Научная статья на тему 'Конференция ООН по торговле и развитию (ютктад) как механизм содействия международной и региональной торговле в интересах экономической безопасности евразийских государств'

Конференция ООН по торговле и развитию (ютктад) как механизм содействия международной и региональной торговле в интересах экономической безопасности евразийских государств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
517
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕРЕНЦИЯ ООН ПО ТОРГОВЛЕ И РАЗВИТИЮ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ФИНАНСОВАЯ АРХИТЕКТУРА / ДЕКЛАРАЦИИ И ПРИНЦИПЫ ЮНКТАД / ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ТОРГОВЛЕЙ / UNITED NATIONS CONFERENCE ON TRADE AND DEVELOPMENT / INTERNATIONAL FINANCIAL ARCHITECTURE / DECLARATIONS AND PRINCIPLES OF UNCTAD RESEARCH IN THE FIELD OF THE RELATIONSHIP BETWEEN TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Любовь Васильевна

В статье осуществлен общий анализ деятельности Конференции ООН по торговле и развитию ( ЮНКТАД) в условиях возрастающей роли факторов взаимозависимости между от-дельными экономическими системами государств, возникающей на основе международных региональных интеграционных объединений. Конференции ООН по торговле и развитию приходится искать новые пути выхода из кризиса «платежных балансов и диспропорций инвестиций» развивающихся государств, имеющих долги во внешней торговле, и создавать новые институциональные механизмы межправительственных переговоров. Такой подход оказался особенно важным при решении вопросов эффективности и безопасности экономического сотрудничества евразийских государств, межгосударственного регулирования противодействия финансовым кризисам, развития межгосударственной региональной торговли, международных финансов и валютных операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD) as a Mechanism to Facilitate International and Regional Trade for Economic Security of the Eurasian Countries

The article analyses the activities of the United Nations Conference on trade and development (UNCTAD) in terms of the increasing role of interdependencies between economic systems of States, arising on the basis of international regional integration associations. The UN conference on trade and development will have to find new ways out of the crisis «balance of payments imbalances and investment in developing countries with debts in foreign trade and to create new institutional arrangements for intergovernmental negotiations. In particular this approach has been important in addressing issues of efficacy and safety of the Eurasian economic cooperation of States, international regulatory response to the financial crises, the development of inter-state regional trade, international Finance and foreign exchange transactions.

Текст научной работы на тему «Конференция ООН по торговле и развитию (ютктад) как механизм содействия международной и региональной торговле в интересах экономической безопасности евразийских государств»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮТКТАД)

с/ с/

как механизм содействия международной и региональной торговле в интересах экономической безопасности евразийских государств

АНДРЕЕВА ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА

Руководитель центра экономико-правовых проблем евразийской интеграции ИПБ СНГ, доктор юридических наук, профессор

В статье осуществлен общий анализ деятельности Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в условиях возрастающей роли факторов взаимозависимости между отдельными экономическими системами государств, возникающей на основе международных региональных интеграционных объединений. Конференции ООН по торговле и развитию приходится искать новые пути выхода из кризиса «платежных балансов и диспропорций инвестиций» развивающихся государств, имеющих долги во внешней торговле, и создавать новые институциональные механизмы межправительственных переговоров. Такой подход оказался особенно важным при решении вопросов эффективности и безопасности экономического сотрудничества евразийских государств, межгосударственного регулирования противодействия финансовым кризисам, развития межгосударственной региональной торговли, международных финансов и валютных операций.

Ключевые слова: Конференция ООН по торговле и развитию, международная финансовая архитектура, декларации и принципы ЮНКТАД, исследования в области взаимосвязи между торговлей, инвестициями, технологиями и развитием предпринимательства, безопасность экономического развития евразийских государств

The United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD) as a Mechanism to Facilitate International and Regional Trade for Economic Security of the Eurasian Countries

ANDREEVA LUBOV VASILIEVNA

Doctor of law, professor, Director of centre economic and legal problems of eurasian integration "Institute of the security problems CIS"

Abstract: the article analyses the activities of the United Nations Conference on trade and development (UNCTAD) in terms of the increasing role of interdependencies between economic systems of States, arising on the basis of international regional integration associations. The UN conference on trade and development will have to find new ways out of the crisis «balance of payments imbalances and investment in developing countries with debts in foreign trade and to create new institutional arrangements for intergovernmental negotiations. In particular this approach has been important in addressing issues of efficacy and safety of the Eurasian economic cooperation of States, international regulatory response to the financial crises, the development of inter-state regional trade, international Finance and foreign exchange transactions.

