раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ
УДК 339.9
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ И ТОРГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
© В. Н. Нехай
Адыгейский государственный университет Россия, Республика Адыгея, 385000 г. Майкоп, ул. Первомайская, 208.
Тел.: + 7 (8772) 5939 84.
E-mail: [email protected]
В статье рассматривается процесс влияния международных валютно-финансовых и торговых организаций (МВФТО) на характер, содержание и конфигурацию глобализационных процессов в экономической сфере. К основным МВФТО относятся Всемирная Торговая Организация (ВТО), Всемирный Банк (ВБ) и Международный Валютный Фонд (МВФ), которые формируют современный облик глобализирующегося мира и де-факто фиксируют сложившийся социальный порядок в международных отношениях.
Ключевые слова: Всемирная Торговая Организация, Всемирный Банк, Международный Валютный Фонд, глобализация, унификация.
Движущей силой глобализации являются международные валютно-финансовые и торговые организации (МВФТО), которые со второй половины ХХ века взяли на себя функции «глобального экономического правительства» и торговофинансового дирижера мира. К их числу мы относим Всемирную Торговую Организацию (ВТО), Всемирный Банк (ВБ) и Международный Валютный Фонд (МВФ). Выделяя их в качестве основных МВФТО, автор исходит из того очевидного факта, согласно которому финансы и торговля являются кровеносной системой экономики, оптимизирующей процесс производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг на глобальном уровне.
Сосредоточив в себе громадные финансовые и политические ресурсы, определяя по сути основные векторы развития финансовой и торговой подсфер глобальной экономики, МВФТО за несколько десятилетий в значительной мере смогли подчинить своим интересам большинство стан мира. Однако, созданные по инициативе США как межгосударственные структуры, они в своей инструментальной, равно как и стратегической деятельности, оказались в жесткой зависимости от интересов Белого Дома. Не случайно штаб-квартира Всемирного Банка (ВБ) и Международного Валютного Фонда (МВФ) располагаются в Вашингтоне (США).
Всемирная Торговая Организация является преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое было заключено между 23 государствами с целью восстановления экономики после Второй Мировой войны. Основная цель ГАТТ состояла в снижении барьеров в международной торговле. Это было достигнуто снижением тарифных барьеров, количественными ограничениями (импортной квотой) и субсидиями торговли через различные дополнительные соглашения. В своем развитии ГАТТ прошло три фазы:
- первая, с 1947 г. до Торквейского раунда (1950), фокусировалась на том, какие именно това-
ры подлежат ценовому регулированию и на замораживании существующих тарифов;
- вторая, с 1959 по 1979 гг., включала три раунда переговоров, в результате которых 48 стран снизили торговые тарифы;
- третья, Уругвайский раунд с 1986 по 1994 гг., в ходе которого ГАТТ включило в себя такие области, как интеллектуальная собственность, услуги, капитал и сельское хозяйство. В результате долгих переговоров в 1994 г. 125 стран в Марракеше подписали соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 г. [1].
Согласно соглашению об учреждении ВТО, основополагающими принципами организации являются:
- взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
- регулирование торговли тарифными методами;
- отказ от использования количественных и иных ограничений;
- транспарентность торговой политики;
- разрешение торговых споров путем консультаций.
Общие преимущества от членства в ВТО заключаются в следующем.
1) Получение более благоприятных условий доступа на глобальные рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
2) Устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;
3) Возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в многосторонних
ISSN 1998-4812
Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. №4
1327
торговых переговорах при выработке новых правил международной торговли [2].
Таким образом, с правовой точки зрения ВТО представляет собой многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого реализуется около 97% всей мировой торговли товарами и услугами (членами ВТО по состоянию на октябрь 2008 г. являются 153 государства, в том числе все страны Европейского Союза (ЕС), США, Китай и Индия, а также ведутся переговоры о вступлении РФ в 2011 г.).
Наряду с заявленными преимуществами, отмечают многие аналитики, свободная торговля не делает жизнь большинства жителей земли более процветающей, а лишь приводит к обогащению «Золотого Миллиарда». Договоры ВТО также обвинялись в несправедливом приоритете, предоставляемом транснациональными корпорациями. Критики полагают, что небольшие страны не имеют влияния на ВТО, и, несмотря на заявленную цель -помощь развивающимся государствам - развитые страны концентрируются, прежде всего, на своих коммерческих интересах. Также очевидно, что вопросы здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды постоянно игнорируются в пользу дополнительных льгот для бизнеса [1].
