Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРАДИЦИОННЫХ СВАДЕБНЫХ ПЕСЕН'

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРАДИЦИОННЫХ СВАДЕБНЫХ ПЕСЕН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиции / традиционное пение / свадебные песни / семейные обряды / педагогический потенциал / этномузыкология / traditions / traditional singing / wedding songs / family rituals / pedagogical potential / ethnomusicology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кислова Оксана Николаевна, Сизова Ольга Алексеевна, Карпукова Альбина Анатольевна

Обряды являются мощным средством сплочения людей. Патриотическое воспитание всегда было одним из приоритетных направлений в становлении будущего члена общества в нашей стране, а сейчас особенно. Обладая колоссальным воздействием на человека, обряды помогают почувствовать единство и могущество духовно и культурно просвещенного народа. Обряды семейного цикла сопровождают основные этапы жизни человека, повторяясь из поколения в поколение они не утрачивают своей актуальности, а лишь приобретают современное воплощение в молодежной среде. Большая роль с педагогической точки зрения прослеживается в свадебных песнях при ансамблировании, многоголосном исполнении произведений. Фольклор отличается своей импровизационной природой. Научить в классе этому непросто. Помогает практика исполнения с носителями традиционного пения. Студенты постепенно включаются в этот захватывающий творческий импровизационный процесс. Анализ педагогического потенциала традиционных свадебных песен позволил выявить значительные возможности включения их в содержание учебного материала различных дисциплин в музыкально-образовательных учреждениях разного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кислова Оксана Николаевна, Сизова Ольга Алексеевна, Карпукова Альбина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rituals are a powerful means of uniting people. Patriotic education has always been one of the priorities in the formation of a future member of society in our country, and now especially. Having a tremendous impact on a person, rituals help to feel the unity and power of a spiritually and culturally enlightened people. The rituals of the family cycle accompany the main stages of a person's life, repeating from generation to generation, they do not lose their relevance, but only acquire a modern embodiment in the youth environment. A great role from a pedagogical point of view can be traced in wedding songs with ensembling, polyphonic performance of works. Folklore is distinguished by its improvisational nature. It's not easy to teach this in class. The practice of performing with native speakers of traditional singing helps. Students are gradually involved in this exciting creative improvisational process. The analysis of the pedagogical potential of traditional wedding songs revealed significant opportunities for their inclusion in the content of educational material of various disciplines in musical educational institutions of different levels.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРАДИЦИОННЫХ СВАДЕБНЫХ ПЕСЕН»

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель, кандидат искусствоведения Кислова Оксана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент, кандидат педагогических наук Сизова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра всеобщей истории, классических дисциплин и права Карпукова Альбина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРАДИЦИОННЫХ СВАДЕБНЫХ ПЕСЕН

Аннотация. Обряды являются мощным средством сплочения людей. Патриотическое воспитание всегда было одним из приоритетных направлений в становлении будущего члена общества в нашей стране, а сейчас особенно. Обладая колоссальным воздействием на человека, обряды помогают почувствовать единство и могущество духовно и культурно просвещенного народа. Обряды семейного цикла сопровождают основные этапы жизни человека, повторяясь из поколения в поколение они не утрачивают своей актуальности, а лишь приобретают современное воплощение в молодежной среде. Большая роль с педагогической точки зрения прослеживается в свадебных песнях при ансамблировании, многоголосном исполнении произведений. Фольклор отличается своей импровизационной природой. Научить в классе этому непросто. Помогает практика исполнения с носителями традиционного пения. Студенты постепенно включаются в этот захватывающий творческий импровизационный процесс. Анализ педагогического потенциала традиционных свадебных песен позволил выявить значительные возможности включения их в содержание учебного материала различных дисциплин в музыкально-образовательных учреждениях разного уровня.

Ключевые слова: традиции, традиционное пение, свадебные песни, семейные обряды, педагогический потенциал, этномузыкология.

