Научная статья на тему 'Анализ особенностей резьбы животных на лаковых изделиях из дворца-музея'

Анализ особенностей резьбы животных на лаковых изделиях из дворца-музея Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дворец-музей / лаковые изделия / резные изображения животных / уникальные характеристики / культурный подтекст / palace-museum / varnish products / carved images of animals / unique characteristics / cultural subtext

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ду Цзюань

Изображения и росписи животных, найденные на лаковой посуде Дворцового музея, являющегося важным историко-культурным объектом Китая, обладают особыми свойствами. Целью данного исследования является всесторонний анализ изображений животных, представленных на лаковой посуде Дворцового музея, и выявление их уникальных особенностей. Изучив соответствующую литературу и проведя полевые исследования, мы обнаружили, что резные изображения и росписи животных обладают замечательными эстетическими характеристиками благодаря выбору сюжетов, композиционным приемам и стилю выражения. В данной статье будут проведены исследования по трем основным аспектам. Сначала мы дадим обзор истории резьбы животных на лаковых изделиях в Дворце-музее, обсудим исторический статус и функции лаковых изделий, а также применение резьбы животных на лаковых изделиях. Во-вторых, мы специально проанализируем животную тематику в лаковых изделиях Дворца-музея, выявим и уточним основные образы животных, проанализируем символику и смысл видений животных. Наконец, мы изучим художественные характеристики и влияние резьбы животных на лаковые изделия в Дворце-музее, проанализируем художественные стили и методы, а также изучим влияние резьбы животных на социальную культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the features of animal carvings on lacquer ware from the palace museum

Images and paintings of animals found on lacquer ware of the Palace Museum, which is an important historical and cultural site in China, have special properties. The purpose of this study is to comprehensively analyze the images of animals presented on the lacquer ware of the Palace Museum and identify their unique features. After reviewing the relevant literature and conducting field research, we found that animal carvings and paintings have remarkable aesthetic characteristics due to the choice of subjects, compositional techniques and style of expression. In addition, our research has shown that these images have deep cultural significance due to their long historical heritage. The findings confirm that the animal carvings and paintings adorning the Palace Museum’s lacquer ware are not only artistic expressions, but also carry rich cultural meaning.

Текст научной работы на тему «Анализ особенностей резьбы животных на лаковых изделиях из дворца-музея»

Ду Цзюань

Аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.

Анализ особенностей резьбы животных на лаковых изделиях из дворца-музея

Использование резных фигурок животных и картин в лаковых изделиях играет важную роль в истории китайского искусства. Оно является не только носителем культурного наследия и инноваций, но и отражением прошлого и социальной среды. Путем анализа литературы и полевых исследований это исследование показало [1], что резные изображения животных и картины в лаковых изделиях Дворца-музея отражают уникальные эстетические характеристики с точки зрения выбора сюжета, техник композиции и стилей выражения. В то же время резные изображения животных и картины несут богатый культурный смысл и имеют глубокие исторические и культурные ценности [2].

Резные изображения животных имеют уникальное применение на лаковых изделиях Дворца-музея. Путем анализа литературы и полевых исследований это исследование показало, что резные изображения животных и картины в лаковых изделиях Дворца-музея отражают уникальные эстетические характеристики с точки зрения выбора сюжета, техник композиции и стилей выражения.

Что касается тематического выбора, резные изображения животных в лаковых изделиях Дворца-музея охватывают широкий спектр животных, включая драконов, фениксов, единорогов, львов и т. д. Эти животные имеют символическое значение в китайской культуре, олицетворяя власть страны, удачу и богатство. Применение в лаковых изделиях еще больше подчеркивает тайну, священность и торжественность этих животных [3].

Крышка шкатулки в форме подсолнуха освящена по форме, на ней выгравировано изображение Восьми Бессмертных, поздравляющих дни рождения. И край крышки, и стенка ящика имеют восемь отверстий и украшены изображениями лошадей, цветов и птиц соответственно. Окружающая часть украшена деформированными узорами драконов, а нижняя часть украшена узором лотоса. Внутренняя часть и основание коробки окрашены в черный цвет. Краска на этой шкатулке неглубокая, но резь-

Рис 1. Коробка-лепесток подсолнуха с красной Восьмёркой Бессмертных.

Поздняя династия Мин / высота 22,8 см / диаметр 28 см.

Рис 2. Коробка в форме персика с изображением Чжан Голао, пересекающего море, в зеленом и цветном исполнении.

Средняя династия Цин / Высота 7 см / Калибр 13 см.

