Педагогика
УДК 378
кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник казенного научного учреждения Удмуртской Республики Бусыгина Людмила Васильевна
Научно-исследовательский институт национального образования (г. Ижевск)
ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА УДМУРТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ФОРМ УЧЕБНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА В.М. ВАНЮШЕВА)
Аннотация. Цель исследования: раскрыть особенности использования электронных форм учебников «Удмурт литература» («Удмуртская литература»), разработанных научными сотрудниками Научно-исследовательского института национального образования, при изучении творчества В.М. Ванюшева в процессе школьного литературного образования. Исследование основано на сочетании теоретических и эмпирических методов, т.е. на основе изученного научного материала, наблюдения, анализа и обобщения работы экспериментальных классов инновационных площадок института - общеобразовательных организаций республики, а также опыта педагогов-инноваторов и проведенного мониторинга. Мониторинг предполагал выявление уровня ИКТ компетенций и оценки мотивации учащихся 5-11 классов к изучению удмуртского языка и литературы, определения степени использования ИКТ учителями удмуртского языка. Раскрыты функциональные и содержательные возможности электронных форм учебников по удмуртской литературе при изучении творчества удмуртских писателей. Предложены отдельные алгоритмы уроков, которые могут послужить основой при проектировании современного урока по изучению произведений В.М. Ванюшева в основной и средней школе. Результаты инновационной деятельности института показали, что применение электронных учебников способствует повышению активности учащихся, их мотивированности на изучение родной литературы, формированию читательских компетенций и творческих способностей учащихся.
Ключевые слова: электронные формы учебников; литературное образование; интерактивность; мультимедийность; интенсификация.
Annotation. The object of this study is to reveal specificity of using electronic forms of textbooks "Udmurt literature" developed by researchers of Research Institute of national education in studying the creativity of writer V.M. Vanyushev during school literary education. Methods of the study are based on a combination of theoretical and empirical methods, the studied scientific material, analysis and summarization of the work done in experimental classes of innovative platforms of the Institute, the experience of teachers-innovators and monitoring. The monitoring was intended to identify the level of ICT competencies and assess the motivation of students of grades 5-11 to study the Udmurt language and literature, to determine the extent of ICT usage by teachers of the Udmurt language. Functional and contentual possibilities of using electronic forms of textbooks on Udmurt literature in the study of creativity of Udmurt writers are revealed. Lesson algorithms that can be a basis model for building modern lesson on the study of V.M. Vanyushev's works in secondary and high schools are proposed. The results of innovative activities of the Institute have shown that the use of electronic textbooks increases the activity of students, their motivation to study their native literature, contributes to the formation of reading competencies and creative abilities of students.
Keywords: electronic forms of textbooks; literary education; interactivity; multimedia; intensification.
Введение. В условиях модернизации образования электронные информационные технологии активно входят в школьное гуманитарное образование. Одним из эффективных способов приобщения учащихся к чтению, формирования читательской компетентности, повышения мотивации к изучению родного языка и литературы является применение электронных форм учебников (ЭФУ).
Проблема активизации познавательного интереса учащихся и формирования положительной мотивации к изучению удмуртского языка особо актуализируется сегодня, когда в сфере этноязыкового образования наблюдается стремительный переход образовательных организаций с изучением удмуртского языка как родного на изучение удмуртского языка как неродного. Это подтверждает мониторинговое исследование «Текущее состояние и динамика этноязыковой ситуации в сфере образования Удмуртской Республики», проведенное Институтом национального образования (см. об этом: [10, с. 50]).
Разработанные научными сотрудниками казённого научного учреждения Удмуртской Республики «Научно-исследовательский институт национального образования» учебно-методические комплексы (в том числе электронные учебники) по удмуртскому языку и литературному чтению на родном (удмуртском) языке для уровня начального общего образования успешно прошли научно-педагогическую, общественную, этнокультурную, региональную экспертизу и в 2018 году вошли в федеральный перечень учебников. УМК для уровней основного и среднего общего образования на данный момент решением заседания Научно-методического совета по учебникам Министерства просвещения Российской Федерации от 11 ноября 2020 года № Д04-7/04пр рекомендованы включить в федеральный перечень учебников.
В настоящее время начинается этап внедрения в образовательный процесс Удмуртской Республики электронных учебников «Удмурт кыл» («Удмуртский язык») и «Удмурт литература» («Удмуртская литература»). Данное исследование основано на результатах апробации электронных учебников, прошедшей на инновационных площадках института - в образовательных организациях Удмуртской Республики.
