Научная статья на тему 'Декоративная роспись по металлу: развитие традиций и сравнительный анализ видов'

Декоративная роспись по металлу: развитие традиций и сравнительный анализ видов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1350
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКОВСКОЕ ПИСЬМО / ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ / НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ РОСПИСЬ / ДЕКОРАТИВНАЯ РОСПИСЬ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Солопова А.А.

Статья посвящена обобщению результатов сравнительного анализа регионально-исторических, художественно-стилистических и технико-технологических особенностей трёх стилей российской декоративной росписи по металлу: нижнетагильской, жостовской и московской. Автором описаны современные тенденции в декоративной росписи, в том числе применение новых материалов, форм и колористических решений. Результаты исследования для наглядности представлены в проиллюстрированной таблице.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Декоративная роспись по металлу: развитие традиций и сравнительный анализ видов»

Солопова А.А., преподаватель кафедры профессиональных дисциплин, Институт традиционного прикладного искусства - Московский филиал ФГБОУВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 115573, Москва, ул. Мусы Джалиля, 14, корп. 2, e-mail: cemetary.151@mail.ru

Solopova A. А., teacher of the department ofprofessional disciplines, Institute of traditional applied art, Moscow branch of the Higher School of Folk Arts (academy), 115573, Moscow, 14 Musa Jalil str., corp. 2, e-mail: cemetary. 151@mail. ru

Декоративная роспись по металлу: развитие традиций и сравнительный анализ видов Decorative painting on metal: development of traditions and comparative

analysis of kinds

Аннотация. Статья посвящена обобщению результатов сравнительного анализа регионально-исторических, художественно-стилистических и технико-технологических особенностей трёх стилей российской декоративной росписи по металлу: нижнетагильской, жостовской и московской. Автором описаны современные тенденции в декоративной росписи, в том числе применение новых материалов, форм и колористических решений. Результаты исследования для наглядности представлены в проиллюстрированной таблице.

Abstract. The author investigates, analyzes and compares regional-historical, artistic-stylistic and technical-technological features of three styles of Russian decorative painting on metal: Nizhny Tagil, Zhostov and Moscow paintings. The article discusses current trends in decorative painting, including the use of new materials, forms and color solutions. The results of the study are presented in the illustrated table for clarity.

Ключевые слова: московское письмо, жостовская роспись, нижнетагильская роспись, декоративная роспись, исторические данные, художественно-стилистические особенности

Keywords: Moscow painting, Zhostov painting, Nizhny Tagil painting, decorative painting, historical data, artistic and stylistic features

Среди традиционных художественных промыслов особое место занимает искусство художественных лаков, появившееся в России во второй половине XVIII века. К российским художественным лакам относятся изделия из папье-маше с росписью, выполненные в Федоскино, Палехе, Мстёре, Холуе, и изделия из металла, в основном подносы с декоративной росписью масляными красками Нижнего Тагила и Жостова. Кроме этих популярных видов традиционных художественных промыслов существуют и малоизвестные, но не менее интересные - такие как подносная роспись Санкт-Петербурга, кемеровская и московская росписи.

С целью выявления характерных художественно-стилистических и технологических особенностей наиболее интересных, с точки зрения автора, видов декоративной росписи, были проанализированы их сюжетные мотивы, технология росписи, характерный колорит, композиционное строение, специфика конструкции изделий, использование декоративных материалов, влияние географического положения, наличие производства и некоторые другие факторы, которые были включены в таблицу (табл. 1).

Известно, что впервые в России металлические подносы стали расписывать на Урале в 1746 г. [13]. Позже роспись появилась в Москве и Подмосковье (примерно в 1780-1820-х гг.). Художники центрального региона пытались копировать уже известные к тому времени формы подносов и тематическое содержание росписи Урала и близко расположенного к Москве Федоскино (центра лаковой живописи на папье-маше). Поэтому на первоначальном этапе своего развития декоративные росписи по металлу разных регионов России были похожи между собой. Но вскоре выработался оригинальный, хорошо узнаваемый стиль в каждом.

