УДК 37.017.92/.93(470+571)
https://doi.org/10.24158/spp.2020.1.9
Гильмидинова Татьяна Викторовна
кандидат педагогических наук, проректор по учебной работе Заокского христианского гуманитарно-экономического института
АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» В РОССИЙСКОЙ ДИДАКТИКЕ
Gilmidinova Tatiana Viktorovna
PhD in Education Science, Vice-Rector for Academic Affairs, Zaoksky Christian Institute of Humanities and Economics
ANALYSIS OF THE CONCEPT OF SPIRITUAL AND MORAL ENVIRONMENT IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION IN THE RUSSIAN DIDACTICS
Аннотация:
Статья посвящена теоретическому анализу разработанности и соподчиненности понятий «пространство» и «среда» в философско-педагогиче-ских исследованиях. Выявлены отличительные особенности близких понятий «среда» и «пространство»; раскрыт междисциплинарный характер и основные дидактические характеристики понятия «среда», его связь с другими феноменами процесса воспитания личности. Углублено понимание понятия «воспитательная среда» и описан ее потенциал; обозначена взаимосвязь с понятием «образовательное пространство»; формулируются понятия «духовно-нравственное развитие ребенка» и «духовно-нравственная среда образовательной организации». Описаны ключевые признаки благоприятной духовно-нравственной среды общеобразовательной школы; обозначены как общие, так и специфические содержательные компоненты такой среды и обобщены принципы ее построения в контексте гуманистической парадигмы. Подчеркивается важность создания духовно-нравственной среды для развития личности ребенка.
Ключевые слова:
образовательная организация, воспитательное пространство, духовно-нравственная среда, духовно-нравственное развитие ребенка.
Summary:
The paper theoretically analyses the elaboration and hierarchy of the terms "space" and "environment" in philosophical and pedagogical research. It identifies characteristics of the resembling concepts of environment and space; reveals the interdisciplinary character and main didactic characteristics of the term "environment", its relations with other phenomena of the process of character education. The paper deepens the understanding of the term "educational environment" and describes its potential, shows its interrelation with the terms "educational space"; it formulates the concepts of spiritual and moral development of a child and spiritual and moral environment in an educational institution. The author describes the key features of a beneficial moral environment in the secondary school; identifies and summarizes both general and specific substantial components of this kind of environment and summarizes the principles of its construction in the context of the humanistic paradigm. The paper stresses the importance of creating moral and spiritual environment for personal development of a child.
Keywords:
educational institution, educational space, spiritual and moral environment, spiritual and moral development of a child.
По статистике, приведенной учеными РЭУ им. Г.В. Плеханова, лишь 26 % родителей проводят с детьми достаточное, по их мнению, количество времени. Около 41 % настолько задействованы на работе, что не могут выделить время для общения с ребенком [1]. Тенденции, складывающиеся в современном обществе, приводят к межпоколенческому разрыву, замене возложенных на родителей воспитательных функций альтернативными источниками влияния на ребенка. С целью решения проблем воспитания происходит консолидация усилий семьи и социальных институтов. В духовной сфере к таким институтам относятся религия, культура и в большей мере образование. Дети проводят в образовательных организациях и видах деятельности, с ними связанных, около 6-9 часов в день, что побуждает ученых решать проблему создания такой среды, которая бы позволила максимально содействовать целостному развитию личности ребенка.
Поиск перспективных подходов к решению проблем формирования личности ребенка на основе использования воспитательного потенциала духовно-нравственной среды образовательной организации затрудняется недостаточной проработанностью в российской дидактике понятий «пространство» и «среда», необходимостью их анализа с целью выявления особенностей соподчинения. Определение сущности понятия «духовно-нравственная среда образовательной организации», обозначение ее структурных компонентов и принципов функционирования важно для теоретического обоснования решения указанной проблемы.
Толковый словарь определяет значение слова «среда» как «условия, благоприятные для существования, порождения чего-нибудь» [2, с. 759]. У Г.А. Андреевой понятие «среда» - это «совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью» [3, с. 68]. В философской науке среда - «окружающий мир, пространство и материал
для развития, с помощью которых индивид прокладывает себе путь; окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества и организмов» [4, с. 576]. В педагогике - «совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности» [5, с. 10].
В научных работах понятие «среда» рассматривается параллельно с понятием «пространство» (Л.С. Выготский, Н.Л. Селиванова, Н.А. Склярова, Л.А. Турик и др.) и в некоторых случаях выступает его синонимом (И.Б. Крылова, Л.И. Новикова). Близость, но несинонимичность данных понятий отмечена в трудах Е.А. Ракитиной, В.Ю. Лысковой [6].
