Ду Цзюань
Аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.
Анализ особенностей резьбы животных на лаковых изделиях из дворца-музея
Использование резных фигурок животных и картин в лаковых изделиях играет важную роль в истории китайского искусства. Оно является не только носителем культурного наследия и инноваций, но и отражением прошлого и социальной среды. Путем анализа литературы и полевых исследований это исследование показало [1], что резные изображения животных и картины в лаковых изделиях Дворца-музея отражают уникальные эстетические характеристики с точки зрения выбора сюжета, техник композиции и стилей выражения. В то же время резные изображения животных и картины несут богатый культурный смысл и имеют глубокие исторические и культурные ценности [2].
Резные изображения животных имеют уникальное применение на лаковых изделиях Дворца-музея. Путем анализа литературы и полевых исследований это исследование показало, что резные изображения животных и картины в лаковых изделиях Дворца-музея отражают уникальные эстетические характеристики с точки зрения выбора сюжета, техник композиции и стилей выражения.
Что касается тематического выбора, резные изображения животных в лаковых изделиях Дворца-музея охватывают широкий спектр животных, включая драконов, фениксов, единорогов, львов и т. д. Эти животные имеют символическое значение в китайской культуре, олицетворяя власть страны, удачу и богатство. Применение в лаковых изделиях еще больше подчеркивает тайну, священность и торжественность этих животных [3].
Крышка шкатулки в форме подсолнуха освящена по форме, на ней выгравировано изображение Восьми Бессмертных, поздравляющих дни рождения. И край крышки, и стенка ящика имеют восемь отверстий и украшены изображениями лошадей, цветов и птиц соответственно. Окружающая часть украшена деформированными узорами драконов, а нижняя часть украшена узором лотоса. Внутренняя часть и основание коробки окрашены в черный цвет. Краска на этой шкатулке неглубокая, но резь-
Рис 1. Коробка-лепесток подсолнуха с красной Восьмёркой Бессмертных.
Поздняя династия Мин / высота 22,8 см / диаметр 28 см.
Рис 2. Коробка в форме персика с изображением Чжан Голао, пересекающего море, в зеленом и цветном исполнении.
Средняя династия Цин / Высота 7 см / Калибр 13 см.
ба очень тщательная, особенно фигуры, которые очень похожи на живые.
Шкатулка полностью выкрашена зеленой краской и украшена бушующей морской водой и перекатывающимися по волнам красными лепестками. На передней стороне крышки шкатулки из красного лака вырезано изображение Чжан Голао, держащего кнут и едущего на лошади по волнам. Метод заключается в том, чтобы сначала нанести зеленую краску, чтобы вырезать волны, затем удалить всю зеленую краску внутри контуров людей, животных и лепестков в соответствии с рисунком, затем заполнить ее красной краской и вырезать изображения бессмертных, едущих на ослах, и лепестки, так красный и зеленый различимы и имеют рельефный эффект. Детали персонажей и животных вырезаны ножом после окраски, они вырезаны плавно и свободно.Руки осла прямые и тонкие, как паутина, а четыре копыта парят в воздухе, придавая людям изысканный вид. ощущение галопирующего движения.
Тема этого рисунка коробки взята из мифа и легенды о восьми бессмертных, пересекающих море.Узор на поверхности сосуда выполнен методом частичного добавления цвета, который в «Украшениях Цинь» называется «вертикальным цветом». резкий цветовой контраст делает
тему более заметной.
«Хайма» — лошадь, живущая в море в китайской мифологии, внешне похожая на крылатого коня, высокая и могучая. Способен ходить по морю, как по ровной земле, с пылающим на плечах красным пламенем. Морские коньки производят на людей впечатление безудержных, красивых, энергичных, с необыкновенным восприятием и бесстрашным духом жертвенности. Они могут путешествовать по бурному и непредсказуемому морю, осмеливаются противостоять опасным морским зверям, являются верными помощниками своих хозяев, обладают духом самопожертвования и являются символом храбрости и победы. Морской конек верен, храбр и благоприятен, а его мудрость и мощь достигают неба и моря, достигая всех направлений, отгоняя зло в море и защищая безопасность своего владельца. Это бог войны в море, который символизирует защиту императора.
