МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
торговли: нефти, металлов, зерна, недвижимости и т.д., секьюритизированных [5, 6].
Российская практика формирования суверенных фондов в период экспорта страной сырья и зависимости бюджетных доходов от цикличности развития товарного рынка демонстрирует потребность таких фондов, иначе колебания бюджетных доходов и расходов будут представлять собой неизменный источник макроэкономической нестабильности.
Стремление России к интеграции в мировое хозяйство предполагает её активное участие в международных валютно-финансовых и кредитных отношениях, обладание сбалансированным и открытым для нерезидентов внутренним рынком товаров, услуг, капитала, валют, отсутствием валютных ограничений, что в свою очередь не возможно без отлаженного механизма прогнозирования вероятности возникновения случайных событий, которые могут нарушить намеченные планы [7]. Список использованной литературы:
1. Кулалаева И.В. Роль финансово-экономических факторов валютного рынка в определении величины обменного курса рубля. - Инновационное развитие экономики. 2011. № 4. С. 36-41
2. Источник: Bloomberg [Электронный ресурс] http://www.bloomberg.com (Дата обращения 14.10.2013).
3. Кулалаева И.В. Влияние волатильности курсовой стоимости бивалютной корзины на российскую экономику. - Вестник Марийского государственного университета. 2012. № 8. С. 70-73.
4. Рассчитано автором по данным Банка международных расчётов [Электронный ресурс]: http://www.bis.org (Дата обращения 12.10.2013) и Independent Strategy [Электронный ресурс]: http://www.instrategy.com (Дата обращения 14.01.2010).
5. Султанаева Л.Д., Кренева С.Г. Инвестиционная деятельность: теория и практика: учеб. пособие/Мар. гос. ун-т. - Йошкар-Ола, 2008. -204 с.
6. Кулалаева И.В. Роль золота в финансовой системе и степень влияния волатильности курсов (USD, EUR) на обороты золота. - Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2011. № 3-2. С. 295-303.
7. Кулалаева И.В. Эргодические свойства марковских цепей в прогнозировании инверсии валютного курса и фондового индекса. - В сборнике: Модернизация экономики и управления. I Международная научно-практическая конференция, сборник научных статей. Под общей редакцией В.И. Бережного. 2013. С. 70-74.
© Кулалаева И.В. , Кренева С.Г., 2016
УДК 332.87
С.Н.Ларин
кандидат технических наук, старший научный сотрудник
Е.В.Герасимова научный сотрудник
ФГБУН Центральный экономико-математический институт РАН,
г. Москва, Российская Федерация Т.В.Стебеняева
кандидат экономических наук, ведущий специалист АНО ДПО Институт международных стандартов учета и управления,
г. Москва, Российская Федерация
НОВЫЙ ПОДХОД К МОДЕЛИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Аннотация
В статье раскрыт состав институциональных агентов сферы жилищно-коммунального хозяйства и
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
описана проблемная ситуация их неэффективного взаимодействия. В качестве одного из возможных выходов из сложившейся ситуации предложено использовать технологию когнитивного моделирования, которая позволяет учитывать интересы институциональных агентов сферы жилищно-коммунального хозяйства при организации их взаимодействия. На примере взаимодействия управляющих компаний с институциональными агентами сферы жилищно-коммунального хозяйств показан подход к формированию когнитивной карты, а также способы повышения качества жилищно-коммунальных услуг на основе ее применения.
Ключевые слова
Сфера жилищно-коммунального хозяйства, институциональные агенты, проблема неэффективного взаимодействия, технология когнитивного моделирования, управляющие компании, когнитивная карта, повышение качества.
Введение.
В основу функционирования сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) положено комплексное взаимодействие ее ведущих подотраслей (жилищной и коммунальной), которое представлено финансово-хозяйственной деятельностью большой совокупности ее институциональных агентов, обеспечивающих надлежащую эксплуатацию и управление инженерной инфраструктурой городов и населенных пунктов, а также создающих условия для комфортного проживания собственников и нанимателей жилья путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Вместе с тем сфера ЖКХ во многом определяет уровень социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом, а также насколько они привлекательны для вложения инвестиций в строительство нового жилья и создания условий для повышения качества жизни населения.
