Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ У СЛУШАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ МВД'

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ У СЛУШАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ МВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
навыки самостоятельной работы / проектное обучение / МВД России / обучение курсантов / технология проектного обучения / стрессоустойчивость / критическое мышление / independent work skills / project training / the Ministry of Internal Affairs of Russia / cadet training / project training technology / stress tolerance / critical thinking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клещей Сергей Вячеславович

Вопросы развития навыков самостоятельной работы у слушателей в системе МВД приобретают прикладное значение, поскольку оказывают существенное влияние на характер будущей профессиональной деятельности. Важнейшим инструментом обеспечения готовности к самостоятельной работе является проектное обучение. Технология проектного обучения связана с целеполаганием, планированием, самоорганизацией, мотивацией, поиском информации, анализом, применением в практической деятельности, становится важным элементом развития критического мышления, способствует готовности к решению проблем в профессиональной практике, развивает аналитические способности, обеспечивает рост скорости принятия решений. Именно поэтому технология проектного обучения все чаще находит применение в цикле профессиональной подготовки слушателей системы МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клещей Сергей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issues of developing students' independent work skills in the system of the Ministry of Internal Affairs acquire applied significance, since they have a significant impact on the nature of future professional activity. The most important tool for ensuring readiness for independent work is project training. The technology of project-based learning is associated with goal-setting, planning, self-organization, motivation, information retrieval, analysis, application in practice, becomes an important element of the development of critical thinking, promotes readiness to solve problems in professional practice, develops analytical abilities, provides an increase in the speed of decision-making. That is why the technology of project training is increasingly being used in the cycle of professional training of students of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ У СЛУШАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ МВД»

иногда в аутентичном виде, но все чаще подвергаются обработке и аранжировке. Чтобы фольклор был интересен молодежи, его сценически воплощают при помощи синтеза современных направлений и стилей музыки. Появляется много произведений фольклорных жанров в роковых обработках, джазовых, свинге и т.д. В профессиональных конкурсах современная интерпретация фольклора вынесена в отдельную номинацию. Наблюдается увеличение сольных исполнителей, синтезирующих фольклор с зарубежными музыкальными стилями. В данном случае можно говорить о сохранении, преемственности культурного наследия и популяризации народного творчества.

За последние годы увеличилось число открытых кафедр этномузыкологии в вузах нашей страны (РАМ им. Гнесиных, Казанской консерватории, МГИКиК, и т.д.). Образовательные программы носят комплексный характер, который определяется сочетанием научно-теоретического, исполнительского и педагогического профилей обучения, что способствует универсальной профессиональной подготовке выпускников.

В программу включены следующие общепрофессиональные и специальные дисциплины:

1) Общепрофессиональная подготовка (дисциплины, связанные общей историко-этнологической подготовкой): «История фольклористики и этномузыкологии», «Этнология»; «Музыкальная регионалистика и ареалогия», «История неевропейских музыкальных культур», «Основы этноорганологии», «История восточных славян»; «Этнография восточных славян»; «Этнолингвистика и диалектология» и т.д.

2) Специальная подготовка (дисциплины, направленные на усвоение основных теоретических положений этномузыкологии): «Теория музыкального фольклора», «Основы этномузыкологии», «Поэтика фольклора», «Расшифровка и анализ образцов музыкального фольклора» «Народное музыкальное творчество», «Аранжировка народной песни», «Фольклорно-этнографическая практика» и т.д.

Выводы. Вышеизложенное свидетельствует о том, как и в каком формате организована работа с фольклорным материалом в системе высшего профессионального музыкального образования.

Большая роль с педагогической точки зрения прослеживается в свадебных песнях при ансамблировании, многоголосном исполнении произведений. Фольклор отличается своей импровизационной природой. Научить в классе этому непросто. Помогает практика исполнения с носителями традиционного пения. Студенты постепенно втключаются в этот захватывающий творческий импровизационный процесс. История народно-певческого искусства опирается на многовековую практику ансамблевого (артельного) с элементами импровизации пения без сопровождения.

Таким образом, проведенный нами анализ педагогического потенциала традиционных свадебных песен позволил выявить значительные возможности включения их в содержание учебного материала различных дисциплин в музыкально-образовательных учреждениях разного уровня.

