Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТА / ФИНАНСЫ / ПРУДЕНЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ НАДЗОР / МОНИТОРИНГ / КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ли Шаншан

Национальные валютные системы представляют собой ключевые элементы международной финансовой системы, определяя макроэкономическую и социальную стабильность, как внутри страны, так и в целом в мире. Актуальным вопросом остаётся содержание политики в сфере международной валютной системы в области финансовой безопасности, так как в большей степени данная проблематика определяет экономической и социальное благополучие граждан. Цель исследования - раскрыть содержание политики в сфере международной валютной системы в области финансовой безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE POLICY IN THE FIELD OF THE INTERNATIONAL MONETARY SYSTEM IN THE FIELD OF FINANCIAL SECURITY

National monetary systems represent the key elements of the international financial system, determining macroeconomic and social stability, both within the country and in the world as a whole. The content of the policy in the sphere of the international monetary system in the field of financial security remains an urgent issue, since to a greater extent this problem determines the economic and social well-being of citizens. The purpose of the study is to reveal the content of the policy in the field of the international monetary system in the field of financial security.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 332

РО! 10.23672/т2150-1582-8499-8

Ли Шаншан

магистрант,

экономический факультет, Санкт-Петербургский государственный университет wangjuntao@ya.ru

Анализ политики в сфере

международной валютной системы в области финансовой безопасности

Аннотация. Национальные валютные системы представляют собой ключевые элементы международной финансовой системы, определяя макроэкономическую и социальную стабильность, как внутри страны, так и в целом в мире. Актуальным вопросом остаётся содержание политики в сфере международной валютной системы в области финансовой безопасности, так как в большей степени данная проблематика определяет экономической и социальное благополучие граждан. Цель исследования -раскрыть содержание политики в сфере международной валютной системы в области финансовой безопасности.

Ключевые слова: валюта, финансы, пруденциальная политика, долговые обязательства, экономический надзор, мониторинг, контроль.

Li Shang Shang

Master's Student, Economics Faculty, St. Petersburg State University wangjuntao@ya.ru

Analysis of the policy

in the field of the international monetary system in the field of financial security

Annotation. National monetary systems represent the key elements of the international financial system, determining macroeconomic and social stability, both within the country and in the world as a whole. The content of the policy in the sphere of the international monetary system in the field of financial security remains an urgent issue, since to a greater extent this problem determines the economic and social well-being of citizens. The purpose of the study is to reveal the content of the policy in the field of the international monetary system in the field of financial security.

Keywords: currency, finance, prudential policy, debt obligations, economic supervision, monitoring, control.

Основная часть. Одним из основных центров, определяющих содержание мировой политики в сфере финансовой безопасности, выступает Международный Валютный Фонд (МВФ). МВФ в рамках проекта оценки финансового сектора (РАБР) (см. Информационное сообщение Банка России от 24 февраля 2021 г. «Информация об участии Банка России в Программе оценки финансового сектора (РБАР) мВф и Всемирного банка в 2021 году») осуществляет экономический надзор и мониторинг финансовой обстановки, фактически замыкая на своих функциях регулирование финансовой безопасности крупномасштабных финансовых систем. В 2022 году финансовая безопасность валютных систем обеспечивалась реализацией ФСАП. В реальном времени проводится комплексный анализ надзорной деятельности в рамках ФСАП МВФ и осуществляет постоянные мероприятия по улучшениям деятельности в рамках двустороннего надзора, включающий в себя: укрепление аналитики системных рисков; разработка элементов макропруденциальной политики; совершенствование основы прогнозов и диагностики валютной системы; продвижение деятельности по разработке стандартов и системы мониторинга данных. Основные элементы политики в сфере международной валютной системы в 2022 году следующие [1]:

- Внедрение целостного подхода, как новая систематизированная основа аналитических процедур вариантов, проводимой финансовой политики и ответных действий на следствия кризисов с учётом особенностей конкретных стран, включая в себя: обновление институциональной позиции МВФ в части либерализации и регулирования потоков капитала, для создания возможности осуществления превентивных мер регулирования потока капитала; пруденциальное регулирование с целью снижения системных рисков и обеспечения финансовой стабильности;

- Также значительное обновление в политике МВФ представляет собой особый подход по отдельным элементам потока капитала: 1. пруденциальные мероприятия, которые вводятся согласно положениям Базельской системы; 2. противодействие уходу и уклонению от уплаты налогов; 3. мероприятия, которые осуществляются соответственно международным стандартам в части противодействия отмыванию денег и исключению источников финансирования терроризма.

Основной упор в политике в сфере международной валютной системы делается на противодействие роста долговых обязательств стран в пост-ковидный период - рисунок 1. Последствия

пандемии С0УЮ-19 выражаются в значительной финансовой нагрузке в виде долговых обязательств, которые достигли пика объёмов в 2022 году. Подобное масштабное увеличение долговых обязательств отражается на финансовой стабильности стран во всём мире, поэтому содержание политики в сфере международной валютной

системы определяется мероприятиями по противодействию финансовой дестабилизации и валютным шоком. Для этого в рамках обеспечения финансовой безопасности и устойчивости международной валютной системы выделены значительные суммы средств наиболее уязвимым странам - рисунок 2.