В сфере ЖКХ функционирует более 52 тысяч предприятий, на которых работает 4,2 млн. чел., обслуживающих 1092 города и 1872 поселка. Основу этой сферы составляет жилищный фонд (почти 3,5 млрд. м2). Удельный вес основных фондов сферы ЖКХ в экономике нашей страны очень высок и составляет 24%. Это третий показатель после транспортного (29,5%) и промышленного (27,4%) комплексов [5].
Сегодня сфера ЖКХ находится в состоянии активного реформирования и технологической модернизации. Успешная реализация этого процесса предусматривает коренное преобразование всей системы взаимоотношений институциональных агентов сферы ЖКХ (государство, органы местного самоуправления, коммунальные предприятия, инвесторы и бизнес-структуры, управляющие компании, собственники и наниматели жилья и др.) и предполагает принципиальное изменение их функций и организационно-экономических механизмов взаимодействия между ними в соответствии с необходимостью повышения качества жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) и максимального учета экономических интересов каждого участника [10, 15]. По этой причине исследование деятельности институциональных агентов сферы ЖКХ, поиск эффективных инструментов и методов моделирования их взаимодействия, обоснование направлений его совершенствования на этапе модернизации сферы ЖКХ представляется весьма актуальной задачей, настоятельно требующей своего решения в обозримой перспективе.
Проблемная ситуация, сложившаяся в сфере ЖКХ, хорошо известна. Она, в значительной степени, связана с конфликтом целей и интересов ее институциональных агентов. Так, собственники жилых помещений заинтересованы в повышении качества ЖКУ на фоне снижения тарифов их оплаты; ресурсоснабжающие и подрядные организации заинтересованы в своевременном и полном поступлении финансовых средств за предоставляемые ими ресурсы и услуги; органы государственного и муниципального управления заинтересованы в обеспечении доступности ЖКУ для большинства населения и развитии рынка жилья. В свою очередь, управляющие компании (УК) заинтересованы в своевременной оплате ЖКУ собственниками и нанимателями жилья.
1. Описание проблемной ситуации.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
Целью проводимого комплекса исследований является поиск новых подходов к моделированию деятельности УК в сфере ЖКХ с позиций менеджмента качества, определенных стандартом ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества» [2]. С этих позиций «современная концепция менеджмента качества корректирует цели деятельности организации от удовлетворенности потребителей к удовлетворенности всех заинтересованных сторон» [13, С. 31].
В качестве объекта исследования нами выбрана УК, которая занимается управлением многоквартирным домом (МКД) и заинтересована в согласовании интересов остальных институциональных агентов сферы ЖКХ. Используя основные положения стандарта [2] и теоретико-игровой подход, был выделен состав приоритетных заинтересованных институциональных агентов (собственники жилых помещений в МКД, ресурсоснабжающие организации, подрядные (обслуживающие) организации, персонал УК, органы местного самоуправления), в согласовании интересов которых принимает участие УК [11].
Практика показывает, что ряд вопросов взаимодействия и учета интересов институциональных агентов удается решить в рамках использования количественных ресурсных экономико-математических моделей. Однако наряду с количественными в сфере ЖКХ имеется достаточно много качественных переменных. Для их учета при моделировании деятельности УК нами была выбрана методология когнитивного моделирования (когнитивный подход), в основе которого лежит трансформация проблемной ситуации в виде когнитивной карты - совокупности факторов (качественных переменных), влияние которых выражено через установленные причинно-следственные связи. Об успешном применении когнитивных карт в сфере управления, в том числе, управлении организационными системами, свидетельствуют многочисленные зарубежные и отечественные публикации [4, 14]. Это объясняется наличием возможности учета различных точек зрения на ситуацию в рамках этого подхода имеются, а также разрешения конфликта интересов между институциональными агентами сферы ЖКХ [6, 7, 8].
