УДК 612.13 + 612.821
ВЛИЯНИЕ ТИПА ЛИЧНОСТИ НА КАРДИОГЕМОДИНАМИЧЕ-СКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ СПОРТСМЕНОВ-ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ
НАПРЯЖЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ НАГРУЗКИ
Д.Н. Мальцев - кандидат биологических наук Вятский социально-экономический институт
Киров
В.А. Демидов - доктор медицинских наук, профессор Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Набережные Челны
THE INFLUENCE OF THE TYPE OF PERSONALITY ON THE SPORTSMEN-TEENAGERS CARDIOHEMODYNAMIC STABILITY IN THE CONDITIONS OF INTENSIVE INFORMATIONAL LOAD
D.N. Maltsev - Candidate of Biology Vyatsky Social and Economic Institute Kirov
V.A. Demidov - Doctor of Medicine,Professor The Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
Naberezhnye Chelny
e-mail: exlibris2@mail. ru
Ключевые слова: сердечно-сосудистая система, кардиогемодинамика, информационная нагрузка, эмоциональное напряжение, тип личности, подростки.
Аннотация. В работе проведено исследование состояния кардиогемодинамики у подростков пубертатного периода, занимающихся и незанимающихся спортом, во время индивидуальной стандартизированной ситуации умственной деятельности в условиях дефицита времени и социально значимой установки. Выявлены различия в системной организации механизмов кардиогемодинамики в зависимости от психологического типа личности подростка: в покое, модели эмоционального напряжения, вызванного напряженной информационной нагрузкой, и восстановительном периоде. Установлено, что повышение двигательной активности в режиме дня у подростков с различными типами личности положительно сказывается на устойчивости кардиогемодинамики к учебным и эмоциональным нагрузкам.
Key words: сardiovascular system, cardiohemodynamics, informational load, emotional tension, personality type, teenagers.
Summary. The conducted investigation deals with cardiohemodynamics of adolescence teenagers engaged and not engaged in sport during the standard situation of mental activity in conditions of the shortage of time and socially significant objective. There have been revealed some differences depending on the psychological type ofpersonality of a teenager in the system of organizations of cardiohemodinamics mechanisms: at rest, in emotional tension models caused by informational load and during the period of rehabilitation. We have stated that the increase of motor activi-
ty in the daily routine of teenagers with various types of personality influences positively on the stability of cardiohemodynamics to educational and emotional loads.
ВВЕДЕНИЕ
В педагогике, психологии и физиологи постоянно идет исследование влияния учебных нагрузок на организм занимающихся и поиск факторов, повышающих устойчивость организма школьников к отрицательным факторам учебной деятельности [4-9]. Модернизация системы обучения в последние 20 лет неизбежно приводила к тому, что количество стрессовых ситуаций у школьников значительно возрастало и это отрицательно сказывалось на их состоянии здоровья [4, 5, 10]. Не стоит ожидать, что современные меры усовершенствования системы обучения могут нести «антистрессовый» характер. Без сомнения необходимо продолжать исследование влияния факторов учебной деятельности на организм детей и искать средства повышения адаптационного потенциала организма ребенка к учебной нагрузке.
Многочисленными научными исследованиями показано, что занятия физической культурой и спортом положительно сказываются на адаптации организма школьника к учебной деятельности [2, 3, 6, 9]. Однако представляется интересным выяснить механизмы адаптации организма школьников в условиях напряженной информационной нагрузки с дефицитом времени и социально значимой установкой (т.е. в модели учебной нагрузки тестового характера, которая все чаще встречается в современном модернизированном процессе обучения), совершенствующиеся под влиянием регулярных физических нагрузок. Данная статья призвана рассмотреть один из аспектов данного вопроса - индивидуально-типологические особенности организации механизмов кардиогемодинамической устойчивости к эмоциональному напряжению в условиях напряженной информационной нагрузки с дефицитом времени и социально значимой установкой у подростков-спортсменов с различными типами личности.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании принимали участие 156 подростков-спортсменов 13-14 лет, относящихся к 1 и 2 группам здоровья, не имевших заболеваний сердечно-сосудистой системы и других патологий за последние две недели перед обследованием и не состоящих на диспансерном учете.
