Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНИКА УДМУРТСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ ШКОЛЫ'

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНИКА УДМУРТСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УДМУРТСКИЙ ЯЗЫК / ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕКСТОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябина Елена Семёновна

В статье рассмотрено патриотическое содержание учебников удмуртского языка «Ӟеч-а, бур-а, удмурт кыл!» («Здравствуй, удмуртский язык!»), подготовленных для обучающихся 5, 6 классов, не владеющих удмуртским языком. С целью анализа патриотического воспитательного потенциала данных учебников проведено анкетирование учителей удмуртского языка на предмет выявления упражнений патриотической направленности. Результаты исследования показывают, что упражнения патриотического содержания отражают в большей степени историко-культурологические, историко-географические темы, они представлены в разных видах речевой деятельности. При этом среди упражнений преобладают текстовые упражнения, которые подразумевают чтение ценностно-ориентированных текстов и составление устных, письменных текстов на патриотическую тему самими обучающимися. В целом упражнения учебников с патриотическим содержанием способствуют выполнению важнейших задач воспитания: развитию творческих способностей, интуиции, воображения, мышления обучающихся, формированию индивидуальных особенностей личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябина Елена Семёновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PEDAGOGICAL TOOLS FOR REALIZING THE POTENTIAL OF PATRIOTIC EDUCATION OF THE CONTENT OF THE UDMURT LANGUAGE TEXTBOOK FOR GRADES 5-6 OF THE SCHOOL

The article discusses the patriotic content of textbooks of the Udmurt language “Hallo, Udmurt language!” prepared for students of grades 5, 6 who do not speak the Udmurt as a native language. In order to analyze the patriotic educational potential of these textbooks, a survey of teachers of the Udmurt language was conducted to identify patriotic exercises. The results of the study show that patriotic exercises reflect to a cultural, historical and geographical topics, they are represented in different types of speech activity. At the same time, textual exercises predominate among the exercises, which involve reading value-oriented texts and composing oral and written texts on a patriotic theme by the students themselves. In general, the exercises of textbooks with patriotic content achieve the fulfillment of the most important tasks of education: the development of creative abilities, intuition, imagination, thinking of students, the formation of individual personality traits.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНИКА УДМУРТСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ ШКОЛЫ»

Анализ педагогических инструментов реализации потенциала патриотического воспитания содержания учебника удмуртского языка для 5-6 классов школы

Рябина Елена Семёновна,

кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник КНУ УР «Научно-исследовательский институт национального образования»

E-mail: eryabina3@gmail.com

В статье рассмотрено патриотическое содержание учебников удмуртского языка «Зеч-а, бур-а, удмурт кыл!» («Здравствуй, удмуртский язык!»), подготовленных для обучающихся 5, 6 классов, не владеющих удмуртским языком. С целью анализа патриотического воспитательного потенциала данных учебников проведено анкетирование учителей удмуртского языка на предмет выявления упражнений патриотической направленности. Результаты исследования показывают, что упражнения патриотического содержания отражают в большей степени историко-культурологические, историко-географические темы, они представлены в разных видах речевой деятельности. При этом среди упражнений преобладают текстовые упражнения, которые подразумевают чтение ценностно-ориентированных текстов и составление устных, письменных текстов на патриотическую тему самими обучающимися. В целом упражнения учебников с патриотическим содержанием способствуют выполнению важнейших задач воспитания: развитию творческих способностей, интуиции, воображения, мышления обучающихся, формированию индивидуальных особенностей личности.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, удмуртский язык, виды речевой деятельности, текстовые упражнения.

В современной школе воспитание становится обязательной частью образовательного процесса, при этом одним из основных требований, предъявляемых к личностным образовательным результатам, является воспитание у обучающихся чувства патриотизма. Согласно нормативному документу Примерная программа воспитания для общеобразовательных организаций, под патриотическим воспитанием в основной школе подразумевается формирование у обучающихся любви к родному краю, Родине, своему народу и уважения к другим народам России; формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности; историческое просвещение обучающихся [5].

