Научная статья на тему 'Творчество известных художников федоскинской лаковой миниатюрной живописи – залог развития художественного промысла'

Творчество известных художников федоскинской лаковой миниатюрной живописи – залог развития художественного промысла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художник-миниатюрист / федоскинская лаковая миниатюра / масляная живопись / традиции / преемственность / исполнительское мастерство / авторская миниатюра. / miniaturist artist / Fedoskino lacquer miniature / oil painting / traditions / continuity / performing skills / author's miniature.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головченков О.В.

В статье анализируется вклад современных художников федоскинской лаковой миниатюрной живописи, входивших в творческую группу, возглавляемую Г.И. Ларишевым, в развитие искусства федоскинской лаковой миниатюры. Работа в творческой группе позволила многим художникам раскрыть свой творческий потенциал, найти уникальную, узнаваемую манеру письма, собственный стиль. Творчество каждого художника демонстрирует широкие художественные и стилистические возможности развития данного вида искусства в XXI веке, позволяющие оставаться изделиям из папье-маше интересными, актуальным и востребованными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The creativity of famous artists of Fedoskino lacquer miniature painting – a key to the development of artistic craft

The article analyzes the contribution of contemporary artists of Fedoskino lacquer miniature painting, who were members of the creative group headed by G.I. Larishev, to the development of the art of Fedoskino lacquer miniature painting. Working in the creative group allowed many artists to reveal their creative potential, to find a unique, recognizable manner of painting, their own style. The work of each artist demonstrates the wide artistic and stylistic possibilities of the development of this art form in the XXIst century, which allow papier-mache products to remain interesting, relevant and in demand.

Текст научной работы на тему «Творчество известных художников федоскинской лаковой миниатюрной живописи – залог развития художественного промысла»

Личность в искусстве: о художниках и педагогах традиционного прикладного искусства

УДК 745.542+7.071.1

Голоеченкое О.В., преподаватель, член Творческого союза художников декоративно-прикладного искусства, Федоскинский институт лаковой миниатюрной живописи - филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 141052, Московская область, с. Федоскино, ул. Лукутинская, e-mail: fhpu@mail. ru

Golovchenkov О. V., teacher, member of the Creative union of artists of decorative and applied art, Fedoskino institute of lacquer miniature painting -branch of the Higher school of folk arts (academy), 141052, Moscow region, village Fedoskino, Lukutinskaya str., e-mail: fhpu@mail.ru

Творчество известных художников федоскинской лаковой миниатюрной живописи - залог развития художественного промысла The creativity of famous artists of Fedoskino lacquer miniature painting -a key to the development of artistic craft

Аннотация. В статье анализируется вклад современных художников федоскинской лаковой миниатюрной живописи, входивших в творческую группу, возглавляемую Г.И. Ларишевым, в развитие искусства федоскинской лаковой миниатюры. Работа в творческой группе позволила многим художникам раскрыть свой творческий потенциал, найти уникальную, узнаваемую манеру письма, собственный стиль. Творчество каждого художника демонстрирует широкие художественные и стилистические возможности развития данного вида искусства в XXI веке, позволяющие оставаться изделиям из папье-маше интересными, актуальным и востребованными.

Ключевые слова: художник-миниатюрист, федоскинская лаковая миниатюра, масляная живопись, традиции, преемственность, исполнительское мастерство, авторская миниатюра.

Abstract. The article analyzes the contribution of contemporary artists of Fedoskino lacquer miniature painting, who were members of the creative group headed by G.I. Larishev, to the development of the art of Fedoskino lacquer miniature painting. Working in the creative group allowed many artists to reveal their creative potential, to find a unique, recognizable manner of painting, their own style. The work of each artist demonstrates the wide artistic and stylistic possibilities of the development of this art form in the XXIst century, which allow papier-mache products to remain interesting, relevant and in demand.

Key words: miniaturist artist, Fedoskino lacquer miniature, oil painting, traditions, continuity, performing skills, author's miniature.

