Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
581
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД / РОССИЯ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ / ДОКЛАД МВФ ПО СТРАНЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дубинкина К.А.

В статье показаны инструменты для осуществления взаимодействия между Международным валютным фондом и Российской Федерацией. Автор рассматривает Доклады МВФ по России, рекомендации МВФ по регулированию финансового сектора и по проведению денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, а также изучает степень выполнения данных рекомендаций. Проанализированы взаимоотношения МВФ и России в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTERACTION BETWEEN THE INTERNATIONAL MONETARY FUND AND THE RUSSIAN FEDERATION

The article shows the instruments of cooperation between International Monetary Fund and the Russian Federation. The author analyzes The IMF country Reports, IMF recommendations in the financial sector, monetary and fiscal policy and studies the rate of their implementation. Current relationship between Russia and IMF is examined.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 327.7

DOI 10.34823/SGZ.2022.4.518858

К.А. ДУБИНКИНА кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры международных организаций и мировых политических процессов МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: xenia.aleksandrovna@gmail.com

Особенности взаимодействия Международного валютного фонда и Российской Федерации

В статье показаны инструменты для осуществления взаимодействия между Международным валютным фондом и Российской Федерацией. Автор рассматривает Доклады МВФ по России, рекомендации МВФ по регулированию финансового сектора и по проведению денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, а также изучает степень выполнения данных рекомендаций. Проанализированы взаимоотношения МВФ и России в настоящее время.

Ключевые слова: Международный валютный фонд, Россия, Центральный Банк Российской Федерации, Минэкономразвития, Доклад МВФ по стране.

Международный валютный фонд является ключевой денежно-кредитной организацией, в задачи которой входит поддержание стабильности мировой финансовой системы. Созданный почти 80 лет назад, являвшийся одним из двух ключевых элементов Бреттон-Вудской валютно-финансовой системы, МВФ сохранил свою ведущую роль и после ее распада, уже при Ямайской валютной системе. В настоящее время членами Международного валютного фонда являются 190 стран мира1, и МВФ продолжает выполнять стоящие перед ним задачи.

Россия присоединилась к МВФ 1 июня 1992 г., и уже в 1995 г. получила кредит в рамках механизма кредитования «стенд-бай» на сумму 4,313 млрд СДР; в 1996 г., 1998 г.,

1 По состоянию на 07.04.2022.

1999 г. России были также выданы кредиты, однако полученная сумма отличалась от изначально утвержденной [2, С. 76]. В целом объем выданных кредитов составил 15,6 млрд. СДР. Досрочно погасив свою задолженность перед Фондом в январе 2005 г., Россия получила статус кредитора МВФ [4]. Рассмотрение порядка взаимодействия России и МВФ представляется весьма интересным, так как зачастую при анализе взаимоотношений Международного валютного фонда и его стран-членов акцент делается на государствах-заемщиках и на влиянии Фонда на данную категорию стран, однако Российская Федерация погасила все долги перед Фондом почти 20 лет назад и, как уже было отмечено, в настоящее время является кредитором МВФ.

Взаимодействие Международного валютного фонда с Россией с 2010 г. осуществляется посредством деятельности Центрального банка Российской Федерации (далее -Банк России)1, и условно его можно разделить на два направления. В первую очередь, это участие представителей России в работе ключевых органов МВФ - Совета управляющих и Исполнительного совета, а также в сессиях и ежегодных собраниях. Во-вторых, это организация рабочих встреч, участие сотрудников Банка в аналитической деятельности Фонда, проведение консультаций с экспертами и миссиями Фонда, в том числе при подготовке итоговых докладов МВФ по России - одного из ключевых документов по стране, которая не является заемщикам Фонда. Как отмечается на официальном сайте Центрального Банка России, Международный валютный фонд оказывает техническую поддержку посредством проведения семинаров, конференций, тематических миссий экспертов Фонда, а также ведет активную консультационную деятельность: консультации МВФ и России проходят по стандартному 12-месячному циклу [4]. Далее представляется целесообразным рассмотреть более подробно взаимодействие МВФ с Россией по обоим направлениям.

