Научная статья на тему 'Анализ подходов к определению понятия «Деловая активность предприятия» и ее оценка в международной практике'

Анализ подходов к определению понятия «Деловая активность предприятия» и ее оценка в международной практике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
1861
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ / BUSINESS ACTIVITY INDEXES / МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ / METHODS OF EVALUATION / ИНДЕКС ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ / ACTIVITY / ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ / INDICATORS OF BUSINESS ACTIVITY / ДЕЛОВОЙ ЦИКЛ / BUSINESS CYCLE / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EFFICIENCY OF PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егиян Кристина Андрианиковна, Погорельская Татьяна Анатольевна

В статье анализируются различные подходы к понятию «деловая активность предприятия», применяемые в международной практике, рассмотрены особенности зарубежных методик оценки деловой активности и возможности их применения в условиях России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of approaches to definition of the concept “business activity of the enterprise” and its assessment in the international practice

The purpose of the article the analysis of the known in the economic literature of different approaches to the concept of “business activity” used in the international practice, as well as the identification of problems regarding the definition of the subject of business activity and determining its role in managing the enterprise. Also considered are the peculiarities of foreign methods of an estimation of business activity and problems of their application in the conditions of Russian economic practices.

Текст научной работы на тему «Анализ подходов к определению понятия «Деловая активность предприятия» и ее оценка в международной практике»

К.А. Егиян, Т.А. Погорельская

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ» И ЕЕ ОЦЕНКА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ

В статье анализируются различные подходы к понятию «деловая активность предприятия», применяемые в международной практике, рассмотрены особенности зарубежных методик оценки деловой активности и возможности их применения в условиях России.

Ключевые слова: деловая активность, методики оценки, индекс деловой активности, показатели деловой активности, деловой цикл, эффективность производственной деятельности.

Понятие «деловая активность» используется в российской экономической практике относительно недавно. Его появление связано с внедрением в различных зарубежных странах методик анализа финансовой отчетности на основе системы аналитических коэффициентов.

Изучение и оценка деловой активности первоначально проводились в США на общенациональном уровне путем расчета композитных индексов деловой и экономической активности. Особую популярность в США процесс оценки и моделирования деловой активности завоевал в 70-80-х годах XX столетия.

Основными проблемами развития деловой активности на уровне микроэкономики как в российской, так и в международной практике являются: отсутствие единообразного четкого понимания и трактовки экономической категории «деловая активность», неясное обозначение предмета и объекта деловой активности, отсутствие единого мнения относительно позиционирования деловой активности в системе управления предприятием, неоднозначное определение моделей и подходов к формированию деловой активности.

© Егиян К.А., Погорельская Т.А., 2014

Главное отличие представленных в зарубежной экономической литературе подходов от подходов отечественных состоит в том, что:

- они наполнены практическим содержанием, конкретными примерами и опытом деятельности фирм;

- прослеживается тесная взаимосвязь деловой активности фирм с функционированием развитого рынка ценных бумаг.

Смысл, вкладываемый в термин «деловая активность» в зарубежной экономической литературе, сложно интерпретировать. Это связано с тем, что английское словосочетание «business activity» можно перевести и как непосредственно деловая активность, и как текущая производственно-коммерческая деятельность. Соответственно, возникает некая путаница и возможное отождествление понятий вследствие неточного перевода.

Зарубежные авторы по-разному трактуют сущность подхода к определению деловой активности предприятия. Ю. Бригхэм деловую активность оценивает коэффициентами качества управления активами, делает упор на сравнение полученных коэффициентов со среднеотраслевыми данными. При этом основными показателями являются: оборачиваемость товарно-материальных запасов, средний срок инкассации, оборачиваемость основных средств, оборачиваемость всех активов.

Дж.К. Ван Хорн1 видит трудности методики оценки деловой активности предприятия в рассмотрении вопроса о внешнем финансировании. К основным показателям автор относит: показатели ликвидности, удельного веса заемного капитала, рентабельности, обеспеченности процентов по кредитам. Результатом применения методики Дж.К. Ван Хорна является определение потребности в финансировании и способности предприятия привлекать финансовые ресурсы на внешних рынках.