В рамках данной статьи будет описано решение задачи выявления допустимых управляющих воздействий на ситуацию со стороны УК, направленных на достижение ее собственных интересов и интересов других институциональных агентов сферы ЖКХ посредством формирования когнитивных карт.
Деятельность УК по управлению МКД должна обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общедомового имущества и его использование, а также предоставление ЖКУ собственникам и нанимателям жилья [16].
Одним из способов управления МКД является передача собственниками прав на управление жилыми помещениями и общедомовым имуществом в ведение УК. При реализации целей управления МКД УК взаимодействует с большим числом институциональных агентов сферы ЖКХ. Однако в практической деятельности УК достаточно сложно согласовать свои интересы и действия по их удовлетворению с интересами всех институциональных агентов сферы ЖКХ, принимающих участие в деятельности по эксплуатации жилыми помещениями и общедомовым имуществом, их обслуживанию и снабжению всеми видами ресурсов, необходимых для нормального проживания населения. Поэтому для моделирования были выбраны только те заинтересованные институциональные агенты сферы ЖКХ, с которыми УК может строить взаимовыгодное сотрудничество на основе договорных отношений. Для УК к числу таких приоритетных заинтересованных институциональных агентов сферы ЖКХ принадлежат собственники помещений в МКД, ресурсоснабжающие и подрядные (обслуживающие) организации, а также органы местного, регионального и федерального управления, поскольку они являются источниками институциональных ограничений. Схема взаимодействия УК с заинтересованными институциональными агентами сферы ЖКХ представлена на рис. 1.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
Рисунок 1 - Схема взаимодействия УК с заинтересованными институциональными агентами сферы ЖКХ.
Собственники и наниматели жилья являются потребителем услуг, оказываемых УК, которая осуществляют свою деятельность на основании договора управления. В этом документе прописан порядок предоставления ЖКУ и порядок их оплаты пользователями. Собственники и наниматели жилья обязаны своевременно и в полном объеме вносить плату за оказанные им услуги. Особенностью деятельности УК в сфере ЖКХ является то, что оказание ЖКУ они осуществляют частично своими силами, а частично - с привлечением других заинтересованных институциональных агентов сферы ЖКХ.
Для предоставления ЖКУ УК заключает договоры на приобретение ресурсов (вода, газ, тепло, электроэнергия и др.) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями, выступая при этом для ресурсоснабжающих организаций в качестве потребителя ресурсов. Последующая передача услуг собственникам и нанимателям жилья также осуществляется на основании договоров управления, но в этом случае УК уже выступает в качестве поставщика соответствующих ресурсов для собственников и нанимателям жилья. Для выполнения работ (услуг) по содержанию и ремонту общедомового имущества собственников и нанимателей жилья, УК использует договоры подряда с привлечением различных подрядных (обслуживающих) организаций, которые при этом выступают в качестве заинтересованных институциональных агентов сферы ЖКХ. Начисление и сбор платы за ЖКУ и услуги по управлению МКД производит УК. Только после сбора средств за оплату ЖКУ и потребленных при этом ресурсов УК может производить расчеты с соответствующими ресурсоснабжающими и подрядными (обслуживающими) организациями.
Ситуация считается проблемной ввиду несогласованности целей и интересов заинтересованных институциональных агентов сферы ЖКХ и соответствующих возможностей, применяемых ими для достижения своих целей.
Основной причиной, возникающих конфликтных ситуаций на рынке управления МКД является несогласованность интересов между институциональными агентами сферы ЖКХ: собственниками и нанимателями жилых помещений в МКД, ресурсоснабжающими и подрядными организациями, органами местного, регионального и федерального управления, а также персоналом УК. Как правило, такого рода несогласованность интересов имеет место при:
1) неравном определении прав институциональных агентов сферы ЖКХ, обусловленном дисбалансом их ответственности, полномочий и взаимодействия на этапе разработки и принятия нормативно-правовых актов;
2) формировании необоснованной тарифной политики на оплату ЖКУ и услуг по управлению и эксплуатации жилищного фонда;
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
3) принятии менеджментом УК необоснованных управленческих решений, что связано с неэффективной системой управления, сложившейся в дореформенный период и продолжающей функционировать в настоящее время [4, 9].