Как правило, обучение и воспитание переплетаются на уроках всех предметов, однако в процессе достижения личностных образовательных результатов в части патриотического воспитания особенно большую нагрузку несут предметы гуманитарного цикла. Среди них особое место занимают уроки родного языка. Особенность этого предмета заключается в том, что он включает содержание образования, отражающее своеобразие родного края, традиций и обычаев родного народа. Именно родной язык является сокровищницей многовековой мудрости народа, связующим звеном в цепи поколений. Непреходящее значение родного языка в интеллектуальном и нравственном развитии личности отмечали великие русские педагоги Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, В.А. Су-хомлинский [см. 9, с. 40].

Целью данной статьи является анализ патриотического воспитательного потенциала упражнений печатных учебников «Зеч-а, бур-а, удмурт кыл!» («Здравствуй, удмуртский язык!») для обучающихся 5, 6 классов, не владеющих удмуртским языком, но выбравших в качестве родного языка удмуртский [2, 3]. Выбор учебников 5, 6 классов обусловлен тем, что именно младший подростковый возраст считается важным периодом в процессе формирования и развития патриотических чувств и убеждений, основ гражданской идентичности [7].

В качестве методов исследования использованы теоретический анализ научно-педагогической литературы, анализ нормативных документов, анкетирование учителей удмуртского языка, анализ упражнений учебников по удмуртскому языку, направленных на патриотическое воспитание обучающихся.

Анкетирование учителей удмуртского языка проведено в рамках реализации сетевого иннова-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ционного проекта Научно-исследовательского института национального образования Удмуртской Республики по теме «Обновление содержания учебного предмета «Родной язык (удмуртский)» для учащихся, не владеющих удмуртским языком, но выбравших в качестве родного удмуртский язык, на уровне начального общего и основного общего образования» в 2022 году. 13 учителей удмуртского языка из 12 образовательных организаций Удмуртской Республики приняли участие в анкетировании с целью анализа учебников «Зеч-а, бур-а, удмурт кыл!» («Здравствуй, удмуртский язык!») для 5, 6 классов на соответствие требованиям ФГОС ООО.

Ориентиром в составлении вопросов анкеты стали требования, предъявленные в федеральном государственном образовательном стандарте к личностным, метапредметным, предметным образовательным результатам. Согласно данному документу, упражнения с патриотическим воспитательным потенциалом, которые должен содержать современный учебник, можно подразделить на три группы: 1) упражнения, побуждающие интерес к познанию родного языка, знакомству с историей Российской Федерации, своего края, культурой своего и других народов России; 2) упражнения, направленные на формирование ценностного отношения к достижениям своей Родины в области науки, искусства, спорта, технологий, к боевым подвигам и трудовым достижениям народа; 3) упражнения, направленные на формирование уважения к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране [8, а 44].

Таблица 1. Количество упражнений с патриотическим содержанием, представленных в разных видах речевой деятельности в учебнике «Зеч-а, бур-а, удмурт кыл!» («Здравствуй, удмуртский язык!») для 5 класса

\ Группы упраж-\ нений Виды \ речевой \ деятельности\ Количество упражнений

1-я группа упражнений с патриотическим воспитательным содержанием 2-я группа упражнений с патриотическим воспитательным содержанием 3-я группа упражнений с патриотическим воспитательным содержанием

Чтение 5 5 6

Аудирование 1 0 0

Говорение Диалог 2 1 0

Монолог 5 1 8

Письменная речь 4 1 2

£ Функция воспитания патриотизма в учебниках й удмуртского языка «Зеч-а, бур-а, удмурт кыл!» ~ («Здравствуй, удмуртский язык!») реализуется прежде всего благодаря системе упражнений, на-

правленных на формирование социокультурной компетенции обучающихся, которое подразумевает приобщение к культуре, традициям и реалиям Удмуртской Республики в рамках тем и ситуаций общения [см. 6]. Упражнения учебников направлены на тренировку различных видов речевой деятельности: чтения,говорения, аудирования и письма. В таблицах 1, 2 показано количество упражнений с патриотическим содержанием, представленных в разных видах речевой деятельности в учебниках «Зеч-а, бур-а, удмурт кыл!» («Здравствуй, удмуртский язык!») для 5, 6 классов. Критерии подразделения упражнений на группы описаны выше.

