Научная статья на тему 'Современные стратегии конкурентоспособности предприятий'

Современные стратегии конкурентоспособности предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
432
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ / СЕГМЕНТ РЫНКА / СВОЙСТВО ТОВАРА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красильников А.С.

В статье раскрывается понятие конкурентоспособности предприятий, рассматриваются факторы и стратегии конкурентоспособности предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные стратегии конкурентоспособности предприятий»

совокупных минимальных затрат на управление запасами при старой системе поставок и при новой.

Список литературы:

1. Гаджинский А.М. Логистика [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / А.М. Гаджинский. - 21-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 420 с.

2. Гаджинский А.М. Практикум по логистике. - 2-е издание. - М.: Изда-тельско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. - 180 с.

3. Практикум по экономике организации (предприятия): учеб. пособие / под ред. проф. П.В. Тальминой и проф. Е.В. Чернецовой. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 464 с.

СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

© Красильников А.С.*

Национальный исследовательский Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов

В статье раскрывается понятие конкурентоспособности предприятий, рассматриваются факторы и стратегии конкурентоспособности предприятий.

Ключевые слова конкурентоспособность предприятий, сегмент рынка, свойство товара, потребительский спрос, стратегический менеджмент.

На современном этапе развития общества в условиях жесткой конкурентоспособной среды, очень нелегко не только проявлять адаптивность к постоянным изменениям, происходящим вокруг, но и быть лучшим в своей сфере деятельности. Причиной этому, вероятнее всего, является постоянно возрастающая конкуренция между компаниями, предлагающими обществу те или иные товары и услуги. Поэтому в управлении предприятием, так важна гибкость и устойчивость к различным факторам, способным ослабить его деятельность. Зарубежные и отечественные исследователи, изучая проблемы конкурентоспособности предприятий, в зависимости от своих научных интересов в области маркетинговых исследований предлагали свои критерии и источники конкурентоспособности. Мы рассмотрим их ниже.

Полагаем, что, прежде всего, необходимо обратиться к понятию конкурентоспособности предприятий. Анализируя научные работы и публикации в

* Магистрант кафедры Менеджмента и маркетинга.

рассматриваемой области, нами было выявлено, что на сегодняшний момент единого определения не сформировано. Это связано в большей степени с тем, что каждый ученый берет за основу свой критерий оценки. Нужно так же заметить, что определений рассматриваемого явления великое множество и каждое из них имеет как схожие, так и различные признаки. Приведем наиболее интересные и емкие на наш взгляд, определения изучаемого понятия.

Блинов А.О. и Захаров В.Я. определяют конкурентоспособность предприятия как способность создавать такое превосходство, над конкурентами, которое позволяет достичь поставленных целей [1].

Калашникова Л.М. отмечает, что конкурентоспособность предприятия -это комплексное понятие, которое обусловлено системой и качеством управления, продукции, широтой и глубиной ассортимента, востребованного обществом или отдельными его членами, стабильным финансовым состоянием, способностью к инновациям, эффективным использованием ресурсов, целенаправленной работой с персоналом, уровнем системы товародвижения и сервиса, имиджем фирмы [2].

Миронов М.Г. определяет конкурентоспособность предприятия через способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других контрагентов в своей нише [3].

Под конкурентоспособностью предприятия подразумевается так же реальная и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, то есть товары, превосходящие по качественным параметрам аналоги и пользующиеся более приоритетным спросом у потребителей [4].

Как видим, авторы этих двух определений в качестве общего признака понятия конкурентоспособности предприятий выделяют качество товара, которое, безусловно, играет на рынке немаловажную роль.

Конкурентоспособность предприятия - это необходимое условие обеспечения производства конкурентоспособной продукции, что является в современных условиях важным направлением деятельности предприятия, ориентированного на завоевание как внутреннего, так и внешнего рынка путем создания продукции, отвечающей требованиям потребителей и мировым стандартам в конкретных сегментах рынка в определенный период времени [5].

Исходя из вышесказанного, мы заключаем, что понятие конкурентоспособность предприятия многоплановое и субъективное. С учетом приведенных определений нами было сформулировано свое определение.

Конкурентоспособность предприятия представляет собой преобладание предприятия на выбранном сегменте рынка, характеризующиеся высокой степенью удовлетворения конкретной потребности общества, а так же эффективное использования им производственного потенциала.

