патизации, создающей предпосылки для импульсивного поведения, неуживчивости. Исследование показало средний уровень этого показателя у всех обследованных девочек.
Таблица 1
Характерологические особенности девочек-подростков 12-14 лет (FPI) (n=63)
Характерологические 12 лет 13 лет 14 лет
особенности (усл. ед.) М ±m М ±m М ±m
Невротичность 5,8 0,5 6,9 0,7 8,1** 0,2
Спонтанная 4,4 0,4 5,1 0,4 5,1 0,7
агрессивность
Депрессивность 6,8 0,4 7,0 0,3 7,8 0,3
Раздражительность 66 0,5 6,6 0,3 7,5 0,3
Уравновешенность 4,8 0,4 5,5 0,4 6,2* 0,5
Застенчивость 6,5 0,3 6,7 0,3 7,2 0,2
Реактивная 6,8 0,4 7,1 0,3 7,7 0,2
агрессивность
Открытость 5,6 0,6 6,4 0,4 6,7 0,5
Эмоциональная 6,7 0,4 6,6 0,3 7,7* 0,2
лабильность
Маскулинизм- 3,9 0,5 3,8 0,4 4,1 0,7
феминизм
Экстраверсия- 5,0 0,3 5,4 0,3 5,6 0,3
интроверсия
Общительность 3,9 0,4 3,8 0,3 4,0 0,5
Примечание: различия достоверны по отношению к показателям девочек-подростков 12 лет: *- Р<0,05, ** - Р<0,01.
Шкала депрессивности дает возможность диагностировать признаки, характерные для депрессивного синдрома. Высокие значения соответствовали наличию в эмоциональном состоянии девочек-подростков 12-14 лет, в поведении, в отношении к себе и к социальной среде робости, неуверенности, грусти, внутренних терзаний. Прослеживалась тенденция к возрастанию депрессивности от 12 до 14 лет.
Изучение раздражительности как характеристики эмоциональной устойчивости девочек-подростков показало, что ее уровень находился на границе средних и высоких величин. Таким образом, эмоциональное состояние обследованных школьниц приближалось к неустойчивому, со склонностью к аффективному реагированию.
Уравновешенность нервных процессов - свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением. В исследованной группе был определен ее средний уровень. Показатели уравновешенности 12-летних девочек достоверно отличались от таковых в 14-летнем возрасте: большая устойчивость к воздействию повседневных факторов, базирующаяся на уверенности в себе, оптимистичности, активности была отмечена для девочек 14 лет.
Показатели застенчивости находились на границе высоких и средних величин и существенно не менялись от 12 к 14 годам. Таким образом, застенчивость, отражающая в целом наличие тревожности, скованности, неуверенности, что может стать причиной трудностей в социальных контактах, у всех обследованных девочек приближалась к высоким значениям.
Агрессия - это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Длительные психологические конфликты могут вызвать функциональные изменения, выражающиеся в понижении порога аффективной агрессии. В результате незначительные воздействия провоцируют агрессивное поведение (Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова, 1989). Такое понижение порога агрессивного поведения может наблюдаться в период полового созревания в результате нарушения медиаторного баланса. Шкала реактивной агрессив-
ности имеет целью выявить уровень агрессивного отношения к социальному окружению и стремления к доминированию. Был выявлен высокий уровень данного показателя во всех трех возрастных группах, причем отмечалась тенденция к его несущественному увеличению в группе 14-летних девочек.
Показатели открытости, общительности и маскулинизма-феминизма во всех трех возрастных группах были средние. При исследовании эмоциональной лабильности высокие показатели были отмечены для 14-летних девочек. У 12-летних и 13-летних значения были средние и достоверно ниже.
Таким образом, физическое развитие обследованных девочек-подростков 12-14 лет в целом соответствовало литературным данным. Наиболее характерными особенностями личности девочек 12-, 13-, 14-лет являлась высокая степень невротичности, депрессивности, раздражительности, застенчивости, реактивной агрессивности, эмоциональной лабильности.