Annotation. Rituals are a powerful means of uniting people. Patriotic education has always been one of the priorities in the formation of a future member of society in our country, and now especially. Having a tremendous impact on a person, rituals help to feel the unity and power of a spiritually and culturally enlightened people. The rituals of the family cycle accompany the main stages of a person's life, repeating from generation to generation, they do not lose their relevance, but only acquire a modern embodiment in the youth environment. A great role from a pedagogical point of view can be traced in wedding songs with ensembling, polyphonic performance of works. Folklore is distinguished by its improvisational nature. It's not easy to teach this in class. The practice of performing with native speakers of traditional singing helps. Students are gradually involved in this exciting creative improvisational process. The analysis of the pedagogical potential of traditional wedding songs revealed significant opportunities for their inclusion in the content of educational material of various disciplines in musical educational institutions of different levels.

Key words: traditions, traditional singing, wedding songs, family rituals, pedagogical potential, ethnomusicology.

Введение. Вопросом педагогического потенциала народной культуры занимались многие ученые XX в. и продолжают современные исследователи: А.Ю. Аксенова, А.О. Гаврилова, Н.В. Еремина, В.А. Митрахович, О.М. Позднякова, М.Т. Шафиков и др. Понятие «потенциал» в педагогическом плане подразумевает прежде всего воспитательную направленность; развитие творческих способностей в процессе вхождения в этнокультурную и образовательную среду. Проводником в данном случае является педагог, транслирующий образцы календарно-обрядового, музыкального и поэтического фольклора. Самым известным исследователем свадебной обрядности на территории Нижегородской области на стыке XX - XXI вв. была Н.Д. Бордюг - профессор кафедры теории музыки Нижегородской консерватории, композитор, фольклорист. Материалы, собранные в ходе фольклорно-этнографических экспедиций, включались ею в концертный репертуар ансамбля «Истоки» и образовательную программу «Народное творчество». Нина Дмитриевна написала несколько научных трудов по традициям и обычаям Нижегородского региона: «Традиционный фольклор юга Нижегородской области», «О специфике ладо-интонационного строения русской народной песни» и др.

Изучение локальной традиции дает возможность грамотного ориентирования в календарной и семейной обрядовой сферах, в конкретном случае исследовании обрядов свадебного комплекса. А в последствии включения представленных для работы материалов в условия учебного процесса ВУЗа.

Изложение основного материала статьи. Свадебные обряды являются массовыми, зрелищными, яркими и их педагогический потенциал, в данном случае говоря о воспитательной стороне, проявляется в эстетическом плане, в который включены:

1. Традиционные народные костюмы, впитавшие энергетику людей.

2. Поэтика свадебных песен, в которой главные герои сравниваются с прекрасными птицами (голубь и голубка, уточка и селезень и др.).

3. Разнообразие песенных жанров, входящих в свадебный обряд (лирические, протяжные, плачи, плясовые).

4. Модель поведения мужчины и женщины, а также всех приглашенных на свадебный обряд. Уже на первоначальных этапах свадебного обряда, к которым относится выбор пары, молодежи прививается особая культура общения друг с другом.

Можно говорить о всестороннем развитии участников свадебного действа: в культурном, этическом, народно-певческом становлении. Молодежь познает изнутри поведенческие аспекты будущей семейной жизни, роли родственников во время и после свадьбы, принимает советы и наставления старших, которые наделяются новыми социальными ролями и выстраивают семейные взаимоотношения.

Фото 1, 2. Мордовская свадьба

Фото 3. Реконструкция свадебного обряда в Володарском районе Нижегородской области

Обряды являются также мощным средством сплочения людей. Патриотическое воспитание всегда было одним из приоритетных направлений в становлении будущего члена общества в нашей стране, а сейчас особенно. Обладая колоссальным воздействием на человека, обряды помогают почувствовать единство и могущество духовно и культурно просвещенного народа. Обряды семейного цикла сопровождают основные этапы жизни человека, повторяясь из поколения в поколение они не утрачивают своей актуальности, а лишь приобретают современное воплощение в молодежной среде.