Key words: United Nations conference on trade and development, international financial architecture, declarations and principles of UNCTAD research in the field of the relationship between trade, investment, technology and enterprise development, security and economic development in Eurasian countries

38

№2 2015

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) столкнулась с новыми проблемами торгово-экономического сотрудничества государств, вызванными изменениями на международном экономическом и политическом уровне. Произошли значительные преобразования во внешней экономической политике большинства стран мира, когда стратегии развития их экономики стали ориентированными на мировой финансовый рынок, рынок торговли товарами, услугами и капиталами. «Массовые» реформы либерализации торговли и приватизации бывшей государственной собственности во многих странах мира в конце ХХ в. сопровождались и сопровождаются в развивающихся и постсоциалистических странах «затяжными» инфраструктурными и долговыми кризисами.

Несмотря на внедрение программ структурной перестройки Всемирного банка и Международного валютного фонда большинство развивающихся стран, пострадавших от кризиса, так и не смогли восстановиться, показывая отрицательные темпы роста и высокий уровень инфляции. В докладах ЮНКТАД Генеральной Ассамблее ООН 1980-х и 1990-х гг. стали известны как «потерянные десятилетия», особенно отрицательно этот период отразился на Латинской Америке. Однако и начало ХХ в. не принесло желаемых результатов.

В то же время возросла взаимозависимость между отдельными экономиками стран мира, возникающая на основе международных региональных интеграционных сообществ. Конференции ООН по торговле и развитию пришлось искать новые пути выхода из кризиса «платежных балансов и диспропорций инвестиций» государств, имеющих долги во внешней торговле, и создать новые институциональные механизмы межправительственных переговоров. Такой подход оказался особенно важным при решении вопросов макроэкономического управления сбалансированностью мировой торговли, международных финансов и валютных операций.

UNITED NATIONS

UNCTAD

В этот период ЮНКТАД расширила сферу своей деятельности по оказанию помощи развивающимся странам по интеграции в мировую торговую систему. Особенно следует отметить оказание технической помощи, предоставляемой ЮНКТАД развивающимся странам, в ходе Уругвайского раунда торговых переговоров, которые начались в рамках Генерального Соглашения по Тарифам и Торговле (GATT) в 1986 г. ЮНКТАД принадлежит ключевая роль в проведении переговоров по принятию Генерального Соглашения по Торговле Услугами (GATS). Мероприятия ЮНКТАД по «повышению эффективности мировой торговли», включающие упрощение таможенного контроля, мультимодальные перевозки, страхование коммерческих рисков, экспортно-импортное субсидирование, кредитно-расчетные формы финансирования, стали важным вкладом в получение дополнительных прибылей от торговли развивающимися странами.

ЮНКТАД разработала серию рамочных договоров, унифицированных соглашений для развивающихся стран с целью правового оформления реструктуризации государственного долга в рамках переговоров Парижского клуба.

В рамках содействия сотрудничеству развивающихся государств южного полушария в 1989 г. вступило в силу Соглашение о Глобальной Системе Торговых Преференций между развивающими-

39

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

ся странами (GSTP). Соглашение предусматривало предоставление тарифных и нетарифных преференций в отношении ее членов. На сегодняшний день соглашение ратифицировано 44 странами.

Ключевым событием в международной торговле и развитии стали организация ЮНКТАД Уругвайского раунда торговых переговоров в рамках GATT и создание Всемирной Торговой Организации 1995 г. Это привело к укреплению правовой базы, регулирующей международную торговлю, а также к «беспрецедентному» росту международных финансовых потоков, что, в свою очередь, привело к росту финансовой нестабильности. В ходе своей аналитической и оценочной деятельности ЮНКТАД заранее потребовала принять меры по предотвращению финансовых рисков и разрушительного воздействия финансового кризиса на мировую экономику.

ЮНКТАД выдвинула Концепцию «Построение международной финансовой архитектуры» под эгидой и наблюдением ООН, учитывая такие «устрашающие» факторы, как гигантский приток прямых иностранных инвестиций во всех странах, всемирную сеть банковских телекоммуникацин-ных связей, устранение границ национальных финансовых рынков государств, образование единого рынка резервных валют и финансовых инструментов, всемирную секьюритизацию активов, транснационализацию финансовых корпораций.

ЮНКТАД сформулировала также Концепцию дифференцированного подхода к проблемам развивающихся стран, когда на Десятой конференции, состоявшейся в Бангкоке в феврале 2000 г., была принята политическая декларация «Дух Бангкока» («The Spirit of Bangkok») в качестве основной стратегии, направленной на развитие экономики государств в процессе глобализации. В этом контексте ЮНКТАД сосредоточила свои аналитические исследования в области взаимосвязи между торговлей, инвестициями, технологиями и развитием предпринимательства.