Список литературы
1. Година Е.З., Ямпольская Ю.А., Гилярова О.А., Зубарева В.В. Возраст появления первых регул у женщин разных регионов России// Гигиена и санитария.- 1995.-№3.-С.30-32.
2. Данилова Н.Н., Крылова А.Д. Физиология высшей нервной деятельности. - М.: Изд-во МГУ, 1989.-399 с.
3. Фарбер Д.А. Физиология школьника.- М.: Педагогика, 1990.- 62 с.
4. Хрущев С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников.- М.: Медицина, 1980.- 224 с.
В.А. Демидов, Д.Н. Мальцев
Камский государственный институт физической
культуры;
Н.Я. Прокопьев
Тюменский государственный университет; Н.Ш. Хаснутдинов
Альметьевский государственный нефтяной институт
ВЛИЯНИЕ РАСШИРЕННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА КАРДИОГЕМОДИНАМИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ПОДРОСТКОВ К ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ НАПРЯЖЕНИЮ
В работе проведено исследование состояния кардиоге-модинамики у подростков пубертатного периода в покое, во время индивидуальной стандартизированной умственной деятельности в условиях дефицита времени и социально значимой установки. Выявлены половые различия в системной организации механизмов кардиогемодинамики в покое, в модели эмоционального напряжения и в восстановительном периоде. При сравнении подростков, занимающихся физической культурой и спортом с их сверстниками, чей обычный двигательный режим ограничен уроками физкультуры, показано влияние расширенной двигательной активности на устойчивость кардиогемодинамики к воздействию эмоционального напряжения. Установлено, что расширение двигательной активности в режиме дня подростков положительно сказывается на устойчивости кардиогемодинамики к учебным и эмоциональным нагрузкам.
Ключевые слова: сердечно-сосудистая система, кар-диогемодинамика, эмоциональное напряжение, двигательная активность, подростки.
Annotation: The conducted investigation deals with cardiohemodynamics of pubertal normal children at rest, during the situations of mental activity in conditions of the shortage of time and socially significant objective. Sexual differences in the system
organizations of cardiohemodynamic mechanisms at rest, in emotional tension models and during the period of rehabilitation were revealed. While comparing the teenagers engaged in physical culture and sport and those who are the same age and whose usual motor mode is limited only by the lessons of physical culture, one can observe the influence of extended motor activity on cardiohemodynamics stability on the emotional tension. It was ascertained that the expansion of motor activity in the daily routine of teenagers positively influences the stability of cardiohemodynamics on teaching and emotional loads.
Key words: сardiovascular system, cardiohemodynamics, emotional tension, motor activity, teenagers.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время одним из основных направлений оптимизации системы образования в высшей и средней школе является компьютеризация системы обучения. Вводятся мультимедийные лекции и курсы, дистанционное обучение, промежуточное и итоговое компьютерное тестирование. Несомненно, общение с компьютерной техникой, результат которого важен для индивидуума, может вызвать стрессовую реакцию организма. Сходную реакцию вызывает и введение нового незнакомого способа оценки знаний и "общение" с ЭВМ для лиц, не имеющих навыков работы на вычислительной технике. В то же время конкретные механизмы адаптации организма школьников и студентов к данным типам работ еще недостаточно изучены.
Многочисленные научные исследования показывают ведущую роль эмоционального стресса в развитии и значительном омоложении сердечно-сосудистых заболеваний [5-8, 11-15]. Особую тревогу в связи с этим вызывает подростковый возраст, который является наиболее критическим и трудным с точки зрения адаптации организма [7, 14]. Кроме того, этот период важен не только в физическом, но и в психическом, нравственном и социальном становлении человека [3, 9]. Чрезмерная учебная нагрузка, интенсификация учебно-воспитательного процесса наряду со снижением двигательной активности, повышенной подвижностью нервных процессов, частыми стрессовыми воздействиями и рядом других неблагоприятных факторов могут создать реальные условия для ухудшения состояния здоровья подростков, появления хронических заболеваний, главным образом, нервно-психических, сердечно-сосудистых и заболеваний желудочно-кишечного тракта [7-9, 11-13].
