Научная статья на тему 'ВКЛАД НАРОДНЫХ ХУДОЖНИКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ ФЕДОСКИНСКОЙ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ'

ВКЛАД НАРОДНЫХ ХУДОЖНИКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ ФЕДОСКИНСКОЙ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
81
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ХУДОЖНИКИ РФ / ФЕДОСКИНСКАЯ ШКОЛА МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ / СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ ФЕДОСКИНО / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МАНЕРА ПИСЬМА / ЖАНРЫ ФЕДОСКИНСКОЙ МИНИАТЮРЫ / National painters of the Russian Federation / Fedoskino school of miniature painting / continuity of generations / preservation of the traditions of Fedoskino lacquer miniature painting / academic manner of painting / genres of Fedoskino miniature

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Головченков О.В.

В статье собрана и обобщена информация о Народных художниках Российской Федерации, занимающих важное место в сохранении и развитии уникального вида традиционного прикладного искусства - федоскинской лаковой миниатюрной живописи. Автором анализируются основные достижения художников В.Д. Липицкого, Г.И. Ларишева, П.Н. Пучкова, Н.М. Солонкина, стилистика и манера письма, вклад в развитие тех или иных жанров, способов и приёмов декоративного оформления изделий. Изучение творчества каждого художника позволяет понять пути развития федоскинской миниатюры, осознать значение творческого вклада художника, в традиционный художественный промысел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF FOLK ARTISTS OF THE RUSSIAN FEDERATION TO THE PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF THE TRADITIONS OF FEDOSKINO LACQUER MINIATURE PAINTING

The article collects and summarizes information about Folk artists of the Russian Federation, who occupy an important place in the preservation and development of a unique type of traditional applied art - Fedoskino lacquer miniature painting. The author analyzes the main achievements of artists V.D. Lipitsky, G.I. Larishev, P.N. Puchkov, N.M. Solonkin, stylistics and manner of painting, contribution to the development of various genres, methods and techniques of decorative design of products. The study of the creativity of each artist allows us to understand the ways of development of the Fedoskino miniature, to realize the significance of the artist's creative contribution to the traditional artistic craft.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД НАРОДНЫХ ХУДОЖНИКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ ФЕДОСКИНСКОЙ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ»

Личность в искусстве: о художниках и педагогах традиционного прикладного искусства

Головченков О.В., член Творческого союза художников декоративно-прикладного искусства, преподаватель Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи - филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 141052, Московская область, с. Федоскино, ул. Лукутинская, e-mail: fhpu@mail. ru

Golovchenkov O.V., teacher, member of the Creative union of artists of decorative applied art, Fedoskino institute of lacquer miniature painting - branch of the Higher school offolk arts (academy), 141052, Moscow region, p. Fedoskino, st. Lukutinskaya, e-mail: fhpu@mail.ru

Вклад Народных художников Российской Федерации в сохранение и развитие традиций федоскинской лаковой миниатюрной живописи Contribution of Folk artists of the Russian Federation to the preservation and development of the traditions of Fedoskino lacquer miniature painting

Аннотация. В статье собрана и обобщена информация о Народных художниках Российской Федерации, занимающих важное место в сохранении и развитии уникального вида традиционного прикладного искусства - федоскинской лаковой миниатюрной живописи. Автором анализируются основные достижения художников В.Д. Липицкого, Г.И. Ларишева, П.Н. Пучкова, Н.М. Солонкина, стилистика и манера письма, вклад в развитие тех или иных жанров, способов и приёмов декоративного оформления изделий. Изучение творчества каждого художника позволяет понять пути развития федоскинской миниатюры, осознать значение творческого вклада художника, в традиционный художественный промысел.

Ключевые слова: Народные художники РФ, федоскинская школа миниатюрной живописи, преемственность поколений, сохранение традиций лаковой миниатюрной живописи Федоскино, академическая манера письма, жанры федоскинской миниатюры.