В учреждениях высшего профессионального образования представленные в работе народные песни можно использовать в программе учебной практики, поскольку эта работа будет способствовать формированию целого ряда профессиональных умений и навыков будущего руководителя учебного и самодеятельного народно-певческого коллектива. Работая над освоением народных песен, обучающимся необходимо овладеть комплексом специальных народно-певческих методов и приемов. В ходе фольклорно-этнографической практики студенты осваивают традиционную манеру звукоизвлечения определенной локальной зоны. И на выпуске из ВУЗа они должны уметь исполнять народные и авторские песни не только в полуприкрытой (академической) народной манере, но и в фольклорной. Аутентичной манерой довольно сложно овладеть во временных рамках учебного процесса, поэтому манера традиционного пения студентов чаще приближенная к подлинной, иначе называемая сценической.

Одной из важных задач, реализуемых в фольклорной практике, является и расширение, пополнение и обогащение учебного репертуара, который впоследствии переносится выпускниками в свои коллективы. Тем самым происходит сохранение и популяризация народного творчества в современном обществе. Так же полученные материалы можно использовать в рамках изучения различных дисциплин: «Расшифровка и аранжировка народной песни», «Режиссура народной песни», «Гармония», «Анализ музыкального произведения», «Народное творчество», «Этнография», «Методика работы с народно-певческим коллективом», «Ансамблевое пение», «Сольное пение».

В системе высшего образования примеров достаточно много, в особенности в части деятельности по направлению освоения материалом народного музыкального творчества, которое нашло проявлении в открытии образовательных направлений и в кафедрах этномузыкологии в образовательных организация профессионального образования. В связи с этим представляется важным подчеркнуть высокую актуальность развития освоения и изучения народного творчества и фольклора в современности. В ВУЗах студенты овладевают не только теоретическими знаниями по народным традициям и обычаям в рамках дисциплины «Народное творчество», но и практическими навыками, выезжая в фольклорно-этнографические экспедиции по различным областям и республикам России. Фиксация образцов музыкального и поэтического фольклора является прекрасным материалом для включения его в учебные и методические пособия, в сборники упражнений в классе сольного и ансамблевого пения, в практическое руководство по работе с народным хором и фольклорным ансамблем.

В процессе записи студенты перенимают манеру исполнения произведений от носителей традиции, овладевают манерой определенного локуса в процессе совместного пения. Собранные материалы включаются в учебный репертуар

иногда в аутентичном виде, но все чаще подвергаются обработке и аранжировке. Чтобы фольклор был интересен молодежи, его сценически воплощают при помощи синтеза современных направлений и стилей музыки. Появляется много произведений фольклорных жанров в роковых обработках, джазовых, свинге и т.д. В профессиональных конкурсах современная интерпретация фольклора вынесена в отдельную номинацию. Наблюдается увеличение сольных исполнителей, синтезирующих фольклор с зарубежными музыкальными стилями. В данном случае можно говорить о сохранении, преемственности культурного наследия и популяризации народного творчества.

За последние годы увеличилось число открытых кафедр этномузыкологии в вузах нашей страны (РАМ им. Гнесиных, Казанской консерватории, МГИКиК, и т.д.). Образовательные программы носят комплексный характер, который определяется сочетанием научно-теоретического, исполнительского и педагогического профилей обучения, что способствует универсальной профессиональной подготовке выпускников.

В программу включены следующие общепрофессиональные и специальные дисциплины:

1) Общепрофессиональная подготовка (дисциплины, связанные общей историко-этнологической подготовкой): «История фольклористики и этномузыкологии», «Этнология»; «Музыкальная регионалистика и ареалогия», «История неевропейских музыкальных культур», «Основы этноорганологии», «История восточных славян»; «Этнография восточных славян»; «Этнолингвистика и диалектология» и т.д.

2) Специальная подготовка (дисциплины, направленные на усвоение основных теоретических положений этномузыкологии): «Теория музыкального фольклора», «Основы этномузыкологии», «Поэтика фольклора», «Расшифровка и анализ образцов музыкального фольклора» «Народное музыкальное творчество», «Аранжировка народной песни», «Фольклорно-этнографическая практика» и т.д.

