УДК 316.37:159.923.2
АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОДИНОЧЕСТВА В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ
А.Д. Отинова
Пермский государственный национальный исследовательский университет
В данной статье рассматривается такая социокультурная проблема современного общества, как социальное одиночество жителей больших городов. Приводятся теоретические подходы к определению социального одиночества. Рассматриваются работы Э. Дюркгейма, М. Вебера, Э. Морена, Л. Вирта, Г. Зиммеля и Э. Кляйненберга, в которых авторы дают свои определения феномену социального одиночества в большом городе, выявляют причины одиночества в больших городах и другие особенности городского образа жизни, влияющего на социальные связи между горожанами.
Ключевые слова: социальные проблемы, одиночество, город, социальные связи.
Согласно докладу Организации Объединенных Наций от 2019 г., население мира к 2025 г. превысит 8 млрд, а к концу века приблизится к 11 миллиардам человек [1]. Кажется, что изменения положительные, население мира растет, тенденция положительная. Но прежде, чем делать выводы, необходимо рассмотреть структуру этих изменений. Тогда выяснится, что рост населения произойдет в основном из-за таких стран, как Африка, а население Европы (Россия в данном случае включена в этот регион) уменьшится на 12 %.
По прогнозам ООН, к 2050 г. численность населения России составит 135,8 млн чел., то есть уменьшится на 10 миллионов за тридцать лет, а к 2100 г. и вовсе останется 126,1 млн чел. [1]. Росстат также прогнозирует сокращение российского населения, но не такое сильное - на 2,6 млн, до 144,1 млн чел. к 2035 г. [2]. Прогнозируемое сокращение численности населения (почти на
© Отинова А.Д., 2021 267
1/5) делает демографические проблемы все более актуальными. Становятся крайне важны аспекты, которые влияют на демографическую ситуацию, одним из таких аспектов и будут социальные проблемы города.
Представители объективистского подхода в социологии утверждали, что социальные проблемы - это объективное условие в структуре общества не зависимо от того, осознается это условие как проблема индивидами, которых оно касается, или нет [3]. То есть социальная проблема города - это объективное условие в обществе, которое ведет к состоянию дисфункции, дезорганизации и отклонения, необязательно осознаваемое самим обществом как проблема.
Классификация социальных проблем города С.В. Пирогова предполагает разделение проблем на группы, каждая из которых объединяет проблемы какой-либо из сторон городской жизни. С.В. Пирогов предлагал классификацию на три основные группы: проблемы социальной справедливости, рациональной организации экономической жизни и социальной экологии [4, с. 66]. Но кроме групп проблем, упомянутых выше, исследуя город как неразрывный процесс взаимодействия, ученые выделяют еще одну группу - это социокультурные проблемы города. Они включают в себя проблемы общения между жителями больших городов, маргинальность, формы девиантного поведения и другие проблемы. Этим проблемам уделили внимание Ф. Теннис, Г. Зиммель и Л. Вирт, Г. Ганс и другие ученые. В данной работе мы будем рассматривать проблему, относящуюся именно к этой группе проблем.
Чтобы рассматривать проблему социального одиночества в большом городе, нам необходимо понять, что мы будем подразумевать под одиночеством как таковым. На сегодняшний день термин «одиночество» широко распространен в таких науках о человеке, как философия, психология, культурология, социология и других. Каждая из этих наук вносит собственные новые аспекты в данное понятие, в связи с чем понятие становится неоднозначным. Это объясняется множеством форм одиночества, его неявным или вовсе не выявленным переживанием, а также психолого-культурными границами переживания одиночества индивидом и отношением общества к одиночеству.
Р. Вейс, представитель интеракционного подхода к исследованию феномена социального одиночества, ввел в науку такие обороты, как «эмоциональное одиночество» и «социальное одиночество». Он считает, что одиночество - это состояние, вызванное отсутствием тесной интимной привязанности, то есть определенной связи и зависимости между людьми. А социальное одиночество, по мнению Р. Вейса, - это отсутствие доступного круга общения и удовлетворения социальных связей, такие чувства, как изгнание и неприятие, - это основные формы его выражения. Именно этот тип одиночества характеризуется отрицательными эмоциями: скукой, грустью, отчаянием, чувством неполноценности и другими [5, с. 94].
