Научная статья на тему 'Вто как Международный специализированный институт совместимости механизмов и практики правового регулирования внешней торговли отдельных стран'

Вто как Международный специализированный институт совместимости механизмов и практики правового регулирования внешней торговли отдельных стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
446
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕХАНИЗМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ТОРГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ / WORLD TRADE ORGANIZATION / MECHANISMS OF LEGAL REGULATION / TRADING AGREEMENTS / FOREIGN TRADE GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никифоров В. А.

В данной статье Всемирная торговая организация (ВТО) показана как специализированный институт совмещения механизмов и практики правового регулирования внешней торговли отдельных стран, рассмотрены международные соглашения в области внешней торговли в условиях глобализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WTO AS INTERNATIONAL SPECIALIZED INSTITUTE OF COMPATIBILITY OF MECHANISMS AND PRACTICE OF LEGAL REGULATION OF FOREIGN TRADE OF SEPARATE COUNTRIES

In the given article the World Trade Organization is showed as a specialized institute of compatibility of mechanisms and practice of legal regulation of foreign trade of separate countries, international agreements in the sphere of foreign trade under the conditions of globalization are examined

Текст научной работы на тему «Вто как Международный специализированный институт совместимости механизмов и практики правового регулирования внешней торговли отдельных стран»

В.А. Никифоров, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой международного и международного частного права, директор НИИ правовых проблем Орловского государственного университета.

ВТО КАК МЕЖДУНАРОДНЫЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ИНСТИТУТ СОВМЕСТИМОСТИ МЕХАНИЗМОВ И ПРАКТИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН

В данной статье Всемирная торговая организация (ВТО) показана как специализированный институт совмещения механизмов и практики правового регулирования внешней торговли отдельных стран, рассмотрены международные соглашения в области внешней торговли в условиях глобализации

Ключевые слова: Всемирная торговая организация, механизмы правового регулирования, торговые соглашения, глобализация внешней торговли.

По мере активизации международной торговли и роста степени интернационализации производства все большее значение приобретает проблема совместимости механизмов и практики регулирования внешней торговли отдельных стран.

В современных условиях активное участие в международных экономических отношениях принимают международные межправительственные организации системы ООН.

В рамках системы ООН особого внимания заслуживает группа ее специализированных организаций, наиболее важные из них: Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), которые составляют основу современной системы торговых отношений.

Задачи многостороннего регулирования международных торговых отношений в условиях глобализации выполняет созданная к 1994 году Всемирная торговая организация (ВТО), функциями которой, как указано в Соглашении об учреждении ВТО являются:

1) содействие осуществлению, применению и функционированию соглашений Уругвайского раунда;

2) создание форума для переговоров между

членами по вопросам, касающимся их многосторонних торговых отношений;

3) создание механизма разрешения торговых споров;

4) обзор торговой политики стран-членов;

5) взаимодействие с другими международными организациями с целью глобализации экономической политики.

К основным направлениям деятельности ВТО относятся:

- снижение тарифов;

- либерализация торговли сельхозпродуктами;

- установление правил относительно происхождения товара (введенных впервые в юридически обязательной форме соглашением ВТО), призванных ограничить произвол государств в торговой политике и предотвратить превращение национальных правил о происхождении товаров в протекционистский барьер;

- реализация соглашений о предупредительных мерах, предусматривающих возможность для договаривающихся сторон временно приостанавливать или вносить изменения в обязательства, включая тарифные уступки, если национальная промышленность страдает или может пострадать

© В.А. Никифоров, 2008

от непредвиденного роста импорта;

- реализация антидемпинговых мер в целях защиты национальной промышленности;

- ограничение субсидий для противодействия субсидируемому экспорту;

- устранение технических барьеров в торговле с целью интернационализации правового регулирования, упрощения условий торговых контрактов и решение вытекающих из них споров;

- регулирование торговли услугами;

- регулирование права интеллектуальной собственности;

- реализация принципа свободы торговли, устранение нетарифных барьеров, снижение ставок таможенных пошлин до их полной ликвидации.

