Научная статья на тему 'Реформа вто: предпосылки, условия и перспективы'

Реформа вто: предпосылки, условия и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3579
498
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЦЕПОЧКИ / МНОГОСТОРОННЯЯ ТОРГОВАЯ СИСТЕМА / ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНСТИТУТЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТОРГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / МИНИСТЕРСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ / МЕХАНИЗМ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ / GLOBAL TRADE / GLOBAL PRODUCTION CHAINS / MULTILATERAL TRADING SYSTEM / TRADE POLICY / WORLD TRADE ORGANIZATION / INTERNATIONAL INSTITUTIONS / REGIONAL TRADE AGREEMENTS / MINISTERIAL CONFERENCES / DISPUTE SETTLEMENT MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаченко Татьяна Михайловна

Максимальное использование преимуществ международного разделения труда и обмена достижениями инновационного развития возможно только при наличии строгой системы норм и правил, которые позволяли бы регулировать международную торговлю, обеспечивая прозрачность условий доступа на рынки, возможность оспаривать дискриминационные меры, а также сохранять определённую степень защиты интересов национальных производителей. Начало становлению многосторонней торговой системы было положено подписанием Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), а впоследствии развито в документах, кодексах и решениях переговорных раундов. С 1995 г. основу многосторонней торговой системы составляет свод правил Всемирной торговой организации (ВТО), сформированных, что особенно важно, на многостороннем уровне. В последние годы, однако, переговорный процесс в рамках ВТО замедлился, что сказалось на качестве и темпах принятия решений по ключевым проблемам мирового развития. Это позволяет говорить об определённом кризисе ВТО как основного регулятора мировой торговли, а, следовательно, о необходимости как институциональной, так и содержательной реформы этой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WTO Reform: Background, Conditions and Prospects

Maximizing the benefits of international division of labor and sharing the achievements of innovative development is possible only with the existence of a strict system of rules and regulations. Such system would enable fair regulation of international trade, ensure the transparency of market access and make it possible to challenge discriminatory measures, as well as to maintain certain measures to protect the interests of domestic producers. The creation of the multilateral trading system has started with the General Agreement on Tariffs and Trade (GATT) and was subsequently developed in the documents and codes, the decisions of the negotiating rounds. Since 1995, a set of rules of the World Trade Organization (WTO) became the basis of the multilateral trading system. All rules are worked out at the multilateral level. However, in recent years the negotiations within the WTO has slowed down, that affected the quality and speed of decision-making on key issues of global development. That provokes the discussion it on a certain crisis of the WTO as the main regulator of world trade, and therefore the need to provide both institutional and substantive reforms.

Текст научной работы на тему «Реформа вто: предпосылки, условия и перспективы»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

РЕФОРМА ВТО: ПРЕДПОСЫЛКИ, УСЛОВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Т.М. Исаченко

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.

Максимальное использование преимуществ международного разделения труда и обмена достижениями инновационного развития возможно только при наличии строгой системы норм и правил, которые позволяли бы регулировать международную торговлю, обеспечивая прозрачность условий доступа на рынки, возможность оспаривать дискриминационные меры, а также сохранять определённую степень защиты интересов национальных производителей.

Начало становлению многосторонней торговой системы было положено подписанием Ггнерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), а впоследствии развито в документах, кодексах и решениях переговорных раундов. С1995 г. основу многосторонней торговой системы составляет свод правил Всемирной торговой организации (ВТО), сформированных, что особенно важно, на многостороннем уровне. В последние годы, однако, переговорный процесс в рамках ВТО замедлился, что сказалось на качестве и темпах принятия решений по ключевым проблемам мирового развития. Это позволяет говорить об определённом кризисе ВТО как основного регулятора мировой торговли, а, следовательно, о необходимости как институциональной, так и содержательной реформы этой организации.

Ключевые слова: мировая торговля, глобальные производственные цепочки, многосторонняя торговая система, торговая политика, Всемирная торговая организация, международные институты, региональные торговые соглашения, министерские конференции, механизм разрешения споров.

Ни в одной части политической экономии

не господствует такого разногласия между теоретиками и практиками, как относительно международной торговли и торговой политики. Вместе с тем в области этой науки не существует другого вопроса, который бы имел столь важное значение как по отношению к благосостоянию и цивилизации страны, так и по отношению к её самостоятельности, могуществу и устойчивости.

Ф. Лист. «Национальная система политической экономии».

Контуры современного экономического развития

Современное экономическое развитие всех стран мира, кризисные тенденции и явления, гуманитарные и социальные проблемы многих стран вновь подтверждают значение мировой торговли как фактора сохранения баланса и поддержания устойчивого развития мировой экономики. Традиционно основными преимуществами участия в мировой торговле в условиях глобализации считаются:

- хотя бы частичная ликвидация дефицита товаров в рамках отдельных экономик, выравнивание уровней экономического развития стран;

- увеличение числа рабочих мест, рост благосостояния;

- распространение передовых достижений мировой науки и инноваций, расширение доступа разных стран и компаний к передовым технологиям и товарам;

Международные торговые связи рассматриваются как элемент, способствующий сохранению мира и стабильности.

