Научная статья на тему 'Основные положения концепции устойчивого развития управляющих организаций в сфере ЖКХ'

Основные положения концепции устойчивого развития управляющих организаций в сфере ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
940
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / MANAGERIAL ORGANIZATION / MANAGEMENT OVER MULTI-APARTMENT HOUSES / MECHANISM OF MANAGEMENT / INTERESTED PARTIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евсеева С. А.

В статье автором рассмотрены основные положения концепции устойчивого развития управляющих организаций в сфере ЖКХ на основе менеджмента качества. Предлагаемая концепция основана на необходимости разработки механизма управления, обеспечивающего удовлетворение потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон сбалансированным образом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the concept of sustainable development of managerial organization in the municipal housing complex: major principles (Russia, Lesosibirsk)

The author discusses the main principles within the concept of sustainable development of managerial organizations in the sphere of municipal housing complex. The concept offered is determined by the necessity to develop a managerial mechanism to satisfy the needs and expectations of all interested parties

Текст научной работы на тему «Основные положения концепции устойчивого развития управляющих организаций в сфере ЖКХ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/onNne.cgi?req=doc;base=LAW;n=151820;fld=134;dst=102217;md=0.6933921429724359 (дата обращения: 30.09.2013)

5. Бортник И.М., Сенченя Г.И., Михеева Н.Н., Здунов А.А., Кадочников П.А., Сорокина А.В. Система оценки и мониторинга инновационного развития регионов России // Инновации. — № 9. — 2012.- С. 25-38.

6. Валинурова Л.С., Кузьминых Н.А. Оценка уровня инновационного развития отраслей промышленности // Инновации. —

№ 6. — 2007. — С. 42-47.

7. Киселев В. Н. Сравнительный анализ инновационной активности субъектов Российской Федерации // Инновации. — № 4.2010. — С. 44-55.

8. Никитина О.В. Методы оценки инновационной активности промышленных предприятий [Электронный ресурс] : дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / О. В. Никитина. — СПб, 2007. — 158 с. //Электронная библиотека диссертаций РГБ: сайт. Систем. требования: Defview. URL: http://dNb.rsl.ru/information.php?path=/rsl01003000000/rsl01003310000/rsl01003310508/rsl01003310508.pdf (дата обращения: 05.11.2009)

9. Основные направления развития лесопромышленного комплекса Республики Коми на 2010-2015 гг. и на период до 2020 г. [Электронный ресурс] / Мин-во развития промышленности, транспорта и связи Республики Коми: официальный сайт. — Сыктывкар, 2010. — С.54. Систем. требования: Microsoft Word. URL: http://minprom.rkomi.ru/page/5912/ (дата обращения: 03.09.2013)

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УПРАВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ЖКХ

С.А. Евсеева,

доцент кафедры экономики и управления на предприятии Лесосибирского филиала Сибирского государственного технологического университета,

кандидат экономических наук [email protected]

В статье автором рассмотрены основные положения концепции устойчивого развития управляющих организаций в сфере ЖКХ на основе менеджмента качества. Предлагаемая концепция основана на необходимости разработки механизма управления, обеспечивающего удовлетворение потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон сбалансированным образом.

Ключевые слова: устойчивое развитие, управляющая организация, управление многоквартирным домом, механизм управления, заинтересованные стороны.

УДК 338 ББК 65.01

Проблемные ситуации постоянно возникающие в практике управления являются основанием для разработки управленческих решений. При этом проблема определяется как «несоответствие существующего состояния организации или его динамика желательному состоянию, которое задано субъектом управления» [1, с.6]. Управленческое решение является решением, на основе которого формируются управляющие воздействия на объект управления (управляемую систему), обеспечивающие достижение цели управления. Однако при принятии управленческих решений достаточно сложной задачей для субъекта управления является выявление наиболее «выгодных точек приложения» управляющих воздействий. Для решения этой сложной задачи необходима разработка и применение эффективного механизма управления.

