Научная статья на тему 'Основные принципы многосторонних соглашений в области международных торговых отношений'

Основные принципы многосторонних соглашений в области международных торговых отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3978
955
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ТОРГОВОГО ПРАВА / ГАТТ / ВТО / MAIN PRINCIPLES OF INTERNATIONAL TRADE LAW / GATT / WTO

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никифоров В. А.

Статья посвящена основным принципам многосторонних соглашений в области международных торговых отношений: принципам недискриминации, режима наибольшего благоприятствования, национального режима, а также принципу транспарентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main

The article is devoted to the main principles of multilateral agreements in the field of the international trade relations: principles of nondiscrimination, a mode of the most favored preference, a national treatment, a principle of transparency.

Текст научной работы на тему «Основные принципы многосторонних соглашений в области международных торговых отношений»

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МНОГОСТОРОННИХ СОГЛАШЕНИЙ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

В.А. Никифоров

Кафедра международного и международного частного права Орловский государственный университет ул. Комсомольская, 95, Орел, Россия, 302026

Статья посвящена основным принципам многосторонних соглашений в области международных торговых отношений: принципам недискриминации, режима наибольшего благоприятствования, национального режима, а также принципу транспарентности.

Ключевые слова: основные принципы международного торгового права, ГАТТ, ВТО.

Вся система многосторонних обязательств в области международных торговых отношений в целом направлена на достижение баланса использования ее участниками инструментов торговой политики в рамках многостороннего компромисса национальных торгово-политических интересов и возможностей развития международной торговли в целом. Инструментом выработки такого компромисса являются многосторонние торговые переговоры. Основные принципы, которые были сформулированы в общем виде еще в рамках ГАТТ-47, составили основу и современных многосторонних соглашений в рамках Всемирной торговой организации.

Многосторонние соглашения включают ряд содержательных элементов, которые, как правило, универсальны для ГАТТ и соглашений Уругвайского раунда.

К ним относятся:

- основные принципы системы многостороннего регулирования и многосторонних торговых соглашений;

- индивидуальные обязательства стран-участниц в области торговых ограничений (в ГАТТ — таможенные тарифы, в ВТО — таможенные тарифы, ограничения в области торговли услугами и применение субсидий в торговле сельскохозяйственными товарами);

- основные правила применения торговых ограничений и других мер регулирования (в значительной мере это случаи исключений из основных принципов и правила применения таких исключений);

- механизм разрешения торговых споров, связанных с применением соглашений [3. С. 33].

Хотя данный перечень не отражает структуру самих соглашений, однако соответствует основным, наиболее универсальным элементам, которые присут-

ствуют во всех соглашениях Уругвайского раунда и позволяют решать ключевые проблемы в области многостороннего регулирования:

- минимизации случаев и форм дискриминации в международной торговле;

- обеспечения доступности информации об имеющихся ограничениях и соответственно уменьшения их действия как препятствия для развития международной торговли без ущерба для достижения целей их применения той или иной страной;

- возможной минимизации уровня торговых ограничений за счет использования механизма взаимных уступок;

- минимизации негативных эффектов торговых ограничений за счет установления общих правил их применения в отношении как случаев использования тех или иных инструментов, так и форм ограничений и практики их применения;

- минимизации негативных последствий торговых конфликтов путем создания механизма принятия объективных решений по фактам нарушения обязательств и принятия правил введения санкций против нарушителей соглашения с целью предотвращения произвола и эскалации конфликтов [3. С. 34].

Можно выделить ряд основополагающих принципов многосторонних соглашений, обеспечивающих возможность взаимодействия конкурирующих национальных систем регулирования, соблюдение которых в рамках каждой национальной системы регулирования страны-участницы является основой общего взаимодействия механизмов регулирования.

Важнейшие принципы создания и взаимодействия систем регулирования изложены в виде отдельных статей, начиная с ГАТТ-47, а также в положениях конкретных правил ГАТТ и ВТО [2].

К ним относятся, прежде всего, принцип недискриминации и связанные с ним принцип режима наибольшего благоприятствования; принцип национального режима, а также принцип транспарентности.

Принцип недискриминации — наиболее важный и универсальный принцип, который исходит из необходимости создания максимально равных условий для свободной конкуренции товаров и услуг, независимо от страны производства [3. С. 34].