Дополнительные стимулы к своему развитию международная торговля получила за счёт активного развития глобальных производственных цепочек, позволяющих говорить о формировании нескольких мировых фабрик и появлении нового бренда «Сделано в мире». Это подтверждают исследования, проведённые на основе использования модели «затраты-выпуск», продемонстрировавшие, что с 1995 г. практически во всех случаях производства товаров на основе подобных цепочек стоимость, «добавленная» вне страны, существенно увеличивалась. При этом «добавление» стоимости происходило даже вне рамок региона, в котором расположена страна-конечный производитель.

При всей очевидности преимуществ активного участия в международном товарообмене, торговле услугами и продуктами интеллектуальной собственности, эти процессы всё чаще становятся заложниками противоречий и политических амбиций стран и регионов, что полностью нивелирует потенциальные выгоды от участия в международном сотрудничестве.

Чтобы свести к минимуму подобные негативные явления, необходима стратегия участия

страны в международном экономическом сотрудничестве, наличие системы норм и правил, которые позволяли бы регулировать международную торговлю, обеспечивая прозрачность условий доступа на рынки, возможность оспаривать дискриминационные меры, а также сохранять определённую степень защиты интересов национальных производителей.

В национальных масштабах такая система реализуется через торговую политику, которая представляет собой систему государственных мер, направленных на достижение экономикой страны преимуществ на мировом рынке и на защиту интересов национальных производителей на внутреннем рынке. С другой стороны, в условиях глобализации наличие обширного арсенала мер национального законодательства, применяемых для регулирования участия страны в МРТ, неизбежно привело бы (а зачастую и приводит) к дальнейшему обострению противоречий и проблем. Усиление взаимосвязанности мира, углубление торговых и производственных связей между отдельными странами превращали в насущную необходимость выработку универсальных правил, обеспечивающих предсказуемость последствий участия в МРТ, одновременно сохраняя возможность использования национальной торговой политики для защиты стратегических интересов.

Многостороння система регулирования торговли: необходимость или закономерность развития

Идеи о необходимости международного свода правил, нацеленного на учёт интересов как каждой страны, так и мирового сообщества, мы встречаем ещё в работах немецкого экономиста и одного из основателей теории торговой политики Ф. Листа. В своей самой известной работе «Национальная система политической экономии» он отмечал: «Политическая экономия в отношении к международной торговле должна основывать своё учение на опыте, соображать предлагаемые ею меры с потребностями настоящего времени и со своеобразным положением каждой отдельной нации, не упуская в то же время из вида требований будущего и всего человечества. Она опирается, следовательно, на философию, политику и историю. В интересах будущего и всего человечества философия требует: всё большего и большего сближения между собою различных наций, избегания, насколько возможно, войны, укрепления и развития международного права, перехода того, что мы теперь называем народным правом, в государственно-федеральное право, свободы в сношениях между собою народов — как в области умственной, так и в материальной, наконец, объединения всех наций под верховенством закона — одним словом, всемирного союза» [8]. Формирование подобной системы происходило на протяжении всего периода после Второй мировой войны. Начало становлению многосто-

ронней торговой системы было положено подписанием Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), а впоследствии развито в документах, кодексах и решениях переговорных раундов.

Существование форума по ведению многосторонних торговых переговоров придало новые контуры традиционной дискуссии о соотношении протекционизма и свободы торговли. Расширение арсенала инструментов и изменение характера торговой политики привело к трансформации сущности свободной торговли. Помимо снижения и устранения барьеров настолько, насколько возможно, современная концепция либерализации международного торгового регулирования предусматривает систематизацию мер торговой политики и унификацию правил их применения. Это обуславливает перманентный поиск эффективных инструментов торговой политики, новый подход к её роли и задачам, который учитывает направление и темпы развития мировой экономики, а также необходимость усиления конкурентоспособности предприятий и национальных экономик.

Очевидно, что современный протекционизм также существенно отличается от протекционизма предшествующих десятилетий, поскольку в значительной степени предусматривает сочетание защитных мер с мерами скрытого протекционизма и продвижением интересов национальных производителей [4]. Развитие ГАТТ в значительной степени способствовало выработке правил применения подобных мер защиты внутреннего рынка. С 1995 г. система конкретных договорённостей по наиболее острым проблемам была преобразована в стройный свод правил Всемирной торговой организации (ВТО), сформированных, что особенно важно, на многостороннем уровне, т.е. при участии всех членов организации и обязательных для исполнения всеми участниками на основе Устава ВТО. Наиболее полно история ГАТТ/ВТО представлена в работах И.И. Дюмулена [2], в которых отчётливо продемонстрирован медленный, но последовательный прогресс переговоров в рамках ГАТТ по согласованию правил регулирования международной торговли. Аналогичный анализ представлен также в работах Э.П. Бабина [1]. Из зарубежных экспертов наиболее детальный анализ многосторонней торговой системы содержится у Г. Ван Грастека [14].

