Дидактика и методика традиционного прикладного искусства
Методика обучения традиционному прикладному искусству
(по видам)
Ермакова М.В., аспирант IV курса кафедры теории и методики профессионального образования, заместитель директора по научно-методической работе Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи - филиала ФГБОУ ВО Высшая школа народных искусств (академия), 141052, Московская область, с. Федоскино, ул. Лукутинская, е-mail: ermakova-80@mail.ru
Ermakova М. К, postgraduate, deputy director for scientific and methodical work, Fedoskino institute of lacquer miniature painting - branch of the Higher school of folk arts (academy), 141052, Moscow region, s. Fedoskino, ul. Lukutinskaya, e-mail: ermakova-80@mail.ru
Реализация принципа профессиональной направленности в подготовке художников федоскинской лаковой миниатюрной живописи в среднем
профессиональном образовании Implementation of the principle of professional orientation in the training of artists of the Fedoskino lacquer miniature painting in secondary
vocational education
Аннотация. В статье поднимает вопрос о необходимости реализации принципа профессиональной направленности в преподавании общеобразовательных дисциплин при подготовке художников федоскинской лаковой миниатюрной живописи в среднем профессиональном образовании. Рассматривается понятие «профессиональная направленность» и опыт организации обучения на основе принципа профессиональной направленности на занятиях русским языком и литературой в подготовке художников в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи. Исследована проблема профессиональной направленности общеобразовательных дисциплин «Русский язык» и «Литература» в обучении художников федоскинской лаковой миниатюрной живописи.
Ключевые слова: принцип профессиональной направленности, общеобразовательные дисциплины, профессиональные дисциплины, традиционное прикладное искусство, федоскинская лаковая миниатюрная живопись.
Abstract. The article raises the question of the need to implement the principle of professional orientation in the teaching of general education disciplines in the preparation of artists of the Fedoskino lacquer miniature painting in secondary vocational education. The concept of «professional orientation» and
the experience of organizing training based on the principle of professional orientation in Russian language and literature classes in the training of artists in the field of Fedoskino lacquer miniature painting are considered. The problem of professional orientation of general education disciplines «Russian language» and «Literature» in the training of artists of Fedoskino lacquer miniature painting is investigated.
Keyword: the principle of professional orientation, general education disciplines, professional disciplines, traditional applied art, Fedoskino lacquer miniature painting.
Профессиональный интерес является важной побудительной силой в стремлении студента к развитию и осознанию целей деятельности в будущей профессии. Эффективность развития обучающихся, целостность их мировоззрения и мировосприятия может быть обеспечена при соотнесении профессиональных и общекультурных знаний. Освоение специальных дисциплин должно согласовываться с общеобразовательными понятиями и навыками.
Дисциплины общеобразовательного цикла имеют в своем арсенале методы и средства, позволяющие формировать профессиональное мировоззрение обучающихся, основанное на совокупности принципов, взглядов и убеждений, определяющих отношение к действительности; воспитывать патриотическое начало и гражданственность, осознание национальной идентичности, что особенно актуально для студентов, осваивающих уникальные профессии в области традиционных художественных промыслов.
В педагогике идея профессиональной направленности общего образования получила широкое распространение в начале 70-х годов XX века. С самого начала ученые по-разному трактовали понятие «профессиональная направленность». А.И. Власенков под профессиональной направленностью понимает «такое использование дидактических средств, которые, обеспечивая усвоение учащимися предусмотренного программами минимума знаний, умений и навыков, в то же время способствуют развитию у них ценностного отношения к избранной профессии, формированию качеств личности» [4, с. 10-11].
По мнению М.И. Махмутова, профессиональная направленность - это дидактическое условие, способствующее установлению взаимосвязи общего и профессионального образования [10, с. 314].
Отдельные аспекты проблемы профессиональной направленности общего образования рассматриваются во многих диссертационных исследованиях. Так, С.Х. Ассадулина, понимает профессиональную направленность как динамическое образование, которое формируется в процессе профессионального самоопределения. Самооценка, как общая, так и профессиональная является одним из механизмов формирования профессионально-педагогической направленности [2, с. 6]. Личностно-
ориентированный подход к профессионально направленному обучению рассматривался И.В. Гараниной [5].
В профессиональной направленности как «основе мотивации и гуманизации обучения студентов будущей профессии» Г.И. Худякова выделяет два аспекта: содержательный и процессуальный. Автор доказывает, что содержание обучения должно учитывать будущую профессиональную деятельность обучаемых [9, с. 116].