Пространство обозначено как «форма бытия и ориентирует на взаимодействие как внутри пространства, если оно ограничено, так и вне него. Пространство задает внешний масштаб, исходную ориентацию и обусловливает более конкретные пространственные движения» [7, с. 272]. Пространство - более широкое понятие, нежели среда, и отличается от него по сути (А.А. Ве-ряев, В.А. Козырев, И.К. Шалаев, И.Г. Шендрик и др.). Оно имеет четко заданную структуру и заключается в координации различных сосуществующих объектов и явлений, где последние определенным образом расположены друг относительно друга и, составляя различные части той или иной системы, находятся в определенных количественных отношениях друг к другу; выступает результатом деятельности созидательного и интеграционного характера, конструируется специально, тогда как среда - это некая природно-социальная данность [8, с. 122].
Образовательное пространство многомерно и включает в том числе и воспитательное пространство - «сеть взаимосвязанных педагогических событий, создаваемую усилиями социальных объектов разного уровня (индивидуальных, коллективных) и являющуюся интегрированным условием развития личности человека - ребенка и взрослого» [9, с. 3]. Среда развивается внутри определенного пространства, наполняя содержанием его структурные элементы, она более подвижна, так как условия взаимодействия субъектов и они сами изменяются под воздействием различных факторов. Среда составляет совокупность материальных и пространственно-предметных факторов, социальных компонентов, межличностных отношений, которые взаимосвязаны, обогащают друг друга и влияют на каждого ее субъекта [10].
Воспитательная среда - органическая часть воспитательного пространства конкретной образовательной организации. Это означает, что в ней существуют не только компоненты, заданные целями и задачами воспитания и спроектированные на их основе воспитательными программами, но и все многообразие объектов и субъектов взаимодействия, порождаемых ими. Признаки воспитательной среды - реальность, объективность, наличие разнообразных факторов, воздействующих на личность; присутствие устойчивой совокупности вещественных и личностных элементов, окружающих социальный субъект, непосредственно влияющих на процесс его воспитания, социализации и индивидуализации; активность, открытость, комплексный характер; управляемость, динамизм, единство тенденции к стабильному функционированию и инновационному развитию [11, с. 189].
Роль воспитательной среды в формировании личности огромна. Она способствует реализации гуманистической концепции образования, ее целей и задач на всех этапах педагогического процесса [12]. Собственный опыт ребенка определяется той социальной средой, в которой он растет; за счет воспитательной среды удается создать все формы общественной жизни и избежать влияния многих отрицательных воздействий реального социального быта ребенка [13]. Педагогически правильно организованная среда окружает и влияет на каждого ребенка в отдельности и детский коллектив в целом [14, с. 781-785]. Социально-воспитательная среда сопровождает социализацию, самореализацию и саморазвитие растущего человека [15, с. 92]. Совокупность позитивных социально-ценностных обстоятельств среды влияет на личностное развитие ребенка и содействует его вхождению в современную культуру [16, с. 301].
Духовно-нравственная среда является органической частью единой воспитательной среды образовательной организации. Целью ее создания выступает духовно-нравственное развитие ребенка, понимаемое как освоение личностью высших ценностей и принципов; формирование нравственного облика, в котором выражено отношение человека к миру и самому себе, приближение к нравственному идеалу.
Эта среда представлена как общими (по Е.А. Климову), так и специфическими компонентами. Социально-контактная часть среды представлена многообразием и характером взаимоотношений между субъектами среды (детьми, взрослыми, родителями, сторонними людьми, привлекаемыми к воспитательному процессу), примером их поведения, особенностями культуры и деятельности по формированию духовно-нравственных качеств. Информационная часть среды включает знания о духовно-нравственных качествах и свойствах, проявлении их в жизни отдельных людей и последствиях их применения, которые передаются вербальным или невербальным (через жесты, мимику, образы и пр.), наглядным или иным способом. Соматическая часть среды
предполагает учет психофизических особенностей ребенка, здоровьесбережение в процессе решения задач духовно-нравственного воспитания. Предметная часть среды включает использование материальных, технических, аудиовизуальных средств, применяемых в процессе духовно-нравственного развития обучающихся.
Несколько иначе представлены компоненты среды в работах С.В. Тарасова [17]. Пространственно-семантический компонент задан архитектурно-эстетической организацией жизненного пространства обучающихся (оформление кабинетов и помещений, материальные объекты и техническое оборудование и др.). Содержательно-методический компонент представлен воплощением в практике идей концепции духовно-нравственного воспитания, компонентами образовательных программ, включающих формы и методы, способы и приемы духовно-нравственного воспитания. Коммуникационно-организационный компонент характеризуется особенностями субъектов образовательной среды, сферой взаимодействия, особенностями организации и управления воспитательной деятельностью.
