11.4. РОЛЬ МАРКЕТИНГА В КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ К ОЦЕНКЕ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Сидорчук Р. Р., к.э.н., доцент кафедры маркетинга, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва.
Аннотация: в данной работе показан комплексный подход к оценке деловой активности предприятий. Рассмотрены составляющие комплексного подхода. Выделено влияние маркетинга на оценку деловой активности предприятия.
Ключевые слова: деловая активность, комплексный подход, маркетинг.
THE ROLE OF MARKETING IN AN INTEGRATED APPROACH TO ASSESSING BUSINESS ACTIVITY
Sidorchuk R. R., Ph.D., Associate Professor of Marketing, Plekhanov Russian university of Economics, Moscow, Russian Federation.
Annotation: in this paper we show an integrated approach to the assessment of business activity. The components of an integrated approach. Allocated impact assessment of business marketing company.
Keywords: business activity, comprehensive approach, marketing.
В экономической литературе на сегодняшний день нет однозначного понимания процесса оценки деловой активности, не существует и устоявшейся методики её анализа1. Существующие в литературе классические точки зрения на понятие «деловая активность» предприятий в большинстве случаев объединяют это понятие с инструментами финансового менеджмента. Например, «оценка финансового состояния», «оценка финансовой устойчивости» и др. В тоже время важность оценки деловой активности предприятий как для акционеров, так и для других участников рынка не вызывает сомнений.
В работах зарубежных исследователей анализ деловой активности в первую очередь рассматривается с точки зрения функционирования рынка ценных бумаг. Опираясь на этот анализ, выстраиваются оценочные показатели, коэффициенты, формируются экономическая политика предприятий и прогнозы их развития. Так, британские исследователи К. Хитчинг и Д. Стоун2 рассматривают деловую активность предприятия через «коэффициенты деловой активности - характеристики эффективности управления портфелем активов». Коэффициенты деловой активности структурированы в виде ключевых показателей и представляют собой двухфакторную детерминированную модель зависимости рентабельности
1 Титаева А. В. Анализ деловой активности предприятия. [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Москва, [200-]. - Режим доступа: http://books.titaeva.ru/ebook8.htm - Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата просмотра 16.10.2010 г.
2 Стоун Д. Хитчинг К. Бухгалтерский учет и финансовый анализ: Подготовительный курс / Пер.с англ. Ю.А. Огибина и др.; Под общ. ред. Б.С. Лисовика и М.Б. Ярцева. - СПб.:АОЗТ «Литера плюс» 1994. - 272 с.
активов от оборачиваемости капитала и рентабельности продаж. В целом, авторы видят три параметра, которые служат интегральными индикаторами деятельности предприятия (см. рис. 1).
Рис. 1. Интегральные индикаторы деятельности предприятия.
Другие авторы, например, Р. Холт3 акцентирует внимание на показателях эффективности производственной деятельности, которые, по его мнению, «измеряют прибыльность фирмы и ее способность использовать активы». В эту группу показателей Р. Холт включает прибыльность продаж, валовую прибыль, оборачиваемость активов, доходность активов, доходность капитала, прибыль на акцию, показатели выплаты дивидендов и покрытия процентов.
В работе К. Хеддервика4 также рассматривается вопрос оценки бизнеса с точки зрения его эффективности через оборот (товарооборот) предприятия, оборот на одного работника, оборот на авансированный капитал, оборот на запасы, а также оборот по видам деятельности и рынкам сбыта.
По нашему мнению, позиции Д. Стоуна, К. Хитчинга, Р. Холта, К. Хеддервика относительно оценки деловой активности в целом сходны и заключаются в оценке эффективности использования активов, преимущественно через их оборачиваемость и рентабельность.
Существуют и иные подходы к анализу деловой активности. Например, в своей работе Э. Хелферт5 относит оценку деловой активности к сфере ключевых показателей текущей производственной деятельности. Анализ деловой активности должен выявить, «насколько эффективно менеджеры используют активы, доверенные им собственниками». оответственно, анализ деловой активности является критерием оценки работы менеджеров предприятия.