Abstract. The article collects and summarizes information about Folk artists of the Russian Federation, who occupy an important place in the preservation and development of a unique type of traditional applied art - Fedoskino lacquer miniature painting. The author analyzes the main achievements of artists V.D. Lipitsky, G.I. Larishev, P.N. Puchkov, N.M. Solonkin, stylistics and manner of painting, contribution to the development of various genres, methods and techniques of decorative design of products. The study of the creativity of each artist allows us to understand the ways of development of the Fedoskino miniature, to realize the significance of the artist's creative contribution to the traditional artistic craft.

Key words: National painters of the Russian Federation, Fedoskino school of miniature painting, continuity of generations, preservation of the traditions of

Fedoskino lacquer miniature painting, academic manner of painting, genres of Fedoskino miniature.

Более двух веков подмосковное село Федоскино является центром русской лаковой миниатюрной живописи. «Лакирный» промысел, созданный в конце XVIII в. П.И. Коробовым (1748-1819), достигший расцвета и признания при его преемнике П.В. Лукутине (1784-1863) не только в России, но и в Европе середины XIX столетия, стал центром производства лаковой миниатюры, объединившим вокруг себя множество мастерских по выпуску изделий из папье-маше. Лукутинское производство, созданное как художественная мануфактура, со временем стало традиционным художественным промыслом. Этому способствовало коллективное творчество художников, совместная работа над созданием лаковой миниатюры, разработка вариантов декоративного оформления изделий. В среде федоскинских художников постепенно сложились группы, объединённые общими жанровыми интересами: одним художникам удавались жанровые композиции, другие писали пейзажи, третьи отдавали предпочтение орнаментальному оформлению изделий. Развиваясь внутри федоскинского промысла, каждый из жанров лаковой миниатюры приобрел своё звучание, выдвинул своих талантливых мастеров [4, с. 17].

Несмотря на успешное развитие на протяжении XIX столетия фабрику Лукутиных постигла участь многих подобных предприятий в России и Европе - в 1904 году она была закрыта. Но художники промысла не смирились с подобным положением и объединились, создав в 1910 году «Трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных». В 1931 году усилиями художников артели была создана Федоскинская профессионально-техническая школа для подготовки художников-миниатюристов, т.к. к этому времени артель имела значительные государственные заказы.

Единство школы и федоскинского производства, является давней традицией художественного центра [4, с. 281]. Начало этой традиции положил П.В. Лукутин, который, думая о будущем своего предприятия, в 1829 г. организовал в Данилкове школу ученичества, в которой обучались будущие мастера-заготовители и живописцы фабрики.

Наиболее способных учеников Лукутины отправляли учиться в Рисовальную школу в отношении к искусствам и ремеслам. В 1840 г. лукутинский ученик А.В. Тихомиров был направлен А.П. Лукутиным (1819-1888) - сыном одного из создателей фабрики, для дальнейшей учёбы в данную школу. Вернувшись после учёбы на производство, А.В. Тихомиров сам стал обучать учеников мастерству миниатюры, а также рисунку и живописи. Одного из талантливых учеников А.В. Тихомирова - Д.А. Крылова высоко ценил следующий представитель прославленного купеческого рода-Н.А. Лукутин (1853-1902). Ларец «Слушают бандуриста», выполненный Д.А. Крыловым, является подлинной жемчужиной «лукутинской» коллекции Федоскинского института лаковой миниатюрной

живописи. На фабрике Лукутиных было не принято подписывать изделия, и поэтому практически все работы XIX века безымянны, только у единичных работ известны имена авторов - выдающихся художников того времени.

Только во времена «Трудовой артели бывших мастеров фабрики Лукутина» все работы стали подписываться мастерами-миниатюристами -каждое изделие обрело своего автора-исполнителя. В это время зазвучали имена мастеров, работавших на лукутинской фабрике: С.И. Бородкина и B.C. Бородкина, В.А. Крутикова и A.A. Крутикова, В.И. Лаврова, А.И. Лёзнова, К.Н. Рановского, A.C. Семёнова. Каждый из них имел свою манеру письма и любимый жанр живописи, кто-то виртуозно писал тройки, кто-то мастерски исполнял портрет или архитектурный пейзаж.