Естественно, встает вопрос о повышении адаптационного потенциала организма подростков, что необходимо не только для их успешного обучения и воспитания, но и для формирования поколения, здорового физически, психически и социально. Педагогами и физиологами разрабатываются разнообразные методики преподавания, которые должны положительно влиять не только на процесс усвоения знаний учащимися, но и сохранять их физическое и психическое здоровье [1, 3]. Впрочем, единственным универсальным средством, с помощью которого возможно всестороннее положительное воздействие на развитие организма и формирование личности подростка, являются физические упражнения и занятия спортом [1, 4]. Однако невозможно грамотно корректировать развитие подростков при помощи физических упражнений, не выяснив конкретные механизмы адаптации их организма, к совершенствованию которых приводят регулярные физические нагрузки [2, 15].
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Цель исследования: изучение системной организации механизмов кардиогемодинамической устойчивости к эмоциональному напряжению лиц подросткового
возраста при работе на компьютере в условиях индивидуальной стандартизированной ситуации умственной деятельности с дефицитом времени и социально значимой установкой.
В исследовании принимали участие подростки 1314 лет, относящиеся к 1 и 2 группам здоровья, не имеющие заболеваний сердечно-сосудистой системы и других патологий за последние две недели перед обследованием и не состоящие на диспансерном учете. Для исследования механизмов устойчивости кардиогемодинамики (КГД) при эмоциональном напряжении (ЭН) во время умственной деятельности подростков, совершенствующихся в процессе физических тренировок, показатели КГД подростков с обычным режимом двигательной активности (249 человек) были сопоставлены с показателями КГД, полученными при обследовании подростков, занимающихся физической культурой и спортом (90 человек).
В качестве модели ЭН использовался модифицированный 10-минутный компьютерный вариант корректурной пробы (КП) профессора Анфимова (Тарасов В.Л., Спицин А.П., свидетельство №2000610387). Преимущество данной методики состоит в том, что она позволяет количественно оценить продуктивность умственной деятельности в условиях ЭН и сопоставить ее с обеспеченностью физиологическими реакциями организма. Измерение кардиогемодинамических показателей производилось в состоянии покоя, на 5, 7 и 10-й минутах выполнения теста, во время анализа полученных результатов сразу же после выполнения пробы и на 2 и 5-й минутах восстановительного периода. Важность ситуации для испытуемых создавалась инструкцией, в которой объяснялась социальная значимость результатов, которые будут получены при выполнении теста (оглашение результатов родителям, педагогическому коллективу, представление результатов в отдел народного образования, применение их во время учебного процесса). Поэтому рекомендовалось выполнять тест как можно точнее и как можно быстрее. На 7-й минуте теста искусственно вводилось условие, что при максимальной скорости и точности выполнения задания в течение этой минуты результаты теста будут значительно выше, что позволяло создавать ситуацию максимального напряжения центрально-нервной деятельности, приводящую к более значительным эмоциональным переживаниям, чем в остальные этапы исследования.
Морфофункциональные особенности сердечно-сосудистой системы изучались при помощи комплекса не-инвазивных методов: электрокардиограммы (ЭКГ), фо-нокардиограммы (ФКГ), сфигмографии, тетраполярной грудной реографии на отечественном приборе "Полиграф П8Ч-01" и измерения артериального давления осцилло-метрическим методом. До начала работы, во время рабочего и восстановительного периодов производилась регистрация частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолического артериального давления (САД), диастоли-ческого артериального давления (ДАД), среднего гемо-динамического артериального давления (СрГД), ударного объема крови (УОК), минутного объема крови (МОК), внутрисистолического показателя, сердечного индекса (СИ), общего периферического сопротивления сосудов (ОПС), рассчитывались фазы сердечного цикла.