Нижний Тагил - крупнейший промышленный центр Урала - является родиной русского расписного железного подноса. Искусство уральской лаковой росписи, зародившееся в 40-е гг. XVIII столетия и активно развивающееся в XXI в., обогатило художественную культуру России. В нем сплав высокого профессионального мастерства, кропотливого труда мастеров росписи по металлу, стремление к прекрасному и талант народных живописцев [13].

В Нижнем Тагиле в настоящее время существует несколько предприятий, занимающихся традиционной для этого региона росписью. Среди наиболее крупных: ООО «Метальная лавка - Тагильские подносы», «Нижнетагильский центр Нижнетагильской подносной росписи», ООО РСК «Тагильская артель», ООО «ЛИТа», ООО «Тагильский мастер», ООО «Лаковая живопись Урала». Крупные предприятия имеют специальное оборудование для создания форм подносов самостоятельно; более мелкие закупают формы подносов в других организациях и просто расписывают.

История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. В деревне Жостово с 1825 г. по настоящее время работает «Жостовская фабрика декоративной росписи» [6]. Фабрика за последние пять лет расширила ассортимент изделий с декоративной росписью, что может свидетельствовать о некотором подъеме производства.

Создание произведений художественных лаков в Москве еще мало изучено, однако, по сохранившимся в музейных собраниях малочисленным образцам, можно утверждать, что к 1840 гг. в столице уже действовало несколько предприятий, выпускающих «разнообразные изделия из металла и

папье-маше: небольшие подносы, коробочки, шкатулки, табакерки, очечники, игольницы и т.п.» [22].

С 1946 г. существовало производственное объединение «Металлодеталь», преобразованное в ОАО «Художественная гравюра», которое занималось выпуском предметов с декоративной росписью -шкатулок из папье-маше, подносов, пудрениц, вазочек из металла. В процессе исследования было выявлено, что предприятие больше не занимается выпуском изделий с декоративной росписью (данные 2019 г.).

Таким образом, нижнетагильская, жостовская и московская декоративная роспись по металлу, развивающиеся в русле общих художественных тенденций того времени, имеют собственные технико-технологические и художественно-стилистические особенности, которые стали предметом анализа данной статьи.

Сравнительный анализ перечисленных видов росписи по металлу был осуществлен по нескольким критериям. В качестве одного из критериев для сравнения были выбраны особенности материалов и инструментов, используемых художниками в росписи. Можно отметить, что они почти идентичны. Роспись ведется масляными красками, кистями из беличьего ворса. Отличается разбавитель для красок: в московском письме применяют только льняное масло, в нижнетагильской росписи льняное масло и «тройник» (разбавитель для художественных масляных красок), а в Жостово льняное масло и скипидар (жидкая смесь терпенов и терпеноидов, получаемых из смол хвойных деревьев).

Техники росписи имеют схожие названия. Например, «многослойная роспись» существует и в Нижнем Тагиле, и в Жостово, и в Москве, но сам процесс выполнения отличается. В Нижнем Тагиле в этой технике пишут только пейзажные и сюжетные мотивы, близкие по стилю к лаковой миниатюрной живописи. В Москве цветочные мотивы, выполняемые мазками, гармонично сочетаются с пейзажными мотивами, исполненными в технике миниатюрной живописи. В Жостово многослойная роспись является основной и наиболее популярной техникой для росписи цветочных композиций. Интересно, что промежуточные слои (подмалевок, прокладка и т.д.) в жостовской росписи не покрываются лаком, что технологически отличается от многослойного письма Москвы и Нижнего Тагила, где промежуточные слои покрываются слоем лака.

Роспись «по-сквозному» в Москве и Жостово выполняется очень схоже: в несколько слоёв по металлизированному порошку или потали лессировочными красками. В Нижнем Тагиле существует уникальные техники двухцветной маховой росписи и трафаретная печать. С остальными особенностями, сходствами и отличиями можно подробно ознакомиться в таблице 1.

Все виды декоративной росписи по металлу быстро развиваются и стараются соответствовать запросам современного общества. Сегодня роспись

выполняется на изделиях, изготовленных из металла, дерева и даже не традиционных для этих видов декоративного искусства стекла или кожи.

