Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА ОСНОВЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНИКОВ ПО РОДНОМУ (УДМУРТСКОМУ) ЯЗЫКУ'

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА ОСНОВЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНИКОВ ПО РОДНОМУ (УДМУРТСКОМУ) ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / ОБУЧЕНИЕ РОДНОМУ ЯЗЫКУ / ОБУЧЕНИЕ УДМУРТСКОМУ ЯЗЫКУ / ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костина Ксенья Георгиевна

Цель исследования - определить возможности и особенности экологического воспитания учащихся 5-9 классов в рамках учебного предмета «Родной (удмуртский) язык». В статье обосновывается необходимость экологического воспитания при изучении родного языка, выявляется экологическое содержание учебников по удмуртскому языку. Научная новизна исследования заключается в определении условий формирования экологической культуры обучающихся в рамках изучения родного (удмуртского) языка в урочной и внеурочной деятельности. В результате доказано, что содержание учебного предмета «Родной (удмуртский) язык» и внеурочная деятельность образовательной организации позволяют формировать функциональную экологическую грамотность учащихся 5-9 классов при изучении родного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костина Ксенья Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL LITERACY DEVELOPMENT AMONG 5TH-9TH-GRADE STUDENTS BASED ON THE CONTENT OF TEXTBOOKS ON THE NATIVE (UDMURT) LANGUAGE

The study aims to determine the possibilities and features of environmental education of 5th-9th-grade students in the “Native (Udmurt) Language” subject. The paper substantiates the need for environmental education within the framework of native language learning, identifies the environmental content of textbooks on the Udmurt language. Scientific novelty of the study lies in determining the conditions for ecological culture formation among students in terms of learning the native (Udmurt) language during the curricular and extracurricular activities. As a result, it has been proved that the content of the “Native (Udmurt) Language” subject and extracurricular activities of an educational organisation allow for functional environmental literacy formation among 5th-9th-grade students within the framework of native language learning.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА ОСНОВЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНИКОВ ПО РОДНОМУ (УДМУРТСКОМУ) ЯЗЫКУ»

Зкратота

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2022. Том 7. Выпуск 10. С. 1025-1031 | 2022. Volume 7. Issue 10. P. 1025-1031

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Развитие экологической грамотности учащихся 5-9 классов на основе содержания учебников по родному (удмуртскому) языку

Костина К. Г.

Аннотация. Цель исследования - определить возможности и особенности экологического воспитания учащихся 5-9 классов в рамках учебного предмета «Родной (удмуртский) язык». В статье обосновывается необходимость экологического воспитания при изучении родного языка, выявляется экологическое содержание учебников по удмуртскому языку. Научная новизна исследования заключается в определении условий формирования экологической культуры обучающихся в рамках изучения родного (удмуртского) языка в урочной и внеурочной деятельности. В результате доказано, что содержание учебного предмета «Родной (удмуртский) язык» и внеурочная деятельность образовательной организации позволяют формировать функциональную экологическую грамотность учащихся 5-9 классов при изучении родного языка.

EN

Environmental Literacy Development among 5th-9th-Grade Students Based on the Content of Textbooks on the Native (Udmurt) Language

Kostina K. G.

Abstract. The study aims to determine the possibilities and features of environmental education of 5th-9th-grade students in the "Native (Udmurt) Language" subject. The paper substantiates the need for environmental education within the framework of native language learning, identifies the environmental content of textbooks on the Udmurt language. Scientific novelty of the study lies in determining the conditions for ecological culture formation among students in terms of learning the native (Udmurt) language during the curricular and extracurricular activities. As a result, it has been proved that the content of the "Native (Udmurt) Language" subject and extracurricular activities of an educational organisation allow for functional environmental literacy formation among 5th-9th-grade students within the framework of native language learning.

