Научная статья на тему 'Анализ подходов к банковскому регулированию'

Анализ подходов к банковскому регулированию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
606
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКіВСЬКЕ РЕГУЛЮВАННЯ / БАНКіВСЬКИЙ НАГЛЯД / ФУНКЦії / ЦЕНТРАЛЬНИЙ БАНК / БАНКіВСЬКА ТЕОРіЯ / ПОСТКРИЗОВИЙ РОЗВИТОК / БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / БАНКОВСКИЙ НАДЗОР / ФУНКЦИИ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК / БАНКОВСКАЯ ТЕОРИЯ / ПОСТКРИЗИСНОЕ РАЗВИТИЕ / BANKING REGULATION / BANKING SUPERVISION / FUNCTIONS / CENTRAL BANK / BANKING THEORY / POST-CRISIS PERIOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чотій М. Д.

Проанализированы подходы к определению категории«банковское регулирование» в направлении выделения её содержательных аспектов и подходов к реализации. Дана сравнительная оценка категорий «банковское регулирование» и«банковский надзор». Исследованы содержательные аспекты банковского регулирования на посткризисном этапе экономического развития. Обоснованы направления совершенствования банковского регулирования в части обеспечения взаимо-действия банков и кредитуемых предприятий для достижения синергетического эффекта от их взаимного функционирования и социально-экономического эффекта в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of approaches to bank regulation

The paper analyzes the approaches to the definition of the category “bank regulation” in the direction of defining its substantive aspects and approaches to the implementation. Despite the fairly extensive study of the problem of bank regulation and approaches to its treatment are wide and vary in the functional aspect of the identification of bank regulation with a set of management functions of the banking activities undertaken by the central bank, to the identification of bank regulation with oversight function. A comparative assessment of the categories “banking regulation” and “banking supervision” is given. The substantive aspects of banking regulation in the post-crisis stage of economic development are investigated. A significant methodological limitation of theories of banking regulation is their isolation from the institutional features of the control system, as a rule, their findings relate to either the state of the banking system as a whole or individual banks. Explored is the functional structure of banking regulation in the context of overcoming the consequences of the financial crisis. Modern researchers stress on deposit insurance, capital requirements, the implementation of anti-crisis policy and policy regard-ing the closure of banks, the implementation of the function of lender of last resort. The ways of improving banking regulation in terms of ensuring interactions between banks and enterprises credited to achieve synergistic effects on their relative performance and the socio-economic impact in the region are grounded. Especially, it is important for Donetsk region, where large amounts of industrial and financial capital are historically concentrated in one area. Therefore, this fact must be taken into account when developing the appropriate regulatory measures.

Текст научной работы на тему «Анализ подходов к банковскому регулированию»

Н.Д. Чотий

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К БАНКОВСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ

В условиях преодоления экономическими субъектами последствий финансово-экономического кризиса 2008-2010 гг. в исследовательской среде с особой актуальностью встаёт вопрос о способах и мерах банковского регулирования. По мнению Нобелевского лауреата Джозефа Стиглица, произошедший кризис был прежде всего кризисом регулирования. «Чрезмерные риски, на которые пошли банки, множество конфликтов интересов и широкие масштабы мошеннических действий - все эти уродливые явления неоднократно выходили на первое место, когда бум в конце концов оканчивался крахом, и в этом отношении нынешний кризис не является исключением» [1, с. 189].

Проблемам банковского регулирования посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных исследователей. Среди отечественных специалистов следует отметить работы В. Грушко, В. Мищенко, Н. Роговой, А. Хабью-ка и др. На постсоветском пространстве вопросы банковского регулирования и надзора находятся в поле зрения И. Ларионовой, А. Мурычева, И. Продченко. Концептуальные теоретические вопросы регулирования банковской деятельности изложены в работах зарубежных исследователей С. Бхаттачарьи, Р. Левайна, К. Фриксаса и др.