В качестве примера можно привести Жостовскую фабрику декоративной росписи, руководство которой не побоялось отойти от традиций и начать расписывать стеклянные вазы, елочные шары, фонарики и кожаные обложки для записных книг. С 2016 г. жостовские художники используют и новую технику для росписи изделий из стекла и кожи акриловыми красками, синтетическими кистями и специальным разбавителем.

Современные тенденции в развитии жостовской росписи связаны с взаимным сотрудничеством между художниками предприятия и дизайнерами.

Работа с информационными интернет-ресурсами выявила, что на современном этапе развития декоративной росписи в Жостово фабрика совместно с декоратором Ю. Герасимовой представила новую коллекцию подносов на выставке 1пВес0гМ0БС0,№ 8 октября 2019 г. Это ежегодная выставка, на которой демонстрируются продукция от ведущих компаний, а также отражаются последние тенденции и новинки в индустрии дизайна интерьеров и декорирования помещений. Ю. Герасимова разработала дизайн девять кованных минималистичных подносов с главным художником фабрики М.В. Лебедевым и его ученицей Е. Максимовой. Было придумано три варианта росписи подносов в трёх размерах. Коллекция подносов, сильно отличающаяся от «классического Жостова», вызвала интерес у посетителей

Одновременно хотелось бы отметить, что на рисунке 1 представлен поднос с декоративной росписью в стиле «московское письмо»,

выполненный в 1999 г. Г.В. Цветковым. Поднос имеет форму овала и простые борта (без изгибов), композиция росписи свободная по расположению в зеркале подноса, ассиметричная, по техническому исполнению не сложная, воздушна и лаконична, приближенная к технике исполнения «кьяроскуро» -белильная роспись, напоминающая технику «гризайль», применяемую художниками в живописи. Для росписи использованы близкие оттенки разных сложных цветов (бежевого, серебристо-голубого), создается ощущение монохромной живописи, в подносе используется декоративный приём «копчение», который создается с помощью копоти от свечи и способствует созданию неповторимого рисунка на плоскости подноса.

Рис. 1. Цветков Г.В. Поднос «Мелодии белых ночей». 1999 г.

Рис. 2. Ю. Герасимова совместно с Жостовской фабрикой декоративной росписи. 2019 г.

На рисунке 2 изображен поднос, являющийся результатом коллаборации Жостовской фабрики декоративной росписи с декоратором Ю. Герасимовой, изготовленный в 2019 г. Можно отметить некоторое сходство между произведением в стиле «московской письма», созданным 20 лет назад и современным изделием предприятия. Среди схожих черт заметно выделяются: простая форма подносов, цветовое решение фона, схожий оттенок росписи, лаконичность изображенного растительного мотива, использование декоративного приёма «копчение». Однако минимализм композиционного построения подносов и их сравнение подчеркивает незаконченность решения жостовского изделия декоративной росписи и завершенность изделия с московским письмом. Но это, скорее всего, современная тенденция времени: в декорировании интерьера, в декорировании современных промышленных предметов быта.

Развитие традиционных художественных промыслов, сохранение традиций и совершенствование создаваемых произведений в настоящее время невозможно без системы подготовки высококвалифицированных кадров.

В процессе исследования было выяснено, что в настоящее время получить среднее профессиональное и высшее образование по профилю декоративной (жостовской) росписи невозможно. Жостовская фабрика открыла художественную студию в Москве, в которой проводятся мастер-классы и курсы. Мастер-классы «Шиповник», «Жостовские маки» длятся 1,5 часа; «Жостово» - 1 час, «Роза» - 3 часа. Продолжительность курсов по освоению приемов жостовской росписи 24 часа: модули обучения «Живопись», «Рисунок», «Двойной мазок», «Жостовская роспись» [6]. После успешного завершения выпускника приглашают продолжить обучение на фабрике. Таким образом, подготовка художника по данному виду росписи осуществляется, как и в начале ХХ века, «из-под руки», без получения специального профильного образования, что свидетельствует об архаичном, непрофессиональном уровне подготовке кадров на местах. Данный принцип подготовки дискредитирует вид жостовской росписи, как примитивный, не требующий специального длительного обучения. Примечательно, что в период 1940-1990-х гг. можно было получить профильное образование по данному виду росписи в Федоскинском училище лаковой миниатюрной живописи.