Литература:

1. Бордюг, Н.Д. Русские народные игры. Игры в обрядах Нижегородской области / Н.Д. Бордюг. - Н. Новгород: ОНМЦ, 1992.-22 с.

2. Бичева, Н.Б. Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3(36). - DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-3-5. -EDN GMQNMV

3. Кислова, О.Н. Детский музыкальный фольклор в культуре России: XVIII-XXI вв.: диссертация ... кандидата искусствоведения: 5.10.1. / Кислова Оксана Николаевна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»; Диссовет 24.2.338.03 (24.2.338.03)]. - Саранск, 2022. - 181 с.

4. Кислова, О.Н. Современные формы работы с фольклорным материалом в системе высшего образования / О.Н. Кислова, O.A. Сизова, В.А. Карнаухова // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 79-2. -С. 136-138. -EDNDHXUZJ

5. Кислова, О.Н. Детский фольклор в системе современного музыкального образования / О.Н. Кислова, Е.А. Гусева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-1. - С. 158-163. - EDN RKIVJB

6. Кислова, О.Н. Народное творчество и фольклорные традиции: учебно-методическое пособие: [12+] / О.Н. Кислова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 61 е.: ил. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=594529 (дата обращения: 06.04.2023). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-44991480-4. - DOI 10.23681/594529. - Текст. Музыка: электронные.

7. Кислова, О.Н. Трансляция фольклорных традиций в системе современного музыкального образования / О.Н. Кислова, O.A. Сизова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-3. - С. 188-192. - EDN QPEONY

8. Лобкова, Г.В. Методы освоения народных певческих традиций в современных условиях (из опыта работы фольклорного ансамбля Санкт-Петербургской государственной консерватории) / Г.В. Лобкова // Фольклорное движение в современном мире: Сборник статей. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2016. - 232 с.

9. Мехнецов A.M. Музыкально-этнографическое отделение консерватории: программа подготовки фольклористов / A.M. Мехнецов, Е.А. Валевская // Сохранение и возрождение фольклорных традиций: Сб. науч. тр. -М., 1990. - С. 105-134

10. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, A.B. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 1(38). -DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-2

11. Путилов, Б.Н. Фольклор и народная культура / Б.Н. Путилов. - СПб.: Наука, 1994. - 433 с.

Педагогика

УДК 378.147

заместитель начальника кафедры Клещёв Сергей Вячеславович

Тверской филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (г. Тверь)

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ У СЛУШАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ МВД

Аннотация. Вопросы развития навыков самостоятельной работы у слушателей в системе МВД приобретают прикладное значение, поскольку оказывают существенное влияние на характер будущей профессиональной деятельности. Важнейшим инструментом обеспечения готовности к самостоятельной работе является проектное обучение. Технология проектного обучения связана с целеполаганием, планированием, самоорганизацией, мотивацией, поиском информации, анализом, применением в практической деятельности, становится важным элементом развития критического мышления, способствует готовности к решению проблем в профессиональной практике, развивает аналитические способности,

обеспечивает рост скорости принятия решений. Именно поэтому технология проектного обучения все чаще находит применение в цикле профессиональной подготовки слушателей системы МВД России.

Ключевые слова: навыки самостоятельной работы, проектное обучение, МВД России, обучение курсантов, технология проектного обучения, стрессоустойчивость, критическое мышление.

Annotation. The issues of developing students' independent work skills in the system of the Ministry of Internal Affairs acquire applied significance, since they have a significant impact on the nature of future professional activity. The most important tool for ensuring readiness for independent work is project training. The technology of project-based learning is associated with goal-setting, planning, self-organization, motivation, information retrieval, analysis, application in practice, becomes an important element of the development of critical thinking, promotes readiness to solve problems in professional practice, develops analytical abilities, provides an increase in the speed of decision-making. That is why the technology of project training is increasingly being used in the cycle of professional training of students of the Ministry of Internal Affairs ofRussia.

Key words: independent work skills, project training, the Ministry of Internal Affairs ofRussia, cadet training, project training technology, stress tolerance, critical thinking.