Российские исследователи И. Ларионова и А. Мурычев в контексте проводимых в России экономических преобразований ставят вопрос о модернизации банковского регулирования и надзора [2; 3]. В работе А. Хабьюка проведен содержательный анализ банковского регулирования в контексте рекомендаций Базельського комитета по банковскому надзору, проведена критика данного документа, обоснованы возможности его реализации в условиях Украины [4]. Проблема банковско-

© Н.Д. Чотий, 2013

го регулирования на региональном уровне поднимается и в исследовании А. Хакимова, где автор обосновывает создание системы раннего реагирования на возникновение вероятных проблем в деятельности кредитных организаций [5]. И. Рыкова рассматривает региональный аспект банковского регулирования в контексте выделения региональных кредитных организаций в банковской системе. Исследуются подходы к классификационным признакам таких банков, рассматриваются их преимущества и проблемы развития [6]. Несмотря на достаточно широкую проработку проблемы банковского регулирования, подходы к его трактовке довольно широки и варьируются в функциональном аспекте от отождествления банковского регулирования с комплексом функций управления банковской деятельностью, осуществляемой центральным банком, до отождествления банковского регулирования с функцией надзора. Недостаточно исследованными остаются содержательные аспекты банковского регулирования.

В этой связи целью статьи является анализ категории банковского регулирования в направлении выделения её содержательных аспектов и подходов к реализации.

Категория банковского регулирования является одной из наиболее часто используемых в современной банковской теории [14]. Вместе с тем её точное определение весьма затруднено, что обусловливается широким диапазоном трактовок данного понятия как в отечественной, так и в зарубежной науке. К тому же в русскоязычной среде зачастую используются два понятия - «банковское регулирование» и «банковский надзор», которые, несмотря на близкую область определения, имеют несколько разные значения. Так, О. Мазурина акцентирует внимание на том, что банковское регулирование предполагает разработку «конкретных стандартов, правил, руководящих принципов и определенных инструкций путем издания законов и нормативных актов, которые определяют структуру и способы осуществления банковского дела», в то время как банковский надзор «предполагает мониторинг, инспектирование и исследование банковских организаций для того, чтобы

оценить их состояние и их соответствие банковским законам и инструкциям» [7]. Данная точка зрения вполне совпадает с тем разграничением понятий банковского надзора и регулирования, которое отмечено в Законе Украины «О Национальном банке Украины».

И. Продченко делает акцент на том, что банковский надзор является, по сути, более узким понятием и представляет собой «разновидность банковского государственного регулирования, включающего совокупность мер по мониторингу состояния банковской системы в целом и отдельных кредитных институтов; оперативному выявлению и устранению проблем в банковском секторе: разработке предложений, направленных на повышение эффективности банковского регулирования» [8]. С мнением автора частично соглашается также Н. Роговая, которая приходит к выводу, что «государственное регулирование банковской деятельности содержит такой компонент, как надзор, поскольку оно невозможно без контроля» [9].

В то же время в западной экономической среде данные две категории фактически объединены в одно понятие банковского надзора. При разграничении банковского надзора и регулирования последнее зачастую используется в более широком смысле и обозначает любое государственное вмешательство в деятельность банковского сектора.

В отечественной экономической среде встречаем достаточно большое количество попыток точного определения понятия банкового регулирования. Помимо указанных следует привести ещё несколько наиболее распространённых точек зрения. Так, в ст. 1 Закона Украины «О Национальном банке Украины» банковское регулирование определяется как «одна из функций Национального банка Украины, которая заключается в создании системы норм, регулирующих деятельность банков, определяющих общие принципы банковской деятельности, порядок осуществления банковского надзора, ответственность за нарушение банковского законодательства». Банковский надзор же, с точки зрения законодателя, - это «система контроля и активных упорядоченных действий Нацио-

нального банка Украины, направленных на обеспечение соблюдения банками и другими лицами, в отношении которых Национальный банк Украины осуществляет надзорную деятельность законодательства Украины и установленных нормативов, с целью обеспечения стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов банка» [10].

