Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЙ И МОТИВАЦИЙ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В ВУЗЕ'

АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЙ И МОТИВАЦИЙ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magyar Tudományos Journal
Область наук
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / PHYSICAL ACTIVITY / MOTIVATIONAL-VALUE ATTITUDE / HEALTH PROMOTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирза М.Ю., Чувакин А.Л., Ушхо Ю.Д., Ельникова О.О., Тутаришев А.К.

B данной работе рассматривается влияние мотивационно-ценностного отношения на повышение уровня двигательной активности студентов, формирование и активизацию потребности в укреплении здоровья средствами физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирза М.Ю., Чувакин А.Л., Ушхо Ю.Д., Ельникова О.О., Тутаришев А.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STUDENTS' ATTITUDES AND MOTIVATIONS TO PARTICIPATING IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE UNIVERSITY

This paper examines the influence of motivational and value attitudes on increasing the level of students' physical activity, the formation and activation of the need for health promotion by means of physical culture.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЙ И МОТИВАЦИЙ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В ВУЗЕ»

АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЙ И МОТИВАЦИЙ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В ВУЗЕ

Мирза М. Ю., Чувакин А. Л., Ушхо Ю. Д., Ельникова О. О., Тутаришев А. К.

преподаватели кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «АГУ» Адыгейского государственного университета

ANALYSIS OF STUDENTS' ATTITUDES AND MOTIVATIONS TO PARTICIPATING IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE UNIVERSITY

Mirza M. Chuvakin A.

Ushho Yu. Elnikova O. Tutarishev A.

the teachers of the pulpit of the physical education FGBOU IN "AGU"

Adyghe State University

Аннотация:

B данной работе рассматривается влияние мотивационно-ценностного отношения на повышение уровня двигательной активности студентов, формирование и активизацию потребности в укреплении здоровья средствами физической культуры. Abstract:

This paper examines the influence of motivational and value attitudes on increasing the level of students' physical activity, the formation and activation of the need for health promotion by means of physical culture.

Ключевые слова: двигательная активность, мотивационно-ценностное отношение, укрепление здоровья.

Keywords: physical activity, motivational-value attitude, health promotion.

Вопросу проведения исследований по изучению интересов и потребностей студенческой молодежи в области физической культуры и здорового образа жизни, формированию физической культуры личности в образовательной среде вуза, всегда уделялось большое внимание на разных уровнях. На сегодняшний день от будущих специалистов требуется высокий уровень адаптационных возможностей, предъявляются повышенные требования к состоянию их здоровья. Эти вопросы может решить эффективная организация процесса физического воспитания студентов высших учебных заведений.

Обучение в высшем учебном заведении, на фоне дефицита двигательной активности, характеризуется хроническим эмоциональным и умственным переутомлением, что, зачастую, замедляет процесс адаптации студентов, вызывая нервно-психические срывы и различные расстройства. В связи с этим, весьма актуальным является поиск альтернативных средств и методов, мотивирующих к занятиям физической культурой и спортом. Определение таких приоритетов и интересов к занятиям физической культурой и спортом, вдохновляющих человека, побуждающих к действию и имеющих определенную целевую направленность, даст возможность сформировать потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями, поможет определить эффективность организации физической подготовки студентов [3].

Одним из важнейших педагогических условий, которое должно оказать существенное влияние на повышение уровня двигательной активности студентов, является формирование мотивационно-ценностного отношения и активизации потребности студентов в укреплении здоровья средствами физической культуры. Это позволит эффективно формировать двигательные умения и навыки, физические качества, а также здоровый образ жизни.