Введение. Тенденции технологизации системы профессионального и высшего профессионального образования пронизывают все без исключения направления подготовки, предоставляя новые возможности в организации учебно-воспитательной работы. Обучение слушателей и курсантов в системе Министерства Внутренних Дел Российской Федерации (далее - МВД) сопровождается освоением значительного числа как теоретических, так и прикладных дисциплин, важнейшее место в структуре которых занимает самостоятельная работа. С учетом становления концепции непрерывного образования, самостоятельная работа приобретает значение не только в период формального образования, но и неформального, становясь важнейшей частью профессионального становления и интеграции специалиста, его актуализации. В связи с этим задачи развития навыков самостоятельной работы у слушателей в системе МВД приобретает прикладной характер, поскольку определяют дальнейший профессиональный рост слушателей вне зависимости от характера их профессионально-трудовых функций на службе.

Актуальность исследования возможностей применения технологии проектного обучения в системе МВД сопряжена с высоким значением технологии для организации самостоятельной работы курсантов. При этом всем, в целом, аспекты применения технологии проектного обучения в системе МВД остаются малоизученными в научной среде. На наш взгляд, технология проектного обучения обладает значительным потенциалом развития навыков самостоятельной работы, поскольку предполагает реализацию работы по постановке целей и задач деятельности, планированию, распределению обязанностей, обуславливает развитие информационной и коммуникативной составляющих. Все это находит свое отражение в практической деятельности слушателя МВД, определяя перспективы организации проектного обучения для решения комплекса образовательных задач.

Цель статьи - описать особенности развития навыков самостоятельной работы слушателей в системе МВД посредством технологии проектного обучения.

Изложение основного материала статьи. В системе подготовки МВД активные методы обучения приобретают высокое значение, поскольку определяют систему перспектив ускоренного формирования ключевых профессиональных компетенций курсантов. Активные методы по мнению А.Е. Веретенниковой позволяют не только формировать профессиональные компетенции, но и обеспечивать ресурсы для проверки степени развития компетенций специалистов. Автор считает, что в системе МВД важнейшими аспектами подготовки курсантов становятся: развитие критического мышления, формирование коммуникативной компетенции, умение работать с множеством источников информации и др. [3]. Так, учитывая актуальность задач развития данных навыков, отметим, что не меньшее значение отводится аспектам самостоятельной работы слушателей в системе МВД, которая является подкрепляющей на протяжении всей карьеры полицейского.

Самостоятельная работа определяет как возможность успешного прохождения курса обучения в образовательных организациях МВД России, так и задает перспективы последующего профессионального становления специалиста, его продвижения по карьерной лестнице. Самостоятельная работа приобретает ключевое значение ввиду того, что обеспечивает актуализацию внутренних ресурсов личности для решения целей постановки и реализации профессиональных задач. В связи с этим, поиск эффективных инструментов формирования навыков самостоятельной работы и их применение, развитие волевых качеств слушателей, приобретают весомое значение, обеспечивая формирование профессиональных компетенций слушателей системы МВД России.

Как отмечалось нами ранее, технологии проектного обучения демонстрируют высокий потенциал и применимость в образовательной подготовке в системе МВД. Е.В. Филипенко в этом контексте считает, что проектные технологии обеспечивают развитие когнитивных и рефлексивных способностей, позволяя курсанту постоянно актуализировать полученный опыт [10]. Не менее значимой стороной проектного обучения является самоорганизующийся характер, который предполагает превалирование самостоятельной и продуктивной работы (с высокой степенью активности) над репродуктивной, которая характеризуется пассивным участием в образовательных процессах. При этом всем, применение проектного обучения требует предварительной теоретической и практической подготовки слушателей, что заключается в знакомстве с общими требованиями, формировании проектных групп (или распределении направлений проектов), раскрытии общих условий организации проектной деятельности, мотивации и др. Все это в конечном счете сказывается на степени успешности развития навыков самостоятельной работы слушателей.

Т.В. Малкова и соавторы в контексте организации проектного обучения в системе МВД отмечают, что за счет превалирования самостоятельной работы проектное обучение стимулирует применение коммуникативных практик при межличностном взаимодействии. Это положительно сказывается на формировании коммуникативной компетенции курсантов МВД, обуславливая применение стратегий общения, способов построения межличностной коммуникации, а также определяя характер субординации во взаимодействии со старшими по званию в деятельности, приближенной к реальным трудовым условиям [7]. Отметим, что в дальнейшей профессиональной деятельности (на службе) перечисленные аспекты становятся неотъемлемой частью рутинных рабочих задач. В связи с этим, чтобы обеспечить эффективное погружение слушателя МВД в профессиональную деятельность, необходимо заранее формировать соответствующие умения и компетенции, которые позволят эффективно исполнять поставленные задачи. Поддерживающим в этом вопросе инструментом становятся навыки самостоятельной работы, которые результативно формируются в процессе проектной деятельности [5].

