Научная статья на тему 'Анализ показателей умственной деятельности у лиц разного возраста при выполнении стандартной физической нагрузки'

Анализ показателей умственной деятельности у лиц разного возраста при выполнении стандартной физической нагрузки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1266
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL TRAINING / MENTAL ACTIVITY / PHYSICAL EXERCISE / PHYSICAL ACTIONS / PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Набиуллин Равиль Расипович, Хурамшин Илнур Гумерович, Русакова Светлана Сергеевна

Актуальность исследования обусловлена тем, что современные требования в области образования и воспитания обучающихся вынуждает пересмотреть организационные вопросы учебного процесса. В связи с этим данная статья направлена на выявление характера умственной деятельности испытуемых при выполнении двигательной нагрузки. В статье представлены показатели умственной деятельности, а полученные данные обоснованы с учетом характера двигательной деятельности. Материалы статьи представляют практическую ценность для педагогов-тренеров в процессе организации учебно-тренировочных занятий по спортивному туризму и ориентированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Набиуллин Равиль Расипович, Хурамшин Илнур Гумерович, Русакова Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE analysis of the Indicators of mental activity OF people of different ages during the PHYSICAL exerciseS

The article considers to be relevant due to the fact that the modern requirements in the sphere of education and training of students force to revise the organizational issues of the educational process. In this context the article aims at identifying the nature of the mental activity of test persons during the physical activity. The author presents the indicators of mental activity while the data received is justified with a glance to the character of physical activity. The data of the article is of practical value for the teacher trainers to implement it in the process of arrangement of studying and training lessons of sport tourism and orientation.

Текст научной работы на тему «Анализ показателей умственной деятельности у лиц разного возраста при выполнении стандартной физической нагрузки»

УДК 370.12

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У ЛИЦ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СТАНДАРТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ

Р.Р. Набиуллин, И.Г. Хурамшин, С.С. Русакова

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена тем, что современные требования в области образования и воспитания обучающихся вынуждает пересмотреть организационные вопросы учебного процесса. В связи с этим данная статья направлена на выявление характера умственной деятельности испытуемых при выполнении двигательной нагрузки. В статье представлены показатели умственной деятельности, а полученные данные обоснованы с учетом характера двигательной деятельности. Материалы статьи представляют практическую ценность для педагогов-тренеров в процессе организации учебно-тренировочных занятий по спортивному туризму и ориентированию.

Ключевые слова: физическая подготовка, умственная деятельность, физические упражнения, двигательные действия, физическая подготовленность.

THE ANALYSIS OF THE INDICATORS OF MENTAL ACTIVITY

OF PEOPLE OF DIFFERENT AGES DURING THE PHYSICAL EXERCISES

R. Nabiullin, I. Khuramshin, S. Rusakova

Abstract. The article considers to be relevant due to the fact that the modern requirements in the sphere of education and training of students force to revise the organizational issues of the educational process. In this context the article aims at identifying the nature of the mental activity of test persons during the physical activity. The author presents the indicators of mental activity while the data received is justified with a glance to the character of physical activity. The data of the article is of practical value for the teacher trainers to implement it in the process of arrangement of studying and training lessons of sport tourism and orientation.

Keywords: physical training, mental activity, physical exercise, physical actions, physical fitness.

Физическая нагрузка на фоне напряженной умственной деятельности в период сдачи экзаменов является дополнительным фактором раздражения и стресса. Увеличение объема и интенсивности выполняемой физической нагрузки в процессе тренировочной деятельности способствует совершенствованию адаптационных возможностей центральной

нервной системы, повышению умственной работоспособности и мышечной

тренированности организма студентов.

Выполнение физических упражнений и занятия спортом утомленного умственным трудом человека рассматриваются как средство активного отдыха, обеспечивающее

оптимальное функционирование организма, сохраняя высокую работоспособность [4, с. 2 -

5].