Проблема устойчивого развития, существующая в деятельности управляющей организации в сфере ЖКХ (далее — управляющая организация), делают задачу разработки и применения такого механизма управления актуальной и для ее субъекта управления. Разработка эффективного механизма управления требует наличия адекватной методической основы.

При разработке методической основы к разработке механизма управления, обеспечивающего достижение целей устойчивого развития управляющей организации необходимо определить сущность механизма управления. Эта необходимость вытекает из того, что в настоящее время отсутствует единый подход к механизму управления, начиная от определения самого понятия, и заканчивая раскрытием его структуры. Анализ основных подходов к механизму управления в работах [2-6], позволил выделить особенности механизма управления, которые соответствуют нашим представлениям о нем. К числу основных особенностей, характеризующих механизм управления можно отнести:

• механизм управления является составной частью системы управления организацией;

306

• первоосновой механизма управления является проблема, т.е. «несоответствие существующего состояния организации или его динамика желательному состоянию»;

• основополагающими элементами механизма управления является цель управления и количественный аналог целей — критерий управления;

• наличие альтернативных вариантов достижения целей управления;

• наличие ограничивающих факторов, т.е. факторов, ограничивающих выбор, или ограничений, осуществляющих непосредственное или косвенное воздействие на возможность и способность субъекта управления достигать поставленных целей управления;

• результатом реализации механизма управления является управленческое решение, формирующее управленческое воздействие, связывая, таким образом, субъект и объект управления;

• управляющее воздействие требует от субъекта управления выявление предметов управления (изменяемые в результате управления элементы объекта управления) и выбор соответствующих методов (видов) управления;

• технология разработки и реализации механизма управления отличается большим многообразием методов, т.е. способов и приемов, с помощью которых обосновываются управленческие решения;

• механизм управления реализуется в условиях неопределенности, т.е. недостаточности информации о текущей ситуации и тенденциях ее развития, а также при неясных представлениях обо всех последствиях принимаемого решения.

На основании выделенных особенностей, характерных для механизма управления предлагаем собственное определение термину «механизм управления». Механизм управления — это порядок действий при осуществлении выбора управляющих

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Ш

воздействий на объект управления, обеспечивающих достижение поставленной цели управления.

Разработка и применение механизма управления, обеспечивающего достижение целей устойчивого развития управляющих организаций, требует уточнения термина «устойчивое развитие». В своем исследовании устойчивое развитие управляющей организации будем рассматривать с позиций определения ГОСТ Р ИСО 9004:2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества». В данном контексте устойчивое развитие — это «результат способности организации решать поставленные задачи и добиваться достижения долгосрочных целей» [7]. Рассматривая цели организации с позиции менеджмента качества, необходимо отметить, что «современная концепция менеджмента качества корректирует цели организации от удовлетворенности потребителей к удовлетворенности всех заинтересованных сторон» [8, с.87]. На основании этих рассуждений можно сделать вывод, что устойчивое развитие — это результат способности организации удовлетворять потребности и ожидания всех заинтересованных сторон сбалансированным образом на долгосрочной основе. Таким образом, можно сформулировать первое положение концепции устойчивого развития управляющей организации: «Для достижения целей устойчивого развития управляющей организации высшее руководство должно принять подход на основе менеджмента качества. Устойчивое развитие предполагает создание эффективной системы управления, отвечающей потребностям и ожиданиям всех потребителей и других заинтересованных сторон на долгосрочной основе и сбалансированным образом».