Для изучения типа личности применялся опросник PEN (Г. и С. Айзенк, 1968), измеряющий такие психические свойства, как нейротизм, экстраверсия и психотизм [1]. Также, при помощи этого теста, можно вывести наличие дальнейших черт личности таких, как эмоционально-волевая стабильность и отнесение темпераментов к классическим типам. По результатам опросника подростки были разделены на три группы (высокий уровень, средний и низкий) по каждому из свойств личности - нейротизму, психотизму, экстра-интроверсии.
В качестве модели эмоционального напряжения (ЭН) использовался модифицированный 10-ти минутный компьютерный вариант корректурной пробы (КП) профессора Анфи-мова (В.Л. Тарасов, А.П. Спицин, свидетельство №2000610387). Данный тест является одной из самых надежных и удобных моделей информационной нагрузки, вызывающей напряжение адаптационных возможностей организма и применяется в этом качестве уже в течение многих лет [11]. Преимущество данной методики состоит в том, что она позволяет количественно оценить продуктивность умственной деятельности в условиях ЭН и сопоставить ее с обеспеченностью физиологическими реакциями организма. Тестирование на компьютере позволило сразу же после окончания теста сообщить испытуемому его результаты, а, следовательно, проследить, каким образом организм подростков реагирует на оценку деятельности в ходе анализа полученных результатов.
Для усиления мотива, побуждающего к действиям, и для создания у испытуемых более единообразных и определенных представлений о шкале трудностей предлагаемой задачи, как и в исследованиях К.В. Судакова [12], мы вводили «социальную норму» результативности. Данный показатель определялся после предварительного изучения психоэмоциональ-
ного статуса, для чего по бланковому тесту ЧХТ (черты характера и темперамента) оценивали показатели эмоциональной реактивности, уровня притязаний и типологические особенности личности, а по шкале самооценки Спилбергера выявляли уровень личностной тревожности.
Перед исследованием, для повышения уровня эмоционального напряжения в ходе выполнения теста и во время анализа полученных результатов, испытуемым объяснялась социальная значимость результатов, которые будут получены при выполнении теста (оглашение результатов родителям, педагогическому коллективу, представление результатов в отдел народного образования, применение их во время учебного процесса как корректирующий показатель при спорных оценках, при выдаче домашних и индивидуальных заданий, при формировании десятых классов и классов по профилю обучения). Поэтому рекомендовалось выполнять тест как можно точнее и как можно быстрее. На 7-й минуте теста искусственно вводилось условие, что при максимальной скорости и точности выполнения задания в течение этой минуты результаты теста будут значительно выше, что позволяло создавать ситуацию максимального напряжения центрально-нервной деятельности, приводящую к более значительным эмоциональным переживаниям, чем в остальные этапы исследования.
Измерение кардиогемодинамических показателей производилось в состоянии покоя, на 5, 7 и 10-й минутах выполнения теста, во время анализа полученных результатов сразу же после выполнения пробы и на 2 и 5-й минутах восстановительного периода. Особенности функционирования сердечно-сосудистой системы изучались при помощи комплекса неинва-зивных методов: ЭКГ, ФКГ, сфигмографии, тетраполярной грудной реографии на отечественном приборе "Полиграф П8Ч-01" и измерения артериального давления осциллометриче-ским методом. До начала работы, во время рабочего и восстановительного периодов производилась регистрация частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолического артериального давления (САД), диастолического артериального давления (ДАД), среднего гемодинамиче-ского артериального давления (СрГД), ударного объема крови (УОК), минутного объема крови (МОК), внутрисистолического показателя (ВСП), сердечного индекса (СИ), общего периферического сопротивления сосудов (ОПСС), рассчитывались фазы сердечного цикла.
По величине объемной скорости выброса крови (ОСВ, мл/сек), внешней работе сердца (А, кГм), мощности сокращения левого желудочка (МСЛЖ, Вт) и по расходу энергии сердцем (Рэ, Вт-л/мин) производили энергетическую характеристику сердечной деятельности.