В области нижнетагильской росписи среднее профессиональное образование доступно в Уральском колледже прикладного искусства и

дизайна. Основы нижнетагильской росписи преподают в рамках обучения преподавателей ИЗО, педагогов дополнительного образования вместе с основами росписи Жостова.

В области московской и нижнетагильской росписи среднее профессиональное и высшее образование можно получить в Высшей школе народных искусств (академии) и её московским филиале - Институте традиционного прикладного искусства. Возможность воспитания художника -профессионала, способного к выполнению базовых приемов росписи, к разработке авторских высокохудожественных композиций с учетом опыта регионально-исторических художественно-стилистических традиций позволяет надеяться на перспективы развития этого искусства в условиях XXI в.

В заключение статьи можно сделать следующие выводы:

• Роспись по металлу, появившись на Урале, быстро стала популярной и распространилась по всей территории России. В XIX образовалось несколько центров росписи по металлу, которые первое время выпускали одинаковую продукцию, но со временем приобрели индивидуальные черты.

• Каждый из трёх видов декоративной росписи - нижнетагильская, жостовская, московская, - рассмотренных в статье, является уникальным и имеет свои технологические и композиционные особенности.

• Для развития этих видов декоративной росписи необходимо образование: среднее профессиональное и высшее. В настоящее время получить его возможно в системе непрерывного профессионального образования в Высшей школе народных искусств и её Московском филиале -Институте традиционного профессионального образование.

• Стиль «московское письмо» в XXI веке развивается исключительно на базе Института традиционного прикладного искусства Московского филиала Высшей школы народных искусств.

• В настоящее время нижнетагильский, жостовский и московский стили росписи развиваются в реалиях XXI века. Художники декоративно-прикладного искусства стараются активно использовать роспись для украшения современных интерьеров.

Таблица 1.

Сравнительная таблица видов декоративной росписи по металлу.

Московская роспись Жостовская роспись Нижнетагильская роспись

Первое упоминание в исторически х источниках -1780 -1746

Географичес кое положение Город Москва Деревни Осташково, Жостово, село Данилково (ныне Мытищинский район Московской области) Город Нижний Тагил

Современное производств о Московское производственное объединение «Художественная гравюра» (с 1946 г.) (первоначально «Металодеталь») (на данный момент не функционирует) Жостовская фабрика декоративной росписи (с 1928 г.) Фабрика Вишнякова (с 1825 г.) • ООО «Метальная лавка -Тагильские подносы» • «Нижнетагильский центр Нижнетагильской подносной росписи», • ООО РСК «Тагильская артель», • ООО «ЛИТа», • ООО «Тагильский мастер», • ООО «Лаковая живопись Урала»

Обучение • Институт традиционного прикладного искусства -Московский филиал Высшей • Жостовская фабрика декоративной росписи: мастер-классы и курсы • Высшая школа народных искусства: СПО и ВО

школы народных искусств: СПО и ВО • Высшая школа народных искусства: СПО и ВО • Частные мастер-классы выпускников ИТПИ МФ ВШНИ • СПО и ВО в программах подготовки преподавателей ИЗО, художников декоративно прикладного искусства, педагогов дополнительного образования •Уральский колледж прикладного искусства и дизайна: СПО • СПО и ВО в программах подготовки преподавателей ИЗО, художников декоративно прикладного искусства, педагогов дополнительного образования • Предприятие «Тагильский поднос»: мастер-классы и курсы

Профильное образование Институт традиционного прикладного искусства -Московский филиал Высшей школы народных искусств - среднее профессиональное образование 54.02.02 - высшее образование (бакалавриат 54.03.02, магистратура 54.04.02) На настоящий момент профильное образование отсутствует. Существовало до 1990-х гг. в Федоскинском училище лаковой миниатюрной живописи • Высшая школа народных искусств (академия) - среднее профессиональное образование 54.02.02 - высшее образование (бакалавриат 54.03.02, магистратура 54.04.02) • Уральский колледж прикладного искусства и дизайна - среднее профессиональное образование 54.02.02

Материалы и инструменты Роспись ведется по металлу, дереву, папье-маше масляными красками кистями из беличьего ворса.