С началом Дохийского раунда переговоров (2001 г.), определившего весьма обширную повестку дня при условии соблюдения строгих принципов достижения решений по ключевым вопросам, многосторонняя торговая система переживает серьёзный системный кризис. Он выразился в том, что в течение длительного периода времени не принято ни одного существенного решения, позволившего расширить свободу торговли и выполнение других ключевых принципов ВТО. Кризис происходит на фоне весьма динамичного развития международной

торговли и других форм международного экономического сотрудничества, потребовавших активизации усилий по их стимулированию и регулированию. Все попытки развитых и развивающихся стран найти компромисс по сложным вопросам - таким, как сокращение уровня тарифной защиты по промышленным и сельскохозяйственным товарам, устранение субсидий, искажающих торговлю и конкурентную среду, упрощение формальностей и процедур оформления торговых операций, оформление посредством многостороннего соглашения регулирования торговых операций, являющихся составной частью крупных инвестиционных сделок, и многие другие - не увенчались успехом. Усилия ВТО и его секретариата, направленные на достижение компромиссов при обсуждении этих сложных вопросов на министерских конференциях ВТО, нивелировались противоречиями между отдельными группами стран.

В этом отношении интересен комплексный аналитический обзор этапа многосторонних торговых переговоров в период, предшествовавший министерской конференции на Бали в декабре 2013 г., и определение перспектив последующего развития [см. подробнее 9].

Важным этапом в развитии многосторонней торговой системы стали 2013-2014 гг., когда произошло принятие и оформление одной из важнейших задач по дальнейшему развитию международной торговли в целях углубления и реализации преимуществ глобализации.

В декабре 2013 г. на министерской конференции в Индонезии члены ВТО завершили переговоры по Соглашению об упрощении процедур торговли, начатые ещё в начале 2000-х гг. Переговоры велись на основе общих принципов ВТО в рамках более широкого «Балийского пакета».

После принятия документов члены ВТО должны были осуществить ратификацию всего пакета соглашений, однако на этом этапе возникли сложности, поскольку развивающиеся страны, прежде всего Индия, увязали принятие Соглашения с получением права на расширенное финансирование создания продовольственных запасов, которое может повлечь за собой нарушение связанных лимитов государственной поддержки, искажающей торговлю, т.е. поддержки, которая влияет на цены и объёмы торговли. Эти требования практически заблокировали продвижение переговоров по упрощению процедур торговли, а также по многим другим вопросам повестки дня ВТО. Лишь в ноябре 2014 г., через год после принятия документов, компромисс был найден. Именно это можно считать одним из наиболее важных достижений ВТО за последние два года.

Но даже прогресс по таким важным вопросам, как упрощение торговли и создание продовольственных запасов для обеспечения продовольственной безопасности развивающихся стран, не привёл к существенному расшире-

нию торговли. После более чем 10 лет сложных переговоров необходимость институциональных рамок регулирования мировой торговли отнюдь не уменьшилась, но, напротив, возросла в связи с усилением тенденций к расширению регионального и кросс-регионального сотрудничества. В современной обстановке преимущества от участия в мировой торговле можно получить только путём участия в постоянных и содержательных переговорах. При этом переговоры должны вестись по самому широкому спектру вопросов регулирования. К сожалению, в настоящее время для активизации процессов международного экономического сотрудничества, расширения торговли и максимизации преимуществ от участия в этих процессах уже недостаточно снижения тарифных барьеров и устранения традиционных торговых барьеров. Именно эти идеи были заложены в основу переговорного процесса Дохийского раунда. Учитывая серьёзный кризис данного этапа многосторонних торговых переговоров, следует проанализировать его причины и перспективы разрешения наиболее спорных вопросов.

Министерская конференция ВТО в Женеве 2008 г. была призвана стать завершающим этапом многолетних переговоров, стартовавших в 2001 г. Однако на этой конференции не удалось найти выход из тупика. Напротив, положение осложнилось настолько, что многие эксперты поставили вопрос о кризисе Дохийского раунда и даже о его неудачном завершении. Что же послужило основными причинами кризиса, и какие факторы необходимо принимать во внимание в дальнейшем для того, чтобы избежать ещё более серьёзных разногласий?

Прежде всего, стоит отметить, что в 2000-е гг. ВТО стала очень большой и диверсифицированной организацией. Развивающиеся страны составляют 78% участников, а достижение консенсуса требуется по всему пакету мер либерализации торговли, которые одинаково важны как для развитых, так и для развивающихся стран.

Заявленный ещё в 2001 г. принцип «ничто не решено, пока всё не решено» превратился в сложнейшую проблему. На практике достижение консенсуса на его основе крайне затруднительно. С одной стороны, в повестку дня вносится самый широкий спектр вопросов, а с другой - возникают проблемы по реформе в тех секторах, в которых нигде, кроме ВтО, невозможно достичь компромисса. Но и в рамках ВТО переговоры по ним зашли в тупик.

Кроме того, принципиально изменилось соотношение сил на переговорах. Доминирующая позиция США и ЕС стала ослабляться, появился противовес в лице таких динамично развивающихся экономик, как Китай, Индия и Бразилия. Замедление темпов экономического роста в Европе и США, ослабление их переговорной силы привело к тому, что на Дохийском раунде не было очевидного лидера, который мог бы придать новый импульс переговорам, а также

заинтересовать в их активном продолжении всех участников.