По величине объемной скорости выброса крови, работе сердца (А), мощности сокращения левого желудочка (МСЛЖ) и по расходу энергии сердцем (Рэ) производили энергетическую характеристику сердечной деятельности. Потребность миокарда в кислороде оценивали по величине двойного и тройного произведения. Обработка полученных в ходе исследования результатов
проводилась на персональном компьютере с помощью математико-статистических методов. Рассчитывали среднюю арифметическую, ошибку средней арифметической, среднее квадратичное отклонение. О достоверности различий судили по ^критерию Стьюдента. Уровень значимости Р определяли по таблицам [10]. Достоверными считали различия при уровне значимости р<0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Практическое применение компьютерного варианта КП для формирования ЭН в лабораторных условиях показало, что напряженная умственная деятельность в условиях дефицита времени при социальной значимости результатов теста для испытуемого является достаточно стрессогенным фактором для лиц подросткового возраста. На всем протяжении выполнения теста показатели КГД у подростков были достоверно увеличены по сравнению с показателями в покое и во время восстановительного периода.
Установлено, что в покое у девочек поддержание СрГД происходит за счет более высоких ЧСС, УОК, МОК и более низкого ОПС, чем у мальчиков (табл.1). При этом показатели работы сердца и потребности миокарда в кислороде у девочек были выше (р<0,001).
Таблица 1
Показатели кардиогемодинамики у подростков в покое
Пол Частота сердечных сокращений, уд/мин Ударный объем крови, мл Общее периферическое сопротивление сосудов, дин Среднее гемодина-мическое давление, мм рт. ст. Сердечный индекс, л/мин/м2
Мальчики 82,1 ± 1,14 55,7 ± 1,35 1618 ± 34,3 86,2 ± 0,75 2,91 ± 0,06
Девочки 87,0 ± 1,49 61,7 ± 1,36 1409 ± 32,0 87,9 ± 0,76 3,56 ± 0,08
Во время выполнения КП изменения САД, ДАД, ЧСС (рис. 1), СрГД, двойного и тройного произведения, А и Рэ были высоко достоверны как у мальчиков, так и у девочек (р<0,001), но выраженность этих изменений у девочек была выше, что расценивается нами как более высокая реактивность их организма к воздействию эмоциональных нагрузок, предъявляемых в процессе обучения.
Особый интерес вызывают показатели (табл. 2,3), характеризующие энергетическую характеристику сердечной деятельности и потребности миокарда в кислороде. Достоверное изменение этих показателей и характерная динамика их изменений убедительно показывает, что данный вид психической деятельности является достаточно стрессогенным фактором для организма подростков.
Реакцией на максимальное эмоциональное напряжение было достоверное, по сравнению с предыдущим этапом эксперимента, увеличение у мальчиков ЧСС (р<0,01), двойного и тройного произведения (р<0,05), у девочек достоверно изменились ЧСС и тройное произведение (р<0,05). Исходя из полученных результатов, можно сделать заключение о том, что кардиогемодинамическая устойчивость к максимальному эмоциональному напряжению у девочек-подростков выше, чем у мальчиков, хотя на ординарные эмоциональные нагрузки они отвечают более сильными изменениями кардиогемодинамики.
Анализ восстановительного периода показал, что наиболее активно процессы восстановления происходят сразу же после окончания работы во время анализа полученных результатов. СрГД и Рэ у мальчиков продолжают достоверно снижаться до 2-й минуты восстановления, а у девочек эти показатели и САД достоверно снизились на 5-й минуте восстановительного периода, что говорит о некотором замедлении темпов восстановления системы кардиогемодинамики у девочек в подростковом возрасте.
