Научная статья на тему 'Анализ подходов к определению сущности механизма управления'

Анализ подходов к определению сущности механизма управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1902
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / ЦЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ / КРИТЕРИИ УПРАВЛЕНИЯ / ФАКТОРЫ УПРАВЛЕНИЯ / РЕСУРСЫ / MANAGEMENT MECHANISM / CRITERIA OF MANAGEMENT / FACTORS OF MANAGEMENT / RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евсеева С. А.

В статье представлены результаты проведенного анализа научных подходов к определению сущности механизма управления. Автором выделены особенности механизма управления, как системы, которая обеспечивает постоянное управляющее воздействие, направленное на обеспечение определенных результатов деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of approaches to the definition of the management mechanism (Russia, Lesosibirsk)

The article presents results of analysis in the sphere of scholarly approaches to the definition of the management mechanism. The author distinguishes specific features of the management mechanism as a system that produces a constant managerial impact towards specific activity results

Текст научной работы на тему «Анализ подходов к определению сущности механизма управления»

[ fl ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ

С.А. Евсеева,

доцент кафедры экономики и управления на предприятии Лесосибирского филиала Сибирского государственного технологического университета,

кандидат экономических наук Sae1972@rambler.ru

В статье представлены результаты проведенного анализа научных подходов к определению сущности механизма управления. Автором выделены особенности механизма управления, как системы, которая обеспечивает постоянное управляющее воздействие, направленное на обеспечение определенных результатов деятельности

Ключевые слова: механизм управления, цели управления, критерии управления, факторы управления, ресурсы

УДК 334 ББК 65.29

Проблемные ситуации в практике управления являются основанием для разработки управленческих решений. При этом проблема определяется как «несоответствие существующего состояния организации или его динамика желательному состоянию, которое задано субъектом управления» [1, С.201]. Управленческое решение является решением, на основе которого формируются управляющие воздействия на объект управления (управляемую систему), обеспечивающие достижение цели управления. Однако, при принятии управленческих решений, достаточно сложной задачей для субъекта управления является выявление наиболее «выгодных точек приложения» управляющих воздействий. Для решения этой сложной задачи необходимо разработка и применение эффективного механизма управления. Разработка эффективного механизма управления, требует наличия адекватной методической основы.

При обосновании методической основы необходимо уточнить сущность механизма управления, поскольку в настоящее время отсутствует единый подход к определению понятия «механизм управления». Слово «механизм», в прямом смысле, применяется в техническом толковании, смысл которого связан с внутренним устройством машины. Понятие «механизм» достаточно широко используется и в экономической науке, где понятие «механизм» ассоциируется с управлением. Так, в классических учебниках по менеджменту, под механиз-

мом управления понимают «совокупность средств и методов управления». Н.Ю. Круглова, М.И. Круглов, под механизмом управления понимают «составную часть системы управления, обеспечивающую воздействие на факторы, от состояния которых зависит результат деятельности управляемого объекта» [3, С.49]. Д.А. Новиков считает, что механизм управления — это «совокупность правил, процедур и методик принятия решений» [4, С.32]. Ю.Г. Учитель [2, С.284] рассматривает механизм управления в виде процесса, как текущее преобразование «входа» в «выход». На «вход» поступает информация, необходимая для принятия управленческого решения. На «выходе» — выработанные управленческие решения по формированию изменений условий, которые определяют целенаправленность развития. «Сверху» в механизм управления поступают параметры механизма, которые он предназначен обеспечить. «Снизу» в механизм управления поступают ресурсы. Управляющие воздействия формирует управляющая система. Система, испытывающая на себе внешнее воздействие — управление (управляющие воздействия), называется управляемой системой (объектом управления). Обе эти системы в совокупности, с учетом их взаимодействия, образуют систему управления. В качестве объекта управления выступает экономически самостоятельная система — организация. Таким образом, можно сделать вывод, что механизм управления является составной