Введение

На современном этапе одной из наиболее распространенных тенденций взаимодействия человечества с природой служит рост экологических проблем глобального, регионального, локального характера. Демографические, продовольственные проблемы, защита окружающей среды и здоровья населения, обеспечение энергией и природными ресурсами, сохранение генофонда, сохранение биосферы и другие ключевые вопросы по предотвращению экологических проблем и принятию кардинальных мер обсуждаются как отдельными государствами, так и международными организациями. Эти аспекты определяют в качестве приоритетных направлений педагогики формирование экологической культуры подрастающего поколения, воспитание бережного отношения к природе, основанного на осознании неразрывной связи человека с природой, в рамках образовательной деятельности.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287. URL: https://fgosreestr.ru/ uploads/files/238eb2e61e443460b65a83a2242abd57.pdf; далее - ФГОС ООО), в требования к личностным результатам освоения программы включены «ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20220182

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

направленности». Вместе с тем понимание обучающимися воздействующего влияния экологического состояния окружающей среды человека на его здоровье, осознание роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья обозначаются и в Примерной рабочей программе воспитания для общеобразовательных организаций (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22). URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/8c892 be1a8843726ae57424d381e76ba.pdf; далее - ПРПВОО).

Экологическое воспитание обучающихся в общеобразовательных организациях в большей части ведется педагогами естественно-научного цикла. При этом важно отметить, что экологическое воспитание возможно организовать в рамках изучения родного (удмуртского) языка. Это способствует непрерывности и междис-циплинарности экологического воспитания, более успешной фиксации сведений об экологических проблемах и использованию своих знаний и умений по предупреждению их в будущем.

Таким образом, актуальность формирования экологической грамотности учащихся на уроках родного языка определяется сложной экологической ситуацией и нормативными требованиями к результатам освоения образовательной программы. Однако вопросы экологического воспитания учащихся в рамках изучения предметов гуманитарного цикла еще недостаточно раскрыты. Поэтому вопрос о совместимости изучения удмуртского языка и экологии представляет немаловажный интерес для исследователей и педагогов, преподающих удмуртский язык.

Для решения выявленной проблематики были намечены следующие задачи:

- раскрыть сущность экологического воспитания и обосновать необходимость формирования экологической грамотности учащихся в рамках изучения родного языка;

- рассмотреть содержание учебников «Удмурт кыл» («Удмуртский язык») для учащихся 5-9 классов на предмет возможности реализации экологического воспитания.

Поставленные задачи достигались с учетом следующих методов исследования: метод количественного и качественного анализа, контент-анализ теоретической, методической и учебной литературы.

Теоретической базой исследования послужили результаты международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) (Функциональная грамотность..., 2020), исследования диссертационного характера, рассматривающие экологическое воспитание подростков (Мартыненко, 2014; Трегубова, 2015) и учащихся 5-6 классов (Шерматова, 2015), научные статьи С. А. Романовой и А. Е. Кочетова (2017), М. Д. Батыровой (2020), зарубежных исследователей (Ardoin, Bowers, Gaillarde, 2020; Ramadhan, Sukma, Indriyani, 2019), посвященные всестороннему рассмотрению аспектов экологического воспитания.

Практическая значимость проводимого исследования заключается в том, что раскрываемые в статье особенности экологического воспитания на уроках удмуртского языка, способы и методы формирования экологической культуры в рамках внеурочной деятельности могут быть использованы в педагогической деятельности учителей родных языков в целях усовершенствования образовательного процесса. Материалы исследования также могут найти применение в разработке программ повышения квалификации педагогов, направленных на формирование экологической компетентности обучающихся, в подготовке методических рекомендаций педагогам.

Основная часть

В современном мире основными факторами, влияющими на становление и социализацию молодежи, служат экономические, социальные, культурные, цифровые, демографические, экологические и другие внешние причины. Характеризующиеся быстрой изменчивостью внешние факторы создают для молодых людей перспективные возможности. Вместе с тем взаимодействие человека с перечисленными факторами может повлечь возникновение проблем, охват которых может быть всеобщим. Для разрешения возможных проблем мирового масштаба, выраженных природными и другими видами катастроф, необходимо взаимодействие всех участников общества с набором их глобальных компетенций.