Со стороны привлечения внешнего инвестора подходит к вопросу анализа деловой активности Дж. К. Ван Хорн6. Здесь основным результатом аналитической работы по анализу деловой активности становится способность компании привлечь финансовые ресурсы на внешних рынках. При этом Ван Хорн выделяет четыре группы показателей:
а) ликвидности;
б) удельного веса заемного капитала;
в) рентабельности;
г) обеспеченности процентов по кредитам.
В отечественной экономической литературе, наиболее часто встречающееся определение дал понятию деловой
3 Холт, Роберт Н. Основы финансового менеджмента / Пер. с англ. -М.: Дело, 1993. - 128 с.
4 Хеддервик К. Финансово-экономический анализ деятельности предприятий / Пер. с англ./ К. Хеддервик; Под общ. ред. Ю.Н. Водопаева. - М.: Финансы и статистика. 1996. - 192 с.
5 Хелферт Э. Техника финансового анализа. -10-е издание. - Спб.: Питер, 2003. - 663 с.
6 Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами / Пер. с англ.; Рл. ред. серии Я.В. Соколов. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 799 с.
активности предприятия В. В. Ковалев7. Он считает, что ее показатели характеризуются так: «В широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала»8. При этом им были выделены две группы, характеризующие данное понятие (см. рис. 2). К качественным, неформализуемым критериям Ковалев9 относит широту рынков сбыта продукции, наличие продукции, поставляемой на экспорт, репутацию коммерческой организации, устойчивость связей с клиентами и др.
Группы критериев деловой активности
Рис. 2. Гоуппы критериев, характеризующих деловую активность предприятия
В свою очередь, к количественным, формализуемым критериям он относит три направления:
- степень выполнения плана по основным показателям;
- обеспечение заданных темпов роста по основным показателям;
- заданный уровень эффективности использования ресурсов коммерческой организации.
Другие российские исследователи (например, Т. И. и С. В. Юрковы10) считают, что показатели деловой активности позволяют определить эффективность использования средств предприятия. Еще более узкое понятие деловой активности предприятия сформулировали А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин и Е. В. Негашев11. По их мнению, деловая активность характеризуется только «скоростью оборота оборотных средств хозяйствующего субъекта». Столь разносторонние оценки деловой активности, когда предлагаются различные методики расчета её показателей, показывают, что вопрос определения сущности и оценки деловой активности недостаточно разработан. Это определяет наличие методологических проблем разработки системы показателей деловой активности.
На наш взгляд, рассмотренные выше подходы не совершенны. Так, по нашему мнению, рассмотренные выше методы не отражают этапы жизненного цикла предприятия12 (зарождение, развитие, подъем, спад, старение) и не показывают степень адаптации его к изменяющимся рыночным условиям, не отражают уровень управления (качество менеджмента) и маркетинга на предприятии. Несомненно, анализ деловой активности требует применения показателей, отражающих специфику
7 Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент. -М.: Финансы и статистика, 2006. -768с.
8 Там же, стр. 244
9 Следует учитывать, что Ковалев проводит анализ с позиции финансов, поэтому ряд критериев, отнесенных им к качественным, рассматриваются в других дисциплинах как количественно измеряемые.
10 Юркова Т.И. Экономика предприятия. Конспект лекций / Т.И. Юркова, С.В. Юрков. - Красноярск: Красноярская государственная академия цветных металлов и золота, 2001. - 109 с.
1 Шеремет А.Д. Методика финансового анализа: учеб. пособие / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин, Е.В. Негашев. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2001. - 207 с.
12 Сидорчук Р.Р. Маркетинговое управление деловой активностью
предприятий малого и среднего бизнеса: Монография. - М.:
«Спутник+», 2012. - 237с.
предприятия, его внешней и внутренней среды, качества менеджмента и маркетинга. Это требует рассмотреть комплексный подход к оценке деловой активности предприятия. Рассмотренные показатели являются достаточно узкими, поскольку, во-первых, опираются на традиционные финансовые показатели, оценивающие в основном внутренние факторы, оказывающие влияние на темпы экономического развития системы. А во-вторых, факторы внешней среды и качественные составляющие деловой активности в рамках этих подходов или не учитываются, или остаются вне рассмотрения как неподдающиеся формализации.