В качестве разбавителя используется льняное масло. • В качестве разбавителя для масляных красок используется льняное масло и скипидар. • Роспись по стеклу выполняется акриловыми красками. В качестве разбавителя используется льняное масло и тройник.

Ассортимент расписываем ых изделий Подносы, подносы-панно, шкатулки, пудреницы, очечники, табакерки, самовары, портсигары, чайницы, чайные коробки, часы, вазы, броши, предметы интерьера (панно, мебель в т. ч. столы, стулья, кресла, ширмы) и т.д. Подносы, самовары, подарочные наборы (коробка, поднос, стаканы; елочные шары в расписанной коробке), лейки, салфетницы, изделия из стекла (стаканы, бокалы, графины, елочные шары, уличные фонари), будильники, броши, заколки, и т.д. Подносы, самовары, шкатулки, предметы интерьера (панно, буфеты, ширмы, кресла, лавки, сундуки, столы, стулья, часы) и т.д.

Формы изделий Подносы:

Круглые (разных размеров)

Овальные (разных размеров)

Фестончатые овальные, прямоугольные

Фестончатые круглые «ромашка» Восьмиугольные

Прямоугольные (разных размеров) Прямоугольные скатерные

Квадратные Стреловидные прямоугольные, круглые Прямоугольные-восьмигранные

«Ажурка» (ажурная выпиловка по бортику подноса) Гитаровидные

Овальные (селедочница) Крылатые

Треугольные - Треугольные

Изделия из папье-маше

есть Нет нет

Производств о/ закупка форм для росписи Институт традиционного прикладного искусства заказывает формы для росписи в научной конструкторско-технологической лаборатории в Мстёрском институте лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова. Металлические формы для росписи Жостовская фабрика декоративной росписи изготавливает самостоятельно. Оснащение фабрики позволяет ковать подносы, как на станке (давить форму), так и вручную (подносы сложной формы). Остальные формы - сложные изделия из металла (например, будильники), шкатулки из мдф, уличные фонари и т.д. закупаются в оптовом количестве у сторонних производителей. Также для росписи используются изделия из богемского стекла. Предприятия изготавливают формы для росписи самостоятельно. Учебные заведения закупают формы у частных мастеров.

Техника росписи • «Алла-прима» (роспись в один слой) • Многослойная роспись «по-плотному» (роспись в несколько слоев с покрытием каждого лаком) • «По-сквозному» (роспись в несколько с покрытием каждого слоя лаком, по основе из металлизированного порошка, потали, сусального золота лессировочными красками) • Многослойная роспись (без покрытия лаком промежуточных слоев) • «По-сквозному» (многослойная роспись лессировочными красками по основе из металлизированного порошка, перламутра) • Двухцветная маховая роспись (роспись в один слой с применением особого двух-трехцветного мазка) • Многослойная роспись (техника, используемая для росписи сюжетных, пейзажных мотивов и натюрмортов, близка к миниатюрной росписи) • Трафаретная печать (техника, применяемая для создания орнамента)

Цветочная роспись

Натуралистичные цветы, выполненные в мазковой технике. Композиционное и колористическое решение продуманно заранее (на проекте). Роспись ведется по предварительному рисунку._

Основной мотив росписи. Декоративно переработанные цветы, выполненные в технике махового мазка. Роспись выполняется без предварительного рисунка.

Декоративные цветы,

выполненные в технике двухцветного махового мазка.

Фото примеры цветочной росписи на подносах

Пейзажные мотивы Часто используются. Выполняются в технике миниатюрной лаковой живописи. Пейзажный мотив органично сочетается с цветочными мотивами, выполненными в технике мазкового письма. Сейчас используются редко (в ассортименте фабрике намного чаще встречаются подносы с цветочными мотивами и орнаментом). Часто выполнялись копии с известных картин. Более декоративное и условное истолкование, чем в станковой живописи. Редко изображается с цветочным мотивом. Часто пейзаж самодостаточен, занимает всё зеркало подноса, украшается орнаментом по борту. Часто выполняются копии с известных картин, реже художники разрабатывают авторские композиции. Пейзаж самодостаточен, занимает почти всё зеркало подноса, украшается орнаментом по краям и борту. Многослойная техника и техника махового мазка развивались параллельно и не встречались на одном изделии. Сейчас есть мастера, которые стараются соединить декоративную «тагильскую розу» с натуралистично прописанным пейзажным мотивом.