ЧСС (уд/мин)
Мальчики спортсмены
------- Мальчики неспортсмены
--А-- Девочки спортсмены
—X— Девочки неспортсмены
МОК (л)
1 этап 2 этап 3 этап 4 этап
— Мальчики спортсмены
------ Мальчики неспортсмены
- Девочки спортсмены
—х- — Девочки неспортсмены
Примечание: 1 этап - покой; 2,3,4 этапы - соответственно 5,7,10 минуты выполнения корректурной пробы.
Рис. 1. Динамика изменения частоты сердечных сокращений и минутного объема крови у подростков во время выполнения корректурной пробы
Таблица 2
Изменение показателей кардиогемодинамики на 5 минуте выполнения корректурной пробы у мальчиков
Показатели Двойное произведение, усл. ед. Тройное произведение, усл. ед. Работа сердца, кгм Мощность сокращения левого желудочка, Вт Расход энергии сердцем, Вт
В состоянии покоя 91,58 ± 1,68 22,1 ± 0,3 5,48 ± 0,15 2,64 ± 0,07 11,5 ± 0,1
На 5 минуте пробы 105,3 ± 2,2 25,5 ± 0,39 6,33 ± 0,18 2,87 ± 0,08 12,5 ± 0,13
Р <0,001 <0,001 <0,001 <0,05 <0,001
Таблица 3
Изменение показателей кардиогемодинамики на 5-й минуте выполнения корректурной пробы у девочек
Показатели Двойное Произведение, усл. ед. Тройное произведение, усл. ед. Работа сердца, кгм Мощность сокращения левого Желудочка, Вт Расход энергии сердцем, Вт
В состоянии покоя 98,15 ± 2,1 24,3 ± 0,35 6,50 ± 0,17 2,86 ± 0,06 11,7 ± 0,1
На 5-й минуте пробы 115,0 ± 2,76 28,2 ± 0,48 7,90 ± 0,25 3,20 ± 0,08 12,8 ± 0,12
Р <0,001 <0,001 <0,001 <0,01 <0,001
При сравнении групп лиц, занимающихся и не занимающихся спортом, выявлено, что регулярные физические нагрузки влияют на устойчивость КГД к ЭН. Так, у подростков-спортсменов обнаружено снижение потребности миокарда в кислороде в покое. Двойное произведение у лиц, занимающихся физической культурой и спортом, составило 89,84±1,9 усл. ед. по сравнению с 94,75±1,34 у лиц, чья обычная двигательная активность ограничена уроками физкультуры в школе (р<0,05). Тройное произведение, соответственно, составило 21,97±0,34 и 23,13±0,24 усл. ед. (р<0,01). При этом основные показатели, характеризующие внутрисердечную гемодинамику (УОК, ОПС, СрГД, СИ) достоверно не отличались у спортсменов и неспортсменов (см. табл. 1 и 4).
Таблица 4
Показатели кардиогемодинамики у подростков, занимающихся спортом, в покое
СрГД, Рэ и САД достоверно изменялись на 2 и 5-й минутах восстановления. На 5-й минуте восстановительного периода показатели КГД во всех группах подростков вернулись к значениям покоя. Исходя из сказанного, можно сделать заключение относительно того, что регулярные физические нагрузки ведут к изменению темпов восстановления механизмов гемодинамического обеспечения ЭН у спортсменов, что проявляется в постепенном снижении показателей КГД на всем протяжении восстановления в отличие от неспортсменов, у которых динамика восстановления показателей КГД носит более скачкообразный характер.