Художник, истинный мастер своего дела, всегда отличается наблюдательностью и творческим поиском. Мастера-миниатюристы, работавшие на фабрике Лукутиных, копировали с репродукций образцы западноевропейских и русских художников и, зачастую, вносили собственное видение в копируемый сюжет, прибегали к методу варьирования. Чаще всего это происходило из разницы пропорций оригинала и шкатулки, на которой исполнялась копия, также влияли и выбор подкладки под живопись. Применение перламутра или металлических грунтов и техники письма «по-сквозному» подталкивало мастеров к выбору прозрачных - лессировочных красок, что также привносило в копируемую работу изменения, приводящие к более декоративному звучанию. Искусствовед Н.Д. Соболевский называет таких мастеров интерпретаторами и подчёркивает, что мастер «иногда видоизменяет композицию рисунка, иногда меняет тона подлинника или вносит в композицию новые детали. Всё это делается художником для того, чтобы неписанные законы миниатюры были соблюдены при копировании» [7, с. 32].

После того как в 1931 г. была создана профтехшкола, готовящая кадры для Федоскинской трудовой артели бывших мастеров фабрики Лукутиных, ситуация на промысле стала постепенно меняться. Прежде всего за счёт того, что были подготовлены специалисты, не только владеющие техникой лаковой живописи, но и обладающие широким кругозором, чему способствовало введение в учебный план, наряду с профессиональными, общеобразовательных предметов: «Русский язык», «Литература», «Математика», «Обществоведение», «Истории искусств» [3, с. 16]. Благодаря тому, что вместе с «Технологией исполнения» обучающие осваивали предмет «Композиция», молодые художники стали пробовать себя в создании новых сюжетов.

В качестве преподавателей мастерства и композиции в деятельности Федоскинской школы миниатюрной живописи принимали активное участие ведущие художники-миниатюристы федоскинского промысла: Заслуженные художники Российской Федерации М.Г. Пашинин, Г.И. Ларишев, М.С. Чижов, позже В.Д. Антонов, В.Н. Фролов, Н.Г. Марчуков. Вместе с ними преподавали художники, имеющие большой опыт работы на фабрике и являющиеся носителями бесценного опыта предыдущих поколений художников, С.П. Рогатов, B.C. Кульгавов, A.B. Щагин, С.С. Чистов, передающие его начинающим художникам [1].

С 1930-х гг. художники, наряду с копийными работами, стали создавать творческие композиции. Сначала это были портреты, при создании которых большое внимание уделялось оформлению шкатулки. Жанр пейзажа был популярен лукутинских мастеров, но, как правило, это были творческие копии с репродукций художников-станковистов. Художники, работающие в Федоскинской трудовой артели бывших мастеров фабрики Лукутиных, стали писать виды окрестностей Федоскино и Марфино, и это были уже по-настоящему творческие работы.

Но только после создания по настоянию Научно-исследовательского института художественной промышленности и в 1945 г. экспериментальных мастерских в Федоскино начался всплеск творческой активности. Для выполнения экспериментальных работ были приглашены живописцы В.И. Лавров, С.П. Рогатов, И.Ф. Ветров и другие [12, с. 142-143].

В середине 1970-1980-х гг. экспериментальную группу возглавил Г.И. Ларишев, получивший звание Народного художника РСФСР (1985). Он возглавил молодёжную творческую группу, пригласил выпускников Федоскинской школы миниатюрной живописи, в которой сам преподавал в 1970-1974 гг. [11, с. 13]. Основу группы составили ученики Г.И. Ларишева и наиболее талантливые молодые художники, которые выбрали его своим наставником. Как верно заметил О.И. Шапкин: «Федоскино пережило несколько периодов развития, и каждый из них внёс свою лепту в формирование своеобразной стилистики различных направлений лаковой миниатюры - портрета, жанровых сцен, пейзажа, орнаментальных композиций» [13, с. 104]. Работы художников творческой группы Г.И. Ларишева имеют свою стилистику, отличаются поиском новых нестандартных живописных решений и составляют основу современной федоскинской лаковой миниатюры.

Художники стали активно заниматься созданием уникальных, сложных композиций, разработкой новых форм изделий с применением ювелирной фурнитуры и объёмной пластики при оформлении готового изделия.

Анатолий Васильевич Кузнецов (1954-2021). Окончил Федоскинскую школу миниатюрной живописи в 1975 г., учился у Заслуженного художника РСФСР М.С. Чижова. Участник выставок 1978 г., с 1984 г. член Союза художников России, лауреат премии Союза художников СССР [8, с. 303].