Для создания эффективной системы управления можно воспользоваться рекомендациями ГОСТ Р ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования». Однако, система менеджмента качества, построенная по модели ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования» представляет собой основу системы менеджмента, обеспечивающей минимальный уровень качества, который должен отвечать ожиданиям потребителей и поставщиков. Но поскольку, современная концепция менеджмента качества говорит об удовлетворении потребностей и ожиданий потребителей и всех заинтересованных сторон, то для достижения этой цели организации уже не следует ориентироваться только на имеющуюся систему качества. В сложившихся условиях необходимо, во-первых, выявить, что нужно потребителям и другим заинтересованных сторонам, и затем на этой основе сформулировать цели организации. И, во-вторых, создать максимально эффективную систему менеджмента, позволяющую с помощью реализуемых ее процессов обеспечивать достижение поставленных целей. Таким образом, современная структура системы менеджмента качества может быть построена на основе требований ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования» путем дополнения этих требований ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества». При этом модель по ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования» играет роль центрального ядра, которое наращивается целым рядом функций, призванных обеспечить устойчивое развитие организации в долгосрочной перспективе. В первую очередь, на наш взгляд, такое приращение функций должно произойти в процессе целеполагания.

При формулировании целей устойчивого развития управляющей организации необходимо учитывать иерархичность цели, т.е. возможность ее деления по уровням иерархии (в пространстве) и по этапам (во времени). Так, в соответствии с заявленной выше целью управления, обеспечивающей управляющей организации устойчивое развитие, иерархическая структура целей имеет следующий вид: главная цель — удовлетворение потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон, в качестве целей следующего уровня — интересы заинтересованных сторон управляющей организации.

Формирование целей неразрывно связано с выбором критериев управления, т.е. выражение целей в измеряемых категориях. Для согласования цели управления с критериями управления необходимо выявить заинтересованные стороны

управляющей организации, определить их интересы, а затем интересы выразить в виде количественных показателей.

На основании публикаций [9-11], мнений привлеченных экспертов нами был сформирован перечень заинтересованных сторон управляющей организации (табл.1).

Таблица 1

Перечень заинтересованных сторон управляющей

организации

Группа заинтересованных сторон Заинтересованные стороны

Владельцы/ак- ционеры Собственники управляющей организации

Работники организации Менеджеры управляющей организации

Персонал управляющей организации

Поставщики и партнеры Обслуживающие организации, подрядные организации

Ресурсоснабжающие организации

Кредитные организации

Потребители Собственники помещений в многоквартирном доме (физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, в собственности которых находится часть помещений в доме) ТСЖ (объединения собственников)

Конкуренты Управляющие организации

Собственники помещений в многоквартирном доме в форме ТСЖ и непосредственного управления

Государство Государственные органы, контролирующие деятельность УО в лице архитектурно-строительного надзора, Энергонадзора, прокуратуры, Роспотребнадзора, ФАС, Комитета по ценам и др

Налоговые органы

Законодательные органы федерального, регионального и местного уровня власти

Исполнительные федеральные, региональные и местные органы власти

Общество Средства массовой информации Общественные организации по защите прав потребителей

В практической деятельности невозможно, чтобы управляющая организация одновременно согласовала свои интересы и действия по их удовлетворению со всеми выделенными заинтересованными сторонами. Для выбора приоритетных заинтересованных сторон мы предлагаем воспользоваться методом, который используется при составлении карты заинтересованных сторон [12, с.23-24]. Так, в соответствии с ним, мы распределили все заинтересованные стороны управляющей организации в три области (рис.1):

— область полномочий/ответственности включает заинтересованные стороны, находящиеся в прямом подчинении управляющей организации;

— область прямого влияния включает заинтересованные стороны, выстраивающие взаимоотношения на основе обмена ресурсами («ты — мне, я — тебе»);

— область опосредованного влияния характеризуется отсутствием механизмов влияния на данные группы заинтересованных сторон управляющей организации.