Большинство отечественных учёных в своих определениях понятия банковского регулирования и банковского надзора стремятся следовать «букве закона». Однако далеко не всегда исследователи сходятся во мнениях о том, какова же граница между банковским надзором и банковским регулированием, а также каков характер взаимоотношений между данными категориями. К примеру, исследовательский коллектив во главе с В. Мищенко регулирование банковской деятельности видит в создании нормативно-правовой базы (а именно соответствующих законов для регламентации банковской деятельности), а также в принятии специальными государственными органами соответствующих положений, принимающих форму директив и инструкций. Данные органы также наделяются полномочиями по определению границ допустимой деятельности банков, что должно способствовать повышению надёжности и эффективности функционирования банковской системы. В отношении банковского надзора авторы замечают, что он представляет собой «мониторинг процессов, имеющих место в банковской сфере на разных стадиях функционирования банков, а именно: создание новых банков и их учреждений, деятельности банков, реорганизации и ликвидации банков» [11]. Для достижения этой цели регулятор имеет право применять к банкам ряд принудительных и непринудительных мер.

О. Любунь также пытается дать определение понятию банковского регулирования, а также выделить из сферы его смысла дефиницию банковского надзора. Первый, по мнению автора, представляет собой совокупность (систему) мероприятий, при помощи которых Национальный банк стремится обеспечить безопасное и стабильное функционирование бан-

ков с целью предотвращения появления в банковском секторе процессов, дестабилизирующих обстановку в данном сегменте экономики. В то же время основой банковского надзора является своевременное реагирование на негативные тенденции и нарушения и в деятельности банков, основной целью чего является укрепление финансового состояния и нормализация их работы, а также поддержание надёжности и стабильности каждого банка в частности, и банковской системы государства в целом [12]. Следует отметить, что автор, несмотря общее согласие с упомянутым законом, говорит о том, что «банковское регулирование» и «банковский надзор» относятся к несколько разным сферам деятельности. Банковское регулирование О. Любунь представляет как один из методов государственного управления экономикой, в то время как банковский надзор - это, скорее, функция регулятора в сфере банковской деятельности.

Проблема разграничения указанных понятий поднимается также в работе В. Грушко и других [13]. В ней полностью согласны с трактовкой банковского регулирования так, как она подаётся в законе. Однако касательно банковского надзора авторы отмечают, что данная категория прежде всего призвана обозначать мониторинг процессов, которые имеют место в банковской системе на всех стадиях жизнедеятельности банков, т.е. во время их создания и учреждения, текущей деятельности, а также при их ликвидации либо реорганизации. Уполномоченные органы надзора при этом имеют право применять к банкам различные корректирующие меры, вплоть до мер принудительного воздействия, которые имеют цель максимально контролировать и регулировать деятельность банков. Исходя из того что авторы приходят к выводу том, что эти меры могут рассматриваться и как составляющие банковского надзора, и как элементы банковского регулирования, можно заключить, что данные понятия, с точки зрения авторов, переплетены чрезвычайно сильно.

Ещё одним автором, обстоятельно исследующим проблему совершенствования банковского регулирования в Ук-

раине, является О. Хабьюк. Касательно определения понятия «банковское регулирование» автор отмечает, что оно представляет собой процесс формирования и применения государством мер воздействия на банковскую сферу для достижения государственных целей. Среди таких целей автор выделяет устранение недостатков международной деятельности банков, обеспечение денежного обращения, избежание монополизации, стабильность банковской системы и др. Вслед за И. Прод-ченко и Н. Роговой О. Хабьюк считает понятие банковского надзора составной частью более широкой категории банковского регулирования. Оно определяется как контроль (мониторинг) над деятельностью банков и применения мер воздействия в случае нарушений законодательства, а также нормо-творческая деятельность органов надзора [4].

Результаты сравнительного анализа подходов к банковскому регулированию и банковскому надзору приведены в таблице.

Таблица

Определение понятий «банковское регулирование» и «банковский надзор»

№ Определение понятия

п/ п «банковское регулирование» «банковский надзор» Автор

1 2 3 4

1 Одна из функций НБУ, которая заключается в создании системы норм, регулирующих деятельность банков, определяющих общие принципы банковской деятельности, порядок осуществления банковского надзора, ответственность за нарушение банковского законодательства Система контроля и активных упорядоченных действий Национального банка Украины, направленных на обеспечение соблюдения банками и другими лицами, в отношении которых Национальный банк Украины осуществляет надзорную деятельность законодательства Украины и установленных нормативов с целью обеспечения стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов банка Закон Украины «О Национальном банке Украины» [10]