Согласимся с мнением А.С. Душкина и соавторов, которые придерживаются позиции о том, что проектные технологии, наряду с проблемно-ориентированным образованием, позволяют в полной мере реализовывать поставленные цели образовательной подготовки вне зависимости от рассматриваемых категорий слушателей [4]. Тем не менее, на наш взгляд, применение технологии проектного обучения требует адаптации условий под категории конкретных слушателей, что

сказывается на аспектах реализации проектного обучения в системе МВД. Адаптация технологии в таком случае проявляется в том, что формулируются сценарии применения технологии проектного обучения для развития навыков самостоятельной работы при решении поставленных целей образования.

Учитывая высокую значимость самостоятельной работы слушателей в системе МВД, как основного инструмента теоретического обучения, формирование соответствующих навыков входит в спектр задач, которые решаются в ходе образовательного процесса. H.A. Артеменко и A.A. Астахова считают, что самостоятельная работа в системе МВД должна организовываться с учетом конкретного направления образовательной подготовки и соответствовать будущим целям профессиональной деятельности. В этом вопросе самостоятельная работа, несмотря на её универсальное значение для личности, выстраивается с ориентиром на решение конкретных задач [1]. Этот аспект обуславливает необходимость выделения типов проектных работ в зависимости от рассматриваемых учебных дисциплин общего и профессионального (специального) цикла. Профессиональные дисциплины в системе МВД играют ключевую роль в развитии профессиональных компетенций специалиста и для их эффективного освоения требуется крайне высокая степень самостоятельности слушателей. Сопряжено это с тем, что курсантам в системе МВД приходится совмещать деятельность по освоению огромных объемов теоретической информации при параллельном прохождении службы на базе образовательной организации. В такой системе, чтобы обучение было действительно эффективным, требуется рационально выстраивать образовательную траекторию, в чем незаменимым инструментом становится развития самостоятельная работа.

О.И. Ваганова, проводя общий обзор современных образовательных технологий, которые способствуют организации самостоятельной работы обучающихся, отмечает систему этапов, прохождение которых соответствует этапам самостоятельной работы. Среди этих этапов: ознакомление и ориентация, исполнение, поиск, творчество [2]. Отметим, что творческий этап в профессиональной деятельности слушателей МВД направлен на решение прикладной проблемы и зависит от характера и специфических особенностей преподаваемой дисциплины. Это указывает на необходимость создания конкретных условий применения проектного обучения таким образом, чтобы технология позволяла:

• решать задачи освоения конкретной учебной дисциплины (теоретические); проектная деятельность в данном случае включает в себя: работу с информацией (источниками информации), сбор данных, выявление закономерностей, причинно-следственных связей и т.д.;

• реализовывать потенциал развития самостоятельной работы; проектная деятельность в данном случае основана на: самостоятельном выборе тематики / направления проектной деятельности, организации планирования с учетом имеющегося запаса времени, оптимизации взаимодействия при работе в проектных группах (распределение ролей, назначение ответственных, несение ответственности перед другими членами команды (товарищами) и др.), выборе способов презентации результатов идр.;

• воспроизводить элементы будущей профессиональной деятельности на уровне практики; в таком случае проектная деятельность предполагает создание прикладного продукта, или получение ценного с позиции практики образовательного результата, решение прикладной образовательной задачи и др.

Отметим, что значимыми в контексте формирования самостоятельной работы слушателей МВД становятся развитие мотивации к самостоятельному обучению, формирование должного уровня познавательного потенциала к обучению, становление умений самоорганизации. Все эти аспекты в деятельности курсанта находят отражение на протяжении всего процесса образовательной подготовки. Как итог, самостоятельная работа может проявляться как в системе теоретического обучения, так и при решении прикладных задач образования, на что указывают описанные выше сценарии организации проектной деятельности. Если в случае теоретического обучения объектом самостоятельной работы является работа с информацией в определенной предметной области, как правило, сопряженной с учебной дисциплиной на текущем курсе подготовки, то в случае практического обучения, навыки самостоятельной работы приобретают более сложный характер, т.к. требуют готовности не только решать теоретические задачи, но и воплощать их на практике [6].