Глобальные компетенции, по данным PISA, представляют собой не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений) (Функциональная грамотность., 2020, с. 3). Так, структуру глобальных компетенций составляют знания масштабного уровня о необходимости и способах сохранения природы, рационального использования ее ресурсов, противостоянии болезням, природных катаклизмах и др., от которых зависят условия благоприятного существования человечества. Немаловажную роль здесь играют межкультурные знания, сопутствующие лучшему пониманию обучающимися своей культурной самобытности, различий и сходств между культурами и внутри них, что способствует развитию умений обучающихся не распределять людей по отдельным признакам идентичности (например, чернокожий, белый, мужчина, женщина, бедный, богатый и др.). Последний критерий важен постольку, поскольку межкультурное взаимопонимание в условиях многонациональной страны необходимо для сохранения уникальной природы и этнической культуры личности. А освоение обучающимися своего культурного наследия, понимание своей и другой этнической принадлежности способствуют формированию самодостаточной, проникнутой ответственностью за судьбу своего народа личности.

Под умениями как элементом глобальных компетенций понимаются универсальные навыки (soft skills): критическое мышление, креативность, коммуникативность, коллаборация. Согласно системе навыков XXI века, на первом плане процесса обучения стоит личность педагога, под чуткой организацией которого деятельность обучающихся будет выстроена по индивидуальной образовательной траектории, учитывающей интересы и качества каждого конкретного ученика, имеющиеся у них компетенции и знания для самостоятельного поиска и усвоения новой информации. Предполагается, что на этапе сбора и переработки информации обучающиеся будут выполнять командные и групповые задания, для решения которых нужно распределение ролей в коллективе, совместное планирование; применять доступные современные технологии, которыми им предстоит пользоваться во взрослой жизни; взаимодействовать с наставниками в целях планирования образовательного маршрута, обсуждения успешных решений задач и вопросов.

Формирование глобальных компетенций происходит при развитии у учащихся ценностного отношения к окружающей их среде, представителям других культур. Закрепление знаний учащихся о необходимости рационального пользования природными ресурсами и достижения межкультурного взаимопонимания с другими народами происходит на протяжении всего периода реализации образовательной программы и является немаловажной задачей педагогического и родительского сообщества.

Актуальность формирования глобальных компетенций у обучающихся обусловлена тем, что это необходимо в следующих целях:

- для гармоничной жизни в поликультурном мире, в котором сосуществуют группы разных культурных традиций, а именно для взаимодействия с другими культурами и противостояния культурным предрассудкам и стереотипам;

- для поддержания здорового образа жизни и содействия благополучию для всех в любом возрасте, ключевым понятием которого служит осознанное принятие обучающимися ответственности за развитие международного сообщества и содействие созданию условий коллективного благополучия (Функциональная грамотность., 2020, с. 4).

Иными словами, для развития глобальных компетенций обучающихся с учетом мировых проблем необходимо также сформировать экологическую грамотность - умение воспринимать адекватно экологические проблемы, способность к компетентному участию в деятельности по предотвращению и устранению ущерба, причиняемого природе (Топор, Иващенко, 2013, с. 539).

Экологическая грамотность является начальной ступенью формирования экологической культуры личности и описывается четырьмя компонентами: 1) понимание природы как среды обитания человечества, его «дома»; 2) естественно-научные знания о взаимодействии природы и общества; 3) организационные и иные умения природоохранной деятельности; 4) умения и навыки обращения с приборами, фиксирующими состояние природной среды (Ожегов, Никонорова, 1990). Функциональная экологическая грамотность предусматривает понимание учащимися смыслов, социальной и личностной значимости экологической деятельности для решения экологических проблем, воспроизводство и приумножение этих смыслов в процессе жизнедеятельности (Ермаков, 2008).

Формирование экологической грамотности учащихся осуществляется различными путями - через средства массовой информации, телевидение, экономику, политику. Однако ведущую роль играет образование, получая которое учащиеся осознают необходимость сохранения окружающей экологии в целях развития человека, его выживания и сохранения жизни.

Экологическое воспитание в обновленных федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (утвержден Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286. URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/14e6445c39109a753ec3b7d239e46fdb.pdf) и основного общего образования (ФГОС ООО) является одним из требований личностного результата освоения программы и целевым ориентиром результатов воспитания Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций (ПРПВОО).

Во всех классах обучения в общеобразовательном учреждении педагогическим сообществом реализуется целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию обучающихся. При этом воспитательный процесс ведется не только на уроках экологической направленности, но и на других занятиях. Важную роль в этом процессе играют педагоги: одни обеспечивают обучающихся теоретической основой экологических проблем, другие - тем или иным способом актуализируют полученные знания в других предметных областях, что особенно актуально для уровня основного общего образования.

