Научная статья на тему 'Показатели деловой активности как способ оценки эффективности продюсерской деятельности'

Показатели деловой активности как способ оценки эффективности продюсерской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
932
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДЮСЕР / PRODUCER / ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ / АНАЛИЗ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ / BUSINESS ACTIVITY / ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ / INDICATORS OF BUSINESS ACTIVITY / МЕДИАПРОДУКТ.PRODUCT / MEDIA / ANALYSIS OF BUSINESS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тымко Анастасия Юрьевна

Рассмотрены особенности продюсерской деятельности. Сформулированы особенности анализа деловой активности и показателей, ее определяющих. Указаны возможные недостатки и достоинства, которые могут быть выявлены в процессе оценки деловой активности продюсерского медиапродукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indicators of business activity as a way of evaluating the effectiveness of producer activities

Features of producer activity are considered. Specific features of the analysis of business activity and indicators defining it are formulated. The possible shortcomings and advantages that can be revealed in the process of assessing the business activity of the producer's media product are indicated.

Текст научной работы на тему «Показатели деловой активности как способ оценки эффективности продюсерской деятельности»

Показатели деловой активности как способ оценки эффективности продюсерской

деятельности

Indicators of business activity as a way of evaluating the effectiveness of producer activities

Тымко Анастасия Юрьевна

Студент 2 курса Факультет Журналистики Санкт-Петербургский государственный университет

РФ, г. Санкт-Петребург e-mail: n.tym@mail.ru

Tymko Anastasia Yurevna

Student 2 term Faculty of Journalism Saint-Petersburg State University Russia, Saint-Petersburg e-mail: n.tym@mail.ru

Аннотация.

Рассмотрены особенности продюсерской деятельности. Сформулированы особенности анализа деловой активности и показателей, ее определяющих. Указаны возможные недостатки и достоинства, которые могут быть выявлены в процессе оценки деловой активности продюсерского медиапродукта.

Annotation.

Features of producer activity are considered. Specific features of the analysis of business activity and indicators defining it are formulated. The possible shortcomings and advantages that can be revealed in the process of assessing the business activity of the producer's media product are indicated.

Ключевые слова: продюсер; деловая активность; показатели деловой активности; анализ деловой активности; медиапродукт.

Key words: producer; business activity; indicators of business activity; analysis of business activity; media

product.

В условиях рыночной экономики и сильной конкуренции во всех сферах человеческой жизни особое значение приобрело осуществление анализа экономической деятельности организации. Не является исключением медиасфера и производимые медиапродукты, успех и востребованность которых во многом зависит от грамотного осуществления продюсерами финансово-экономической деятельности.

Продюсер - это специалист, компетентный в разнообразных сферах деятельности для обеспечения эффективной и бесперебойной работы медипродукта. Согласно законодательству Российской Федерации, к необходимым знаниям продюсера относятся, помимо прочих, менеджмент и маркетинг, экономика и организация производства [1].

Для оценки эффективности работы медиапродукта, а, соответственно, продюсера, отвечающего за большинство сторон осуществления медиа своих функций, предлагается использовать показатели деловой активности.

Изучение деловой активности в настоящее время заслуженно развивается, однако, до сих пор нет общепринятого определения указанной дефиниции. Термин «деловая активность» является адаптированным для российского пользователя, переводом «business activity». Можно предположить, что так называемые трудности перевода могли стать причиной некой неопределенности в толковании термина.

Э. Хелферт, говря о деловой активности, указывает на эффективное использование менеджерами активов, которыми обладает организация [7]. Таким образом, менеджерами в медиасфере на основе указанного выше материала являются продюсеры.

Авторы энциклопедического словаря указывают, что «деловая активность - это свойство человека и реальное проявление этого свойства, заключающееся в мобильности, предприимчивости, инициативе. Подобные качества важны для бизнесменов, деловых людей» [2, с. 48].

Штофер Г.А. и Ветрова Н.М. [5] характеризуют деловую активность как «мотивированный процесс функционирования региональной системы, направленный на обеспечение эффективного использования ресурсов территории для достижения рыночной конкурентоспособности региональных субъектов хозяйствования и повышения благосостояния населения региона».