Под объёмной скоростью выброса крови принято понимать количество крови, которое выбрасывается за одну секунду систолического периода. Расчет данного показателя впервые был предложен М.Н. Сывороткиным (1963). Для вычисления ОСВ необходимо разделить величину ударного объёма сердца на период изгнания крови. Полученный показатель отражает сократительную способность миокарда:
ОСВ = УОК / Е
где Е - период изгнания крови из левого желудочка.
Мощность сокращения левого желудочка отражает величину напряжения, развиваемую сокращающимся миокардом во время систолического опорожнения. Расчет величины мощности сокращения левого желудочка выполняли по формуле:
МСЛЖ = ОСВ х Ср.ГД х 13,6 х 9,8 х 10 -6 Вт,
где 13,6 - множитель для перевода давления в мм. рт. ст.;
9,8 х 10 -6 - множитель для выражения мощности в Вт.
Показатель расхода энергии, затраченной на перемещение одного литра минутного объёма крови определяли по формуле:
_ МСЛЖх ЧСС х Е
_ мок .
Внешнюю работу сердца определяли по формуле:
А = СрГД х МОК х 0,014
Величина данного показателя свидетельствует о полезном результате сократительной способности миокарда.
Потребность миокарда в кислороде оценивали по величине двойного (ДП) и тройного (ТП) произведения.
ДП = ЧСС х САД, ТП = ЧСС х САД х Е
ДП считается весьма информативным показателем и широко используется как для оценки функциональных возможностей ССС, так и в клинической кардиологии. Это инте-гративный показатель, характеризующий напряжение сердечной мышцы, отражающий уровень потребления кислорода миокардом. Данные показатели тесно коррелируют с результатами прямого измерения потребленного миокардом кислорода.
Результаты исследования подвергнуты статистической обработке методом вариационной статистики. Рассчитывали среднюю арифметическую (M), ошибку средней арифметической (m). О достоверности различий судили по t-критерию Стьюдента. Достоверными считали различия при уровне значимости р<0,05.
Таким образом, при помощи данной методики мы попытались воспроизвести экспериментально учебный процесс в лабораторных условиях, проследить кардиогемодинамиче-скую реакцию сердечно-сосудистой системы на эмоциональное напряжение в этих условиях и выявить различие в гемодинамическом обеспечении у подростков с различной выраженностью нервных процессов и различным уровнем двигательной активности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
По шкале экстраверсии подростки были условно распределены на 3 группы: с низким уровнем экстраверсии (всего - 21 подросток, 10 мальчиков и 11 девочек) - у них этот уровень по результатам опросника составил от 4 до 12 единиц, со средним уровнем - от 13 до 16 (51 подростка, 23 мальчика и 28 девочек), и наиболее выраженной экстраверсией - от 17 до 24 единиц (84 подростка, 46 мальчиков и 38 девочек). Результаты теста PEN показывают, что экстра- и интровертированные типы личности у подростков не зависят от половой принадлежности, хотя, если учитывать нормальный уровень развития этого показателя равным 7-15 баллов, можно заключить, что подростки-спортсмены склонны к общительному, активному, самоуверенному и импульсивному поведению, что возможно связано с психологическими особенностями развития высшей нервной деятельности в этом возрасте и ранней социализацией лиц, занимающихся спортом.
По шкале нейротизма, отражающей напряженность, тревожность, недовольство собой и окружающим миром, а также, что особенно важно, - подвижность нервных процессов в центральной нервной системе, выявлены следующие результаты: в зону от 0 до 7 единиц попали 26 подростков (17 мальчиков, 9 девочек), в зону 8-16 - 83 подростка (43 мальчика, 40 девочек), в зону 17-24 - 47 подростков (19 мальчиков, 28 девочек). Таким образом, у девочек выявлена большая психическая лабильность, чем у мальчиков, что необходимо учитывать в процессе обучения и спортивного совершенствования подростков этого возраста.
По уровню нейротизма и экстраверсии можно распределять подростков на 4 основные типа высшей нервной деятельности (ВНД). На рисунке 1 показано, что у подростков преобладают сильные-подвижные типы ВНД (по И.П. Павлову), у которых резко выражено стремление к общению (экстраверсии), причем более половины из них с чрезмерно подвижными (неуравновешенными) процессами в нервной системе, или холерики (типы ВНД по Гиппократу), или возбудимый тип ВНД (по Иванову-Смоленскому). Сильный, уравновешенный, инертный тип ВНД (т.н. флегматики) и слабый тип ВНД (т.н. меланхолики) у подростков, занимающихся спортом, выражены слабо.