ба очень тщательная, особенно фигуры, которые очень похожи на живые.

Шкатулка полностью выкрашена зеленой краской и украшена бушующей морской водой и перекатывающимися по волнам красными лепестками. На передней стороне крышки шкатулки из красного лака вырезано изображение Чжан Голао, держащего кнут и едущего на лошади по волнам. Метод заключается в том, чтобы сначала нанести зеленую краску, чтобы вырезать волны, затем удалить всю зеленую краску внутри контуров людей, животных и лепестков в соответствии с рисунком, затем заполнить ее красной краской и вырезать изображения бессмертных, едущих на ослах, и лепестки, так красный и зеленый различимы и имеют рельефный эффект. Детали персонажей и животных вырезаны ножом после окраски, они вырезаны плавно и свободно.Руки осла прямые и тонкие, как паутина, а четыре копыта парят в воздухе, придавая людям изысканный вид. ощущение галопирующего движения.

Тема этого рисунка коробки взята из мифа и легенды о восьми бессмертных, пересекающих море.Узор на поверхности сосуда выполнен методом частичного добавления цвета, который в «Украшениях Цинь» называется «вертикальным цветом». резкий цветовой контраст делает

тему более заметной.

«Хайма» — лошадь, живущая в море в китайской мифологии, внешне похожая на крылатого коня, высокая и могучая. Способен ходить по морю, как по ровной земле, с пылающим на плечах красным пламенем. Морские коньки производят на людей впечатление безудержных, красивых, энергичных, с необыкновенным восприятием и бесстрашным духом жертвенности. Они могут путешествовать по бурному и непредсказуемому морю, осмеливаются противостоять опасным морским зверям, являются верными помощниками своих хозяев, обладают духом самопожертвования и являются символом храбрости и победы. Морской конек верен, храбр и благоприятен, а его мудрость и мощь достигают неба и моря, достигая всех направлений, отгоняя зло в море и защищая безопасность своего владельца. Это бог войны в море, который символизирует защиту императора.

С точки зрения композиционной техники резные изображения животных на лаковых изделиях Дворца-музея ориентированы на симметрию и баланс [4].

В «Записях декора» упоминается, что на этом сосуде, представляющем собой образец сочетания золотых и серебряных кусочков, умело использован метод «вырезания цвета раковины и нанесения ее по цвету» из тонкого перламутра и добавления золотых и серебряных кусочков. Тонкий перламутр и техника росписи золотом в эпоху династии Цин [5].

Фигурные картины с изображением людей и лошадей в качестве тем не занимают важного места в истории живописи Мин и Цин. Напротив, пейзажные узоры были основным стилем династий Мин и Цин. В отличие от простых узоров лошадей, эти узоры лошадей в основном крепились к фону пейзажных картин и были изюминкой пейзажных узоров. В горах имеется большое количество пейзажных картин с изображением ручьев, пейзажей и старших ученых.Лошади часто используются в качестве компаньонов и ездовых животных для владельцев картин. Хотя кисть и тушь немногочисленны, они могут отражать эволюцию живописи лошадей во времена династий Мин и Цин.

С точки зрения стиля выражения, фигуры и резные изображения жи-

Рис 3. Красная квадратная коробка времен династии Цин с узором в виде морского конька.

Рис. 4. Прямоугольная шкатулка, инкрустированная черным лакированным перламутром, с изображением дани.

Ранняя династия Цин / высота 6,5 см / длина 43,8 см / ширина 30 см.

Рис. 5. Прямоугольная шкатулка, инкрустированная черным лакированным перламутром, с изображением дани.

Ранняя династия Цин / высота 6,5 см / длина 43,8 см / ширина 30 см.

вотных на лаковых изделиях Дворца-музея имеют ярко выраженный традиционный стиль. Коробка имеет изящные линии и изысканную резьбу, имеет квадратную форму, с медными кольцами с узорами золотого феникса с обеих сторон. Передняя и верхняя часть представляют собой выдвижные дверцы, внутри находятся пять больших и маленьких ящиков. За исключением дна шкатулки, все остальные стороны и внешние стенки ящиков окрашены в черный цвет и инкрустированы тонким перламутром, золотыми и серебряными кусочками для создания изображений детей, играющих во дворе. прыжки через скакалку, езда на лошадке-качалке, волчки, борьба, танцы, игра в куклы и т. д. Края и четыре стороны ящика украшены мелким ракушечником, образующим декоративный узор. а золотые и серебряные вставки на экране дополняют друг друга и выглядят великолепно. Это прекрасное изделие из перламутрового лака времен ранней династии Цин.