Фото примеры «пейзажные мотивы» на подносах

Жанровая композиция

Жанровые композиции выполняются на предметах из папье-маше (шкатулках, ларцах, панно и тд.) Создаются копии с известных картин и авторские композиции на различные сюжеты (сказка, исторические события, бытовые сцены). На подносах жанровые композиции не изображаются.

Прежде выполнялись копии с известных картин, «тройка», сцены народных гуляний, чаепитие и т. д. На данный момент в ассортименте жостовской фабрики представлено два подноса с жанровой композицией «тройка зимняя» и «тройка летняя», выполненных одним автором, а также панно и подносы с изображением животных.

В многослойной технике изображалось многое: от пейзажей, бытовых сцен, до античных сюжетов. Темы для письма черпались из известных картин, гравюр, народного лубка, житейских буден, праздников и окружающей природы. Также выполнялись копии с известных картин.

Фото примеры «жанровая композиция» на подносах ш

Натюрморт Разнообразие тематики натюрморта от «восточных сказок» до «натюрморта с предметами декоративно прикладного искусства». Решение утонченное художественное с включением цветочных мотивов, изображением птиц и насекомых, не редко и пейзажного мотива. Сложные интересные композиции, вдохновленные голландскими натюрмортами переработанные декоративно в узнаваемом жостовском стиле. Борта подносов с натюрмортами украшаются традиционным растительным орнаментом. Раньше выполнялись копии с картин. Копии с картин украшенные по борту подноса традиционным орнаментом. Особым успехом у тагильских художников пользуются произведения голландских мастеров XVI-XVII веков, привлекающие строгим отбором предметов, разнообразием фактур предметного мира.

Фото примеры «натюрморт » на

подносах

Орнамент

Орнамент не сложный. Чаще выполняется цветом (разбавленной масляной краской), реже золотом (с использованием

металлизированного порошка или потали). Для придания законченного вида изделию используют привязки, цветочные, рокайлевидные мотивы, декоративное решение фона (копчение, разводы, поталь)_

Орнамент более сложный с растительными мотивами. Выполняется золотой пастой. В ассортименте жостовской фабрики есть подносы, полностью расписанные орнаментом.

Орнамент выполняется в технике трафаретная печать (с помощью лака и металлизированного порошка) и «от руки» золотой пастой. Часто орнамент имеет золотой или серебряный цвет, а также элементы, расписанные цветной масляной краской.

Решение фона

Под малахит, под черепашку, тоновые растяжки, плотные однотовые, плотные полихромные, под дерево, под камень, под малахит, копчение свечой

металлизированный грунт

секторное решение, «акварельные» разводы, поталь_

копчение - «червячок», вставки из перламутра_

поталь, секторное решение

Литература

1. Архангельская И.Ю. Материаловедение и технология художественной росписи: учеб. для СПО и ВО. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного ун-та. - 107 с.

2. Архангельская И.Ю. Основы композиции: учеб. направление: «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (художественная роспись по металлу и папье-маше). - СПб.: ВШНИ, 2013. -70 с.

3. Бакушинский А.В. Русские художественные лаки. - М.: Высшая школа, 1986. - 300 с.

4. Голубева А.Н. Нижнетагильская лаковая живопись XIX века // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2015. - № 2 (13). - С. 29-36. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nizhnetagilskaya-lakovaya-zhivopis-xix-veka (дата обращения: 05.03.2020). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/nizhnetagilskaya-lakovaya-zhivopis-xix-veka (дата обращения 19.07.2019).

5. Григорьева К.М. Художественные традиции и педагогические инновации в подготовке будущих бакалавров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (нижнетагильская роспись) // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2014. - № 3 (10). - С. 25-33. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n7hudozhestvennye-traditsii-i-pedagogicheskie-innovatsii-v-podgotovke-buduschih-bakalavrov-dekorativno-prikladnogo-iskusstva-i-narodnyh (дата обращения 19.07.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Жостовская фабрика декоративной росписи. - URL: https://zhostovo.ru/ (дата обращения 27.09.2019).

