УДК 336.71:332.12 Николай Дмитриевич Чотий,
аспирант
Институт экономики промышленности НАН Украины, Донецк
РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕГИОНЕ: ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД
Финансово-экономический кризис 2008-2010 гг. вскрыл многие проблемы регулирования деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это послужило причиной научных дискуссий как в среде отечественных [6], так и зарубежных [11; 13] специалистов по данной проблеме. В частности, российские специалисты в контексте проводимых экономических преобразований ставят вопрос о модернизации банковского регулирования и надзора [3; 5]. Тем не менее остаётся открытым вопрос о формах и методах банковского регулирования на региональном уровне, его концептуально-методических основах в условиях преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса.
В этой связи целью настоящей статьи является анализ действующей системы регулирования банковской системы в регионе и обоснование методического подхода к её дальнейшему развитию.
Банковское регулирование
представляет собой одну из функций центрального банка государства. Она тесно связана с функцией банковского надзора. Однако если надзор главным образом заключается в контроле над соблюдением банками требований закона и установленных нормативов, то регулирование предполагает активное, упорядочивающее воздействие на их деятельность с помощью различных методов и инструментов. У банковского регулирования и надзора единая главная цель - стабильность банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Развитие теорий банковского регулирования происходило в русле господствующих на каждый из периодов времени теоретических концепций. В методологическом плане произошёл отход от неоклассической парадигмы, основанной на предпосылках об устойчивых предпочтениях
экономических агентов, их полностью рациональном поведении и равновесных механизмах взаимодействия. Это
объясняется тем, что система, в которой права собственности четко определены, информация является легко доступной и полной, а люди удовлетворяют свои потребности с помощью обмена, который происходит без издержек, для условий Украины не характерна.
Объяснить должным образом экономические явления и процессы позволяет новая институциональная экономическая теория, которая берёт своё начало в работах Нобелевских лауреатов Р.Коуза и Д.Норта. Они существенно скорректировали представления о предмете экономической теории и включили анализ институтов в исследование проблемы экономического выбора.
Институциональный подход ориентирован на объяснение структуры и изменения экономик в исторической перспективе на основе исследования взаимосвязей институтов, организаций и технологий.
Обобщение основных концепций банковского регулирования, развивавшихся в русле институциональной теории, позволяет констатировать, что в теоретическом плане они основываются на анализе банка как финансового посредника [12]. В рамках моделей, которые развивают данное направление, выделяют следующие основные подходы к рассмотрению банков: как коалиции вкладчиков; как коалиции владельцев информации; как учреждения, выполняющего функции делегированного вкладчиками мониторинга. В связи с этим делаются определённые выводы
относительно целей банковского
регулирования. В первом случае - это защита вкладов коалиции от неопределённости рынка, во втором - снижение информационной асимметрии, в третьем -
©Н.Д. Чотий, 2012
снижение последствий неблагоприятного отбора и возможного морального ущерба. Концепции асимметричности информации, неблагоприятного выбора и риска оппортунистического поведения легли в основу объяснения существующих форм регулирования банковского сектора. Традиционно выделяют четыре основных направления регулирования банковского сектора: страхование депозитов, нормативы по составу активов и по достаточности капитала, регистрация и проверка банков, а также законодательное разделение банковского сектора и сектора ценных бумаг [14].
Существенным методологическим недостатком теорий банковского
регулирования является их оторванность от институциональных особенностей объекта регулирования, как правило, их выводы касаются либо банковской системы государства в целом либо отдельных банков. Что касается региона, то в теоретическом плане вопрос регулирования его банковской системы остаётся недостаточно
исследованным. Хотя определённые попытки в этом направлении уже делаются.
Так, в работе [9] проведен содержательный анализ банковского регулирования в регионе через призму рекомендаций Базельського комитета по банковскому надзору, проведена критика данного документа, обоснованы
возможности его реализации в условиях Украины. Частично проблема банковского регулирования на региональном уровне поднимается и в исследовании [10], где автор обосновывает создание системы раннего реагирования на возникновение вероятных проблем в деятельности кредитных организаций. Авторами статьи [7] региональный аспект банковского регулирования рассматривается в контексте выделения региональных кредитных организаций в банковской системе. Исследуются подходы к классификационным признакам таких банков, рассматриваются их преимущества и проблемы развития. Однако нерешёнными во всех перечисленных исследованиях остаются концептуальные вопросы взаимодействия банков и кредитуемых предприятий для достижения
синергетического эффекта от их взаимного функционирования и социально-
экономического эффекта в регионе. Особенно это является актуальным для Донецкой области, где исторически на одной территории сконцентрированы значительные объёмы промышленного и финансового капитала. Поэтому данный факт необходимо учитывать при разработке соответствующих регулирующих мер.