Совет управляющих является высшим органом МВФ, который собирается на ежегодные сессии для обсуждения ключевых вопросов деятельности Фонда, таких как утверждение увеличения квот, принятие новых членов или приостановление членства, внесение поправок в Статьи согла-

1 Ранее данные функции выполняло Министерство финансов. 420

шения МВФ и прочие. Согласно статье XII Статей соглашения МВФ, каждая страна-член представлена в Совете управляющих одним управляющим и его заместителем, которые назначаются самим государством-членом [5]. В настоящий момент управляющим от России является Министр финансов А.Г. Силуанов, а его заместителем - Председатель Банка России Э.С. Набиуллина1 [6]. Должность постоянного представителя МВФ в России с сентября 2019 г. занимает г-жа Аннет Киобе [2].

Другим ключевым органом Международного валютного фонда, функционирующим на постоянной основе, который руководит текущей работой Фонда, является Исполнительный совет, состоящий из 24 исполнительных директоров. А.В. Можин является исполнительным директором от Российской Федерации [4]. Заседания Исполнительного совета проходят несколько раз в неделю, и на них обсуждается самый широкий круг вопросов. Стоит отметить, что в результате вступления в силу поправок к реформе Исполнительного совета в январе 2016 г., РФ стала одной из восьми стран, обладающих наибольшим процентом голосов в Совете - 2,59% голосов [3, С. 46].

Таким образом, во взаимодействии МВФ и России активно участвуют обе структуры - и Министерство финансов, и Центральный Банк Российской Федерации. Именно Банк России предоставляет МВФ финансирование по кредитным соглашениям. Более того, благодаря проведенной реформе, Российская Федерация вместе с тремя партнерами по формату БРИКС входит в число десяти крупнейших акционеров МВФ, что позволяет иметь больший процент голосов при принятии решений в Фонде.

Вторым направлением, как было отмечено ранее, является участие сотрудников Центрального Банка в аналитической деятельности Фонда, в том числе при подготовке итоговых докладов. В этих докладах персонал МВФ, а также Исполнительный совет дают оценку экономическому развитию страны и проводимой макроэкономической политике на основе как предоставленной официальными органами МВФ информации, так и собственной оценки персонала Фонда, а также предоставляет рекомендации стране по таким вопросам, как налогово-бюджетная, денежно-кредитная и макро-финансовая политика и структурные реформы [1].

1 По состоянию на 07.04.2022.

В итоговом Докладе МВФ по России за 2020 г., в отличие от предыдущих докладов, также прописаны меры в финансовом секторе, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике, принимаемые с учетом эпидемиологической ситуации для повышения устойчивости к воздействию кризиса в случае повторного введения общих режимов строгой изоляции [1]. Кроме того, доклад содержит приложения, в которых рассмотрены такие вопросы, как устойчивость имеющего большое значение для российской экономики нефтяного сектора, оценка внешнеэкономического сектора, матрица оценки риска, анализ устойчивости долговой ситуации, выполнение прошлых рекомендаций МВФ, основные рекомендации по Программе оценки финансового сектора (ФСАП) [1]. Стоит отметить, что оценка финансового сектора проводится в отношении стран, имеющих глобально системно значимый финансовый сектор, и для России данная программа реализуется с 2010 г. [4]. Иными словами, в данных докладах дается достаточно подробный анализ состояния финансового сектора страны.

На наш взгляд, среди прочих разделов доклада особый интерес представляет Приложение VIII. «Выполнение предыдущих рекомендаций МВФ» [2]. Так, в докладе четко прописаны рекомендации Фонда, а также статус их выполнения («выполнено», «не выполнено», «некоторый прогресс», «значительный прогресс»). Рекомендации касаются всех вы-шеобозначенных сфер - налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, политики в отношении финансового сектора, мер структурной политики, государственного управления. Причем стоит отметить, что рекомендации прописаны достаточно четко.