Как отмечает в своем диссертационном исследовании О. Г. Трегубова (2015), ознакомление обучающихся с экологическими проблемами и последствиями небрежного отношения к окружающей среде, приводящими к шокирующим результатам, не всегда служит воздействующим фактором для изменения отношения к природе и обществу. Одной из наиболее распространенных причин, по которой детьми не в полной мере происходит осмысление реальной угрозы для жизни последствий экологических проблем, служит ограниченное рамками дисциплин естественно-научной направленности видение возможности получения необходимых экологических знаний.

Но следует заметить, что успешное решение проблемы негативного воздействия человека на природу и окружающую среду зависит от тщательно выверенной организации экологического образования и воспитания. Это необходимо для развития у обучающихся умения адекватно воспринимать экологические проблемы, способности к компетентному участию в деятельности по предотвращению и устранению ущерба,

причиняемого природе, иными словами, для развития глобальных компетенций обучающихся с учетом мировых проблем (Функциональная грамотность..., 2020).

По мнению другого ученого, А. Н. Захлебного (1985), поставленные задачи экологического образования не могут быть решены в рамках одной универсальной дисциплины. В данном случае эффективным кажется использование междисциплинарного подхода обучения, предусматривающего получение знаний, умений и навыков экологической направленности в рамках нескольких учебных дисциплин. Действенными сочетаниями учебных предметов в этих целях представляются курсы гуманитарного цикла в паре с курсами естественного-научного цикла, например экология/география в междисциплинарности с русским языком и литературой, родным языком и литературой, историей, иностранными языками и др. Формирование экологической культуры эффективно лишь в случае представления учащимися особенностей экологической ситуации места своего проживания (Батырова, 2020, с. 27). Неоценимую роль играет родной язык обучающихся, доступный с детства инструмент познания себя и мира, способствующий более глубокому пониманию информационного материала. Так, урок родного, в нашем случае удмуртского, языка представляет собой прочную платформу для успешного экологического воспитания обучающихся.

Экологическое воспитание в рамках изучения родного языка осуществляется в непрерывном порядке на всех уровнях образования. На наш взгляд, наиболее продуктивно рассматриваемый воспитательный процесс осуществляется на этапе пересмотра ценностных ориентаций личности (Мартыненко, 2014, с. 3-4), а именно в период обучения в 5-9 классах. В этот промежуток дети оказываются интеллектуально и психологически готовыми принимать решения экологического характера, например оценить состояние окружающей среды и спланировать свои действия: быть готовыми убирать лес и чистить водоемы, правильно сортировать и утилизировать мусор и т.д.

В рамках реализации сетевого инновационного проекта Научно-исследовательского института национального образования Удмуртской Республики по теме «Обновление содержания учебного предмета "Родной язык (удмуртский)" на уровнях начального общего и основного общего образования» в 2022 году учителями удмуртского языка и литературы 5-9 классов 29 образовательных организаций Удмуртской Республики и Республики Татарстан было проанализировано содержание учебников «Удмурт кыл» для основного общего образования на соответствие требованиям ФГОС ООО. По имеющимся результатам анализа, в содержании печатных и электронных форм учебников содержатся упражнения, направленные на экологическое воспитание обучающихся. Обнаруженные в ходе анализа учителями-инноваторами и научными сотрудниками Института в содержании печатных учебников «Удмурт кыл»:

Вахрушева Л. В., Горбушина Г. В., Ермокина Н. А., Никольская Г. Н. Удмурт кыл. 5-тй класслы: удмурт кылэз тодйсь пиналъёслы учебник / суредаз Н. Прозорова. Ижевск: Удмуртия, 2021.

Вахрушева Л. В., Горбушина Г. В., Ермокина Н. А. Удмурт кыл. 6-тй класслы / огъясь редакторез Л. В. Вах-рушева. Ижевск: Удмуртия, 2016.

Вахрушева Л. В., Никольская Г. Н., Тараканов И. В., Широбокова С. Н. Удмурт кыл. 7-тй класслы / огъясь редакторез Л. В. Вахрушева. Ижевск: Удмуртия, 2017.