Многосторонние переговоры лишились политической поддержки. Достижение тарифной либерализации было достаточно лёгким в те времена, когда ещё сохранялись высокие импортные тарифы на промышленную продукцию и прогресс в переговорах зависел от стремления экспортёра к его достижению. На новом этапе предстояло либерализовать торговлю в сферах, имеющих важное политическое и социальное значение (сельское хозяйство и услуги), а также согласовать правила применения барьеров на пути доступа на рынок, отличных от пограничных мер и затрагивающих вопросы внутреннего экономического регулирования.

Принцип специального и диверсифицированного режима (СДР) для развивающихся стран размыл основы взаимности в предоставлении уступок. Если в соглашениях ГАТТ развивающимся странам были предоставлены достаточно широкие возможности с точки зрения взаимности предоставления уступок, то в условиях Дохийского раунда сохранение этих преимуществ стало затруднительным, потому что многие зарождающиеся и динамично развивающиеся экономики стали играть важную роль в либерализации мировой торговли. Развитие этих экономик потребовало большего открытия их собственных рынков. Кроме того, развивающиеся страны также стали сильно дифференцированными, что сделало применение СДР ещё более затруднительным и противоречивым.

В пост-Дохийский период мировое развитие столкнулось с рядом крайне серьёзных экономических и политических угроз. Экономический кризис 2008 г., последствия которого ощущаются и по сей день, глобальная террористическая угроза, экологические проблемы и глобальное потепление создали атмосферу беспокойства по поводу отдельных аспектов глобализации, включая либерализацию торговли в рамках ВТО.

Интересы предпринимательского сектора также сыграли важную роль в изменении подхода к многосторонним торговым переговорам. Крупный бизнес заинтересован в формировании глобальных стоимостных цепочек, образующих «мировые фабрики». Так появились «североамериканская фабрика», «азиатская фабрика», «европейская фабрика». Международные инвестиции и производственные связи способствовали росту интереса к двусторонним и плюрилатеральным региональным и кросс-региональным преференциальным соглашениям, в рамках которых достижение договорённостей происходит быстрее и легче, чем в ходе бесконечных многосторонних переговоров. Число региональных и кросс-региональных соглашений растёт, при этом их качественный характер и сфера покрытия существенно меняются. ВТО признаёт потенциальные преимущества таких соглашений, в том числе достижение более высоких темпов экономического роста. Однако

очевидно, что подобные глубокие соглашения не могут не вступать в противоречие с многосторонними торговыми правилами, что, естественно, подрывает устои ВТО и порождает сомнения в её способности регулировать многие важные вопросы современного экономического сотрудничества [3]. Особое значение с точки зрения потенциального изменения правил международной торговли под влиянием мегарегиональных блоков имеют транстихоокеанский (соглашение о Транстихоокеанском партнёрстве) и трансатлантический проекты (соглашение о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнёрстве) [10]. Подписанием столь масштабных соглашений государства стремятся не только гарантировать своим компаниям беспрепятственный доступ на внешние рынки товаров, услуг и капиталов, но и обозначить свои позиции на рынках стран-ведущих партнёров. Это наиболее отчётливо проявляется в соглашении ТТП, которое регулирует вопросы торговли и сопряжённые с ними аспекты взаимодействия, включая содействие торговле, применение санитарных и фитосанитарных мер, технических барьеров, защитных мер; регламентацию инвестиций, торговли услугами, электронной коммерции, государственных закупок, отношения в сфере интеллектуальной собственности, рынка труда и защиты окружающей среды. Как и любое соглашение о свободной торговле, ТПП направлено на обеспечение комплексного доступа на рынки и активизацию производственного сотрудничества в глобальных производственных цепочках. Отвечая на современные глобальные вызовы, Соглашение распространяется на такие сферы, как инновационное развитие, повышение производительности и конкурентоспособности национальных экономик. Расстановка сил в мировой экономике предопределяет, что в основу масштабной интеграции заложено стремление американских корпораций закрепить свои позиции на перспективных рынках и обеспечить преимущества в конкурентной борьбе. Проект Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства призван свести воедино все договорённости, существующие между США и ЕС [6], и закрепить новые с учётом изменившихся контуров глобальной экономики. Переговоры по соглашению продолжаются второй год, причём со стороны ЕС звучат определённые опасения. В частности, в странах

ЕС развернулась масштабная кампания с требованием прозрачности переговорного процесса. Одним из наиболее острых спорных вопросов стало использование так называемого механизма разрешения инвестиционных споров между инвестором и государством1. В случае включения в соглашение, данный механизм позволяет инвесторам выдвигать иски против государств в целом. Вынесение этого вопроса на широкое обсуждение выявило противоречия в позициях США и ЕС: у Евросоюза есть сомнения по включению в Соглашение этого механизма, поскольку это ограничило бы возможности ЕС вводить дополнительные ограничения по соблюдению экологических норм и стандартов здравоохранения. Последние дебаты в Европейском парламенте, состоявшиеся в марте 2016 года, показали, что в Европе нет единства по поводу рациональности данного соглашения, не говоря о его соответствии положениям статьи XXIV ГАТТ.

Перспектива заключения ТТИП не может не вызывать озабоченность ВТО, поскольку в случае его вступления в силу многие многосторонние правила утратят своё решающее значение, а крупнейшие рынки мира - США и ЕС будут менее заинтересованы в совершенствовании и реформировании механизма многостороннего сотрудничества.