Соглашение об учреждении ВТО ("мини-ус -тав") предусматривает, что члены ВТО должны обеспечить соответствие своих законов, нормативных положений и административных процедур обязательствам, закрепленным в соглашениях. Оно отменяет также "исторические права", вытекавшие из Протокола о временном применении и позволявшие странам сохранять в силе обязательные нормы законодательства, которые были приняты до их присоединения к ГАТТ и которые в принципе противоречили их обязательствам в рамках ГАТТ Из этого было сделано одно исключение: ГАТТ-94 допускает применение положений "Закона Джонса" Соединенных Штатов Америки органы, которые могут быть ими учреждены, принимают свои собственные правила и процедуры, подлежащие одобрению соответствующими советами.

В Соглашении говорится, что ГАТТ-94 и ГАТТ-47 являются двумя "различными с юридической точки зрения" соглашениями, хотя ГАТТ-94 включает текст ГАТТ-47 и связанные с ним правовые документы, а также некоторые договоренности относительно толкования и изменения статей ГАТТ и Марракешский протокол, содержащий перечни уступок в торговле товарами. Поскольку в Уругвайском раунде не были пересмотрены положения ГАТТ-47, заменяемые положениями Соглашения о ВТО, то была сделана инкорпорация ГАТТ-47 в качестве ссылки путем включения инкорпорирующей оговорки в приложение 1А к Соглашению о ВТО.

Организационная структура ВТО, открытая для участия всех ее членов, включает Конференцию министров, созываемую не менее одного раза каждые два года, и Генеральный совет, созываемый по мере необходимости. Генеральный совет, выполняющий функции органа по урегулированию споров и органа по обзору торговой политики. К другим органам относятся: Совет по торговле товарами, контролирующий осуществление многосторонних торговых соглашений, содержащихся в приложении 1А, Совет по торговле услугами, наблюдающий за осуществлением Генерального соглашения по торговле услугами (приложение 1В), и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, ответственный за соблю-

дение Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, включая торговлю поддельными товарами (приложение Ю).

Конференция министров утверждает Комитет по бюджетным, финансовым и административным вопросам, Комитет по торговле и развитию и Комитет по ограничениям, касающимся платежных балансов. Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности принимают соответствующие правила и процедуры, подлежащие одобрению Генеральным советом, тогда как любые вспомогательные органы, которые могут быть ими учреждены, принимают свои собственные правила и процедуры, подлежащие одобрению соответствующими советами.

ВТО осуществляет сотрудничество с МВФ и Всемирным банком с целью достижения большей последовательности в процессе выработки глобальной экономической политики.

В Соглашении о ВТО говорится, что "договаривающиеся стороны ГАТТ-47 по состоянию на дату вступления в силу настоящего Соглашения и Европейские сообщества, принимающие настоящее соглашение и многосторонние торговые соглашения" и "представившие свои перечни уступок по товарам (прилагаемые к ГАТТ-94) и услугам (прилагаемые к ГАТС [1]), становятся первоначальными членами ВТО".

Из этого основного требования было сделано исключение в отношении наименее развитых стран, со стороны которых требуются обязательства и уступки, соответствующие их индивидуальному развитию, финансовым и торговым потребностям или административным и институциональным возможностям. Страны, ставшие членами ВТО, сохраняют за собой статус договаривающихся сторон ГАТТ-47, если только они не заявят о выходе из последнего.

ВТО сохраняет традицию ГАТТ по принятию решений на основе консенсуса. Однако в случаях, когда консенсус невозможен, Соглашение о ВТО предусматривает голосование. В подобных ситуациях решения принимаются большинством голосов на основе принципа "одна страна - один голос".