Теперь рассмотрим факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий. Заслуженный деятель науки И.К. Беляевский определяет конкурентоспособность предприятия через его потенциал, достаточный, чтобы удержать занимаемую ею долю рынка в условиях конкурентной борьбы [6].

К элементам, составляющим потенциал предприятия, И.К. Беляевский относит:

1. Доли, занимаемые фирмой на рынке.

2. Производственные и торгово-сбытовые мощности.

3. Товарные ресурсы, качество и конкурентоспособность товара.

4. Инновационную деятельность и инвестиционный потенциал, время проектирования нового товара и окупаемость инвестиций.

5. Научно-технический потенциал (ноу-хау), состояние НИОКР.

6. Финансово-кредитные ресурсы.

7. Трудовой потенциал и эффективность труда.

8. Среднюю длительность жизненного цикла товаров фирмы.

9. Товарооборот и его ассортимент за определенный период.

10. Прибыль и рентабельность за определенный период.

11. Уровень сервиса.

12. Наличие известных дистрибьюторов.

13. Имидж, марку или репутацию фирмы.

Видный отечественный маркетолог Е.П. Голубков, которого можно отнести к сторонникам формализованного направления, выделял, в свою очередь в качестве таких элементов имидж, концепцию продукта, качество продуктов, уровень диверсификации видов бизнеса, суммарную рыночную долю главных видов бизнеса, научно-исследовательскую и конструкторскую базу и мощность производственной базы [7].

Профессиональный маркетолог В.Д. Шкардун предлагает следующие составляющие конкурентоспособности предприятия на рынке: конкурентоспособность предложения, конкурентоспособность ресурсов предприятия, конкурентоспособность менеджмента и конкурентоспособность предпринимательского видения [8].

В свою очередь, О.В. Каплина и Д.А. Зайченко называют качество и цену основными факторами определяющими конкурентоспособность товара [9].

Обращаясь к зарубежным экономистам-теоретикам, приведем позицию французских ученых, по мнению которых, предприятие должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам [10].

Таковыми являются:

1. Концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия.

2. Качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов.

3. Цена товара с возможной наценкой.

4. Финансы - как собственные, так и заемные.

5. Торговля - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности.

6. Послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру.

7. Внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением.

8. Предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.

Следует добавить, что рассмотренные факторы находятся во взаимодействии и в процессе существования усиливают или ослабевают потенциальный уровень конкурентоспособности предприятия.

На современном этапе развития экономики все более широкое распространение получает методология стратегического менеджмента, получившего широкое признание во многих экономически развитых странах.

С развитием глобализации проблема разработки стратегии конкурентоспособности обострилась. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической стратегии каждого предприятия становится повышение конкурентоспособности для закрепления позиций на рынке в целях получения прибыли.

Чтобы привлечь потребителей и опередить конкурентов необходимо выработать грамотное управление и правильную стратегию конкурентоспособности предприятия. Стратегия конкурентоспособности представляет собой решение совокупности взаимосвязанных управленческих вопросов. Это набор методик и инициатив, направленных на привлечение и удовлетворение клиентов, противостояние конкурентам и укрепления позиции на рынке.

В связи с тем, что руководители в процессе осуществления деятельности предприятия каждый день сталкивается с различного рода проблемами, им приходится применять тактические и стратегические меры в зависимости от состояния рынка и сложившейся ситуацией. Поэтому вариантов стратегий бесчисленное множество, однако, можно выделить наиболее эффективные виды стратегий конкурентоспособности предприятий.

Существуют пять таких видов стратегии конкурентоспособности предприятия [11]:

1. Стратегия лидерства по издержкам - привлечение покупателей за счет минимизации издержек производства товаров и услуг.

2. Стратегия широкой дифференциации - привлечение покупателей за счет максимального отличия продукции компании от аналогичной продукции конкурентов.

3. Стратегия оптимальных издержек - повышение потребительской ценности за счет более высокого качества при ценах на уровне конкурентов или ниже. (Избрав эту стратегию, компания должна снизить издержки и соответственно цены, сохранив либо повысив качество продукции).

4. Сфокусированная (нишевая) стратегия на базе низких издержек. Ориентация компании на узкий сегмент покупателей и вытеснение конкурентов за счет более низких издержек производства.