Цель управления -

желаемое (требуемое) состояние объекта или системы управления

Критерий управления -

количественный аналог целей или формальное представление целей в измеряемых категориях

Субъект управления (управляющая подсистема)

система, формирующая управляющее воздействие

-*■

>

Проблема

(проблемная ситуация) -имеющийся или ожидаемый разрыв между желаемым и фактическим состоянием

Система управления -

система, в которой протекают процессы управления

У правленческое решение

Неуправляемые факторы -

факторы и условия, которые не могут . быть изменены

Механизм управления -

это порядок действий при осуществлении выбора управляющих воздействий на объект управления, обеспечивающих достижение поставленной цели управления

Методы управления -

система способов и приемов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата

Объект управления (управляемая подсистема) -

система, испытывающая на себе внешние воздействия и охватывающая непосредственное использование ресурсов организации для достижения ее целей

Предметы управления (управляемые факторы) -

изменяемые в процессе и результате управления компоненты управляемой подсистемы

Рис. Механизм управления в системе управления организаций (сост. автором)

1 64

ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

fi

частью системы управления организацией, и результатом его реализации является управленческое решение, формирующее управленческое воздействие, объединяя, таким образом, субъект и объект управления (рис.).

Принятие управленческих решений — механизм менеджмента, обеспечивающий выбор способа достижения целей. Следовательно, исходным элементом для формирования механизма управления является цель управления. Цели бывают краткосрочные (их обеспечение обеспечивается принятием оперативных решений), среднесрочными (как правило, гарантируются тактическими решениями) и долгосрочными (обеспечиваются стратегическими решениями). Чтобы цели действительно могли привести организацию к успеху, они должны быть построены в соответствии с определенными требованиями. В зарубежной теории менеджмента эти требования называются SMART-критериями, в соответствии с которыми, цели должны быть конкретными, измеримыми (т.е. иметь количественное выражение), достижимыми, насущными и скоординированными (согласованными во времени). Количественная измеримость целей и координация их во времени необходима для контроля за достижениями намеченных целей. А поскольку «степень достижения цели определяется критериями, выбранными для конкретного решения» [1, С. 210], то при формировании механизма управления необходимо достигнуть согласования цели управления с критериями, т.е. «трансформировать цели управления в задание (критерий управления)» [3, С.51].

Анализ научной литературы позволил разделить позиции ученых в понимании сущности критерия управления на две группы. Первая группа ученых придерживается мнения, что критерий есть количественно выраженная цель — ее количественная модель. Так, С. Оптнер [5] рассматривает критерий (греч. criterion — средство убеждения, основа суждения) как меру для определения достоверности чего-либо, например, того, что цели организации достигнуты.

Критерий определяет, каким образом цель (в общем случае — объект) может быть оценена (вынесено суждение о ней). Н.Ю. Круглова, М.И. Круглов [3, С.50] под критерием понимают количественный аналог целей, т.е. считают синонимами критерий и показатель. Ю.Н. Лапыгин, Д.Ю. Лапыгин также придерживаются мнения, что критерий есть «количественно выраженная цель» [1, С. 211]. К сторонникам второго подхода к понятию критерий управления можно отнести А.И. Ковалева [6, С. 26], который, считая, что деятельность служит средством убеждения, признаком того, что цели будут достигнуты, предлагает собственную формулировку понятия критерий. Под критерием рассматривают «краткие утверждения, описывающие конкретные действия, которые надо выполнить, чтобы достичь целей» и утверждают, что при формулировке критериев необходимо начинать с глагола действия: «увеличить, «сократить», «улучшить» и т.д.