МВФ и ВБ выступают финансовыми инструментами экономической глобализации. Международный валютный фонд является специализированным учреждением ООН. Он начал свою деятельность 1 марта 1947 г. на основе хартии МВФ, разработанной по итогам Бреттон-Вудской Конференции по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 г. [3, с. 9]. Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Дж. М. Кейнс и Г. Уайт. Основной мотивирующей причиной возникновения Фонда было стремление создать условия для послевоенного экономического роста путем учреждения организации, которая позволила бы предотвратить возврат к автаркии и протекционизму, представлявшими серьезные барьеры для глобализации.
Цель МВФ заключается в стабилизации обменных курсов и в поддержании устойчивости мировой платежной системы. Это достигается за счет предоставления МВФ кратко- и среднесрочных кредитов государствам, имеющим дефицит платежного баланса, при этом кредиторы дают наборы условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации. Членами МВФ являются 187 государств, которые осуществляют глобальное монетное сотрудничество и стремятся создать безопасную финансовую среду, облегчить условия международной торговли, снизить уровень глобальной безработицы и бедности, и, таким образом, обеспечить устойчивый экономический рост.
Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем.
Уставной капитал на январь 2008 г. составляет около 217 млрд. СДР (Специальные права заимствования - резервное и платежное средство безналичного обращения, эмитируемое МВФ. 1 СДР равняется примерно 1.5 долл. США). Он формируется за счет взносов членов МВФ через квоты, из размеров которых распределяются голоса между странами в руководящих органах МВФ [1]. Самым большим количеством голосов в МВФ обладают: США - 17.8%, Япония - 6.13%, Германия - 5.99%, Великобритания и Франция - по 4.95%, Италия -4.18%, Саудовская Аравия - 3.22%, Россия - 2.74%. На долю же стран оставляющих свыше 84% количества членов Фонда, приходится 39.75% [4], что вызывает недовольство многих развивающихся стран.
За шесть десятилетий своего существования МВФ активно подвергается резкой критике многих ученых, политиков из развивающихся государств, антиглобалистской молодежи. Все многообразие критических замечаний в адрес МВФ сводится к следующему. Во-первых, Фонд рассматривается как инструмент американской экономической гегемонии, поскольку для одобрения решений Фонда необходимо 85% голосов, а США обладают 17% всех голосов, что позволяет блокировать любое решение Фонда.
Во-вторых, МВФ представляет займы с требованиями минимизации, а иногда даже и ликвидации правительственных расходов на социальные программы (образование, здравоохранение, доступное жилье, общественный транспорт), отказ от защиты окружающей среды, усиления налогового давления на бедных.
В-третьих, заимствование кредита, а затем и выплата внешнего долга в иностранной валюте ведет к ориентации экономики государства-дебитора исключительно на экспорт, невзирая ни на какие меры продовольственной безопасности, предпринимаемые во многих странах Африки и Азии [5].
Особую критическую реакцию со стороны развивающихся стран после распада биполярного мирового порядка (третий мир также прекратил свое существование) вызывает функционирование ВБ.
Всемирный банк был основан в 1945 г. вместе с МВФ по итогам Бреттон-Вудской конференции 1944 г. Предполагалось, что обе организации будут работать в одной связке. Первоначальной задачей Банка было предоставление долгосрочных кредитов странам, пострадавшим во время Второй Мировой войны, однако с 1950-х годов главным объектом внимания ВБ стали слаборазвитые страны [6, с. 84].
Как заявил Президент Всемирного Банка Р. Зеллик, целью деятельности Банка является обеспечение устойчивой глобализации в интересах всего человечества, сокращение масштабов бедности, ускорение экономического роста без ущерба для окружающей среды, а также создание для людей новых возможностей [7].
1328
ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ
В настоящее время Всемирный банк - это международная финансовая организация, целью которой является организация финансовой и технической помощи развивающимся странам. Группа ВБ образована из пяти тесно взаимосвязанных учреждений:
- Международного банка реконструкции и развития (МБРР);
- Международной ассоциации развития (МАР);
- Международной финансовой корпорации (МПК);
- Многосторонним агентством по инвестиционным гарантиям (МИГА);
- Международным центром по регулированию инвестиционных споров (МЦУИС) [8, с. 12].
С 2000 года в соответствии с Декларацией тысячелетия Всемирный Банк сосредоточил свою деятельность на достижении целей развития тысячелетия, которые должны быть достигнуты к 2015 г.:
- ликвидация нищеты и голода;
- обеспечение всеобщего начального образования;
- поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин;
- сокращение детской смертности;
- улучшение охраны материнства;
- борьба с ВИЧ-СПИДом, малярией и другими заболеваниями;
-обеспечение устойчивого развития окружающей среды;
- формирование глобального партнерства в целях развития [9, с. 184].