Декларация ЮНКТАД XI «Перспективы Сан-Паулу», принятая на XI сессии ЮНКТАД в г. Сан-Пау-

лу, Бразилия (13-18 июня 2004 г.) провозгласила, что в деятельности ЮНКТАД сформировались новые подходы для содействия успешной интеграции развивающихся стран в процесс транснационального движения капитала и мировую экономику. В декларации также отмечено, что поскольку требуются совместные усилия международного сообщества, ЮНКТАД будет оказывать всестороннее содействие развивающимся странам, стремящимся более полно участвовать в мировой экономике и адаптироваться к происходящим в ней изменениям.

То есть в первое десятилетие XXI в. ЮНКТАД трансформировалась в новую структуру ООН по содействию не только многостороннему сотрудничеству, но и международному региональному сотрудничеству для углубления понимания взаимосвязей между торговлей и развитием как на национальном, так и на международном уровне в рамках основных сфер ее компетенции.

Цели и задачи ЮНКТАД получили «новую окраску» в рамках содействия развитию международной региональной торговли в целях ускорения экономического роста и развития, особенно в развивающихся странах; установления принципов и политики, касающейся международной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности, в области финансов, инвестиций, передачи технологии; рассмотрения и содействия организации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития; согласования политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования1.

Новые ориентиры для развития национальных и международных процессов мобилизации ресурсов на цели развития и создания международной

1 http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ foreignEconomicActivity/economic_organization/russiaun/ unconftd

40

№2 2015

среды, благоприятствующей развитию, включены в следующие документы ЮНКТАД: Декларация тысячелетия, Монтеррейский консенсус, Программа действий для Наименее Развитых Стран (НРС), Алматинская Программа действий, Барбадосская Программа действий, Йоханнесбургская Декларация принципов по устойчивому развитию 2002 г., Декларация принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии» 12.12.2003.

Несмотря на все усилия на национальном и международном уровне по стимулированию экономического роста «проблема устойчивого и безопасного развития», как главная цель ЮНКТАД остается центральным вопросом на всех форумах ООН. Торгово-финансовые противоречия между развитыми и развивающимися странами, характеризовавшие мир с начала 1960-х гг., сегодня носят «устрашающий характер», порожденный долговой политикой МВФ и Всемирного банка. Это заставляет развивающиеся государства искать пути локальной и региональной интеграции для создания независимых интеграционных систем сотрудничества.

Вместе с тем большинство развивающихся стран, особенно африканские страны и «наименее развитые страны (НРС)», остаются на периферии процесса участия в транснациональном размещении капитала и инновационной сфере. Это относится и к некоторым государствам СНГ, которые продолжают сталкиваться с серьезными проблемами в реализации своего экономического потенциала и вовлечения трудовых ресурсов в производительные секторы. ЮНКТАД в своих программных документах подчеркивает, что необходимо сосредоточить внимание на возможностях международной торговли (с использованием механизма ВТО) сбалансировать экспортно-импортные условия финансирования и внести конструктивный вклад в борьбу с долговой зависимостью развивающихся стран. Кроме того, вопрос нестабильности мировых цен на сырьевые товары дестабилизирует эконому развивающихся стран.

Определенный консенсус между развитыми и развивающими странами в сфере торговли был достигнут в ходе конференции министров стран - членов ВТО, состоявшейся в Дохе (Катар) в ноябре 2001 г., получившей название «Дохей-ский раунд»1. В декларации конференции были зафиксированы вопросы облегчения доступа на рынки несельскохозяйственных товаров, снижения размеров государственной поддержки сельскохозяйственного производства и субсидирования аграрного экспорта, уточнения правил регулирования торговли услугами. Однако все это не решило проблемы развития стран - должников МВФ, а только «завуалировало» нежелание развитых стран «терять сырьевые придатки».

Принимая во внимание результаты международного сотрудничества в рамках ЮНКТАД, для стран СНГ важно использовать на международном интеграционном процессе разработанные ЮНКТАД принципы соотношения торговли и развития как фактор становления новой экономической политики в целях облегчения процесса внутренней перестройки и устранения внешних ограничений. На национальном и международном уровнях евразийского сотрудничества необходимо использовать инструменты и меры политики в области занятости, торговли и ее финансирования в целях содействия созданию возможностей обеспечения занятости, стабильности и экономического роста.

