Научная статья на тему 'Анализ понятия профессионализации в психолого-педагогических исследованиях'

Анализ понятия профессионализации в психолого-педагогических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3052
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лонская Л. В.

На основании анализа научной литературы раскрыты понятия: "профессиональное развитие, профессиональное становление, профессионализация, определена их взаимосвязь. Рассмотрены движущие силы, факторы, этапы этих дефиниций в трактовке разных авторов. Дан анализ стадий профессионального развития. Обоснован выбор понятия профессионализация как одного из направлений развития личности, целостного, непрерывного процесса становления личности как специалиста и профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of concept professionalisation in psychological and pedagogical research

On the basis of the analysis of the scientific literature concepts are revealed: professional development, professional establishment, professionilsation, their interrelation is certain. Motive powers, factors, stages of these definitions in treatment of different authors are considered. The analysis of stages of professional development is given. The choice of concept professionilsation as one of directions of development of a person, as complete, continuous process of becoming of an expert and the professional is proved.

Текст научной работы на тему «Анализ понятия профессионализации в психолого-педагогических исследованиях»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

ментом по отношению к культурной специфичности самосознания. Обнаруженное сходство в характеристиках Я-концепции представителей ЭГ вне зависимости от их этнокультурной принадлежности подтверждает предположение о транскультурном характере особенностей Я-концепции аддиктов.

Библиографический список

1. Еременко В.В. К проблеме кросскультурного исследования самосознания // Этнические процессы и современность: Матер. науч.-практ. конф. — Бишкек: КРСУ, 2003. - С. 150-157.

2. Колесникова С.С. Алкоголизация и алкоголизм в

молодежной среде города Белово //Социальные проблемы малых городов. Материалы научной конференции. Прокопьевск, 2006, с. 36-38.

3. Колесникова С.С. Наркотики и подростковая субкультура в условиях малого города // Социальные проблемы малых городов. Материалы научной конференции. Прокопьевск, 2006, с. 39-44.

КОЛЕСНИКОВА С. С.

Дата поступления статьи в редакцию: 18.09.2007 г. © Колесникова С. С.

УДК 331.108.4:[159.9+37.01] Л. В. ЛОНСКАЯ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ В ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

На основании анализа научной литературы раскрыты понятия: «профессиональное развитие», «профессиональное становление», «профессионализация», определена их взаимосвязь. Рассмотрены движущие силы, факторы, этапы этих дефиниций в трактовке разных авторов. Дан анализ стадий профессионального развития. Обоснован выбор понятия «профессионализация» как одного из направлений развития личности, целостного, непрерывного процесса становления личности как специалиста и профессионала.

На современном этапе развития общества проблема подготовки специалистов приобретает особую актуальность, обусловленную стремительным ростом конкуренции образовательных услуг; несоответствием уровня профессиональной подготовки выпускника востребованному на рынке труда уровню профессионализма; необходимостью создания среды, побуждающей педагога к самопроектированию собственной профессиональной деятельности и развития в целом, к его становлению как субъекта профессионализации.

В исследовании проблемы профессионализации особое значение приобретают понятия: профессиональное (или профессионально-должностное) развитие, профессиональное становление и профессионализация, и каким образом они взаимосвязаны. Каждое из них в психолого-педагогической литературе имеет множественные интерпретации. Вот почему необходимо ввести понятийный (категориальный) строй.

Изменившиеся социально-экономические условия в стране определили актуальность изучения проблемы профессионального развития специалистов:

— переход к рыночной экономике обусловил необходимость принципиально новой системы профессионального образования;

— высокий уровень квалификации и профессионализм стали важными факторами социальной защи-

щенности работников, их профессионального самосохранения;

— усиление интеграционных моментов в производственных технологиях привело к изменению понятия «квалификация». Помимо знаний, умений, навыков в нее также входят профессионально важные качества личности, которые получили название ключевых квалификаций;

— профессиональное образование стало фактором повышения конкурентоспособности работника на рынке труда, что обеспечивается постоянным профессиональным ростом и профессиональным самосовершенствованием;

— динамизм современных производственных технологий, новые виды занятости, сокращение времени трудовых контрактов, вероятность безработицы обусловили необходимость подготовки специалистов нового типа, способных легко адаптироваться к изменяющемуся миру профессий;

— нечеткий рынок труда, колебание спроса и предложения на профессии, профессиональная миграция требуют большей универсализации профессиональных функций специалистов. Более конкурентоспособными становятся профессионально мобильные работники.