Рисунок 1 - Уровень долга в процентах от внутреннего валового продукта стран, в процентах. Источник: составлено автором по базам данных МВФ [1]

АЗИАТСКО-

ТИХООКЕАНСКИЙ

РЕГИОН

НЕПАЛ

ЕКф.............................232,4 МЛН САР

ЕВРОПА

МОЛДОВА

ЕКф.........................133,3 МЛН САР

ЕФФ.............................266,7 МЛН САР

УКРАИНА

РфИ .........................1> О05.9 МЛН САР

БЛИЖНИЙ ВОСТОК И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ

ИОРДАНИЯ

ГИД Ефф......................14.4,1 МЛН САР

СУДАН

ЕКФ..........................II 733,1 МЛН САР

АФРИКА К ЮГУ ОТ САХАРЫ

БУРУНДИ

РКФ............................... 63,9 МЛН СДР

КАМЕРУН

ЕКО ___________________________161 МЛН СДР

ЕФФ................................322 МЛН СДР

ЧАЛ

ЕКФ.......„.„.„.....„...„,, 392,6 МЛН СДР

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА КОНГО

ЕКф.....,„,„„„,„„.........1 066 МЛН САР

РЕСПУБЛИКА КОНГО

ЕКФ................................324 МЛН СДР

ЭКВАТОРИАЛЬНАЯ ГВИНЕЯ РФИ..........у...................47,3 МЛН СДР

ГАБОН

ефф.............................зав,а млн сдр

НИГЕР

ЁКФ.............................197,4 МЛН СДР

СЕНЕГАЛ

СБА.................................302 МЛН СДР

СКФ...............................151 МЛН СДР

СЕЙШЕЛЬСКИЕ ОСТРОВА

ЕФФ ..................................74 МЛН СДР

ТАНЗАНИЯ

РКФ.............................132.6 МЛН СДР

РКФ.............................265.2 МЛН СДР

РФИ.............................265.2 МЛН СДР

УГАНДА

ЕКФ................................722 МЛН СДР

ЗАПААНОЕ ПОЛУШАРИЕ

АРГЕНТИНА

6ФФ...........................31 914 МЛН Сдр

КОЛУМБИЯ

ГКЛ...........................7 155,7 МЛН СДР

ГОНДУРАС

ПД СБА ........................99.9 МЛН СДР

ПД СКФ .....................50 МЛН СДР

МЕКСИКА

ГКЛ.........................35 630.8 МЛН СДР

СЕНТ-ВИНСЕНТ И ГРЕНАДИНЫ

РКФ..........................__.„__в.2 МЛН СДР

СУРИНАМ

Ефф..................

472.8 МЛН СДР

Рисунок 2 - Объём финансовой помощи МВФ в рамках обеспечения финансовой безопасности стран, СДР. Источник: составлено автором по базам данных МВФ [1]

Также существенной проблемой международной валютной системы остаётся расширение масштабов теневой экономики в сфере валютного обращения и легализации незаконных доходов: «...основным источником основных угроз расширения неформальной экономики выступают цифровые валюты (криптовалюты, электронные средства платежа), которые являются искусственно созданным основным средством платежа и обмена» [2, с. 62; 3]. Для это для обеспечения международной финансовой безопасности

разработаны процедуры на уровне регулирования национальных валютных систем, представляющий собой последовательность проведения пяти операций - рисунок 3.

Операции на уровне национальных правительств в сфере обеспечения финансовой безопасности, при активном участии Центральных банков включают в себя: активное включение механизма внешнего аудиторского контроля; разработку правовой структуры и соответствующей автономии;

разработку системы представлений финансовых отчётов; разработку механизмов внутренних аудиторских проверок; разработку системы внутренних контролирующих механизмов.

С начала 2000 года по середину 2022 в рамках реализации данной политики было осуществлено порядка 366, включая участие 104-х Центральных банков, при этом двадцать проверок были завершены в текущем финансовом году (2022 год).

0

ВНЕШНИЙ АУДИТ

©

ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

©

ПРАВОВАЯ СТРУКТУРА

ВНУТРЕННИЙ АУДИТ

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ

m

бр

Рисунок 3 - Последовательность операций по созданию защитных механизмов на уровне национальных Центральных банков. Источник: составлено автором по базам данных МВФ [1]

Заключение. Финансовая безопасность - неотъемлемый элемент национальной безопасности, определяющий финансовую стабильность, как по национальному признаку, так и во всём мире. В текущее время, характеризующееся беспрецедентным уровнем экономической и финансовой неопределенности, своевременная реализация

Литература:

1. Международный валютный фонд // 2022 IMF Annual Report Russian 2022. URL : https://www. imf.org/external/pubs/ft/ar/2022/downloads/imf-an-nual-report-2022-russian.pdf (дата обращения 10.10.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Полийчук А.С. Легализация доходов в части неформальной экономики России: критический анализ и меры противодействия / А.С. Полийчук // Дискуссия. 2022. № 2(111). С. 60-68.

3. Данилов Д.Д. Совершенствование механизма противодействия коррупции как условие обеспечения экономической безопасности государства / Д.Д. Данилов // Евразийский юридический журнал. 2021. № 3(154). С. 433-435.

механизмов финансовой безопасности и адаптация к реальным условиям внешней среды играет крайне важную роль в части устойчивости валютной системы, международных финансов и является обязательным элементом устойчивого роста международных экономических систем.

Literature:

1. International Monetary Fund // The IMF's Annual Report for 2022 on Russia for 2022. URL : https://www.imf.org/external/pubs/ft/ar/2022/down-loads/imf-annual-report-2022-russian.pdf (date of the application 10.10.2022).

2. PaliychukA.S. Legalization of income in the informal economy of Russia: critical analysis and counteraction measures / A.S. Poliychuk // Discussion. 2022. № 2(111). P. 60-68.

3. Danilov D.D. Improving the anti-corruption mechanism as a condition for ensuring the economic security of the state / D.D. Danilov // Eurasian Legal Journal. 2021. № 3(154). P. 433-435

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.