По мнению О.С. Пановой важной стороной самостоятельной деятельности слушателей в системе МВД является организация физической подготовки, что непосредственно связанно со спецификой профессиональной деятельности [8]. Аналогичных позиций придерживаются и А.П. Симонтовский и Д.А. Ермоленко, которые указывают на высокую роль самостоятельной физической подготовки слушателей МВД России, что решает важные задачи профессионального развития специалиста [9]. Перечисленные задачи обусловлены прикладным характером самостоятельной работы, навыки которой формируются в процессе обучения. Данная сторона значения самостоятельной работы в профессиональной подготовке слушателей системы МВД демонстрирует, что самостоятельная работа и соответствующие ей навыки действительно пронизывают все процессы образования курсантов в системе МВД. В связи с этим, задачи привлечения к самостоятельной работе, развития навыков организации и самоорганизации, коммуникативных практик и др. становятся все более значительными.

Учитывая вышеизложенное, отметим, что применение проектного обучения для развития навыков самостоятельной работы слушателей системы МВД характеризуется рядом особенностей, среди которых:

Во-первых, превалирование теоретических аспектов над практическими с привязкой к конкретной учебной дисциплине. В таком случае тематика и цели проектного обучения приобретают теоретический характер, связываются с задачами конкретной учебной дисциплины (исследование нормативно-правовых актов для решения определенной проблемы, поиск информации по теме проекта, сбор актуальных статистических данных о преступлениях, выявление проблем и предложение путей решения и т.д.).

Во-вторых, поддерживающий характер в структуре образовательной подготовки. Проектное обучение становится эффективным дополняющим традиционно сложившуюся практику обучения в системе МВД инструментом, подкрепляя процессы формирования профессиональных компетенций. Более того, в ряде дисциплин профессионального цикла применение проектного обучения становится практически невозможным.

В-третьих, необходимость включения ситуативных и сложных задач, связанных с неопределенными условиями работы. Данный аспект связан с моделированием будущей профессиональной практики, что требует поиска таких тем учебных проектов, в рамках которых слушателям придется проявить высокий уровень находчивости, навыки критического мышления, принимать быстрые решения и др.

В-четвертых, ориентация на командный тип проектной деятельности и самостоятельной работы. Обусловлена спецификой будущей профессиональной деятельности слушателя МВД, которая характеризуется превалированием командного (коллективного) труда над индивидуальным. Курсант в системе МВД должен быть готов коммуницировать в команде, эффективно выполнять собственную роль, соблюдать субординацию.

В-пятых, решение задач повышения уровня стрессоустойчивости слушателей системы МВД. Данный фактор, как правило, проявляется в процессе прямого взаимодействия преподавателя и слушателей в системе МВД, что возможно в процессе консультаций или презентации проекта. Задачей преподавателя в таком случае является стимулирование внезапных ситуаций, повышение стрессовой нагрузки для обеспечения эмоциональной стабильности в будущем.

Выводы. По результатам проведенного исследования можно сделать ряд выводов:

1. Технология проектного обучения становится эффективным дополняющим инструментом в формировании навыков самостоятельной работы слушателей МВД, реализация которой связана с целеполаганием, планированием, самоорганизацией, мотивацией, поиском информации, анализом, применением в практической деятельности и др. Проектное обучение становится важным элементом развития критического мышления, способствует готовности к решению проблем в профессиональной практике, развивает аналитические способности, обеспечивает скорость принятия решений.

2. Самостоятельная работа определяет как возможность успешного прохождения курса обучения в образовательных организациях МВД России, так и задает перспективы последующего профессионального становления специалиста, его продвижения по карьерной лестнице. Самостоятельная работа приобретает ключевое значение ввиду того, что обеспечивает актуализацию внутренних ресурсов личности для решения целей постановки и реализации профессиональных задач.

3. Реализация проектного обучения в системе МВД осуществляется, как правило, на базе теоретических дисциплин, в командной форме работы, при условии создания сложных задач, требующих проявления высокого уровня стрессоустойчивости, находчивости, творческих аспектов и др. моментов. Все это обуславливает повышение степени готовности слушателя МВД к реальной трудовой практике с применением навыков самостоятельной работы.