Инновационная работа определила актуальность исследования - необходимость разработок различного рода моделей, приемов использования электронных форм учебников по удмуртской литературе, т.к. ЭФУ вносят существенные изменения в методику и в содержание обучения. Перед педагогами в данный момент стоит задача овладения ИКТ-компетенциями и методами проектирования уроков с использованием электронных учебников в совокупности с современными педагогическими технологиями обучения.
В данной статье предлагаются модели использования электронных форм учебников по удмуртской литературе для 5-11 классов на примере изучения творчества удмуртского поэта и ученого В.М. Ванюшева. Они помогут учителю в конструировании своего урока по творчеству и других писателей.
Изложение основного материала статьи. Урок литературы - это не просто форма организации учебного процесса. Согласно профессору В.Ф. Чертову, важны те уроки, которые «учащиеся могут извлечь из произведений художественной литературы. Результаты эти во многом не очевидны, и уж тем более о них невозможно судить только на основании текущего контроля и итоговой аттестации выпускников...» [11, с. 6].
Цель литературного образования: развитие эмоционального восприятия художественного произведения, творческого воображения, образного и критического мышления учащихся, формирование их нравственной культуры и гуманистического мировоззрения.
Большие возможности для этого предоставляют электронные учебники. Электронные учебники по родной (удмуртской) литературе значительно расширяют образовательные возможности традиционного учебника за счет активного использования мультимедийных и интерактивных элементов. Аудио- и видеоматериалы, презентации, галереи картин, виртуальные экскурсии, выставки, интересные интерактивные задания, не присущие печатной форме учебника, способствуют усилению визуального, слухового, эмоционального восприятия, повышению мотивации обучения, облегчению усвоения учебного материала. Это подтверждают и ответы респондентов проведенного в 2020 г. мониторинга среди участников образовательного процесса на инновационных площадках:
Варианты ответов % от общего кол-ва опрошенных учащихся
а) совершенствование коммуникативных навыков и умений, приобретение новых знаний о родном языке и родной культуре 52,2
б) интересные формы работы по изучению родного языка (в том числе использование компьютерных технологий) 47,5
в) яркая и выразительная речь учителя на родном языке 40,9
Согласно анкетам, большинство учащихся испытывают интерес к предмету, желание изучать язык и культуру удмуртского народа. Дети отмечают интересные формы работы по изучению родного языка, в том числе использование на уроках компьютерных технологий. Выбор учащихся говорит о содержательной организации уроков, о высоком профессионализме учителей-инноваторов.
Но процесс внедрения электронных учебников по удмуртскому языку и литературе только начинается, нами предложены в помощь начинающему учителю отдельные модели использования элементов электронных учебников на примере творчества удмуртского писателя и ученого Василия Михайлович Ванюшева.
Разнообразные обучающие материалы ЭФУ по творчеству В. Ванюшева позволяют увлечь и погрузить учащихся в мир его поэзии. Он - один из ярких представителей современной удмуртской литературы, поэт, литературовед, критик, доктор филологических наук, создатель более двадцати книг. Автор лирико-публицистических очерков «Нити времён» (1972), поэтических сборников «Выжыосы» («Родные корни», 1976), «Шунды но гудыри» («Солнце и гроза», 1980), «Яратйсько адямиез яратыны» («Люблю людей любить», 2015) и т.д., а также историко-философской поэмы «Удмурт Выжы Книга (Иднакарын) = Как будто Книга бытия (На Иднакаре)». На стихи поэта создана музыкальная «Молитва», написаны детские песни «Встреча друзей», «Италмас» и т.д. Перевел на удмуртский язык труд этнографа М. Худякова «Из народного эпоса удмуртов. Песни, сказания» и опубликовал героический эпос под названием «Дорвыжы» (2004). Он исследователь творческого наследия Г.Е. Верещагина - писателя, просветителя, этнографа, священнослужителя. Его литературно-критические статьи освещают творчество писателей Удмуртии и писателей финно-угорских литератур.