A.B. Кузнецов одним из первых применил в работах объёмные элементы из эпоксидной шпатлёвки с использованием перламутра и жемчуга. В произведениях гармонично сочетается техника классической федоскинской живописи с применением рельефных деталей и ювелирных элементов. Миниатюра «На воздушном шаре» (2 х 3,5 х 3 см) стала одной из первых, выполненной с использованием объёмной пластики и перламутра. Миниатюра получилась уникальной, прежде всего из-за малых размеров, тончайшей техники живописи и проработки деталей. Все работы автора отличаются изысканным

Рис. 1. A.B. Кузнецов. Миниатюра «На воздушном шаре». 1987 г.

колористическим решением и тончайшей техникой исполнения (рис. 1,4). Работы художника находятся в Музее народных художественных промыслов «Усадьба Лукутиных» (Федоскино), во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва) и частных коллекциях.

Высокая степень проработанности, богатый колорит, оригинальные орнаментальные узоры, украшающие одежды персонажей, искусное декоративное оформление отличают работы Олега Ивановича Шапкина (р. 1955) - профессионального художника, члена Союза художников России. Его работы оригинальны и неповторимо очаровательны (рис. 235).

Рис. 2. О.И. Шапкин. Шкатулка «Чаепитие». 2012 г.

О.И. Шапкин в 1974 году окончил Федоскинскую школу миниатюрной живописи, обучался у П.С. Давыдова и Г.И. Ларишева [8, с. 310], позднее -на факультете теории и истории искусств Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде. Работал на Федоскинской фабрике лаковой миниатюры, где в 1990-е гг. возглавлял работу с молодыми перспективными художниками, постоянный участник Всероссийских и Международных выставок. Работы художника представлены в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва).

34 Рис. 1. - фото из архива АО «Федоскино».

35 Рис. 2. - Пирогова JT.JI. Русская лаковая миниатюра: краткая энциклопедия. / JI.JI Пирогова. - Москва: Фонд «Связь Эпох», 2022. - С. 108. - ISBN 978-5907396-19-7.

Тонким колоритом и тщательной графической проработкой деталей, а благодаря использованию в них перламутра и сусального золота декоративностью, отличаются работы Сергея Ивановича Козлова (р. 1955) -Заслуженного художника Российской Федерации. С.И. Козлов в 1970-1974 гг. обучался в Федоскинской школе миниатюрной живописи у П. С. Давыдова и Г.И. Ларишева. Творческой работой начал заниматься в 1977 г. под руководством Г. И. Ларишева, член Союза художников России, лауреат государственной премии им. И.Е. Репина [8, с. 303].

Сюжетами для миниатюр служат исторические и бытовые сценки. Пейзаж, пожалуй, самый любимый жанр художника, к которому он постоянно обращается, создавая уникальные миниатюры. Например, в оформлении шкатулки «Псков» отражены все особенности техники художника: холодноватый, узнаваемый колорит и тонкая, граничащая с графикой, проработка деталей, применение перламутра (рис. З36). Работы художника находятся во Всероссийском музее декоративного искусства (Москва), Областном краеведческом музее г. Истра, музеях страны.

Алла Анатольевна Козлова (р. 1958) окончила отделение жостовской росписи в Федоскинской школе в 1974 г. Её учителями были П.И. Плахов и Б.П. Городилин. Член Союза художников России, лауреат Государственной премии Российской Федерации, постоянный участник Всероссийских и зарубежных художественных выставок.

Миниатюры A.A. Козловой - мир грез, фантастический сплав реального и сказочного. Всё это воплощено в миниатюрах «Снегурочка» и «Волшебный лес», в которых высокая техника исполнения, применение золота, резьбы по кости, драгоценного камня (аметист) служат раскрытию сюжета и созданию уникального сплава лаковой миниатюры и ювелирного изделия (рис. 437). Используя различные материалы и владея

36 Рис. 3. - фото из архива автора статьи.

37 Рис. 4. - фото из архива Творческого объединения «НОВАЛЬ».

