Научная статья на тему 'Анализ понятия медиаграмотности как составляющей информационной грамотности личности'

Анализ понятия медиаграмотности как составляющей информационной грамотности личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2400
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / СТРУК-ТУРА МЕДИАГРАМОТНОСТИ / INDIVIDUAL / INFORMATIONCOMPETENCE / MEDIACOMPETENCE / THESTRUCTUREOFMEDIACOMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арутюнов Г. А.

Проводится анализ понятия медиаграмотности как требования к образованию лич-ности в современном обществе, рассматривается взаимосвязь медиаграмотности иинформационной грамотности, формулируется определение и анализируется струк-тура медиаграмотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the notion «mediacompetence» as the componentof the individual’s information competence

The author of the article analyzes the notion ‘mediacompetence’ as the requirement totheindividual’seducationincurrentsociety,considerstheinterconnectionbetweenthemediacompetenceandinformationcompetence,formulatesthedefinitionofthe‘mediacompetence’ and analyzes its structure.

Текст научной работы на тему «Анализ понятия медиаграмотности как составляющей информационной грамотности личности»

УДК 37.032

Г.А. АРУТЮНОВ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ МЕДИАГРАМОТНОСТИ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Проводится анализ понятия медиаграмотности как требования к образованию личности в современном обществе, рассматривается взаимосвязь медиаграмотности и информационной грамотности, формулируется определение и анализируется структура медиаграмотности.

Ключевые слова: личность, информационная грамотность, медиаграмотность, структура медиаграмотности.

The author of the article analyzes the notion 'mediacompetence' as the requirement to the individual's education in current society, considers the interconnection between the mediacompetence and information competence, formulates the definition of the 'mediacompetence' and analyzes its structure.

Key words: individual, information competence, mediacompetence, the structure of mediacompetence.

Требования современного общества к грамотности населения и отдельно каждой личности растут по мере социально-культурных и научно-технических изменений, появления новых технологий и видов человеческой деятельности. В до-индустриальную эпоху развития общества грамотность была связана с владением навыками устной речи, чтения, простейшими счетными операциями, т.е. фактически дословно отражала смысл данного понятия — чтение и письмо (в переводе с греческого). Минимальные требования к грамотному человеку не менялись в течение многих столетий, и человек, способный прочитать письмо (текст), уже не считался безграмотным. При этом грамотность не считалась необходимой для жизни и деятельности человека, а, скорее, позволяла определить его социальный статус и лишь отчасти профессию (профессиональный уровень).

В индустриальную эпоху повысились требования не только к грамотности отдельной личности, но и к проблеме гра-

© Арутюнов Г.А., 2013

мотности общества в целом — грамотность стала вступать одним из показателей общественного развития. В 1958 г. по рекомендации ЮНЕСКО грамотным стали считать лиц, умеющих в первую очередь читать с пониманием текста и способных написать краткое изложение о своей повседневной жизни.

В 1965 г. на Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности (г. Тегеран) был предложен термин «функциональная грамотность» [1], после чего в обществе формируется концепция функциональной грамотно -сти и развиваются образовательные идеи формирования грамотности в учебно-воспитательном процессе (в первую очередь касающиеся содержания и методов обучения учащихся чтению, письму и определенному кругу вопросов практического применения знаний).

Итог пониманию сущности функциональной грамотности в индустриальную эпоху подводит определение, данное в рекомендациях ЮНЕСКО о международной стандартизации статистики образования в 1979 г.: «Функционально грамот-

ным считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и общности и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для развития общества» [1].

Такое понимание функциональной грамотности говорит о ее адаптирующей и развивающей роли, о значении личностного фактора в социальном и технологическом развитии общества.

Переход общества в постиндустриальную эпоху, характеризующуюся в первую очередь ускоренными темпами научно-технологического развития, повышением роли информации как ресурса и компьютерных (информационных) технологий как важного средства преобразовательной деятельности человека, глобализацией рыночных и социальных отношений, постматериальными ценностями и прочим, сказался и на более широком и значимом понимании функциональной грамотности.

Современные специалисты в разных отраслях и сферах деятельности используют следующие виды грамотности: медийную или медиаграмотность; информационную грамотность; свободу самовыражения; информационную грамотность личности; интернет-грамотность, цифровую грамотность; кинограмотность; компьютерную грамотность; новостную грамотность; телевизионную грамотность; грамотность в сфере рекламы и др. [2].

Наиболее распространенной точкой зрения в соотношении многих понятий является взаимосвязь информационной грамотности (культуры) и медиа-грамотности (иногда медиакомпетентно-сти личности). Представители одного направления рассматривают информационную грамотность как более широкую область исследований, составной частью которой является медиаграмотность.

С другой точки зрения информационная грамотность лишь компонент медиагра-мотности, которая имеет отношение ко всей информации медиа, а не только к передаваемой с помощью современных информационных технологий [3].

В документах Совета Европы медиа-образование (media education) определяется как обучение, которое стремится развивать медиаграмотность, понимаемую как критическое и вдумчивое отношение к медиа с целью воспитания ответственных граждан, способных высказать собственные суждения на основе полученной информации. Это дает им возможность использовать необходимую информацию, анализировать ее, идентифицировать экономические, политические, социальные и/или культурные интересы, которые с ней связаны. Медиаобразова-ние обучает индивидов интерпретировать и создавать сообщения, выбирать наиболее подходящие для коммуникации медиа. Медиаобразование позволяет людям осуществлять их право на свободу самовыражения и информацию, что не только способствует личному развитию, но и увеличивает социальное участие и интерактивность. В этом смысле медиао-бразование готовит к демократическому гражданству и политическому пониманию. Необходимо развивать медиаобразование как часть концепции обучения в течение всей жизни человека.