В современных условиях хозяйствования УК для предотвращения конфликтных ситуаций между заинтересованными институциональными агентами сферы ЖКХ может использовать только собственные внутренние механизмы управления, поскольку она не располагает возможностями влияния на изменения нормативно-законодательной базы, которая своей противоречивостью создает разного рода конфликты интересов. При моделировании в когнитивной карте такие конфликты интересов и возможностей отображаются в виде факторов (качественных переменных), на которые оказывают воздействия конфликтующие стороны.
2. Методика формирования когнитивных карт.
Методика формирования когнитивных карт и их применения для управления качеством ЖКУ в деятельности УК разрабатывалась с учетом приоритетных интересов институциональных агентов сферы ЖКХ, новейших достижений в области когнитивного анализа и специфики решаемых задач. Для этих целей потребовалось определить некоторые приоритеты в проведении дальнейших исследований, а именно:
1) сделать выбор между взвешенными когнитивными картами (в которых причинно-следственное влияние одного фактора на другой задается его удельным весом) и знаковыми когнитивными картами (в которых причинно-следственное влияние одного фактора на другой задается только знаком влияния -«плюс» или «минус») в пользу знаковых карт;
Это обусловлено дефицитом приемлемой достоверности знаний, необходимых для определения весовых коэффициентов причинно-следственного влияния факторов.
В традиционном подходе к построению когнитивных карт по умолчанию предполагается, что достаточно знать, что такое когнитивная карта и владеть знаниями в проблемной области, чтобы построить карту проблемной ситуации, т.е. выделить значимые факторы и причинно-следственные связи между ними.
2) в противоположность традиционному подходу, было предложено включить в процесс формирования когнитивной карты процедуру экспертной верификации.
В пользу этого предложения свидетельствуют многочисленные исследования [3, 12, 16, 18], которые указывают на существование целого ряд типовых рисков, оказывающих существенное влияние на достоверность конечных результатов решения прикладных задач и возникновение прямых ошибок, которые вызваны воздействием человеческого фактора при составлении карт. Другими словами, когнитивные карты, которые составлены без верификации по известным критериям отсутствия рисков и прямых ошибок, не обеспечивают необходимую достоверность при решении практически значимых задач.
В практике формирования когнитивных карт обычно выделяют два вида экспертной верификации:
1) проверка когнитивной карты по известным критериям верификации, защищающим от рисков недостоверности, по ходу разработки карты и, если требуется, корректировка карты (так называемая верификационная отладка);
2) экспертиза когнитивной карты экспертами и представителями других заинтересованных институциональных агентов сферы ЖКХ.
Верификация первого вида требует определенных навыков работы с когнитивными картами, понимания динамических процессов, описываемых картой, и предписанных критериев ее оценки. Простейшим является критерий (соразмерной) полноты прямых влияний на фактор, который зачастую игнорируется. Второй вид верификации требует преимущественно экспертных знаний в предметной области ЖКХ. Основными критериями являются правдоподобность и наличие объяснительных возможностей. Для этого когнитивная карта должна четко отражать наличие существующих проблем или конфликтов интересов институциональных агентов сферы ЖКХ.
На рис.2 представлена последовательность построения и применения когнитивной карты для управления качеством ЖКУ по предлагаемой методике.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
Наличие обратных связей предполагает возврат когнитивной карты на коррекцию в случае обнаружения проблем или конфликтов интересов. Для коррекции может потребоваться диагностика причин несоответствия и более или менее сложный поиск решения по устранению выявленных проблем или конфликтов интересов.
В части построения карты и ее структурного анализа данная методика поддержана комплексом технологических приемов для поддержки визуализации и формального анализа карт, разработанного в ИПУ РАН. Этот комплекс включает средства, существенно облегчающие визуальное понимание модели сложной ситуации и идентификацию значимых свойств поведения модели за счет повышения наглядности и снижения когнитивной нагрузки при работе с картой [17, 18].