Вахрушева Л. В., Горбушина Г. В., Ермокина Н. А., Широбокова С. Н. Удмурт кыл. 8-тй класслы / огъясь ре-дакторез Л. В. Вахрушева. Ижевск: Удмуртия, 2017.

Вахрушева Л. В., Горбушина Г. В., Ермокина Н. А., Широбокова С. Н. Удмурт кыл. 9-тй класслы / огъясь редакторез Л. В. Вахрушева. Ижевск: Удмуртия, 2018, -

упражнения экологической направленности условно можно подразделить на две группы:

1) упражнения, направленные на повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, планирование поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды (53% из перечисленных заданий), например: упражнение на поиск изобразительно-выразительных средств удмуртского языка в тексте, повествующем о влиянии выбросов мусора (разных видов бумаги, металлических банок, пластиковых бутылок и стаканов) на состояние природы с последующим заданием составить собственный текст о том, почему нельзя оставлять в лесу мусор (Удмурт кыл. 6-тй класслы, б. 56-57);

2) упражнения, направленные на формирование активного неприятия действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности (47% из перечисленных заданий), например: упражнение на поиск количественных числительных в публицистическом тексте из детской газеты, повествующем о елях и пятнадцати видах грибов, произраставших в лесу раньше, и о том, что в результате загрязнения леса три вида грибов исчезли, а часть елей высохла. Авторами, согласно представленному тексту, на месте засохшего участка леса высаживаются пятьсот саженцев елей (Удмурт кыл. 6-тй класслы, б. 150).

Ввиду того, что максимальная эффективность выполнения упражнений обеих групп достигается только при их совмещенном выполнении, кажется целесообразным рассмотреть практические задания учебника в зависимости от их типа.

Таким образом, первым условием формирования экологической грамотности учащихся на уроках родного (удмуртского) языка является экологическая направленность содержания учебников. Так, в содержании учебников «Удмурт кыл» (5-тй класслы; 6-тй класслы; 7-тй класслы; 8-тй класслы; 9-тй класслы) широко представлены тексты, направленные на ознакомление обучающихся с экологическими и природными проблемами, вопросами необходимости бережного отношения к природе, Красной книгой, равнодушное отношение

к которым может привести к необратимым изменениям окружающей среды вследствие взаимодействия с человеком или под влиянием различных причин. Подобные тексты представляют собой важный этап экологического воспитания обучающихся в каждом классе основного уровня образования на уроках родного (удмуртского) языка. Использование различных видов чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое) текстов экологического содержания позволяет обучающимся продуктивно выполнить как образовательные языковые, так и природосберегающие задачи: определить тему и основную (главную) мысль текста о живительном воздействии дождя на растения после продолжительной засухи и роли родников и рек в питании края водой (Удмурт кыл. 5-тй класслы, б. 93); выделить ключевые слова и разбить текст про очистку и ремонт родника учащимися школы совместно с учителем географии на смысловые части (Удмурт кыл. 6-тй класслы, б. 46); определить тип и стиль текста-описания кислицы, списать, вставив пропущенные знаки препинания (Удмурт кыл. 6-тй класслы, б. 137).

Хотя языковая направленность заданий к перечисленным упражнениям формирует у учащихся знания основ удмуртского языка, содержание текстов дает им знания о красоте и богатстве родного края, о необходимом бережном отношении к природе. Нужно отметить и воспитательную роль заголовков данных текстов -«Льомпу бордэ» (Удмурт кыл. 5-тй класслы, б. 108) 'Черемуха плачет', «Пипу» (Удмурт кыл. 6-тй класслы, б. 20) 'Осина', «Малы сяськаосты утьыны кулэ» (Удмурт кыл. 6-тй класслы, б. 60) 'Почему надо беречь цветы', «Вож будосъёс но музъем» (Удмурт кыл. 6-тй класслы, б. 205) 'Зелёные растения и земля' и др. Представленные на страницах учебников тексты «Чакласькы» (Удмурт кыл. 5-тй класслы, б. 120) 'Наблюдай', «Ошмес» (Удмурт кыл. 6-тй класслы, б. 122) 'Родник', «Коньы» (Удмурт кыл. 6-тй класслы, б. 9) 'Белка' раскрывают обучающимся красоту и уникальность родного края, обращают внимание на детали окружающего мира (например, шелест травы и листьев, трели птиц).