Из отрывков телепередачи «Мон» («Я», ТРК «Моя Удмуртия»), доступных в электронном учебнике 6 класса, учащиеся могут узнать новые интересные факты биографии писателя из его личного рассказа, так как биография является своеобразным ключом к постижению художественного мира произведений и творческой индивидуальности поэта. Встречи с поэтом на страницах электронных учебников «Удмурт литература» также сопровождаются виртуальными литературными экскурсиями связанными с его жизнью и творческой деятельностью, виртуальными выставками его книг, исследовательских трудов, галереями картин, фотографий, авторским чтением поэтических произведений (в презентационных материалах доступных через интерактивные оглавления), видеоматериалами и проч., поскольку чтение, понимание, анализ и интерпретация художественного произведения оказываются более эффективными, если у учащихся есть возможность заглянуть в творческую лабораторию писателя. Атмосферу жизни поэта учащиеся могут прочувствовать через его фотографии, архивные документы, воспоминания и т.д. Авторское чтение создаст на уроке ощущение присутствия самого автора.
Поэзия В. Ванюшева - это разговор с читателем о вечных ценностях, размышления о судьбе удмуртского этноса, удмуртского языка. Его строки проникновенны, навсегда остаются в душе:
Уг вузы, уг шула мынам кылбуре -Музъем кадь огсыр шокаса со улэ.улэ. ...Уг дырты ассэ т0ршоре пуктыны -Кужым со люка тудвуэз 0ръяны...
Не воет, не свистит мой стих -Подобно земле дышит ровно. Не торопится сесть в красный угол -Силы он копит, чтобы половодье направить...
(Подстрочный перевод наш - Л.Б.)
в русло
Это ванюшевская «мелодия вдохновения»: эмоциональный надрыв сочетается с глубоким лиризмом. Сильные переживания передаются поэтом при помощи графической разбивки строк и игры со словом и смыслом. Отсюда - богатство рифм, ассонансов, аллитераций. Как пишет В.В. Вейдле в работе «Эмбриология поэзии»: «поэзия рождается из слова, через слова, в словах, из слов. Из услышанной музыки их звуков, смыслов, звукосмыслов» [3].
Чтобы каждый ученик прочувствовал эту «мелодию вдохновения», чтобы вызвать в каждом из них эмоции и ассоциации, урок может сопровождаться музыкальной «Молитвой» («Куриськон») поэта (в исполнении академической хоровой капеллы «Avis cantu» (Удмуртия, Ижевск)). Данную музыкальную композицию учитель может использовать в начале урока, чтобы создать эмоциональный фон занятия. Или в конце урока, на этапе рефлексии. Прослушав композицию, учащиеся могут из предложенных «пейзажей настроения» выбрать картину, которая соответствует их настроению. Картины станут своеобразным показателем глубины восприятия учащимися поэтического произведения. Чтобы проверить степень усвоения темы можно предложить учащимся в тетради записать прозаическое изложение данного стихотворения.
Игра со словом и звуком - одна из характерных черт поэзии В. Ванюшева:
Шуиськом: омыр - дунтэм, Коньдонэн со басьтымтэ. Дун вулэн дуныз нош коня? Зарниен но мертантэм.
Говорим: воздух - бесплатный, Он не куплен за деньги. Но какова же цена чистой воды? Не измерима золотом.
Дун омыр но бен дун ву кадь Валаськом ини туннэ. Дунзыя ик дунъяно ке, Соослэн дунзы - Дунне.
Чистый воздух подобен чистой воде Сегодня уже понимаем. Если оценить по цене, Им цена - Вселенная. (Подстрочный перевод наш - Л.Б.)
Посредством обыгрывания морфологической омонимии в программном стихотворении «Дунъёс» (6 класс) (дун 1. прозрачный, чистый; 2. цена, стоимость) автор актуализирует тему экологии. Языковая игра В. Ванюшева заставляет слова звучать по-иному, и от этого нового звучания меняется их смысл: «экологическую проблему рассматривает не только как философскую, но и как национально-языковую» [12, с. 371. Через игровую поэзию автор, развивая в ребенке речь и способность нестандартно мыслить, подводит читателя к размышлениям над глобальными проблемами современности.
Стихотворение в электронном учебнике 6 класса представлено художественным чтением. Это образец правильной, эмоциональной речи, побуждающий учащихся к выразительному чтению. Стихотворение учитель может предложить в качестве домашнего задания для заучивания наизусть.