Федоскинская школа миниатюрной живописи, ставшая в 1986 году Федоскинским профессионально-художественным училищем, в 2012 году -Федоскинским филиалом Высшей школы народных искусств, а в 2019 году -Федоскинским институтом лаковой миниатюрной живописи, за годы своего существования выпустила около двух тысяч дипломированных специалистов. Многие из них связали свою профессиональную деятельность с федоскинской лаковой миниатюрой и стали ведущими художниками в этом виде искусства.

Особой гордостью федоскинского промысла являются мастера, получившие звание Народных и Заслуженных художников РСФСР и Российской Федерации. У каждого из них своя манера письма, особые технические приёмы и любимые жанры лаковой миниатюрной живописи, развивая которые они стали лучшими среди художников Федоскинского промысла.

Первыми федоскинскими художниками-миниатюристами,

получившими в 1965 году за признание своих заслуг в деле развития лаковой миниатюрной живописи звание Заслуженных художников, стали В.Д. Липицкий, И.И. Страхов и М.Г. Пашинин. Эти художники вошли в состав творческой группы, занимавшейся разработкой новых сюжетов и композиций на Федоскинской фабрике.

Липицкий Виктор Дмитриевич (1921-1994), Заслуженный художник РСФСР (рис. у. В 1935-1939 гг. учился в Федоскинской профтехшколе у педагогов A.C. Семёнова, A.A. Парфенова и Н.В. Митусова. Виктор Дмитриевич - ветеран Великой Отечественной войны, которую он встретил на Дальнем Востоке, домой вернулся в 1946 г. За время работы в

Федоскинской артели, а позднее - на Рис. 1. В.Д. Липицкий, Народный фабрике миниатюрной живописи В.Д. художник РСФСР

Липицкий создал множество творческих композиций, большей частью, на сказочные сюжеты. Его ларец «Аленький цветочек» по мотивам сказки С.Т.

Г '

к ilk..

Аксакова является одной из лучших и выразительных работ, написанных на сказочную тематику (рис. 2). В.Д. Липицкий был членом художественного совета Федоскинской фабрики. За трудовые достижения и участие во многих отечественных и зарубежных выставках в 1966 году он был награжден Орденом В. И. Ленина. В 1994 году Виктору Дмитриевичу присвоено звание Народный художник РСФСР. Работы художника репродуцировались в Большой Советской энциклопедии.

Его произведения находятся во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва) и других

Ряс. 2. В .Д. Липицкий. центральных музеях страны.

Ларец «Аленький цветочек»

Ларишев Геннадий Иванович (1929-2008), Народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии им. И.Е. Репина (рис. 3). В 1945-1949 гг. учился в Федоскинской профтехшколе у педагогов М.С. Чижова, A.A. Парфенова, П.Г. Зерцалова. С 1969 по 1974 годы обучался на художественно-графическом факультете Московского полиграфического института. Г.И. Ларишев создал множество работ на разную тематику, одна из них - ларец «Ковёр самолёт», созданный по мотивам русских народных сказок (рис. 4). Художник преподавал исполнительское мастерство и композицию в 1970-1974 гг. в Федоскинской

школе миниатюрной живописи и воспитал плеяду талантливых живописцев, ставших гордостью федоскинского промысла: С. С.

Рогатова, Е.Ю. Хомутинникову, С.А. Козлова, О.И. Шапкина, Кузнецова и др.

С 1980 по 2000 годы Г.И. Ларишев был секретарём Правления Союза художников России. В 1979 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР ему присвоено почётное звание Заслуженный художник РСФСР, в 1985 году - Народный художник РСФСР.

Работы Г.И. Ларишева хранятся во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, Сергиево-Посадском краеведческом музее-заповеднике и других музеях страны.

Рис. 3. Г.И. Ларишев, Народный художник РСФСР

A.B.