Изменение показателей характера

умственной деятельности можно изучать с использованием буквенной корректурной пробы по таблице В.Я. Анфимова [2, с. 41 - 50] в редакции В.В. Розенблатта и Ю.В. Калинина [6, с. 227 - 250]. Так как эта методика давно апробирована и в настоящее время применяется [5, с. 87 - 93].

Известно, что корректурная проба по таблице В.Я. Анфимова представляет собой

один из вариантов дозированных заданий и даже при некоторых ее недостатках имеет ряд существенных преимуществ: за короткое время и у большого количества исследуемых можно выявить важные стороны функционального состояния центральной нервной системы и их сдвиги в отдельных интервалах времени; не утомляет студентов и не нарушает обычного течения педагогического процесса. Изучение показателей корректурной пробы по таблице

В.Я. Анфимова позволяет обосновать динамику взаимовлияния и взаимозависимости физической и умственной деятельности, успеваемости студентов как показателя их адаптации к образовательному процессу во время учебной и спортивной деятельности одновременно.

С.В. Хрущевым [7, с. 66 - 91] показано, что с повышением коэффициентов умственной деятельности у многих школьников и студентов отмечается изменения в состоянии здоровья. К таким изменениям относятся нарушение осанки, сколиозы, близорукость (миопия слабой и средней степеней), нервно-психическая неустойчивость, снижение функциональной возможности кардио-респираторной системы, лабильность регуляции деятельности сердца и сосудов с преобладанием тонуса симпатического

1

отдела вегетативной нервной системы, снижение сопротивляемости организма, которое играет значительную роль в высокой заболеваемости организма.

Процесс формирования человека предусматривает методически правильный подбор умственной и физической нагрузок в соответствие с анатомо-физиологическими особенностями и требует научного доказательства. Многократными

экспериментальными исследованиями

установлено, что дозированная с учетом возраста занимающихся специфическая физическая нагрузка (тренировка организма) стимулирует процесс умственной деятельности, а это способствует формированию здорового мышления и гибкости ума, что является основой в воспитании современного человека на всех уровнях системы образования [3, с. 23; 1, с. 80 -84; 5, с. 87 - 93].

Положительное влияние систематических занятий двигательными действиями на умственную деятельность не является частным случаем, характерным только для решения умственной задачи. Различные занятия двигательными действиями направлены, в том числе, к изменению соотношения показателей характера умственной деятельности. В этом немаловажный интерес наших исследований. Следовательно, занятия различными видами двигательной деятельности можно

рекомендовать как один из методов повышения уровня физического развития, характера умственной деятельности, успеваемости в учебе и понижения степени напряжения адаптивных механизмов к образовательному процессу.

В связи с актуальностью изучаемой проблемы нами была определена цель работы: проведение сравнительного анализа показателей умственной деятельности у лиц разного возраста до и после выполнения стандартной физической нагрузки.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

1. Изучить соотношение отдельных показателей умственной деятельности у лиц разного возраста на фоне выполнения стандартной физической нагрузки.

2. Анализировать соотношения показателей умственной деятельности у лиц разного возраста и уровня двигательной подготовленности.

Наши исследования были проведены в период с 2012 по 2015 годы. Участники эксперимента разделены на 6 групп с учетом возраста и уровня двигательной подготовленности.

Первая группа - учащиеся сельской местности в 12 — 14 лет, занимающихся

дополнительно в объединении «Спортивнооздоровительный туризм». Вторая группа -ученики сельской местности в 12 — 14 лет, специально не занимающихся спортивным туризмом. Третья группа - школьники в возрасте 10 — 11 лет, целенаправленно не занимающихся туристским многоборьем. Четвертая группа — студенты 2 курса 2014 — 2015 учебного года Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, специализирующиеся по разным видам спорта. Пятая группа — студенческая сборная команда по спортивному туризму и спортивному ориентированию Поволжской государственной академии физической культуры спорта и туризма. Шестая группа — профессиональные фигуристы города Казани.