До недавнего времени анализ только финансовых показателей удовлетворял собственников и акционеров. Но после громких скандалов, связанных с финансовыми аферами как в России (МММ), так и в других странах («Энрон корпорейшн», Бернард Мэйдофф), акционерам требуются дополнительные, в первую очередь качественные и трудно формализуемые показатели оценки деловой активности, где наиболее существенную роль играют коньюктурные возможности предприятия и другие маркетинговые показатели.
Поэтому при оценке деловой активности следует рассмотреть подход к данному вопросу с точки зрения маркетинга.
Так, Ф. Котлер13 в книге «Основы маркетинга», вводя определение маркетинга, приводит в качестве одного из возможных определений следующее: «Маркетинг есть деятельность по обеспечению наличия нужных товаров и услуг для нужной аудитории в нужном месте, в нужное время, по подходящей цене при осуществлении необходимой коммуникации и мер по стимулированию сбыта».
В свою очередь, Теодор Левитт14 дополняет это определение следующим:
« ...искусство продаж состоит в умении склонить людей к обмену имеющихся у них денег на вашу продукцию. Ценности, участвующие в процессе обмена, остаются как бы вне пределов рассмотрения. Здесь, в отличие от маркетинга, деловая активность не рассматривается в качестве комплексной деятельности по определению, пробуждению, стимулированию и удовлетворению потребностей потребителей. При известном навыке работы с потребителем он может поделиться с вами частью своих денег - только и всего... Успех такой товарной ориентации приводит руководство подобных фирм к формированию убежденности в собственной правоте и в правильности избранного ими пути, в то время как над рынком сгущаются тучи».
Профессор Соловьев15 определяет деловую активность предприятий, через рост предприятия: «Рост предприятия
- это проявление видов его деловой активности. Деловая активность может быть основана на трех возможностях роста:
- органический рост, т.е. интенсивное развитие за счет собственных ресурсов;
- приобретение других предприятий или интегрированное развитие (включая вертикальную и горизонтальную интеграцию);
13 Котлер Ф.. Основы маркетинга / Пер. с англ. - М.: «Ростинтэр», 1996.
- 704 с.
14 Левитт Т. Маркетинговая миопия / В кн.: Классика маркетинга: сборник работ, оказавших наибольшее влияние на маркетинг: Пер. с англ. / Сост. Б.М. Энис, К.Т. Кокс, М.П. Москва; Пер. Т. Виноградова, Д. Раевская, Л. Царук, А. Чех; Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2001. - с. 11-34.
15 Соловьев Б.А. Управление маркетингом. - М.: Инфра-М, 2000. - 288
- диверсификация - уход в другие сферы деятельности».
Достаточно интересным нам представляется подход к понятию «деловая активность», приведенный
белорусским исследователем В. В. Акуличем16.
Рассматривающий классификацию деловой активности с различных позиций.
В то же время, по мнению Н. К. Моисеевой и М. В. Конышевой, «под деловой активностью понимают
совокупность действий, способствующих экономическому росту производственно-сбытовой системы на основе согласованного развития её составляющих в гармонии с внешней средой»17.
Следует отметить, что, по нашему мнению, деловая
активность является комплексной и динамичной
характеристикой предпринимательской деятельности и эффективности использования ресурсов. Необходимость комплексного подхода правомерно обоснована рядом авторов: А. Д. Шереметом 8 и поддержана в
экономической литературе многими авторами: В. В. Ковалевым, О. Н. Волковой19, Г. В. Савицкой2 и др.
В соответствии с предложенным определением деловая активность отражает результаты и эффективность текущей основной производственной деятельности или в более широком смысле - весь спектр усилий предприятия для обеспечения конкурентоспособности своей продукции на рынке. При этом учитывается согласованность
развития в гармонии внешней и внутренней среды предприятия.
Опираясь на классификацию деловой активности, предложенную Акуличем, на исследования Конышевой21 и на использование подхода по оцениваемым объектам автор предлагает рассмотреть деловую активность комплексно, через ряд показателей (см. рис. 3).