Рис. 3. С.И. Козлов. Шкатулка «Псков». 2009 г.

русские сказки, родные пейзажи,

Рис. 4. A.A. Козлова. Шкатулка «Волшебный лес».

2004 г.

безупречной техникой лаковой миниатюрной живописи, художник создает шкатулки, элегантные украшения, декоративные яйца, большие настенные панно.

В 1998 г. A.A. Козловой и A.A. Спиркиным создано Творческое объединение «НОВАЛЬ». Художники используют при создании работ, помимо перламутра и сусального золота, драгоценные металлы и камни, резьбу по кости, что в сочетании ювелирной техникой письма придаёт работам дополнительную привлекательность. В 2014 г. произведения A.A. Козловой удостоены награды Мемориального фонда Фаберже - большого знака Ордена Франца Бирбаума с присвоением почетного звания «Главный мастер». Произведения художницы находятся в коллекциях Гохрана России, музеев Московского Кремля, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), частных коллекциях.

Елена Юрьевна Хомутинникова (р. 1957), художник-миниатюрист, член Союза художников России, лауреат премии Ленинского комсомола 1984 г., отмечена в книге почёта Министерства местной промышленности РСФСР. Дважды награждена бронзовыми медалями ВДНХ Обучалась мастерству в Федоскинской школе миниатюрной живописи (1973-1977) у Г.И. Ларишева. С 1977 г. работает на Федоскинской фабрике миниатюрной живописи. Любимый жанр художницы фольклор, сказочные и былинные сюжеты: «Золотой петушок», «Василиса

прекрасная», «Мастер и Маргарита»,

«Птица Сирин», «Сказочные птицы» (рис. 538). Миниатюры художницы, выполненные на высоком техническом уровне с использованием золота, перламутра и различных фонов в пастельных тонах, традиционны, но в тоже время оригинальны и узнаваемы.

Е.Ю. Хомутиникова с 1978 г. участвует в отечественных выставках. Её работы хранятся в Музее народных художественных промыслов «Усадьба Лукутиных» (Федоскино), Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), частных коллекциях в России и за рубежом.

t

Рис. 5. Е.Ю. Хомутинникова. Шкатулка в виде полусферы «Сказочные птицы». 2007 г.

Сергей Сергеевич Рогатов (р. 1955 году) -потомственный художник-миниатюрист, сын С.П. Рогатова, Заслуженный художник Российской

Федерации, учился в Федоскинской школе

миниатюрной живописи (1970-1974) у П.С. Давыдова и Г.И. Ларишева, работал на фабрике, где был включён в

молодёжную творческую группу, стал активным участником выставок. С 1989 г. член Союза художников России, в 1989-1990 гг. член правления Союза художников России.

С.С. Рогатов в творчестве обращается к сказочно-былинной тематике: «Лель и Снегурочка», «Чудо-рыба»; бытовым сюжетам: «Зодчие», «Праздник пернатых», «Семейный портрет»; библейским сюжетам - «Рождество», работает в жанре пейзаж. В 1999 г. художник представил серию работ «Болдинская осень» и «Летний сад» (рис. 6 9) на выставке, посвященной 200-летию со дня рождения A.C. Пушкина, за которые был награждён Золотой Пушкинской медалью. Техника живописи художника, иногда по степени проработки деталей граничит с графикой, в ней присутствует характерная стилизация при изображении рук персонажей, работа живописная - цвета яркие, и в тоже время нежные

Работы художника находятся в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике.

Марина Серафимовна Рогатова (р. 1962). В 1982 г. окончила Федоскинскую школу миниатюрной живописи, училась у C.B. Монашова, Н.Г. Марчукова, A.B. Щагина Работала на Федоскинской фабрике миниатюрной живописи, её наставником был Г.И. Ларишев, с 1990 г. член Союза художников Российской Федерации. Мастера Федоскино.

В основе многих композиций М.С. Рогатовой сказочные и аллегорические мотивы. «Следуя традициям лукутинских художников, большое внимание автор уделяет поиску сюжета, тщательной проработке деталей. Её работы отличает пастельные тона живописи и изящное оформление. Марина Серафимовна работает и в жанре книжной иллюстрации» [2, с. 147]. Во многом благодаря прекрасным сказочным иллюстрациям, выполненным М.С. Рогатовой с изяществом и большим

39 Рис. 6. - Учитель и его ученики: альбом / Автор текста Н.О. Крестовская. - Москва: Интербук-бизнес, 2003. - С. 101. - ISBN 5-89164-126-7.

