ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ
УДК 339.5:339.7
Игнатова Т. В., д.э.н., проф., Чекунов А. С., к.э.н.
Управленческие и организационные приоритеты модернизации МВФ и ВТО
Статья посвящена современным аспектам деятельности Всемирной торговой организации и МВФ, характеру их влияния на международные экономические отношения, усилиям по обеспечению стабильности мировой валютно-финансовой и торговой систем, помощи развивающимся странам в торговле и финансовой устойчивости.
Ключевые слова: ВТО, МВФ, наименее развитые страны, надзор, международная торговля, техническая помощь, наращивание торгового потенциала.
Современное состояние мировой экономики не может не вызывать опасений. Рост долговых проблем в странах, снижение экономического роста, увеличение безработицы, углубление экономического разрыва между богатыми и бедными странами свидетельствуют о том, что мировое хозяйство в дальнейшем может столкнуться с более глубоким экономическим спадом по сравнению с кризисом 2008 г., а его последствия могут привести к краху существующей международной валютно-финансовой и торговых систем. При разрешении проблем глобального характера мировое сообщество вынуждено в силу зависимости и взаимного переплетения национальных экономик проводить согласованную политику в сфере международных финансов и мировой торговли, поскольку только путем координации усилий возможно преодоление негативных тенденций современного развития мировой экономики, а также минимизация последствий, связанных с их проявлением в национальных экономиках.
Осуществление мер по эффективной локализации кризисных явлений в мировой экономике требует формирования соответствующих структур, обладающих признаками наднациональности и занимающих преимущественное положение в иерархии экономического регулирования, обеспечивающие участие большинства стран мира. В настоящее время по масштабам влияния, численности, кадрового потенциала, финансовых ресурсов наиболее значимыми элементами регулирования системы международных экономических отношений, являются Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирная торговая организация (ВТО).
Данные международные экономические организации, являясь ключевыми субъектами мировой экономики, отвечающими за развитие валютнофинансовой и торговой систем, способны оказывать влияние на реализацию экономической политики каждой из входящих в нее стран, содействовать в проведении структурных реформ, разрабатывать комплекс мер, направленных на формирование глобального экономического пространства и сокращение дисбаланса в мировом хозяйстве, участвовать в создании инструментов наднационального регулирования, обеспечивать функционирование мирового рынка товаров, услуг и капитала. Выполнение комплекса задач, поставленных перед этими международными регуляторами, связано с необходимостью определения соответствующих направлений деятельности, установлении количественных и качественных показателей ее эффективности, использования инструментов регулирования адекватных современному уровню развития мировой экономики, наращивания финансовых ресурсов, расширения механизмов оказания помощи, повышения уровня доступности к ресурсам организации.
На современном этапе экономического развития приоритетным направлением в обеспечении стабильности мировой экономической системы является реализация мероприятий глобального регулирования через систему международных экономических организаций, ведущими из которых, являются МВФ и ВТО, способных оказывать влияние на ключевые сферы мирового хозяйства: торговлю и финансы, определяя тем самым их векторы развития в будущем.
Характер влияния МВФ и ВТО на международные экономические отношения определяет направления деятельности данных институтов, их инструменты и механизмы регулирования, которые неразрывно связаны с современными аспектами деятельности этих организаций.
Международный валютный фонд в настоящее время одним из главных направлений своей деятельности считает решение долговых проблем стран. Так, объем финансирования Греции, Ирландии и Португалии за 2010-11 гг. со стороны МВФ составил в общей сложности 78,5 млрд евро до 2014 г., что значительно превышает их квоты в Фонде (более чем в тысячу раз) [1]. В 2012 г. Фонд продолжает курс на поддержание стабильности в зоне евро. В марте 2012 г. было утверждено соглашение о предоставлении Греции финансовой помощи в размере 23,7853 млрд СДР (28,0 млрд евро) на 4 года в рамках договоренности о расширенном кредитовании [2]. Размер финансирования стран еврозоны в 2010-2012 гг. представлен на рис. 1.
Оказание финансовой поддержки со стороны МВФ нуждающимся странам Европы позволит снизить уровень зависимости от внешних кредиторов, сократить дисбаланс в национальных экономиках, будет содействовать восстановлению экономического роста и проведению структурных реформ. Кроме поддержания стабильности в зоне евро, Фонд также продолжает предпринимать меры по сокращению задолженности стран с низкими доходами.