Для теоретического анализа психолого-педагоги-ческих проблем профессионального развития лич-

ности особый интерес представляют работы зарубежных ученых А. Маслоу, Дж. Сьюпера, Дж. Холланда и отечественных: Б.С. Братуся, Л.М. Митиной,

Э.Ф. Зеера, Н.С. Глуханюк и др.

Под профессиональным развитием многие авторы подразумевают процесс прогрессивного изменения личности, детерминированный профессиональной деятельностью, социальной средой и собственной активностью человека. Психологи при определении понятий «развитие» (genes) и «происхождение» (gonos) настаивают на их различении: развивается то, что есть; то, чего нет, происходит или может происходить.

По мнению указанных авторов, объектами профессионального развития личности являются ее интегральные характеристики: социально-профессиональная направленность, компетентность, профессионально важные качества и психофизиологические свойства.

Движущими силами профессионального развития признаются, как правило, противоречия между достигнутым уровнем подготовленности и требованиями профессионального труда. Б.С. Братусь, анализируя механизмы развития личности в зрелом возрасте, в качестве его движущей силы рассматривает возникающее в ходе развития деятельности противоречие между смыслообразующими мотивами и реальными практическими возможностями человека [1, с.3-11]. В случае невозможности разрешить это противоречие «мирным путем», за счет изменения вектора развития, возникает кризисная ситуация, которая может привести к деструктивным изменениям личности. Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк выделяют конструктивные и неконструктивные способы разрешения кризисов профессионального развития. [6, с. 35-44].

Несомненно, профессиональное развитие специалиста тесно связано с личностным развитием. Л.М. Митина, исследуя личностное и профессиональное развитие человека, пришла к выводу об их единстве. Автор пишет: «Подлинно профессиональное развитие немыслимо вне личностного развития. Фактором развития является внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации. Профессиональное развитие неотделимо от личностного - в основе того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности - творческой самореализации» [5, с. 29]. Рассматривая профессиональное развитие как непрерывный процесс самопроектирования личности, автор выделяет в нем три основные стадии психологической перестройки личности: самоопределение, самовыражение и самореализацию [5, с. 32].

Основу развития внутреннего мира человека составляют процессы, связанные, прежде всего, с самосознанием личности как фундаментальным условием творческой реализации человеком его собственных целей и ценностей. Это высший, личностный уровень бытия человека в обществе и истории. Вот почему в качестве основополагающего условия профессионального развития педагога следует рассматривать его профессиональное самосознание.

В рамках личностно-развивающего подхода профессиональное развитие педагога понимается как рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений педагога, но главное - как активное качественное преобразование педагогом своего внут-

реннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности - творческой самореализации в профессии.

Можно констатировать, что профессиональное развитие происходит под влиянием возрастных изменений, характера профессионального труда и социально-экономических условий в обществе. На темп профессионального развития и уровень профессиональных достижений влияет система стимулирования роста квалификации, психофизиологические свойства человека и его здоровье. Важным фактором профессионального развития является собственная социально-профессиональная активность личности, направленная на самоосуществление и самореализацию в профессии. Движение личности в профессионально-обусловленном пространстве и времени называется профессиональным становлением.

Профессиональное становление - это часть онтогенеза человека с начала формирования профессиональных намерений до окончания активной профессиональной деятельности. И если профессиональное развитие включает прогрессивные и регрессивные изменения, то профессиональное становление - это обязательно прогрессивное развитие. Оно может включать периоды, моменты стагнации и деструктивных изменений, но в целом вектор профессионального становления неизменно направлен к вершинам профессионализма, создающим максимальные условия для самореализации личности. Становление обязательно предполагает осознанную потребность в развитии, в реализации личностью своего профессионально-психологического потенциала. Можно сказать, что становление - это процесс развития, в котором личность берет на себя ответственность за максимально полную реализацию своего потенциала.

Профессиональное становление предполагает использование совокупности развернутых во времени приемов социального воздействия на личность, включение ее в разнообразные профессионально значимые виды деятельности (познавательную, учебнопрофессиональную и др.) с целью формирования у нее системы профессионально важных знаний, умений, качеств, форм поведения и индивидуальных способов выполнения профессиональной деятельности. Иными словами, профессиональное становление - это «формообразование» личности, адекватной требованиям профессиональной деятельности.

Изучение научной литературы позволило определить профессиональное становление как формирование профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств и их интеграцию, готовность к постоянному профессиональному росту, поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями человека.

Теоретической основой концепции профессионального становления личности являются исследования личности и деятельности К.С. Абульхановой-Слав-ской, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Нечаева, Г.В. Суходольского, В.Д. Шадрикова и др.