Рис. 6. С.С. Рогатов. Шкатулка «Летний сад». 1999 г.

вкусом, книги Л.П. Сухоставец «Строптивая царевна» [10] и «Снежная история» [9] получили популярность (рис. 740).

М.С.

Рогатова, традициях промысла,

основываясь на федоскинского

создала свой оригинальный стиль миниатюрной живописи. Работы художницы находятся в музее АО «Федоскино», музее народных художественных промыслов «Усадьба

Лукутиных» (Федоскино).

Дмитрий Викторович Рогатов (р. 1956), представитель династии художников

Рогатовых. В 1975 г. окончил Федоскинскую школу

миниатюрной живописи, где обучался у М.Г. Пашинина. Художник предпочитает

создавать свои миниатюры в фольклорном жанре, используя литературные сюжеты:

«Свадьба», «Венчание», «В беседке», «Русский Икар», «Метель», Рис. 7. М.С. Рогатова. Иллюстрация к книге «Станционный смотритель», «Пушкин В л п Сухоставец «Строптивая царевна». 2018 г. Михайловском», «Молодая вдова». «Охота», «Княгиня Ольга», «Царевна Лебедь» (рис. 841).

Художник, помимо

миниатюры, много внимание уделяет акварельной живописи, создавая книжные

иллюстрации, отдаёт дань уважения малоформатной живописи на холсте. Живописные работы на холсте и миниатюры художника находятся в музее АО

«Федоскино» И Музее Рис. 8. ДБ. Рогатов. Шкатулка «Царевна Лебедь», народных художественных 2011г.

промыслов «Усадьба Лукутиных» (Федоскино).

40 Рис. 7. - Сухоставец Л.П. Строптивая царевна: сказка / Л.П. Сухоставец. - Коломна: Лига, 2015. - С. 15. - ISBN 978-5-98932-047-9.

41 Рис. 8 - фото из архива автора статьи.

Творчество Игоря Александровича Исаева (1956-2016) характеризуется особой воздушностью и динамичностью одновременно. Его пейзажи и бытовые сюжеты отличаются тонкой проработкой деталей, красивым колоритом, использованием сусального золота и перламутра. Примером может служить шкатулка «Белые храмы Гороховца» в которой зритель наряду с тончайшей техникой живописи видит оригинальное декоративное оформление изделия (рис. 9|2). Игорь Александрович окончил Федоскинскую школу миниатюрной живописи в 1975 г., учился у Заслуженного художника РСФСР М.С. Чижова. За высокие творческие достижения и участие в выставках награждён медалью «В память 850-летия Москвы».

Рис. 9. И. А. Исаев. Шкатулка «Белые храмы Гороховца». 2015 г.

Много внимание художник уделял акварельной живописи. Юбилейная выставка его акварельных работ была проведена в Федоскинском институте лаковой миниатюрной живописи в 2016 г. Работы художника находятся в музее народных художественных промыслов «Усадьба Лукутиных» (Федоскино), Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москве), частных коллекциях.

В Федоскино все знают галерею Надежды Викторовны Стрелкиной (Бурбышевой) (р. 1960) - представительницы династии Бурбышевых. З.Т. Бурбышев - художник-миниатюрист фабрики Лукутиных — прадед художницы. После закрытия Лукутинской фабрики в 1904 г. стал владельцем собственной мастерской. С.З. Бурбышев и B.C. Бурбышев - дед и отец Надежды Викторовны - художники-миниатюристы, проработавшие всю жизнь на федоскинском промысле.