Рис. 1. Кредитование МВФ стран Еврозоны, млн. СДР. Источник: данные МВФ (www.imf.org).
По состоянию на 8 ноября 2012 года в рамках Инициативы ХИПК облегчение бремени задолженности, предоставленное МВФ, составило 2583 млн. СДР., при этом 83% получателей поддержки являются страны Африки [З]1. Одновременно с этим, в соответствии с МДРИ * было списано задолженности перед тройкой кредиторов (МВФ, Всемирный банк и Африканский фонд развития (АФР) на сумму 2988 млн. СДР, из которых непосредственно Фондом было предоставлено 2300 млн. СДР, большинство из получателей также были страны Африки. Таким образом, в настоящее время в деятельности МВФ наблюдается усиление роли регулирующего воздействия в отношении долговых обязательств государств, а наращивание финансовых средств и сокращение бремени задолженности свидетельствует о продолжении курса Фонда на преодоление дисбаланса в мировой экономике.
Международный валютно-финансовый кризис, одной из причин которого стал слабый надзор за движением финансовых потоков, поставил вопрос о необходимости усиления надзора за состоянием и развитием мирового хозяйства через исследование основных параметров национальных хозяйств, установления взаимосвязи и взаимозависимости экономических процессов, разработке системы показателей раннего предупреждения кризисных явлений в мировой экономике. Надзорная деятельность как составная часть политики Фонда в отношении глобального контроля базируется на информации, которую государства-члены обязуются предоставлять регулятору и содержащую данные о макроэкономических показателях [4]. В настоящее время в силу роста взаимозависимости национальных экономик и увеличения объемов движения товаров, услуг и капиталов, особое значение приобретает региональный надзор. Региональное экономическое взаимодействие определяет и формирует экономические отношения между странами, анализ которых по-
Инициатива по бедным странам с высоким уровнем задолженности. t IMF Financial Activities - Update November 8, 2012.
* Инициатива по облегчению бремени задолженности на многосторонней основе.
зволяет выявить потенциальные риски, которые в дальнейшем будут способствовать развитию кризисных явлений в экономиках (Азия, Латинская Америка и т.д.). По предложению России и при поддержке совета директоров МВФ появился региональный надзор как самостоятельное направление в деятельности организации [5].
В условиях изменения мировой экономической конъюнктуры Фонд совершенствует систему надзора за деятельностью стран-членов. Летом 2007 г. Исполнительный совет МВФ принял новое Решение о двустороннем надзоре (рис.2) за политикой государств-членов в соответствии с которым при проведении валютно-финансовых операций необходимо учитывать интересы других стран в целях предотвращения внешней нестабильности.
Данный шаг свидетельствует о приверженности финансового регулятора политики многосторонности, результатом которой в будущем станет формирование системы глобального предупреждения рисков.
Поскольку преодоление кризисных явлений в мировой экономике невозможно без активного взаимодействия всех наднациональных структур, отражающих интересы соответствующих стран, важным аспектом деятельности МВФ является взаимодействие с международными организациями. Фонд активно сотрудничает с Группой 20-ти в рамках разработки коллективных действий по преодолению экономических трудностей. Так, МВФ поддерживает многосторонний Процесс взаимной оценки (МАП), сущность которого заключается в определении целей мировой экономики и мер по их достижению, оценке эффективности. Финансовый регулятор участвовал в разработке критериев оценки показателей, используемых при оценке внешних дисбалансов. МВФ также участвует в региональных механизмах финансирования, в частности, оказание поддержки стран еврозоны совместно с Европейской комиссией и Европейским центральным банком. МВФ также участвует в работе Совета по финансовой стабильности через подготовку процедур раннего предупреждения и списка раннего предупреждения, а также предоставляет материалы Программ оценки финансового сектора и Докладов о соблюдении стандартов и кодексов, служащих опорой в деятельности данной организации по оценке уязвимости и внедрению стандартов.
Кроме того, Фонд активно взаимодействует с Всемирным банком в рамках инициатив ХИПК и МДРИ, подготовке совместного «Доклада по вопросам глобального мониторинга», связанного с достижением Целей развития Декларации тысячелетия, проведению мероприятий по надзору и обеспечению финансовой устойчивости национальных экономик, отражаемых в Программе оценки финансового сектора.