Таблица 5
Динамика показателей кардиогемодинамики на 5-й минуте выполнения корректурной пробы у мальчиков, занимающихся
спортом
Показатели Двойное произведение, усл. ед. Тройное произведение, усл. ед. Работа сердца, кгм Мощность сокращения левого желудочка, Вт Расход энергии сердцем, Вт
В состоя-
нии 89,58 ± 2,24 21,7 ± 0,4 5,50 ± 0,19 2,72 ± 0,10 11,5 ± 0,14
покоя
На 5-й минуте пробы 104,1 ± 2,87 25,4 ± 0,54 6,37 ± 0,23 2,94 ± 0,11 12,6 ± 0,18
Р <0,001 <0,001 <0,01 >0,05 <0,001
Таблица 6
Динамика показателей кардиогемодинамики на 5-й минуте выполнения корректурной пробы у девочек, занимающихся спортом
Пол Частота сердечных сокращений, уд/мин Ударный объем крови, мл Общее периферическое сопротивление сосудов, дин Среднее гемодина-мическое давление, мм рт.ст. Сердечный индекс, л/мин/м2
Мальчики 80,2 ± 1,61 58,1 ± 1,98 1583 ± 43,1 85,9 ± 1,02 2,89 ± 0,08
Девочки 82,1 ± 2,62 62,1 ± 2,1 1413 ± 57,7 86,5 ± 1,54 3,38 ± 0,12
Показатели Двойное произведение, усл. ед. Тройное произведение, усл. ед. Работа сердца, кгм Мощность сокращения левого желудочка, Вт Расход энергии сердцем, Вт
В состоя-
нии 90,62 ± 3,58 22,8 ± 0,66 6,12 ± 0,25 2,83 ± 0,11 11,5 ± 0,21
покоя
На 5-й минуте пробы 104,7 ± 4,68 26,4 ± 0,89 7,73 ± 0,55 3,19 ± 0,19 12,5 ± 0,27
Р <0,05 <0,01 <0,05 >0,05 <0,01
Анализ результатов, полученных во время выполнения КП, позволил выявить, что потребность миокарда в кислороде у подростков с расширенным режимом двигательной активности, а в особенности у девочек, ниже на всем протяжении выполнения задания, чем у их сверстников, не занимающихся физической культурой и спортом (см. табл. 5, 6). На 7-й минуте КП, во время максимального ЭН, несмотря на общую тенденцию всех показателей КГД к росту, у спортсменов достоверно изменились только ЧСС и тройное произведение (р<0,05). Подростки, не занимающиеся спортом, реагировали на эмоциональную нагрузку максимальной интенсивности достоверным повышением у них ЧСС (р<0,001), двойного и тройного произведения (р<0,01), ДАД (р<0,05). Анализ половых особенностей подростков показал, что лучшие показатели адаптации к ЭН имеют девочки, занимающиеся физической культурой и спортом. Это подтверждалось существенным увеличением у них УОК, СИ, МСЛЖ и наименьшим из всех групп подростков увеличением внутрисистолического показателя на всем протяжении выполнения КП.
При рассмотрении периода восстановления у спортсменов обнаружено, что наиболее интенсивное снижение показателей КГД тренированного организма происходит на 1-й минуте восстановительного периода во время анализа полученных результатов, причем эти изменения выражены слабее, нежели у неспортсменов. Более плавное восстановление гемодинамических показателей у спортсменов наблюдалось в течение всего периода восстановления в отличие от их сверстников, не занимающихся физической культурой и спортом, у которых
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предложенная методика исследования кардиоге-модинамической реакции организма на эмоциональное напряжение, сопровождающее выполнение социально-значимых заданий и тестов на персональном компьютере, может быть рекомендована для исследования устойчивости организма подростков не только к данному виду учебных работ, но и для выявления у них общей устойчивости организма к эмоциональным перегрузкам. Нами показано, что решение компьютерного теста вызывает вегетативные сдвиги в организме подростков, характерные для эмоционального напряжения, что необходимо учитывать при включении данного метода учета знаний в учебный план школьников. Особое внимание необходимо уделять комплексным показателям, характеризующим энергетическое обеспечение сердечной деятельности и потребность миокарда в кислороде.
