Богданов Д. Д. Становление теоретических представлений о конкуренции в контексте эволюции основных парадигм экономической теории // Современная конкуренция. - 2010. - № 1. - С. 21-30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бранденбургер А. М., Нейлбафф Б. Дж. Соконкуренция. - New York: Doubleday, 1996. - 198 с.

3. Котляров И. Д. Маркетинг конкурентов и связи с конкурентами // Практический маркетинг. - 2010. - № 4. - С. 15-19.

4. «Круглый стол» «Вопросы теории конкуренции» // Современная конкуренция. - 2010. - № 3. - С. 3-37.

5. Кэмп Р. Бенчмаркинг: поиск лучшего отраслевого опыта, ведущего к наивысшей эффективности. - Milwaukee: ASQC Quality Press, 1989. - 299 с.

6. Панкрухин А. П. Антикризисный стратегический маркетинг / Практический маркетинг. - 2010. - № 6. - С. 4-10.

7. Рубин Ю. Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции // Современная конкуренция. - 2010. - № 3. - С. 38-67.

8. Чарнес А. и др. Граница эффективности при принятии решения // Европ. журн. фундамент. исслед. - 1978. - Вып. 2. - С. 427-444.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.