В Донецкой области сформирована развитая банковская система, которая представлена 91 финансовым учреждением из 176 действующих в Украине. Банковская сеть региона состоит из 112 банков и филиалов, наибольшие из которых - ПАО "Проминвестбанк", ПАО "Укрсоцбанк", который входит к UniCredit Group, ПАО "Ощадбанк" и АО "Укрэксимбанк". По количеству банков-юридических лиц Донецкая область занимает третье место в Украине. Банковская сеть охватывает 24 города и 7 районных центров. Наибольшее количество банков и филиалов (46,4%) -сконцентрировано в г. Донецке. В целом в области на 2,5 тыс. лиц приходится одно банковское учреждение.
Однако в сфере инвестиционного обеспечения банками региона
экономического роста имеются проблемы, обусловленные влиянием финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. В отличие от Европы, в Украине банки не стали первопричиной кризиса. Здесь определяющим фактором стала экспортно-ориентированная структура экономики. Падение цен на экспортные товары привело к резкому падению объёмов производства и притока валюты. Из-за падения курса клиенты банков, которые взяли кредиты в иностранной валюте, а это более 60% кредитов по банковской системе в целом, столкнулись с тем, что стоимость обслуживания их долгов возросла почти в два раза. Всё это характерно и для Донецкой области, экономика которой традиционно экспортноориентирована. Основными
проблемами, изменившими состояние банковской системы региона, стали отток депозитов, снижение её ликвидности, ухудшение качества кредитного портфеля банков, связанное, в первую очередь, с
девальвацией национальной валюты, снижение доверия населения к финансово-кредитным учреждениям.
За последние пять лет общий объём привлеченных банками региона депозитов составил от 17 814 млн грн в 2006 г. до 40 282,2 млн грн в 2010 г. (рис. 1).
45000 40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0
2006
2007
2008
2009
2010
Рис. 1. Объём депозитов, привлеченных банками Донецкой области в 2006-2010 гг., тыс. грн
Следует отметить, что кризисные явления 2008-2009 гг. повлекли за собой снижение объёма привлеченных средств, который в 2009 г. составил 29741,5 млн грн. В 2010 г. начал наблюдаться приток депозитов. В декабре их объём увеличился на 7%. В то же время за год отток депозитов составил 0,5%. Депозиты нефинансовых корпораций (юридических лиц) сократились. Но если в целом по Украине отток депозитов произошёл на 18%, то в Донецкой области -на 6,1%.
Основной составляющей ресурсов банков в Донецкой области являются вклады
30000 25000 20000 15000 10000 5000 0
населения. Несмотря на политическую нестабильность, в 2010 г. банки смогли привлечь от населения вкладов на 41,3% больше, чем в 2009 г., и увеличить их объём до 25 120 млн грн. В то же время в целом по Украине этот показатель снизился на 2%. Не менее важным источником банковских ресурсов являются средства субъектов хозяйствования. За последний год они увеличились
на 26,6% и составили 15165,2 млн грн, или 37,6% всех обязательств (рис.2).
Средства юридических лиц (всего)
Средства физических лиц (всего)
Рис. 2. Объём вкладов физических и юридических лиц в банках Донецкой области в 2006-2010 гг., тыс. грн
Основным видом банковских операций остаётся кредитование. За 2010 г. кредитный портфель банков и филиалов области
40000
снизился на 9% и на конец года составил 46 312 млн грн (рис. 3).
35000 30000 25000 20000 15000 + 10000 5000
0
35994
33031
15415
2009
I Кредиты, выданные юридическим лицам
2010
Кредиты, выданные населению
Рис. 3. Кредиты, выданные банками Донецкой области в 2009-2010 гг.