Рисунок 2 - Схема решения поставленных задач посредством когнитивной карты
Среди них следует выделить следующие средства:
- визуальной реструктуризации карты (без изменения структуры причинно-следственных влияний в карте);
- структурной свертки, позволяющие абстрагироваться от таких деталей как промежуточные блоки в карте, несущественные с точки зрения идентификации управляющих воздействий УК и других заинтересованных сторон.
Для проведения работ по формированию, верификации и структурному анализу когнитивной карты управления качеством ЖКУ целесообразно использовать свободно распространяемый пакет прикладных программ IHMC Cmap Tools, который легко может быть дополнен указанным выше комплексом технологических приемов.
3. Построение когнитивной карты управления качеством ЖКУ.
Основными, с точки зрения решаемых прикладных задач, элементами когнитивной карты являются целевые и управляющие факторы.
В нашем исследовании в качестве целевых факторов деятельности УК выступают факторы, отражающие комплекс интересов всех институциональных агентов сферы ЖКХ, с которыми УК
МЕЖД УНАРОД НЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
взаимодействует в ходе осуществления своей деятельности.
На основе изучения комплекса интересов всех институциональных агентов сферы ЖКХ нами в качестве целевых выделены следующие факторы:
- качество ЖКУ, оказываемых подрядными (обслуживающими) организациями;
- качество коммунальных ресурсов, поставляемых ресурсоснабжающими организациями;
- качество услуг по управлению МКД;
- прибыль УК;
- процент оплаты ЖКУ и услуг по управлению МКД собственниками и нанимателями жилья;
- своевременность и полнота оплаты за коммунальные ресурсы ресурсоснабжающей организации;
- своевременность и полнота оплаты за жилищные услуги подрядным (обслуживающим) организациям;
- размер заработной платы персонала УК;
- качество работы персонала УК;
- качество услуг, предоставляемых УК собственникам и нанимателями жилья;
- тарифы на управление МКД, устанавливаемые собственниками и нанимателями жилья;
- тарифы на содержание и ремонт общедомового имущества, устанавливаемые собственниками помещений и нанимателями жилья.
Не менее значимым является и выделение управляющих факторов деятельности УК, поскольку изменение состояния целевых факторов осуществляется путем целенаправленного воздействия на управляющие факторы, а также - факторов влияния заинтересованных сторон на целевые факторы, которые представляют общие интересы.
Наряду с управляющими факторами, приходится учитывать неуправляемые факторы, прямо или косвенно влияющие на целевые факторы, поскольку их учет может играть существенную роль при оценке достижимости целей.
Начальный анализ состояния целевых факторов и обоснование управляющих и неуправляемых факторов осуществлялся на основе анализа нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность УК, официальных статистических данных, опыта работы УК, опубликованных в специализированных печатных изданиях, а также мнений специалистов УК. В ходе верификации по упомянутому выше критерию (соразмерной) полноты прямых влияний на каждый зависимый фактор состав управляющих факторов и значимых неуправляемых факторов может расширяться в ходе построения карты и ее возвратов на коррекцию. Построение структуры причинно-следственных связей факторов ситуации и определение причинно-следственных связей между ними с заданием знаков влияний проводится на основе экспертных знаний о проблемной ситуации, в которой сегодня находится УК.
4. Структурный анализ когнитивной карты.
Для повышения качества управления ситуацией в соответствии с объявленной целью необходимо знать значимые структурные свойства этой ситуации, прежде всего, наличие и знаки влияния так называемых «условно независимых» факторов (управляемых или неуправляемых со стороны УК) на целевые факторы.