К приоритетным заинтересованным сторонам управляющей организации мы отнесли группы заинтересованных сторон, находящиеся в прямом подчинении и с которыми можно выстроить взаимоотношения на основе обмена ресурсов. На рис.1 — это группы заинтересованных сторон, находящиеся в первом и втором круге: потребители, партнеры и поставщики (комплектующих, сырья, услуг), персонал. При взаимоотношении с ними необходимо использовать метод партнерства, предполагающий построении взаимовыгодных отношений, при которых заинтересованным сторонам выгодно действовать в интересах управляющей организации, поскольку в этом случае он удовлетворяет и собственные интересы. Кроме этого, нужно выстроить приоритеты среди выделенных заинтересованных сторон, таким образом,

307

Ill

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Рис. 1. Классификация заинтересованных сторон управляющей организации в сфере ЖКХ в зависимости от степени ее влияния на них

1 — Конкуренты

2 — Средства массовой информации

3 — Государственные органы, контролирующие деятельность управляющей организации

4 — Налоговые органы

5 — Законодательные органы федерального, регионального и местного уровня

6 — Исполнительные федеральные, региональные и местные органы власти.

чтобы быть уверенными, что у управляющей организации достаточно ресурсов для осуществления взаимодействия.

Основным фактором, объединяющим заинтересованных сторон, является взаимный интерес. Интерес (от лат. interest — имеет значение, важно) — это предмет заинтересованности, желания и побудительных мотивов действий экономических субъектов [13, с. 343]. Интерес к конкретной вещи или явлению обусловлен наличием у них определенных характеристик, позволяющих удовлетворить потребности человека. Ценность представляют именно характеристики, а не сам предмет, явление, что позволяет заменить один предмет, удовлетворяющий потребности на другой при условии сохранения необходимого качества [14, с.42] .

Интерес заинтересованных сторон управляющей организации также обусловлен наличием у них определенных характеристик, которыми, на наш взгляд, являются ресурсы. Отношения между заинтересованными сторонами управляющей организации выстраиваются вокруг ресурсного обмена, который можно описать следующим образом. Заинтересованные стороны поставляют управляющей организации необходимые для ее деятельности ресурсы, так как деятельность управляющей организации позволяет удовлетворять их запросы. Заинтересованные стороны управляющей организации в свою очередь, удовлетворяя потребности, получают от управляющей организации не что иное, как ресурсы. Таким образом, каждая заинтересованная сторона стремится создать такую ресурсную базу, которая бы соответствовала ее целям. Кроме этого, ресурсный обмен может возникнуть и между самими заинтересованными сторонами. В этом случае управляющая организация выступает в виде посредника, обеспечивающая приток более качественных ресурсов от одной группы заинтересованных сторон к другой.

Рассмотрим ресурсное взаимодействие между приоритетными заинтересованными сторонами управляющей организации. Для этого необходимо определить основные ресурсы, которыми обладают заинтересованные стороны управляющей организации и сама управляющая организация.

Важным ресурсом управляющих организаций, в котором нуждаются ее заинтересованные стороны, на наш взгляд, яв-

ляется профессиональная компетенция. В научной литературе существует несколько мнений относительно понятия «компетенция». Так, в русскоязычной Википедии, компетенции рассматриваются в широком и узком смысле. Компетенция в широком смысле (от лат. competere — соответствовать, подходить) — это способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. В узком смысле рассматривается компетенция профессиональная, как способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности. Необходимость в профессиональной компетенции персонала управляющей организации объясняется особенностью объекта управления, переданного в управление. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме (далее — собственников помещений в МКД) представляет собой сложный технический объект и объект прав собственности. Сложность объекта управления заключается в разнообразии видов действий, которые должны выполняться по его содержанию. Управляющая организация должна иметь в штате специа-листов-управляющих, обладающих профессиональными техническими, экономическими, юридическими знаниями и опытом работы, навыками стратегического планирования и финансового управления, опытом взаимодействия с клиентом, с коммунальными, подрядными и кредитными организациями.

Вторым по значимости ресурсом, по нашему мнению, является информация, поскольку управляющая организация как посредник на рынке управления многоквартирными домами владеет информацией об участниках рынка жилищных, подрядных, ресурсоснабжающих организаций и собственников помещений в МКД. Обладая этой информацией, управляющая организация организует взаимодействие между теми, кому нужны определенные ресурсы (например, коммунальные) и тем, кто ими располагает (например, ресурсоснабжающие организации).