Обозначим теоретические подходы к определению социального одиночества. В существующих на сегодняшний день теоретических методах определения выделяют три группы:
1. Чувство одиночества, которое является следствием недостатка социальных взаимодействий;
2. Одиночество как личностное самовосприятие, которое не совпадает с реальной изоляцией индивида в обществе;
3. Состояние индивидуальной самодостаточности, цельность индивида вне рамок социума [6].
Подробнее разберемся, как данный феномен проявляется в городах. Город - это социально-территориальная общность, характеризуемая высокой концентрацией населения на сравнительно небольшом пространстве, занятого преимущественно вне сферы сельского хозяйства: в промышленности, торговле, сферах обслуживания, управления, науки и культуры; часто является административным и культурным центром окружающего региона [7]. Многие социологи согласны с таким определением и особенно подчеркивают значимость города как центра социальной, политической, культурной и духовной сфер жизни общества.
Современный город имеет и другие отличительные черты, помимо высокой плотности населения и специфического планирования городского пространства, например, особый городской образ жизни и коммуникации среди жителей больших городов.
Так, например, в рамках первого подхода к определению, Эмиль Дюркгейм в своих работах указывал на то, что слабая 269
сплоченность жителей города приводит к девиантному поведению, крайность которого - самоубийство. В обществе, где много людей, человек чувствует себя изолированным и одиноким, поэтому происходит разрушение социальных связей. Э. Дюркгейм назвал это явление аномией и утверждал, что именно она и стала основной причиной роста числа самоубийств на фоне процесса индустриализации [8].
Макс Вебер подчеркивал общее для всех городов свойство -относительную замкнутость поселения, «населенный пункт», а не несколько жилищ. По М. Веберу, важные характеристики города - это тесно соприкасающиеся друг с другом дома, высокая численность населения, вследствие которой и отсутствует характерное для сельского общества личное знакомство между людьми [9, с. 309]. То есть из-за большого количества других людей вокруг городские жители не могут быть лично знакомы с каждым из тех, кто их окружает, так, как это обычно бывает у жителей сел и небольших поселений.
Эдгар Морен, французский философ и социолог подчеркивает, что со временем развитие информационных коммуникаций осуществляется все более и более стохалостическим образом [10, с. 388]. В городе процессы социального обмена и социального взаимодействия активизированы, по сравнению с сельскими поселениями, и городские жители ощущают это давление на себе. Вследствие этого коммуникации осуществляются все более случайно, практически не формируются устойчивые связи между людьми.
В рамках второго подхода, важно учесть, что феномен социального одиночества нельзя сводить только к изоляции, физической или социальной, к отсутствию социальных взаимодействий с людьми, коммуникаций или брака и семьи. Современный человек часто ощущает одиночество в большом городе, где он так или иначе включен в сложную и обширную сеть коммуникаций. Так, например, первокурсник, который покидает семью и прежних друзей, зачастую испытывает чувство одиночества, когда поступает в университет. Несмотря на то, что он окружен большим количеством людей в университете, состоит в социальных сетях и участвует во взаимодействиях [11].
Луис Вирт выделял урбанистические формы социальной организации, и помимо количества жителей и плотности, он также отмечал гетерогенность населения. Под которой следует понимать дифференциацию населения, связанную с экономическим ростом, который наиболее быстро проходит в городе. В городе из-за необходимости делового и промышленного производства появляется особый деловой ритм и деловой тип личных связей между людьми. А денежный эквивалент становится мерой всего. Л. Вирт писал, что личные отношения вытесняются денежными связями, предполагающими продажность услуг и вещей [12].
Луис Вирт отмечал также, что город характеризуется вторичными, а не первичными контактами. Что даже если контакты происходят лицом к лицу, они являются обезличенными, поверхностным, скоротечными и возникают в основном для удовлетворения потребностей жителей города [5, с. 93-94]. То есть городской образ жизни оказывает на людей большое влияние, определенным образом стандартизирует, сглаживая существенную часть индивидуальных различий между людьми. Но в то же время, город рождает категории различий, так как является деловым и промышленным центром, он стандартизирует социальные связи в соответствии с массовыми требованиями. В итоге коммуникация в городе становится серийной и оптимальной, подстраивается под условия города и массовое производство, является обезличенной.