Р. Холт опирается на показатели эффективности производственной деятельности, которые измеряют прибыльность фирмы и ее способность использовать активы. Основными показателями являются: прибыльность продаж, валовая прибыль, доходность активов, доходность капитала, прибыль на акцию, показатели выплаты дивидендов и покрытия процентов; рентабельность капитала. Коэффициент обеспеченности темпа устойчивого роста за счет внутренних источников, по мнению Р. Холта, характеризует способность компании к наращиванию активов за счет внутренних источников. Данный показатель является аналогом индикатора деловой активности, используемого в российской экономической практике.

В зарубежной экономической литературе в качестве характеристики деятельности предприятия рассматривается деловой цикл.

В частности, Э.Дж. Долан, К.Д. Кэмпбелл и Р.Дж. Кэмпбелл2 в исследовании делового цикла опираются на учение экономистов классической школы. Суть их теории состоит в том, что реальный объем производства не остается постоянным на краткосрочных временных интервалах и темпы экономического роста ускоряются и замедляются в соответствии с некой нерегулярной схемой, известной как деловой цикл. Эти циклы характеризуются пятью фазами: сжатие, спад, дно цикла, расширение, высшая точка (пик цикла). Следовательно, деловая активность зависит от того, какую из стадий делового цикла в конкретном отрезке времени проходит предприятие.

Деловая активность коммерческой организации проявляется в динамичности ее развития и достижении ею поставленных целей, что отражают натуральные и стоимостные показатели, в эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта продукции.

Э. Хелферт3 под деловой активностью подразумевает, насколько эффективно менеджеры используют активы, доверенные им собственниками. Очевидно, что данные характеристики относятся именно к деловой активности, а не только к текущей деятельности организации. Отличительной чертой метода оценки деловой активности Э. Хелферта является способность принятия взвешенных управленческих решений разными пользователями отчетной информации, а именно менеджерами, владельцами, кредиторами.

В своей книге «Управленческий учет» Дж. Грей и Д. Рикеттс отмечают, что измерение уровня активности - это оценка бизнеса или производственной деятельности по таким показателям, как прямые трудовые затраты, машино-часы, пробег в милях и прочие, которые относятся к затратам основной деятельности. Таким образом, авторами данной формулировки характеризуется интенсивность текущей производственно-коммерческой деятельности.

В работах Д. Стоун и К. Хитчинг4 коэффициенты деловой активности представлены в качестве характеристик эффективности управления портфелем активов компании. Для их количественной оценки рассматривается двухфакторная детерминированная модель зависимости рентабельности активов от оборачиваемости капитала и рентабельности продаж, разработанная фирмой Дюпон для решения задачи повышения рентабельности активов.

В зарубежных странах понятие «деловая активность» получило большее распространение на макроуровне как характеристика предпринимательской среды. Основополагающее влияние на деловую активность хозяйствующих субъектов оказывают макроэкономические факторы, под воздействием которых может

формироваться либо благоприятный «предпринимательский климат», стимулирующий условия для активного поведения хозяйствующего субъекта, либо, наоборот, предпосылки к свертыванию и затуханию деловой активности.

Индексы деловой активности являются одним из показателей, оказывающих влияние на развитие финансового и фондового рынков страны. Оценка деловой активности на уровне коммерческих организаций проводится с помощью присвоения им различных рейтингов.

В международной практике оценка деловой активности компаний строится на широко известных методиках анализа финансовой отчетности на основе аналитических коэффициентов. В рамках этих методик для характеристики деловой активности акционерных компаний кроме темповых показателей используют и коэффициент устойчивости экономического роста5, который рассчитывается по формуле

Р - Б

К = —-х 100%,

в Е

где Рп - чистая прибыль (прибыль, доступная к распределению среди акционеров);

Б - дивиденды, выплачиваемые акционерам;

Е - собственный капитал.

Собственный капитал акционерной компании может увеличиваться либо за счет дополнительного выпуска акций, либо за счет реинвестирования полученной прибыли. Таким образом, коэффициент Кв показывает, какими темпами в среднем увеличивается собственный капитал за счет финансово-хозяйственной деятельности, а не за счет привлечения дополнительного акционерного капитала. Кроме того, значение коэффициента К показывает, какими в среднем темпами может развиваться коммерческая организация в дальнейшем, не меняя уже сложившихся соотношений между различными источниками финансирования, фондоотдачей, рентабельностью производства, дивидендной политикой и тому подобное. Связь коэффициента К с этими показателями может быть описана жестко детерминированной факторной моделью:

Р Р Б А

К = —^ х х — х — в Р БАЕ

п

где Рг - величина чистой прибыли, не выплачиваемая в виде дивидендов, а реинвестируемая в развитие коммерческой организации;

Рп - чистая прибыль коммерческой организации, то есть прибыль, доступная для распределения среди ее владельцев;

Б - объем производства (выручка от реализации);

А - сумма активов коммерческой организации (баланс нетто), или величина капитала, авансированного в ее деятельность.