Выводы. Вышеизложенное свидетельствует о том, как и в каком формате организована работа с фольклорным материалом в системе высшего профессионального музыкального образования.

Большая роль с педагогической точки зрения прослеживается в свадебных песнях при ансамблировании, многоголосном исполнении произведений. Фольклор отличается своей импровизационной природой. Научить в классе этому непросто. Помогает практика исполнения с носителями традиционного пения. Студенты постепенно втключаются в этот захватывающий творческий импровизационный процесс. История народно-певческого искусства опирается на многовековую практику ансамблевого (артельного) с элементами импровизации пения без сопровождения.

Таким образом, проведенный нами анализ педагогического потенциала традиционных свадебных песен позволил выявить значительные возможности включения их в содержание учебного материала различных дисциплин в музыкально-образовательных учреждениях разного уровня.

Литература:

1. Бордюг, Н.Д. Русские народные игры. Игры в обрядах Нижегородской области / Н.Д. Бордюг. - Н. Новгород: ОНМЦ, 1992.-22 с.

2. Бичева, Н.Б. Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3(36). - DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-3-5. -EDN GMQNMV

3. Кислова, О.Н. Детский музыкальный фольклор в культуре России: XVIII-XXI вв.: диссертация ... кандидата искусствоведения: 5.10.1. / Кислова Оксана Николаевна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»; Диссовет 24.2.338.03 (24.2.338.03)]. - Саранск, 2022. - 181 с.

4. Кислова, О.Н. Современные формы работы с фольклорным материалом в системе высшего образования / О.Н. Кислова, O.A. Сизова, В.А. Карнаухова // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 79-2. -С. 136-138. -EDNDHXUZJ

5. Кислова, О.Н. Детский фольклор в системе современного музыкального образования / О.Н. Кислова, Е.А. Гусева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-1. - С. 158-163. - EDN RKIVJB

6. Кислова, О.Н. Народное творчество и фольклорные традиции: учебно-методическое пособие: [12+] / О.Н. Кислова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 61 е.: ил. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=594529 (дата обращения: 06.04.2023). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-44991480-4. - DOI 10.23681/594529. - Текст. Музыка: электронные.

7. Кислова, О.Н. Трансляция фольклорных традиций в системе современного музыкального образования / О.Н. Кислова, O.A. Сизова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-3. - С. 188-192. - EDN QPEONY

8. Лобкова, Г.В. Методы освоения народных певческих традиций в современных условиях (из опыта работы фольклорного ансамбля Санкт-Петербургской государственной консерватории) / Г.В. Лобкова // Фольклорное движение в современном мире: Сборник статей. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2016. - 232 с.

9. Мехнецов A.M. Музыкально-этнографическое отделение консерватории: программа подготовки фольклористов / A.M. Мехнецов, Е.А. Валевская // Сохранение и возрождение фольклорных традиций: Сб. науч. тр. -М., 1990. - С. 105-134

10. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, A.B. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 1(38). -DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-2

11. Путилов, Б.Н. Фольклор и народная культура / Б.Н. Путилов. - СПб.: Наука, 1994. - 433 с.

Педагогика

УДК 378.147

заместитель начальника кафедры Клещёв Сергей Вячеславович

Тверской филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (г. Тверь)

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ У СЛУШАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ МВД

Аннотация. Вопросы развития навыков самостоятельной работы у слушателей в системе МВД приобретают прикладное значение, поскольку оказывают существенное влияние на характер будущей профессиональной деятельности. Важнейшим инструментом обеспечения готовности к самостоятельной работе является проектное обучение. Технология проектного обучения связана с целеполаганием, планированием, самоорганизацией, мотивацией, поиском информации, анализом, применением в практической деятельности, становится важным элементом развития критического мышления, способствует готовности к решению проблем в профессиональной практике, развивает аналитические способности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.