Поскольку по-прежнему сложное положение наименее развитых стран требует неотложного внимания со стороны международного сообщества, ЮНКТАД стремится мобилизовать и более рационально использовать дополнительные международные ресурсы обеспечения доступа к рынкам и технической помощи НРС.

ЮНКТАД неоднократно подчеркивала необходимость ускорить многосторонние торговые переговоры в соответствии с программой работы,

1 Оболенский В.П. Контуры договоренностей Дохейского раунда и будущая повестка дня ВТО // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. № 1.

41

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

согласованной в Дохе (Катар), в целях ее скорейшего внедрения. В принятой в Дохе программе вопросы торговли и развития НРС впервые поставлены в центр многосторонних торговых переговоров, что усиливает роль ЮНКТАД.

Интересно, что ЮНКТАД отмечает в своих докладах последних лет, что сложилась «удачная партия», когда все члены ВТО «вынуждены» в целях борьбы с мировыми экономическими и финансовыми кризисами содействовать присоединению к ВТО развивающихся стран, особенно НРС и стран с переходной экономикой.

Кроме того, ЮНКТАД и ВТО признают, что улучшение согласованности между национальными и международными усилиями и между международной валютной, финансовой и торговой системами имеет решающее значение для эффективного содействия поиску новых форм макроэкономического управления.

Евразийские интеграционные процессы должны содействовать повышению согласованности между валютной, финансовой и торговой системами, чтобы они могли лучше удовлетворять потребности развития государств СНГ. В данном случае ключевое значение для улучшения в СНГ управления торговлей и развитием на интеграционном уровне имеют институциональные аспекты, способные создать позитивные связи между торговлей и финансами в целях увязки этих усилий с процессом развития.

Необходимо уделить внимание расширению международных потоков капитала в интересах инфраструктурного и инновационного развития стран СНГ, в том числе с использованием новых финансовых механизмов, а также решению проблемы неустойчивости международных рынков капитала.

Международное сотрудничество в рамках ЮНКТАД нацелено серьезно прорабатывать и принимать надлежащие меры для обеспечения приемлемого в долгосрочном плане уровня долга развивающихся стран.

Помимо национальных ресурсов, накопления капитала и наличия рабочей силы динамичными

движущими силами современной мировой экономики становятся такие новые факторы, как информация, инновации, творчество и диверсификация. ЮНКТАД намерена содействовать сокращению «долговой пропасти» и обеспечению гармоничного, справедливого и равноправного развития для всех, а также формированию всеохватывающего информационного общества, требующего партнерства и сотрудничества между правительствами и другими заинтересованными сторонами, включая частный сектор, гражданское общество и международные организации.

Более реальная интеграция развивающихся стран и стран с переходной экономикой в международные торговые потоки и многостороннюю торговую систему зависит также от принятия внутренней политики, направленной на продвижение вверх по производственно-технологической лестнице к секторам, включающим инновационную деятельность и расширяющимся более динамично. Для достижения этих результатов страны должны реализовывать способность изучать возможные варианты и сохранять необходимое пространство для маневра в политике, чтобы найти наилучший возможный баланс между различными подходами в рамках своих национальных стратегий развития.

Для обеспечения безопасности торговли и развития в СНГ процесс развития требует расширения участия всех социальных и политических сил в формировании консенсуса для принятия эффективной национальной политики. Политика СНГ в области торговли и развития должна опираться на сбалансированность социальных интересов и рыночных сил в контексте благоприятной для предпринимательства среды, которая может включать адекватную конкурентную и потребительскую политику.

Учитывая опыт координации ЮНКТАД, поощрение экономического роста в СНГ с помощью торговли, инвестиций и инновационной деятельности должно исходить из важности вклада всех государств-участников в обеспечение политической и экономической интеграции на евра-

42

№2 2015

зийском пространстве в целях обеспечения стабильности и развития. Необходимы «регулирующие рамки» направления ресурсов на развитие инфраструктуры и осуществление социальных проектов, содействие вовлечению всех слоев общества и сокращение неравенства.

В смысле вышесказанного все национальные усилия стран СНГ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС имеют «обнадеживающие признаки» превращения стран -участников этих интеграционных процессов в главный источник мирового экономического роста. Эта тенденция способствует формированию «новой географии» мировой торговли на евразийском пространстве. Инициативы ЮНКТАД полезны евразийским государствам как призванные облегчить возникновение новых динамичных центров роста благодаря дополнительным мерам по интеграции развитых стран и стран с формирующейся рыночной экономикой с другими развивающимися странами.