Соглашение предусматривает следующие правила:

1) толкование любого многостороннего торгового соглашения

принимается большинством в 3/4 голосов стран - членов ВТО;

2) конференция министров принимает решения об освобождении от обязательств, возложенных на какого-либо члена многостороннего соглашения, также большинством в 3/4 голосов;

3) решения о внесении поправок в многосторонние соглашения принимаются либо с одобрения всех стран-членов, либо большинством в 2/3 в зависимости от сути самой поправки (однако та-

кие поправки вступают в силу только для стран, их принявших);

4) решение о принятии нового члена принимается 2/3 голосов. Секретариат ВТО, который возглавляет генеральный директор, находится в Женеве. Персонал составляет около 500 человек. К функциям секретариата относятся: обслуживание органов ВТО в отношении переговоров и выполнения соглашений; обеспечение технической поддержки развивающимся странам, и особенно наименее развитым; анализ торговой деятельности и торговой политики стран-членов; содействие в вопросах решения торговых конфликтов, включая толкование правил и прецедентов ВТО; консультации по вопросам присоединения к ВТО новых членов [2, с. 19 -31.].

Вся система многосторонних обязательств в области международных экономических, и в том числе торговых, отношений, в целом, направлена на достижение баланса использования ее участниками инструментов торговой политики в рамках многостороннего компромисса национальных торгово-политических интересов и возможностей развития международной торговли в целом. Инструментом выработки такого компромисса являются многосторонние торговые переговоры Основные принципы, которые были сформулированы в общем виде еще в рамках ГАТТ-47, составили основу и современных многосторонних соглашений в рамках Всемирной торговой организации.

Многосторонние соглашения включают ряд содержательных элементов, которые, как правило, универсальны для ГАТТ и соглашений Уругвайского раунда.

К ним относятся:

1) основные принципы системы многостороннего регулирования

и многосторонних торговых соглашений;

2) индивидуальные обязательства стран-уча-стниц в области торговых ограничений (в ГАТТ - таможенные тарифы, в ВТО - таможенные тарифы, ограничения в области торговли услугами и применение субсидий в торговле сельскохозяйственными товарами);

3) основные правила применения торговых ограничений и других мер регулирования (в значи-

тельной мере это случаи исключений из основных принципов и правила применения таких исключений);

4) механизм разрешения торговых споров, связанных с применением соглашений[2, с. 33].

Хотя данный перечень не отражает структуру самих соглашений, однако соответствует основным, наиболее универсальным элементам, которые присутствуют во всех соглашениях Уругвайского раунда и позволяют решать ключевые проблемы в области многостороннего регулирования:

1) минимизации случаев и форм дискриминации в международной торговле;

2) обеспечения доступности информации об имеющихся ограничениях и соответственно уменьшения их действия как препятствия для развития международной торговли без ущерба для достижения целей их применения той или иной страной;

3) возможной минимизации уровня торговых ограничений за счет использования механизма взаимных уступок;

4) минимизации негативных эффектов торговых ограничений за счет установления общих правил их применения в отношении как случаев использования тех или иных инструментов, так и форм ограничений и практики их применения;

5) минимизации негативных последствий торговых конфликтов путем создания механизма принятия объективных решений по фактам нарушения обязательств и принятия правил введения санкций против нарушителей соглашения с целью предотвращения произвола и эскалации конфликтов[2, с. 34].

Можно выделить ряд основополагающих принципов многосторонних соглашений, обеспечивающих возможность взаимодействия конкурирующих национальных систем регулирования, соблюдение которых в рамках каждой национальной системы регулирования страны-участницы является основой общего взаимодействия механизмов регулирования.

Важнейшие принципы создания и взаимодействия систем регулирования, выступают в виде отдельных статей, начиная с ГАТТ-47, а также проявляются в положениях конкретных правил ГАТТ и ВТО.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Генеральное соглашение по торговле услугами (General Agreement on Trade in Services).

2. Основы торговой политики и правила ВТО. - М.: Междунар. отношения. - 2005.

V.A. Nikiforov.

WTO AS INTERNATIONAL SPECIALIZED INSTITUTE OF COMPATIBILITY OF MECHANISMS AND PRACTICE OF LEGAL REGULATION OF FOREIGN TRADE OF SEPARATE COUNTRIES

In the given article the World Trade Organization is showed as a specialized institute of compatibility of mechanisms and practice of legal regulation of foreign trade of separate countries, international agreements in the sphere of foreign trade under the conditions of globalization are examined.

Key words: World Trade Organization, mechanisms of legal regulation, trading agreements, foreign trade globalization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.