30 -25 -20 -
I
Р) S
о 15-
>s
о
5 -0 -
0 5 10 15 20 25 30
Экстра -интроверсия Рис. 1. Распределение подростков по уровню экстраверсии и нейротизма
По шкале психотизма, показывающей высокую конфликтность, результаты следующие: от 0 до 4 единиц набрали 44 человека (15 мальчиков и 29 девочек). Это показывает, что в группе лиц, которым не свойственно асоциальное поведение, значительно больше девушек, чем юношей. Уровень психотизма, считающийся нормальным - от 5 до 12 единиц показали 76 человек (39 мальчиков и 37 девочек). Все остальные подростки по данным опросника склонны к асоциальному поведению или стремятся к этому, подражая различным неформальным группам (36 человек, 25 мальчиков и 11 девочек). Таким образом, выявлено, что подростки в том числе склонны и к асоциальному поведению, причем, в большинстве случаев - это мальчики. Следовательно, необходимо отметить, что мероприятия по социальной адаптации, воспитанию, профилактике правонарушений также являются необходимыми для подростков. Занятия спортом как раз и могут являться тем мероприятием социальной адаптации, которое необходимо им.
Анализируя показатели кардиогемодинамики в состоянии покоя у перечисленных выше групп подростков, выявлено, что гемодинамическое обеспечение состояния покоя зависит от степени развития экстраверсии подростка (склонности к общительному, активному, самоуверенному и импульсивному поведению) и от уровня его психотизма (или конфликтности, склонности к асоциальному поведению). От уровня подвижности нервных процессов (нейротизма) гемодинамическое обеспечение состояния покоя подростка не зависит, т.к. не выявлено достоверных отличий показтелей кардиогемодинамики между группами подростков с высоким, средним и низким уровнем нейротизма в покое (р>0,05).
Сравнивая показатели у лиц с интровертированным и экстравертированым типом личности, можно выявить следующие отличия обеспечения гемодинамической нормы в состоянии покоя (таблица 1). У группы подростков со средним уровнем экстраверсии наблюдается наименьшая ЧСС (81,28±1,34 уд/мин), что сопровождается увеличением фаз сердечного цикла и уменьшением потребности миокарда в кислороде, то есть экономизацией сердечной деятельности. С увеличением уровня интроверсии наблюдается рост МОК, что приводит к увеличению СИ и потребности миокарда в кислороде. О снижении адаптационного потенциала уже в состоянии покоя у данной группы подростков говорит повышение энергетических характеристик сердечной деятельности. У лиц с высокими показателями экстраверсии достоверно увеличена ЧСС (р<0,05).