Рис. 4. Г.И. Ларишев. Ларец «Ковёр-самолёт»

Пучков Пётр Николаевич (1932-2000) -Народный художник РСФСР (рис. 5). В 1946-1949 гг. учился в Федоскинской профтехшколе у педагогов И.Ф. Ветрова, А.Д. Небосклонова, A.A. Парфенова, М.С. Чижова. Основным направлением творчества художника являлся городской и исторический архитектурный пейзаж. П.Н. Пучков создал большое количество образцов лаковой миниатюры, в которых отразил яркий образ Москвы, передал неповторимый облик городов Золотого кольца: Владимира, Суздаля и других. Рис. 5. П.Н. Пучков, Пётр Николаевич удачно использовал в своих Народный художник работах, как декоративные возможности сквозного РСФСР

письма, применяя вставки перламутра, так и классическую манеру

плотного письма с применением лессировок, демонстрируя цветовую точность и мягкую

живописность, что придаёт Рис. 2. П.Н. Пучков. Шкатулка

его работам лиричность, «Вид на здание Совета Министров РСФСР» воздушность и лёгкость восприятия.

Рис. 7. П.Н. Пучков. Шкатулка «Красная площадь»

Работы П.Н. Пучкова (рис. 6, 7) находятся в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Музее политической истории, Всероссийском музее декоративного искусства в Москве, Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике, в музее Федоскинской фабрики, а также выставочных фондах Союза художников России.

За свой труд П.Н. Пучков награжден медалью «Ветеран труда», медалью «За доблестный труд» (1970), дважды Орденом «Трудового Красного Знамени» (1971, 1981), золотой и бронзовой медалью ВДНХ СССР

Карапаев Юрий Васильевич (1936-2009) -Народный художник РСФСР (рис. 8). В 1950-1954 гг. учился в Федоскинской профтехшколе у педагогов И.Ф. Ветрова, Д.Н. Дедуника. Техника и манера миниатюрной живописи Ю.В. Карапаева, очень декоративна и отличается от классической федоскинской техники письма более открытыми цветами, художник активно использовал в своих работах сусальное золото, потали и перламутр (рис. 9, 10). Юрий Васильевич, помимо лаковой миниатюры, активно занимался станковой живописью, его пейзажи, написанные в импрессионистской манере, искрятся цветом и светом (рис. 11). Ю.В. Карапаев активно участвовал в выставочной деятельности Союза художников 221

(1978).

Рис. 8. Ю.В. Карапаев, Народный художник РСФСР

России, демонстрируя как произведения лаковой миниатюрной живописи, так и станковую живопись. Работы мастера хранятся в ведущих музеях нашей страны: Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим», Красноярском краевом краеведческом музее.

Рис. 9. Ю.В. Карапаев. Ларец «Сентябрь»

Рис. 10. Ю.В. Карапаев. Панно «За рябиной»

Рис. 11. Ю.В. Карапаев. Картина «Февраль»

Солонинкин Николай Михайлович

(родился в 1945 году) - Народный художник РСФСР, Лауреат премии Ленинского комсомола, Лауреат Государственной премии им. И.Е. Репина (рис. 12).

Н.М. Солонинкин в 1964 году окончил Федоскинскую школу миниатюрной живописи, его учителями были И.Ф. Ветров. П.С. Давыдов,

A.C. Соколов. Художник работает в различных жанрах:

пейзаж, бытовой (сказка), архитектурный пейзаж - создаёт миниатюры, отличающиеся оригинальной композицией и выверенным цветовым решением. Особенно проявился талант художника в жанре портретной живописи. Николай Михайлович обращается к Рис. 12. Н.М. Солонинкин, образам тех, кто создавал историю России, он Народный художник РСФСР создад ПОрхрехы: м в. Ломоносова, Г.К.