Так, в подразделе «Налогово-бюджетная политика» прописаны рекомендации относительно расширения налоговой базы для изменения системы налогообложения, отказа от субсидирования внутреннего потребления топлива, улучшение адресности социальной помощи с целью сокращения бедности [2]. Среди рекомендаций в подразделе «Меры структурной политики» можно выделить уменьшение влияния государства в среднесрочной перспективе, решение долговременных институциональных проблем, увеличение диверсификации экспорта, снижение барьеров для торговли и прямых иностранных инвестиций [2, С.63]. Стоит отметить, что официальные органы страны могут быть не согласны с

рекомендациями Фонда. Например, в «Приложении IX. Основные рекомендации ФСАП» среди рекомендаций по надзору и регулированию в финансовом секторе значится мера по принятию специфических требований к управлению банковскими страновыми и трансфертными рисками, однако отмечено, что она не выполнена, так как «официальные органы не считают данную рекомендацию актуальной для России» [2, С.65].

Можно сделать вывод, что, в отличие от стран-заемщиков Международного валютного фонда, для которых четкое и своевременное выполнение рекомендаций Фонда необходимо для получения дальнейшего кредитования, страны-кредиторы МВФ могут фактически выполнять те рекомендации Фонда, которые считают наиболее актуальными в данный момент. В целом, на наш взгляд, подобные взаимоотношения могут рассматриваться скорее в положительном ключе, так как зачастую один из основных аспектов критики Международного валютного фонда заключается в негативных последствиях его рекомендаций для стран-членов, однако, в случае со странами-кредиторами официальные органы, по сути, могут выбирать наиболее подходящие рекомендации Фонда, а учитывая огромный опыт аналитической деятельности МВФ предлагаемые рекомендации могут действительно способствовать улучшению денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики страны. Рассматривая глобальный уровень, можно сделать вывод, что мониторинг экономики отдельных стран, проводимый Международным валютным фондом, и последующая подготовка рекомендаций по улучшению экономической ситуации позволяют рассчитывать на своего рода внешний аудит, способствующий улучшению экономической ситуации внутри отдельных стран.

Литература

1. Доклад МВФ по стране № 18/275. Консультации 2018 г. в соответствии со статьей IV - пресс-релиз и доклад персонала МВФ. - Международный валютный фонд, 2018.

2. Доклад МВФ по стране № 21/036. Консультации 2020 г. в соответствии со статьей IV - пресс-релиз и доклад персонала МВФ. - Международный валютный фонд, 2021.

3. Дубинкина К.А. Международные экономические организации в эпоху глобализации. Москва, 2018.

4. Международный валютный фонд. Работа с международными организациями и межгосударственными объединениями //

Банк России. Режим доступа: https://www.cbr.ru/today/ms/smo/mwf_n / (дата обращения: 01.04.2022).

5. Статьи соглашения Международного валютного фонда. -Вашингтон, округ Колумбия: Международный валютный фонд, 2020.

6. Квоты и голоса государств-членов и Совет управляющих МВФ // Международный валютный фонд. Режим доступа: https://www.imf.Org/en/About/executive-board/members-quotas#R (дата обращения: 07.04.2022).

DUBINKINA K.A. Candidate of Political Sciences, Senior Lecturer at the Department of International Organizations and World Political Processes of Lomonosov Moscow State University

Features of interaction between the International Monetary Fund and the Russian Federation

The article shows the instruments of cooperation between International Monetary Fund and the Russian Federation. The author analyzes The IMF country Reports, IMF recommendations in the financial sector, monetary and fiscal policy and studies the rate of their implementation. Current relationship between Russia and IMF is examined.

Keyword: International Monetary Fund, Russia, The Central Bank of the Russian Federation, Ministry of Economic Development, IMF country report.

Literature

1. IMF Country Report # 18/275. 2020 Article VI Consultation -Press release; staff report. International Monetary Fund, 2018.

2. IMF Country Report # 21/36. 2020 Article VI Consultation -Press release; staff report. International Monetary Fund, 2021.

3. Dubinkina K.A. International economic organizations in the era of globalization. Moscow, 2018.

4. International Monetary Fund. Cooperation with international organizations and intergovernmental structures // The Bank of Russia. URL: https://www.cbr.ru/today/ms/smo/mwf_n/ (accessed: 01.04.2022).

5. Articles of Agreement of the International Monetary Fund. -Washington, DC. International Monetary Fund, 2020.

6. IMF Members' quotas and voting power, and IMF Board of Governors // International Monetary Fund. URL: https://www.imf.org/en/ About/executive-board/members-quotas#R (accessed: 07.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.