К концу 2010 г. наблюдалось возобновление позитивных тенденций в кредитовании банками реального сектора экономики. За четвертый квартал кредитный портфель банков увеличился почти на 1%. Такая ситуация предопределена
недостаточностью ресурсной базы и невозможностью замещения уходящих депозитов другими ресурсами. НБУ оказал ощутимую поддержку в виде кредитов рефинансирования банковской системе области - около 2,5 млрд грн.
Структура кредитного портфеля в Донецкой области осталась прежней. Банковская система региона оказывает помощь реальному сектору экономики. Основными заёмщиками банков и филиалов Донеччины оставались предприятия торговли, которым направлено 23,9% общего объёма кредитов, или 12,4 млрд грн, перерабатывающей промышленности -21,4%, или 11 млрд грн. Кроме того, кредитные средства банков и филиалов области направлялись предприятиям строительства - 5,5%, добывающей промышленности - 3,4%, транспорта и связи - 2,8%, сельского хозяйства - 2%.
К негативным последствиям кризиса для банковской системы Донецкой области можно отнести существенное ухудшение качества кредитного портфеля банков
региона. Задолженность по проблемным кредитам выросла к концу года более чем в 4 раза, до 5,4 млрд грн против 1,3 млрд грн на начало года. Соответственно удельный вес проблемных кредитов в кредитном портфеле банков вырос с 2,4 до 10,5%.
Сейчас банки региона переживают непростой период восстановления, после финансового кризиса, во время которого они понесли значительные убытки. Но главная задача, которая на сегодня стоит перед ними, - возврат доверия своих клиентов.
За 2009 г. банками и филиалами Донецкой области получен отрицательный финансовый результат в сумме 1,2 млрд грн. Но в 2010 г. банки сумели преодолеть кризисные тенденции и завершить 2010 г. с чистой прибылью в размере 1,9 млрд грн (рис. 4).
Также к негативным последствиям кризиса для банковской системы Донецкой области можно отнести сокращение банковской сети региона: в 2009 г. было закрыто 11 филиалов и 88 отделений банков, временно приостановлена деятельность 9 отделений. Однако уже в 2010 г. появились новые отделения, что было обусловлено реорганизацией, изменением статуса учреждения, закрытием балансовых и открытием безбалансовых отделений. То есть нельзя сказать, что эти открытые отделения -
это вновь зашедшие в регион банки. Тем не менее можно говорить о том, что банки более взвешенно стали подходить к расширению собственной сети.
Частично закрывают свою филиальную сеть те банки, у которых введена временная
присутствие убыточных учреждений не только в Донецкой области, но и в других регионах. Так, сейчас закрываются филиалы банка «Национальный кредит» и «БИГ энергия» в связи с тем, что объявлена процедура ликвидации.
администрация и которые сокращают
Рис. 4. Чистая прибыль банко(
Тенденция оптимизации банковской сети характерна для всей Украины. Если до 2008 г. шла огромная конкуренция за долю рынка и банки открывали свои отделения, где только можно было продавать соответствующие продукты, то сегодня стратегия заключается в том, чтобы избавляться от тех отделений и структурных подразделений, которые не приносят прибыли.
В 2010 г. сложность ситуации обусловливалась невозвратом НДС, проблемными кредитами, проблемами в получении новых кредитов. Все это сдерживало непростой процесс
выздоровления банковской системы области. Однако, несмотря на то, что банковская система закончила год с убытками, необходимо учитывать их специфику. В перспективе возможна реализация залогового имущества или же возвращение того или иного проблемного кредита.
В первом полугодии 2011 г. ситуация в банковской системе Донецкой области характеризовалась сохранением позитивных тенденций по расширению депозитной базы, снижению стоимости ресурсов и возобновления кредитования банками предприятий реального сектора экономики. Так, за 9 месяцев 2011 г. в банковскую систему было привлечено депозитов на сумму около 44,2 млрд грн, что уже на 9,7%
нецкой области в 2006-2010 гг. больше, чем за весь 2010 г. За этот же период юридическим лицам и населению было выдано кредитов на сумму соответственно 35,7 и 13,4 млрд грн против 33,03 и 13,2 млрд грн в 2010 г. Однако, несмотря на позитивные сдвиги, последствия финансово-экономического кризиса для экономики региона ещё до конца не преодолены. Многие компании были вынуждены заморозить свои проекты, ведение бизнеса при отсутствии кредитования для многих предпринимателей стало затруднительным или невозможным. Сложившаяся ситуация требует от банковских учреждений региона новых подходов и стратегий, пересмотра ключевых позиций по вопросам взаимодействия с предприятиями.