«Манера письма Надежды Викторовны очень деликатная и изысканная, характеризуется мягким, нежным изображением лиц, как бы светящихся

изнутри, трепетным отношением к деталям. Художница принимает участие в выставках прикладного искусства по всему миру, а её работы находятся в музее АО "Федоскино", частных коллекциях в России и за рубежом. Так, композиции произведений Н.В. Стрелкиной завоевали огромную популярность в США и использовались для росписи посуды, ёлочных игрушек, открыток. По заказу фирмы "Bradford Exchange" - производителя и продавца коллекционных товаров, ювелирных изделий - художница написала для росписи фарфоровой посуды серию эскизов "Музицирующие Ангелы" (рис. 1043), за которую ей был присужден Хрустальный кубок и звание "Новое имя года" от фирмы» [2, с. 147].

Рис. 10. Н.В. Стрелкииа. Эскизы для росписи фарфоровой посуды «Музицирующие Ангелы». 1996 г.

Николай Александрович Зотов (р. 1960), окончил Федоскинскую школу

миниатюрной живописи в 1979 г. Его учителями были C.B. Монашов, Н.Г. Марчуков, В.Н. Фролов. С 1991 г. член Союза художников России.

Художник исполняет авторские работы, которые имеют индивидуальный стиль письма, с использованием объёмных элементов из эпоксидной шпатлёвки, что позволяет создавать уникальные Рис ! ! НА. Зотов. Шкатулка на подставке ПО форме изделия лаковой «Масленица». 2015 г.

миниатюры [6, с. 178].

Необычный подход художника при создании изделия лаковой миниатюры можно увидеть в композиции «Масленица» (рис. 11) [4, с. 27].

43 Рис. 10, II. - фото из архива автора статьи.

189

Работы художника представлены в музее АО «Федоскино», Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), Музее народных художественных промыслов «Усадьба Лукутиных» (Федоскино).

Татьяна Алексеевна Дмитриева (р. 1962), член Союза художников Российской Федерации, окончила Федоскинскую школу миниатюрной живописи в 1983 г., училась у С.С. Чистова и В.Н. Фролова, позднее в Московском государственном областном университете. Награждена Золотой медалью Союза художников России «За творческую и общественную деятельность», медалью «Патриот России» за патриотизм в трудовой и общественной деятельности, участник всероссийских выставок Союза художников России.

На Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи Татьяна Алексеевна пришла работать в 1983 г., где одним из наставников для неё стал

Г.И. Ларишев. В своём творчестве Т.А. Дмитриева часто обращается к сказочным сюжетам, жанровым сценам, разрабатывает композиции на фольклорные темы, и литературные сюжеты

В основе творчества

Т.А. Дмитриевой заложены

художественные традиции федоскинской миниатюры, реалистическая манера исполнения, использование зарисовок с натуры. Произведения отличает применение традиционных федоскинских декоративных приёмов живописи «по-сквозному», с применением золота и перламутра, с применение металлических паст, что придаёт работам нарядность, особое внимание автор уделяет старинному русскому костюму, деталям, реконструирующим быт и антураж ушедшей эпохи.

Работы Т.А. Дмитриевой представлены в музее АО «Федоскино» и музее народных художественных промыслов «Усадьба Лукутиных» (Федоскино) (рис. 1244).

Александр Александрович Фёдоров (р. 1957), Заслуженный художник Российской Федерации. Большое влияние на его творчество оказал

44 Рис. 12. - фото из архива АО «Федоскино».

190

Рис. 12. Т.А. Дмитриева. Шкатулка «Яблонька». 2008 г.

преподаватель дисциплин В.Н. Фролов.

A.A. Фёдоров

сохраняет технику старых мастеров присущую

лукутинским живописцам. Сюжеты его миниатюр пейзажи, тройки, бытовые сценки. Большое внимание художник уделяет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

историческому жанру. Миниатюры «Куликовская битва», панно

«Победители», приобретённое Государственным историческим музеем (Москва) (рис. 1345), «Портрет отца» и др. отличаются знанием

истории Родины,

патриотизма, достоверностью исторических костюмов. Награжден бронзовой медалью ВДНХ СССР

(1987). Рис. 13. A.A. Фёдоров. Панно «Победители». 1980 г.

Работы художника находятся в Музее народных художественных промыслов «Усадьба Лукутиных» (Федоскино), Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), Государственном историческом музее (Москва).