Для оценки выполнения действий, определенных критериями, следует разработать показатели, представляющие собой «особые средства оценки и имеющие номинал (или норму), т.е. некоторое целевое значение показателя, которое нужно достигнуть. Ю.В. Васильков [7, С.10], утверждает, что термин «критерий» рекомендуется для использования в менеджменте как уровень (величина) приемлемого отклонения от цели. Иными словами, если показатель качества управления как мера приближения к цели меньше заданного значения — критерия, то такое отклонение можно считать допустимым, приемлемым. В данном случае, критерий — мера для сравнения с пороговым заданным отклонением с целью принятия бинарного («да-нет», «приемлемо-неприемлемо») решения. Таким образом, на основании рассмотренных толкований термину «критерий управления», можно сделать вывод, что для целенаправленности управления и его ориентации на конкретные результаты для каждой цели должны быть определены критерии (или показатели), по которым устанавливаются численные значения и создаются условия, обеспечивающие требуемые результаты, т.е. формируется сам механизм управления.

Важной составляющей в достижении цели следует считать условия, в которых осуществляется деятельность организации,

то есть совокупность факторов, которые необходимо всесторонне учитывать и использовать. Природа факторов управления достаточно разнообразна. В теории менеджмента принято различать следующие виды факторов управления организацией: общие и частные; внешние и внутренние; объективные и субъективные; прямого и косвенного воздействия.

Общие факторы имеют значение для всех направлений, сфер деятельности организации, присущи всем подразделениям, филиалам организации. Частные факторы — важны только для некоторых направлений, сфер деятельности организации или для отдельных ее подразделений (филиалов). Субъективные факторы — их возникновение связано с текущей деятельностью различного рода субъектов — государства, социальных организаций и отдельных людей, —направленной на изменение, развитие или сохранение существующих условий среды. Объективные факторы (условия) — возникают и существуют независимо от желания, мнений и действий субъектов (государства, организаций, отдельных лиц). Вместе с тем они представляют собой объективные отношения и условия, являющиеся определяющейся формой предыдущей деятельности людей и их организаций.

Наиболее распространенным является разделение факторов на внешние и внутренние. Структуризация внешних факторов является универсальной и включает в себя природные, политические, правовые, экономические, социальные, культурные, технологические факторы. Внутренние факторы — зависят, прежде всего, от самой организации, отражают ее организационную культуру, ресурсный потенциал, состояние ресурсного потенциала. Важнейшими внутренними факторами управления являются:

• кадровый потенциал организации (квалификационный уровень работников, возрастная структура кадров и т.д.);

• уровень менеджмента, квалификации менеджеров, их соответствие условиям деятельности организации;

• тип и степень развития корпоративной культуры;

• особенности складывающейся психологической атмосферы в организации;

• география и масштабы деятельности организации;

• используемые организацией конкурентные стратегии;

• деловой имидж организации;

• финансовые, материально-технические и иные ресурсы организации;

• структура производственного потенциала и т.д.

Несколько иной подход предлагает Ю. Г. Учитель [2, С.149],

разделяя внутренние факторы на:

1) факторы прямого действия — продукты и услуги;

2) факторы косвенного действия — потенциалы организации (маркетинговый, организационный, производственный, кадровый, информационный, инновационный, финансовый и управленческий).

Л.Ю. Григорьев [10, С. 16] предлагает в своих исследованиях в качестве факторов управления использовать японскую версию пяти составляющих процесса (5 М): организация (методы и нормы), измерения, оборудование, персонал, ресурсы.

Ю.Г. Учитель [2, С.74], предлагает более подробную декомпозицию 5М: технология, персонал, оборудование, оснастка и инструменты, контрольно-измерительное оборудование, нормативная документация, основные материалы, вспомогательные материалы, производственная среда, теплоэнергоносители, программное обеспечение, информация.

Выделенные Л.Ю. Григорьевым и Ю.Г Учителем факторы управления относятся к внутренним. Н.Ю. Круглова, М.И. Круглов, считают, что факторы управления — это «элементы объекта управления и их связи, на которые осуществляется воздействие в интересах достижения поставленных целей» [3, С.49]. Совокупность факторов позволяет определить необходимые материальные, трудовые, организационные и финансовые ресурсы и процедуры обеспечения целей управления. Согласно этому подходу, способность организации воспроизводить, аккумулировать и эффективно использовать эти ресурсы является категорией, которую необходимо отнести к факторам управления.