Разработкой профессионально-ориентирующего содержания образования занималась О.В. Таканова [7]. В ее понимании профессиональная направленность подготовки студентов определяется как соотнесение компонентов содержания дисциплин со сферой их будущей профессиональной деятельности, благодаря чему создаются благоприятные условия для формирования профессионально важных качеств будущего специалиста, в том числе его психологической и практической готовности к выполнению своих основных профессиональных функций [7].
Н.М. Александровой сформулировано определение принципа профессиональной направленности применительно к подготовке специалистов в области традиционных художественных промыслов. По ее мнению, принцип профессиональной направленности или принадлежности выявляет профессиональное поле деятельности будущего специалиста, бакалавра, магистра в области традиционного прикладного искусства и устанавливает «деятельностную» принадлежность профессии, что используется в обучении для достижения определенного уровня сложности профессиональной деятельности, познания условий работы и социального экономического статуса традиционного прикладного искусства [1, с. 50].
В указанных работах можно увидеть различные подходы к раскрытию понятия профессиональной направленности через личность студента, процесс обучения, через содержание дисциплин. Большинство авторов исследовали проблему профессиональной направленности относительно технических специальностей, далеких от художественно-творческой деятельности.
Для профессионального становления художника лаковой миниатюрной живописи в среднем профессиональном образовании важно дать не только узкопрофессиональные знания, но и помочь включить их в сферу его мировоззрения, которое невозможно без широкого культурного кругозора. Это определяет необходимость научно-методологического обеспечения профессиональной направленности общеобразовательных дисциплин, включающее подходы и принципы отбора содержания обучения. При этом профессиональная направленность содержания дисциплин должна включать не только внешнюю форму, выражающуюся в наполнении содержания дисциплины профессиональными элементами, но и внутреннюю, дающую вектор профессионального развития личности в целом.
Таким образом, профессиональную направленность дисциплин общеобразовательного цикла можно характеризовать как комплекс
содержания, средств и методов обучения, обеспечивающих взаимосвязь и взаимопроникновение общих и профессиональных компетенций. В этом случае процесс развития и обучения студентов будет способствовать повышению мотивации к освоению профессии, развитию профессиональных качеств будущих художников.
Из этого определения следует, что полноценная реализация профессиональной направленности в подготовке художников традиционных художественных промыслов требует изучения их профессионального поля деятельности, которое включает художественное проектирование и изготовление изделий традиционного прикладного искусства [1].
Профессиональная подготовка обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (вид - лаковая миниатюрная живопись), направлена на развитие профессиональных качеств будущего художника на основе изучения, сохранения и развития традиций федоскинской лаковой миниатюрной живописи, которая имеет свою уникальную стилистику, устоявшиеся жанры и тематику произведений, значительную часть которой составляют сюжеты устного народного творчества, художественной литературы.
Нами исследована проблема профессиональной направленности общеобразовательных дисциплин «Русский язык» и «Литература» в обучении художников федоскинской лаковой миниатюрной живописи. Анализ содержания профессиональных дисциплин «Исполнительское мастерство», «Проектирование», а также практик: «Практика получения первичных профессиональных навыков», «Производственная практика» показал, что темы и задания имеют достаточно тесную взаимосвязь, основанную на последовательном освоении технологии выполнения лаковой миниатюрной живописи с постепенным усложнением заданий. Так, по дисциплинам «Проектирование» и «Исполнительское мастерство» студенты изучают особенности композиционного построения и технику выполнения лаковой миниатюрной живописи в следующих жанрах: натюрморт, пейзаж, портрет, многофигурные жанровые сцены. Исполнительское мастерство позволяет формировать навыки выполнения живописи в разных жанрах, проектирование способствует развитию мышления и умению сопоставлять размеры, формы изделий с живописным и декоративным оформлением. Проекты, разработанные обучающимися, реализуются в ходе учебных практик.
Выполнение таких тем, как «Исторический портрет» и «Разработка изделия из папье-маше на фольклорную тематику» (русские народные сказки, былины, сказания, эпосы, литературные произведения) требуют актуализации исторического и литературного материала для разработки проектов. Анализ учебных программ выявил, что в программе по литературе отсутствуют темы, связанные с изучением устного народного творчества, которое составляет значительную и востребованную часть сюжетов в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи. Уникальные федоскинские
сюжеты многих жанровых композиций созданы именно на основе произведений устного народного творчества, которым даны яркие и меткие названия, например, «Приехала баба из города, привезла новостей три короба», «На каждый роток не накинешь платок», «Мил подарочек принес». Кроме этого, в творчестве федоскинских художников востребованы сказочные сюжеты по народным и авторским произведениям: «Аленький цветочек» (В.Д. Липицкий), «Царевна лебедь» (Н.М. Бабашко), «Жар-птица» (В.Д. Антонов), «Сивка бурка» (H.A. Зотов) и другие.