Все ведущие художники Федоскинского промысла оказывают огромное влияние на сохранение и развитие федоскинской лаковой миниатюры. Широкое культурное поле и умение критически осмыслить специфику регионально-исторического развития промысла составляют важную часть профессиональной культуры художника [5, с. 73]. Одни из них делают образцы для массовой продукции, другие, помимо образцов для копирования, создают творческие изделия, в которых органично сочетаются федоскинские традиции и уникальный авторский стиль художника. Своими работами эти художники формируют современное представление о федоскинской лаковой миниатюре, влияют на развитие художественно-стилистических особенностей миниатюрной живописи и на повышение качества выпускаемых изделий. Благодаря творческой деятельности ведущих

«Рисунок», «Живопись» и «Композиция»

художников расширяется ассортимент изделий, появляются новые сюжеты. Эти уникальные изделия составляют гордость Федоскинского промысла, на выставках они привлекают внимание ценителей прекрасного. Копируя образцы, написанные лучшими художниками Федоскино, другие мастера лаковой миниатюры стараются приблизиться к их уровню исполнения, развивают профессиональные навыки.

Литература

1. Головченков О.В. Вклад Заслуженных художников Российской Федерации в развитие профессионального образования в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи / О.В. Головченков // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2022. - № 4 (43). -С. 188-200. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2022_4/2022-04-27.pdf (дата обращения: 20.10.2023).

2. Головченков О.В. Знаменитые династии в лаковой миниатюрной живописи / О.В. Головченков // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2018. - № 4 (27). - С. 144-151. - URL: http://dpio.ru/stat/2018_4/2018-04-19.pdf (дата обращения: 03.11.2023). - EDN YQKGZV.

3. Ермакова М.В. Общеобразовательная подготовка в контексте истории профессионального обучения художников федоскинской лаковой миниатюрной живописи / М.В. Ермакова // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2020. - № 2 (33). - С. 14-23. - DOI 10.24411/2619-1504-2020-00026. - URL: http://dpio.ru/stat/2020_2/2020-02-02.pdf (дата обращения: 17.10.2023). - EDN BMUVWD.

4. Ермакова М.В. Словарь профессиональных понятий. Федоскинская лаковая миниатюрная живопись: словарь профессиональных понятий для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (лаковая миниатюрная живопись) / М.В. Ермакова, О.В. Головченков. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2022. - 78 с. - ISBN 978-5-907569-05-8.

5. Куракина И.И. Традиционные художественные промыслы России как ресурс общекультурного и профессионального воспитания личности / И.И. Куракина // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2022.

- № 3 (42). - С. 66-79. - DOI 10.24412/2619-1504-2022-3-66-79. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2022_3/2022-03-09.pdf (дата обращения: 21.100.2023).

- EDN MAQJSP.

6. Мочалова М.Н. Зотовы - династия федоскинских миниатюристов: творческая манера и вклад в сохранение и развитие традиционного художественного промысла / М.Н. Мочалова // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2023. - № 3. - С. 175-183. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2023_3/2023-03-18.pdf (дата обращения: 01.11.2023).

7. Соболевский Н.Д. Федоскино - Москва: Московский большевик, 1945.-60 с.

8. Супрун JI.Я. Лаковая миниатюра Федоскино / Л.Я. Супрун. -Москва: Легпромбытиздат, 1987. - 318 с.

9. Сухоставец Л.П. Снежная история: сказка / Л.П. Сухоставец; художник Марина Рогатова. - Санкт-Петербург: Антология, 2018. - 40 с. -ISBN 975-5-907097-21-6.

10. Сухоставец Л.П. Строптивая царевна: сказка / Л.П. Сухоставец. -Коломна: Лига, 2015. - 109 с. - ISBN 978-5-98932-047-9.

11. Учитель и его ученики: альбом / Автор текста Н.О. Крестовская.

- Москва: Интербук-бизнес, 2003. - 159 с. - ISBN 5-89164-126-7.

12. Чижов М.С. Среди миниатюристов. Записки федоскинского мастера / М.С. Чижов. - Ленинград: Художник РСФСР, 1982. - 261 с.

13. Шапкин О.И. Художник и федоскинский центр лаковой живописи / О.И. Шапкин // Современная русская лаковая миниатюра. Материалы международной конференции 14-16 ноября 2013 года. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства -Москва, 2013. - С. 104-113. - ISBN 978-5-9904009-8-6.