Таким образом, основными ресурсами управляющих организаций, в которых нуждаются ее заинтересованные стороны, является профессиональная компетенция и информация.

Главным участником ресурсного обмена является потребитель услуг, оказываемых управляющей организацией. Основными ресурсами, которыми располагает потребитель, являются имущество (общее имущество собственников помещений в МКД) и финансовые ресурсы. Имущество является объектом управления, а финансовые ресурсы обеспечивают управляющей организации возможность осуществлять управление этим имуществом. Осуществляя прием платы за жилищно-коммунальные услуги от собственника помещений в многоквартирном доме, управляющая организация обеспечивает распределение финансовых ресурсов между ресурсоснабжающими, подрядными организациями, персоналом управляющей организации и государством.

Следующими участниками ресурсного обмена являются партнеры и поставщики. Ресурсоснабжающие организации владеют коммунальными ресурсами (вода, тепло, канализация, электроэнергия, газ). Подрядные и обслуживающие организации, располагая материальными и трудовыми ресурсами, оказывают жилищные услуги, т.е. услуги по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений МКД. Управляющая организация как профессиональный посредник посредством профессиональной компетенции организует поставку этих ресурсов и услуг собственникам помещений в МКД и ТСЖ.

Таким образом, обладая, тем или иным ресурсом заинтересованные стороны могут удовлетворять определенные потребности и ожидания.

Ключевым моментом при формировании целей является не простое удовлетворение потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон, а удовлетворение «сбалансированным образом». Для дальнейшего исследования необходимо определить, что входит в понятие «сбалансированным образом». В Словаре русских синонимов под редакцией З.Е. Александровой дается следующее толкование понятию «сбалансированность — это равновесие, уравновешенность, согласованность» [15]. С.К. Солодухин, исследуя проблемы взаимоотношения вуза с заинтересованными сторонами, под «сбалансированностью понимает такое состояние, в котором ни у организа-

308

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Ш

ции, ни у заинтересованной стороны не возникает желания изменять сложившиеся отношения» [16, с.14]. В рамках нашего исследования будем придерживаться положений балансовой модели ресурсных отношений [17, с. 60], которая говорит об эквивалентном обмене или балансе обмениваемых ресурсов. Не эквивалентный обмен ресурсами, различные интересы и соответствующие возможности, применяемые заинтересованными сторонами управляющей организации для достижения своих целей, которые могут противоречить интересам других, приводят к появлению конфликтных ситуаций и ставят под угрозу реализацию целей устойчивого развития. Следовательно, для «сбалансированности интересов всех заинтересованных сторон», необходимо решить задачу поиска равновесных стратегий для заинтересованных сторон управляющей организации.

Для поиска равновесных стратегий для заинтересованных сторон управляющей организации предлагаем использовать теорию игр. Выбор в пользу теории игр связан с тем, что в отличие от большинства методов, которые являются субъективными, поскольку основаны на экспертных методах, он является формализованным методом согласования интересов. Методология теории игр достаточно широко рассмотрены в работах

Э. Мулена [18], Г. Оуэна [19].

Таким образом, для решения проблемы устойчивого развития мы с помощью механизма согласования интересов заинтересованных сторон сможем определить требуемое состояние управляющей организации (цель управления устойчивым развитием), которое представим в виде интересов заинтересованных сторон, выраженные в количественных показателях полезности. Достижение целей управления устойчивым развитием управляющей организации зависит от множества факторов, в отношении которых управляющий орган будет осуществлять управляющие воздействия. Для выбора факторов управления воспользуемся классификацией, предполагающей их разделение на внутренние и внешние.