Ещё большую угрозу для ВТО представляет Соглашение по торговле услугами (ТИС2 , фактически инициированное американскими корпорациями, представляющими такие отрасли, как фармацевтика, автомобилестроение, информационные технологии, финансовый сектор, розничная торговля и др.) Переговоры по ТИСА выведены из-под компетенции ВТО: они ведутся за её рамками в закрытом режиме, в результате чего ВТО не имеет детального представления о масштабах и форматах будущих договорённостей. Между тем, в соответствии со ст. 3 пар. 2 Марракешского соглашения об учреждении ВТО, именно ВТО является форумом для переговоров между её членами по вопросам многосторонних торговых отношений, регулируемых соглашениями, содержащимися в Приложениях к основному документу. Торговля услугами регулируется в рамках Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). Эта система не может быть дополнена новым соглашением, поскольку согласно ст. 10 пар. 9 Марракешского соглашения «... Конференция министров, по просьбе членов-у-

1 Investor-state dispute settlement (ISDS) - механизм, предполагающий, что действия принимающего государства по защите от нежелательных инвестиций могут быть оспорены в арбитражном суде. Обычно разрешением инвестиционных споров занимается Международный центр по урегулированию инвестиционных споров при Всемирном банке (МЦУИС), кроме того, зачастую в подобных случаях стороны обращаются также в судебные инстанции, такие, как Лондонский международный арбитражный суд, Международный арбитражный суд Международной торговой палаты, Международный арбитражный центр Гонконга или Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ.

2 Trade in Services Agreement (TISA). Участниками данных переговоров являются Австралия, Гонконг, ЕС, Израиль, Исландия, Канада, Колумбия, Коста-Рика, Лихтенштейн, Маврикий, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Пакистан, Панама, Перу, Республика Корея, США, Тайвань, Турция, Чили, Швейцария, Япония. Инициаторами соглашения выступили США и Австралия.

частников какого-либо торгового соглашения, может только путём консенсуса решить вопрос о включении такого соглашения в Приложение 4»3. Легко предположить, что включение ТИСА в число приложений вряд ли получит одобрение всех членов ВТО.

После того, как сайт ВикиЛикс опубликовал материалы об основных положениях данного соглашения, в ВТО возникли опасения, что после подписания соглашений ТПП, ТТИП и ТИСА США намереваются решать свои торговые проблемы вне рамок ВТО. Важно и то, что ни в один из мегапроектов не вовлечён Китай, что ограничивает его возможность влиять на формирование правил международной торговли. Особые опасения у стран, не вовлечённых в переговорный процесс и у ВТО, вызывают потенциальные договорённости в сфере медицинских и финансовых услуг, перемещения физических лиц, электронной торговли. Следует также подчеркнуть, что именно по этим видам услуг сохраняются наибольшие ограничения и наибольшая неопределённость регулирования в рамках ГАТС.

Политический фактор стал оказывать большое влияние на экономику и экономические интересы. Имеют место случаи предоставления преференций вопреки экономической целесообразности, по политическим соображениям, происходит формирование блоков, основанное на стремлении усилить политический альянс, наблюдается возврат к механизму санкций, противоречащих экономическим интересам -всё это не может не вызывать беспокойства и активизирует поиски альтернативных путей реализации национальных экономических интересов. Примером политически мотивированных соглашений может служить Соглашение о формировании глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли между ЕС и Украиной.

Учитывая все эти тенденции, можно утверждать, что страны опасаются брать на себя новые обязательства в условиях крайней неопределённости перспектив экономического и политического развития.

Выше нами обозначен неполный перечень причин, обусловивших кризис Дохийского раунда переговоров и фактический отказ от решения обширного комплекса проблем повестки дня Раунда тысячелетия. Впервые в истории были высказаны сомнения, в том числе экспертами, в целесообразности самого существования ВТО. Подобная ситуация логически приводит к необходимости осуществления серьёзных институциональных и субстантивных реформ в деятельности ВТО ради сохранения за ней роли системы регулирования международной торговли. Безусловно, нельзя утверждать, что на протяжении 20 лет своей деятельности Организация полностью себя не оправдала. Как

обоснованно утверждают эксперты в области многосторонней торговой системы, «.. .Несмотря на определённые разногласия в вопросах регулирования международной торговли между отдельными странами-членами ВТО, за 20 лет своего существования организация доказала свою состоятельность в качестве основного и самого масштабного форума для обсуждения наиболее сложных и проблемных тем в области торговых отношений между государствами и их формальными и неформальными объединениями» [9].