♦ «
♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦
-
* ♦
♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦
♦ ♦ ♦ ««»«• ♦
♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦
♦ ♦ ♦ ♦ ♦ 4
♦ •> ♦ О ♦ ««««««
♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦
♦ Ф
щ »
♦
♦ ♦
4 ♦ ♦ ♦ ♦ ♦
♦ ♦♦♦♦♦ ♦
♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦
♦ ♦ ♦ О ♦
♦ ф ♦ ♦ ♦ ♦
♦ ♦ ♦
♦ ♦ ♦
Таблица 1
Показатели КГД в покое у подростков-спортсменов с различным уровнем развития экстра_версии и психотизма_
Уровень экстраверсии Показатели кардиогемо-динамики Уровень психотизма
Низкий уровень (п=21) Средний уровень (п=51) Высокий уровень (п=84) Низкий уровень (п=26) Средний уровень (п=43) Высокий уровень (п=19)
113,1 ±1,268 110,9 ±1,093 111,1 ±1,258 СД мм рт.ст. 114,2 ±1,217 110,2 ±1,11 110,6 ±1,262
68,8 ±0,919 68,77 ±0,825 67,78 ±0,914 ДД мм рт.ст. 69,98 ±0,857 68,25 ±0,864 67,05 ±0,915
86,14 ±1,747 81,28 ±1,343 86,09 ±1,736 ЧСС уд/мин 86,63 ±1,78 83,19 ±1,559 83,55 ±1,515
60,23 ±1,725 60,07 ±1,544 55,45 ±1,752 УОК мл 60,28 ±1,982 58,69 ±1,397 56,67 ±1,605
5,122 ±0,162 4,836 ±0,126 4,642 ±0,123 МОК л 5,1 ±0,159 4,84 ±0,131 4,643 ±0,119
87,86 ±0,95 86,91 ±0,859 86,41 ±0,959 СрГД мм рт.ст. 88,99 ±0,913 86,3 ±0,874 85,78 ±0,952
1467 ±43,64 1512 ±37,37 1572 ±44,98 ОПСС дин/с/см- 1492 ±40,98 1522 ±49,48 1538 ±34,37
3,369 ±0,11 3,234 ±0,08 3,069 ±0,078 СИ л/мин/м2 3,369 ±0,103 3,256 ±0,091 3,034 ±0,072
245,2 ±6,496 238,5 ±5,729 223,8 ±5,921 ОСВ мл/с 243,4 ±6,789 234,6 ±5,493 229 ±5,892
97,68 ±2,414 90,46 ±1,916 96,19 ±2,562 ДП усл.ед. 99,27 ±2,527 91,81 ±2,002 93,01 ±2,358
23,62 ±0,426 22,54 ±0,371 23,25 ±0,441 ТП усл.ед. 23,97 ±0,42 22,74 ±0,366 22,66 ±0,444
6,339 ±0,231 5,926 ±0,18 5,651 ±0,179 А кгм 6,416 ±0,236 5,853 ±0,169 5,62 ±0,176
2,884 ±0,089 2,778 ±0,078 2,582 ±0,078 МСЛЖ Вт 2,908 ±0,095 2,699 ±0,069 2,628 ±0,079
11,71 ±0,127 11,58 ±0,114 11,52 ±0,128 РЭ Вт 11,86 ±0,122 11,5 ±0,117 11,43 ±0,127
С ростом психического качества «психотизм» в состоянии покоя происходит снижение СД, СрГД, ДП, ТП, Рэ (р<0,05), что можно заметить, сравнивая группы с низким и средним уровнем развития данного качества. Следовательно, поддержание ОПСС на одном уровне у лиц со средним уровнем психотизма достигается более за счет сосудистого компонента, что приводит к снижению потребности миокарда в кислороде за счет пониженного расхода энергии сердцем во время сердечного сокращения.
Та же тенденция сохраняется при сравнении подростков с наименьшим и наивысшим уровнем данного качества. В данном случае обеспечение гемодинамической нормы в состоянии покоя осуществляется еще более экономно, о чем свидетельствуют достоверные различия в показателях СД, ДД, СрГД, МОК, ТП, МСЛЖ, Рэ (р<0,05), СИ, А (р<0,01), то есть давление в сосудистом русле подростков более низкое, что приводит к экономизации сердечной деятельности. У подростков с наиболее сильно проявляющимся психотизмом данные изме-
нения сопровождаются еще и снижением объема крови, потребляемого организмом, причем в абсолютных величинах (снижение СИ, р<0,01), то есть у таких подростков созданы более благоприятные условия для обеспечения тканей кислородом.
Во время выполнения корректурной пробы кардиогемодинамические различия между лицами с разной степенью выраженности экстра-интроверсии увеличиваются (рис. 2).