Таблица 2. Количество упражнений с патриотическим содержанием, представленных в разных видах речевой деятельности в учебнике «Зеч-а, бур-а, удмурт кыл!» («Здравствуй, удмуртский язык!») для 6 класса

Группы упражнений Виды речевой деятельности Количество упражнений

1-я группа упражнений с патриотическим воспитательным содержанием 2-я группа упражнений с патриотическим воспитательным содержанием 3-я группа упражнений с патриотическим воспитательным содержанием

Чтение 7 5 7

Аудирование 2 0 0

Говорение Диалог 0 0 0

Монолог 7 1 5

Письменная речь 1 3 3

Упражнения учебников «Зеч-а, бур-а, удмурт кыл!» («Здравствуй, удмуртский язык!»), направленные на воспитание патриотизма, представлены преимущественно текстовыми упражнениями, формирующими коммуникативные умения в области чтения (см. Таблицы 1, 2). Как известно, чтение является важнейшим средством получения информации. Патриотические тексты учебников «Зеч-а, бур-а, удмурт кыл!» («Здравствуй, удмуртский язык!») несут информацию об истории, культуре родного края школьников и влияют на понимание нравственных ценностей. Наряду с чтением, важнейшим средством получения информации является аудирование, однако в печатных учебниках представлено мало упражнений для обучения аудированию. Тексты для аудирования размещены в электронной форме учебников «Зеч-а, бур-а, удмурт кыл!» («Здравствуй, удмуртский язык!») для 5, 6 классов.

Как видно из Таблиц 1, 2, обучение чтению представлено всеми группами упражнений патриотической направленности. В 1-й группе упражнений в учебниках представлены тексты, в содержании которых отражены темы любви к Родине, также фольклорные, историко-культурологические,

историко-географические тексты. В учебниках обоих классов представлены тексты о городах Удмуртии, в учебник 6 класса включена страноведческая информация о городах Санкт-Петербург и Челябинск. Тексты о роли родного языка в жизни человека представлены только в учебнике 6 класса. 2-я группа упражнений представлена текстами о выдающихся отечественных деятелях: художниках, скульпторах, композиторах, деятелях культуры, поэтах, учёных. Разумеется, не все тематические направления представлены в учебниках для 5, 6 классов, но стоит учесть, что воспитательная работа в школе ведётся систематически на протяжении всех лет обучения. В учебниках «Зеч-а, бур-а, удмурт кыл!» («Здравствуй, удмуртский язык!») старших классов целые разделы посвящены темам спорта, технологий и др. В учебник 5 класса включен отрывок художественного произведения о Великой Отечественной войне. 3-я группа упражнений представлена текстами о национальных традициях и праздниках удмуртов и других народов. В содержании учебника 5 класса в текстовом и иллюстративном материале отражена символика города Ижевска. В учебник 6 класса включены тексты о древнем городище, археологическом памятнике Удмуртской Республики Иднакар, об ижевском памятнике собаке-космонавту Звёздочке, о знаменитых памятниках г. Челябинска.

Патриотические тексты учебников призваны пробуждать живой интерес обучающихся к истории и культуре своей Родины, способствовать накоплению положительного опыта, развивать воображение. Известно, что тексты воспитательного характера требуют более глубокого осмысления, что непосредственно связано с чувствами и эмоциями человека. Осмысление и оценка прочитанного текста предполагает соотнесение информационного сообщения текста с собственными знаниями, опытом и чувствами, умение комментировать факты из прочитанного текста, аргументировать своё отношение к прочитанному [1, с. 17]. Не все тексты учебников «Зеч-а, бур-а, удмурт кыл!» («Здравствуй, удмуртский язык!»), подготовленных для обучающихся, не владеющих удмуртским языком, могут способствовать формированию и совершенствованию данного сложного умения, для этого необходимо работать над содержанием ценностно-ориентированных текстов.