Потенциальные направления реформы ВТО как залог существования организации

Первые попытки найти новый подход к решению острых проблем в деятельности Организации были предприняты в 2013 г. в ходе министерской конференции на Бали и в декабре 2015 г., на следующей конференции в Найроби. К этому времени проблемы ВТО разрастались, как снежный ком: пока члены организации пытались справиться с вызовами предшествующего этапа работы, копились и выявлялись новые безотлагательные проблемы. В итоге повестка дня Дохийского раунда расширилась и стало очевидно, что реформа необходима практически во всех сферах деятельности ВТО, включая механизм разрешения споров, назрела необходимость нового подхода к предоставлению торговых преференций на основе региональных и кросс-региональных соглашений. Динамичное развитие глобальных производственных цепочек создания стоимости обусловило необходимость закрепления новых правил, прежде всего, в отношении определения страны происхождения товара. ВТО должна приспосабливаться к реалиям современного этапа глобализации. Отчаянные попытки удержать статус-кво идут вразрез с долгосрочными и прагматичными интересами ВТО. Страны-члены должны как можно скорее разработать, обсудить и согласовать мандат реформы во избежание углубления «идеологического кризиса» ВТО.

Прежде всего, необходимо вернуть весь процесс переговоров по регулированию международной торговли в рамки ВТО. Это не исключает возможности двустороннего сотрудничества, однако оно должно базироваться на адекватных правилах, унифицированных для всех преференциальных соглашений. Существующая правовая база, представленная статьёй XXIV ГАТТ и статьёй V ГАТС, очевидно перестала отвечать формату и масштабу современных соглашений. Обе статьи требуют серьёзной доработки. Было бы целесообразно рассмотреть принятие особых правил, существенно расширяющих и дополняющих традиционные положения. За основу может быть принят опыт регламентации применения мер в других сферах. Так, в рамках ГАТТ

3 Марракешское соглашение об учреждении ВТО [Электронный ресурс]. Режим доступа http://base.garant.ru /2541158/#friends#ixzz41e7R6Hnu

существует статья VI, осуждающая демпинг и определяющая возможность взимания антидемпинговых пошлин в целях устранения или предотвращения материального ущерба. В дополнение к этой статье действует Соглашение о применении статьи VI ГАТТ, которое существенно дополняет и расширяет правила применения антидемпинговых мер. Подобная ситуация складывается и в отношении многих других мер, базовое применение которых регламентировано ГАТТ, а более детальное разъяснение приводится в отдельных документах.

Как известно, реформы должны начинаться с малого. Любая реформа изначально должна получить поддержку национального бизнеса и гражданского общества. Поскольку торговая политика имеет своей целью защиту и продвижение интересов национальных производителей, каждое решение должно приниматься при активном участии субъектов экономики. К примеру, в период Великой депрессии большинство стран ввели высокие тарифы, что вызвало в США рост безработицы (с 9% до 25% в течение трёх лет) и социального недовольства. Другим примером может служить присоединение России к ВТО: производители, прежде всего в сфере сельского хозяйства, не принимали активного участия в переговорах, что впоследствии вылилось в поток претензий к принятым Россией обязательствам. Практика демонстрирует, что без продуманного и глубокого публичного обсуждения создаётся опасный вакуум, в условиях которого возникают ложные представления и представления, зачастую превращающиеся в ложную реальность. Стабильная и эффективная торговая политика требует государственного контекста, однако материальные блага создаются в реальной экономике, а самые крупные, самые богатые и мощные экономики стали такими потому, что их представляли крупные и мощные корпорации. Общественное мнение также должно быть подготовлено к подобному восприятию.

В современной ВТО существует сложная система принятия решений. Наличие большого числа комитетов и советов, закрепление всех решений в ходе министерских конференций - вот основные элементы сложной иерархии. Например, Совет по торговле товарами руководит работой 12 комитетов, созданных с целью администрирования и наблюдения за имплементацией всех соглашений Уругвайского раунда. Наряду с этими структурами работают комитеты, чьи задачи имеют «горизонтальный» характер, например, Комитет по торговле и развитию, Комитет по торговле и вопросам окружающей среды и Комитет по региональным торговым соглашениям. Хотя все структуры ведут серьёз-

ную аналитическую и консультационную работу, налицо очевидный дефицит активного участия национальных делегаций. Учитывая растущий интерес к торговой политике со стороны общественности, ВТО должна более энергично взаимодействовать с представителями стран и их общественных организаций.

Другим важным условием, сопровождающим реформу многосторонней торговой системы, должно стать признание реалий современного мира. Базовые правила ВТО формировались в рамках ГАТТ в первые послевоенные годы, в политических и экономических условиях, которые кардинально отличаются от современных. Безусловно, в рамках восьми раундов переговоров по повестке дня ГАТТ и большой работы, проделанной после создания ВТО, в них были внесены существенные изменения. Тем не менее, совершенно очевидно, что ускоренные темпы глобализации драматическим образом меняют контуры и условия современных международных экономических отношений и оказывают влияние на их будущее.

Нельзя утверждать, что в ВТО не была проделана работа по адаптации к современным условиям. Были достигнуты, хотя и не без сложных компромиссов, определённые результаты. Подписание соглашения об упрощении процедур в торговле позволило сохранить надежду на то, что многосторонние торговые переговоры представляют собой оптимальный путь формирования правил и обеспечения стабильности и развития. Однако последние два года стали для ВТО критическими. Впервые, в том числе и на экспертном уровне, прозвучали сомнения в целесообразности самого существования Организации. Оживление протекционизма в форме торговых санкций, участившееся использование XXI статьи ГАТС для обоснования ограничительных мер, размывание многосторонних принципов в рамках плюрилатеральных договорённостей вплоть до появления новых переговорных площадок вне рамок ВТО, однако в рамках её компетенции, - всё это представляет угрозы и вызовы, противостоять которым ВТО сможет, только приняв, а не отторгая их.