Частота сердечных сокращений (уд/мин)
5,7 5,5 5,3 5,1 4,9 4,7 4,5
Минутный объем крови (л)
1 этап 2 этап 3 этап 4 этап
1 этап
2 этап
3 этап
4 этап
3,8 3,6 3,4 3,2
Низкий --□—Средний
Высокий
Сердечный индекс (л/мин/м2)
1 этап 2 этап 3 этап 4 этап
Низкий - из—Средний
Высокий
Низкий — о — Средний
Высокий
Объемная скорость выброса крови (мл/с)
250 245 240 235 230 225 220
тг ■
1 этап
2 этап
3 этап
4 этап
Низкий — с — Средний
Высокий
Рис. 2. Изменение параметров кардиогемодинамики при выполнении корректурной пробы у лиц с различной степенью выраженности экстраверсии
Если на 5-й минуте теста данные различия просматривались лишь по ЧСС, периоду изометрического сокращения, ВСП и увеличению по сравнению с покоем СИ (р<0,05) у лиц со средним уровнем данных психических качеств за счет роста МОК (р<0,05), то при максимальном эмоциональном напряжении различие проявилось более существенно. Лица с ин-тровертированным типом личности имели выраженную реакцию МОК, СИ, изменялся период напряжения миокарда (р<0,05), лица с высоким уровнем экстраверсии - период напряжения миокарда (р<0,001), МОК, СИ (р<0,05). Подростки средней группы имели наибольший прирост периода напряжения миокарда (р<0,001), МОК, СИ (р<0,01) при наименьшем росте ВСП (р<0,05). На заключительной минуте выполнения корректурной пробы обнаружилось, что подростки с высоким уровнем экстраверсии имели наибольший сдвиг кардиогемодина-мических показателей по сравнению с их уровнем в покое. Поддержание МОК и СИ (р<0,05) происходило за счет изменения периода напряжения, изометрического сокращения, ВСП, А (р<0,001), МСЛЖ (р<0,01).
3
Поддержание ОПСС во время выполнения теста у подростков со слабой степенью психической устойчивости имело следующие отличия от подростков со средним и высоким уровнем данного показателя (рис. 3).
Частота сердечных сокращений (уд/мин)
1 этап 2 этап 3 этап 4 этап — Низкий — о — Средний —А—Высокий
5,7 5,5 5,3 5,1 4,9 4,7
Минутный объем крови (л)
1 этап 2 этап 3 этап
4 этап
Низкий - из—Средний
Высокий
4
3,8 3,6 3,4 3,2 3
Сердечный индекс (л/мин/м2)
- ---А
__•-«.
1
1 этап 2 этап 3 этап 4 этап
Низкий --□—Средний
Высокий
Объемная скорость выброса крови (мл/с)
1 этап 2 этап
3 этап
Низкий — о — Средний
4 этап -Высокий
Рис. 3. Изменение гемодинамических показателей при выполнении корректурной пробы у лиц
с различным уровнем нейротизма
На 5-й минуте оно происходило больше за счет роста СД, ДД, ДП, А (р<0,001), ЧСС, ВСП (р<0,01), МОК и СИ (р<0,05) и сокращения периодов напряжения и изометрического сокращения миокарда (р<0,01). Лица с низким уровнем нейротизма имели на этом этапе наименьший прирост СД и ДД (р<0,05), а лица среднего психотипа - периодов напряжения и изометрического сокращения, ВСП, ДП, А, МСЛЖ, то есть постоянство ОПСС у первых достигалось больше за счет сосудистого, а у вторых - сердечного компонента регуляции. На следующих этапах эксперимента лица со средним уровнем нейротизма имели более благоприятную картину регуляции кардиогемодинамики в связи с большим равновесием центрального и периферического звена регуляции. Обнаружено, что на максимальное эмоциональное напряжение наиболее сильный ответ дает система кардиогемодинамики подростков с высоким уровнем психической устойчивости, причем данная мобилизация не привела к достижению наилучшего результата в корректурной пробе. Реакция кардиогемодинамики подростков с высокими показателями нейротизма, которым свойственна наименьшая психическая устойчивость, была более выражена по сравнению с их сверстниками к окончанию выполнения корректурной пробы и говорила о значительном перенапряжении механизмов адаптации к эмоциональной нагрузке.