В учебнике представлено достаточно заданий патриотического характера, направленных на развитие устной речи обучающихся, при этом среди них значительно преобладают монологические упражнения (см. Таблицы 1, 2). Это можно объяснить тем, что устные сообщения на историко-культурологические темы целесообразней представить в форме монолога, поскольку в сравнении с диалогической монологическая речь преимущественно контекстна, логична, последовательна, аргументирована [4, с. 246]. Как видно из Таблиц 1, 2, среди монологических заданий патриотического характера преобладают упражнения

1-й и 3-й групп. В учебниках представлено мало упражнений на подготовку монологических высказываний, презентаций об отечественных деятелях в области науки, искусства, спорта, технологий, о боевых и трудовых подвигах народа.

В методической литературе выделяются монологические упражнения репродуктивного, репро-дуктивно-продуктивного, продуктивного уровней [4, с. 248-249]. Упражнения репродуктивного уровня, как правило, представляют собой воспроизведение заученного наизусть текста. Монологические высказывания, объединяющие в себе элементы репродукции и продукции, отличаются оригинальностью либо в плане формы, либо в плане содержания. К ним относятся составление высказываний по образцу, с использованием готовых вербальных и зрительных опор. Упражнения продуктивного уровня отличает максимальная степень самостоятельности и творчества, оригинальность изложения, связность, цельность, завершенность высказывания.

Среди монологических упражнений патриотического характера в учебниках «Зеч-а, бур-а, удмурт кыл!» («Здравствуй, удмуртский язык!») для 5, 6 классов преобладают репродуктивно-продуктивные упражнения, предполагающие использование различных опор. В учебниках широко представлены художественно-изобразительные опоры: фотографии интересных мест Москвы, Ижевска, Санкт-Петербурга, памятников Ижевска, Челябинска, символики г. Ижевска, иллюстрации старинных вещей краеведческого музея. По заданию учебника 6 класса нужно составить монологическое высказывание к репродукции картины В. Белых «Иднакар». Вербальные опоры представлены в учебниках в виде образца, вопросов, плана высказывания: например, необходимо составить сообщение о памятнике родной деревни или родного города по образцу, национальном музее им. К. Герда с опорой на план, описать памятник К. Герда с опорой на план, рассказать о гостевом этикете удмуртов с опорой на вопросы. В учебниках представлены также графические опоры: карта Удмуртской Республики, Ижевска, Санкт-Петербурга; схемы, графики, расписания. По заданию учебника 6 класса необходимо составить монологическое высказывание об Удмуртии по схеме, организовать тур по Сибирскому тракту с опорой на схему и расписание тура.

Функцию опоры в обучении школьников устной речи выполняет также текст. Работа с текстом предполагает пересказ текста-образца, учебный диалог по обсуждению прочитанного, характеров и поступков героев текста. Вопрос о целесообразности использования пересказа в процессе обучения монологической речи оценивается методистами неоднозначно. Наблюдения показывают, что воспроизведение заученного текста развивает механическую память, особенностью которого является запоминание информации без установления логических связей между отдельными элементами информации и осмысления [4, с. 251-252]. По этой

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

причине необходимо использовать творческие виды пересказа для обучения связному монологическому высказыванию. Так, в упражнении учебника 5 класса предлагается рассказать о современном празднике Масленице с опорой на текст о праздновании Масленицы в старину. В задании учебника 6 класса предлагается составить монолог-рассуждение «Почему иностранные студенты изучают удмуртский язык» с опорой на текст интервью; создать рисунок по содержанию сказки, легенды, мифа и использовать его в качестве опоры для пересказа текста.

Упражнения продуктивного уровня предполагают самостоятельное составление монологических высказываний. В учебниках, например, есть задания на составление устного сообщения о школьном музее, о планах экскурсии по Удмуртии. К творческим заданиям по развитию устной речи относится также самостоятельная подготовка монологического высказывания с визуальными или вербальными опорами, презентации с фотографиями. В учебниках даны задания по подготовке презентаций о знаменитых местах г. Ижевска, символах России и Удмуртии, ансамбле «Италмас», известном удмуртском специалисте, интересных местах родного края. По заданию учебника 6 класса на основе проведённого соцопроса необходимо выразить своё мнение на тему «Почему необходимо учить удмуртский язык».