Комплексная «глобальная система торговых преференций» между развивающимися странами, которая должна учитывать проблемы НРС, актуальна и для региональных и межрегиональных инициатив СНГ, чтобы помочь странам эффективно участвовать в обеспечении функциональных и согласованных региональных связей с многосторонней системой мировой торговли.

Интересны для международного сотрудничества евразийских государств глобальные подходы в области электронной торговли, разработанные ЮНКТАД. Электронная торговля предполагает потенциальные выгоды в виде более широкого участия в международных производственно-сбытовых системах, расширения доступа к рынкам и повышения эффективности, а также снижения транзакционных издержек.

В докладе ЮНКТАД 2010 г. говорилось, что в большинстве развивающихся стран электронная торговля распространяется медленно, и в течение длительного времени эти процессы ограничивались относительно узким кругом стран. Однако изменения в международной торговле после серии

раундов ЮНКТАД и ВТО открыли более существенные возможности, позволяющие предприятиям в развивающихся странах осуществлять операции электронной торговли в различных формах1.

В докладе ЮНКТАД 2015 г. отмечено, что положение в области электронной торговли значительно улучшилось, в частности, в результате широкого распространения мобильной телефонной связи и социальных сетей. Кроме того, благодаря новым приложениям, платформам и услугам электронная торговля становится доступнее и проще, в результате чего снижаются барьеры для выхода на рынок. В развивающихся странах появляется больше компаний электронной торговли, которые в своих предложениях учитывают потребности и требования местных пользователей, помогая повышать осведомленность предприятий и потребителей об интернет-торговле. Подавляющая доля дохода от электронных сделок приходится на взаимные операции компаний. Это сделки между производителями и оптовыми компаниями или между предприятиями оптовой и розничной торговли. По оценкам ЮНКТАД, совокупная выручка от взаимных операций предприятий составила в 2013 г. 15,2 трлн долл. по сравнению с 1,2 трлн долл. в случае сделок категории «предприятие - потребитель» (B2C) (UNCTAD, 2015).

Объемы сделок, в которых участвуют как «сетевые» организации электронной торговли, так и традиционные (не виртуальные) организации розничной торговли, растут высокими темпами. По данным ЮНКТАД, к 2018 г. продажи B2C достигнут, по прогнозам, 2,4 трлн долл. Наибольший рост ожидается в Азиатско-Тихоокеанском регионе, чья доля рынка возрастет с 2% до 37%. Кроме него, предполагается, увеличит свою долю мирового рынка лишь регион Ближнего Востока и Африки - с 2,2 до 2,5%1 2.

Введение гармонизированного и унифицированного законодательства об электронных подписях и электронных договорах является одним

1 http://www. un.org/ru/ga/unctad/

2 http://www. un.org/ru/ga/unctad/

43

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

из предварительных условий осуществления коммерческих сделок через Интернет, в том числе электронных платежей. Такие законы приняты уже 143 странами, включая страны СНГ, из которых 102 являются развивающимися (UNCTAD, 2015).

Большинство национальных законов СНГ в этой области ориентировалось на законодательные стандарты, разработанные Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Ее Типовой закон об электронной торговле (1996) (UNCITRAL, 1999) принят более чем в 60 странах. 29 стран в основу своего законодательства положили Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронных подписях (2001) (UNCITRAL, 2002).

Конвенцию Организации Объединенных Наций об использовании электронных сообщений в международных договорах подписали 18 государств, и шесть государств присоединились к этой конвенции или ратифицировали ее (UNCITRAL, 2007). Конвенция применяется только на международном уровне и только в отношении шести государств, являющихся ее сторонами. Тем не менее ряд государств включили некоторые или все основные положения Конвенции в свое национальное законодательство.

Для стран, принявших за основу Типовые законы или Конвенцию об использовании электронных сообщений в международных договорах, характерно наличие общих элементов в их законодательстве об электронных договорах, способствующих упрощению процедур трансграничной электронной торговли.

К их числу относятся принципы технологической нейтральности, недискриминации электронных сообщений и функциональной эквивалентности. Однако несмотря на прогресс в принятии законов об электронных сделках нерешенными остаются некоторые главные проблемы. Законы об электронных сделках регулируют только компонент электронной подписи (е-подписи) (удостоверение подлинности), оставляя в стороне другие важные договорные условия, такие как сроки и место отправки и получения, подтверждение получения, местонахождение сторон и использование автоматизированных систем обмена сообщениями. Большинство законов об электронных сделках не затрагивает международные аспекты электронной торговли, такие как выбор права, что, в частности, является основанием для потенциальных конфликтов в трансграничной электронной торговле.

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.