Программа оценки финансового сектора (ФСАП)
(устойчивость банковского и других финансовых секторов, качество банковского, страхового надзора и надзора за рынками капитала в соответствии с признанными международными стандартами, способность надзорных и директивных органов, а также систем защиты в финансовом секторе эффективно реагировать на системный кризис)
С сентября 2010 г. является обязательной частью надзора для 25 стран, финансовый сектор которых является системно значимым, учитывая его размер и интегрированность в мировую экономику.
Оценки стабильности финансовой системы ОСФС (Financial System Stability Assessment, FSSA)
П оказатели финансовой устойчивости, ПФУ
(Financial Soundness
Indicators, FSIs)
Макропруденциалыный анализ факторов нестабильности финансовой системы, вызванной коллективным поведением различных учреждений. Расчет показателей финансового состояния и усто йчивости финансовых учреждений страны и их контрагентов из сектора корпораций и сектора до-маш них хозяйств.
Цель-формирование централизованной общедоступной базы данных ПФУ
Руководство по составлению показателей финансовой устойчивости» (Compilation Guide on Financial Soundness I ndicators)
\______________________
Рабочая группа по базам данных о ценных бумагах (the Working Group on Securities Databases) Цель-разработка централизованной базы данных по ценным бумагам.
I
Справочник по составлению денежнокредитной и финансовой статистики (the Monetary and Financial Statistics: A Compilation Guide)
Составление и предоставление финансовой статистики путем формирования консолидированных данных по депозитным учреждениям. Совершенствование методологии составления и представления финансовой статистики и межстра-новая гармонизация данных.
Международный валютно-финансовый комитет - МВФК (International Monetary and Financial Committee - IMFC)
Рис. 2. Элементы надзора в деятельности МВФ§.
§ Составлено по: Особенности современного реформирования мировой валютнофинансовой системы //http://www.svyazstroi.ru/stats/fin/osobennosti-sovremennogo-
Совместная деятельность МВФ и Организации Объединенных Наций включает в себя несколько направлений, таких как налоги, статистика, проведение совместных совещаний и конференций по актуальным вопросам, проблемы организации труда и занятости, бюджетные вопросы, социальная политика, окружающая среда, социальная защита. МВФ участвует в Довильском партнерстве, объединяющем арабские страны на переходном этапе, страны-партнеры в регионе, Группу восьми и региональные и международные финансовые организации, путем обмена информации, координации действий, определения возможностей финансового сотрудничества, оказания консультативной помощи, содействия диалогу между странами-членами [6]. Взаимодействие МВФ с другими наднациональными институтами показывает, что деятельность регулятора направлена на изучения глубинных причин экономических дисбалансов и не ограничивается вопросами финансовой стабильности, затрагивает различные сферы жизнедеятельности человечества (экономика, политика, окружающая среда, социальная сфера и т. д.), аккумулируя данные по странам и регионам мира, а использование Фондом информации от других международных организаций поможет создать действенные элементы раннего предупреждения кризисных явлений в мировой экономики, содействовать экономическому росту, сокращению бедности и экономического разрыва между богатыми и бедными странами.
Всемирная торговая организация, являясь главным торговоэкономическим регулятором в мировой экономике, выделяет следующие аспекты в своей деятельности: продолжение переговорного процесса в рамках Дохийского раунда, наращивание потенциала торговли в развивающихся странах, взаимодействие с другими организациями в целях улучшения сотрудничества и осведомленности в вопросах торговли.
Несмотря на многочисленные заявления о намерении завершить Дохийский раунд переговоров в конце 2011 года, сделать этого не удалость. 21 апреля 2011 года ВТО был представлен так называемый «Пасхальный пакет», отражающий работу организации, начиная с 2001 г. В данном документе были впервые представлен весь пакет Доха раунда, по доступу на рынки и регулированию торговли, а также включающий новые тексты об областях, которые ранее не освящались. Данный документ также обнажил ряд вопросов, разделивших позиции членов ВТО и поставивших под сомнение успешное завершение раунда. Наиболее острой оказалась проблема доступа на рынки промышленной продукции (хотя были и другие вопросы, ключевые различия имелись именно в данной сфере). Основные расхождения среди членов были в 3 областях: снижение промышленных тарифов в соответствии со Швейцарской формулой (математическая формула для снижения и гармо-
reformirovaniya, http://www.imf.org/external /риЬБ/Ма /guide/2006/pdf/rus
/guide.pdf,http:// www.imf.org/external/russian /pubs/ft/eds/guide/guider. pdf,
http://www.imf. org/extemal/ russian/np/ sec/pr/2011 /pr11132r.pdf, http://www.imf. org/external/np ^с^п /2007/ rus/pn0769r.pdf.