Содержание дисциплины «Литература» включает понятия: тема, сюжет, содержание, композиция, художественный образ, средства выразительности, общие для всех искусств и входящие в профессиональный терминологический словарь художника. На дисциплинах «Основы композиции», «Проектирование», «Исполнительское мастерство» также оперируют этими понятиями.
Анализ тем и сюжетов произведений литературы, художественных средств, которые авторы используют для эмоционального воздействия на читателя (сравнения, эпитеты, метафоры) можно соотносить с темами, сюжетами и художественными средствами профессиональной направленности в подготовке художников лаковой миниатюрной живописи.
Например, тема «Разработка художественно-графического проекта на тему «Романтический пейзаж» («времена года», «моё село», «мой город»)», изучаемая на дисциплине «Проектирование», тесно связана с текстами художественной литературы. При разработке проекта студенты обращаются к художественным текстам, анализируют фрагменты, описывающие природу и природные явления, влияние состояния природы на героев произведения; выявляют взаимосвязь между душевным состоянием человека и окружающей средой. Создание своих собственных устных текстов - словесных пейзажей, на занятиях литературой помогает эмоционально пережить состояние природы, обратиться к собственному опыту, выстроить ассоциативный ряд. Эта работа поддерживается творческими заданиями по дисциплине «Русский язык», направленными на развитие умений создавать письменные тексты в различных стилях речи.
Изучение литературных произведений по теме, связанной с Великой Отечественной войной, совпадает с разработкой художественно-графического проекта на тему «Исторический портрет» по дисциплине «Проектирование», а также с выполнением копии портрета по дисциплине «Исполнительское мастерство». На занятиях литературой обучающиеся анализируют примеры описания внешности героев, обращают внимание на особенности передачи не только физических особенностей внешности, но и психологического состояния героев. Затем пробуют составлять собственные устные описания героев. Такая работа с текстом развивает внимание к деталям при характеристике внешности, учит выявлять специфические признаки и описывать их словами, подбирая точные выражения для передачи состояния человека. Умение уловить и передать настроение -
составляющая искусства художника, требующее развития. Поэтому следующее задание связано с изучением серии графических зарисовок Заслуженного художника РФ Г.В. Скрипунова, выполненной в 1944-1946 годах XX века, на которой мастер запечатлел своих сослуживцев (рис. 1).
Рис.1. Г.В. Скрипунов. Серия графических зарисовок. 1944-1946 гг.
Эта серия работ, сохранившая для нас образы молодых военных, отличается простотой и лаконичностью. Обучающимися предлагается примерная схема описания внешности человека (пол; возраст; форма головы, лица; лоб; глаза; нос; губы; уши; морщины; волосы; мимика; плечи; осанка; одежда; аксессуары и т.д.), по которой составляется устное описание одного из портретируемых, обращается внимание обучающихся и на психологическое, эмоциональное состоянии военных. После обсуждения портретов составляет план сочинения-описания по графическому портрету, по которому студенты пишут сочинение. Такие задания способствуют не только развитию речи обучающихся, но и помогают развивать внимание и наблюдательность, анализировать изображаемое, учат искать и отбирать материал, знакомят с ведущими художниками промысла и их творчеством.
Литература - это наиболее универсальный вид искусства, который позволяет во всей полноте передать многообразие мира и взаимоотношений между людьми. «Художественная культура, - отмечал Ю.Б. Борев, -строится на вербальной основе: литература оказывает определяющее (систематизирующее) воздействие на все виды искусства, в ее контексте воспринимаются художественные образы, создаваемые в других искусствах» [3, с. 314]. Литература даёт знания необходимые при создании композиций по сюжетам художественных произведений; позволяет накапливать студентам художественно-эстетический опыт, фиксируя типажи, характеры, манеру поведения и др.
Таким образом, мы видим, что построение образовательного процесса, включающего содержание, формы и методы учебной дисциплины на принципе профессиональной направленности в обучении будущих
146
художников федоскинской лаковой миниатюры (шире - художников традиционных художественных промыслов) осуществляется посредством обеспечения единства терминологического аппарата, ценностных критериев восприятия, опорой на художественно-образную выразительность языка литературы и декоративной живописи.
Профессиональная направленность содержания общеобразовательных дисциплин является частью целостной образовательной системы по формированию и воспитанию современного художника традиционных художественных промыслов, обладающего широким кругозором, сложившимся мировоззрением, желанием развиваться в своей профессии и достигать новых высот. И это вопрос не только личностных предпочтений, но и подготовки высококвалифицированных художников в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи, способствующих сохранению и развитию уникального вида традиционного прикладного искусства.