На закрепление полученных знаний направлены коммуникативные упражнения по содержанию текстов, например: создание диалога утешающего характера в адрес главного героя рассказа - березы из рассказа К. Митрея «Сурсву» (Удмурт кыл. 6-тй класслы, б. 31) 'Березовый сок', которому наносят вред - сдирают кору размером с ладонь, обрубают ветки для прута, жердей для забора и вил; составление монологического текста о том, как мы можем сохранить леса от негативного воздействия (срубание деревьев, разведение костров и др.) с опорой на стихотворение Ю. Байсаровой «Губияны» (Удмурт кыл. 5-тй класслы, б. 148-149) 'По грибы'.

Вторым условием формирования экологической грамотности учащихся на уроках родного (удмуртского) языка является наличие графических средств оформления языкового материала, представленных на страницах учебно-методического комплекса многоточиями, что способствует более глубокому восприятию масштабности экологических проблем. Так, отрывок текста учебника «Удмурт кыл» за 7 класс: «Котькуд адямилэн чылкытлык понна тыршемез туж юрттысал инкуазьмес утьыны, ведь со бордысь потэ котыр улонмылэн чылкы-тлыкез но асьмелэн тазалыкмы. Гуртэ сыче жаг куянъёс ноку но уз пуктэ, городын но соос чиньыен лыдъямон. Нош батарейкаосты но лампочкаосты нюке куштыны...» (Удмурт кыл. 7-тй класслы, б. 22). / 'Усердие каждого человека способствовало бы сохранению нашей природы, ведь именно от этого зависят условия нашей жизни и здоровье. В деревнях такие урны никогда не установят, и в городе их немного. А батарейки и лампочки выбрасывать в овраг.' - направлен на дальнейшее выстраивание деятельности учащихся педагогом по продолжению текста с обязательным пояснением вреда выбросов батареек и лампочек в овраг. Важно, чтобы в обсуждении с учителем актуализованной проблемы незаконных выбросов мусора в окружающую среду были вовлечены все учащиеся класса и каждый из них предложил собственную версию решения проблемы.

Третье условие в аспекте формирования функциональной экологической грамотности учащихся - организация творческой деятельности на уроках родного (удмуртского) языка. Результативной формой организации работы на уроках удмуртского языка служат творческие задания: написание изложений по составленному совместно с педагогом плану с самостоятельным озаглавливанием текста и сочинений по прочитанному тексту, по заданным темам, по картине; составление заметки и статьи в газету. Успешному экологическому воспитанию при написании творческих работ способствуют самостоятельные рассуждения учащихся по природоохранным темам перечисленных работ, к примеру: сочинение с заданным началом на тему «Со асьмелэн сюлмаськонмы» (Удмурт кыл. 7-тй класслы, б. 84) 'Это наша забота (о благополучии родной деревни)' и по сюжетной картине, отражающей то, как мальчик «лечит» дерево, заметка на тему «Утёно-а инкуазьмес?» (Удмурт кыл. 8-тй класслы, б. 191) 'Нужно ли беречь нашу природу?' в детско-юношескую республиканскую газету «Зечбур» 'Здравствуй' и др.

Четвертым условием формирования функциональной экологической грамотности учащихся на уроках родного (удмуртского) языка является профессионализм учителя. Несомненно, важную роль в формировании экологически грамотной личности ребенка играет учитель удмуртского языка и литературы. Это обусловлено тем, что педагог, совершенствуя коммуникативные умения и знания учащихся грамматических основ удмуртского языка, развивает также их уважительное и ценностное отношение к родному языку и к экологии: посредством использования разных видов информационной переработки содержания текстов, последовательной и структурированной организацией преподавания родного языка. Немаловажно то, как умело учитель удмуртского языка при разборе текста с экологическим содержанием использует знания и умения из других предметных областей. Личность учителя родного языка, бережно относящегося к экологии, также служит образцом поведения учащихся.