7. Исаев А.А. Промыслы Московской губернии. В 3-х тт. - Т. 2. Металлические промыслы. Гончарный промысел. - М., 1876. - 200 с.

8. Максимович В.Ф. Возрождаем традиционное прикладное искусство России ... и очень успешно! // Ректор ВУЗа. - 2011. - № 10. - С. 2227.

9. Максимович В.Ф. Русские лаки: Учебно-методическое пособие по курсу «Народные художественные промыслы» для специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». - М.: Педагогика, 1999. - 15 с.

10. Московское производственное объединение «Художественная гравюра». - М.: б/и, 1977.

11. Московское производственное объединение «Художественная гравюра». - М.: б/и, 1979.

12. Пилипер Д.В. Производственная практика в системе подготовки художников декоративно-прикладного искусства на примере жостовской росписи // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. - 2018. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7proizvodstvennaya-praktika-v-sisteme-podgotovki-hudozhnikov-dekorativno-prikladnogo-iskusstva-na-primere-zhostovskoy-rospisi (дата обращения 17.07.2019).

13. Предприятие народных художественных промыслов России «Тагильский поднос». - URL: http://www.tagilpodnos.ru/service/history.php (дата обращения 27.09.2019).

14. Сапрыкина А.В. Современная технология росписи жостовских подносов // Наука, образование и культура. - 2017. - № 4 (19). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-tehnologiya-rospisi-zhostovskih-podnosov (дата обращения 17.07.2019).

15. Симонова Л.А. Использование орнамента в искусстве лаковой живописи // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2013. - № 2 (6). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-ornamenta-v-iskusstve-lakovoy-zhivopisi (дата обращения 17.07.2019).

16. Солопова А.А. Особенности московского письма // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2016. - № 4. -URL:http://dpio.ru/arxiv/v1/v6_4.htm (дата обращения 16.07.2019).

17. Трясцина А.А. История возрождения «Московского письма» // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2013. - № 2 (6). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-vozrozhdeniya-moskovskogo-pisma (дата обращения 16.07.2019).

18. Трясцина А.А. Сквозное письмо: Учебно-методическое пособие по предмету «Производственное обучение». - М.: МФ ВШНИ, 2014. - 16 с.

19. Федотова О.В. Исторические основы профессионального образования в области лаковой миниатюрной живописи. Методическое пособие по курсу «Русские художественные лаки». - М.: Педагогика, 2004. -32 с.

20. Федотова О.В. Московское письмо: Учебное пособие- М.: МФ ВШНИ, 2014. - 23 с.

21. Федотова О.В. Технология изготовления изделий из папье-маше: Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Декоративно прикладное искусство и народные промыслы». - М.: Педагогика, 2004. - 28 с.

22. Цветков Г.В. История создания стиля художественной росписи по металлу и папье-маше «московское письмо» // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2017. - № 4 (22). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-sozdaniya-stilya-hudozhestvennoy-rospisi-po-metallu-i-papie-mashe-moskovskoe-pismo (дата обращения 16.07.2019).

23. Цветков Г.В. Этапы возрождения стиля «московское письмо», // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2018. - № 2 (22). - С. 104-114. - URL:http://dpio.ru/stat/2018_2/2018-02-16-Stages-revival-style.pdf (дата обращения 16.07.2019).

References

1. Arkhangelsk I.Y. materials Science and technology art painting: proc. for SPO and VO. - SPb.: Publishing house of the Saint Petersburg state University. -107 p.

2. Archangelskaya I.Yu. Fundamentals of composition: studies. direction: "Decorative and applied arts and crafts" (artistic painting on metal and papiermache). - SPb.: VSNI, 2013. - 70 p.

3. Bakushinskii and A.V. Russian lacquer art. - Moscow: Higher school, 1986. - 300 s.

4. Golubeva A.N. Nizhny Tagil lacquer painting of the XIX century / / Traditional applied art and education. - 2015. - No. 2 (13). - Pp. 29-36. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nizhnetagilskaya-lakovaya-zhivopis-xix-veka (date accessed: 05.03.2020). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nizhnetagilskaya-lakovaya-zhivopis-xix-veka (accessed 19.07.2019).