В 6 и 8 классе учащиеся знакомятся с переводческой деятельностью В. Ванюшева, с отдельными песнями эпоса «Дорвыжы» (перевод с русского языка героического эпоса М. Худякова «Из народного эпоса удмуртов. Песни, сказания»). Отрывок девятой песни эпоса в ЭФУ также представлен художественным чтением. Учащиеся вместе или вслед за диктором могут проговаривать стихотворение, учиться выразительному чтению. Как утверждает методист М.А. Рыбникова, основной метод проникновения слова в сознание - метод выразительного чтения (см. об этом: [8]).
В 10 и 11 классах программа предполагает изучение литературно-критических статей В. Ванюшева, быстрый доступ к которым через интерактивные оглавления обеспечивают электронные учебники. В 10 классе в качестве дополнительного материала в ЭФУ предложена статья «Страсть доказать недоказуемое, или написал ли Г.Е. Верещагин "Чагыр, чагыр дыдыке..."?» Работа может стать для учащихся образцом литературной полемики. На примере дискуссии автора статьи с историком Д.М. Сахарных об авторстве стихотворения «Сизый, сизый голубочек.» учащиеся с учителем могут выявить приемы и методы полемической борьбы, полемические обороты и проч. Работа с критикой развивает у учащихся навыки самостоятельного анализа художественных произведений и помогает формировать критическое мышление.
Проработав данную статью на уроке, в дальнейшем учитель может организовывать уроки-дискуссии, на которых учащиеся будут учиться правильно вести полемику, доказательно выражать свое мнение, владеть аудиторией и проч.
Используя дополнительные материалы электронных форм учебников, учитель может организовать урок-исследование, урок-диспут, урок-презентацию, мультимедийные лекции по творчеству В. Ванюшева. Интерактивные материалы электронных учебников (поурочные тренажеры и итоговые тесты) позволят провести урок контроля знаний.
Обучающие тренажеры к каждому уроку и итоговые контрольные тесты предоставляют большие возможности для самообразования учащихся. Многократное решение заданий тренажеров дает возможность самоконтроля и обеспечивает учащимся высокий уровень усвоения учебного материала. Образовательной задачей контрольных тестов является не только проверка предметных результатов учащихся, но и подготовка учащихся к ВПР и ГИА. В заданиях использованы элементы таких методических приемов современных педагогических технологий, как перепутанные логические цепочки, синквейн, продолжение незаконченной фразы и др. При изучении творчества В. Ванюшева в разных классах для закрепления изученного материала и развития внимательности предлагается вставить или напечатать пропущенные слова и даты в биографической справке. Умение логически мыслить развивают такие задания, в которых требуется упорядочить строки стихотворений, подобрать слова под рифму. Формированию навыков филологического анализа текста способствует серия заданий, в которых необходимо определить средства художественной выразительности в поэтических текстах В. Ванюшева, обозначить особенности образной системы его художественного мира, стилевых особенностей поэтического слога поэта и т.д. Эти развивающие тесты являются инструментом для обобщения информации о жизни и творческой деятельности поэта, о его индивидуально-авторском стиле.
Интерактивные задания учитель может использовать для контроля, закрепления, повторения, систематизации учебного материала.
К примеру, учащимся 8 класса предлагается из трех вариантов выбрать библиотеку, в которой хранится рукопись М. Худякова «Из народного эпоса удмуртов. Песни, сказания». Или определить обычай удмуртского народа, изображенный в предложенной части эпоса В. Ванюшева «Дорвыжы». Работа над подобного типа тестами приучает учащихся к вдумчивому, аналитическому чтению художественных произведений. Игровая основа заданий определяет позитивный настрой учащихся. Этому способствуют и такие функции электронных учебников, которые «замещают» учителя: компьютер выявляет ошибки, извещает об этом обучающегося и дает верный ответ, в отдельных случаях предоставляет разъяснения и подсказки. Для учащихся такая работа создает ситуацию успеха, повышает их самомотивированность. Это можно было наблюдать на уроках удмуртской литературы в экспериментальных классах. Увлеченность, азарт и огонек в глазах детей при работе с тренажерами, аудио- и видеоматериалами - наивысшая оценка совместной работы авторов электронных учебников и учителей инновационных площадок. Цель достигнута в результате совместной организации работы с электронными учебниками, обсуждений вопросов по содержанию ЭФУ, по проектированию уроков. Но сегодня перед каждым учителем удмуртского языка и литературы стоит задача овладения методами работы с электронными учебниками, поскольку электронный
учебник - современная реальность современной школы. Каждый учитель должен обладать необходимым уровнем профессиональных компетентностей для успешного введения в свою практику новых технологий.