Выявлены половые различия в системной организации механизмов кардиогемодинамики у подростков в покое, в модели эмоционального напряжения в ситуации социально значимой интеллектуальной деятельности в условиях дефицита времени при работе на персональном компьютере и в восстановительном периоде после окончания выполнения задания. Установлено, что мальчики-подростки более устойчивы к воздействию стандартных стрессовых нагрузок, возникающих во время учебной деятельности, в то время как на максимальные стрессовые раздражители они отвечают более сильными изменениями в кардиогемодинамике, чем девочки. Увели-
чение САД и ДАД происходит у них на фоне сопряженной реакции МОК и ОПС. У девочек-подростков повышение САД и ДАД достигается преимущественно увеличением МОК, которое изменяется за счет увеличения ЧСС и УОК и сопровождается более высоким расходом энергии сердцем, максимальным увеличением его внешней работы и высокой потребностью миокарда в кислороде.
Подростки, занимающиеся физической культурой и спортом, имеют существенные различия в кардиогемо-динамическом обеспечении ЭН по сравнению со сверстниками, чья обычная двигательная активность ограничена лишь уроками физкультуры в школе. Так, меньшая потребность миокарда в кислороде в покое и во время ЭН у подростков, занимающихся физической культурой и спортом, показывает, что система коронарных сосудов у подростков-спортсменов защищена от воздействия эмоционально-стрессовых факторов в большей степени, чем у их сверстников с обычным режимом двигательной активности. Сердце, как насос, у девочек-спортсменок работает интенсивнее и более экономно. Более стабильными у них остаются и показатели, характеризующие сократительные свойства миокарда и внутрисердечную ауто-регуляцию. Исходя из полученных данных, можно сделать заключение, что расширение двигательной активности в режиме дня подростков положительно сказывается на устойчивости КГД к учебным и эмоциональным нагрузкам и является необходимой мерой профилактики заболеваний, в том числе и тех, в основе которых лежит эмоциональное перенапряжение.
Список литературы
1. Аксенова А.М., Ливенская Т. Т., Фурсова Р.П. Взаимодействие медиков, психологов и педагогов в работе по улучшению успеваемости школьников //Лечебная физическая культура и массаж. - 2004. -№3(12). - С. 43-45.
2. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. -М.: Наука, 1980. - 195 с.
3. Антропова М. В. Анализ некоторых методик изучения общей умственной работоспособности школьников в возрастном аспекте// Новые исследования возрастной физиологии. - 1977. - №9. - С. 109.
4. Бадалов О.Ю., Козловский И.З. Влияние оздоровительной физкультуры на повышение уровня жизнедеятельности школьника //Лечебная физическая культура и массаж. - 2005. - №1(16). - С.49-50.
5. Ведяев Ф.П., Демидов В.А. Особенности гемодинамического обеспечения эмоционального напряжения у юношей и девушек: Тезисы докладов 1-го съезда физиологов Казахстана. - Алма-Ата: Наука, 1988. - С.26-27.
6. Ведяев Ф.П., Воробьева Т.М. Модели и механизмы эмоциональных стрессов. - Киев: Здоров'я. - 1983.
7. Глебова Н.Н и др. Проблема охраны репродуктивного здоровья девочек-подростков //Образование и наука. - Калуга. - 1998. - С.68-70.
8. Демидов В.А., Ведяев Ф.П., Гаевский Ю.Г. Изменения артериального давления у юношей и девушек при эмоциональном напряжении // Физиологический журнал СССР им. И.М. Сеченова. - 1989. - Т.75. -№12. - С. 1697-1707.
9. Зинченко В.П., Леонова А.В., Муников В.М. Методы оценки функциональных состояний и динамики работоспособности //13 съезд Всесоюзного физиологического общества им. И.П. Павлова, посв. 150-летию со дня рожд. И.М. Сеченова. - Л.: Наука, 1979. - Т.1. - С.415-416.
10. Лакин Г.Ф. Биометрия. - М.: Высшая школа, 1980.