5. Сфокусированная (нишевая) стратегия на базе дифференциации продукции. Ориентация на узкий сегмент покупателей и вытеснение конкурентов за счет предложения товаров или услуг, лучше удовлетворяющих потребности покупателей.

Каждая из пяти стратегий обеспечивает компании определенную рыночную позицию. Рассмотрим каждую из стратегий подробнее.

Стратегия лидерства по издержкам сводится к тому, что предприятия стараются лидировать по издержкам, повышая эффективность и снижая затраты. Стратегической задачей здесь является достижение максимального превосходства по издержкам над конкурентами. Однако при этом не стоит забывать о том, что товар должен обладать значимыми для покупателей потребительскими свойствами, поскольку если товар уступает по своим характеристикам аналогичному товару конкурентов, то он ослабевает конкурентные позиции предприятия. Значимость конкурентного преимущества по издержкам определяется степенью его устойчивости.

Стратегия широкой дифференциации применяется в том случае, если потребительские предпочтения невозможно удовлетворить стандартными товарами или прежним составом продавцов. Для успешной дифференциации предприятию необходимо изучать запросы покупателей о потребительской ценности товара. После чего, предприятие добавляет к своему товару или услуге такие потребительские свойства, которые, по мнению покупателей наиболее ценны. Конкурентное преимущество появляется тогда, когда новые свойства товара привлекут достаточное количество покупателей.

Стратегия оптимальных издержек заключается в одновременной дифференциации товара и снижении издержек. Ее цель - предложить потребителю товар высокой потребительской ценности, отвечающий его ожиданиям по основным потребительским свойствам и превосходящий его ожидания по цене (по отношению к ценам на подобные товары конкурентов). Для успешной реализации стратегии оптимальных издержек организация должна иметь ресурсы и возможности для обеспечения такого же качества, что и конкуренты, но с меньшими издержками, такого же обслуживания, только дешевле, таких же свойств товара, только по меньшим ценам. Надо уметь

одновременно снижать издержки и вносить дополнительные характеристики в товар.

Сфокусированные нишевые стратегии в отличие от стратегий дифференциации и лидерства по издержкам ориентированы на узкий сегмент рынка. Целевой сегмент или ниша определяется географическим положением, характеристиками товара, или иными критериями, которые предъявляет данный сегмент рынка. Целью сфокусированной стратегии является удовлетворение потребности покупателей целевого сегмента лучше конкурентов. Такой вид стратегии удобен, в том случае, если есть сегмент, требующий специфических свойств товара.

Подводя итог сказанному отметим, что, выходя на современный рынок, руководство предприятия должно быть готово к постоянно меняющейся экономической обстановке в условиях сильнейшей конкурентоспособной среды, избалованному потребителю, а так же продумывать перспективы развития и устойчивости предприятия, в чем безусловно помогут стратегии его конкурентоспособности.

Список литературы:

1. Блинов А.О., Захаров В.Я. Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности // Менеджмент в России и за рубежом. - 2003. - № 4. -С. 35-44.

2. Калашникова Л.М. Конкурентоспособность предприятий и их продукции // Машиностроитель. - 2003. - № 11.

3. Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность. - М.: АльфаПресс, 2004. - С. 160.

4. Фасхиев Х.А. Анализ методов оценки качества и конкурентоспособности грузовых автомобилей // Методы менеджмента качества. - 2001. - № 3.

5. Иванова Е.А. Оценка конкурентоспособности предприятия: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.

6. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002. - С. 320.

7. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник. - М.: Финпресс, 1999. -С. 656.

8. Шкардун В. Интегральная оценка конкурентоспособности предприятий // Маркетинг. - 2005. - № 1(80).

9. Каплина О.В., Зайченко Д.А. Оценка конкурентоспособности предприятия на основе процессного подхода // Маркетинг. - 2005. - № 4. - С. 24-38.

10. Олливье А. Международный маркетинг / А. Олливье, А. Дайан, Р. Урсе // Академия рынка: Маркетинг / пер. с фр. А. Дайан, Ф. Бруккерель и др. - М.: Экономика, 1993. - С. 560.

11. Томпсон А.А. мл., Стрикленд А.Дж III. Стратегический менеджмент: Концепции и ситуации: учебник для вузов. - М.: Инфра-М, 2008. - С. 956.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.