Подобного рода обзорные статьи помогут учителю в конструировании своего урока. В этом большим подспорьем станет возможность использования материалов ЭФУ одного класса в другом классе. И тогда каждый урок будет интересным, актуальным и необычным.
Выводы. Наблюдения за работой экспериментальных классов показали, что аудиовизуальные и мультимедийные элементы электронных учебников «Удмурт литература», предусмотренные для изучения биографии и творчества удмуртского поэта и ученого В. Ванюшева, повышают наглядность обучения, позволяют разнообразить урок, придать ему эмоциональный импульс и сделать урок запоминающимся. Визуализация урока способствует новому прочтению произведений поэта, глубокому осмыслению его художественного мира.
Возможность повторных просмотров презентаций, видеоматериалов, прослушивания аудиозаписей, многократной работы с тренажерами активизирует поисковую деятельность учащихся, повышает их самостоятельность и творческий подход к самому процессу обучения. Учащиеся используют эти возможности при выполнении домашних заданий, при подготовке докладов, рефератов, исследовательских работ, в проектной деятельности.
Возможность нелинейного освоения дополнительных произведений автора, организация нестандартных уроков (уроков-дискуссий, уроков-фантазий, литературных гостиных и проч.) вносят разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.
Данная статья, представленный в нем анализ дополнительных материалов электронных учебников по творчеству В. Ванюшева послужит основой при моделировании современного урока по изучению его произведений в основной и средней школе. Возможно включение материалов в учебные курсы и спецкурсы по творчеству В. Ванюшева, по современной удмуртской поэзии в образовательных организациях Удмуртской Республики.
Литература:
1. Белоусова Е.И. Компьютер и информационные технологии в литературном образовании школьников. // Литература в школе. 2014. № 8. С. 27-29.
2. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. [Электронный ресурс]. М.: Академ А, 1999. ULR: http://pedlib.ru/Books/2/0497/2 0497-5.shtml#book page top
3. Вейдле В.В. Эмбриология поэзии [Электронный ресурс]. ULR: https://royallib.eom/read/v veydle/embriologiya_poezii.html#64780 (дата обращения: 12.09.2020)
4. Княжицкий А.И., Лазарева В. А. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы [Электронный ресурс]. М.: Просвещение, 2000. ULR: https://Hterature-edu.ru/literatura/14612/index.html (дата обращения: 11.10.2020)
5. Кузнецов А.А., Суворова Т.Н. Развитие методической системы обучения в условиях информатизации образования [Электронный ресурс] // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 12. С. 182-187. ULR: https://cyberienmka.ru/artide/n/razvitie-metodicheskoy-sistemy-obucheniya-v-usloviyah-informatizatsii-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 11.10.2020)
6. Масленикова О.Н. Работа с электронной формой учебника: Методическое пособие. Москва: Дрофа, 2016. 51 с.
7. Первезенцева Э.А. Разработка комплекса электронных образовательных ресурсов и его использование для самостоятельной информационной учебной деятельности: автореф. Дисс. ... к. пед. н. Москва, 2013. 19 с.
8. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. 3-е изд. [Электронный ресурс]. М.: Учпедгиз, 1963. 313 с. ULR: http://eHb.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=rybnikova_ocherki-po-metodike-literaturnogo 1963&bookhl (дата обращения: 28.09.2020)
9. Суворова Т.Н. Электронные образовательные ресурсы как компонент современной информационной образовательной среды // Информатика и образование. 2014. № 3. С. 53-57.
10. Текущее состояние и динамика этноязыковой ситуации в сфере образования Удмуртской Республики: Информационно-аналитический сборник / Отв. редактор Н.И. Ураськина, редакционная коллегия: Л.В. Бусыгина, Л.В. Вахрушева, Н.П. Ямаева. Выпуск 5. Ижевск, 2020. 130 с.
11. Чертов В.Ф. Художественная информация в современном мире и уроки литературы // Проблемы изучения литературы в современном информационно-образовательном пространстве. XXIl Голубковские чтения: 17 Материалы международной науч.-практ. конференции, 21 - 22 марта 2014 г. / Отв. ред.
B.Ф. Чертов. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2015. С. 5-10.
12. Шибанов В.Л. И потаенная сила родника. (В.М. Ванюшеву - 75) // Вордскем кыл. 2011. № 1.
C. 34-38.