11. Литовченко О.Г., Логинов С.И., Авдеев В.Н. Адаптационный потенциал сердечно-сосудистой системы как показатель напряжения организма школьника // Биолого-химические и физико-математические методы исследования и средства. - Кустонай, 1996. - С. 122-130.
12. Меерсон Ф.3. Патогенез и предупреждение стрессорных и ишеми-ческих повреждений сердца. - М.: Медицина, 1984.
13. Мясников А.Л. Некоторые данные о нервных и гуморальных факторах в патогенезе гипертонической болезни //Проблемы кортико-вис-церальной патологии. - M.-Л., 1952. - С. 188-201.
14. Семенова Л.К. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы детей. - М.: Педагогика, 1978. - 228 с.
15. Соколов Е.И. и др. Изменения системной и внутрисердечной гемодинамики у здоровых лиц под влиянием эмоционального напряжения // Кардиология. - 1987. - №4. - С.93-105.
А.Н. Накоскин, А.Г. Гасанова ФГУН «РНЦ «ВТО» им. акад. Г.А. Илизарова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНИЯ СОСТАВА УГЛЕВОДНЫХ КОМПОНЕНТОВ В КОСТНОЙ ТКАНИ ЧЕЛОВЕКА
Проведено исследование углеводных компонентов костной ткани человека. определено количество уроновых кислот, гексоз, гексозаминов, сульфатов в различные возрастные периоды и в соответствии с полом. Выявлено, что содержание уроновых кислот накапливается с возрастом, содержание гексозаминов не изменяется с возрастом, однако увеличивается сульфатированность гликозаминогликанов.
The research of carbohydrate components of human bone tissue is carried out. The quantity of uronic acids, hexoses, hexosamines, sulfates in the various age periods is determined and according to a gender. It revealed, that the contents of uronic acids increased with age of the men, the content of hexosamines does not change with age, however sulfured glycosaminoglycans is increased.
Введение. Несмотря на большое количество специальных исследований органической составляющей костной ткани, она остается одной из наименее изученных структур организма. В значительной мере это обусловлено высокой степенью минерализации ткани. В процессе пробоподготовки костная ткань подвергается механическим, температурным, химическим воздействиям, в результате которых возможны трансформация и структурные изменения молекул биополимеров и низкомолекулярных органических соединений. Поэтому задача нашего исследования состояла в прицельном изучении углеводных компонентов костной ткани практически здоровых людей в зависимости от возраста и пола.
Материалы и методы. Исследования выполнены на 50 трупах практически здоровых людей, умерших в результате травмы и не имевших костной патологии. Материал был разбит на четыре возрастные группы в соответствии с морфологической классификацией [3]: 1-я: мужчины 22-35 лет, женщины 21-35 лет; 2-я: мужчины 36-60 лет, женщины 36-55 лет; 3-я: мужчины 61-74 лет, женщины 56-74; 4-я: более 74 лет. Для исследования высекали участок компактной костной ткани (КК) в верхней трети диафиза бедренной кости и участок губчатой кости (ГК) верхней полусферы головки бедренной кости. Пробы костной ткани обезжиривали, лиофильно высушивали и определяли содержание уроновых кислот (УК) фотоколориметрическим методом кар-базоловой реакцией [6]. Гексозамины (ГА) определяли фо-токолориметрически по реакции с ацетилацетоном и п-ди-метиламинобензальдегидом [7]. Количество неорганического сульфата определяли после влажного озоления навески смесью хлорной кислоты и уксусного ангидрида тур-бидиметрическим методом с хлористым барием [2]. Определение гексоз, не содержащих азота, проводили орцино-вым методом с 60 % серной кислотой [10].
Нормальность распределения выборок оценивали по критерию Шапиро-Уилка. Полученные результаты обрабатывали методами непараметрической статистики. Возрастные изменения оценивали по групповому критерию Крускала-Уолеса, для парного сравнения применяли W-критерий Вилкоксона для несвязанных выборок.
Результаты исследования
Общепринятым считается, что определение УК и ГА