165

[ fl ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

В современных условиях хозяйствования заслуживает внимания классификация факторов управления по степени управляемости. Управляемые факторы — это переменные, на которые организация может воздействовать с целью минимизации отрицательного эффекта от их изменения, либо увеличения положительного эффекта. Уменьшение риска отрицательного эффекта может производиться путем принятия управленческих решений (воздействие на факторы внутренней среды), осуществления расходов, изменения условий договоров с контрагентами. Неуправляемые факторы не подвержены никакому воздействию со стороны организации, а снизить отрицательный эффект от их действия организация может только путем учета их влияния при разработке стратегий развития [9]. Таким образом, факторы управления весьма многочисленны и разнообразны. Неоднозначно и их влияние на деятельность организации.

Однако, при формировании механизма управления, считаем необходимым, использовать классификацию по степени управляемости, что можно объяснить следующим образом. Поскольку управляющее воздействие направлено на объект управления, то при формировании механизма управления необходимо учитывать факторы, которые могут быть изменены субъектом управления. Изменяемые в процессе и результате управления компоненты объекта управления (управляемой подсистемы) еще называют предметами управления [4]. Таким образом, механизм управления формируется на основе управляющих воздействий субъекта управления на предметы управления или управляемые факторы, являющиеся компонентами объекта управления. Кроме этого, при формировании механизма управления необходимо учитывать влияние и неуправляемых факторов, т.е. факторов и условий, которые не могут быть изменены субъектом управления. Неуправляемые факторы чаще всего представлены обязательными требованиями, устанавливаемые общегосударственными, региональными органами власти, которые регулируют и определенным образом ограничивают деятельность организаций. Внешние факторы влияют на требования к персоналу, процессам, ресурсам, инфраструктуре и финансам.

Достижение целей зависит от множества факторов, что приводит к появлению двух проблем. Первая проблема связана с ограниченностью ресурсов. В условиях ограничения ресурсов встает задача определения приоритетности факторов, значимость которых определяется целями управления. Для достижения каждой цели существует свой ряд приоритетности факторов. Вторая проблема связана с установлением причинно-следственных связей между этими факторами, поскольку часть из них можно оценить количественными показателями, другая часть описывается на качественном уровне. Для решения заявленных проблем могут применяться такие методы, как цепные подстановки, абсолютные и относительные разницы, интегральный метод, корреляционный метод, методы линейного программирования, теория массового обслуживания, теория игр, исследования операций, эвристические методы решения экономических задач на основании интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок, метод когнитивного моделирования и др.

Управление факторами осуществляется с помощью соответствующих методов управления. К основным методам управления относятся экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические. В.И. Мухин [11] подробно рассматривает содержание экономических, организационно-распорядительных и социально-психологических методов.

Содержание экономических методов управления состоит в целенаправленном воздействии на экономические интересы личности, коллектива, государства в целях достижения наилучших результатов их функционирования с наименьшими требованиями материальными затратами. В группу экономических методов управления включают:

— финансирование деятельности в области управления качеством;

— экономическое стимулирование производства, распределение и предоставление потребителей продукции и услуг, соответствующих их требованиям;

— бизнес-планирование новых видов продукции и услуг, а также разработка для них соответствующих требованиям международных стандартов систем качества;

— применение системы оплаты труда и материального поощрения;

— использование экономических мер воздействия на поставщиков в зависимости от качества поставляемой ими продукции и оказываемых услуг.