С точки зрения композиционной техники резные изображения животных на лаковых изделиях Дворца-музея ориентированы на симметрию и баланс [4].
В «Записях декора» упоминается, что на этом сосуде, представляющем собой образец сочетания золотых и серебряных кусочков, умело использован метод «вырезания цвета раковины и нанесения ее по цвету» из тонкого перламутра и добавления золотых и серебряных кусочков. Тонкий перламутр и техника росписи золотом в эпоху династии Цин [5].
Фигурные картины с изображением людей и лошадей в качестве тем не занимают важного места в истории живописи Мин и Цин. Напротив, пейзажные узоры были основным стилем династий Мин и Цин. В отличие от простых узоров лошадей, эти узоры лошадей в основном крепились к фону пейзажных картин и были изюминкой пейзажных узоров. В горах имеется большое количество пейзажных картин с изображением ручьев, пейзажей и старших ученых.Лошади часто используются в качестве компаньонов и ездовых животных для владельцев картин. Хотя кисть и тушь немногочисленны, они могут отражать эволюцию живописи лошадей во времена династий Мин и Цин.
С точки зрения стиля выражения, фигуры и резные изображения жи-
Рис 3. Красная квадратная коробка времен династии Цин с узором в виде морского конька.
Рис. 4. Прямоугольная шкатулка, инкрустированная черным лакированным перламутром, с изображением дани.
Ранняя династия Цин / высота 6,5 см / длина 43,8 см / ширина 30 см.
Рис. 5. Прямоугольная шкатулка, инкрустированная черным лакированным перламутром, с изображением дани.
Ранняя династия Цин / высота 6,5 см / длина 43,8 см / ширина 30 см.
вотных на лаковых изделиях Дворца-музея имеют ярко выраженный традиционный стиль. Коробка имеет изящные линии и изысканную резьбу, имеет квадратную форму, с медными кольцами с узорами золотого феникса с обеих сторон. Передняя и верхняя часть представляют собой выдвижные дверцы, внутри находятся пять больших и маленьких ящиков. За исключением дна шкатулки, все остальные стороны и внешние стенки ящиков окрашены в черный цвет и инкрустированы тонким перламутром, золотыми и серебряными кусочками для создания изображений детей, играющих во дворе. прыжки через скакалку, езда на лошадке-качалке, волчки, борьба, танцы, игра в куклы и т. д. Края и четыре стороны ящика украшены мелким ракушечником, образующим декоративный узор. а золотые и серебряные вставки на экране дополняют друг друга и выглядят великолепно. Это прекрасное изделие из перламутрового лака времен ранней династии Цин.
Резные изображения животных и картины на лаковых изделиях Дворца-музея имеют множество характеристик, отражающих изысканное сочетание древней китайской культуры и мастерства. Ниже приводится обзор особенностей резьбы животных на лаковых изделиях из Дворцового музея [6]:
Богатые узоры: на лаковых изделиях с резьбой животных изображены разнообразные рисунки животных, включая драконов, фениксов, едино-
рогов, тигров, рыб и т. д. Эти узоры часто очень декоративны и красочны, что повышает художественную ценность лаковых изделий [7].
Символическое значение: эти рисунки животных часто имеют символическое значение, представляя различные ценности, такие как удача, сила, долголетие, счастье, храбрость и т. д. Они являются не просто украшениями, но также несут в себе оттенок культуры и верований [8].
Традиционные темы: резные изображения животных обычно вращаются вокруг тем традиционной китайской культуры, таких как дворцовая жизнь, мифы и легенды, исторические события и т. д. Эти темы тесно связаны с древнекитайским обществом и придворной культурой.