Расширению мировой торговли в период ГАТТ во многом благоприятствовали меры «социальной защиты», предотвращавшие серьёзные нарушения в богатых странах, доминировавших на торговых переговорах. В своей институциональной теории Дж. Рагги назвал подобную ситуацию в отношении договорённостей «встроенным» либерализмом4 [13]. Однако при этом интересы развивающихся стран оказались ущемлены. Для многих из них очень остро стоят вопросы взаимосвязи между торговлей и раз-

4 «Встроенный либерализм» (описательный термин для периода после Второй мировой войны) означает установление компромисса между режимом свободной торговли в целях её активизации, с одной стороны, и реализацией социальных программ и регулированием политики занятости, с другой. Как правило, эти цели противоречат друг другу, поскольку вторая цель предполагает активное участие государства в регулирования товаропотоков и потоков капитала, а, следовательно, применение протекционистских мер.

витием, особенно с учётом дефицита инфраструктуры и несовершенства национальных институтов по поддержке торговли. Необходима переоценка концепции «Помощь в интересах торговли», которая нацелена на передачу ресурсов и технической помощи для создания инфраструктуры и более эффективной интеграции развивающихся стран в глобальную торговую систему.

Учитывая рассмотренный выше процесс интенсификации преференциальной торговли на взаимной и невзаимной основе следует пересмотреть многие положения статьи XXIV ГАТТ и статьи V ГАТС с учётом того, что современные соглашения имеют крайне широкий охват и включают в себя не только устранение барьеров, но и важные положения по доступу на рынок инвестиций. Другая проблема, связанная с подписанием, главным образом, межрегиональных соглашений, заключается в отсутствии прозрачности их содержания как в рамках ВТО, так и частично для участников.

Серьёзной реформы требует механизм разрешения споров, который изначально был задуман таким образом и с такой высокой степенью непредвзятости, что на сегодняшний день уже технически невозможно его эффективное использование без нарушения некоторых основополагающих принципов. Кроме того, как отмечают эксперты из Санкт-Петербургского университета А. Коваль и О. Трофименко. воз-

можности, предоставляемые современными правилами разрешения споров в рамках ВТО, используются неравномерно [6].

Несмотря на прогресс, достигнутый на министерской конференции в Найроби в отношении экспортных сельскохозяйственных субсидий, либерализация в торговле сельскохозяйственными товарами всё ещё остаётся важным вопросом переговорной повестки дня. Решение этого вопроса не может быть увязано с другими и требует особых переговоров.

В целом, очевидно, что пакетный подход ВТО к повестке дня Доха-раунда не оправдывает себя в современных условиях и, вероятно, целесообразен отказ от принципа «ничто не решено, пока всё не решено». Каждый вопрос повестки дня важен и не может решаться в увязке с остальными. В работе ВТО не стоит ожидать глобального прогресса и прорыва по всем направлениям. Медленное, но поступательное движение - вот та модель ведения многосторонних торговых переговоров, которая позволит сохранить позиции ВТО как ведущего института, регулирующего международную торговлю. Даже если бы не существовало такой организации, как ВТО, в условиях глобальных изменений и потрясений в мировой торговле и мировой экономике в целом её необходимо было бы создать сейчас в качестве гаранта использования справедливых и предсказуемых правил, формируемых на многостороннем уровне.

Список литературы

1. Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика. М.: Экономика, 2006.- 463 с.

2. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: ВАВТ, 2012. 359 с. Исаченко Т.М. ВТО спустя 15 лет после начала Дохийского раунда// РСМД. Экономика // Аналитика. М., 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=7009#top-content.

3. Исаченко Т.М. Свобода торговли или протекционизм: проблемы стратегического выбора // Т.М. Исаченко - РСМД. Экономика // Аналитика. М., 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// russiancouncil.ru/inner/?id_4=3032#top-content

4. Исаченко Т.М. Торговая политика Европейского союза. М.: Издательский дом НИУ-ВШЭ 2010.- 395 с.

5. Исаченко Т.М. Экономическая дипломатия в условиях политического кризиса // Вестник СПбГУ. Серия 5 - Экономика. 2015 № 3. С.46-64

6. Коваль А., Трофименко О. Латинская Америка в торговых спорах ВТО: тенденции и перспективы // Латинская Америка 2012 № 8. С. 4-21

7. Костюнина Г.М. Интеграционные процессы в Западном полушарии. М.: МГИМО, 2015. 318 с.

8. Лист Ф. Национальная система политической экономии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.econbook.ru/economy/political/national-system-of-political-economy

9. Медведкова И.А., Трудаева Т.А. Новые горизонты ВТО: перспективы постбалийского развития // Внешнеэкономический вестник. 2015. № 6. С. 62-71

10. Перская В.В. Транстихоокеанское партнёрство: вызов для мировой экономики или эволюция интеграции в условиях перехода к многополярности? // Экономические стратегии, 2015. № 8. С. 26- 39. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elib.fa.ru/art2015/bv4200.pdf>.