низации пошлин), соразмерность и сбалансированность взносов между различными участниками, вклад «секторальных» инициатив (области, где снижение тарифов может быть наиболее глубоким). Вместе с тем, в ноябре 2011 г. были определены следующие темы для дальнейшего развития переговорного процесса: значение многосторонней торговой системы и ВТО, торговля и развитие и повестка переговоров Дохийского раунда. В настоящее время развитие переговорного процесса происходит вокруг различных областей международной торговли: от сельского хозяйства до передачи технологий (табл. 1).
Таблица 1
Деятельность ВТО по основным областям переговоров _______________ Дохийского раунда________________________________
Область переговоров Современное состояние
Сельское хозяйство Активизация усилий для общего понимания проекта «модальностей» в целях дальнейшего проведения реформ в торговле с/х продукции для принятия окончательных обязательств по снижению тарифов и субсидий на с/х товары, гибкости в отношении развивающихся стран, определения действий в конкретных ситуациях. Развитие форматов для организации и представления данных, способных в будущем обеспечить прозрачный и проверяемый расчет обязательств по Дохийскому раунду.
Доступ на рынки несельскохозяйственной продукции Снижение нетарифных барьеров в торговле по следующим направлениям: т. н. «горизонтальный механизм» (использование посредника при решении проблем в отношении нетарифных мер), маркировка текстильных изделий, одежды, обуви и товаров для путешествий, переработка, международные стандарты. Определение уровня амбиций по снижению тарифов является ключевым элементом переговорного процесса.
Услуги Согласован временный отказ от обязательств по ВТО для стран, обеспечивающих преференциальный режим поставщикам услуг из наименее развитых стран (НРС). Разработка регулирующих дисциплин с целью недопущения возникновения неоправданных барьеров в торговле услугами. Проведение переговоров по соответствующим статьям ГАТС: чрезвычайные защитные меры, государственные закупки и субсидии.
Торговые аспекты прав интеллектуальной собственности Разработка текста об уведомлении и регистрации географических индикаторов (ГИ) для вин и спиртных напитков, возможность распространения «высшего» и «расширенного» уровня защиты, предусмотренного для вин и спиртных напитков на другие продукты, пролонгация для НРС освобождения от реализации ТРИПС
Составлено по: Министерская конференция ВТО определила планы на будущее (http://trade.ecoaccord.org/news/wto/2011/17.htm), WTO Annual Report 2012.
при условии предоставления «мотивированных» просьб.
Торговля и развитие Формирование предложений по «специальному и дифференцированному режиму» для развивающихся стран (уточнение механизма мониторинга и внедрения, длительное время для перехода к реализации соглашений и обязательств для увеличения торговых возможностей стран, определение области, функций/сферы действия, операций и переоценки).
Торговля и передача технологий Увеличение потоков технологий в развивающиеся страны, концентрация на 3 областях работы по передачи технологий (доступ к статическим технологиям (книги), разработка платформ для участия в динамичных технологиях (он-лайн сервисы) и технической помощи, создание потенциала).
Торговля и окружающая среда Определение групп вопросов об отношениях ВТО и многосторонних природоохранных соглашений (МПС): язык преамбулы или общие принципы, регулирующие отношения ВТО-МПС; актуальность и значимость национальной координации для обеспечения взаимной поддержки торговли и окружающей среды, а также важность обмена опытом в этой сфере; квалификация конкретных торговых обязательств, изложенных в МПС; урегулирование споров и правовых принципов; техническая и создания потенциала для развивающихся стран-членов.
Содействие торговле Упрощение процедур торговли путем уменьшения количества спорных моментов, обеспечения открытости и прозрачности переговоров, информации об упрощении процедур торговли, включая затраты, лучшие методы и полученный опыт, финансирования участников проводимых симпозиумов из развивающихся стран со стороны стран-доноров.