References

1. Golovchenkov O.V. Vklad Zasluzhenny'x xudozhnikov Rossijskoj Federacii v razvitie professional'nogo obrazovaniya v oblasti fedoskinskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi / O.V. Golovchenkov // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2022. - № 4 (43). - S. 188-200. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2022_4/2022-04-27.pdf (data obrashheniya: 20.10.2023).

2. Golovchenkov O.V. Znamenity'e dinastii v lakovoj miniatyurnoj zhivopisi / O.V. Golovchenkov // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie.

- 2018. - № 4 (27). - S. 144-151. - URL: http://dpio.ru/stat/2018_4/2018-04-19.pdf (data obrashheniya: 03.11.2023). -EDN YQKGZV.

3. Ermakova M.V. Obshheobrazovaternaya podgotovka v kontekste istorii professional'nogo obucheniya xudozhnikov fedoskinskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi / M.V. Ermakova // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2020. - № 2 (33). - S. 14-23. - DOI 10.24411/2619-1504-2020-00026. - URL: http://dpio.ru/stat/2020_2/2020-02-02.pdf (data obrashheniya: 17.10.2023). - EDN BMUVWD.

4. Ermakova M.V. Slovar' professional'ny'x ponyatij. Fedoskinskaya lakovaya miniatyurnaya zhivopisi slovar professional'ny'x ponyatij dlya obuchayushhixsya po programme podgotovki specialistov srednego zvena po special'nosti 54.02.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodny' e promy'sly' (lakovaya miniatyurnaya zhivopis' ) / M.V. Ermakova, O.V. Golovchenkov. -Sankt-Peterburg: VShNI, 2022. - 78 s. - ISBN 978-5-907569-05-8.

5. Kurakina I.I. Tradicionny,e х^ог!^^!!^ e promy' sly' Rossii kak resurs obshhekurturnogo i professional'nogo vospitaniya lichnosti / I.I. Kurakina // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2022. - № 3 (42). - S. 66-79.

DOI 10.24412/2619-1504-2022-3-66-79. - URL:

https://www.dpio.ru/stat/2022_3/2022-03-09.pdf (data obrashheniya: 21.100.2023). - EDN MAQJSP.

6. Mochalova M.N. Zotovy - dinastiya fedoskinskix miniatyuristov: tvorcheskaya manera i vklad v soxranenie i razvitie tradicionnogo xudozhestvennogo promy sla / M.N. Mochalova // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2023. - № 3. - S. 175-183. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2023_3/2023-03-18.pdf (data obrashheniya: 01.11.2023).

7. Sobolevskij N.D. Fedoskino - Moskva: Moskovskij boFshevik, 1945.

-60 s.

8. Suprun L.Ya. Lakovaya miniatyura Fedoskino / L.Ya. Suprun. -Moskva: Legpromby'tizdat, 1987. -318 s.

9. Suxostavecz L.P. Snezhnaya istoriya: skazka / L.P. Suxostavecz; xudozhnik Marina Rogatova. - Sankt-Peterburg: Antologiya, 2018. - 40 s. - ISBN 975-5-907097-21-6.

10. Suxostavecz L.P. Stroptivaya czarevna: skazka / L.P. Suxostavecz. -Kolomna: Liga, 2015. - 109 s. - ISBN 978-5-98932-047-9.

11. UchiteF i ego ucheniki: aTbom / Avtor teksta N.O. Krestovskaya. -Moskva: Interbuk-biznes, 2003. - 159 s. - ISBN 5-89164-126-7.

12. Chizhov M.S. Sredi miniatyuristov. Zapiski fedoskinskogo mastera / M.S. Chizhov. - Leningrad: Xudozhnik RSFSR, 1982.-261 s.

13. Shapkin O.I. Xudozhnik i fedoskinskij centr lakovoj zhivopisi / O.I. Shapkin // Sovremennaya russkaya lakovaya miniatyura. Materialy' mezhdunarodnoj konferencii 14-16 noyabrya 2013 goda. Vserossijskij muzej dekorativno-prikladnogo i narodnogo iskusstva - Moskva, 2013. - S. 104-113. -ISBN 978-5-9904009-8-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.