Структурный анализ когнитивной карты с использованием описанной выше методики может использоваться для решения задач структурной верификации. Так, проведение структурного анализа построенной когнитивной карты поможет выделить для каждого целевого фактора условно независимые факторы, которые не оказывают на него влияние. Структурный анализ может показать, что качество ЖКУ, оказываемых подрядными (обслуживающими) организациями зависит от следующих факторов: уровень конкуренции на рынке жилищных услуг, уровень конкуренции на рынке услуг по управлению МКД, результативность системы менеджмента качества УК, эффективность системы контроля качества услуг собственниками и нанимателями жилья. Из приведенных выше факторов первые два являются неуправляемыми. Однако для остальных указанных факторов УК может разработать комплекс управляющих воздействий, и тем самым повысить или обеспечить требуемый уровень качества ЖКУ, оказываемых подрядными (обслуживающими) организациями.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
Кроме обоснования выбора управляющих факторов, структурный анализ когнитивной карты позволяет выделить в отдельную группу факторы, связанные с проводимой на уровне государства политикой в отношении деятельности УК в сфере ЖКХ. С одной стороны, государство выступает гарантом соблюдения прав граждан в обеспечении безопасных и комфортных условий для их проживания, а с другой стороны вводит серьезные ограничения на деятельность УК. Например, требовательность законодательства к неплательщикам ЖКУ является фактором, влияющим на возможность улучшения такого целевого фактора, как процент оплаты ЖКУ и услуг по управлению МКД собственниками и нанимателями жилья. Выбор этого фактора связан с тем, что с учетом действующего законодательства создаются ситуации, когда граждане могут практически безнаказанно годами не производить оплату за потребленные ими услуги. В настоящее время существующая норма о расторжении договора найма [1, ст. 83 п. 4 подп. 1] и выселении граждан, не осуществляющих своевременную оплату ЖКУ [1, ст. 84 пп. 1, 2, 3] не выполняется в связи с социальными показаниями и отсутствием маневренного жилищного фонда. Другими словами, выселять таких граждан просто некуда. Кроме того, получение собственниками и нанимателями жилья исполнительного листа из суда также не гарантирует выплату ими долга и, более того, часто сопровождается еще и дополнительными материальными потерями для УК в виде судебных издержек.
Заключение
Практика формирования и структурного анализа когнитивных карт деятельности УК в сфере ЖКХ показывает, что использование предлагаемого подхода может значительно упростить общую структуру взаимодействия значимых факторов, а также относительно легко сформировать возможный спектр управленческих решений по повышению качества работ и согласованию интересов всех институциональных агентов сферы ЖКХ (или убедиться в невозможности этого) применительно к любой сложившейся проблемной ситуации.
Однако формирование и экспертная верификация когнитивной карты повышения качества деятельности УК все же представляет собой довольно сложную процедуру, которая в случае выявления проблем или конфликтов интересов между институциональными агентами сферы ЖКХ должна обеспечить их диагностику (т.е. выявление причин их возникновения) и, при необходимости, обеспечить их минимизацию или полное устранение через коррекцию когнитивной карты.
Сложности формирования и структурного анализа когнитивных карт связаны и с большим количеством факторов, которые реально принимает во внимание менеджер УК, наличием различных аспектов реальной ситуации (например, экономических и психологических), учетом разных точек зрения всех заинтересованных институциональных агентов сферы ЖКХ. В указанных и ряде других случаев диагностика проблем или конфликтов интересов институциональных агентов сферы ЖКХ, обнаруженных в ходе отладки когнитивной карты, и поиск решений для ее коррекции могут быть достаточно сложными. Характерным примером является сомнительное зацикливание в цепочке: «воздействие с целью повышения качества ЖКУ (например, повышение контроля со стороны собственников помещений) ^ повышение качества ЖКУ ^ повышение прибыли УК ^ воздействие с целью повышения качества ЖКУ (со стороны УК) ^ реальное повышение качества ЖКУ». В терминах [3, 16], это - цикл ложной транзитивности. Для разрешения такого рода ситуаций требуется дальнейшее развитие методологии формирования когнитивных карт, в том числе и в сфере ЖКХ для реального учета интересов функционирующих в ней институциональных агентов.