Резные изображения животных и картины на лаковых изделиях Дворца-музея имеют множество характеристик, отражающих изысканное сочетание древней китайской культуры и мастерства. Ниже приводится обзор особенностей резьбы животных на лаковых изделиях из Дворцового музея [6]:

Богатые узоры: на лаковых изделиях с резьбой животных изображены разнообразные рисунки животных, включая драконов, фениксов, едино-

рогов, тигров, рыб и т. д. Эти узоры часто очень декоративны и красочны, что повышает художественную ценность лаковых изделий [7].

Символическое значение: эти рисунки животных часто имеют символическое значение, представляя различные ценности, такие как удача, сила, долголетие, счастье, храбрость и т. д. Они являются не просто украшениями, но также несут в себе оттенок культуры и верований [8].

Традиционные темы: резные изображения животных обычно вращаются вокруг тем традиционной китайской культуры, таких как дворцовая жизнь, мифы и легенды, исторические события и т. д. Эти темы тесно связаны с древнекитайским обществом и придворной культурой.

Драгоценные материалы: При производстве лаковых изделий обычно используются драгоценные материалы, такие как дерево, металл, ракушки и т. д., а также несколько слоев лаковой краски. Эти материалы придают лаковым изделиям благородный внешний вид и долговечность.

Дворцовая традиция: Большая часть лаковых изделий в дворцовом музее происходит из дворцовой традиции феодального общества Китая. Они могут быть коллекциями королевской семьи или знати и поэтому имеют особую историческую ценность. Это исследование также показало, что резные изображения и картины животных несут богатый культурный смысл в своем долгом историческом наследии, отражая глубокие исторические и культурные отложения. Резные изображения животных и картины в лаковых изделиях Дворца-музея являются не только формами художественного выражения, но и отражают важную часть древней китайской культуры. Эти резные изображения животных играют важную роль в традиционной культуре, олицетворяя трепет и поклонение людей перед миром природы, а также неся прекрасное представление людей о счастье и удаче.

Заключение

Исследование раскрывает уникальные особенности резьбы животных на лаковых изделиях из Дворца-музея посредством углубленного анализа. Исследование показало, что резные изображения животных и картины в лаковых изделиях Дворца-музея отражают уникальные эстетические характеристики с точки зрения выбора сюжета [10], композиционных приемов и стилей выражения. Кроме того, резные изображения животных и картины несут богатый культурный смысл в своем долгом историческом наследии, отражая глубокие исторические и культурные отложения. Резные изображения животных и картины в лаковых изделиях Дворца-музея являются не только формами художественного выраже-

ния, но и отражают важную часть древней китайской культуры. Заключение этого исследования представляет собой теоретическую основу для дальнейшего изучения и наследования ценности резных изображений животных на лаковых изделиях из Дворца-музея.

Список литературы:

1. Чжан Хунвэй Китайское лаковое искусство: преемственность в развитии от традиции к современности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. № 152. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kitayskoe-lakovoe-iskusstvo-preemstvennost-v-razvitii-ot-traditsii-k-sovremennosti .

2. Бутов А.Ю., Салтанов М.А. Федоскинская лаковая миниатюра - старейший лаковый традиционный промысел России // Традиционное прикладное искусство и образование. 2020. № 1 (32). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fedoskinskaya-lakovaya-miniatyura-stareyshiy-lakovyy-traditsionnyy-promysel-rossii .

3. Загирова Гузель Ильдаровна Скрытые (?) vs. реалистичные изображения животных в свете культуры ислама. На примере ганчевого декора IX-XII вв. Средней Азии // Исламоведение. 2019. № 3. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skrytye-vs-realistichnye-izobrazheniya-zhivotnyh-v-svete-kultury-islama-na-primere-ganchevogo-dekora-ix-xii-vv-sredney-azii.

4. Никитина Т.В. Характер и функции архитектурного пейзажа в лаковой миниатюрной живописи Холуя // Традиционное прикладное искусство и образование. 2019. № 2 (28). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakter-i-funktsii-arhitekturnogo-peyzazha-v-lakovoy-miniatyurnoy-zhivopisi-holuya.

5. Hyosan.Лаковая миниатюра Востока. Инкрустация перламутром // Арт-проект творческого коллектива Zen Designer. 11 сентября 2012 // URL: http://zen-designer.ru/articles/610-lakovaya-miniatyura-vostoka-inkrustatsiya-perlamutrom.