11. Bart Los, Marcel P. Timmer and Gaaitzen J. de Vries How Global Are Global Value Chains? A New Approach to Measure International Fagmentation //Journal of Regional Science. Special Issue: Local Consequences of Global Production Processes. Volume 55, Issue 1, January 2015, p 66-92.

12. Jones K. Reconstructing the World Trade Organization for the 21st Century. An Institutionsl Approach. Oxford University Press. 2015.

13. Ruggie John G. International Regimes, Transactions, and Change: Embedded Liberalism in the Postwar Economic System. International Organization 36 (2), Spring, 1982, pp. 379- 415.

14. 14. Van Grastek G. The History and Future of the WTO. WTO: Geneva, 2013. 698 p.

Об авторе

Татьяна Михайловна Исаченко - д.э.н., доцент, профессор кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей МГИМО. E-mail: [email protected].

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ проекта № 15-27-24001.

WTO REFORM: BACKGROUND, CONDITIONS AND PROSPECTS

T.M. Isachenko

Moscow State Institute of International Relations 76, Vernadsky av., 119454 Moscow, Russia.

Abstract: Maximizing the benefits of international division of labor and sharing the achievements of innovative development is possible only with the existence of a strict system of rules and regulations. Such system would enable fair regulation of international trade, ensure the transparency of market access and make it possible to challenge discriminatory measures, as well as to maintain certain measures to protect the interests of domestic producers. The creation of the multilateral trading system has started with the General Agreement on Tariffs and Trade (GATT) and was subsequently developed in the documents and codes, the decisions of the negotiating rounds. Since 1995, a set of rules of the World Trade Organization (WTO) became the basis of the multilateral trading system. All rules are worked out at the multilateral level. However, in recent years the negotiations within the WTO has slowed down, that affected the quality and speed of decision-making on key issues of global development. That provokes the discussion it on a certain crisis of the WTO as the main regulator of world trade, and therefore the need to provide both institutional and substantive reforms.

Key words: global trade, global production chains, the multilateral trading system, trade policy, World Trade Organization, international institutions, regional trade agreements, ministerial conferences, dispute settlement mechanism.

References

1. Babin E., Isachenko T. Vneshneekonomicheskaya politika [Foreign Economic Policy]. Moscow, Ekonomika. 2001.

2. Dumulen I. Vsemirnaya Torgovaya Organizacia [World Trade Organization]. Moscow, VAVT (RAFT), 2012.

3. Isachenko T. VTO spustya 15 let posle nachala Dohijskogo raunda [WTO 15 years after the Doha Round]. RIAC. Economics. Analytics - Moscow, 2015. http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=7009#top-content

4. Isachenko T. Svobodatorgovli ili protekcionism: problem strategicheskogo vybora. [Free Trade vs. Protec-tionizm: The problem of Strategic Choice] RIAC. Economics. Analytics Moscow, 2014. http://russiancouncil. ru/inner/?id_4=3032#top-content.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Isachenko T. Torgovaya politika Evropejskogo Soyuzan [Trade policy of the European Union]. Moscow, Izdatelsky Dom HSE, 2010.

6. Isachenko T. Ekonomicheskaya diplomatiya v usloviyach politicheskogo krizisa [Economic diplomacy in the condition of political crisis]. St.Petersburg University Review. Vol. 5 Economics. 2015. № 3.

7. Koval A., Trofimenko O. Latinskaya America v torgovych sporach VTO: tenedencii I perspectivy [Latin American countries in the WTO dispute settlement: trends and perspectives]. Latinskaya America. 2012. № 8.

8. Kostyunina G.M. Integracionnye processy v Zapadnom polusharii. [Integration processes in the Western Hemisphere]. Мoscow, MGIMO University, 2015.

9. Medvedkova I.A., Trudaeva T.A. New horizons of the WTO: post-Bali prospects for development. Foreign Economic Bulletin. 2015. N 6. P. 62.

10. Perskaya V.V. Transtichookeanskoe partnerstvo vyzov dlya mirovoj ekonomiki ili evolucia integracii v usloviyach perechoda k mnogopolyarnosti? [TransPacific Partnership: Trans-Pacific Partnership: a challenge for the world economy, or the evolution of integration in the transition to multipolarity?] Moscow, Economicheskie strategii, 2015. № 8. P. 26- 39. http://elib.fa.ru/art2015/bv4200.pdf>.

11. Bart Los, Marcel P. Timmer and Gaaitzen J. de Vries How Global Are Global Value Chains? A New Approach to Measure International Fagmentation. Journal of Regional Science. Special Issue: Local Consequences of Global Production Processes. Volume 55, Issue 1, p. 66-92, January 2015.

12. Jones K. Reconstructing the World Trade Organization for the 21st Century. AnInstitutionsl Approach. Oxford University Press. 2015.

13. Ruggie John G. International Regimes, Transactions, and Change: Embedded Liberalism in the Postwar Economic System. International Organization. 36 (2), Spring, 1982, pp. 379-415.

14. Van Grastek G. The History and Future of the WTO. WTO: Geneva, 2013.

About the author

Tatyana Isachenko - Doctor of Economics, Professor, Department of International Economic Relations and Foreign Economic Relations of MGIMO. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.