Правила ВТО Необходимость достижения консенсуса по темам: антидемпинговые субсидии и компенсационные меры, субсидирование рыболовства и региональные торговые соглашения (РТС) (многостороннее осуждение, получение и рассмотрение новых идей и предложений, использование контактных групп и посредников, прозрачность механизма РТС.
Договоренность о разрешении споров Совершенствование системы разрешения споров через достижение экономии времени и своевременного исполнения постановлений, учета интересов развивающихся стран, проведение конструктивной работы по правам третьих лиц, обеспечение прозрачности.
Как видно из данных табл.1 , участники переговорного процесса в рамках Дохийского раунда наметили основные точки соприкосновения по
актуальным вопросам, происходит активизация усилий по сближению позиций, ведется работа по разработке пакета соглашений, что подчеркивает нацеленность сторон на завершение очередного раунда переговоров ВТО и учет позиций всех членов.
Дальнейшее развитие мировой торговли невозможно без включения все большего числа стран в сферу ее деятельности. Для достижения сбалансированности международного товарообмена становится необходимостью наращивание потенциала торговли в развивающихся странах. Содействие развитию торгового потенциала предполагает создание благоприятных условий для увеличения объемов торговли, что напрямую связано с сокращением тарифов и количественных ограничений. В настоящее время деятельность ВТО по наращиванию потенциала торговли в развивающихся странах сфокусирована вокруг следующих вопросов: инициативы по созданию потенциала, доступ к рынкам для наименее развитых стран, инициатива «Помощь в торговле» («Aid for Trade»), оказание технической помощи. Среди инициатив по созданию потенциала можно определить такие, как помощь в модернизации инфраструктуры, сокращение издержек на проведение торговых операций, ускорение процедур перемещения товаров, прозрачность механизма преференциальной торговли, учет воздействия правил ВТО на малые экономики [7]. Облегчение доступа к рынкам для НРС осуществляется через предоставление преференциального торгового режима со стороны других государств. Индия и Китай уведомили ВТО о поддержке схем преференций для НРС, ЕС предоставил информацию о пересмотре правил происхождения в рамках Всеобщей Системы Преференций ^, в частности, система сертификации происхождения заменяется на заявление о происхождении, которое подают экспортеры, его регистрация осуществляется с помощью электронной системы, а наряду с проверками, проводимыми по просьбе членов ЕС, вводятся новый регулярный контроля, который должен быть проведен по инициативе стран-бенефициаров[8]. Инициатива «Помощь в торговле» является важным элементом в политике ВТО, направленной на содействие развитию мировой торговли. На современном этапе экономического развития данная инициатива в деятельности ВТО носит комплексный характер, сочетая изучение вопросов измерения эффективности помощи в торговле в интересах устойчивого развития с проблемами обеспечения продовольственной безопасности, гендерного расширения прав и возможностей, зеленой экономики и энергетики. ВТО направляет значительные средства на финансирование мероприятий, направленных на оказание помощи в торговле: в 2009 г. было потрачено 40 млрд дол. США, что на 60% по сравнению с 2005 г., а помощь за период 2008-2009 гг. предоставлялась по темам: торговая политика и регулирование, экономическая инфраструктура, создание производственных мощностей, при этом наибольший удельный вес в общем объеме оказанных услуг приходился на страны Африки и Азии [9]. Техническая помощь (ТП) предоставляется
tt Generalized System of Preferences (GSP)
развивающимся странам на повышение конкурентоспособности, диверсификацию экспорта, улучшение информационного обеспечения торговли, что в конечном итоге должно привести к росту благосостояния граждан стран-получателей поддержки, снижению бедности, улучшению условий экспортной деятельности, формированию благоприятной среды для малых и средних предприятий. Оказанием ТП по трем направлениям: понимание правил ВТО, укрепление конкурентоспособности предприятий и разработка новых, содействующих торговле стратегий, активно занимается Международный торговый центр (ГГС), являющийся агентством по техническому сотрудничеству Конференции Организации Объединённых Наций по торговле и развитию и Всемирной Торговой Организации. Агентством в 2010 г. была запланирована сумма затрат на обеспечение финансирования программ поддержки развития торговли в размере 25 млн дол. США [10]. В соответствии с основными мероприятиями, запланированными на 2010 г., наибольшее финансирование предполагалось направить на реализацию программ в странах Африки, Арабских стран и стран Латинской Америки и Карибского бассейна, получателями оставшихся средств выступили страны ЦВЕ и азиатские государства (рис. 3).