Выделяют следующие мотивы, связанные с занятиями физической культурой:

- физического совершенствования - стремление ускорить темпы собственного физического развития, занять достойное место в своём окружении, добиться признания и уважения;

- дружеской солидарности, продиктованные желанием быть вместе с друзьями, общаться и сотрудничать с ними;

- долженствования, связанные с необходимостью посещать занятия по физической культуре, выполнять требования учебной программы;

- соперничества, характеризующий стремление выделиться, самоутвердиться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего;

- подражания, связанный со стремлением быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной деятельности, обла-

дает особыми качествами или достоинствами, приобретенными в результате занятий физической культурой;

- спортивный мотив, определяющий стремление достижения каких-либо значительных результатов;

- процессуальный, сосредотачивающий внимание не на результате деятельности, а на самом процессе занятий физической культурой;

- игровой, выступающий средством развлечения, нервной разрядки и отдыха;

- комфортности, определяющий желание заниматься физической культурой в благоприятных условиях и др.

С целью исследования мотивации у студентов Адыгейского государственного университета по увеличению объема двигательной активности, было проведено исследование, в октябре-декабре 2020 года. В работе участвовало 93 студента (76 девушек и 17 юношей) 2-х курсов педагогических факультетов.

Опрос состоял из нескольких направлений, объединенных в группы анкет: в первую группу были включены вопросы, касающиеся мотивов к занятиям физической культурой и спортом, во вторую - вовлеченности студентов в занятия физической культурой и спортом и третью - раскрывающие интересы опрашиваемых в сфере физкуль-турно-спортивной деятельности.

В первой группе ответы распределились, по мере значимости, следующим образом:

- 52% указали на потребность в успеваемости по предмету «Физическая культура»;

- 32% на возможность общения со сверстниками;

- 15%, как на возможность полезного времяпрепровождения;

- 42% для приобретение необходимых знаний.

Относительно высокий процент по 4 вопросу,

обусловлен возможностью приобретения знаний и умений, необходимых для дальнейшей работы во время педагогических практик и работе в летних детских лагерях.

В второй группе, (группа мотивов «здоровья»), результаты оказались следующими:

- наиболее ценный мотив для большинства являются мотивы укрепления здоровья - 58% и снижения заболеваемости 52%;

- далее- мотив воспитания физических качеств

38%;

- с целью улучшения самочувствия - 43% опрошенных;

- для удовлетворения потребности в движении - 28%.

Что касается опроса по третьей группе, где изучались интересы к тем или иным видам физ-культурно-спортивной деятельности, выяснилось следующее:

- 75%, а это в основном девушки, отдают предпочтение фитнесу и шейпингу;

- и лишь 25% - обязательным видам программы, в том числе: волейболу (11%), настольный теннис (8%), баскетбол (5%) и легкая атлетика (1%).

Анализ полученной информации свидетельствует о мозаичности структуры знаний студентов, их недостаточной упорядоченности и взаимосвязи. Имеющиеся знания не обладают необходимым функциональным характером для использования в повседневной жизнедеятельности, а студентам не хватает поисково-познавательной активности для их пополнения и расширения. Полученные данные дают основание к суждению о наличии противоречия между абсолютной ценностью общих положений здорового образа жизни и конкретными ценностями его поддержания, в том числе профессионального здоровья. Их разрешение - одна из ведущих задач в биосоциальном развитии студентов. Также необходимо расширить количество видов физкультурно-спортивной деятельности в рамках учебной программы, которые смогли бы вовлечь данный контингент студентов в занятия по физическому воспитанию.

Список литературы:

1. Биличенко Е.А. Анализ мотивации к занятиям физическими упражнениями и ее использование для повышения эффективности занятий по физическому воспитанию со студентками / Е.А. Биличенко //Физическое воспитание студентов. -2010. - № 4. - С. 12-14.

2. Круцевич Т.Ю. Отношение студентов к занятиям по физическому воспитанию в вузе / Т.Ю. Круцевич, О.Ю. Марченко //Физическое воспитание и спорт в системе образования как фактор физического и духовного оздоровления нации // Международная научно-практическая конференция. -Минск: БГУФК, 2009. - Ч. 2. - С. 150-153.

3. Мирза М.Ю., Ушхо Ю.Д., Ельникова О.О., Отношение студенческой молодежи к проблеме формирования здоровья методами физического воспитания / Республиканские педагогические чтения "Современные образовательные системы: опыт. проблемы и пути реализации ФГОС". - Майкоп. АПК. 2018 г. - С. 55-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.