Рис. 3. Составляющие деловой активности МСП по оцениваемым объектам
16 Акулич В.В. Система показателей для оценки деловой активности «Планово-экономический отдел» № 1 (55), январь 2008 [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Москва, [200-]. - Режим доступа: Ийр://реотад.Ьу/питЬег/2008/1/рокаг_ііеІоуакЙУп/ - Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата просмотра 10.10.2010 г.
1 Моисеева Н., Конышева М. Маркетинговая активность// Маркетинг. -1999. - №6. - с. 22.
18 Шеремет А.Д. Методика финансового анализа: учеб. пособие / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин, Е.В. Негашев. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2001. - 207 с.
19 Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. -М.: Проспект, 2000. - 424 с.
2 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - 2е изд., перераб. и доп. - Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998. - 498 с.
21 Конышева М.В. Регулирование маркетинговой деятельности как
условие обеспечения деловой активности фирмы: автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05, Московский государственный институт электронной техники. - Москва, 2001. - 26 с.
Наша интерпретация данных показателей основывается на том, что подобное представление деловой активности позволяет исследовать влияние каждого из частных видов активности на общее экономическое состояние предприятия и осуществлять более целенаправленное и обоснованное управление деловой активностью МСП. Рассмотрим более подробно данные показатели для маркетинговой составляющей.
Среди показателей деловой активности, с точки зрения автора, особую роль играет оценка влияния маркетинговой активности, которая определяет стратегию и операционную реакцию системы на изменения во внешней среде, в том числе в конъюнктуре рынка.
Вопрос о роли маркетинга в деловой активности предприятия нашел отражение в работах российских и иностранных исследователей. Так, в работах исследователей22проведено исследование особенностей и анализ возможностей оценки составляющих деловой активности, рассматриваемых как отражение воздействия внешних факторов.
Под маркетинговой активностью в дальнейшем понимается комплексная характеристика
результативности поведения предприятия в конкурентной среде, отражающая результативность стратегии и реакции на изменения во внешней среде при соответствующей интенсивности использования и развития маркетингового потенциала. По мнению Н. К. Моисеевой и М. В. Конышевой, в составе показателей маркетинговой активности должны рассматриваться показатели качественного аспекта (стратегии конкуренции (СК), уровень мобилизации маркетингового потенциала (МП), методы и культура применения маркетингового «микса») и динамического (скорость проведения маркетинговых изменений, соответствие реакции характеру конкурентной ситуации) и, как следствие, рациональность масштаба этой активности и обеспечивающий ее уровень привлеченных инвестиций.
По нашему мнению, в первую очередь в составе качественных показателей здесь необходимо
использовать показатели: клиентоориенитрованости
организационной структуры, управленческих решений и персонала предприятия, удовлетворенности потребителей, уровня их лояльности к бренду предприятия, степени взаимодействия предприятия и потребителей, места предприятия в «цепочке создания ценности». В свою очередь, в качестве количественных показателей необходимо оценивать коммуникационную, дистрибуторскую, товарную и ценообразовательную активность.
Предлагаемый подход позволяет решить широкий ряд практически значимых задач.
Во-первых, снижение риска оценки деловой активности только по финансовым показателям.
Во-вторых, возможность более детального
рассмотрения деловой активности предприятия по различным аспектам его деятельности.
И, в-третьих, комбинация формализуемых
количественных и неформализуемых качественных показателей деловой активности позволяет выделять точки воздействия, для повышения деловой активности
22 Моисеева Н.К. Деловая активность предприятия как отражение цикличности экономического развития // Научные труды международной ак. науки и практики производства, т. 1 .-М.,Воронеж,1998. - с. 77-89.
предприятия. Фактически результат комплексного анализа обеспечивает принятие качественных стратегических управленческих решений предприятия.
Список литературы:
1. Акулич В.В. Система показателей для оценки деловой активности «Планово-экономический отдел» № 1 (55), январь 2008 [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Москва, [200-]. - Режим доступа: http://peomag.by/number/2008/1/pokaz_delovaktivn/ - Загл. с экрана. -Яз. рус. Дата просмотра 10.10.2010 г.
2. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами / Пер. с англ.; Рл. ред. серии Я.В. Соколов. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 799 с.
3. Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент. -М.: Финансы и статистика, 2006. -768с.
4. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. -М.: Проспект, 2000. - 424 с.
5. Конышева М.В. Регулирование маркетинговой деятельности как
условие обеспечения деловой активности фирмы: автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05, Московский
государственный институт электронной техники. - М.:, 2001. - 26 с.
6. Котлер Ф.. Основы маркетинга / Пер. с англ. - М.: «Ростинтэр», 1996.
7. Левитт Т. Маркетинговая миопия / В кн.: Классика маркетинга: сборник работ, оказавших наибольшее влияние на маркетинг: Пер. с англ. / Сост. Б.М. Энис, К.Т. Кокс, М.П. Москва; Пер. Т. Виноградова, Д. Раевская, Л. Царук, А. Чех; Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2001. - с. 11-34.
8. Моисеева Н., Конышева М. Маркетинговая активность// Маркетинг. -1999. - №6. - с. 22.
9. Моисеева Н.К. Деловая активность предприятия как отражение
цикличности экономического развития // Научные труды
международной ак. науки и практики производства, т. 1.-
М.,Воронеж,1998. - с. 77-89.
10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998. - 498 с.
11. Сидорчук Р.Р. Маркетинговое управление деловой активностью предприятий малого и среднего бизнеса: Монография. - М.: «Спутник+», 2012. - 237с.
12. Соловьев Б.А. Управление маркетингом. - М.: Инфра-М, 2000. - 288 с.
13. Стоун Д. Хитчинг К. Бухгалтерский учет и финансовый анализ: Подготовительный курс / Пер.с англ. Ю.А. Огибина и др.; Под общ. ред. Б.С. Лисовика и М.Б. Ярцева. - СПб.:АОЗТ «Литера плюс» 1994.
14. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика. - M.: Перспектива, 1994.
15. Титаева А.В. Анализ деловой активности предприятия. [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Москва, [200-]. - Режим доступа: http://books.titaeva.ru/ebook8.htm - Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата просмотра 16.10.2010 г.
16. Хеддервик К. Финансово-экономический анализ деятельности предприятий / Пер. с англ./ К. Хеддервик; Под общ. ред. Ю.Н. Водопаева. - М.: Финансы и статистика. 1996. - 192 с.
17. Хелферт Э. Техника финансового анализа. -10-е издание. - Спб.: Питер, 2003. - 663 с.
18. Холт, Роберт Н. Основы финансового менеджмента / Пер. с англ. -М.: Дело, 1993. - 128 с.
19. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа: учеб. пособие / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин, Е.В. Негашев. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2001. - 207 с.
20. Юркова Т.И. Экономика предприятия. Конспект лекций / Т.И. Юркова, С.В. Юрков. - Красноярск: Красноярская государственная академия цветных металлов и золота, 2001. - 109 с.
Reference list:
1. A. Akulich V. The system of indicators to measure economic activity, "Planning and Economic Department» № 1 (55), January 2008 [electronic resource] - Electron. given. - Moscow, [200 -]. - Mode of access: http://peomag.by/number/2008/1/pokaz_delovaktivn/ - title from the screen.
- language. rus. Date of show 10.10.2010.
2. Van Horn, JC Fundamentals of Financial Management / Trans. from English., Pn. Ed. Series Y. Sokolov. - Moscow: Finances and Statistics, 1996. - 799 p.
3. Kovalev Vladimir Introduction to financial management. -M.: Finance and Statistics, 2006. -768 p.
4. Kovalev, VV, Volkov O. Analysis of economic activity: Tutorial. -M.: Prospect, 2000. - 424 p.
5. Konysheva MV The regulation of marketing activities as a condition for business firms: summary of the thesis. ... Candidate of Economic Sciences: 08.00.05, Moscow State Institute of Electronic Technology. - Moscow, 2001. - 26 p.
6. F. Kotler. Principles of Marketing / Trans. from English. - M.: "Rostinter", 1996. - 704p.
7. Levitt T. Marketing Myopia / In.: Classic marketing: a collection of works that have had the greatest impact on marketing: Trans. from English. / Comp.