Таким образом, обнаружена тенденция к изменению уровня реакции кардиогемоди-намики на эмоциональное напряжение у подростков, занимающихся спортом, в зависимости от типа их личности. Подростки-спортсмены с повышенным уровнем экстраверсии и нейро-тизма имеют больший шанс получить срыв адаптационных возможностей организма в процессе обучения, в связи, с чем необходимо особое внимание уделять данным группам подростков в плане профилактики психического перенапряжения. Подростки-спортсмены со средним уровнем экстраверсии и психической устойчивости более устойчивы к воздействию эмоциональных факторов, возникающих в ходе учебной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предложенная методика исследования кардиогемодинамической реакции организма на эмоциональное напряжение в условиях напряженной информационной нагрузки, сопровождающее выполнение социально-значимых заданий и тестов на персональном компьютере может быть рекомендована для исследования устойчивости организма подростков не только к данному виду учебных работ, но и для выявления у них общей устойчивости организма к эмоциональным перегрузкам. Нами показано, что решение компьютерного теста вызывает вегетативные сдвиги в организме подростков, занимающихся спортом, характерные для эмоционального напряжения, что необходимо учитывать при включении данного метода учета знаний в учебный план школьников.
Особое внимание необходимо уделять комплексным показателям, которые являются индикаторами кардиогемодинамической устойчивости подростков к эмоциональному напряжению:
• соответствию изменения частоты сердечных сокращений и ударного объема крови по отношению к изменению величин артериального давления;
• показателям двойного и тройного произведения, характеризующим потребность миокарда в кислороде;
• показателям, характеризующим энергетическую стоимость сердечного сокращения - объемной скорости выброса крови, мощности сокращения левого желудочка, внешней работе сердца и расходу энергии сердцем, затраченному на перемещение одного литра крови.
Психологический тип личности подростков-спортсменов имеет значение при кардио-гемодинамическом ответе организма на эмоциональное напряжение, возникающее в ходе учебного процесса. Значительное увеличение показателей, характеризующих энергетику сердечного сокращения и потребность миокарда в кислороде у лиц с высоким уровнем экстраверсии, свидетельствует о том, что данная группа подростков имеет больше шансов получить срыв адаптационных возможностей организма в процессе обучения. Подростки-спортсмены со средним уровнем экстраверсии и нейротизма более устойчивы к воздействию эмоциональных факторов, так как у них изменение артериального давления идет пропорционально росту ударного объема крови и частоты сердечных сокращений, что приводит к снижению энергетических затрат в работе сердца и к снижению потребности миокарда в кислороде. Эти результаты свидетельствуют о необходимости определения типа высшей нервной деятельности подростков-спортсменов для оптимизации системы их обучения и спортивной подготовки.
Литература
1. Ахмеджанов, Э.Р. Психологические тесты / Э.Р. Ахмеджанов. - М.: Светотон, 1995. - 320 с.
2. Бадалов, О.Ю. Влияние оздоровительной физкультуры на повышение уровня жизнедеятельности школьника / О.Ю. Бадалов, И.З. Козловский // Лечебная физическая культура и массаж. - 2005. - № 1(16) - С. 49-50.
3. Выставкина, В.Ф. Морфологические и функциональные особенности подростков 13-15 лет с различным уровнем двигательной активности : автореф. дис. ... канд. биол. наук / В.Ф. Выставкина. - Тюмень, 2006. - 23 с.
4. Даян, А.В. Реакция сердечной деятельности старшеклассников школ с дифференцированным обучением на экзаменационный стресс / А.В. Даян, А.О. Оганнисян и др. // Физиология человека. - 2003. - Т. 29. -№ 2. - С. 37-39.
5. Доцоев, Л.Я. Функциональное состояние учащихся 11-12 лет в условиях интенсивных учебных на-
грузок по данным анализа вариабельности сердечного ритма / Л.Я. Доцоев, А.М. Усынин и др. // Физиология человека. - 2003. - Т. 29. - № 4. - С. 62-64.
6. Криволапчук, И. А. Немедикаментозная профилактика и коррекция последствий школьного стресса: возможности физических упражнений [Электронный ресурс] / И. А. Криволапчук // Физическая культура. Научно-методический журнал. - № 1. - 2004. - Режим доступа: http: //lib.sportedu.ru/press/fkvot/2004N1/p10-16.htm.
7. Криволапчук, И. А. Психофизиологическая цена напряженной информационной нагрузки у детей и подростков 5-14 лет / И. А. Криволапчук // Физиология человека. - 2008. - Т. 34. - № 4. - С. 28-35.