Организационно-распорядительные методы управления включают способы и приемы воздействия на основе силы и авторитета власти — указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, указаний, инструкций и т.п. В группу организационно-распорядительных следует включать методы:

— регламентирования (общеорганизационного, функционального, должностного, структурного);

— стандартизации (на основе стандартов различного уровня);

— нормирования (на базе норм времени, норм численности и т.д.);

— инструктирования (ознакомления, объяснения, совета, разъяснения);

— распорядительных воздействий (на основе приказов, распоряжений, указаний, постановлений).

Социально-психологические методы управления представляют собой механизм воздействия на органы управления (коллективы) и людей через социально-психологические интересы. Таким образом, выбор методов управления зависит от природы факторов и его восприимчивости к тем или иным методам воздействия.

Достаточно сложной проблемой при формировании механизма устойчивого развития организации является определение видов и количественная оценка ресурсов, необходимых для обеспечения целей управления.

Таким образом, проведенный анализ подходов к определению сущности и основных элементов механизма управления, позволил выделить особенности механизма управления, которые соответствуют нашим представлениям о нем.

К числу основных особенностей, характеризующих механизм управления можно отнести:

• проблема является первоосновой механизма управления, т.е. «несоответствие существующего состояния организации или его динамика желательному состоянию»;

• механизм управления является частью системы управления организацией;

• цель управления и критерий управления являются важнейшими элементами механизма управления;

• результатом реализации механизма управления является управленческое решение, формирующее управленческое воздействие, объединяя, таким образом, субъект и объект управления;

• управляющее воздействие требует от субъекта управления выявление предметов управления (изменяемые в результате управления элементы объекта управления) и выбор соответствующих методов (видов) управления;

• при разработке и реализации механизма управления необходимо учитывать большое многообразие методов, т.е. способов и приемов, с помощью которых обосновываются управленческие решения;

• наличие ограничивающих факторов, т.е. факторов, ограничивающих выбор, или ограничений, осуществляющих непосредственное или косвенное воздействие на возможность и способность субъекта управления достигать поставленных целей управления;

• механизм управления реализуется в условиях неопределенности, т.е. недостаточности информации о текущей ситуации и тенденциях ее развития, а также при неясных представлениях обо всех последствиях принимаемого решения.

На основании выделенных особенностей предлагаем собственное определение термина «механизм управления» — это порядок действий при осуществлении выбора управляющих воздействий на объект управления, обеспечивающих достижение поставленных целей управления.

1 66

______ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Литература

1. Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю. Управленческие решения: учеб. пособие. — М.: Эксмо, 2009. — 448 с.

2. Учитель Ю.Г. Разработка управленческих решений: учебник. — М. ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 383 с.

3. Круглова Н.Ю., Круглов М.И. Стратегический менеджмент: учебник. — М.: Изд-во РДЛ. — 2003. — 464 с.

4. Новиков Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами. — М.: Эгвес, 2009. — 156 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Оптнер С. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем: Пер. с англ. — Соврадио, 1969. — 216 с.

6. Ковалев А.И. Результативность, эффективность, производительность, или Что необходимо измерять предприятию // Методы менеджмента качества. — 2008. — № 6. — С. 24- 29.

7. Васильков Ю.В. Управление процессами // Методы менеджмента качества. — 2008. — №5. — С. 8-11.

8. Николаева Е.С. Подходы к оценке устойчивого развития нефтетранспортной компании (посредством многофакторного анализа) // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2006. — №20. — С.194-206.

9. Куприн А.А. Основные факторы влияния на адаптивность систем управления // Проблемы современной экономики. —

2010. — № 4(36). — С.111-113.

10. Григорьев Л.Ю., Корышев И.И. Стратегия компании и цели в области качества. // Методы менеджмента качества. — 2009. — №7. — С.10-17.

11. Мухин В.И. Основы теории управления: учебник. — М.: Экзамен, 2002. — 256 с.