Способность организации добиваться целей зависит от ее внутренних возможностей, задаваемых параметрами внутренней среды управляющей организации. Для описания внутренней среды управляющей организации определимся, что будем считать ее параметрами. Так, В.И. Мухин [4, с.44] к внутренним переменным, требующим внимания в управлении, относит цели, задачи, организационную структуру, технологию управления и ресурсы. Ю.Н. Лапыгин, Д.Ю. Лапыгин [20, с.78] в состав внутренней среды включают: ресурсную составляющую (время, энергия, финансы, материалы, информацию, людские ресурсы) и параметры менеджмента организации (уровень стратегии, качество торговой марки, организационная структура, имидж, управленческий учет и инновационность). Д.А. Новиков [5, с.50] для описания внутренней модели организационной системы использует ее состав и структуру, ограничения и нормы деятельности участников организационной системы, предпочтения и информированность участников организационной системы.

Э.Р Мисхожев [3, с.48] элементами организации считает стратегию, организационную и корпоративную культуру. Н.Ю. Круглова, М.И. Круглов [2, с.55] придерживаются мнения, что основными элементами организации являются ресурсы: трудовые, материальные, финансовые, информационные и т.д., которые характеризуют текущее состояние объекта. Однако, на наш взгляд, более полно рассматривает объект управления понятие «потенциал», которое «описывает объект в динамике и возможности его развития» [21, с.121]. Любая организация, определяя цели развития, выявляет возможности их реализации на основе своего потенциала. Наличие или отсутствие ресурсов, а также их качество определяют возможности организации и способы достижения поставленных целей [4, с.46]. Ю.Г. Учитель относит потенциалы организации к управляемым факторам внутренней среды организации и рассматривает их, как «способность организации осуществлять целенаправленную деятельность в будущем» [6, с.29]. В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова под потенциалом понимают «совокупность имеющихся ресурсов и возможностей (способностей) для разработки и реализации стратегии организации, зависящих от внешних, постоянно изменяющихся условий деятельности» [21, с.122]. Таким образом, мы предлагаем использовать в качестве параметров внутренней среды составляющие потенциалов организации, воздействуя на ко-

торые управляющая организация обеспечит достижение цели устойчивого развития.

В научной литературе учеными выделяются различные виды потенциалов: конкурентный, интеллектуальный, маркетинговый, инновационный, ресурсный, организационный, информационный, трудовой, кадровый и др. Многоаспектность потенциалов объясняется многообразием объектов, к которым он применяется. Фактором, объединяющим все виды потенциалов, является совокупность возможностей или способностей в той или иной области деятельности организации. Для управляющей организации выбор потенциалов и их составляющих будет зависеть от тех видов ресурсов, которыми располагает данная организация. На основании этого, мы формулируем второе положение концепции: «Достижение целей устойчивого развитие управляющей организации зависит от внутренних возможностей организации, т.е. потенциала». Реализация этого положения требует разработки методики оценки потенциала управляющей организации.

Для эффективного управления необходимо учитывать влияние внешней среды на функционирование управляющей организации. Учет факторов внешней среды при постановке целей и выборе путей их достижения обусловлен тем, что изменения во внешней среде могут, как создавать благоприятные условия, так и быть источниками угроз и опасностей развитию.

При анализе факторов внешней среды косвенного воздействия управляющей организации необходимо:

• при анализе природных факторов необходимо учитывать климатические особенности местности и вероятность (периодичность) возникновения стихийных бедствий, приводимых к разрушению имущества собственников помещений в МКД, нарушению сроков выполнения работ, проводимых управляющей организацией;

• при анализе экономических факторов необходимо учитывать темпы инфляции, уровень доходов и платежеспособность населения, изменение налоговых нормативов, уровень финансирования отрасли со стороны государства (муниципальные сети, котельные), нерыночный механизм ценообразования на услуги;

• при анализе технологических факторов необходимо постоянно отслеживать за появлением новых технологии в энергосбережении, в учете расхода коммунальных ресурсов (вода, тепло, электроэнергия, газ, водоотведения) и т.д.;

• при анализе социокультурных факторов следует отслеживать изменяющиеся ценности, изменения в структуре доходов и расходов населения.