В российском законодательстве принцип недискриминации зафиксирован в целом ряде законодательных актов. При этом он проводится в отношении как иностранных торговых партнеров, так и субъектов внешнеэкономической деятельности внутри страны. Такими актами являются: Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» [5], который предоставил право осуществления внешнеторговых операций всем юридическим и физическим лицам; Федеральный закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» [7], ст. 2 которого предусматривает недискриминационное применение таможенных пошлин независимо от характера сделок и лиц, которые их осуществляют. Недискриминационный режим осуществления внешнеторговых операций отечественными и иностранными юридическими и физическими лицами закреплен в Федеральном

законе РФ от 13 октября 1995 г. № 157 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» [6].

Однако полностью принцип недискриминации не может быть реализован на практике. В некоторых случаях невозможно избежать избирательного применения ограничений.

Дискриминация в международной торговле наиболее очевидно проявляется в двух направлениях — дискриминация между отдельными странами и дискриминация между национальными и иностранными товарами, услугами, фирмами. Соответственно, в рамках многосторонней системы недискриминационный характер применения инструментов торговой политики обеспечивается на основе двух важнейших принципов: принципа режима наибольшего благоприятствования и принципа национального режима.

Принцип режима наибольшего благоприятствования (англ. — most favoured nation treatment, MFN) сформулирован в ст. I соглашений ГАТТ-47 и ГАТТ-94.

Предоставление режима наибольшего благоприятствования предполагает распространение на страну, которой такой режим предоставлен, любых уступок, которые были предоставлены любой третьей стране: «...любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставленные любой договаривающейся стороной в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны или предназначенного в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других договаривающихся сторон или предназначенному для территории всех других договаривающихся сторон» [3. С. 35].

Исторически принцип режима наибольшего благоприятствования возник в форме правил применения таможенных пошлин и регулирования морских перевозок. В дальнейшем этот принцип становится практически универсальным. Уже в рамках ГАТТ он был прямо распространен на применение внутренних налогов и сборов к импортным товарам, а также правилам транзита перевозки, реализации, распределения или использования импортных товаров. В настоящее время он применяется в отношении большинства элементов многосторонних договоренностей, в частности таможенных пошлин, правил транзита, налоговых инструментов, технических барьеров, количественных ограничений. Кроме того, принцип режима наибольшего благоприятствования является основой Генерального соглашения по торговле услугами [1], а также Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности [4].

Соглашения ГАТТ и ВТО являются многосторонними соглашениями о предоставлении режима наибольшего благоприятствования. В то же время режим наибольшего благоприятствования может предоставляться и в рамках двусторонних соглашений. Историческим примером этому является и торговое соглашение между Англией и Францией 1860 г. и то, что РФ строит свои отношения именно на основе двусторонних соглашений, поскольку не является участником многосторонних торговых соглашений. По числу охваченных стран (120)

система взаимных обязательств в отношении предоставления режима наибольшего благоприятствования, основанная на двусторонних соглашениях, практически сопоставима с ВТО. В рамках двустороннего соглашения режим наибольшего благоприятствования означает гарантию получения наиболее благоприятных условий в торговле, т. е. не хуже, чем условия самой «привилегированной страны».

Существуют стандартные исключения из принципа режима наибольшего благоприятствования: создание таможенных союзов и зон свободной торговли, приграничная и прибрежная торговля, невзаимные преференции, предоставляемые развивающимся странам, а в последнее время и странам с переходной экономикой. К числу традиционных исключений из общего принципа РНБ относят и практику установления особого режима для развивающихся стран, а особенно наименее развитых. Эта практика (дифференцированный и более благоприятный режим для развивающихся стран) была закреплена в соглашениях Кенне-ди-раунда в 1965 г.

Применение принципа национального режима (англ. — national treatment) направлено на устранение дискриминации между национальными и иностранными товарами, услугами, капиталами, лицами, то есть между внутренним и внешним рынком.

Применение национального режима — предоставление импортным товарам, услугам и лицам правового режима, который одинаков или не менее благоприятен, чем тот, который применяется к товарам, произведенным внутри страны (для товаров только после таможенной очистки).

Принцип национального режима прямо сформулирован в ст. III соглашений ГАТТ-47 и ГАТТ-94: «...товарам, происходящим из территории какой-либо договаривающейся стороны и ввозимым на территорию другой договаривающейся стороны, должен быть предоставлен режим не менее благоприятный, чем режим, предоставленный аналогичным товарам национального происхождения в отношении всех законов, правил и требований, относящихся к их внутренней продаже, предложениям на продажу, покупку, перевозку, распределение или использование». Кроме того, в этой статье также отмечалось, что «внутренние налоги и другие внутренние сборы, законы, правила и требования, относящиеся к внутренней продаже, предложениям о продаже, покупке, перевозке, распределению или использованию товаров, а также внутренние правила количественного регулирования, требующие смешения, переработки или использования товаров в определенных количествах или долях, не должны применяться к импортированным или отечественным товарам таким образом, чтобы создавать защиту для внутреннего производства» [3. С. 38-39].