Проблема профессионального становления стала актуальной в начале XX в. До этого профессиональная жизнь людей ограничивалась сословными традициями, а также патриархальным укладом общества. Промышленная революция привела к возникновению рынка труда и новых профессий. Огромные массы людей оказались перед проблемой поиска работы и профессиональной подготовленности к ней. Изменившаяся историческая ситуация коренным образом рас-

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

ширила мир профессий. Новые орудия и средства труда потребовали квалифицированных работников, способных качественно и производительно выполнять трудовые функции в течение многих лет. Утверждение демократических принципов организации производства, гуманистические теории о роли труда, возникшие в 70-е гг. предыдущего столетия в развитых странах, привели к переосмыслению концепции профессионализации личности. Термин «профессиональное становление» встречается достаточно часто в научных публикациях 1970 - 90-х гг. ХХ в. В буквальном толковании «становление» обозначает возникновение, образование чего-либо в процессе развития (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов). Ядром профессионального становления стали считать взаимодействие личности и профессии. В процессе освоения профессии и особенно выполнения профессиональной деятельности происходят структурные изменения и в личности работника, и в структуре самой деятельности, т. е. профессионализация личности приводит к изменению характера и содержания профессии.

Центральным звеном личностно-ориентированного профессионального образования является профессиональное развитие (становление) - развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности. На начальных этапах профессионального образования источником профессионального развития является уровень личностного развития. На последующих стадиях профессионального становления соотношение личностного и профессионального развития приобретает динамическую неравновесную целостность. На стадии профессионализации профессиональное развитие личности начинает доминировать над личностным и определять его.

Процесс профессионализации является предметом постоянного исследовательского интереса ученых и практиков в связи с его высокой социальной значимостью.

Анализ подходов к изучению проблемы профессионализации позволяет выделить два аспекта ее рассмотрения: социально-экономический и психологопедагогический. Первый изучает движение и формирование трудовых ресурсов, экономический и производственный потенциал, специфику рынков занятости и рабочей силы. Второй рассматривает профессионализацию как процесс, являющийся двусторонним. С одной стороны, это процесс вхождения человека в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества; с другой - процесс активной реализации себя, непрерывного профессионального саморазвития, самосо-верщенствования.

В рамках психолого-педагогического аспекта проблеме профессионализации в современной науке посвящено достаточно много исследований, которые определяют сущность и характеристики данного процесса (В. А. Бодров, 1991, Н. С. Глуханюк ,2000, Д. А. Григорьев, 1998; Е. В. Дьяченко,2002, А.И. Каптерев, 1990; А. К. Маркова, 1995; 1996; В. А. Машин, 1993; Ю. П. Поваренков, 1989; 1991;Е. С. Романова, 1992;

А. И. Турчинов, 1998; В. Д. Шадриков, 1979; 1982, и др.).

Профессионализация в работах исследователей, изучающих эту проблему, трактуется как процесс:

— целостного, непрерывного становления личности специалиста и профессионала (А. К. Маркова, 1996; Ю.П. Поваренков, 1991, и мн. др.).

— овладения определёнными знаниями, умениями и навыками, развития профессионально важных ка-

честв, усвоения общественной деятельности (А. В. Карпов, 1991; Е. А. Климов, 1988; В. Д. Шадриков, 1982, и др.);

— становления субъекта деятельности под влиянием познания, общения и труда и их разнообразных конвергенций (Б. Г. Ананьев, 1977; 1980; Л. А. Го-ловей, 1996, и др.);

— проектирования и организации профессионального развития и достижения его вершин (Г.В. Акопов, 1989; А. А. Деркач, 1995; А. К. Маркова, 1996, и др.).

Наряду с этим многие авторы (Н. Г. Алексеев, 1987; И. С. Павлов, 1996; В. К. Рябцев, 1995, и др.) в качестве основных характеристик профессионализации называют: самоопределение, целеполагание, рефлексивные способности.

H.С. Глуханюк, в качестве основного механизма процесса профессионализации обозначает проектирование человеком собственной деятельности и себя как профессионала, а психологическим обеспечением функционирования данного механизма определяет субъектность, которую в широком смысле рассматривает как свойство самодетерминации человеком своего бытия в мире [2].

Процесс профессионализации в отечественной психолого-педагогической науке, также, исследуется в связи с онтогенетическим развитием человека, его личностными качествами, местом и ролью способностей и интересов, формированием субъекта труда, проблемой жизненного пути, выявлением требований, предъявляемых профессией к человеку, становлением профессионального сознания и самосознания.