Пятое условие формирования функциональной экологической грамотности учащихся в ходе обучения родному (удмуртскому) языку - организация совместной внеурочной деятельности педагога, учащихся и их родителей. Реализация экологического воспитания в рамках изучения родного языка не ограничивается

образовательным процессом в общеобразовательных учреждениях. Большое значение для закрепления навыков разумного обращения с природой имеет партнерство педагога и семьи обучающегося в процессе экологического просвещения. Практическое применение полученных при изучении родного языка знаний и умений выражается в совместном с учащимися оборудовании кормушек и подкормке голодных птиц зимой, уходе за обитателями «живого уголка» и растениями, подборе и сортировке выброшенного мусора, правильном сборе ягод и грибов. Все это способствует укреплению глобальных компетенций обучающихся.

Возможным вариантом совместной деятельности учащихся, родителей и педагога родного языка и литературы в формировании экологических компетенций учащихся служит выполнение проектной и/или исследовательской работы. К примеру, на страницах учебно-методического комплекса «Удмурт кыл» предлагается выполнение проектной работы «Вашкала дырысен калыкъёс данъяло чыдонтэм шуръёссэс» (Удмурт кыл. 8-тй класслы, б. 68) 'С древних времен народы восхваляют реки'. Проектная работа подразумевает сбор информации про протекающую на территории проживания учащегося реку или родник, описание его местоположения, свойств и функциональных особенностей на удмуртском языке (в каких целях использовали источник в давние времена, а в каких целях используется на сегодняшний день).

Помимо традиционных форм взаимодействия педагогов и родителей (родительское собрание, беседа, праздничные события, экскурсии, индивидуальные и групповые консультации и др.), экологическое воспитание реализуется в рамках внеурочной деятельности, например в виде участия в акциях и конкурсах. Наиболее ярким примером реализации экологического воспитания подрастающего поколения в форме участия в акциях служит республиканский проект «Мой родниковый край». Акция, приуроченная к «Всероссийскому субботнику», была проведена по инициативе межрегиональной общественной организации «Всеуд-муртская ассоциация "Удмурт Кенеш"» с мая по сентябрь 2022 года. В данный период активисты общественных организаций совместно с краеведами, школьниками, студентами, жителями деревень и сел провели субботники по расчистке территории и благоустройству родников, краеведческие работы по воссозданию их названий и исторических сведений, составлению реестра родников.

Как отмечают участники акции, в частности учителя родного языка и литературы и обучающиеся образовательных организаций республики, перед собой они наметили задачи получить опыт практических действий по улучшению экологической ситуации родного края; привлечь граждан к активной социальной и общественной деятельности; организовать практическую деятельность по очистке и благоустройству объекта; содействовать формированию и практическому внедрению экологических идей учащихся и населения; повысить привлекательность экологического мышления и здорового образа жизни. Результаты достижения учащимися намеченных совместно с педагогами практических и образовательных задач отразились не только в очищенных родниках, но ив размещении информации о родниках на Google-картах (Кузьымгурт котырысь ошмесъёс но куд-огезлэн туспуктэмъёссы (URL: https://www.google.com/maps/d/viewer?mid=1-jtOPqt4_c4pAXdtlNWZ4Ufy8oKwhp Zj&ll=56.18290232742354%2C52.74219655790079&z=13). / 'Родники окрестной деревни Кузьымгурт и изображения некоторых из них'), исследовательских работах (Бадзым Варыж поселениысь ошмесъёс (URL: https://vk.com/ @udmurtkenesh-badym-varyzh-poseleniys-oshmeses). / 'Родники поселения Бадзым Варыж'), в публицистических статьях, популяризации участниками акции информации о родниках в социальных сетях. Примечательно, что материалы опубликованы на двух языках: русском и удмуртском. Это позволяет вовлечь более широкую аудиторию в природоохранные процессы и развивает речь участников на обоих языках.

Мероприятия подобного характера объединяют людей. Каждое конкретное полезное дело, реализованное в рамках акции, вносит вклад в формирование мировоззренческих взглядов подрастающего поколения, поскольку пример экологического опыта старшего поколения чрезвычайно важен при формировании экологической культуры детей.