Литература
1. Александрова Н.М. Дидактика профессионального образования в области традиционного прикладного искусства: учебное пособие для самостоятельной работы аспирантов, обучающихся по педагогическим специальностям в области традиционного прикладного искусства / Н.М. Александрова. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2017. - 96 с.
2. Ассадулина С.Х. Влияние самооценки на формирование профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя: автореферат диссертации кандидата психологических наук; научная специальность 19.00.07 Педагогическая психология / Ассадулина Светлана Халиуловна. - Москва, 1986. - 20 с.
3. Борев Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. - 4-е изд., доп. - Москва: Политиздат, 1988. - 495 с.
4. Власенков А.И. Общеобразовательным предметам профессиональную направленность // Профессионально-техническое образование. - 1981. № 8. - С. 10-11.
5. Гаранина И.Ю. Личностно-ориентированный подход к профессионально-направленному обучению математике студентов учреждений среднего профессионального образования: диссертация кандидата педагогических наук; научная специальность 13.00.08 Теория и методика профессионального образования / Гаранина Ирина Юрьевна. -Калуга, 2010.-242 с.
6. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения / В.Н. Максимова. - Москва: Просвещение, 1988. - 191 с.
7. Таканова О.В. Разработка профессионально ориентирующего содержания общеобразовательных дисциплин в агроинженерном вузе диссертация кандидата педагогических наук; научная специальность 13.00.08 Теория и методика профессионального образования / Таканова Ольга
Владимировна. - Москва, 2009. - 208 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) / Некоммерческая интернет версия консультант плюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l 19324/ (дата обращения: 26.01.2021).
9. Худякова Г. И. Системообразующая роль принципа профессиональной направленности в обучении математике // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - № 4(61). - С. 115-120.
10. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. - Т. 2. - Москва: Российская академия образования, 1999- 440 с.
References
1. Aleksandrova N.M. Didaktika professional'nogo obrazovaniya v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva: uchebnoe posobie dlya samostoyatel'noj raboty aspirantov, obuchayushchihsya po pedagogicheskim special'nostyam v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva / N.M. Aleksandrova. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2017. - 96 s.
2. Assadulina S.H. Vliyanie samoocenki na formirovanie professional'no-pedagogicheskoj napravlennosti lichnosti budushchego uchitelya: avtoreferat dissertacii kandidata psihologicheskih nauk; nauchnaya special'nost' 19.00.07 Pedagogicheskaya psihologiya / Assadulina Svetlana Haliulovna. -Moskva, 1986.-20 s.
3. Borev YU.B. Estetika / YU.B. Borev. - 4-e izd., dop. - Moskva: Politizdat, 1988.-495 s.
4. Vlasenkov A.I. Obshcheobrazovatel'nym predmetam -professional'nuyu napravlennost' // Professional'no-tekhnicheskoe obrazovanie. -1981.-№ 8.-S. 10-11.
5. Garanina I.YU. Lichnostno-orientirovannyj podhod k professional'no-napravlennomu obucheniyu matematike studentov uchrezhdenij srednego professional'nogo obrazovaniya: dissertaciya kandidata pedagogicheskih nauk; nauchnaya special'nost' 13.00.08 Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya / Garanina Irina YUr'evna. - Kaluga, 2010. - 242 s.
6. Maksimova V.N. Mezhpredmetnye svyazi v processe obucheniya / V.N Maksimova. - Moskva: Prosveshchenie, 1988. - 191 s.
7. Takanova O.V. Razrabotka professional'no orientiruyushchego soderzhaniya obshcheobrazovatel'nyh disciplin v agroinzhenernom vuze: dissertaciya kandidata pedagogicheskih nauk; nauchnaya special'nost' 13.00.08 Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya / Takanova Ol'ga Vladimirovna. - Moskva, 2009. - 208 s.
8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 54.02.02 Dekorativno-prikladnoe
iskusstvo i narodnye promysly (po vidam) / Nekommercheskaya internet versiya konsul'tant plyus. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l 19324/ (data obrashcheniya: 26.01.2021).
9. Hudyakova G.I. Sistemoobrazuyushchaya rol' principa professional'noj napravlennosti v obuchenii matematike // YAroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2009. -№ 4(61). - S. 115-120.
10. Enciklopediya professional'nogo obrazovaniya: v 3-h t. / Pod red. S.YA. Batysheva. - T. 2. - Moskva: Rossijskaya akademiya obrazovaniya, 1999-440 s.