Также несомненный интерес будет представлять систематизация результатов исследований по практическому применению когнитивных карт для решения задач разрешения конфликтов всех институциональных агентов в различных проблемных ситуациях, возникающих в процессе деятельности УК в сфере ЖКХ. Однако это направление исследований выходит за рамки данной статьи.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
исследований, проект №15-06-00033а «Методология комплексной модернизации жилищно-коммунального хозяйства: новые подходы к воспроизводству жилищного фонда, повышению качества услуг, внедрению инновационных технологий и механизмов взаимодействия институциональных агентов». Список использованной литературы:
1. Жилищный кодекс РФ. - М.: Проспект, 2015. - 160 с.
2. ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества». Введен в действие 01.06.2011.
3. Абрамова Н.А. Экспертная верификация при использовании формальных когнитивных карт. Подходы и практика. // Управление большими системами. Специальный выпуск 30.1 «Сетевые модели в управлении». - М.: ИПУ РАН, 2010. С. 371-410.
4. Евсеева С.А. Проблема несогласованности интересов субъектов хозяйствования в системе менеджмента организаций ЖКХ. // Проблемы современной экономики, 2012, №4. С. 299-303.
5. Данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики (Госкомстат России) [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/.
6. Коврига С.В., Максимов В. И. Применение структурно-целевого анализа развития социально-экономических ситуаций. // Проблемы управления, 2005, №3. С. 39-43.
7. Кулинич А.А. Модель поддержки принятия решений для образования коалиций в условиях неопределенности. / Искусственный интеллект и принятие решений. - М.: Институт системного анализа РАН, 2012, №2. С. 27-38.
8. Куливец С.Г. Моделирование конфликтных ситуаций с несогласованными представлениями у агентов на основе игр на линейных когнитивных картах. // Проблемы управления, 2010, №4. С. 42-48.
9. Ларин С.Н. Пути инновационного развития сферы жилищно-коммунального хозяйства региона // Региональная экономика: теория и практика, 2012, № 6(237). С. 24-35.
10. Ларин С.Н. Модернизация сферы ЖКХ на основе внедрения инновационных подходов в управление и повышение эффективности воспроизводства жилищного фонда. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013, №8(197). С.36-47.
11. Левшина В.В., Герасимова М.М., Евсеева С.А. Согласование интересов управляющей организации и взаимодействующих с ней субъектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства на основе теории игр. // Проблемы современной экономики, 2013, №3 (47). С. 343-347.
12. Новиков Д. Когнитивные игры: линейная импульсная модель. // Проблемы управления, 2008, №3. С. 14-22.
13. Серенков П.С. Методы менеджмента качества. Методология организационного проектирования инженерной составляющей системы менеджмента качества. - Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2011. - 491 с.
14. Симионов Ю.Ф. Экономика жилищно-коммунального хозяйства. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2008. - 240 с.
15. Стебеняева Т.В., Ларина Т.С., Юдинова В.В. Учет внешних факторов неопределенности при разработке современных технологий управления институциональными агентами сферы жилищно-коммунального хозяйства // «Экономика и социум», 2015, №1(14) [Электронный ресурс]. URL: http://www.iupr.ru/ domains_data/files/zurnal_14/Stebenyaeva T.V. (Sovremennye tehnologii upravleniya).pdf.
16. Abramova N., Kovriga S. The expert approach to verification at cognitive mapping of illstructured situations // In: Proc. of 18-th IFAC World Congress. - Milan, Italy, 2011. P. 1997-2002.
17. Abramova N.A., Makarenko D.I., Portsev R.U. Development of Visual Analysis Methods at Modelling of Illustructured Situation based on Cognitive Maps // In: Proc. IST-116 Symposium on Visual Analytics. Shrivenham, Swindon, United Kingdom, October 28-29, 2013.
18. Abramova N., Telitsyna T. An approach to analysis of expert estimation validity in cognitive mapping // IFAC-PapersOnLine. Manufacturing Modelling, Management and Control, 2013. Vol.7. Part 1. P. 893-898.
© Ларин С.Н., Герасимова Е.В., Стебеняева Т.В., 2016