Зарубежные педагоги уже давно используют термин «медиакомпетент-ность», или «медиаграмотность». Например, в Германии под медиакомпетент-ностью понимается способность к «квалифицированному, самостоятельному, творческому и социально ответственному действию по отношению к медиа». В данном определении сделан акцент на действиях субъекта по отношении к медиа. В определении Р. Кьюби понятие «медиа-грамотность» выглядит предпочтительнее как «способность использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения (messages) в различных формах» [4].

Один из самых авторитетных зарубежных медиапедагогов Л. Мастерман называл свою теорию «репрезентацион-ной» медиаграмотностью, подчеркивая, что имеется в виду «понимание способов, которыми медиа представляют реальность, технологии и идеологии, которые при этом используются, что в итоге необходимо для всех граждан и будущих граждан демократического общества» [4]. По его мнению, потенциальные положительные результаты развития медиа-грамотности включают:

• хорошую информированность в вопросе медийных трактовок;

• знание влияния ежедневных личных контактов с медиа на образ жизни, отношения и ценности;

• применение ключевых концепций медиаобразования для интерпретации/ анализа медиатекстов, чтобы достигнуть глубины их понимания;

• развитие интереса к программным тенденциям как к пути изучения культуры;

• знания о проблемах собственности и правительственного регулирования в медийном мире;

• рассмотрение роли медиа в индивидуальном принятии решений;

• анализ возможных влияний медиа-текстов на определенные решения или поведение, воздействия медиа на покупку товаров потребителем, на выбор политических кандидатов, выбор действий или стандартов конфликтов.

Понятие «медиаграмотность» появилось благодаря экранным средствам медиа и соотносилось с понятиями «критическое видение» и «визуаль-

ная грамотность». Сегодня медиаграмотность рассматривают как часть более широких понятий — «информационная грамотность» и «медиаобразование» (К. Ворсноп, Л. Мастерман, А.В. Федоров, А.В.Шариков и др.).

В программах ЮНЕСКО, посвященных медиа- и информационной грамотности, рассматривается следующая структура медиаграмотности:

• понимание роли и функции медиа в демократическом обществе;

• понимание условий, при которых медиа могут выполнять свои функции;

• критическая оценка контента медиа в свете присущих им функций;

• взаимодействие с медиа для самовыражения и участия в демократических процессах;

• актуализация навыков (включая навыки работы с ИКТ), необходимых для создания пользовательского контента медиа.

Таким образом, под медиаграмотно-стью как составляющей информационной грамотности современного специалиста понимается соответствие требованиям современного информационного общества. Она представляет собой комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для понимания средств массовой коммуникации и форматов, в которых осуществляются создание, хранение, передача и представление данных, информации и знаний, а также умений анализировать и создавать медиаинфор-мацию, представленную в разных формах и форматах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ермоленко В.А., Перченок Р.Л., Черно-глазкин С.Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: пособие для работников системы образования / РАО; Ин-т теории образования и педагогики. М.,1999.

2. Информационная грамотность: международные перспективы / под ред. Хесуса Лау. М.,2010.

3. Медийная и информационная грамотность: программа обучения / Ин-т ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Париж; Франция, 2012.

4. Федоров А.В. Развитие медиаком-петентности и критического мышления студентов педагогических вузов. М, 2008.

УДК 37.014.5:373.55 Д.А. МАХОТИН, И.Ю. САВКИНА

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматриваются научные, правовые, организационные основы реструктуризации образовательных учреждений, которая проводится в современной отрасли образования с целью повышения эффективности деятельности школы как социального института. Приводится анализ зарубежного опыта исследования этой проблемы. Предлагаются подходы к реализации реструктуризации образовательных организаций в контексте создания образовательных комплексов.

Ключевые слова: система общего образования, школа как социальный институт, реструктуризация образовательных учреждений, стратегия и тактика реструктуризации образовательных учреждений, эффективность деятельности образовательных учреждений.

The article considers the scientific, legal, organizational bases of the educational establishments' restructuring that are conducted in the modern sphere of education for the purpose of increase the activity effectiveness of the school as the social institute. The author analyses the foreign experience of this problem and offers the methods to realize the educational establishments' restructuring in the context of educational complexes formation. Key words: the system of basic education, school as the social institute, educational establishments ' restructuring, strategy and tactics of the educational establishments' restructuring, the effectiveness of the educational establishments ' activity.

Обеспечение равенства возможности детей в получении качественного образования независимо от социально-экономического статуса — ключевая задача для ведущих стран мира начиная с 1990-х гг. В связи с этим эффективной системой образования считается такая, в которой обеспечивается одинаково высокий уровень образовательных результатов во всех школах независимо от места их расположения и контингента обучающихся, а эффективной школой — та, которая обеспечивает максимально возможную образовательную успешность и повышает жизненные шансы каждого ученика независимо от индивидуальных стартовых возможностей и статуса семьи.

«Дети не должны быть заложниками социального или культурного статуса сво-

© Махотин Д.А., Савкина И.Ю., 2013

их семей. Если школы работают в трудных социальных условиях, то и они, а не только гимназии и лицеи, работающие, как правило, с благополучными детьми, должны получать специальную поддержку — и методическую, и кадровую, и финансовую», — отмечает Президент Российской Федерации В.В. Путин в своей статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» [1].

Основной путь достижения высоких образовательных результатов — это реорганизация (реструктуризация) системы образовательных учреждений по принципу действия эффективных школ, создания серии моделей эффективной школы для разных условий организации образовательного процесса и социального контекста данной территории.

Проблема изучения эффективности деятельности школы стала рассматри-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.