Рис. 3. Финансирование проектов со стороны Международного торгового центра на 2010 гн'
В 2011 году также основные усилия ВТО по оказанию технической помощи были сосредоточены вокруг стран Африки, Латинской Америки, государств Азиатско-тихоокеанского региона (26%, 15% и 18% всех действий организации [9]), причем большая часть технической помощи была предоставлена на национальном уровне-41%, что свидетельствует об адресном ее характере и заинтересованности ВТО в более тесном взаимодействии с на-
^ Составлено по: Международный торговый центр. Объединенный программный документ на 2010 г. ІТС/АО(ХЬІІІ)/229. Объединенная консультативная группа Международного Торгового Центра Сорок третья сессия Женева, 14 - 15 декабря
2009 г. С. 94. Без учета проектов, находящихся на обсуждении и мультирегиональных и международных программ.
циональными государствами. Оказание технической помощи ВТО в современных условиях становится важным фактором в интеграции развивающихся стран в мировую торговую систему, поскольку обеспечивает возможность государства грамотно использовать весь существующий инструментарий организации в проведении экономической политики, направленной на развитие экспортного потенциала и сглаживание негативных проявлений изменения мировой экономической конъюнктуры.
Всемирная торговая организация активно взаимодействует с другими организациями по вопросам развития мировой торговли, обеспечения большей информированности и прозрачности механизмов ее регулирования, оказания помощи развивающимся странам. Данная форма активности в полной мере свойственна международным институтам «глобального управления», когда налаживание сетевых взаимосвязей с другими организациями (глобальные акторы) отвечает целям создания международных политических организаций, способных трансформироваться в будущем в «мировое правительство» [11]. Сотрудничество ВТО с другими международными организациями осуществляется в рамках ст. V Маракешского соглашения путем заключения Генеральным советом соответствующих соглашений с ними. Кроме того, такие соглашения могут заключаться также и с другими неправительственными организациями, занимающимися изучением проблем, являющихся объектом исследования ВТО. По мнению некоторых исследователей, наиболее активное сотрудничество ВТО происходит с частными, общественными и научными организациями, в сферу интересов которых входит торговая политика и международная торговля [12]. Совместная деятельность ВТО с такими международными организациями, как ООН, Всемирный банк, МВФ, МБРР должна способствовать формированию единого правового поля по регулированию международных валютно-финансовых и торговых отношений при утверждении принципа многосторонности в качестве структурообразующего элемента обеспечения интересов сторон и прозрачности принимаемых решений. Соглашение между ВТО и МВФ, подписанное в 1995 г., усилило координацию данных институтов в проведении соответствующих мероприятий, создало коммуникационные каналы единого толкования прав и обязанностей стран-членов, обеспечило предоставление МВФ статуса постоянного наблюдателя с правом голоса на заседаниях высших исполнительных органов ВТО (МВФ на правах наблюдателя участвует в работе Совета по торговым аспектам интеллектуальной собственности, по торговле услугами, Комитета по торговле в сфере финансовых услуг, разработке документов, принятии решений, выражает свою точку зрения, предложения по актуальным вопросам деятельности международного торгового регулятора, сопряженной с компетенцией Фонда, допущен к упрощенному порядку предоставления официальных документов ВТО). Аналогичное участие руководство международного финансового регулятора предусмотрело для ВТО: обеспечивается присутствие в статусе наблюдателя на заседаниях и совещаниях Совета управляющих, Исполнительного совета, Временного комитета по аспектам