Содержательный аспект профессионализации тесно связан с динамическим, который описывает стадиальность процесса, его протяженность и место в системе координат жизненного пути. На динамику развития профессионально важных качеств человека при овладении профессией указывают Р. В. Шрейдер, 1979; В. Д. Шадриков, 1982; Т. Л. Бадоев, 1984;

В. А. Бодров, 1991; Н. П. Анисимова, 1991; Ю. Л. Пова-ренков, 1991. Авторы вводят в научный оборот такие лексические группы, как «стадии профессионализации», «критерии профессионализации», «уровни» и «этапы». Стадии профессионализации и профессионального развития (становления) идентичны. В процессе профессионализации личности выделяются разные этапы. В связи с этим встает вопрос о критериях выделения стадий в непрерывном процессе профессионального становления.

Т. В. Кудрявцев, один из первых отечественных психологов, глубоко исследовавших проблему профессионального становления личности, в качестве критериев выделения стадий избрал отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности. Он выделил четыре стадии:

I. Возникновение и формирование профессиональных намерений;

2. Профессиональное обучение и подготовку к профессиональной деятельности;

3. Вхождение в профессию, активное ее освоение и нахождение себя в производственном коллективе;

4. Полную реализацию личности в профессиональном труде [3].

А.К. Маркова в качестве критерия выделения этапов становления профессионала избрала уровни профессионализма личности. Она выделяет 5 уровней и 9 этапов:

1. Допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией.

2. Профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства.

3. Суперпрофессионализм также состоит из трех этапов: свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования себя как личности.

4. Непрофессионализм - выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности.

5. Послепрофессионализм - завершение профессиональной деятельности [4].

Динамику деятельности в процессе профессионального становления исследовала Н. С. Глуханюк. По мнению автора, на этапе освоения профессии в качестве движущих сил выступают одни противоречия, на этапе профессионализации - другие.

На стадии оптации профессиональная деятельность, которую выбирает оптант, отражается не всегда адекватным представлением о ее социальной значимости, способах профессиональной подготовки, области распространения, условиях труда, материальных благах. О содержании профессиональной деятельности у оптанта представление, как правило, достаточно поверхностное.

Развитие деятельности на втором этапе - профессиональной подготовки - происходит от учебно-познавательной к учебно-профессиональной и от нее к реальной профессиональной деятельности. Существующая система профессиональной подготовки видит свою цель в формировании учебно-познавательной деятельности: ее мотивации, способов приобретения и контроля знаний, умений, навыков. На ее освоение и направлены усилия обучаемых. Возникает противоречие между целью и результатами профессиональной подготовки. Цель учебного заведения - освоение и развитие учебно-познавательной деятельности, результат профессиональной подготовки - освоение профессиональной деятельности.

Преодоление этого противоречия возможно путем изменения деятельности обучаемых с учетом ее становления. Реализация развивающейся профессионально-ориентированной деятельности обусловливает выбор адекватных развивающих и развивающихся технологий обучения.

На третьей стадии (адаптации) идет активное освоение деятельности через овладение исполнительской частью нормативно одобряемой профессиональной деятельности. Выполнение профессиональных функций приводит к формированию умений и навыков. Развитие деятельности на этом этапе связано с уровнем умений.

Четвертая стадия (профессионализации) характеризуется образованием блоков интегративных элементов деятельности, так называемых модулей деятельности, которые формируются по мере совершенствования исполнительской части в процессе ее освоения. Образование таких крупных блоков приводит к выработке наиболее стабильного стиля выполнения деятельности. Стабилизацией нормативно одобряемой деятельности, как правило, заканчивается становление профессиональной деятельности.

Дальнейшее ее развитие на пятой стадии становления должно привести к новому качественному уровню выполнения деятельности - творческому. Особенностью этого уровня являются мобильность деятельности при сформированности ее структурных и функциональных элементов, поиск нового инструментария, его освоение и совершенствование, развитие исследовательского компонента деятельности [2].

Из краткого анализа периодизации профессионального становления личности следует, что, несмотря на разные критерии и основания дифференциа-

ции этого процесса, выделяются примерно одинаковые стадии.

В целостном процессе профессионального становления личности выделяются следующие этапы:

1. Оптация (формирование профессиональных намерений, профессиональное самоопределение, осознанный выбор профессии на основе учета индивидуально-психологических особенностей).

2. Профессиональная подготовка (формирование профессиональной направленности и системы социально и профессионально ориентированных знаний, умений, навыков, приобретение опыта решения типовых профессиональных задач).