Экономическая интерпретация данной модели:

• первый фактор модели характеризует дивидендную политику в коммерческой организации, выражающуюся в выборе экономически целесообразного соотношения между выплачиваемыми дивидендами и аккумулируемой частью прибыли;

• второй фактор характеризует рентабельность продаж;

• третий фактор характеризует ресурсоотдачу (фондоотдачу);

• четвертый фактор, которым является коэффициент финансовой зависимости, характеризует соотношение между заемными и собственными источниками средств.

Представленная факторная модель описывает производственную (второй и третий факторы), а также финансовую (первый и четвертый факторы) деятельность коммерческой организации. При этом коммерческая организация может выбрать один из двух подходов в наращивании своего экономического потенциала. Первый подход заключается в ориентации на сложившиеся пропорции в структуре и динамике производства, при этом темп роста объемов производства задается текущим или усредненным в динамике значением коэффициента Согласно второму подходу предполагаются более быстрые темпы развития. Из модели следует, что коммерческая организация может использовать определенные экономические рычаги: снижение доли выплачиваемых дивидендов, совершенствование производственного процесса (снижение фондоемкости, повышение рентабельности), изыскание возможности получения экономически оправданных кредитов, дополнительная эмиссия акций.

Представленная модель имеет важное значение не только для аналитика, но и для финансового менеджера, поскольку позволяет понять логику действия основных факторов развития компании, количественно оценить их влияние, определить, какие факторы и в какой пропорции возможно и целесообразно мобилизовать для повышения эффективности производства.

Главное отличие методик оценки деловой активности зарубежных и российских авторов заключается в том, что в работах первых представлен более широкий взгляд на деловую активность и учтено большее количество факторов, оказывающих на нее влияние. Российские авторы рассматривают деловую активность как элемент

финансового анализа предприятия, не уделяя должного внимания изучению других аспектов этого понятия.

Таким образом, несмотря на всестороннее рассмотрение подходов к оценке деловой активности в работах зарубежных авторов, существует их общий с российскими недостаток, а именно отсутствие комплексной оценки деловой активности предприятия, позволяющей сделать однозначный вывод о ее уровне.

Для оценки деловой активности российских предприятий зарубежные методики могут быть применены лишь в адаптированном виде. Но и в этом случае они не могут служить достаточным основанием для характеристики деловой активности. В качестве причин такой несовместимости можно указать отличные от стран с развитой рыночной экономикой финансовые условия России, а именно: темпы инфляции, условия кредитования, условия налогообложения и так далее.

В формах отчетности, принятых в Российской Федерации, не предусматривается выделение показателей деловой активности, что не позволяет представить эффективность управления предприятием, отраслью и экономикой в целом. Это определяет наличие методологических проблем установления системы показателей деловой активности, ее объективной оценки и формирования достоверной информационной базы. Также из-за общей экономической нестабильности затруднен долгосрочный прогноз показателей, характеризующих деловую активность. Совокупность указанных факторов приводит к получению ошибочных суждений и ложным выводам об уровне деловой активности предприятия.

Примечания

ВанХорн Дж.К. Основы финансового менеджмента. 12-е изд. М.: ИД Вильямс, 2008. 1232 с.

Долан ЭДж, Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл РДж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с англ. СПб., 1994. 494 с.

Хелферт Э. Техника финансового анализа / Пер. с англ. под ред. Л.П. Белых. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. 663 с.

Стоун Д., Хитчинг К. Бухгалтерский учет и финансовый анализ: подготовительный курс / Пер. с англ. Ю.А. Огибина и др.; под общ. ред. Б.С. Лисовика и М.Б. Ярцева. СПб.: АОЗТ «Литера плюс», 1994. 272 с.

Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001.

3

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.