Как видно из Таблиц 1, 2, письменных упражнений с патриотическим воспитательным потенциалом в учебниках представлено немного. Письменные задания патриотического характера представляют собой сложную творческую деятельность, направленную на выражение мыслей, собственного мнения, отношения к предмету, передачи эмоций в письменной форме. Аналогично обучению устной речи, в упражнениях для обучения письменной речи также уместно использование различных опор. В учебнике 5 класса нужно написать сочинение об Ижевске с опорой на иллюстрации учебника. В учебнике 6 класса дано задание написать сочинение по репродукции картины В. Белых «Арча-кар» («Город Арск»), описать портреты известных людей с использованием вербальных опор с точки зрения художественной критики. Некоторые упражнения предполагают использование материала текстов из предыдущих упражнений для решения коммуникативной задачи в заданных ситуациях. Так, в учебнике 5 класса предлагается составить вопросы для интервью с художником В. Белых с опорой на текст предыдущего упражнения. Выше описано задание по составлению монологического сообщения о празднике Масленице с опорой на текст-образец предыдущего упражнения. В следующем упражнении предлагается написать письмо другу о том, как в твоей семье отмечают ° праздник Масленицу.

" Одним из способов возбуждения познаватель-^ ного интереса обучающихся к истории и культуре родного края является выполнение проектных Ц заданий, при которых расширяется круг общения

младших подростков, приобретается жизненный опыт и опыт активной деятельности. В 5 классе в рамках проектных заданий обучающиеся ведут сбор примет, считалок, загадок, пословиц на удмуртском языке, создают альбом семейного древа, стенгазету о весне с пословицами, поговорками, стихами. Обучающиеся 6 класса составляют презентацию о культуре, традициях народов, проживающих в Удмуртской Республике, презентацию проекта памятника родного города или деревни, доклад с презентацией о городах-героях.

Проведённый анализ содержаний учебников «Зеч-а, бур-а, удмурт кыл!» («Здравствуй, удмуртский язык!») для 5, 6 классов с точки зрения выполнения ими функции воспитания патриотизма показывает, что в целом учебники оказывают воспитательное воздействие через ценностно-ориентированные тексты, упражнения, содержание которых формирует ценностное отношение к Родине, родному языку, традициям и обычаям своего и других народов, символам России и Удмуртской Республики. Патриотическое содержание учебников представлено преимущественно текстовыми упражнениями, подразумевающими чтение ценностно ориентированных текстов и составление устного и письменного текста на патриотическую тему самими обучающимися. В целом, упражнения учебников с патриотическим содержанием направлены на развитие начатков творческих способностей, интуиции, воображения, мышления обучающихся, формирование индивидуальных особенностей личности, что и является важнейшей задачей воспитания.

Литература

1. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н., Габее-ва К.А. Возможности предмета «Иностранный язык» в развитии читательской грамотности как метапредметного умения // Иностранные языки в школе. 2018. № 5. С. 13-19.

2. Боталова Н.П., Боталов Б.Е., Главатских Н.А., Перевозчикова Е.В., Фазлеева Л.В. Зеч-а, бур-а, удмурт кыл! 5-ти класслы удмурт кылъя учебник. Ижевск: Издательство «Удмуртия», 2020. 176 с.

3. Кондратьева Н.В., Григорьева А.А., Юми-на Т.Ф., Белова Е.Б. Зеч-а, бур-а, удмурт кыл! 6-ти класслы удмурт кылъя учебник. Ижевск: Издательство «Удмуртия», 2021. 192 с.

4. Методика обучения иностранному языку: учебник и практикум для вузов / О.И. Трубицина [и др.]; под редакцией О.И. Трубициной. - М.: Юрайт, 2020. 384 с.

5. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций [Электронный ресурс] / Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22). URL: https://fgosreestr.ru/ uploads/files/8c892be1a8843726ae57424d381 e-76ba.pdf (дата обращения 27.10.2022).