И наконец, в рамках третьего подхода, Георг Зиммель подчеркивает социальную дифференциацию и отчуждение личности, которые происходят в городских условиях. В городе существует высокая конкуренция во многих сферах жизни, поэтому требования статусной дифференциации постоянно усиливаются. Этим города отличаются от небольших поселений. Г. Зиммель писал, что в городских условиях человек становится пылинкой перед огромной организацией предметов и сил, а также лич-ностно-индивидуальная культура атрофируется под отчуждающей культурой «всепроникающего денежного хозяйства» [13]. Отсюда, согласно Г. Зиммелю, исходит свойственный жителям города индивидуализм, безразличие к окружающим людям, замкнутость и обособленность.
Эрик Кляйненберг, Нью-Йоркский социолог, в своей книге «Жизнь соло. Новая социальная реальность» также говорит о чувстве одиночества у горожан в современном мире. Одиночество, по его мнению, - это не только следствие случайных обстоятельств, но и сознательный выбор миллионов людей в развитых странах [14, с. 7]. Эти люди выбирают свободу и самореализацию сознательно и не считают одиночество социальной проблемой, для них одиночество - это нормальное состояние, в котором они чувствуют себя комфортно и полноценно.
Таким образом, мы можем утверждать, что проблема одиночества в городе имеет комплексный характер, она связана с разными аспектами социума. Среди них слабая сплоченность горожан, высокая численность населения, стохалостическое развитие информационных коммуникаций, деловой ритм и тип связей между людьми, обезличенность контактов между людьми, социальная дифференциация. Социокультурные проблемы городов требуют особого внимания, их необходимо решать, чтобы структура городов и общества в целом не только оставалась устойчивой, но и развивалась.
Библиографический список
1. Population Division. World Population Prospects / United Nations. URL: https://population.un.org/wpp (accessed: 10.03.2021).
2. Демографический прогноз до 2035 года / Федеральная служба государственной статистики. URL:
https://rosstat.gov.ru/folder/12781# (дата обращения 10.03.2021).
3. Симонова Т.М. Интегративный подход к исследованию социальных проблем // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. 12, № 1. С. 66-74.
4. Пирогов С.В. Социология города: консп. лекций. Томск: Изд-во ТГУ, 2003. 180 с.
5. Шелехов Е.А. Онтологическое измерение современного мегаполиса как фактора актуализации феномена одиночества // Вестник Донецкого национального университета. Серия Б: Гуманитарные науки. 2018. № 2. С. 93-103.
6. Филиппенко В.А. Феномен одиночества как социальная проблема большого города // Качество жизни в фокусе междисциплинарных исследований: материалы Нац. науч.-практ. конф. (Рязань, 7-8 ноября 2019 г.). М.: Изд-во Ипполитова, 2019. С. 327-329.
7. Город / Социологический словарь. URL: https://vslovare.info/slovo/sotziologicheskiij -slovar/gorod/43017 (дата обращения: 22.05.2020).
8. Сергеева А.И. Осмысление суицида в контексте учения Эмиля Дюркгейма // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2018. № 2(10). С. 95-99.
9. Вебер М. Город. Понятие и категории города // Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. С. 309-330.
10. Морен Э. Возрожденная и порождающая организация // Метод. Природа Природы. М.: Прогресс-Традиция, 2005. С. 336-417.
11. Мамедов А.К., Кокина П.О. Феномен социального одиночества в городской толпе // Теория и практика общественного развития. 2018. № 11(129). С. 42-47.
12. Вирт Л. Избранные работы по социологии / пер. с англ. В.Г. Николаева. М.: ИНИОН РАН, 2005. 244 с.
13. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь / пер. с нем. // Логос. 2002. № 3-4 URL:
https://magazines.gorky.media/logos/2002/3/bolshie-goroda-i-duhovnaya-zhizn.html (дата обращения: 21.10.2020).
14. Кляйненберг Э. Жизнь соло. Новая социальная реальность. М.: Альпина нон-фикшн, 2014. 280 с.
ANALYSIS OF APPROACHES TO STUDYING THE PROBLEM OF SOCIAL LONELINESS IN A BIG CITY
A.D. Otinova
Perm State University
This article examines such a socio-cultural problem of modern society as the social loneliness of residents of large cities. Theoretical approaches to the definition of social loneliness are given. The paper considers the works of E. Durkheim, M. Weber, E. Moren, L. Wirth, G. Simmel and E. Kleinenberg, in which the authors give their definitions of the phenomenon of social loneliness in a big city, identify the causes of loneliness in big cities and other features of the urban image life, affecting social ties between townspeople.
Keywords: social problems, loneliness, city, social connections.