Построение благоприятной духовно-нравственной среды отражает реализацию гуманистического подхода к формированию личности ребенка и включает следующие принципы: опора на общечеловеческие ценности; приоритет духовно-нравственного воспитания; единство целей, задач, закономерностей духовно-нравственного воспитания; единство методов, приемов, средств духовно-нравственного воспитания в социальных средах семьи, образовательной организации и общества; учет культурных и региональных особенностей, в которых формируется духовно-нравственная среда; разнообразие и гармоничное сочетание средовых воздействий; опора на возрастные и личностные особенности ребенка; активность ребенка и взрослого в освоении духовно-нравственных норм, заданных определенной средой; право на выбор ребенка в освоении и реализации духовно-нравственных норм, ненавязчивое влияние среды, отсутствие давления на ее субъектов.
Погружение ребенка в духовно-нравственную среду предполагает длительный, постепенный процесс перехода от внешних средовых воздействий к формированию собственного нравственного поведения ребенка (проявление духовно-нравственных качеств и свойств в его практической жизни).
Благоприятная духовно-нравственная среда инициирует в ребенке самостоятельность и инициативность в освоении и приятии духовно-нравственных норм, содействует воспитанию социально зрелой, ответственной личности. Она опирается на собственный опыт ребенка, приобретаемый в семье и ближайшем социальном окружении, отличается качеством взаимоотношений в среде воспитания (в том числе с педагогами, сверстниками) и положительным примером наставников [18]. Влияние, производимое духовно-нравственной средой, приводит к возникновению осознания важности качественных отношений с Богом и людьми; освоению и принятию нравственных идеалов и принципов, убеждению в их важности и законности; созданию собственной системы нравственных убеждений посредством ознакомления с нравственными знаниями и последующего их освоения; формированию устойчивых нравственных привычек [19]. Такое поведение проявляется не только в нравственном облике, внешних характеристиках поведения, но и во внутренних установках растущего человека: проявлении им смелости и силы воли в отстаивании духовно-нравственных принципов (вне зависимости от жизненных обстоятельств), умении различать добро и зло и отдавать предпочтение первому, наличии нравственных чувств - положительного отношения к духовно-нравственным принципам и последствиям их реализации в жизни людей.
Обобщая вышесказанное, следует отметить следующее.
- Понятие «пространство» - более широкое, нежели понятие «среда». Оно имеет четко заданную структуру, выступает результатом деятельности созидательного и интеграционного характера, тогда как среда развивается внутри определенного пространства, наполняя содержанием его структурные элементы.
- Духовно-нравственная среда выступает органичной частью воспитательной среды, заданной рамками воспитательного пространства определенной образовательной организации. Она представляет собой совокупность материальных и пространственно-предметных факторов, социальных компонентов и межличностных отношений, преследующих цель прямого и опосредованного влияния на духовно-нравственное развитие ребенка.
- Принципы благоприятной духовно-нравственной среды отражают реализацию гуманистического подхода к формированию личности воспитанника.
- Результатом правильно организованной духовно-нравственной среды является развитие духовно-нравственных качеств и свойств, формирование внутренних моральных установок и нравственных чувств, внешнего нравственного поведения, проявление активной созидательной позиции личности в окружающем мире и обществе.
Ссылки:
1. Беришвили Н. Россиянам не хватает общения со своими детьми [Электронный ресурс] // Известия. 2017. 24 нояб. URL: https://iz.ru/673410/nataNia-berishvili/rossiianam-ne-khvataet-obshcheniia-so-svoimi-detmi (дата обращения: 20.11.2019).
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1989. С. 759.
3. Краткий педагогический словарь / под ред. Г.А. Андреевой [и др.]. М., 2005. С. 68.
4. Философский энциклопедический словарь / под ред. П.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалева, В.Г. Панова. М., 1983. 840 с.
5. Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М., 2000. 176 с.
6. Ракитина Е.А., Лыскова В.Ю. Информационные поля в учебной деятельности // Информатика и образование. 1999. № 1. С. 19-25.
7. Философский энциклопедический словарь. С. 272.
8. Новкова Л.И. Педагогика детского коллектива: вопросы теории. М., 1978. 144 с.
9. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. № 1. С. 3-8.
10. Шалаев И.К., Веряев А.А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства // Педагог. 1998. № 4. С. 23-27.
11. Ковалев Г.А., Абрамова Ю.Г. Пространственный фактор школьной среды: альтернативы и перспективы // Учителю об экологии детства / под ред. В.И. Панова, В.П. Лебедевой. М., 1996. С. 189-199.