Цель применения принципа национального режима — предотвращение использования в качестве протекционистской меры дискриминации иностранных товаров и услуг за счет внутренних мер регулирования — внутренних налогов, правил продажи, учреждения предприятий, найма работников и т.п.

Наибольшее значение принцип национального режима традиционно имел при применении мер внутреннего налогообложения. В соглашениях ГАТТ-47

он хотя и сформулирован в общем виде, но проблема его применения в отношении внутренних налогов и сборов в ст. III ГАТТ-47 (и ГАТТ-94 соответственно) выделена отдельно. В частности, предусматривается, что уровень таких налогов не должен превышать уровня налогов, которые применяются по отношению к товарам, произведенным внутри страны (это касается и практики применения).

Другие наиболее важные области применения принципа национального режима, зафиксированные еще в ГАТТ-47, — правила сбыта, транспортировки и использования товаров. В частности, под прямой запрет подпадают законодательные нормы, которые требуют обязательного использования определения доли товаров национального производства в качестве сырья и компонентов при изготовлении продукции.

По мере расширения внешнеэкономических связей и роста роли таких их форм, как международное движение капиталов, торговля услугами, международная миграция рабочей силы, торговля объектами интеллектуальной собственности, значение принципа национального режима существенно возросло.

Например, в области вопросов торговли технологиями и научнотехническими знаниями и особенно охраны прав владельцев интеллектуальной собственности принцип национального режима стал основополагающим, хотя и допускает исключения, предусмотренные ранее заключенными многосторонними международными соглашениями в данной сфере.

Нарушения принципа национального режима могут иметь различный характер.

Во-первых, это отступления, предусмотренные нормами международных соглашений или индивидуальными обязательствами отдельных стран в рамках таких соглашений, к числу которых относятся, прежде всего, предоставление правительственных субсидий и осуществление государственных закупок, согласованное в рамках индивидуальных обязательств, предоставление национального режима или изъятий из него в области торговли услугами.

Во-вторых, фактические нормы национального законодательства, направленные на создание более благоприятных условий для национальных компаний за счет мер внутреннего регулирования. Примеры таких законодательных норм могут быть многочисленными: применение фактически более высоких косвенных налогов (например, акцизов или налогов на продажу) к иностранным товарам за счет различий ставок, чаще — процедур взимания, требование об обязательном использовании отечественных товаров в тех или иных производствах, применение менее благоприятных транспортных тарифов к иностранным товарам. В данном случае значение имеют не только собственно законодательные нормы, но и практика их применения [3. С. 40].

Принцип транспарентности — один из наиболее важных принципов, который лежит в основе системы многостороннего международного регулирования внешней торговли.

Транспарентность — обеспечение прозрачности системы регулирования внешней торговли. В широком смысле это означает доступность информации о

мерах по регулированию, их ясность и однозначность как самих норм, так и правил их применения [3. С. 41].

Принцип транспарентности присутствует практически во всех многосторонних торговых соглашениях. Многие из них имеют даже специальные статьи или разделы, однако большинство соответствующих положений содержится в самих правилах применения мер регулирования, например, в ст. X ГАТТ-47 и ГАТТ-94, которая касается публикации и применения правил торговли и предусматривает, что любые меры регулирования должны применяться только после их опубликования.

К основным элементам транспарентности относятся:

1. Доступность информации, которая касается мер государственного регулирования. Принцип транспарентности предполагает обязательность публикации основных норм законодательства о регулировании внешнеторговых отношений и правил их применения.

2. Введение любых мер регулирования только после опубликования. Принцип транспарентности исходит из недопустимости применения любых мер регулирования, которые являются более обременительными по сравнению с мерами, которые действовали ранее, если информация о новых мерах не была предварительно официально опубликована.

3. Единообразное применение мер регулирования. Все меры регулирования должны применяться единообразно. В противном случае заинтересованные стороны не будут в состоянии предвидеть, с какими ограничениями им придется столкнуться при осуществлении каждой конкретной сделки.

4. Возможность обжалования действий властей. Принцип транспарентности предусматривает создание специальных независимых органов для обжалования административных действий властей, связанных с применением мер регулирования. Наиболее предпочтительной считается система обжалования действий властей в административном порядке (т.е. не прибегая к государственной судебной системе), по крайней мере, в первой инстанции. В дальнейшем такие решения могут рассматриваться в порядке апелляции и в судебном порядке [3.

С. 41-42].

В рамках ВТО создана система обеспечения транспарентности, включающая следующие элементы: процедуру нотификаций; механизм консультаций; предоставление информации заинтересованным сторонам.

