Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА К ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА К ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТ / ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА К ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ»

УДК 339.137.22

Шишкин И.М. студент магистрант Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.» Институт экономики управления и природопользования

Россия, г. Красноярск ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА К ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, проектный подход, проект, оценка конкурентоспособности.

Shishkin I.M.

Gradúate student Federal State Autonomous educational institution higher professional education "SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY" Institute of Management Economies and Nature Management

Russia, Krasnoyarsk PECULIARITIES OF APPLICATION OF THE PROJECT APPROACH FOR INCREASING COMPETITIVENESS OF WHOLESALE

TRADING ENTERPRISES Конкурентоспособность зачастую является одним из главных факторов коммерческого успеха компании на конкурентном рынке. Проблемы конкурентоспособности российских компаний и российской экономики в целом существуют уже давно. Невосприимчивость большинства российских предприятий к изменениям чаще всего приводит их к серьезному отставанию на мировых рынках. Несколько десятков лет назад это еще не воспринималось в качестве серьезной проблемы, потому как российский рынок все равно поглощал все вне зависимости от качества продукции и услуг. [1]

Чтобы успешно функционировать на рынке, компании обязаны учитывать деятельность конкурентов, так как все они являются звеньями одной большой экономической цепи. Конкуренция позволяет выявить из бесчисленного многообразия организаций явных лидеров, которые способны производить и продавать конкурентоспособные и актуальные в современном мире товары и услуги высокого качества. Компании постоянно находятся в условиях конкурентной борьбы, и этот фактор определяет само право на ее существование на конкурентном рынке. Компании, которые неспособны выдерживать жесткую конкуренцию, довольно быстро прекращают свою деятельность, либо же переходят в другую отрасль. Поэтому необходимо детально рассматривать конкурентов, анализировать их показатели, и на

основе полученной информации принимать своевременные и обоснованные решения в пользу повышения конкурентоспособности своей организации.

Однако, конкуренция одновременно имеет и позитивные, и негативные стороны. Одним компаниям высокая конкуренция идет только на пользу, давая постоянные толчки к развитию собственного бизнеса, другие фирмы при первых серьезных трудностях попросту не знаю, как выходить из сложившейся ситуации. К положительным сторонам относятся:

1) Способствование развитию научно-технического прогресса, непрерывно подталкивая предприятия применять наилучшие, новейшие технологии, рационально использовать имеющиеся ресурсы. В связи с этим становятся неконкурентоспособными и исчезают экономически нерентабельные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

2) Реагирование на изменение спроса, т.е. конкуренция проводит к удешевлению издержек компании, тормозит рост цен, а иногда приводит к их снижению;

3) Выравнивание нормы прибыли на капитал и уровня заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

К негативным сторонам относится следующее:

1) Конкуренция придает бизнесу определенную нестабильность, создает предпосылки для безработицы, инфляции и банкротства компаний;

2) Создание условий для неравномерного распределения доходов, а так же их дифференциация;

3) Перепроизводство товаров или недогрузка мощностей в периоды производственных спадов вследствие насыщенной конкурентной борьбы. [4]

Практически все торговые предприятия в большей или меньшей степени сталкиваются с такой серьезной проблемой, как конкуренция, и поэтому для того, чтобы выжить в таких неопределенных условиях, а также динамично развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а также принимать своевременные, экономически обоснованные и нестандартные решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности, в том числе с помощью применения проектного подхода.

Чтобы разработать рекомендации по внедрению проектного подхода для повышения конкурентоспособности организаций оптовой торговли, необходимо выполнить задачи:

- изучить теоретические и методологические аспекты по повышению конкурентоспособности организации;

- разработать собственную систему оценки конкурентоспособности организации;

- проанализировать текущую конкурентную позицию компании на рынке оптовых продаж;

- определить «узкие» места в конкурентоспособности организации;

- разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности организации;

- обосновать экономическую целесообразность внедрения предлагаемых мероприятий;

Фактором экономического риска для организации оптовой торговли является отсутствие постоянной оценки конкурентной позиции компании на своем рынке, из-за чего происходит запоздалая реакция на действия конкурентов. Данное явление может привести к потере существующих, а также потенциальных клиентов. Конкурентные преимущества могут со временем изменяться, поэтому необходимо постоянно анализировать конкурентов своей отрасли, их преимущества и недостатки, и использовать полученные результаты в развитии собственной компании.

Во время проведения научного исследования можно использовать следующие общенаучные методы:

- экономико-статистический метод;

- метод экспертных оценок;

- качественный и количественный анализы;

- классификация, сравнение. [12]

Практическая значимость научного исследования будет заключаться в разработке системы рекомендаций по повышению конкурентоспособности организации, которая в свою очередь будет представлена в виде механизма, адаптированного для применения в деятельности любого современного торгового предприятия. Следование этим рекомендациям позволит сначала определить положение компании на конкурентном рынке, идентифицировать риски, связанные с повышением конкурентоспособности, а затем поможет определить необходимые мероприятия по управлению ими.

Предполагаемый результат исследования заключается в подтверждении гипотезы о том, что применение проектного подхода позволяет наиболее эффективно повысить конкурентоспособность организации. Научная новизна полученных результатов исследования состоит в разработке собственной системы показателей оценки конкурентоспособности организации, научном обосновании мероприятий и практическом использовании разработанных методических рекомендаций по повышению конкурентоспособности оптовых предприятий.

Использованные источники:

1. Азоев Г.П. Конкуренция: анализ, стратегия и практика./Г.П. Азоев - М.: Центр экономики и маркетинга.-1996- 31с.

2. Беляевский, И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. Пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 320 с.

3. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. — М.: Тандем, ЭКМОС, 2003. - 456 с.

4. Богомолова, И.П. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов / И.П. Богомолова. Режим доступа: [http://www.mavriz.rU/articles/2005/1/3551.html от 13.02.08].

5. Еленева Ю.Я. Разработка и внедрение системы обеспечения

конкурентоспособности в комплексе «предпринимательское дело»: Дис. канд. техн. наук. — М., 2002.- 215с.

6. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник. / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М: экономичность, 2002. - 416 с. / X. Корнелиус, 3. Фэйр; пер. П.Е. Патрушева. - М.: Стрингер, 1992. - 116 с.

7. Магомедов, Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: Учебное пособие - 2-е изд. / Ш.Ш. Магомедов.- М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 294 с.

8. Матанцев А.Н. Эффективность рекламы. — М.: Финпресс, 2002.

9. Мескон М. Х.,. Альберт М. Основы менеджмента. / - М.: «Дело», 1996.

10. Оганесян, А.С. Анализ и управление эффективностью рекламы / А.С. Оганесян, И.А. Оганесян. Режим доступа [http://www.mavriz.ru/artides/2003/3/63.html от 18.03.08]

11. Уткин Э.А. Управление компанией./Э.А. Уткин.- М. - 1997.

12. Фасхиев, Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия / Х.А. Фасхиев, Е.В. Попова. Режим доступа: [http://www.dis.ru/market/arhiv/2003/4/8.html от 25.04.07]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.