Драгоценные материалы: При производстве лаковых изделий обычно используются драгоценные материалы, такие как дерево, металл, ракушки и т. д., а также несколько слоев лаковой краски. Эти материалы придают лаковым изделиям благородный внешний вид и долговечность.
Дворцовая традиция: Большая часть лаковых изделий в дворцовом музее происходит из дворцовой традиции феодального общества Китая. Они могут быть коллекциями королевской семьи или знати и поэтому имеют особую историческую ценность. Это исследование также показало, что резные изображения и картины животных несут богатый культурный смысл в своем долгом историческом наследии, отражая глубокие исторические и культурные отложения. Резные изображения животных и картины в лаковых изделиях Дворца-музея являются не только формами художественного выражения, но и отражают важную часть древней китайской культуры. Эти резные изображения животных играют важную роль в традиционной культуре, олицетворяя трепет и поклонение людей перед миром природы, а также неся прекрасное представление людей о счастье и удаче.
Заключение
Исследование раскрывает уникальные особенности резьбы животных на лаковых изделиях из Дворца-музея посредством углубленного анализа. Исследование показало, что резные изображения животных и картины в лаковых изделиях Дворца-музея отражают уникальные эстетические характеристики с точки зрения выбора сюжета [10], композиционных приемов и стилей выражения. Кроме того, резные изображения животных и картины несут богатый культурный смысл в своем долгом историческом наследии, отражая глубокие исторические и культурные отложения. Резные изображения животных и картины в лаковых изделиях Дворца-музея являются не только формами художественного выраже-
ния, но и отражают важную часть древней китайской культуры. Заключение этого исследования представляет собой теоретическую основу для дальнейшего изучения и наследования ценности резных изображений животных на лаковых изделиях из Дворца-музея.
Список литературы:
1. Чжан Хунвэй Китайское лаковое искусство: преемственность в развитии от традиции к современности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. № 152. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kitayskoe-lakovoe-iskusstvo-preemstvennost-v-razvitii-ot-traditsii-k-sovremennosti .
2. Бутов А.Ю., Салтанов М.А. Федоскинская лаковая миниатюра - старейший лаковый традиционный промысел России // Традиционное прикладное искусство и образование. 2020. № 1 (32). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fedoskinskaya-lakovaya-miniatyura-stareyshiy-lakovyy-traditsionnyy-promysel-rossii .
3. Загирова Гузель Ильдаровна Скрытые (?) vs. реалистичные изображения животных в свете культуры ислама. На примере ганчевого декора IX-XII вв. Средней Азии // Исламоведение. 2019. № 3. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skrytye-vs-realistichnye-izobrazheniya-zhivotnyh-v-svete-kultury-islama-na-primere-ganchevogo-dekora-ix-xii-vv-sredney-azii.
4. Никитина Т.В. Характер и функции архитектурного пейзажа в лаковой миниатюрной живописи Холуя // Традиционное прикладное искусство и образование. 2019. № 2 (28). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakter-i-funktsii-arhitekturnogo-peyzazha-v-lakovoy-miniatyurnoy-zhivopisi-holuya.
5. Hyosan.Лаковая миниатюра Востока. Инкрустация перламутром // Арт-проект творческого коллектива Zen Designer. 11 сентября 2012 // URL: http://zen-designer.ru/articles/610-lakovaya-miniatyura-vostoka-inkrustatsiya-perlamutrom.
6. Ван Ци. Анализ сюжетов китайского резного нефрита из коллекции музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (кунсткамера) российской академии наук // Человек и культура. 2022. № 6. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-syu-zhetov-kitayskogo-reznogo-nefrita-iz-kollektsii-muzeya-antropologii-i-etnografii-im-petra-velikogo-kunstkamera-rossiyskoy.