Литература:

1. Артеменко, H.A. Методы и приемы формирования готовности курсантов и слушателей вузов системы МВД к самостоятельной подготовке / H.A. Артеменко, A.A. Астахова // Научно-педагогическое обозрение. - 2019. - № 2(24). -С. 117-122.-DOI 10.23951/2307-6127-2019-2-117-122

2. Ваганова, О.И. Образовательные технологии в организации самостоятельной работы студентов / О.И. Ваганова // Мир науки. Педагогика и психология. -2019.-Т.7,№5.-С.2.

3. Веретенникова, А.Е. Современные активные методы обучения как средство оценки профессиональных компетенций / А.Е. Веретенникова // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2017. - № 1,- С. 203-212

4. Душкин, A.C. Реализация проблемно-ориентированного и проектно-ориентированного обучения в профессиональной переподготовке начинающих преподавателей образовательных организаций МВД России / A.C. Душкин, Т.Л. Журавлева, Ю.К. Нимировская // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2022. - № 1(95). -С. 148-155

5. К проблеме проектного обучения в современном российском высшем образовании / C.B. Шалагина, С.Д. Галиуллина, Д.И. Герасимова, Е.А. Сафина // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. -2023. -№ 1(43).-С. 156-165.-DOI 10.17122/2541-8904-2023-1-43-156-162

6. Левченко, A.A. Особенности реализации учебной деятельности академического типа при обучении личной безопасности курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД России / A.A. Левченко // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2022. - № 22-2. - С. 226-227

7. Малкова, Т.В. Влияние проектного обучения на развитие коммуникативной компетенции у будущих сотрудников полиции / Т.В. Малкова, Н.В. Хисматулина, С.А. Пугачева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. -№ 5(207). - С. 270-274. - DOI 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p270-274

8. Панова, О.С. Особенности самостоятельной физической подготовки курсантов женского пола образовательных организаций МВД России / О.С. Панова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5(159). -С. 201-205

9. Симонтовский, А.П. Особенности организации самостоятельной физической подготовки слушателей МВД России / А.П. Симонтовский, Д.А. Ермоленко // Актуальные проблемы педагогики и психологии. - 2022. - Т. 3, № 9. - С. 42-46

10. Филипенко, Е.В. Проектные технологии в образовательном пространстве образовательных организаций МВД России / Е.В. Филипенко // Инновации в образовании. - 2023. - № 1,- С. 67-79

Педагогика

УДК 376.3

магистрант Климова Надежда Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ТРУДНОСТИ СТРУКТУРИРОВАНИЯ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

РЕЧИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме трудностей, возникающих при структурировании связного высказывания дошкольников. Представленое в статье исследование ориентировано на старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В теоретическом анализе раскрывается терминология общего недоразвития речи. В проведенном исследовании под ОНР понимается сложное нарушение речи. Дается характеристика дефектов смысловой стороны речи детей с ОНР. Выделяются нарушения на уровне программирования речевого высказывания. Материал статьи включает в себя описание диагностического этапа исследования. Описаны уровни, определяющие трудности структурирования связного высказывания детей с ОНР. Получены достоверные данные, характеризующие связную речь дошкольника с общим недоразвитием речи. Доказана необходимость создания коррекционно-логопедической технологии основанной на главных принципах педагогической коррекционной работы.

Ключевые слова: общее нарушение речи, структурирование, связная речь, дети старшего дошкольного возраста. Annotation. The article is devoted to the problem of difficulties arising in structuring a coherent statement of preschoolers. The research presented in the article is focused on older preschoolers with general speech underdevelopment. In the theoretical analysis, the terminology of the general underdevelopment of speech is revealed. In the conducted study, ONR is understood as a complex speech disorder. The characteristic of the defects of the semantic side of the speech of children with ONR is given. Violations at the level of programming of speech utterance are highlighted. The material of the article includes a description of the diagnostic stage of the study. The levels determining the difficulties of structuring a coherent utterance of children with ONR are described. Reliable data characterizing the coherent speech of a preschooler with general speech underdevelopment have been obtained. The necessity of creating a correctional speech therapy technology based on the main principles of pedagogical correctional work is proved. Key words: general speech disorder, structuring, coherent speech, older preschool children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.