Жукова, В.В. Терешковой, Ю.А. Гагарина (рис. 13). Художником написаны с величайшим мастерством портреты первых лиц российского государства: русских царей (к 300-летнему юбилею династии Романовых), начиная с Алексея Михайловича и заканчивая императором Николаем II; президента России

B.В. Путина, патриарха Кирилла и других государственных деятелей России и зарубежья. Прекрасные и очень лиричные образы A.C. Пушкина (Рис. 14) и H.H. Гончаровой написаны мастером к 200-летнему юбилею великого русского поэта. Николай Михайлович продолжил воплощать одну из главных тем портретного жанра Федоскино - художник и его

Рис 13 НМ Солонинкин творчество. Им созданы портреты Заслуженных Панно художников: М.С. Чижова, В.Д. Липицкого, И.И.

«Портрет Ю.А. Гагарина» Страхова (рис. 15). В своих работах автор

раскрыл психологический образ и род деятельности мастеров федоскинской миниатюры [4].

Н.М. Солонинкин создает глубокие по смыслу и по духу произведения в технике федоскинской лаковой миниатюрной живописи на религиозную тематику, знаковым для его творчества стало участие в проекте создания иконостаса Братинской Церкви в Казанской Ключевской мужской пустыни. Работы находятся в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства

(Москва), Красноярском художественном музее имени Василия Ивановича Сурикова, Государственном историко-художественном музее Новый Иерусалим.

Рис. 14. Н.М. Солонинкин.

Шкатулка «Портрет A.C. Пушкина»

Рис. 15. Н.М. Солонинкин. Панно «Портрет В.Д. Липицкого»

Народные художники внесли неоценимый вклад в развитие федоскинского традиционного художественного промысла, создали по-настоящему уникальные изделия, отличающиеся индивидуальным, хорошо узнаваемым стилем. Эти художники своими работами оказали значительное влияние на развитие художественно-стилистических особенностей федоскинской миниатюры и повышение качества выпускаемых изделий. Молодые художники, копируя с образцов, написанных лучшими художниками Федоскино, стараются приблизиться к ним по уровню исполнения. Используя элементы их художественного языка, они стремятся найти свои творческие композиционные решения, свою индивидуальную манеру письма, собственную тематику сюжетов

Литература

1. Бакушинский A.B. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды / Сост. И. А. Либерфорт и др. - Москва: Советский художник, 1981. - 349 с.

2. Коромыслов Б.И. Искусство лаковой миниатюры в годы после Великого Октября // Русские художественные промыслы XIX - XX вв. и город: Социальные основы искусства / Отв. ред. Т. М. Разина. - Москва: НИИХП, 1983. - С. 131-150.

3. Гуляев В.А. Русские художественные промыслы 1920-х годов / В. А. Гуляев. - Ленинград: Художник РСФСР, 1985. - 157 с.

4. Супрун JI.Я. Лаковая миниатюра Федоскино / Л.Я. Супрун. -Москва: Легпромбытиздат, 1987. - 318 с.

5. Чижов М.С. Среди миниатюристов. Записки федоскинского мастера / М.С. Чижов. - Ленинград: Художник РСФСР, 1982. - 261 с.

References

1. Bakushinskij A.V. Issledovaniya i stat'i. Izbrannye iskusstvovedcheskie trudy / Sost. I.A. Liberfort i dr. - Moskva: Sovetskij hudozhnik, 1981.-349 s.

2. Koromyslov B.I. Iskusstvo lakovoj miniatyury v gody posle Velikogo Oktyabrya // Russkie hudozhestvennye promysly XIX - XX w. i gorod: Social'nye osnovy iskusstva / Otv. red. Т. M. Razina. - Moskva: NIIHP, 1983. - S. 131-150.

3. Gulyaev V.A. Russkie hudozhestvennye promysly 1920-h godov / V. A. Gulyaev. - Leningrad: Hudozhnik RSFSR, 1985. - 157 s.

4. Suprun L.YA. Lakovaya miniatyura Fedoskino / L.YA. Suprun. -Moskva: Legprombytizdat, 1987. -318 s.

5. CHizhov M.S. Sredi miniatyuristov. Zapiski fedoskinskogo mastera / M.S. CHizhov. - Leningrad: Hudozhnik RSFSR, 1982.-261 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.