КАЧЕСТВО КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ В КОНТЕКСТЕ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ДОЛЕВЫХ ЦЕННЫХ Бумаг

Д.А. Харитонов,

аспирант кафедры экономической теории и инвестирования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики

dekharitonov@yandex.ru

В статье анализируется влияние качества корпоративного управления и корпоративной культуры на стоимость долевых ценных бумаг акционерного общества. Обосновывается связь качества корпоративного управления с уровнем корпоративной культуры компании. Показаны факторы, оказывающие отрицательное влияние на стоимость акций компании, а также позиции, которые необходимо учитывать при оценке компании. Рассмотрены примеры использования «золотых парашютов» для топ-менеджмента в практике отечественных и зарубежных компаний. Приводится методика классификации акционерных компаний по уровню корпоративной культуры.

Ключевые слова: ценная бумага, фондовый рынок, корпоративное управление, оценка стоимости компании, корпоративная культура, ставка дисконтирования, золотой парашют, внутренний аудит, миноритарный акционер, защита прав собственников.

УДК 65.0 ББК 650.290.2

Как известно наиболее острой проблемой для участников фондового рынка является оценка стоимости ценной бумаги в каждый конкретный момент времени или на определенную дату в будущем. Современные стандарты оценки предполагают использование трех основных путей: доходный метод оценки, балансовый метод и сравнительный метод. Однако при использовании доходного метода оценщик получает цифры, учитывающие влияние только лишь финансового фактора, а именно будущих прибылей компании. Если же проводится сравнительный анализ, то результат во многом определяется исходным состоянием компании-аналога. Если говорить про балансовый метод, то его результаты, как правило, далеки от реальной рыночной оценки бумаг компании. Таким образом, оценка стоимости бумаг, полученная в результате применения любого из этих методов, требуют корректировки, уточняющей влияние внутренних факторов конкретной компании на стоимость ее акций. Как известно, одним из важнейших показателей, которые учитывает инвестор или оценщик являются действия менеджмента предприятия. В данной статье мы планируем раскрыть некоторые аспекты влияния качества корпоративного управления на стоимость акций компании более подробно.

Цена акций в первую очередь зависит от экономического состояния компании и рисков инвестирования в нее,т.е. от значений будущей прибыли и размера исходной ставки дисконтирования. При этом уровень корпоративного управления (КУ) может оказывать влияние на оба этих фактора. Так, например, топ-менеджмент компании напрямую влияет на выбор проектов, в которые будут инвестированы деньги акционеров. Аме-

риканские экономисты Боди, Кейн и Маркус, сравнивая две компании, указывают, что важно оценивать не только коэффициент выплаты дивидендов, но и потенциальную отдачу от проектов, в которые будет инвестироваться нераспределенная часть прибыли компании. [1, С. 621]. В случае если проект принесет компании потенциальную отдачу выше, чем среднерыночная ставка доходности, то более эффективным решением для топ-менеджмента будет оставить прибыль в компании, а не выплачивать ее в виде дивидендов.

Прямое влияние уровень КУ оказывает также на ставку дисконтирования прибыли компании. Известно, что действительная стоимость акций может определяться, как приведенная стоимость всех выплат инвестору, в том числе в виде дивидендных платежей и поступлений от конечной продажи акции, дисконтированных по соответствующей ставке k, содержащей поправку на риск [1, С. 614]. Если в качестве безрисковой ставки инвестор учитывает ставку по гособлигациям, предполагая абсолютную надежность данного инструмента, то поправка на риск (коэффициент «бета») целиком зависит от качества КУ в компании1. Чем выше КУ, тем ниже коэффициент «бета», и, соответственно, выше стоимость акций. Инвестор как бы предполагает, что благодаря эффективному и рациональному управлению данная компания будет развиваться стабильно и относительно предсказуемо. В этом смысле уровень КУ характеризует добропорядочность и прозрачность компании по отношению к акционерам, в первую очередь к миноритарным.

Чтобы показать, как КУ влияет на стоимость акций, рассмотрим пример. Две компании с одинаковой экономикой. Получают

167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.