5. Grigorieva K.M. Artistic traditions and pedagogical innovations in the preparation of future bachelors of decorative and applied art and folk crafts (Nizhny Tagil painting) / / Traditional applied art and education. - 2014. - No. 3 (10). - Pp. 25-33. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7hudozhestvennye-traditsii-i-pedagogicheskie-innovatsii-v-podgotovke-buduschih-bakalavrov-dekorativno-prikladnogo-iskusstva-i-narodnyh (accessed 19.07.2019).

6. Zhostovskaya factory of decorative painting. - URL: https://zhostovo.ru/ (accessed 27.09.2019).

7. Isaev A.A. Crafts of the Moscow province. In 3 TT. - Vol. 2. Metal crafts. Pottery. - M., 1876. - 200 s.

8. Maksimovich V.F. we are Reviving the traditional applied art of Russia ... and very successfully! // Rector of The University. - 2011. - No. 10. - Pp. 22-27.

9. Maksimovich V.F. Russian varnishes: Educational and methodological guide for the course "Folk art crafts" for the specialty "Decorative and applied arts and crafts". - Moscow: Pedagogy, 1999. - 15 s.

10. The Moscow production Association "the Artistic engraving". - Moscow: b/I, 1977.

11. The Moscow production Association "the Artistic engraving". - Moscow: b/I, 1979.

12. Piliper D.V. Production practice in the system of training artists of decorative and applied art on the example of zhostovsky painting / / Vestnik MGOU. Series: Pedagogy. - 2018. - No. 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7proizvodstvennaya-praktika-v-sisteme-podgotovki-hudozhnikov-dekorativno-prikladnogo-iskusstva-na-primere-zhostovskoy-rospisi (accessed 17.07.2019).

13. Enterprise of folk art crafts of Russia "Tagil tray". - URL: http://www.tagilpodnos.ru/service/history.php (accessed 27.09.2019).

14. Saprykin A.V. Modern technology of painting Zhostovo trays // Science, education and culture. - 2017. - No. 4 (19). - URL: https^/cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-tehnologiya-rospisi-zhostovskih-podnosov (accessed 17.07.2019).

15. Simonova L.A. the use of ornament in the art of lacquer painting / / Traditional applied art and education. - 2013. - No. 2 (6). - URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-ornamenta-v-iskusstve-lakovoy-zhivopisi (accessed 17.07.2019).

16. Solopova A.A. Features of Moscow writing / / Traditional applied art and education. - 2016. - No. 4. - URL:http://dpio.ru/arxiv/v1/v6_4.htm (accessed 16.07.2019).

17. Of trestin A.A. History of the Renaissance, "Moscow letters" // Traditional applied arts and education. - 2013. -No. 2 (6). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-vozrozhdeniya-moskovskogo-pisma (accessed 16.07.2019).

18. Of trestin A.A. Through writing: a Teaching manual on the subject of "Industrial training". - Moscow: Moscow state UNIVERSITY, 2014. - 16 p.

19. Fedotova O.V. Historical bases of professional education in the field of lacquer miniature painting. Methodological guide for the course "Russian art varnishes". - Moscow: Pedagogy, 2004. - 32 p.

20. Fedotova O.V. Moscow letter: Textbook-Moscow: Moscow state University of higher EDUCATION, 2014. - 23 p.

21. Fedotova O.V. technology of making papier-mache products: Educational and methodological guide for students of the specialty "Decorative and applied arts and crafts". - Moscow: Pedagogy, 2004. - 28 p.

22. Tsvetkov G.V. History of creating the style of artistic painting on metal and papier-mache "Moscow letter" / / Traditional applied art and education. - 2017. - No. 4 (22). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-sozdaniya-stilya-hudozhestvennoy-rospisi-po-metallu-i-papie-mashe-moskovskoe-pismo (accessed 16.07.2019).

23. Tsvetkov G.V. Stages of revival of the style "Moscow letter", / / Traditional applied art and education. - 2018. - No. 2 (22). - Pp. 104-114. - URL: http: / / dpio. ru/stat/2018_2/2018-02-16-Stages-revival-style. pdf (accessed 16.07.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.