Нотификация — это официальное уведомление о системе регулирования заинтересованных сторон в рамках многосторонних соглашений, которое осуществляется обычно путем официального представления данных в органы международной организации (в данном случае — ВТО) [3. С. 42].

Процедура нотификации позволяет заранее определить меры регулирования, способные стать потенциальными источниками причинения ущерба другой стороне или возникновения торговых конфликтов, а также получить информацию о мерах, которые в силу своей природы обладают дефицитом транспарентности, т.е. применяются в неявном виде, например, некоторые виды субсидий.

Механизм консультаций частично также можно отнести к элементам многосторонних соглашений, которые обеспечивают транспарентность, в этом случае консультации являются дополнительным источником информации для участников торгового спора и других заинтересованных сторон.

Предоставление информации заинтересованным сторонам предусмотрена во многих многосторонних соглашениях.

Принцип транспарентности является практически универсальным. В случае отступления от принципов транспарентности национальные и иностранные предприятия могут оказаться в одинаково неблагоприятном положении.

Типичные нарушения принципа транспарентности довольно разнообразны.

Наиболее существенные нарушения, «которые могут принести вред как иностранным компаниям, так и местным предприятиям, проявляются, во-первых, в невысоком качестве законодательства в области регулирования внешней торговли и, во-вторых, в нечеткой организации структуры государственных органов, ответственных за осуществление мер регулирования» [3. С. 43].

Недостатки законодательства могут проявляться, в частности, в:

1) недостаточной четкости законодательных норм, носящих слишком общий и декларативный характер вместо описания конкретных инструментов и правил их применения;

2) большом числе норм непрямого действия, когда реальные меры регулирования определяются не столько законами, которые обладают наибольшей транспарентностью, сколько множеством подзаконных актов или даже субъективными решениями должностных лиц;

3) нестабильности системы законодательства, частом изменении норм и правил регулирования;

4) отсутствии в законодательстве четких объективных критериев для принятия тех или иных мер;

5) принятии законодательных актов, которые имеют обратную силу [3. С. 43-45].

Основные недостатки организации работы административных органов могут проявляться в:

1) отсутствии единого центра принятия торгово-политических решений и ответственности за их осуществление;

2) отсутствии эффективной системы обжалования решений административных органов.

Если в области двусторонних торговых отношений наиболее существенные нарушения принципа транспарентности связаны с соглашениями о «добровольном ограничении экспорта» и другими мерами «серой зоны», которые чаще всего носят конфиденциальный характер, то соглашения в рамках ВТО прямо направлены против практики применения мер «серой зоны».

Однако и в рамках многосторонних торговых соглашений все-таки имеются случаи отступления от принципов транспарентности.

В первую очередь это относится к таким областям, как проведение процедур, связанных с введением антидемпинговых, компенсационных и защитных мер, а также с таможенной оценкой товаров, которые в наибольшей мере требуют использования информации, составляющей коммерческую тайну.

Рассмотренные выше принципы являются «основой систем многостороннего регулирования международной торговли в рамках ГАТТ и ВТО. При этом их значение выходит далеко за рамки юридического применения принципов не-дискриминации и транспарентности и позволяет построить рациональную и эффективную систему регулирования внешней торговли, обеспечить благоприятные условия для участия страны в международном разделении труда и устойчивые отношения со всеми своими торговыми партнерами» [3. С. 46].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Г енеральное соглашение по торговле услугами. URL: http://www.consultant.ru

[2] Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации. — М.: Международные отношения, 200З.

[3] Основы торговой политики и правила ВТО. — М.: Междунар. отношения, 2005.

[4] Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. URL: http://www.consultant.ru

[5] Указ Президента РСФСР «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991 г. M 213 // Ведомости ВС РСФСР. — 1991. — M 47. — Ст. 1612.

[6] Федеральный закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. M 157- ФЗ // СЗ РФ. — 1995. — M 3. — Ст. 3923.

[7] Федеральный закон РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. M 5003-1 (с последующими дополнениями) // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. — 1993. — M 23. — Ст. 821.

MAIN РRINCIPLES OF MULTILATERAL AGREEMENTS IN THE FIELD OF INTERNATIONAL TRADE RELATIONS

V.A. Nikiforov

The Department of International and International Private Law Oryol State University

95, Komsomolskaya st., Oryol, Russia, 302026

The article is devoted to the main principles of multilateral agreements in the field of the international trade relations: principles of nondiscrimination, a mode of the most favored preference, a national treatment, a principle of transparency.

Key words: main principles of international trade law, GATT, WTO.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.