6. Ван Ци. Анализ сюжетов китайского резного нефрита из коллекции музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (кунсткамера) российской академии наук // Человек и культура. 2022. № 6. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-syu-zhetov-kitayskogo-reznogo-nefrita-iz-kollektsii-muzeya-antropologii-i-etnografii-im-petra-velikogo-kunstkamera-rossiyskoy.

7. Китайская лаковая посуда // Энциклопедия. // URL: https://gallerix.ru/pedia/east-asian-art--lacquerware

8. Фу Сяося Тайна и символика китайского благопожелательного рисунка // Вестник ЧелГУ. 2010. № 16. // URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/tayna-i-simvolika-kitayskogo-blagopozhelatelnogo-risunk.

9. Японские и китайские художественные лаки. — Текст: электронный // Искусствоед.ру - сетевой ресурс об искусстве и культуре: [сайт]. 2018. // URL: https://iskusstvoed.ru/2018/03/30/japonskie-i-kitajskie-hudozhestvennye

10. Лавров Д.Е. Традиционные орнаментальные техники в изделиях федоскинской лаковой миниатюры советского периода // Культура и искусство. 2022. № 10. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnye-ornamentalnye-tehniki-v-izdeliyah-fedo-skinskoy-lakovoy-miniatyury-sovetskogo-perioda.

11. https://gallerix.ru/pedia/east-asian-art--lacquerware/

Bibliography

1. Zhang Hongwei Chinese lacquer art: continuity in development from tradition to modernity // News of the Russian State Pedagogical University named after. A.I. Herzen. 2012. № 152. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kitayskoe-lakovoe-iskusstvo-preemst-vennost-v-razvitii-ot-traditsii-k-sovremennosti.

2. Butov A.Yu., Saltanov M.A. Fedoskino lacquer miniature - the oldest traditional lacquer craft in Russia // Traditional applied art and education. 2020. № 1 (32). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fedoskinskaya-lakovaya-miniatyura-stareyshiy-lakovyy-trad-itsionnyy-promysel-rossii.

3. Zagirova Guzel Ildarovna Hidden (?) vs. realistic images of animals in the light of Islamic culture. Using the example of ganch decor from the 9th-12th centuries. Central Asia // Islamic Studies. 2019. № 3. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skrytye-vs-realis-tichnye-izobrazheniya-zhivotnyh-v-svete-kultury-islama-na-primere-ganchevogo-dekora-ix-xii -vv-sredney-azii.

4. Nikitina T.V. The nature and functions of the architectural landscape in lacquer miniature painting of Kholuy // Traditional applied art and education. 2019. № 2 (28). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakter-i-funktsii-arhitekturnogo-peyzazha-v-lako-voy-miniatyurnoy-zhivopisi-holuya.

5. Hyosan. Lacquer miniature of the East. Mother-of-pearl inlay // Art project of the creative team Zen Designer. September 11, 2012 // URL: http://zen-designer.ru/articles/610-lakovaya-miniatyura-vostoka-inkrustatsiya-perlamutrom.

6. Wang Qi. Analysis of Chinese carved jade scenes from the collection of the Museum of Anthropology and Ethnography. Peter the Great (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences // Man and Culture. 2022. № 6. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/anal-iz-syuzhetov-kitayskogo-reznogo-nefrita-iz-kollektsii-muzeya-antropologii-i-etnografii-im-petra-velikogo-kunstkamera-rossiyskoy.

7. Chinese lacquerware // Encyclopedia. // URL: https://gallerix.ru/pedia/east-asian-art--lacquerware

8. Fu Xiaoxia The secret and symbolism of the Chinese benevolent drawing // Bulletin of ChelSU. 2010. № 16. // URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/tayna-i-simvolika-kitayskogo-blagopozhelatelnogo-risunk.

9. Japanese and Chinese artistic varnishes. — Text: electronic // Iskusstvoed.ru - network resource about art and culture: [site]. 2018. // URL: https://iskusstvoed.ru/2018/03/30/japonskie-i-kitajskie-hudozhestvennye

10. Lavrov D.E. Traditional ornamental techniques in products of Fedoskino lacquer miniatures of the Soviet period // Culture and Art. 2022. № 10. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnye-ornamentalnye-tehniki-v-izdeliyah-fedoskinskoy-lakovoy-mini-atyury-sovetskogo-perioda.

11. https://gallerix.ru/pedia/east-asian-art--lacquerware/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.