3. Профессиональная адаптация (вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, усвоение новых технологий профессии, приобретение опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности).

4. Первичная и вторичная профессионализация (формирование профессионального менталитета, интеграция социально и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые констелляции, высококвалифицированное выполнение профессиональной деятельности).

5. Профессиональное мастерство (полная реализация, самоосуществление личности в творческой профессиональной деятельности на основе относительно подвижных интегративных психологических новообразований, творческое проектирование своей карьеры, достижение вершин профессионального развития).

Переход от одной стадии профессионального становления к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания ведущей деятельности, освоение либо присвоение новой социальной роли, профессионального поведения и, конечно, перестройку личности.

В общественном сознании понятие «профессионализация» эксплицируется как процесс овладения профессией, становления профессионала. Зачастую оно выступает как синоним понятий «профессиональное развитие», «профессиональное становление» наиболее часто встречающиеся в зарубежной литературе, и авторы, вероятно, подразумевая очевидность соотношения термин - явление, не определяют их специфические особенности. Таким образом, динамика отношений человека и профессии в контексте его жизненного пути и социального окружения обозначается рассматриваемыми терминами без их уточнения.

Во-первых, мы согласны с Н.С. Глуханюк, данные понятия можно соотнести по основанию общего и частного. Это позволяет определить профессионализацию как наиболее общий процесс, включающий профессиональное и «должностное развитие». Поскольку профессиональная деятельность реализуется в форме определенной социальной роли (в конкретной должности и конкретной организации), то профессиональное развитие создает предпосылки «должностному развитию», которое также является одним из направлений профессионализации.

Во-вторых, данные явления соотносятся через категории, формы и содержание Профессиональное развитие (становление) человека выражается в совокупности изменений, которые придают его отношению к окружающему миру, образу мыслей и способу действий профессиональную специфику. Эта специфика структурируется, обретает относительно упорядоченную, устоявшуюся форму и выражается в его поведении как профессионала; принятии им профессиональных норм, правил, ценностей; отож-

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

дествлении себя с членами профессиональной группы. Все это придает содержанию профессионального развития (становления) человека определенность формы — профессионализацию.

Таким образом, в нашем исследовании мы рассматриваем профессионализацию не как этап, а одним из направлений развития личности, целостный, непрерывный процесс становления личности как специалиста и профессионала.

Библиографический список

3. Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопр. психологии. 1981. -№ 2 - С. 20-30.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. -М., 1996. - 306 с.

5. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопр. психологии. 1997. - № 4. - С. 28-38.

6. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психол. журн., 1997. - №6. - С. 35—44.

1. Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1980. - № 2. - С.3-11.

2. Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога. Екатеренбург,2005.

ДОНСКАЯ Лариса Владимировна, аспирант.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дата поступления статьи в редакцию: 02.06.2007 г. © Донская Л.В.

УДК 371-5 А. С. ФОМИНЫХ

Омский государственный педагогический университет

ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАСТНИКОВ КРАТКОСРОЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (КОП) ЗА РУБЕЖОМ И ПУТИ ИХ УСПЕШНОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

В статье рассмотрена проблема психологической и педагогической социализации участников краткосрочных образовательных программ за рубежом. Отражены основные трудности социализации участников в течение КОП, а также определены пути их эффективного преодоления на основе анализа результатов анкетирования. Автор представляет результаты педагогического исследования, проведенного в г. Омске, России.

В настоящее время одним из ключевых критериев успешности специалиста является не только наличие диплома о высшем образовании, но также и обладание такими личностными качествами, как динамичность, гибкость, чувствительность к социальным, научно-техническим, технологическим и экологическим потребностям, инновациям и конкурентоспособность на международном уровне. Поэтому обучение за рубежом является своеобразным ключом к построению карьеры и гармоничному вхождению в мир без границ для многих россиян. Это хорошая возможность для выпускников школ, планирующих получить хорошее образование в престижных вузах за рубежом, молодых специалистов и профессионалов с опытом работы, желающих пройти краткосрочное обучение за границей с целью получения языковой практики и опыта международного общения. Ежегодно на научные и производственные стажировки, конференции, семинары, учебу, в различные страны мира выезжает

несколько миллионов человек, что, безусловно, развивает культурные и экономические связи между государствами, способствует общему научно-техническому прогрессу.

Однако сами участники краткосрочных образовательных программ переживают различные педагогические и психологические трудности. Как же они с ними справляются? Что помогает преодолеть языковой барьер, понять и даже в ряде случаев принять разницу в культурах и менталитете?

Естественно, личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением саморегуляции, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, то есть не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.