2 Разновидность банковского государственного регулирования, включающего совокупность мер по мониторингу состояния банковской системы в целом и отдельных кредитных институтов; оперативному выявлению и устранению проблем в банковском И. Продченко [8]

1 2 3 4

секторе: разработке предложений, направленных на повышение эффективности банковского регулирования

3 Предполагает разработку конкретных стандартов, правил, руководящих принципов и определенных инструкций путем издания законов и нормативных актов, которые определяют структуру и способы осуществления банковского дела Предполагает мониторинг, инспектирование и исследование банковских организаций для того, чтобы оценить их состояние и их соответствие банковским законам и инструкциям О. Мазурина [7]

4 Создание нормативно-правовой базы (а именно соответствующих законов для регламентации банковской деятельности), а также принятие специальными государственными органами соответствующих положений, принимающих форму директив и инструкций Мониторинг процессов, имеющих место в банковской сфере на разных стадиях функционирования банков, а именно: создание новых банков и их учреждений, деятельности банков, реорганизации и ликвидации банков В. Мищенко [11]

5 Совокупность мероприятий, при помощи которых Национальный банк стремится обеспечить безопасное и стабильное функционирование банков с целью предотвращения появления в банковском секторе процессов, дестабилизирующих обстановку в данном сегменте экономики Основой является своевременное реагирование на негативные тенденции и нарушения в деятельности банков, основной целью чего является укрепление финансового состояния и нормализация их работы, а также поддержание надёжности и стабильности каждого банка в частности и банковской системы государства в целом О. Любунь [12]

6 См. стр. 1 Мониторинг процессов, которые имеют место в банковской системе на всех стадиях жизнедеятельности банков, т.е. во время их создания и учреждения, текущей деятельности, а также при их ликвидации либо реорганизации. Уполномоченные органы надзора при этом имеют право применять к банкам различные корректирующие меры, вплоть до мер принудительного воздействия, которые имеют цель максимально контролировать и регулировать деятельность банков В. Грушко [13]

7 Процесс формирования и применения государством мер воздействия на банковскую сферу для достижения государственных целей (устранение недостатков международной деятельности банков, обеспечение денежного обращения, избежание монополизации, стабильность банковской системы, и др.) Контроль (мониторинг) над деятельностью банков и применения мер воздействия в случае нарушений законодательства, а также нормотворческая деятельность органов надзора О. Хабьюк [4]

Таким образом, в функциональном аспекте категории «банковское регулирование» и «банковский надзор» соотносятся как общее и частное. Относительно содержательного аспекта категории «банковское регулирование» надо отметить следующее. Обобщение основных концепций банковского регулирования, развивавшихся в русле современной теории, позволяет констатировать, что в теоретическом плане они основываются на анализе банка как финансового посредника [14]. В рамках моделей, которые развивают данное направление, выделяют следующие основные подходы к рассмотрению банков: как коалиции вкладчиков; как коалиции владельцев информации; как учреждения, выполняющего функции делегированного вкладчиками мониторинга. В связи с этим делаются определённые выводы относительно целей банковского регулирования. В первом случае - это защита вкладов коалиции от неопределённости рынка, во втором - снижение информационной асимметрии, в третьем - снижение последствий неблагоприятного отбора и возможного морального ущерба. Концепции асимметричности информации, неблагоприятного выбора и риска оппортунистического поведения легли в основу объяснения существующих форм регулирования банковского сектора.

Традиционно выделяют четыре основных направления регулирования банковского сектора: страхование депозитов, нормативы по составу активов и по достаточности капитала, регистрация и проверка банков, а также законодательное разделение банковского сектора и сектора ценных бумаг [15]. Исследуя функциональную структуру банковского регулирования в контексте преодоления последствий финансового кризиса, современные исследователи выделяют страхование депозитов, формирование требований по капиталу, реализацию антикризисной политики и политики в отношении закрытия банков, реализацию функции кредитора последней инстанции [16].