Факторами внешней среды прямого воздействия для управляющей организации являются потребители, партнеры и поставщики ресурсов, конкуренты, государство.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основным элементом внешней среды прямого воздействия является потребитель услуг управляющей организации, который в соответствии с Жилищным кодексом РФ несет бремя его содержания и обязан управлять своим имуществом, несмотря на то, что основную часть этой функции он передает управляющей организации. Так как общее имущество в многоквартирном доме принадлежит собственникам помещений в МКД на праве общей долевой собственности, то и управлять они им должны совместно. При анализе потребителей услуг управляющей организации необходимо учитывать ответственность и инициативность собственника помещений в МКД, степень участия его в управлении, уровень платежной дисциплины и требования к качеству услуги по управлению многоквартирными домами.

Следующим фактором внешней среды прямого воздействия являются партнеры и поставщики ресурсов. К поставщикам и партнерам управляющей организации относятся ресурсоснабжающие, подрядные и обслуживающие организации. Управляющая организация отдает на аутсорсинг этим организациям предоставление жилищных и коммунальных услуг. Но поскольку управляющая организация несет ответственность за обеспечение качественных и количественных параметров жилищной и коммунальной услуг перед собственниками помещений в МКД, следовательно, при анализе влияния ресурсоснабжающих, подрядных и обслуживающих организаций необходимо иметь информацию об уровне конкуренции на рынке жилищных и коммунальных услуг, о качестве и цене этих услуг.

309

Ill

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

При анализе конкурентов, которыми являются другие управляющие организации, собственники помещений в многоквартирном доме управляющих многоквартирным домом в форме ТСЖ и в форме непосредственного управления необходимо учитывать тип конкуренции, присутствующий на рынке управления многоквартирными домами. Например, тип конкуренции, не ограничивающий возможности деятельности, отражает начальную стадию развития рынка по управлению многоквартирными домами, характеризуется осуществлением различных видов контроля или сравнения с ближайшими конкурентами по месту нахождения в районе и по лидирующей в группе организаций в отрасли. Данный тип конкуренции незначительно сказывается на объемах жилищного фонда, переданного в управление. К первоочередным мерам, которые необходимо предпринимать управляющей организации, можно отнести: проведение сравнения тарифов на управление и содержание помещений в МКД, определение количества потребителей услуг, сравнение качества услуг.

Государство в лице законодательных федеральных, региональных, местных органов власти является источником институциональных ограничений. Институциональные ограничения — совокупность правовых норм (федерального, регионального и местного уровня, а также документам, принятым самой управляющей организацией — по его Уставу и др.), регламентирующих функционирование управляющей организации. Так, например, Постановлением от 15 мая 2013 г. №416 Правительства РФ утверждены стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом.

Учитывая вышеизложенное, можно сформулировать третье положение концепции: «Достижение целей устойчивого развития управляющей организации осуществляется с учетом институциональных и ресурсных ограничений внешней среды и возможно лишь в условиях учета факторов внешней среды и своевременного реагирования на них.

Таким образом, реализация целей устойчивого развития управляющей организации происходит в ситуации, которая характеризуется многообразием факторов внешней и внутренней среды, находящихся между собой в определенной взаимосвязи, что затрудняет для субъекта управления выбор допустимых управляющих воздействий. Сложившаяся ситуация характери-

зуется как слабоструктурированная, т.е. характеризующаяся отсутствием точной информации о происходящих в них процессах и преобладанием качественных характеристик. Для выбора допустимых управленческих воздействий, приводящих к достижению целей устойчивого развития управляющей организации, считаем целесообразным, использовать метод когнитивного моделирования. Проведение когнитивного моделирования нестабильных, слабоструктурированных ситуаций и сред является крайне сложной задачей, для решения которой привлекаются информационные системы. Для решения этой задачи воспользуемся программным обеспечением для когнитивного моделирования «Ситуация-5», разработанным специалистами Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН.