BM Enis, KT Cox, MP Moscow, Trans. T. Vinogradova, D. Rayevskaya, L. Tsaruk, A. Cech, Ed. JN Kapturevskogo. - St. Peter, 2001. - C. 11-34.
8. Moiseyev N., Konysheva M. Marketing Activity / / marketing. - 1999. - № 6.
9. Moiseyev, NK Business activity of the enterprise as a reflection of cyclical economic development / / Proceedings of the International Acad. science and practice of production, ie 1. - Moscow, Voronezh, 1998. - C. 77-89.
10. Savitskaya GV Analysis of the business enterprise. - 2nd ed., Revised. and add. - Mn.: FE "Ekoperspektiva", 1998. - 498 p.
11. Sidorchuk RR Marketing management business activities of small and medium-sized businesses: Monograph. - M.: "Satellite +", 2012. - 237p.
12. Soloviev, BA Marketing Management. - Moscow: INFRA-M, 2000. - 288p.
13. Hitching Stone, D. C. Accounting and Financial Analysis: Preparatory Course / per.s English. JA Ogibina and others, Ed. Ed. BS Lisovik and MB Yartseva. - St. Petersburg.: CJSC "Letter plus" in 1994. - 272p.
14. Stoyanov ES Financial Management. Russian practice. - M.: Perspective,
15. Titaeva A. Analysis of the business enterprise. [Electronic resource] -
Electron. given. - Moscow, [200 -]. - Mode of access:
http://books.titaeva.ru/ebook8.htm - title from the screen. - language rus. Date of show 10.10.2010.
16. Heddervik C. Financial and economic analysis of enterprises / Trans. with Engl. / K. Heddervik, Ed. Ed. JN Vodopaeva. - Moscow: Finances and statistics. In 1996. - 192 p.
17. Helfert, E. Vehicles financial analysis. -10 Edition. - St. Petersburg. Peter, 2003. - 663 p.
18. Holt, Robert N. Fundamentals of Financial Management / Trans. from English. - Moscow: Delo, 1993. - 128 p.
19. Sheremet, AD Methods of financial analysis: studies. Manual / AD Sheremet, RS Sayfulin, EV Negash. - 3rd ed., Revised. and add. -Moscow: INFRA-M, 2001. - 207 p.
20. Yurkova T. The economy of the enterprise. Lecture notes / T. Yurkov, S. Yurkov. - Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Academy of Nonferrous Metals and Gold, 2001. - 109 p.
РЕЦЕНЗИЯ
Статья посвящена вопросам, связанным с различными подходами к оценке деловой активности предприятия. Степень разработанности темы, которой посвящена статья, достаточно неоднозначна. С одной стороны, имеется достаточное количество отечественных и зарубежных исследований по данной тематике. С другой стороны, нет однозначного понимания в подходе к оценке деловой активности предприятия.
Научная новизна рецензируемой статьи состоит в оригинальности подхода к комплексной оценке деловой активности предприятия и выделения особой роли маркетинга в этой оценке.
Описанное в статье исследование базируется на методиках и теоретических концепциях известных российских и зарубежных ученых. Предлагаемый автором подход позволяет решить ряд практически значимых задач, связанных со снижением риска оценки деловой активности только по финансовым показателям. Кроме того, комплексный подход позволяет более детально рассматривать деловую активность предприятия по различным аспектам его деятельности и на основе комбинации формализуемых
количественных и неформализуемых качественных показателей деловой активности выделять точки воздействия, для повышения деловой активности предприятия.
Несмотря на научный и практический интерес, который вызывает статья, в ней имеется ряд недостатков. Предприятия функционируют и развиваются по-разному, поэтому имело бы смысл учитывать эти различия при проведении новых исследований.
Научная статья «Роль маркетинга в комплексном подходе к оценке деловой активности предприятий» в целом соответствует требованиям, предъявляемым к научным статьям такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации в журнале из перечня ВАК.
Доктор экономических наук, профессор,
заведующая кафедрой маркетинга
Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
И. И. Скоробогатых