8. Левина, И. Л. Школьная адаптация и ее нарушения / И. Л. Левина. - Новокузнецк : ИПК, 2002. - 142
с.
9. Мальцев, Д.Н., Влияние повышенной двигательной активности на кардиогемодинамическую устойчивость подростков в условиях напряженной информационной нагрузки / Д.Н. Мальцев, В.А. Демидов и др. // Физиология человека. - 2008. - Т. 38. - № 4.- С. 133-140.
10. Погудин, С.М. Физическое развитие учащихся в условиях социально-экономических реформ и спортизации физического воспитания [Электронный ресурс] / С.М. Погудин, А.Ф. Лисовский, Д.В. Фонарев // Физическая культура. Научно-методический журнал. - № 3. - 2006. - Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2006n3/p39-41.htm.
11. Сирота, Т.И. Исследование хронотропной функции сердца у детей и подростков в условиях дозированной умственной нагрузки / Т.И. Сирота // Функционирование сердечно-сосудистой системы ребенка в процессе развития под влиянием учебной деятельности. - М.: АПН СССР, 1985. - С. 68-74.
12. Судаков, К.В. Системные механизмы эмоционального стресса / К.В. Судаков. - М.: Медицина, 1981. - 229 с.
Literature
1. Akhmedzhanov, E.R. Psychological tests / E.R. Ahmedzhanov. - М. : Svetoton, 1995. - 320 p.
2. Badalov, O.Yu. Influence of sanitary physical culture on increase of schoolchildren level of ability to live / O.Yu. Badalov, I.Z. Kozlovsky // Medical physical training and massage. - 2005. - No 1(16) - P. 49-50.
3. Vystavkina, V.F. Morfological and functional features of 13-15 teenagers with various level of motor activity : abstr. dis.... cand. of biol. sci. / V.F.Vystavkina. - Tyumen, 2006. - 23 p.
4. Dajan, A.V. Reaction of heart activity of senior pupils at schools with the differentiated training on examination stress / A.V. Dajan, A.O. Ogannisjan, etc. // Human physiology. - 2003. - V. 29. - No 2. - P. 37-39.
5. Dotsoev, L.Ya. Functional condition of 11-12 years old pupils in the conditions of intensive academic loads according to the analysis of variability of a heart rhythm / L.Ya. Dotsoev, A.M. Usynin, etc. // Human physiology. -2003. - V. 29. - No 4. - P. 62-64.
6. Krivolapchuk, I.A. Non-preventive maintenance and correction of consequences of school stress: possibilities of physical exercises [Electronic resource] / I.A. Krivolapchuk // Physical training. Scientifically-methodical journal. - No 1. - 2004. - Access mode : http: //lib.sportedu.ru/press/fkvot/2004N1/p10-16.htm.
7. Krivolapchuk, I.A. The psychophysiological value of intense information loading of children and teenagers of 5-14 years old / I.A. Krivolapchuk // Human physiology.- 2008. - V. 34. - No 4. - P. 28-35.
8. Levina, I.L. School adaptation and its infringements / I.L. Levina. - Novokuznetsk : IPK, 2002. - 142 p.
9. Maltsev, D.N., Influence of the extended motor activity on the teenagers' cardiohemodynamic stability in conditions of intensive informational load / D.N. Maltsev, V.A. Demidov, etc. // Human physiology.- 2008. - Vol. 38. - No 4. - P. 133-140.
10. Pogudin, S.M. Physical development of pupils in the conditions of social and economic reforms and the sports introduction of physical training [Electronic resource] / S.M.Pogudin, A.F. Lisovsky, D.V. Fonarev // Physical culture. Scientifically-methodical journal. - No 3. - 2006. - Access mode: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2006n3/p39-41.htm.
11. Sirota, T.I. Research of the chronotropic function of heart of children and teenagers in the conditions of the dosed out intellectual loading / T.I. Sirota // Functioning of cardiovascular system of the child in the process of development under the influence of educational activity. - М. : APS USSR, 1985. - P. 68-74.
12. Sudakov, K.V. System mechanisms of emotional stress / K.V. Sudakov. - М. : Medicine, 1981. - 229 p.
Статья поступила в редакцию 10.07.2010 г.