Преодолению негативных тенденций в развитии банковской системы региона может способствовать новый подход к регулированию взаимоотношений между банками и предприятиями, основанный на эволюционной теории.
Эволюционная экономика является относительно новым направлением экономической науки, в рамках которого экономические процессы рассматриваются как спонтанные, открытые и необратимые. Они порождаются взаимодействием внешних и внутренних факторов и проявляются в изменении структуры экономики и действующих в ней агентов. Эволюционная
экономика содержательно связана с эволюционным мировоззрением, согласно которому все системы находятся в процессе постоянного и причинно-обусловленного изменения. Это означает, что настоящее рассматривается как результат прошлого и условие будущего, а механизм изменения связывается с изменчивостью,
наследованием и отбором.
В поле зрения современной эволюционной экономики исследования жизненных циклов предприятий, инноваций, модели общественных процессов. Не так давно стали обсуждаться и проблемы применения эволюционного подхода в региональных исследованиях. Следует отметить четыре основных парадигмы категории «регион»: регион -квазигосударство, регион - квазикорпорация, регион - рынок, регион - социум. Регион представляет собой органически целостную систему экономических агентов, связанных не только общностью территории, но и гомогенными властно-управленческими началами и учреждениями, формальными и неформальными нормами, верой, языком, правами, обычаями. Эволюционный подход к рассмотрению региона позволяет интерпретировать элементы этой системы не как элементы, жёстко соединённые между собой, а как организмы, которые не только дополняют друг друга, взаимно предопределяя уровень развития друг друга, но и эволюционно развивают друг друга, пребывая в непрерывном процессе взаимосовершенствования [15].
В терминах эволюционной экономики основными агентами в системе регулирования банковской системы региона будут являться коммерческие банки и кредитуемые ими предприятия. Они образуют так называемые популяции, где каждый агент популяции описывается набором параметров, характеризующим его состояние, и правилами перехода из одного состояния в другое. Исследуя поведение популяции, обычно исследуют правила входа и выхода из популяции, правила взаимодействия агентов, накопления и передачи опыта внутри популяции [4]. Популяция является основным
элементарным объектом эволюционной экономической теории, поэтому все теоретические и практические построения
эволюционизма основываются на изучении поведения популяции как внутри себя самой, так и во взаимодействии с внешним окружением [2].
В биологии популяция
рассматривается как совокупность особей одного вида, длительно занимающая определенное пространство и
воспроизводящая себя в течение большого числа поколений. Это элементарная единица процесса эволюции, способная реагировать на изменения среды перестройкой своего генофонда. Аналогично в эволюционной экономике в качестве популяции рассматривается совокупность
экономических агентов, ведущих
хозяйственную деятельность на отдельной территории. То есть региональную социально-экономическую систему
возможно рассматривать как популяцию и как популяцию популяций (популяция предприятий, популяция кредитно-финансовых организаций и т.п. [1]).
В этой связи определённый интерес с позиции темы настоящего исследования представляет анализ взаимодействия популяции предприятий и популяции банков в регионе. В биологии совместное существование двух организмов описывается понятием симбиоза, который бывает антагонистическим (паразитизм) и мутуалистическим, выгодным для обоих симбионтов. Нет причин полагать, что единичные взаимодействия предприятия и банков являются невыгодными. Более того, в банковской теории доказано, что долгосрочные взаимоотношения банков и предприятий (relationship banking) снижают проблемы асимметрии информации [9]. Однако взаимодействия банков и предприятий в рамках одной территории, каким бы оно не было выгодным для них в отдельности, может быть невыгодным для региона в целом (например, кредитование банком экологически вредных производств, отсутствия кредитования социально значимых объектов и т.п.).