Для реализации предлагаемых положений концепции необходима информация о состоянии управляемой системы управляющей организации и внешних условиях ее функционирования, причем реализация любого управляющего воздействия и ее последствия должны отслеживаться, контролироваться. Это означает, что органы управления управляющей организации должны осуществлять постоянный мониторинг реализации управленческих воздействий и тех изменений состояний элементов управляемой системы, которые вызваны управляющими воздействиями. Применение метода опережающего мониторинга позволит управляющей организации своевременно принимать управленческие решения, разрабатывать стратегии управления по итогам проведенного анализа данных. Таким образом, четвертое положение концепции устойчивого развития управляющей организации: «Для эффективного управления необходимо осуществлять постоянный мониторинг существенных параметров элементов управляющей организации и внешних условий их функционирования, отслеживать реализацию управленческих воздействий и тех изменений состояний элементов управляемой системы, которые вызваны управляющими воздействиями».

Таким образом, предлагаемые положения концепции позволят управляющей организации в сфере ЖКХ обеспечить свое устойчивое развитие путем удовлетворения потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон сбалансированным образом на долгосрочной основе.

Литература

1. Авдеева З.К., Коврига С.В., Макаренко Д.И., Максимов В.И. Когнитивный подход в управлении // Проблемы управления. — 2007. — №3. — С.2-8.

2. Круглова Н.Ю. Стратегический менеджмент: учебник / Н. Ю. Круглова, М. И. Круглов. — М.: Изд-во РДЛ. — 2003.

3. Мисхожев Э.Р. Формирование структурной модели механизма управления экономической устойчивостью машиностроительного предприятия // Известия С.-Петерб. ун-та экономики и финансов. — 2011. — №6(72). — С.46-53.

4. Мухин В.И. Основы теории управления: учебник. — М.: Экзамен, 2002.

5. Новиков Д.А. Методология управления. — М.: Либроком, 2011.

6. Разработка управленческих решений: учебник / Ю.Т.Учитель и др.- М.ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

7. ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества». — Введ. 01.06.2011.

8. Серенков П.С. Методы менеджмента качества. Методология организационного проектирования инженерной составляющей системы менеджмента качества. — Минск: Новое знание. М.:ИНФРА-М, 2011.

9. Аванесян В.Р. Необходимость согласования экономических интересов в жилищно-коммунальном хозяйстве // ЖКХ, часть 1, 2011. — №6. — С.3-9.

10. Аванесян В.Р. Необходимость согласования экономических интересов в жилищно- коммунальном хозяйстве // ЖКХ, часть 1, 2010. — №7. — С.3-10.

11. Дунин, Ю.Г. Ресурсоснабжающие и управляющие организации: проблема взаимоотношений // ЖКХ, часть 1,2011. — №1. — С.26-28.

12. Фурта С.Д., Соломатина Т. Б. Карта заинтересованных сторон — инструмент анализа окружения бизнеса // Инициативы XXI века. — 2010. — №1. — С.22-27.

13. Пантя Ю.М. Категория интереса как основополагающий фактор взаимоотношений заинтересованных сторон // Академический вестник. — 2011. — №4. — С.41-48.

14. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. — 6-е изд., доп. — М.: Институт новой экономики, 2004.

15. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: справ. / Под ред. Л.А. Чешко. — 5 изд., стер. — М.: Рус.яз, 1986.

16. Солодухин К.С. Разработка методологии стратегического управления вузом на основе теории заинтересованных сторон: Автореф. дис. докт. экон. наук: 08.00.05. — М., 2011.

17. Петров М.А. Теория заинтересованных сторон: пути практического применения // Вестник С.Петерб. ун-та. Сер.8. — 2004. — № 16. — Вып.2. — С. 51-68.

18. Мулен Э. Теория игр. — М.: Мир, 1985.

19. Оуэн. Г. Теория игр. — М.: Мир, 1971.

20. Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю. Управленческие решения: учеб. пособие. — М.: Эксмо, 2009.

21. Николаева Т.И., Лыкасова С.Н. Ресурсный потенциал торговой организации как основа ее развития // Известия УрГЭУ. — 2010. — №3(29). — С.119—124.

3 1 0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.