12. Макареня А.А. Культуротворческая среда: статус, структура, функционирование. Тюмень, 1997. 66 с.
13. Хусейнова З.А. Воспитательная среда по Л.С. Выготскому // Молодой ученый. 2016. № 27 (131). С. 31-33.
14. Шхагапсоева М.Х. Организационная среда как субъект воспитания личности в истории развития педагогической науки и практики [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 3. С. 781785. URL: https://e-koncept.ru/2013/53159.htm (дата обращения: 15.01.2020).
15. Федорова П.С. Социально-воспитательная среда вуза как основа развития социальной идентичности и социализации субъектов образовательного процесса // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18, № 1-1. С. 92-93.
16. Педагогика : учеб. пособие для студентов вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995. 637 с.
17. Бояров Е.Н. Экология информационной образовательной среды // Астраханский вестник экологического образования. 2012. № 3 (21). С. 78-84.
18. Сухиташвили Л.С. Духовно-нравственные качества педагога как фактор успешности процесса воспитания личности // Kant. 2012. № 3 (6). С. 128-130.
19. Цит. по: Трошин П.Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи // Молодой ученый. 2016. № 8. С. 884-887.
References:
Andreeva, GA et al. (eds) 2005, Short Pedagogical Dictionary, Moscow, p. 68, (in Russian).
Berishvili, N 2017, 'The Russians Wish They Spend More Time With Their Children', Izvestiya, November 24, viewed 20 November 2019, <https://iz.ru/673410/nataliia-berishvili/rossiianam-ne-khvataet-obshcheniia-so-svoimi-detmi>, (in Russian). Bim-Bad, BM & Petrovsky, AV 1996, 'Education in the Context of Socialization', Pedagogika, no. 1, pp. 3-8, (in Russian). Boyarov, EN 2012, 'Ecology of the Information Educational Environment', Astrakhanskiy vestnik ekologicheskogo obrazovaniya, no. 3 (21), pp. 78-84, (in Russian).
Fyodorova, PS 2012, 'Social and Educational Environment in a Higher Education Institution as a Basis for Social Identity and Socialization of the Subjects of the Educational Process', Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Ne-krasova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsialnaya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika, no. 18, pp. 92-93, (in Russian).
Ilichhev, PF, Fedoseev, PN, Kovalev, SM & Panov, VG (eds) 1983, Philosophical Encyclopedic Dictionary, Moscow, 840 p., (in Russian).
Khuseinova, ZA 2016, 'Educational Environment According to L.S. Vygotsky', Molodoiucheny, no. 27 (131), pp. 31-33, (in Russian). Kodzhaspirov, AYu & Kodzhaspirova, GM 2000, Pedagogical Dictionary, Moscow, 176 p., (in Russian). Kovalev, GA & Abramova, YuG 1996, 'Space Factor of the School Environment: Alternatives and Prospects', in VI Panov & VP Lebedeva (eds), To the Teacher on the Ecology of the Childhood, Moscow, pp. 189-199, (in Russian).
Makarenya, AA 1997, CulturologicalEnvironment: Status, Structure, Functioning, Tymen, 66 p., (in Russian). Novikova, LI 1978, Pedagogics of a Group of Children: Theoretical Issues, Moscow, 144 p., (in Russian). Ozhegov, SI & Shvedova, NYu 1989, Definition Dictionary of the Russian Language, Moscow, 759 p., (in Russian). Pidkasisty, PI (ed.) 1995, Pedagogics. A Study Guide for Students of Universities and Pedagogical Colleges, Moscow, 637 p., (in Russian).
Rakitina, EA & Lyskova, VYu 1999, 'Information Fields in Learning Activity', Informatikaiobrazovaniye, no. 1, pp. 19-25, (in Russian). Shalaev, IK & Veryaev, AA 1998, 'From Educational Environments to Educational Space: Concept, Formation, Characteristics', Pedagog, no. 4, pp. 23-27, (in Russian).
Shkhagapsoeva, MKh 2013, 'Organizational Environment as a Subject of Character Education in the History of Development of Historical Theory and Practice', Nauchno-metodicheskiy elektronny zhurnal "Kontsept", vol. 3, pp. 781 -785, viewed 15 January 2020, <https://e-koncept.ru/2013/53159.htm>, (in Russian).
Sukhitashvili, KS 2012, 'Spiritual and Moral Qualities of a Teacher as a Factor of Successful Character Education', Kant, no. 3 (6), pp. 128-130, (in Russian).
Troshin, PL 2016, 'Moral Education: Concept, Sense, Objectives', Molodoi ucheny, no. 8, pp. 884-887, (in Russian).
Редактор: Хорева Людмила Николаевна Переводчик: Жбан Екатерина Сергеевна