6. Примерная рабочая программа учебного предмета «Родной (удмуртский) язык» (для учащихся, не владеющих удмуртским языком) для уровня основного общего образования [Электронный ресурс] / Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 30 мая 2018 года Протокол № 3/18. https:// URL: fgosreestr.ru/uploads/ files/f5a3da5c6a92fc7ed25ff7b5e0341f5f.pdf (дата обращения 27.10.2022).

7. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1979. 335 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс].URL: https:// fgosreestr.ru/uploads/files/238eb2e61 e-443460b65a83a2242abd57.pdf (дата обращения 27.10.2022).

9. Шаталов А.А. Родной язык в трудах отечественных педагогов и мыслителей // Психология образования в поликультурном пространстве. 2014. № 2(26). С. 39-49.

ANALYSIS OF PEDAGOGICAL TOOLS FOR REALIZING THE POTENTIAL OF PATRIOTIC EDUCATION OF THE CONTENT OF THE UDMURT LANGUAGE TEXTBOOK FOR GRADES 5-6 OF THE SCHOOL

Ryabina E.S.

Udmurt Republic Research Institute of National Education

The article discusses the patriotic content of textbooks of the Udmurt language "Hallo, Udmurt language!" prepared for students of grades 5, 6 who do not speak the Udmurt as a native language. In order to analyze the patriotic educational potential of these textbooks, a survey of teachers of the Udmurt language was conducted to identify patriotic exercises. The results of the study show that patriotic exercises reflect to a cultural, historical and geographical topics, they are represented in different types of speech activity. At the same time, textual exercises predominate among the exercises, which involve reading value-oriented texts and composing oral

and written texts on a patriotic theme by the students themselves. In general, the exercises of textbooks with patriotic content achieve the fulfillment of the most important tasks of education: the development of creative abilities, intuition, imagination, thinking of students, the formation of individual personality traits.

Keywords: patriotic education, Udmurt language, types of speech activity, textual exercises.

References

1. Biboletova M.Z., Trubaneva N.N., Gabeeva K.A. The resources of foreign language for developing reading literacy as a me-ta-subject skill // Foreign languages at school. 2018. № P. 1319.

2. Botalova N. P., Botalov B.E., Glavatskikh N.A., Perevozchiko-va E.V., Fazleeva L.V. «Hallo, Udmurt language! 5th grade». Izhevsk: «Udmurtiya», 2020. 176 p.

3. Kondratyeva N.V., Grigoryeva A.A., Yumina T.F., Belova E.B. «Hallo, Udmurt language! 6th grade». Izhevsk: «Udmurtiya», 2021. 192 p.

4. Methods of teaching a foreign language: textbook and practical exercises for high schools / O.I. Trubitsina [and other]; edited by O.I. Trubitsina. - M.: Yurayt, 2020. 384 p.

5. An approximate work program of education for general education organizations [Electronic resource] / Approved by the decision of the Federal educational and methodical Association for general education (Protocol of June 23, 2022 r. № 3/22). URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/8c892be1a8843726ae5742 4d381e76ba.pdf (accessed 27.10.2022).

6. Sample working program of the discipline «Native (Udmurt) language» (for students who do not speak Udmurt) for the level of basic general education [Electronic resource]. Approved by the decision of the Federal educational and methodical Association for general education May 30, 2018 Protocol № 3/18. https:// URL: fgosreestr.ru/uploads/files/f5a3da5c6a92fc7ed25ff7b5e-0341f5f.pdf (accessed 27.10.2022).

7. Sukhomlinsky V.A. The birth of a citizen. M.: Molodaya gvardi-ya, 1979. 335 p.

8. Federal State Educational Standard of Basic General Education [Electronic resource]. URL: https://fgosreestr.ru/uploads/ filesZ238eb2e61e443460b65a83a2242abd57.pdf (accessed 27.10.2022).

9. Shatalov A.A. Native language in the works of Russian teachers and thinkers // The psychology of education in a multicultural space. 2014. № 2(26). P. 39-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.