функционирования мировой торговли, участие и отражение официальной позиции по вопросам системы международных финансов. Кроме того, ряд других международных организаций в качестве наблюдателя принимают участие в деятельности ВТО - работе соответствующих комитетов: Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) - в 35 комитетах, Всемирный банк - в 32, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - в 27, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) - в 14, Организация Объединенных Наций (ООН) - в 13, Международный торговый центр (МТЦ) - в 11, при этом наибольшее число наблюдателей сосредоточено в Комитете по торговле и развитию, имеющего значительное число представителей из развивающихся стран и формированных на их основе интеграционных объединений (Андское сообщество, Карибское сообщество, Экономическое сообщество стран Центральной Африки, Латиноамериканская ассоциация интеграции, Сообщество развития стран Южной Африки и др.), среди которых наиболее представительным и активным объединением выступает Группа стран Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона (АКТ), участвующая в работе 13 органов ВТО [13]. На сегодняшний день сотрудничество ВТО с ведущими международными организациями осуществляется в следующих сферах и областях: ООН - доступ на рынок, создание потенциала для НРС, стандарты и возможности развития торговли; ЮНКТАД - прогресс в достижении Целей тысячелетия в области развития (ЦТР), подготовка кадров и оказание технической помощи для НРС, подготовка совместных докладов по торговле и инвестициям; МТЦ - создание производственно-сбытового потенциала и торговой инфраструктуры, работа межведомственного кластера по вопросам торговли и производственного потенциала; ОЭСР - подготовка доклада «Немедленная помощь в торговле: показ результатов» (Aid for Trade at a Glance: Showing Results), участие в ежегодных форумах; другие межправительственные организации (МВФ, ФАО, МОТ, ВОИС, Всемирный банк и др.) - вопросы торговли и потребности развивающихся стран, совместное опубликование с МОТ книги «Заставить глобализацию быть социально устойчивой». Координация усилий ВТО с другими организациями в направлении развития и совершенствования механизмов международной торговли, выражающаяся в проведении совместных мероприятий и разработке соответствующих программ, создает благоприятные условия для развития многостороннего механизма регулирования международных экономических отношений, способного в будущем разрешать противоречия экономического развития.
Анализ современных аспектов деятельности МВФ и ВТО свидетельствует о конвергенции позиций ведущих мировых регуляторов по актуальным проблемам развития мировой экономики, а интенсификация работы в направления оказания помощи развивающимся странам и содействия преодоления экономической отсталости делает возможным достижение сбалансированности мирового хозяйства, что особенно важно в условиях циклического характера развития, характеризующимся ростом числа кризисов, по-
скольку значительно снижает скорость распространения негативных тенденций, и, следовательно, рисков в проведении национальной экономической политики, создавая при этом предпосылки для устойчивого развития экономик государств.
Литература
1. Оверченко М. Долговые страхи снова захватили рынки//Ведомости. 2011. 28.07.
2. IMF Board Approves €28 Billion Loan for Greece March 15, 2012.
3. IMF Financial Activities - Update November 8, 2012.
4. Коковина Л. Роль МВФ в мировой валютной системе//Чужие деньги, декабрь 2005.№33 (http://www.fxmoney.m.postman.m/artide/?id=360).
5. Тайны денег МВФ. Интервью представителя России в МВФ Алексея Можина //Российская газета. 2004. 15 октября. № 3605.
(http://www.rg.ru/2004/ 10/15/mvf-mozhin.html).
6. Годовой отчет МВФ 2012.
7. Уилсон Джон С., Оцуки Цунехиро. Содействие развитию торговли: общий обзор//siteresources.worldbank.org/.../Ch27.pdf.
8. COMMISSION REGULATION (EU) No 1063/2010 of 18 November
2010 amending Regulation (EEC) No 2454/93 laying down provisions for the implementation of Council Regulation (EEC) No 2913/92 establishing the Community Customs Code.
9. WT O Annual Report 2012.
10. Международный торговый центр. Объединенный программный документ на 2010 г. ITC/AG(XLIII)/229. Объединенная консультативная группа Международного торгового центра. 43 сессия. Женева, 14 - 15 декабря 2009 г.
11. Швейкина Н. С. Всемирная Торговая Организация в глобальной сете-
вой модели политического управления // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. №22. URL:http://cyberleninka.ru /article/n /vsemirnaya-torgovaya-
organizatsiya-globalnoy-setevoy-modeli-politicheskogo-upravleniya (дата обращения: 05.12.2012).
12. Турбан Г.В. Всемирная торговая организация: взаимодействие государства и бизнеса: Пособие. Минск: Белпринт, 2009.
13. Международные институты в глобальной архитектуре содействия развитию: Учеб. Пособие / Отв. ред. М. В. Ларионова. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2010.