Для определения показателей умственной деятельности была использована корректурная проба в виде буквенной таблицы В.Я. Анфимова (1911). Нами определены соотношения следующих показателей умственной

деятельности до и после выполнения стандартного физического упражнения в виде челночного бега 3 раза по 10 метров внутри каждой изученной нами группы: количество просмотренных букв (К), коэффициент продуктивности (П), коэффициент точности (Т), коэффициент умственной работоспособности (УР).

При анализе соотношений показателей количества просмотренных знаков самый высокий коэффициент нами обнаружен у сборной команды студентов по туристскому многоборью и спортивному ориентированию (1,09 единиц), а самый низкий - у фигур истов-одиночников (0,87 единиц), см. рис. 1.

Соотношение показателей продуктивности до и после выполнения двигательных действий относительно высокий у сборной команды студентов по туристсокму многоборью и спортивному ориентированию (1,12 единиц), а самый низкий - у фигуристов-одиночников (0,85 единиц), см. рис. 2. При этом у фигуристов после выполнения физической нагрузки показатели продуктивности умственной детельности уменьшаются. Представленные группы не имееют максимальное значение коэффициента продуктивности среди изученных нами лиц. При анализе соотношений показателей точности просмотренных знаков до и после выполнения физической нагрузки самый высокий коэффициент выявлен у учеников 10 — 11 лет (1,31 единиц), а самый низкий - у фигур истов-одиночников (0,99 единиц), см. рис. 3.

2

Рисунок 1. - Соотношение показателей количества просмотренных знаков у лиц, занимающихся различными видами деятельности при выполнении корректурной пробы по таблице Анфимова до и после выполнения стандартной физической нагрузки (единица)

Рисунок 2. - Соотношение показателей коэффициента продуктивности у лиц, занимающихся различными видами деятельности при выполнении корректурной пробы по таблице Анфимова до и после выполнения

стандартной физической нагрузки (единица)

1.09 1.03 1,31 0.99 1.10

O.JJ оза 0.29 Оь66

0,59 039 0,38- оде 0,73

1.01

022

0.91

Рисунок 3. - Соотношение показателей коэффициента точности у лиц, занимающихся различными видами деятельности при выполнении корректурной пробы по таблице Анфимова до и после выполнения

стандартной физической нагрузки (единица)

3

При этом ученики 10 — 11 лет имееют минимальные значения коэффициента точности среди изученных нами лиц после выполнения физической нагрузки.

Анализ соотношения показателей умственной работоспособности до и после выполнения двигательных действий позволяет говорить о том, что самый высокий коэффициент нами выявлен у детей 10 — 11 лет

lyyiitTU ученит учшнкк

13-14 JKI 13-14 ни 10-11 пп

(1,3 единиц), а самый низкий - у фигуристов (0,87 единиц), см. рис. 4. Необходимо отметить, что среди представленных групп на всех этапах экспериментальных исследований

максимальные значения показателей

умственной деятельности определены у сборной команды студентов по туристскому многоборью и спортивному ориентированию.

фигурен «утеши <Йорши1И,м1ц!

norm™

1,06 1.П ] .30 0,8? UC

№ ЛП 318 760 513

626 9S4 413 663 615

1.1»

3SS

Рисунок 4. - Соотношение показателей коэффициента умственной работоспособности у лиц, занимающихся различными видами деятельности при выполнении корректурной пробы по таблице Анфимова до и после выполнения стандартной физической нагрузки (единица)

По итогам сравнительного анализа в изученных нами экспериментальных группах соотношения показателей характера умственной деятельности по методике В.Я. Анфимова до и после выполнения физической нагрузки в виде челночного бега 3 раза по 10 метров можно выделить следующие основные выводы:

1. Наименьшие коэффициенты

соотношения данных до и после выполнения физической нагрузки по всем показателям характера умственной деятельности у фигуристов, возможно, связана с тем, что группа профессиональных спортсменов готовилась к основным соревнованиям в усиленном режиме с выполнением максимального объема специальных физических упражнений.