7. Китайская лаковая посуда // Энциклопедия. // URL: https://gallerix.ru/pedia/east-asian-art--lacquerware
8. Фу Сяося Тайна и символика китайского благопожелательного рисунка // Вестник ЧелГУ. 2010. № 16. // URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/tayna-i-simvolika-kitayskogo-blagopozhelatelnogo-risunk.
9. Японские и китайские художественные лаки. — Текст: электронный // Искусствоед.ру - сетевой ресурс об искусстве и культуре: [сайт]. 2018. // URL: https://iskusstvoed.ru/2018/03/30/japonskie-i-kitajskie-hudozhestvennye
10. Лавров Д.Е. Традиционные орнаментальные техники в изделиях федоскинской лаковой миниатюры советского периода // Культура и искусство. 2022. № 10. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnye-ornamentalnye-tehniki-v-izdeliyah-fedo-skinskoy-lakovoy-miniatyury-sovetskogo-perioda.
11. https://gallerix.ru/pedia/east-asian-art--lacquerware/
Bibliography
1. Zhang Hongwei Chinese lacquer art: continuity in development from tradition to modernity // News of the Russian State Pedagogical University named after. A.I. Herzen. 2012. № 152. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kitayskoe-lakovoe-iskusstvo-preemst-vennost-v-razvitii-ot-traditsii-k-sovremennosti.
2. Butov A.Yu., Saltanov M.A. Fedoskino lacquer miniature - the oldest traditional lacquer craft in Russia // Traditional applied art and education. 2020. № 1 (32). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fedoskinskaya-lakovaya-miniatyura-stareyshiy-lakovyy-trad-itsionnyy-promysel-rossii.
3. Zagirova Guzel Ildarovna Hidden (?) vs. realistic images of animals in the light of Islamic culture. Using the example of ganch decor from the 9th-12th centuries. Central Asia // Islamic Studies. 2019. № 3. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skrytye-vs-realis-tichnye-izobrazheniya-zhivotnyh-v-svete-kultury-islama-na-primere-ganchevogo-dekora-ix-xii -vv-sredney-azii.
4. Nikitina T.V. The nature and functions of the architectural landscape in lacquer miniature painting of Kholuy // Traditional applied art and education. 2019. № 2 (28). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakter-i-funktsii-arhitekturnogo-peyzazha-v-lako-voy-miniatyurnoy-zhivopisi-holuya.
5. Hyosan. Lacquer miniature of the East. Mother-of-pearl inlay // Art project of the creative team Zen Designer. September 11, 2012 // URL: http://zen-designer.ru/articles/610-lakovaya-miniatyura-vostoka-inkrustatsiya-perlamutrom.
6. Wang Qi. Analysis of Chinese carved jade scenes from the collection of the Museum of Anthropology and Ethnography. Peter the Great (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences // Man and Culture. 2022. № 6. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/anal-iz-syuzhetov-kitayskogo-reznogo-nefrita-iz-kollektsii-muzeya-antropologii-i-etnografii-im-petra-velikogo-kunstkamera-rossiyskoy.
7. Chinese lacquerware // Encyclopedia. // URL: https://gallerix.ru/pedia/east-asian-art--lacquerware
8. Fu Xiaoxia The secret and symbolism of the Chinese benevolent drawing // Bulletin of ChelSU. 2010. № 16. // URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/tayna-i-simvolika-kitayskogo-blagopozhelatelnogo-risunk.
9. Japanese and Chinese artistic varnishes. — Text: electronic // Iskusstvoed.ru - network resource about art and culture: [site]. 2018. // URL: https://iskusstvoed.ru/2018/03/30/japonskie-i-kitajskie-hudozhestvennye
10. Lavrov D.E. Traditional ornamental techniques in products of Fedoskino lacquer miniatures of the Soviet period // Culture and Art. 2022. № 10. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnye-ornamentalnye-tehniki-v-izdeliyah-fedoskinskoy-lakovoy-mini-atyury-sovetskogo-perioda.
11. https://gallerix.ru/pedia/east-asian-art--lacquerware/