Анализ деловой активности производится путем оценки количественных и качественных показателей. Особое значение и ценность имеют количественные показатели, объективно отражающие положение дел, результаты и последствия от принятия того или иного управленческого решения в общем и в частности. Так, например, Бочаров В.В. к качественным критериям относит: «широту рынков сбыта, деловую репутацию предприятия, его конкурентоспособность, наличие постоянных поставщиков и покупателей готовой продукции и другое» [3, с. 172].

Особое место среди количественных показателей деловой активности занимают скорость и период оборачиваемости и показатели рентабельности. Расчет показателей ведется на основе данных бухгалтерского баланса, являющегося достоверным и полным источником необходимых данных для осуществления анализа.

Скорость оборачиваемости - показателя деловой активности - рассчитывается путем деления выручки от продаж на среднюю величину исследуемого показателя. Период оборачиваемости рассчитывается после получения данных о скорости, путем деления количества дней в периоде на коэффициент оборачиваемости данного показателя.

Методика расчета коэффициентов рентабельности является достаточно разнообразной и зависит от того, какая цель в анализе была поставлена. В любом случае, в числители для расчета подобных показателей располагается прибыль (чистая, прибыль до налогообложения, прибыль от продаж), в знаменателе - показатель, отражающий значение исследуемой рентабельности.

Отметим, что оценка данных показателей должна производиться во времени для выявления определенных тенденций (положительных или отрицательных), которые продюсеру необходимо знать для устранения нежелательных и укрепления позитивных тенденций. Для более углубленного анализа советуем использовать расчет эффективности деловой активности.

Помимо прочего, особое значение имеет осуществление факторного анализа, позволяющего выявить зависимость отдельных показателей их влияние на конечный результат [6].

Таким образом, оценку деловой активности можно производить на макро-, мезо- и микроуровнях. Произведем оценку деловой активности на макроуровне. Для этих целей существуют специальные индексы. Одним из основных в России является рассчитываемый Росстатом индекс предпринимательской уверенности (ИПУ), прогнозирующий развитие экономики страны в отраслевом разрезе (рис. 1).

Индексы предпринимательской уверенности организаций

в процентах

10 --------------------

II III IV V VI VII VIII IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII

2016г 2017г

^^ндобыча полезных ископаемых

- обрабатывающие производства

обеспечение электрической энергией, газом и паром: кондиционирование воздуха

Рис. 1 - Индекс предпринимательской уверенности, 2017 (Источник: Росстат, дата обращения

11.04.2018)

Из рисунка видно, что заметна положительная тенденция развития предпринимательской деятельности в России, что оценивается положительно и является благоприятно тенденцией для развития бизнеса, в том числе в медиасфере, так как элементы в экономической сфере взаимосвязаны и стабильная работа нескольких из них может свидетельствовать об укреплении экономики в целом.

Важным документом при оценке показателей деловой активности является бухгалтерская отчетность, которая, согласно законодательству, имеет открытый характер. Проведем оценку этих показателей на основе отчетности «Телекомпании НТВ» [4]. Рассчитанные показатели оборачиваемости представлены в таблице 1.

Таблица 2 - Показатели оборачиваемости

Показатель Значение

2015 г. 2016 г.

Скорость оборачиваемости активов 0,44 0,86

Период оборачиваемости активов 818 419

Скорость оборачиваемости дебиторской задолженности 3,47 3,04

Период оборачиваемости дебиторской задолженности 103 118

Скорость оборачиваемости кредиторской задолженности 7,42 6,42

Период оборачиваемости кредиторской задолженности 49 56

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что некоторые показатели деловой активности за рассматриваемый период ухудшились, однако, говорить о стабильной отрицательной тенденции преждевременно. Скорость оборачиваемости активов, напротив, улучшилась, что свидетельствует о более эффективном использовании активов. Замедление скорости оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности (на 0,43 и 1,0 соответственно) говорит о более длительном расчете по счетам, это может быть причиной взятия новых заемных средств, выдачи новых кредитов и займов. Не всегда ухудшение такого показателя свидетельствует об ухудшении ситуации фирмы, так как для развития необходимо привлекать новые денежные средства. Период оборачиваемости, находясь в прямой зависимости от скорости оборачиваемости, свидетельствует о том, какую продолжительность занимает цикл оборота исследуемого показателя. Анализируя полученные данные, делаем вывод о значительном изменении периода оборачиваемости активов (на 399 дней или в 1,95 раз), что является положительным, однако очевидно скачкообразным фактом, поэтому продюсеру необходимо обратить внимание на появившуюся тенденцию: анализируя отчетность, можно предположить о росте денежных средств и увеличении финансовых вложений фирмы, что оценивается положительно для ее дальнейшего развития. Период оборачиваемости дебиторской задолженности, напротив, вырос на 15 дней, что является незначительным изменением в рамках исследуемого периода, однако, важным предупреждением о возможном росте изменения показателя в не лучшую сторону в дальнейшем. Аналогичные выводы можно сделать об изменении показателя кредиторской задолженности.