Таким образом, необходим некий регулятор, который бы позволил направлять взаимодействия, совместное развитие или в терминах эволюционной экономики -коэволюцию банков и предприятий в регионе. В биологии коэволюция представляет собой совместную эволюцию
видов, взаимодействующих в экосистеме. Изменения, затрагивающие какие-либо признаки особей одного вида, приводят к изменениям у другого или других видов. В случае уже упомянутого мутуалистического симбиоза эффективность взаимодействия организмов важна для выживания особей обоих видов и так как экосистемы формируют сеть межвидового
взаимодействия, то все виды, входящие в экосистему, должны коэволюционировать. Такими регуляторами в условиях несовершенного рынка и наличия его провалов в виде асимметричности информации, иррационального поведения участников рынка, наличия трансакционных издержек и т.п. должны выступать подразделения центрального банка в регионе (для отечественных условий - региональные Управления НБУ). Именно они, в отличие от органов местного самоуправления, имеют реальные экономические рычаги
регулирования мезоэкономических
пропорций, регионального развития, темпов модернизации экономики региона.
Одним из реальных инструментов для обоснования политики банковского регулирования в регионе на основах эволюционного подхода может стать информационно-аналитическая система сопровождения бюджетного процесса, разработанная в Институте экономики промышленности НАН Украины [16]. В её рамках были сформированы базы данных и создан ряд взаимосвязанных компьютерных моделей, позволяющих описывать различные сценарии развития национального хозяйства и его основных территориальных элементов (экономик областей) в контексте влияния бюджетно-налоговой политики. Развитие финансово-кредитного блока данной системы с учётом специфических особенностей региона (высокой
концентрации промышленного и
финансового капитала, тесной взаимосвязи промышленных предприятий и банков и др.) в перспективе позволит настроить модели эффективного взаимодействия банков и предприятий и обосновать рекомендации по его дальнейшему развитию в условиях быстро меняющейся внешней среды.
Литература
1. Дорошенко С.В. Об эволюционной региономике / С.В.Дорошенко, Е.В. Попов // Экономическая наука современной России. -2002.-№ 1.-С. 28-37.
2. Дорошенко С.В. Эволюционный подход в региональных экономических исследованиях / С.В. Дорошенко // Вестник УГТУ-УПИ. - 2003. - № 1. - С. 13-21.
3. Ларионова И.В. О модернизации банковского регулирования и надзора / И.В. Ларионова, Г.С. Панова // Банковское дело: ежемес. журн. для проф. банк. бизнеса. -2010.-№ 11.-С. 40-45.
4. Маевский В. Введение в эволюционную макроэкономику / В. Маевский. - М.: Изд-во «Япония сегодня», 1997.- 106 с.
5. Мурычев А.В. О модернизации банковского регулирования и надзора / А.В. Мурычев, С.Р. Моисеев // Банковское дело. -2010.-№ 3 (295).-С. 6-12.
6. Розгортання фiнансово-економiчноl кризи в Укра1ш у 2009 рощ: негативш наслщки та засоби 1х пом'якшення: наук.-аналт доп. / за ред. акад. НАН Украши В.М. Гейця; НАН Украши; 1н-т екон. та. прогнозув; 1н-т демограф. та соц. дослщ. -К., 2009. - 160 с.
7. Рыкова И.Н. Сущность, виды и функции региональных банков / И.Н.Рыкова, Е.В. Андреянова // Банковское дело. - 2011. -№ 6. - С. 26-29.
8. Сопин В.С. Эволюционная теория в экономической науке: проблемы и перспективы / В.С. Сопин // Проблемы современной экономики. - 2009.- № 3 (31) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.m-
есопоту.ги/а1!^р?пА11;И=2687.
9. Хаб'юк О. Банювське регулювання та нагляд через призму рекомендацш Базельського комггету: моногр. / О. Хаб'юк. - 1вано-Франювськ: ОН IIЮ; Снятин: ПрутПринт, 2008. - 260с.
10. Хакимов А.Р. Система банковского регулирования и надзора в регионе (на материалах Республики Башкортостан): автореф. дис. на соиск. науч. степени канд. экон. наук: спец. 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит» / А.Р. Хакимов. - СПб, 2006. - 19 с.
11. Barth J.R. Bank Regulation and Supervision: What Works Best? / J.R. Barth, Jr.G.Caprio, R. Levine [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.bis.org/bcbs/ events/b2ealev.pdf.
12. Bhattacharya S. Contemporary Banking Theory / S. Bhattacharya, A.V. Thakor // Journal of Financial Intermediation. - 1993. -Vol. 3.-October.-P. 2-50.
13. Freixas X. Post Crisis Challenges To Bank Regulation / Х. Freixas [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cepr. org/meets/wkcn/9/977/papers/freixas.pdf.
14. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков / Ф. Мишкин. - М.: Аспект-Пресс, 1999. - 820 с.
15. Нижегородцев Р.М. Эволюционный подход и перспективы развития информационной экономики / Р.М. Нижегородцев // Эволюционная экономика и «мейнстрим». - М.: Наука, 2000. - С. 112119.
16. 1нформацшно-анал^ична система супроводження бюджетного процесу на регюнальному рiвнi (Донецька, Дшпропетровська i Луганська обласп): зв^ про НДР / 1н-т економши пром-сп НАН Украши. - № ДР 0110U008079. - Донецьк, 2010.- 102 с.
References
1. Doroshenko, S., V., Popov, E., V. (2002) 'Ob evolyutsionnoy regionomike'. Ekonomicheskaya nauka sovremennoy Rossii. 1. pp. 28-37.
2. Doroshenko, S., V. (2003) 'Evolyutsionnyy podkhod v regional'nykh ekonomicheskikh issledovaniyakh'. Vestnik UGTU-UPI. 1. pp. 13-21.
3. Larionova, I., V., Panova, G., S. (2010) 'O modernizatsii bankovskogo regulirovaniya i nadzora'. Bankovskoe delo. 11. pp. 40-45.
4. Maevskiy, V. (1997) Vvedenie v evolyutsionnuyu makroekonomiku. Moscow: Izd-vo «Yaponiya segodnya».
5. Murychev, A., V., Moiseev, S., R. (2010) 'O modernizatsii bankovskogo regulirovaniya i nadzora'. Bankovskoe delo. 3 (295). pp. 6-12.
6. Geyts V., M. (eds.) (2009) Rozgortannya finansovo-ekonomichnoi krizi v Ukraini u 2009 rotsi: negativni naslidki ta zasobi
ïkh pom'yakshennya (Analitic Report). Kyiv: The Institute for economics and forecasting, NAS of Ukraine; Institute for Demography and Social Studies, NAS of Ukraine.
7. Rykova, I., N., Andreyanova, E., V. (2011) 'Sushchnost', vidy i funktsii regional'nykh bankov'. Bankovskoe delo. 6. pp. 26-29.
8. Sopin, V., S. (2009) 'Evolyutsionnaya teoriya v ekonomicheskoy nauke: problemy i perspektivy'. Problemy sovremennoy ekonomiki. 3(31). http://www.m-economy.ru/art.php? nArtId=2687. [accessed 18 April 2012].
9. Khab"yuk, O. (2008) Bankivske rehulyuvannya ta nahlyad cherez pryzmu rekomendatsiy Bazel'skoho komitetu. Ukraine: Ivano-Frankivsk: OIPPO; Snyatyn: PrutPrynt.
10. Khakimov, A., R. (2006) Sistema bankovskogo regulirovaniya i nadzora v regione (na materialakh Respubliki Bashkortostan). Summary of Dissertation for Ph.D in economics: 08.00.10. Russia: Sant-Peterburg.
11. Barth, J., R., Caprio, Jr., G., Levine, R. (2012) Bank Regulation and Supervision: What Works Best?. www.bis.org/bcbs/events/ b2ealev.pdf. [accessed 18 April 2012].
12. Bhattacharya, S., Thakor, A., V. (1993) 'Contemporary Banking Theory'. Journal of Financial Intermediation. 3. pp. 2-50.
13. Freixas, X. (2012) Post Crisis Challenges To Bank Regulation. http://www.cepr.
org/meets/wkcn/9/977/papers/freixas.pdf. [accessed 18 April 2012].
14. Mishkin, F. (1999) Ekonomicheskaya teoriya deneg, bankovskogo dela i finansovykh rynkov. Moscow: Aspekt-Press.
15. Nizhegorodtsev, R., M. (2000) Evolyutsionnyy podkhod i perspektivy razvitiya informatsionnoy ekonomiki. Moscow: Nauka. pp. 112-119.
16. The Institute of the Economy of Industry of NAS of Ukraine (2010) Zvit pro NDR: "Informatsiyno-analitychna systema suprovodzhennya byudzhetnoho protsesu na rehional'nomu rivni (Donetska, Dnipropetrovska i Luhanska oblasti)" (DR 0110U008079). Ukraine: Donetsk.
Представлена в редакцию 18.04.2012 г.