Презентация каждым обучающимся класса выполненной учебной проектной и исследовательской работы, опыта участия в общественных акциях перед аудиторией на уроке родного языка станет еще одной попыткой осознания того, что всем необходимо беречь родную землю, оберегать природу от разрушения. Так, формирование бережного отношения учащихся к животному и растительному миру природы, актуализация насущных экологических проблем, профориентационные встречи с представителями защитников природы не ограничиваются мероприятиями, приуроченными к государственным и народным праздникам (4 октября - День защиты животных, 27 декабря - День спасателя, 5 июня - День эколога). Процесс повышения уровня экологической компетентности учащихся и их практической осведомленности по улучшению экологической ситуации осуществляется в совокупности учебной и внеучебной деятельности при содействии учителей родного языка и литературы и родителей.

Таким образом, для формирования экологической грамотности на уроках родного языка необходимо, чтобы в содержании учебников имелись тексты экологической направленности, что позволило бы развивать экологическую компетентность учащихся.

Заключение

Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Изучение родного (удмуртского) языка в урочной и внеурочной деятельности позволяет сформировать функциональную экологическую грамотность учащихся, что необходимо для практического применения экологических знаний в целях реализации природоохранной

деятельности во взрослой самостоятельной жизни. В содержании учебно-методического комплекса «Удмурт кыл» для 5-9 классов для развития экологического воспитания обучающихся имеются все возможности. Большая часть компетенций формируется в ходе различных способов переработки текстового материала. В итоге учащимися достигаются обозначенные в стандарте личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Родной (удмуртский) язык».

Перспективными направлениями дальнейших изысканий по заявленной проблеме являются исследование непрерывного процесса экологического воспитания учащихся в рамках изучения родного языка и литературы на всех уровнях общего образования в контексте преемственности и межпредметной связи; разработка авторского комплекса упражнений, направленных на развитие экологической грамотности обучающихся в рамках учебного предмета «Родной (удмуртский) язык».

Источники | References

1. Батырова М. Д. Внеклассная работа как средство экологического воспитания на завершающей ступени обучения в начальной школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 1 (30).

2. Ермаков Д. С. Формирование экологической компетентности учащихся. М.: РУДН, 2008.

3. Захлебный А. Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: теория обоснованности и пути реализации: дисс. ... д. пед. н. М., 1985.

4. Мартыненко А. Г. Экологическое воспитание подростков в культурно-информационном пространстве библиотеки: автореф. дисс. ... к. пед. н. Екатеринбург, 2014.

5. Ожегов Ю. П., Никонорова Е. В. Экологический импульс: проблемы формирования экологической культуры молодежи. М.: Молодая гвардия, 1990.

6. Романова С. А., Кочетов А. Е. Экологическое воспитание в странах Евросоюза // Духовная сфера общества. 2017. № 14.

7. Топор А. В., Иващенко О. В. Зарубежный опыт и мировые тенденции в организации экологического образования // Молодой ученый. 2013. Вып. 10 (57).

8. Трегубова О. Г. Воспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной средней школы: дисс. ... д. пед. н. Пермь, 2015.

9. Функциональная грамотность: глобальные компетенции. Отчет по результатам международного исследования PISA-2018. М., 2020. URL: https://fioco.m/Media/Default/Documents/МСИ/TК%20PISA-2018_.pdf

10. Шерматова М. П. Экологическое воспитание учащихся V-VI классов на уроках ботаники: автореф. дисс. . к. пед. н. Душанбе, 2015.

11. Ardoin N. M., Bowers A. W., Gaillarde E. Environmental Education Outcomes for Conservation: A Systematic Review // Biological Conservation. 2020. Vol. 241. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S0006320719307116?via%3Dihub

12. Ramadhan S., Sukma E., Indriyani V. Environmental Education and Disaster Mitigation through Language Learning // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. Vol. 314. URL: https://iopscience.iop.org/ article/10.1088/1755-1315/314/1/012054/pdf

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Костина Ксенья Георгиевна1, к. филол. н.

1 Научно-исследовательский институт национального образования Удмуртской Республики, г. Ижевск Kostina Ksenia Georgievna1, PhD

1 Scientific Research Institute of National Education of Udmurt Republic, Izhevsk

1 kostinaxenja@yandex.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 07.10.2022; опубликовано (published): 21.11.2022.

Ключевые слова (keywords): экологическая грамотность учащихся; обучение родному языку; обучение удмуртскому языку; основное общее образование; междисциплинарный подход; environmental literacy of students; native language teaching; Udmurt language teaching; basic general education; interdisciplinary approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.