Выводы. Существенным методологическим недостатком теорий банковского регулирования является их оторванность

от институциональных особенностей объекта регулирования. Как правило, их выводы касаются либо банковской системы государства в целом, либо отдельных банков. Перспективной задачей банковского регулирования является решение проблемы регулирования взаимодействия банков и кредитуемых предприятий для достижения синергетического эффекта от их взаимного функционирования и социально-экономического эффекта в регионе. Особенно это актуально для Донецкой области, где исторически на одной территории сконцентрированы значительные объёмы промышленного и финансового капитала. Поэтому данный факт необходимо учитывать при разработке соответствующих регулирующих мер.

Литература

1. Стиглиц Дж.Е. Крутое пике: Америка и новый экономический порядок после глобального кризиса / Джозеф Стиглиц; пер. с англ. В. Лопатка. - М.: Эксмо, 2011. - 512 с.

2. Ларионова И. В. О модернизации банковского регулирования и надзора / И. В. Ларионова, Г. С. Панова // Банковское дело: Ежемес. журн. для проф. банк. бизнеса. - 2010. -№ 11. - С. 40-45.

3. Мурычев А.В. О модернизации банковского регулирования и надзора / А.В. Мурычев, С.Р. Моисеев // Банковское дело. - 2010. - № 3. - С. 6-12.

4. Хаб'юк О. Банювське регулювання та нагляд через призму рекомендацш Базельського ком^ету: монографiя / О. Хаб'юк. - 1вано-Франювськ: О1ППО; Снятин: ПрутПринт, 2008. - 260 с.

5. Хакимов А.Р. Система банковского регулирования и надзора в регионе (на материалах Республики Башкортостан): автореф. дис. ... канд. экон. наук: спец. 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит» / А.Р. Хакимов. - СПб, 2006. - 19 с.

6. Рыкова И.Н. Сущность, виды и функции региональных банков / И.Н. Рыкова, Е.В. Андреянова // Банковское дело. - 2011. - № 6. - С. 26-29.

7. Мазурина О.В.Банковское регулирование и надзор -необходимый фактор развития финансовых рынков / О.В. Ма-

зурина // Проблемы развития внешнеэкономических связей и привлечения иностранных инвестиций: региональный аспект: сб. науч. тр. - 2007. - Ч. 4. - Донецк: ДонНУ. - С. 1533-1539.

8. Продченко И.А. Деньги. Кредит. Банки. - Ч. 2: учеб.-метод. комплекс / И.А. Продченко / Московский ин-т экономики, менеджмента и права, Центр дистанционных образовательных технологий. - М.: МИЭМП, 2010.

9. Рогова Н. Деяю теоретичш аспекти державного регу-лювання банювсько! дiяльностi / Н. Рогова // Економжа Украши. - 2004. - № 4. - С. 36-39.

10. Закон Укра1ни «Про Нащональний банк Украши» вщ 20 травня 1999 р. № 679 - XIV // Вщомост Верховно! Ради Украши. - 1999. - № 29.

11. Мщенко В. I. Банювський нагляд: навч. поаб. / В. I. Мщенко, А. П. Яценюк, В. В. Коваленко, О.Г. Коренева. - К.: Знання, 2004. - 406 с.

12. Любунь О. С. Нащональний Банк Украши: основш функцп, грошово-кредитна пол^ика, регулювання банювсько! дiяльностi / О.С. Любунь, В.С. Любунь, 1.В. 1ванець. - К.: Центр навч. л^-ри, Ун-т екон. та права "КРОК", 2004. - 351 с.

13. Грушко В.1. Банювський нагляд: навч. поаб. для студ. вищ. навч. закл. / В.1. Грушко, С.М. Лаптев, О.С. Любунь, К.£. Раевський. - К.: Центр навч. л№ри, 2004. - 264 с.

14. Bhattacharya S. Contemporary Banking Theory / S. Bhattacharya, A.V. Thakor // Journal of Financial Intermediation. - 1993. - Vol. 3. - October. - P. 2-50.

15. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков / Ф. Мишкин. - М.: Аспект-Пресс, 1999. - 820 с.

16. Freixas X. Post Crisis Challenges To Bank Regulation / X. Freixas [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cepr.org/meets/wkcn/9/977/papers/freixas.pdf.

17. Barth J.R. Bank Regulation and Supervision: What Works Best? / J.R.Barth, G. Caprio Jr., R. Levine [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.bis.org/bcbs/events/b2ealev.pdf.

Представлена в редакцию 26.10.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.