Всемирный банк не стремится к получению прибыли, поэтому МБРР и МАР предоставляют займы по низким процентным ставкам под нулевой процент или в виде грантов государствам, не имеющим доступа к мировым рынкам капитала или имеющим такой доступ на невыгодных условиях.
Таким образом, основной функцией Банка является помощь долгосрочному развитию стран, в частности, путем вложения в инфраструктуру и другие отрасли, в которых участие государства представляется желательным.
Условием членства во Всемирном банке является членство в МБРР, которое обретается после вступления в МВФ.
На начало 2011 г. в группе Всемирного банка состоит 187 стран [10]. В соответствии с Уставом МБРР, каждая страна имеет определенную квоту в уставном капитале, пропорционально которой распределяются голоса при принятии решений. По состоянию на 2010 г. они распределились следующим образом: США - 16.39%, Япония - 7.86%, Германия - 4.49%, Франция и Великобритания - по 4.3%, Китай, Индия, Россия, Италия и Саудовская Аравия - по 2.87%.
Таким образом, десять развитых стран мира получило более половины всех голосов в Банке, и, по сути дела, они определяют его кредитную политику и инвестиционную стратегию.
Деятельность Всемирного банка постоянно критикуется различными неправительственными организациями, учеными и аналитиками.
Так, Дж. Стиглиц расценивает политику МВФ и ВБ по отношению к развивающимся странам как ошибочную, поскольку она сдерживает экономический рост и приводит к падению реальных доходов населения стран-дебиторов. Он приводит в качестве примера провалы шоковой терапии в России, которая осуществлялась по совету экспертов Всемирного банка [11].
В 2001 г. Комиссия Конгресса США провела оценку результатов деятельности Всемирного банка и пришла к выводу, что 60% проектов ВБ завершилось неудачно, а с 1996 по 2000 гг. лишь 1% кредиторов МБРР получили бедные государства, нуждающиеся в помощи [12]. Эксперты исследовательского центра Heritage Foundation заявили, что за период с 1980 по 2003 гг. кредиты и гранты ВБ получили 105 государств. В результате, в 39 странах ВВП уменьшился, в 17 - рост был минимальным, а из 48 государств Африки - лишь 3 страны смогли увеличить темпы экономического развития [13].
Несмотря на обилие критических замечаний в адрес МВФТО, их вклад в глобализацию является значительным, поскольку они унифицируют, стандартизируют и, таким образом, универсализируют единые условия ведения экономической деятельности. В свою очередь МВФТО ускоряют интеграционные процессы в современном мире, воплощающиеся в создании региональных экономических группировок и союзов, которые постепенно выходят за пределы экономики и вбирают в свою орбиту все сферы социальной жизни: политику, культуру, идеологию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Википедия. Свободная энциклопедия. URL:
http//www.ru.wikipedia.org. 20.10.2011.
2. What is the WTO? World Trade Organization: home page. URL: http//www.wto.org. 20.10.2011.
3. Боутон Дж. Десять событий, сформировавших МВФ / МВФ. In Focus. 2006. №9. С. 8-13.
4. International Monetary Fund. URL: http//www.imf.org. 21.09.2011.
5. Альтфатер Э. Продовольственный кризис / Э. Альфатер // СКЕПСИС. URL: http//scepsis.ru. 20.08.2010.
6. Сорос Дж. Заметки о глобализации / Дж. Сорос. М.: Рудо-мино, 2002. 120 с.
7. Proectos y programas. Grupo del Banco Mundial. URL: http//web.wordbank.org. 17.01.2011.
8. Годовой доклад Всемирного Банка 1999. М.: изд-во Весь мир, 2000. 256 с.
9. Реформа международной финансовой системы / под ред. А. З. Астанович. М.: ТЕИС, 2001. 208 с.
10. World Bank Group Members. URL: http//www.web.
worldbank.org. 20.01.2011.
11. Стиглиц Дж. Человеческое лицо глобализации / Дж. Стиглиц. URL: http//library.by/portalus/ 27.10.2005.
12. Кузьмин В. В. Всемирный банк: направления деятельности, критика его политики. ВБ и Россия / В. В. Кузьмин. URL: http//www.ebrc.ru/library. 17.02.2010.
13. The official site of the European Union: URL: http//europa.eu/ index_en.htm. 12.03.2011.
Поступила в редакцию 19.11.2011 г.