2. Мы считаем, что сравнительно высокие коэффициенты соотношения показателей точности и умственной работоспособности в группе учеников 10 — 11 лет объясняется значительной разницей показателей до и после выполнения физической нагрузки в виде челночного бега 3 раза по 10 метров. Значения этих показателей остаются относительно низкими до и после выполнения физической нагрузки по сравнению с другими группами.

3. Стабильные коэффициенты

соотношения данных до и после выполнения физической нагрузки на уровне одной единицы по всем изученным нами показателям характера умственной деятельности выявлены у туристов 12 — 14 лет, занимающихся

спортивным туризмом в течение 2 — 3 лет. Незначительная разница показателей умственной деятельности у туристов до и после выполнения физической нагрузки показывает, что 12 — 14 летние дети с

трехлетним стажем занятий обладают сравнительно высокими адаптационными способностями к учебно-тренировочным занятиям в объединении «Спортивный туризм».

4. Методические рекомендации

экспериментальных исследований могут быть использованы при организации учебнотренировочных занятий по спортивному туризму в группе дисциплин «дистанция» в системе дополнительного образования с детьми разного школьного возраста. При этом необходимо учитывать уровень их характера умственной деятельности во взаимосвязи с уровнем физической подготовленности.

Таким образом, изучение соотношения показателей характера умственной

деятельности в изученных нами

4

экспериментальных группах позволяет объективно оценить возможности умственной деятельности у лиц разного возраста и уровня физической подготовленности при

выполнении стандартных двигательных нагрузок, тем самым прогнозируя спортивную деятельность занимающихся.

Литература:

1. Антропова М.В. Умственная

работоспособность и состояние здоровья младших школьников, обучающихся по разным педагогическим системам / М.В. Антропова, Л.М. Кузнецова, Г.В. Бородкина // Физиология человека. - Москва. - 1998. - Т. 24. - № 5. - С. 80-84.

2. Анфимов В.Я. К методике исследования сосредоточения активного внимания / В.Я. Анфимов // Вестник психологии, криминологии, антропологии и гипнотизма. - Москва. - 1911. - Т. 8. - Вып. 1. - С. 41-50.

3. Бекмансуров Х.А. Влияние ежедневной продолжительной ходьбы на функции сердечно -сосудистой системы и умственную работоспособность сельских школьников: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. биол. наук / Х.А. Бекмансуров. - Казань. - 1973. - 24 с.

4. Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры / М.Я. Виленский // Теория и практика ФК. - Москва. - 1999. - № 10. - С. 2-5.

5. Набиуллин Р.Р. Особенности насосной функции сердца спортсменов-туристов при физической нагрузки: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. биол. наук / Р.Р. Набиуллин. - Казань. - 2008. - С. 87-93.

6. Розенблат В.В. Утомление / В.В. Розенблат // Руководство по физиологии труда. - М.: «Медицина», 1983. - С. 227-250.

7. Хрущев С.В. Влияние систематических занятий спортом на сердечно-сосудистую систему детей и подростков / С.В. Хрущев // Детская спортивная медицина. - Москва. - 1980. - С. 66-91.

Сведения об авторах:

Набиуллин Равиль Расипович (г. Казань, Россия), кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, e-mail: n-ravil@mail.ru

Хурамшин Илнур Гумерович (г. Казань, Россия), кандидат биологических наук, доцент, декан факультета физической культуры Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.

Русакова Светлана Сергеевна (г. Казань, Россия), кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.

Data about the authors:

R. Nabiullin (Kazan, Russia), candidate of biological sciences, docent, associate professor at the Department of Sport Management, Recreation and Sport Health Tourism of Volga State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, e-mail: n-ravil@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I. Khuramshin (Kazan, Russia), candidate of biological sciences, docent, dean of the Faculty of Physical Culture of Volga State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism.

S. Rusakova (Kazan, Russia), candidate of biological sciences, docent, associate professor at the Department of Theory and Methodology of Physical Culture and Sport of Volga State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism.

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.