Продюсер, как ответственное лицо за успех и эффективность проекта, должен уметь рассчитывать данные показатели, так как их значение может быть иллюстрацией положения медиапредприятия на рынке.

Рассмотрим показатели рентабельности для более полного анализа деловой активности и эффективности работы продюсера (таблица 2).

Показатель Значение

2015 год 2016 год

Рентабельность собственного капитала 2,1 0,003

Экономическая рентабельность 0,05 0,01

Рентабельность основной деятельности -0,08 -0,03

Анализируя полученные результаты, продюсер должен обратить внимание на снижение рентабельности по основным показателям, а также на отрицательную динамику рентабельности от основной деятельности, что свидетельствует при наличии чистой прибыли о значительных доходах от прочих видов деятельности. Так, снижение показателя рентабельности собственного капитала говорит о том, что с каждого рубля, вложенного в капитал медиапредприятие стало получать меньше прибыли, что является не совсем благоприятной тенденцией. В тоже время, экономическая рентабельность свидетельствует о меньшей прибыли на каждый рубль имеющихся у медиапредприятия активов. Рост же рентабельности основной деятельности является положительной тенденцией, хотя величина показателя остается ниже нуля. Продюсеру важно выявить эти неблагоприятные тенденции и принять соответствующие меры: покупка и введение новых технологий, финансовые вложения, изменение дизайна и политики медиапродуктов, редакторская политика и так далее.

Указанные тенденции могут быть причиной того, что в современном мире значительное влияние имеют Интернет-ресурсы, которые являются серьезным конкурентом для остальных видов СМИ. В таком случае, продюсер должен учитывать эти веяния времени и использовать их во благо своему медиапроекту: интернет-сайты, онлайн-каналы, реклама в Интернете и другие возможности.

Оценка деловой активности может выявить недостатки, проблемы, благоприятные тенденции в разных областях работы медиапредприятия. Например, снижение показателя оборачиваемости активов должно насторожить продюсера и указать на менее интенсивное их использование в деятельности медиапредприятия. Вместе с тем, ускорение оборачиваемости кредиторской задолженности характеризуется положительно и указывает на более быстрый расчет с кредиторами, повышение эффективности в управленческом процессе.

Таким образом, продюсерская деятельность в коммерческом медиапредприятии связана с множеством рисков и большой ответственностью. Оценить эффективность работы, правильность принятых управленческих решений и курс, выбранный продюсером в развитии медиапродукта, способна деловая активность, показатели которой достаточно разнообразны и разносторонне позволяют оценить деятельность медиапредприятия и медиапродукта.

Список используемой литературы:

1. Постановление Минтруда РФ от 04.10.2000 г. № 67 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей служащих государственных предприятий телевизионных и радиовещательных компаний» // Компания «Консультант плюс» (Дата обращения 15.03.2018)

2. Ботош Н.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Н.Н. Ботош, С.А. Ботош. - Сыктывкар.: СЛИ, 2012. - 236 с.

3. Бочаров В.В. Комплексный финансовый анализ / В.В. Бочкарев. - СПб.: Питер, 2005. - 432 с.

4. Бухгалтерская отчетность АО «Телекомпания НТВ» // [Электронный ресурс] https://e-ecolog.ru/buh/2016/7703191457#

5. Ветрова Н.М. Особенности определения уровня деловой активности региона на примере АР Крым / Ветрова Н.М., Штофер Г.А. // Экономика и управление. - 2007. - № 3. - С. 12-16.

6. Тымко А.Ю. Совершенствование теоретико-методических подходов к современной оценке деловой активности организации / А.Ю. Тымко // Проблемы экономики, социальной сферы и права: тез. докл. 26-й науч.-практ. студ. конф. - Чита, 2016. - С. 135-139.

7. Фатхулина А.А. Деловая активность как многоуровневая категория / А.А. Фатхулина // Актуальные проблемы экономики и права. - 2014. - № 1. - С. 166-171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.